2012avtoref642

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Овсянников Павел Юрьевич
 
30 мая 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Иммиграционное законодательство и государственное противодействие нелегальной иммиграции в США во второй половине XX - начале XXI вв.» (специальность 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.166.16
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Овсянников П.Ю. Иммиграционное законодательство и государственное противодействие нелегальной иммиграции в США во второй половине XX - начале XXI вв.: автореф. дис... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2012. С. 31.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref642 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Овсянников П.Ю. Иммиграционное законодательство и государственное противодействие нелегальной иммиграции в США во второй половине XX - начале XXI вв.: автореф. дис... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2012. С. 31.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 
На правах рукописи

 
 
 
 

Овсянников Павел Юрьевич

 
 

ИММИГРАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЛЕГАЛЬНОЙ ИММИГРАЦИИ В США ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВВ.

 
 

Специальность 12.00.01 – теория и история права и государства;
 история учений о праве и государстве

 
 

АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук

 
 
 
 
 
 
 

Нижний Новгород – 2012

Работа выполнена на кафедре теории и истории государства и права НОУ ВПО «Нижегородская правовая академия» (институт).
 
Научный руководитель:    Мигунова Татьяна Леонидовна
доктор юридических наук, профессор,
профессор кафедры конституционного и административного права юридического факультета ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
 
Официальные оппоненты: Демичев Алексей Андреевич
доктор юридических наук, профессор,
профессор кафедры гражданского права и процесса Нижегородской академии МВД России
 
Смирнов Евгений Рафаилович
кандидат юридических наук, доцент,
доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
 
Ведущая организация:       ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
 
Защита состоится «30» мая 2012 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета Д 212.166.16 в ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского» по адресу: 603115 г. Нижний Новгород, ул. Ашхабадская, 4.
 
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» по адресу: 603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23.
 
Автореферат разослан «___» апреля 2012 г.
 

 
 

 
Ученый секретарь
диссертационного совета Д 212.166.16
кандидат юридических наук, доцент                                            Л.П. Ижнина
Общая характеристика работы
 
Актуальность диссертационного исследования. В современных условиях глобализации экономики, развития интеграционных процессов и социальных коммуникаций проблема иммиграции населения приобретает особую важность для большинства стран. Государственная власть заинтересована в эффективном правовом регулировании в рамках осуществления иммиграционной политики. С целью регулирования иммиграционных процессов в большинстве стран разработаны правовые нормы, позволяющие ограничить въезд «нежелательных» иностранцев и привлечь высококвалифицированные кадры из других государств.
Исторически на протяжении существования государства в США вопросы иммиграции были сложными. В результате это позволило накопить опыт в правовом регулировании иммиграционных процессов, а также выработать способы государственного противодействия нелегальной иммиграции. Поэтому исследование иммиграционного законодательства рассматривается на примере США в период с середины XX до начала XXI вв. Разработанная в это время нормативно-правовая база стала основой для регулирования правовых отношений между органами исполнительной власти и лицами, въезжающими в страну, благодаря чему в США сформировалась отрасль иммиграционного законодательства, вобравшая в себя выработанные на тот момент институты иммиграционного права. Для современной практики регулирования иммиграционных правоотношений в США характерны во многом те же признаки, которые имели место в середине XX в. Социально-экономические, демографические и иные аспекты проблемы нелегальной иммиграции становятся все более ощутимыми не только для американского общества, но и для других экономически развитых стран и требуют принятия адекватных согласованных мер с их стороны.
Исследование законодательства США в области регулирования иммиграционных процессов может дать теоретические результаты, обладающие прикладной значимостью для разработки способов государственного противодействия нелегальной иммиграции.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы правового регулирования иммиграции в США во второй половине XX – начале XXI вв. в отечественной науке исследовались учеными из различных областей знаний: историками, географами, демографами, экономистами, юристами и др.
Общетеоретические вопросы миграции населения стали объектом исследования в работах Л.Л Рыбаковского[1], Т.И. Заславской, Ж.А. Зайончковской[2], В.И. Переведенцева[3] и др. Теоретико-правовые основы миграции рассматривались М.Р. Вокуевым[4], В.А. Ионцевым[5], М.Л. Тюркиным[6], Т.Я. Хабриевой[7] и др.
Одной из первых работ, посвященных иммиграции в США, стала монография Л.А. Баграмова[8]. Автор подробно охарактеризовал место и роль иммиграции в истории США, а также состав иммигрантов. В работе проведен анализ основных иммиграционных законов, критическому анализу подверглись расовые дискриминационные нормы Закона США от 27 июня 1952 г. «Об иммиграции и гражданстве». К экономическим основам иммиграции и проблемам иммиграционной политики как США, так и других буржуазных государств обращался Э.П. Плетнев[9]. В работах А.Н. Шлепакова[10] проведен критический анализ иммиграционной политики США в середине XX в.
В отечественной историографии практически нет специальных юридических исследований, посвященных иммиграционному законодательству США в период с середины XX – начала XXI вв. Правовой анализ иммиграционных законов, действовавших в США до 60-х гг. XX в., проведен С.В. Филипповым[11]. Вопросы правового статуса трудовых иммигрантов в США до середины XX в. рассмотрены в работе О.В. Шамшура[12].
С начала 90-х гг. XX в. наступает новый этап в изучении истории развития иммиграционного законодательства США. Однако в указанный период появляется небольшое количество исследований. В работе В.А. Тена[13] проведен исторический обзор иммиграционного законодательства с колониальных времен до 1990-х гг. В трудах М.М. Иванова[14] рассмотрено иммиграционное законодательство и правовой статус иммигрантов и неиммигрантов до конца XX в. Изучением историко-правовых проблем иммиграции в США в современный период занимался О.А. Иванов[15].
Основные работы, посвященные проблемам правового регулировании иммиграции в США, бесспорно выполнены англоязычными учеными. Наибольшее количество работ по данной проблеме принадлежит американским ученым. Это связано с тем, что американская мысль является прагматичной – своевременно реагирует на изменения в иммиграционной политике. Исследования Д. Кинга[16], Э.П. Хатчинсона[17], О. Хэндлина[18] и М.А. Джонса[19] посвящены истории развития иммиграционного законодательства от колониальных времен до 1960-х гг.
Выводы относительно иммиграционной политики США во второй половине XX в. содержатся в исследованиях В. Бриггса[20], Р. Истерлина, Д. Корда, У. Бернарда, Р. Уэда[21]. Поиском путей решения проблемы нелегальной иммиграции занимались Л.Х. Фукс[22], Э. Харвуд[23], Р.Д. Гриффин[24]. Влияние различных этнических и национальных групп на иммиграционную историю США также стало объектом научных исследований К. Брауна[25], Д. Синла[26], Р. Даниельса[27].
В указанных работах затрагиваются лишь отдельные аспекты из всей совокупности сложных иммиграционных процессов и элементов иммиграционной политики, что указывает на отсутствие комплексного юридического анализа развития иммиграционного законодательства США и государственного противодействия нелегальной иммиграции в середине XX – начале XXI вв.
В современной российской юридической науке проблемы правового регулирования иммиграционных процессов в США являются малоизученными.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере правового регулирования иммиграции в США во второй половине XX – начале XXI вв.
Предметом исследования являются юридические нормы, регулирующие отношения в сфере иммиграции, основные категории иммиграционного законодательства, а также совокупность правовых норм, определяющая деятельность государственных органов США в сфере регулирования иммиграционных процессов и государственного противодействия нелегальной иммиграции во второй половине XX – начале XXI вв.
Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины XX в. до начала XXI в. Нижняя граница обусловлена вступлением в силу кодификационного Закона США от 27 июня 1952 г. «Об иммиграции и гражданстве», который объединил большую часть нормативно-правовых актов, регулировавших иммиграционные правоотношения в США. Закон продолжает действовать в настоящее время с учетом изменений и дополнений, принятых Конгрессом США. В начале XXI в. иммиграционный вопрос вновь вышел на первый план. Причиной этому послужили террористические события 11 сентября 2001 г., заставившие кардинально пересмотреть систему государственных органов в области иммиграционного контроля. Исследование охватывает период в истории иммиграционного законодательства по настоящее время.
Целью диссертационного исследования является исследование и анализ иммиграционного законодательства и государственного противодействия нелегальной иммиграции в США во второй половине XX – начале XXI вв.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:

  • проанализировать существующие в различных областях знаний содержания термина миграция населения, обосновать основные признаки, на основе которых сформулировать авторский подход к пониманию данного термина;
  • исследовать содержание правовых категорий незаконная иммиграция, незаконный въезд, незаконный иммигрант на основе существующих легальных и научных определений;
  • выявить историко-правовые предпосылки формирования иммиграционного законодательства США и общие закономерности его совершенствования;
  • провести сравнительно-правовой анализ этапов и динамики развития иммиграционного законодательства США во второй половине XX – начале XXI вв.;
  • проанализировать современные тенденции развития иммиграционного законодательства США;
  • исследовать явление нелегальной иммиграции в США;
  • проанализировать эволюцию структуры и правового статуса государственных органов США, регулирующие иммиграционные процессы;
  • определить основные направления, формы и методы государственного противодействия нелегальной иммиграции в США.

Методологическая основа диссертационного исследования определяется содержанием поставленных автором исследовательских задач и целью исследования.
Философской основой исследования выступает диалектический метод, который позволил рассмотреть иммиграционное законодательство США в динамике. Он имел определяющее значение при исследовании теоретических основ правового регулирования иммиграционных процессов в США. Вытекающие из диалектического метода законы обеспечили соблюдение всеобщих принципов научного познания: объективность, всесторонность, полноту, единство теории и практики, конкретно-исторический подход.
Общенаучные методы анализа и синтеза, дедукции и индукции при работе с источниками, а также при рассмотрении событий и явлений позволили добиваться достоверности и научной значимости ее результатов в процессе исследования. Использование системного метода обусловлено необходимостью изучения иммиграционного законодательства США в единстве и взаимосвязи составляющих его элементов.
Объект и предмет исследования обусловливают применение частнонаучных методов познания правового явления (формально-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой, метод толкования правовых актов и др.). Формально-юридический метод позволил на основе исследования научных работ и нормативно-правовых актов, регулирующих иммиграционные правоотношения в США, сформулировать понятийно-категориальный аппарат и вычленить его признаки. Историко-правовой подход обеспечил рассмотрение явлений в хронологической последовательности и взаимообусловленности, что позволило рассмотреть иммиграционное законодательство США комплексно, выявить в нем качественные изменения во взаимосвязи с конкретно-историческими условиями их существования в рассматриваемый период времени. Использование сравнительно-правового метода дало возможность установить общее и особенное в иммиграционных нормативно-правовых актах США. Метод толкования правовых актов позволил выявить истинное содержание норм иммиграционного права США.
Лингвистический метод при переводе иммиграционных законов США дал возможность ликвидировать погрешности в процессе интерпретации названия и содержания законов, а также при раскрытии содержания и сущности многообразной терминологии. Использование статистического метода позволило на основе данных о естественном и миграционном движении населения США оценить влияние иммиграционных процессов на демографическую ситуацию и определить общий уровень легальной и нелегальной иммиграции.
Теоретической основой исследования послужили труды таких отечественных ученых, как Л.А. Баграмов, М.Р. Вокуев, Ж.А. Зайончковская, М.М. Иванов, О.А. Иванов, В.А. Ионцев, В.А. Тен, С.В. Филиппов, О.В. Шамшур, А.Н. Шлепакова, а также зарубежных авторов: Д. Кинг, Э.П. Хатчинсон, О. Хэндлин, М.А. Джонс.
Источниковую базу исследования составляют федеральные законы и законы штатов США в области регулировании иммиграционных правоотношений в первой половине XX – начале XXI вв.: Internal Security Act of September 22, 1950 (64 Statutes-at-Large 987); Immigration and Nationality Act of June 27, 1952 (INA) (66 Statutes-at-Large 163); Immigration and Nationality Act Amendments of October 3, 1965 (79 Statutes-at-Large 911); Refugee Act of March 17, 1980 (94 Statutes-at-Large 102); Immigration Reform and Control Act of November 6, 1986 (IRCA) (100 Statutes-at-Large 3359); Act of September 28, 1988 (102 Statutes-at-Large 1876); Immigration Act of November 29, 1990 (104 Statutes-at-Large 4978); Illegal Immigration Reform and Immigrant Responsibility Act of September 30, 1996 (110 Statutes-at-Large 3009); Uniting and Strengthening America by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism Act of October 26, 2001 (115 Statutes-at-Large 272); The Homeland Security Act (HSA) of November 25, 2002 (116 Statutes-at-Large 2135) (H.R. 5005);  Support Our Law Enforcement and Safe Neighborhoods Act (Arizona S.B. 1070).
В отдельную группу источников входят статистические данные государственных органов США: U.S. Department of Homeland Security, Yearbook of Immigration Statistics, 2003, U.S. Government Printing Office. – Washington, D.C., 2004; U.S. Department of Homeland Security, Yearbook of Immigration Statistics, 2003. – Washington: U.S. Government Printing Office, 2004; U.S. Immigration and Naturalization Service, Statistical Yearbook of the Immigration and Naturalization Service, 1998, U.S. Government Printing Office. – Washington, D.C., 2000; U.S. Immigration and Naturalization Service, Statistical Yearbook of the Immigration and Naturalization Service, 1978, U.S. Government Printing Office. – Washington, D.C., 1978; U.S. Immigration and Naturalization Service, Statistical Yearbook of the Immigration and Naturalization Service, 1996, U.S. Government Printing Office. – Washington, D.C., 1997; United States. Department of Homeland Security. Yearbook of Immigration Statistics: 2010. – Washington, D.C.: U.S. Department of Homeland Security, Office of Immigration Statistics, 2011; U.S. Immigration and Naturalization Service. Statistical Yearbook of the Immigration and Naturalization Service. – Washington, D.C. – 1981; U.S. Immigration and Naturalization Service. Statistical Yearbook of the Immigration and Naturalization Service, 1997. – Wash.: U.S. Govt. Print Off, 1999.
Все указанные нормативные документы в настоящем исследовании даны в авторском переводе.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проведено комплексное исследование теоретико- и историко-правовых аспектов иммиграционных процессов населения в США, проанализирован генезис законодательного регулирования иммиграционных отношений, что позволило проследить развитие системы и изменение правового статуса государственных органов США, осуществляющих регулирование иммиграционных процессов, а также выявить их компетенции. Определены способы государственного противодействия нелегальной иммиграции во второй половине XX – начале XXI вв.
Анализ иммиграционного законодательства США и исследований ученых, посвященных его разработке, позволяет сделать вывод о наиболее частом и исключительном употреблении термина иммиграция (immigration), который означает въезд иностранных граждан и лиц без гражданства одной страны в другую на временное или постоянное проживание. Данный термин используется при упоминании о стране, в которую въезжают.
Сформулирована авторская концепция государственной политики США по проблемам иммиграционного законодательства и государственного противодействия нелегальной иммиграции в США во второй половине XX – начале XXI вв. Исследование представляет собой новую теоретическую интерпретацию правового регулирования иммиграционных процессов в США в указанный период.
В научный оборот введены новые иммиграционные законы штатов США – англоязычный материал, ранее неизвестный российской юридической науке: Закон штата Аризона «О поддержке сил правопорядка и защите местности», Законы штата Юта «О противодействии нелегальной иммиграции» и «Об иммиграционной ответственности и применении поправок», Закон штата Джорджия «О реформе и противодействии нелегальной иммиграции» и др. В ходе исследования при переводе англоязычных федеральных законов и законов штатов США, которые отражают сущность нормативно-правовых актов, были сформулирована основные принципы правового регулирования иммиграционных процессов.
Научная новизна диссертации выражается в следующих основных положениях, выносимых на защиту:

  1. Доказано, что под миграцией населения следует понимать совокупность правоотношений, возникающих между субъектами миграционного права в результате пересечения индивидом государственных и (или) административно-территориальных границ, влекущих приобретение им правового статуса мигранта, независимо от целей такого перемещения. Правовыми признаками миграции населения являются: регулирование данной сферы общественных отношений правовыми нормами; наличие субъектов правоотношений (индивиды и государство); основанием возникновения правоотношений является юридический факт пересечения субъектом государственных и (или) административно-территориальных границ; правовая связь между субъектами правоотношений осуществляется посредством субъективных прав и юридических обязанностей; в результате возникших правоотношений индивид приобретает правовой статус мигранта.
  2. Обосновано, что под незаконной иммиграцией следует понимать совокупность правоотношений, возникающих в результате деяний (действий или бездействий) иностранных граждан, лиц без гражданства и граждан данного государства, нарушающих иммиграционного законодательство. Выделены признаки незаконной иммиграции: представляет собой деяние в форме действия или бездействия (действие – например, пересечение государственной границы без прохождения специального иммиграционного контроля, бездействие – например, не выезд из страны по истечении законного срока для пребывания); противоправность – деяние, противоречащее нормам миграционного законодательства страны пребывания или проживания; общественная опасность – причинение вреда гражданам, обществу и государству; виновность – установление компетентным государственным органом наличия вины в форме умысла, т.е. индивид должен сознавать общественно опасный характер своих действий или бездействия, предвидеть их общественно опасные последствия и желать (либо допускать) их наступления; наказуемость – запрещенность совершения общественно-опасного деяния иммиграционными правовыми нормами под угрозой наказания.
  3. Анализ научных источников и иммиграционного законодательства США позволил выявить и обосновать основные формы незаконной иммиграции: незаконное пересечение государственной границы (пересечение государственной границы без прохождения специального иммиграционного контроля или прохождение такого контроля по поддельным документам); нарушение условий пребывания в стране (не выезд из страны по истечении законного срока для пребывания или осуществление незаконной трудовой деятельности и т.п.).
  4. Утверждается, что основы правового регулирования иммиграционных процессов на территории США были сформулированы в Законе США от 27 июня 1952 г. «Об иммиграции и гражданстве» (Immigration and Nationality Act of June 27, 1952), который представляет собой кодифицированный нормативно-правовой акт, объединивший основные законы, регулировавшие иммиграционные правоотношения на территории США до этого момента. Важным законодательным положением стало формирование системы преференций (предпочтений) и выделение 4 категорий иностранцев, участвовавших в иммиграционных процессах. Анализ иммиграционной практики США показал эффективность данного правового института.
  5. Определено, что понятия иммигрант и неиммигрант и соответственно иммиграционная виза и неиммиграционная виза введены в оборот Законом США от 27 июня 1952 г. «Об иммиграции и гражданстве» (Immigration and Nationality Act of June 27, 1952). В соответствии с п.15 ст. 101 «Определения» («Definitions») понятие иммигрант означает любого иностранца, который не включен в список неиммигрантов, что говорит о формировании правового статуса иммигранта.
  6. Утверждается, что ликвидация иммиграционных квот по странам происхождения Законом США от 3 октября 1965 г. «О внесении изменений в Закон США «Об иммиграции и гражданстве»» (Immigration and Nationality Act Amendments of October 3, 1965) позволила изменить и расширить систему преференций до 7 категорий, действие которой распространялось только для стран Восточного полушария. В результате в последующие годы это значительным образом изменило расово-национальный состав иммигрантов.
  7. В соответствии с Законом США от 20 октября 1976 г. «О внесении изменений в Закон США «Об иммиграции и гражданстве»» (Immigration and Nationality Act Amendments of October 20, 1976) сохранилась и получила развитие система преференций: ее действие распространилось на страны Западного полушария, что вызвало рост уровня иммиграции в целом, а также увеличение потока нелегальных иммигрантов. В 1980-е гг. в США впервые выработан способ противодействия нелегальной иммиграции в соответствии с Законом США от 6 ноября 1986 г. «Об иммиграционной реформе и контроле» (Immigration Reform and Control Act of November 6, 1986): с одной стороны, это легализации иностранцев уже находившихся незаконно на территории США, а с другой – создание барьеров для роста нелегальной иммиграции в дальнейшем.
  8. Доказано, что изменение иммиграционных норм Закона США от 29 ноября 1990 г. «Об иммиграции» (Immigration Act of November 29, 1990) связано с научно-техническим прогрессом, что позволило вводить квоты для высококвалифицированных специалистов. Особое внимание заслуживает въезд по паролю – специальное разрешение, которое предоставляется в силу особых (чрезвычайных) обстоятельств, в гуманитарных целях или в общественных интересах. Также пароль предоставляется претендентам на получение иммиграционного статуса в США для временных поездок за границу и беспрепятственного возвращения обратно.
  9. Утверждается, что с принятием Закона США от 30 сентября 1996 г. «О борьбе с нелегальной иммиграцией и ответственности иммигрантов» (Personal Responsibility and Work Opportunity Reconciliation Act of August 22, 1996) была введена жесткая система контроль въезда/выезда из страны. С этого же момента наблюдается расширение понятийного аппарата в иммиграционном законодательстве. Был введен новый термин «иностранец незаконно присутствующий». Это обусловлено процедурой пересечения государственной границы и определения правового статуса лица, находящегося на территории страны, и реализацией процедуры выдворения за пределы США лиц, нарушивших иммиграционный режим.
  10. Определено, что Законом США от 6 ноября 1986 г. «Об иммиграционной реформе и контроле» (Immigration Reform and Control Act of November 6, 1986) вводится иммиграционная амнистия для государственного противодействия нелегальной иммиграции, что позволило сформировать нормативно-правовую базу легализации иммигрантов. Законом определены основания для проведения иммиграционных амнистий, которые носили разноплановый характер. Организационно-правовые, состоявшие в нецелесообразности применения выдворения нелегальных иммигрантов в связи с массовостью данного явления и несовершенством нормативно-правовой базы; социально-экономические – существенные затраты на высылку нелегальных иммигрантов, а также значительные налоговые поступления в казну государства после приобретение «нелегалами» законного правового статуса.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что основные положения и выводы, изложенные в диссертации, могут способствовать более точным оценкам истории развития иммиграционного законодательства США, осуществляемой государственной политики противодействия нелегальной иммиграции в свете национальной безопасности, а также современных тенденций развития иммиграционного законодательства США и послужить основой для продолжения исследования проблем правового регулирования иммиграционных правоотношений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертационного исследования могут быть использованы в системе высшего профессионального образования, при проведении занятий по дисциплинам «Теория государства и права», «Миграционное право», «Конституционное право зарубежных стран», «История государства и права зарубежных стран» и специальным курсам, посвященным государственно-правовому регулированию в сфере миграции.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в 10 публикациях автора, в том числе 3 (объем 1,07 п.л.) статьи были опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ. Результаты диссертационного исследования докладывались на научно-практических конференциях: Межвузовской студенческой научной конференции «Закон и общество: история, проблемы, перспективы» (Красноярск, апрель 2009 г., 20 апреля 2011 г.); Межвузовской научной конференции «Молодежь, наука и цивилизация» (Красноярск, апрель 2009 г., 15 апреля 2010 г.); Международной научно-практической конференции «Проблемы ответственности в современном праве» (Москва, 10-11 декабря 2009 г.); Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе» (Красноярск, 18-19 февраля 2010 г.); IX Международной конференции молодых ученых «Традиции и новации в системе современного права» (Москва, 2-3 апреля 2010 г.); V Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Проблемы современной юридической науки и практики» (Красноярск, 7-9 апреля 2011 г.).
Основные положения диссертационного исследования внедрены в практическую деятельность Управления Федеральной миграционной службы России по Красноярскому краю и в учебный процесс НОУ ВПО «Нижегородская правовая академия» (институт).
Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории государства и права НОУ ВПО «Нижегородская правовая академия» (институт) и кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского».
Структура диссертации определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованных источников и приложений.
 
Основное содержание работы
 
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы диссертационного исследования, степень ее научной разработанности, определяются объект и предмет, цель и задачи работы, обозначаются хронологические рамки исследования, ее теоретическая и методологическая основы, обосновывается научная новизна, формулируются положения, выносимые на защиту, обосновывается научная новизна, раскрывается теоретическая и практическая значимость.
Первая глава «Теоретико-правовой анализ миграции населения» состоит из двух параграфов. В ней приводятся результаты исследования содержания понятий миграция населения и незаконная иммиграция.
В первом параграфе «Миграция населения как правовая категория» проведен анализ подходов к определению понятия миграция населения, выделены основные признаки и сформулировано авторское определение данного термина.
Комплексный характер термина миграции населения обусловлен наличием исследований специалистов из разных областей научных знаний. Юридическое толкование понятия миграции необходимо для определения правового статуса мигрантов. Анализ международных правовых документов, а также актов внутригосударственного правового регулирования процессов миграции позволяет законодателю своевременно реагировать на изменения в общественной жизни, в результате чего происходит формирование целенаправленной иммиграционной политики государства. С.Е. Метелев уточняет, что любая форма миграции может стать юридической, в случае если то или иное передвижение, выбор места пребывания и места жительства связаны с правовым регулированием. М.Л. Тюркин справедливо отмечает, что  юридического определения термина миграция как в международном, так и в российском законодательстве не существует. Ученый предложил собственное определение миграции с точки зрения права, под которой он понимает совокупность правовых отношений при проектировании и территориальном перемещении граждан, обусловленную их государственным регулированием, реализацией личных интересов и, как правило, влекущую приобретение ими нового правового статуса.
Комплексное определение миграции населения с точки зрения права предложено Т.Н. Балашовой, под которой автор понимает совокупность правовых отношений, возникающих при планировании и территориальном пересечении гражданами, иностранными гражданами, лицами без гражданства как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории в иных целях, обусловленную государственным регулированием, реализацией личных интересов и, как правило, влекущую приобретение нового правового статуса.
Отличительными правовыми признаками понятия миграция населения являются:

  • регулирование данной сферы общественных отношений правовыми нормами;
  • наличие субъектов правоотношений (индивиды и государство);
  • основанием возникновения правоотношений является юридический факт пересечения субъектом государственных и (или) административно-территориальных границ;
  • правовая связь между субъектами правоотношений осуществляется посредством субъективных прав и юридических обязанностей;
  • в результате возникших правоотношений индивид приобретает правовой статус мигранта.

В параграфе делается вывод о том, что миграция населения как правовая категория представляет собой совокупность правоотношений, возникающих между субъектами миграционного права в результате пересечения индивидом государственных и (или) административно-территориальных границ, влекущих приобретение им правового статуса мигранта, независимо от целей такого перемещения.
Во втором параграфе «Понятие и сущность незаконной иммиграции населения» проведено исследование содержания понятий незаконная иммиграция населения, незаконный иммигрант и незаконный въезд.
Незаконная иммиграция представляет собой один из видов миграции населения в зависимости от юридической формы. Неоднозначность в определении термина незаконная иммиграция обусловлена различием правовых норм, в области регулирования иммиграционных правоотношений в отдельных государствах.
На основе изученных подходов к определению понятия незаконная иммиграция представляется возможным выделить следующие признаки данного явления: представляет собой деяние, противоправность, общественная опасность, виновность, наказуемость.
Определены две основные формы незаконной иммиграции:

  • незаконное пересечение государственной границы (например, пересечение государственной границы без прохождения специального иммиграционного контроля или прохождение такого контроля по поддельным документам);
  • пересечение государственной границы законным способом и нарушение условий пребывание в стране (например, не выезд из страны по истечении законного срока для пребывания или осуществление незаконной трудовой деятельности и т.п.).

Таким образом, понятие незаконная иммиграция означает совокупность правоотношений, возникающих в результате деяний (действий или бездействий) иностранных граждан, лиц без гражданства и граждан данного государства, нарушающих иммиграционное законодательство такого государства.
Вторая глава «Правовые основы иммиграционной политики США во второй половине XX – начале XXI вв.» состоит из трех параграфов. В ней проведено исследование развития иммиграционного законодательства в США с середины XX до начала XXI вв., а также представлены результаты правового анализа содержания законов.
В первом параграфе «Иммиграционная политика и модернизация иммиграционного законодательства США в 1950-1960-ее гг.» проведен анализ иммиграционных законов США, принятых в середине XX в. и определивших последующее развитие иммиграционных правовых норм.
В.М. Шумилов определяет иммиграционное право США как совокупность норм, регулирующих условия и процедуры приобретения, сохранения и лишения статуса постоянного жителя (иммигранта) и гражданина США, а также условия и процедуры въезда и временного пребывания иностранцев в США. Представляется, что последнюю часть определения стоит дополнить процедурой выезда, т.к. данный процесс, наряду с въездом и временным пребыванием, находится в рамках нормативно-правового регулирования.
Основой иммиграционного права США является Закон от 27 июня 1952 г. «Об иммиграции и гражданстве» (Immigration and Nationality Act of June 27, 1952), известный как «Закон Уолтера-Маккарена». Он представляет кодифицированный нормативно-правовой акт, в первоначальном виде включившим в себя основные положения иммиграционных законов первой половины XX в. Существенным нововведением в середине XX в. стала система преференций, состоящая из 4 категорий (преференций). С 1 января 1953 г. устанавливалась ежегодная квота в размере 154 657 человек для стран восточного полушария. В распределении квот приоритеты были отданы странам Западной и Северной Европы – 60% квоты получили 3 страны: Великобритания, Германия и Ирландия. В то время как для Италии, Греции и Испании выделялось менее 4% квоты. Страны Южной и Восточной Европы получили 15% от всей европейской квоты. Для стран «Азиатско-Тихоокеанского треугольника» ежегодная квота была установлена в размере 100 человек и в дальнейшем не могла превысить 2000.
В период с 1952 по 1965 гг. использовано только 61% квотных виз. В основном в США стремились иммигрировать десятки тысяч людей из стран, для которых установлена небольшая квота, либо въезд из которых был запрещен.
Закон США от 3 октября 1965 г. «О внесении изменений в Закон США «Об иммиграции и гражданстве»»  (Immigration and Nationality Act Amendments of October 3, 1965), известный как «Закон Харта-Селлера», отменил систему иммиграционных квот по странам происхождения, существовавшую с 1921 г., а также расширил систему преференций (предпочтений) до 7 категорий, действие которой распространялось только на страны Восточного полушария. Общий уровень иммиграции возрос до 290 тыс. виз в год. Закон 1965 г. увеличил уровень иммиграции из стран, которые ранее находились в дискриминационном положении. Например, в 1965 г. в США въехали около 9 тыс. китайцев, до этого количество иммигрантов из Китая не превышало 1 тыс. человек.[28]
Таким образом, в 1950-1960-х гг. иммиграционное законодательство США преобразовано в целостную систему. Расовая и этническая дискриминация была ликвидирована. Главными приоритетами при разрешении вопроса о выдаче иммиграционной визы стали наличие родственных связей с лицами, проживающими в США, и высокий уровень образования. В рассматриваемый период зародились положения для реализации либеральной иммиграционной политики, отвечающей интересам населения США и других стран.
Во втором параграфе «Эволюция иммиграционного законодательства США в 1970-1990-ее гг.» исследуется развитие иммиграционного законодательства в 1970-1990-х гг.: создание нормативно-правовой базы, определяющей правовое положение беженцев и направленной на противодействие нелегальной иммиграции.
В 1970-1990-х гг. в США обозначился процесс увеличения потока иммиграции из стран Азии, Океании, Карибского бассейна. В период с 1961 по 1970 гг. уровень иммиграции составил 3 322 тыс. человек, с 1971 по 1980 гг. – 4 493 тыс. человек, а с 1981 по 1990 гг. – 7 338 тыс. человек.[29]
В связи с постоянным увеличением числа беженцев во второй половине 1970-х гг., а также с целью систематизации процедуры допуска беженцев в страну и повышения эффективности их расселения 17 марта 1980 г. Президент США Дж. Картер подписал Закон США «О беженцах» (Refugee Act of March 17, 1980), который вступил в силу 1 апреля 1980 г. Также к причинам принятия нового закона относятся, во-первых, необходимость приведения законодательства о беженцах в соответствие с международными нормами, во-вторых, необходимость легализации беженцев, находящихся на территории США, и более четкого определения их правового статуса.
Проблему нелегальной иммиграции предлагалось разрешить при помощи реализации мер, предусмотренных Законом США от 6 ноября 1986 г. «Об иммиграционной реформе и контроле» (Immigration Reform and Control Act of November 6, 1986). Нормы данного закона определяли принципы решения проблем нелегальной иммиграции: с одной стороны – это легализации иностранцев уже находившихся незаконно на территории США, а с другой – создание барьеров для роста нелегальной иммиграции в дальнейшем. Введены санкции для работодателей, привлекающие к трудовой деятельности нелегальных иммигрантов, созданы новая классификация сезонных сельскохозяйственных рабочих и положение о легализации некоторых категорий таких рабочих.
Если проблема нелегальной иммиграции в США в основном пришлась на 1980-е гг., то в 1990-е важным иммиграционным вопросом стала легальная иммиграция. Это связано с большим количеством иностранцев, желавших иммигрировать в США в конце 1980-х гг.
С целью обезопасить США от наплыва иммигрантов Конгресс принимает Закон США от 29 ноября 1990 г. «Об иммиграции» (Immigration Act of November 29, 1990), вносящий множество значительных поправок в Закон 1952 г., среди которых увеличение общей квоты для иностранцев, желавших въехать в США по иммиграционной визе. Получение иммиграционного статуса иностранцем установлено при наличии следующих оснований: родства, трудоустройства и в соответствии с программой Разнообразной иммиграции. Общий объем иммиграции увеличился до предельного уровня, который был предусмотрен квотами.
В третьем параграфе «Совершенствование федерального иммиграционного законодательства и законодательства штатов в начале XXI в.» рассматриваются изменения в иммиграционном законодательстве США и соответствующей ему политики в начале XXI в., а также иммиграционное законодательство отдельных штатов США.
Основными нормативно-правовыми актами в рассматриваемый период стали: Закон США от 26 октября 2001 г. «Об объединении и укреплении Америки, путем предоставления соответствующих механизмов, необходимых для предотвращения и пресечения терроризма» (Uniting and Strengthening America by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism Act of October 26, 2001), ужесточивший иммиграционный контроль, и Закон США от 25 ноября 2002 г. «О внутренней безопасности» (The Homeland Security Act of November 25, 2002), в соответствии с которым создано Министерство внутренней безопасности и значительным образом изменена структура органов государственной власти.
Отдельный интерес представляет закон штата Аризона от 23 апреля 2010 г. «О поддержке сил правопорядка и защите местности», который направлен на усиление контроля за нелегальной иммиграцией. В соответствии с этим законом полицейский имеет право спросить о правовом статусе лица и потребовать предъявить документы, если у полицейского возникло обоснованное подозрение, что человек находится в США нелегально. Если лицо отказывается представить документы, либо они у него отсутствуют, полицейский обязан задержать его с целью установления личности. В случае, если лицо будет иметь нелегальный статус пребывания в США, то оно подвергается уголовному преследованию. Уголовному преследованию также подлежат нелегальные иностранцы, осуществляющие трудовую деятельность, а также лица, транспортирующие или укрывающие незаконно находящихся иностранцев.
Таким образом, в начале XXI в. основными направлениями в развитии иммиграционного законодательства США стали: снижение уязвимости страны перед террористическими актами; определение компетенции новых органов государственной власти, осуществляющих регулирование иммиграционных процессов; ужесточение иммиграционного контроля на пунктах иммиграционного контроля. Попытки изменить иммиграционную политику в отдельно взятом штате позволяют дополнить вывод тем, что данные вопросы вышли на первый план и в настоящее время в США требуются серьезные изменения в иммиграционной политике путем внесения изменений в законодательные акты на федеральном уровне.
Третья глава «Правовое противодействие нелегальной иммиграции в США во второй половине XX – начале XXI вв.» состоит из трех параграфов и посвящена исследованию проблемы нелегальной иммиграции в США, анализу системы государственных органов США, осуществляющих регулирование иммиграционных процессов, и их компетенции, а также основных способов противодействия нелегальной иммиграции.
В первом параграфе «Нелегальная иммиграция в США: генезис проблемы» проведено исследование происхождения, становления и развития нелегальной иммиграции в США, выявлена ее специфика для данного государства.
В США проблема нелегальной иммиграции представляется наиболее острой в отношениях со странами Центральной и Южной Америки, а также азиатских государств. Отдельно стоит отметить Мексику, страну, которая занимает лидирующие позиции по количеству «поставляемых» ею как легальных, так и нелегальных иммигрантов.
Закон США от 30 сентября 1996 г. «О борьбе с нелегальной иммиграцией и ответственности иммигрантов» (Illegal Immigration Reform and Immigrant Responsibility Act of September 30, 1996) ввел новый термин иностранец незаконно присутствующий (Alien unlawfully present) и дал ему детальное толкование. В соответствии с разделом 301 данного закона, «незаконно присутствующий иностранец – это лицо, которое находилось на территории США более 180 суток, но менее 1 года, добровольное выехавшее за пределы США (до начала слушаний по делу о выдворении), и снова пыталось въехать в США в течение 3 лет с момента выезда, либо выдворения; лицо, которое находилось на территории США в течение 1 года или более и снова пыталось въехать в США в течение 10 лет с момента добровольного выезда или выдворения».
Анализ нарушений иммиграционного режима позволяет отнести к категории нелегальных иммигрантов следующих лиц, въехавших на территорию США:

  • незаконно, без прохождения пограничного и иммиграционного контроля;
  • по поддельным документам или другим не установленным законодательством способом;
  • законно, т.е. по соответствующей неиммиграционной визе, однако оставшихся на территории США сверх установленного срока;
  • законно, но нарушивших условия неиммиграционного статуса.

Таким образом, иммиграционная политика США в сфере противодействия нелегальной иммиграции должна исходить из предпосылок и факторов данного явления, а также из понимания того, какие последствия оно влечет. Среди объективных факторов данного явления можно выделить: наличие государственной границы с Мексикой; нестабильность общественно-политической обстановки; низкий уровень социально-экономического развития в развивающихся странах, особенно в тех, которые расположены в Центральной и Южной Америке (например, Сальвадор, Гватемала, Доминиканская Республика, Бразилия).
Во втором параграфе «Развитие и правовой статус системы государственных органов США, осуществляющих регулирование иммиграционных процессов» анализируется структура и основные функции органов государственной власти США, регулирующих иммиграционные процессы.
Трагические события, произошедшие 11 сентября 2001 г. в США, в значительной степени оказали влияние на изменение иммиграционной политики государства. Существенные изменения произошли в системе государственных органов, в частности, в структуре органов иммиграционного контроля.
В 2002 г. образовано Министерство внутренней безопасности, одной из основных функций которого является регулирование иммиграционных процессов. В структуру Министерства входят следующие органы, наделенные иммиграционными полномочиями: Управление иммиграционного и таможенного контроля, Служба гражданства и иммиграции, Управление таможенной и пограничной службы.
В Соединенных Штатах существует еще ряд государственных органов, осуществляющих функции в области иммиграционных отношений. Государственным органом, отвечающим за вопросы иностранных дел, является Государственный департамент США. Государственным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входят вопросы занятости и трудоустройства населения, является Министерство труда.
Таким образом, структура государственных органов обусловлена целями и задачами иммиграционной политики США. Министерство внутренней безопасности США является комплексным органом с точки зрения функций: оно отвечает за процедуру приема иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию страны, следит за законностью пребывания таких лиц, а также осуществляет противодействия нелегальной иммиграции. Среди основных принципов деятельности органов исполнительной власти в области регулирования иммиграционных отношений стоит выделить следующие. Во-первых, положительное влияние оказывает персонифицированный подход к рассмотрению заявок на выдачу иммиграционных виз, а также разрешение вопросов трудоустройства. Во-вторых, наибольшее внимание уделяется привлечению высококвалифицированных иностранных специалистов. В-третьих, приоритет при решении вопроса о трудоустройстве отдается гражданам, а также лицам, постоянно проживающим на территории США. В-четвертых, функционирование системы мониторинга рынка труда положительным образом сказывается на удовлетворении потребностей США в трудовых ресурсах.
В третьем параграфе «Основные способы государственного противодействия нелегальной иммиграции в США» формулируется содержание и сущность некоторых способов государственного противодействия нелегальной иммиграции
Одним из способов противодействия нелегальной иммиграции является иммиграционная амнистия. Анализ опыта реализации иммиграционной амнистии в различных странах показывает, что ее проводят, как правило, перед тем, как внести изменения в законодательное регулирование иммиграционных процессов. Так, например, в США в 1987 г. проведена амнистия, а в 1990 г. в связи с принятием Закона США «Об иммиграции» (Immigration Act of November 29, 1990) произошла реформа иммиграционной системы.
В истории США всеобщая иммиграционная амнистия была проведена в период с 1987 по 1988 гг. Сроки процедуры легализации незаконных иммигрантов были установлены с 5 мая 1987 г. по 4 мая 1988 г. Исключение касалось только сезонных сельскохозяйственных рабочих, для которых последний срок подачи соответствующего заявления был продлен до 30 ноября 1988 г. Для получения легального статуса необходимо было документально подтвердить факт работы в США не менее 90 дней и постоянного проживания в течение 180 дней в период с 1 мая 1985 г. по 1 мая 1986 г. Амнистия распространялась только на иностранцев, которые въехали на территорию США до 1 января 1982 г., следовательно, срок проживания должен был составлять не менее 5 лет. Лица, находившиеся в стране после указанной даты, подлежали депортации.
В последующие десятилетия в США проводился еще ряд иммиграционных амнистий. 26 августа 1996 г. Конгрессом США принят Закон «О расходах на 1995 г.», предоставивший возможность иммигрантам, находящимся в стране незаконно, с 1 октября 1994 г. по 1 октября 1997 г. обратиться за получением Грин карты. В соответствии с Законом США от 21 декабря 2000 г. «О легальной иммиграции и семейных ценностях» (Legal Immigration Family Equity Act of December 21, 2000), легальный статус могли получить те иммигранты, чья петиция по формам I-130 (ходатайство через родство), I-140 (ходатайство через трудоустройство), I-360 (ходатайство для специальных иммигрантов) или заявление о трудовой сертификации ETA-750 были поданы до 30 апреля 2001 г.
Таким образом, вопрос об эффективности иммиграционной амнистии является дискуссионным. Введение процедуры легализации иностранцев, незаконно находящихся на территории страны, должно учитывать, прежде всего, современный уровень развития общества, количество «нелегалов» и их этносоциальное размещение. Опыт США в данной сфере является неоценимым при подготовке подобных программ в различных странах, в том числе и в России.
Заключение диссертации содержит обобщенные концептуальные выводы и результаты исследования, подтверждающие достижение исследовательской цели.
Приложения содержат диаграммы и таблицы.
 
Основные положения диссертации отражены в следующих работах:
 
Статьи в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации результатов диссертационных исследований:

  1. Овсянников, П.Ю. К вопросу о депортации и выдворении из России и США / П.Ю. Овсянников // Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2011. – № 2. – С. 230-233. – 0,37 п.л.
  2. Овсянников, П.Ю. Иммиграционная амнистия США: уроки для России / П.Ю. Овсянников // Российский юридический журнал. – 2011. – № 6. – 0,27 п.л.
  3. Овсянников, П.Ю. Миграция населения как правовая категория / П.Ю. Овсянников // Современное право. – 2011. – № 11. – С. 32-36. – 0,43 п.л.

Статьи в других научных изданиях:

  1. Овсянников, П.Ю. Эволюция иммиграционной политики США в 1960-х годах / П.Ю. Овсянников // Закон и общество: история, проблемы, перспективы: мат-лы межвуз. студ. науч. конф. / Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2009. – С. 29-31. – 0,16 п.л.
  2. Овсянников, П.Ю. Новеллы иммиграционного законодательства США в 1960-х гг. / П.Ю. Овсянников // Молодежь, наука и цивилизация: межвузовский сборник тезисов, докладов адъюнктов (аспирантов), курсантов, слушателей и студентов. Выпуск 12: в 2 ч. / отв. ред. Д.Д. Невирко; Сибирский юридический институт МВД России. – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2009. – Ч. 1. – С. 11-14. – 0,16 п.л.
  3. Овсянников, П.Ю. Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушающих иммиграционный режим в Красноярском крае / П.Ю. Овсянников // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе: сборник материалов XIII международной научно-практической конференции (18-19 февраля 2010 г.) : в 3 ч. / отв. ред. Д.Д. Невирко ; Сибирский юридический институт МВД России. – Красноярск: СибЮИ МВД России, 2010. – Ч. 2. – С. 84-88. – 0,21 п.л.
  4. Овсянников, П.Ю. Ответственность за нарушение иммиграционного режима иностранцами в России и США: сравнительно-правовой анализ / П.Ю. Овсянников // Миграционное право. – 2010. – № 2. – С. 29-32. – 0,32 п.л.
  5. Овсянников, П.Ю. Иммиграционный закон 1990 г.: правовая основа современной иммиграционной политики США / П.Ю. Овсянников // Молодежь, наука и цивилизация: межвузовский сборник тезисов, докладов адъюнктов (аспирантов), курсантов, слушателей и студентов. Выпуск 13: в 2 ч. / отв. ред. Д.Д. Невирко; Сибирский юридический институт МВД России. – Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2010. – Ч. 1. – С. 29-32. – 0,14 п.л.
  6. Овсянников, П.Ю. Правовые основания получения иностранцами иммиграционного статуса в США / П.Ю. Овсянников // Закон и общество: история, проблемы, перспективы: мат-лы XIV межвуз. студ. науч. конф. (апрель 2010 г.) / Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2011. – С. 57-58. – 0,14 п.л.
  7. Овсянников, П.Ю. К вопросу о правовом регулировании иммиграции в США / П.Ю. Овсянников // Проблемы правоохранительной деятельности. – 2011. – № 1. – С. 70-72. – 0,14 п.л.

 
Общий объем опубликованных работ – 2,34 п.л.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Подписано в печать 26.04.12. Формат 60х84 1/16
Бумага офсетная. Печать цифровая.
Усл. печ. л. 1,3. Заказ № 157. Тираж 100 экз.
 
Отпечатано с готового оригинал-макета
в РИУ ННГУ им. Н.И. Лобачевского.
603000, г. Нижний Новгород, ул. Б. Покровская, 37

 
[1] Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика / Л.Л. Рыбаковский, Т.И. Заславская. – М., 1987. – 199 с.; Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории) / Л.Л. Рыбаковский. – М.: ИСПИ РАН, 2003. – 239 с.
[2] Зайончковская Ж.А. Демографическая ситуация и расселение / Ж.А. Зайончковская. – М.: Наука, 1991. – 130 с.
[3] Переведенцев В.И. Методы изучения миграции населения. – М., 1975.
[4] Вокуев М.Р. Миграционное право современной России: теоретико-правовой анализ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Вокуев М.Р. – Ростов-на-Дону, 2006. – 28 c.
[5] Ионцев, В.А. Международная политика буржуазных государств / В.А. Ионцев. – М.: Знание, 1980. – 64 с.
[6] Тюркин М.Л. Миграционная система России / М.Л. Тюркин. – М.: Издательский дом «Стратегия», 2005. – 368 с.
[7] Хабриева Т.Я. Миграционное право России: теория и практика / Т.Я. Хабриева. – М., 2008. – 336 с.
[8] Баграмов Л.А. Иммигранты в США. – М., 1957. – 157 с.
[9] Плетнев Э.П. Международная миграция рабочей силы в капиталистической системе мирового хозяйства / Э.П. Плетнев. – М., 1962. – 376 с.
[10] Шлепаков А.Н. Иммиграция и американский рабочий класс в эпоху империализма / А.Н. Шлепаков. – М.: Мысль, 1966. – 502 с.; Шлепаков А.Н. Американская историография о роли иммигрантов в истории США империализма / А.Н. Шлепаков // Новая и новейшая история. – 1966. – № 3; Шлепаков А.Н. США: «похищение умов» в прошлом и настоящем / А.Н. Шлепаков, Л.А. Смирнова. – М.: Мысль, 1983. – 182 с.; Шлепаков А.Н. Национальные меньшинства и иммигранты в современном капиталистическом мире / А.Н. Шлепаков [и др.]. – Киев: Наукова думка, 1984. – 293 с.
[11] Филиппов С.В. США: иммиграция и гражданство (политика и законодательство) / С.В. Филиппов. – М., 1973. – 203 с.
[12] Шамшур О.В. «Золотые двери» иммиграции: что кроется за ними? / О.В. Шамшур. – Харьков: Прапор, 1987. – 172 с.
[13] Тен В.А. Иммиграционная политика США в XVII – XX вв. Краткий исторический очерк / В.А. Тен. – М.: Диалог-МГУ, 1998. – 138 с.
[14] Иванов М.М. Неиммиграционные визы США / М.М. Иванов. – М.: Русская Деловая Литература, 1997. – 192 с.; Иванов М.М. США: правовое регулирование иммиграционного процесса (условия и процедуры приобретения статуса постоянного жителя США) / М.М. Иванов. – М.: «Междунар. отношения», 1998. – 480 с.
[15] Иванов О.А. Иммиграция и иммиграционная политика в США: 1990-е годы: дис. ... канд. ист. наук 07.00.03 / О.А. Иванов. – М., 2005. – 163 с.
[16] King, D. The Liberty of Strangers. Making the American Nation / D. King. – N.Y.: Oxford University Press, 2005. – 229 p.
[17] Hutchinson E.P. Legislative history of American Immigration policy, 1798-1965 / E.P. Hutchinson. – Philadelphia, 1981. – 685 p.; Hutchinson E.P. Immigrants and their children, 1850-1950 / E.P. Hutchinson. – N. – L., 1956. – 391 p.
[18] Handlin O. The Uprooted / O. Handlin. – Boston, 1952. – 310 p.; Handlin, O. The Americans: A New History of the People of the United States / O. Handlin. – Boston – Toronto, 1963. – 434 p.; Handlin O. Race and Nationality in American Life / O. Handlin. – Boston, 1957 – 300 p.
[19] Jones, M.A. American immigration / M.A. Jones. – Chicago: University of Chicago Press, 1992. – 353 p.
[20] Briggs V.M. Mass Immigration and the National Interest / V.M. Briggs. – N.Y.: M. E. Sharpe, Inc., 1992. – 278 p.; Briggs V.M. Immigration Policy and the American Labor Force / V.M. Briggs. – Baltimore, L.: Johns Hopkins University Press, 1984. – 295 p.
[21] Easterlin R.A. Immigration / R.A. Easterlin, D. Ward, W.S. Bernard, R. Euda. – Cambridge (Mass.); L.: Belknap press of Harvard univ. press, 1982. – 159 p.
[22] Fuchs L.H. Cultural Pluralism and the Future of American unity: The impact of illigal aliens // Intern. migration rev. – Staten Island (N.Y.). 1984. – Vol. 18, № 3. – P. 800-813.
[23] Harwood E. In Liberty's Shadow: Illegal Aliens and Immigration Law Enforcement. – Stanford, 1986. – 224 p.
[24] Griffin R.D. Illegal Immigration. – Wash.. 1992. – 24 p.
[25] Brown K. Demographic and socio-economic characteristics of the Hispanic population: Results from the 1980 census / K. Brown // The Hispanic population: A demographic a. iss. profile. – Wash., 1983. – P. 264-282.
[26] Cinel D. From Italy to San Francisco: The Immigrant Experience / D. Cinel. – N.Y., 1982. – 347  p.
[27] Daniels R. Coming to America: A History of Immigration and Ethnicity in American Life / R. Daniels. – N.Y., 1990. – 450 p.
[28]Тен В.А. Иммиграционная политика США в XVII-XX вв. Краткий исторический очерк / В.А. Тен. – М.: Диалог-МГУ, 1998. С. 80.
[29] U.S. Department of Homeland Security, Yearbook of Immigration Statistics, 2003. – Washington: U.S. Government Printing Office, 2004. – P 11.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0