2012avtoref630

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Леднева Татьяна Владимировна
 
30 мая 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Юридический ценз» (специальность 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.166.16
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Леднева Т.В. Юридический ценз: автореф. дис... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2012. С. 33.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref630 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Леднева Т.В. Юридический ценз: автореф. дис... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2012. С. 33.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
На правах рукописи
ЛЕДНЕВА Татьяна Владимировна
ЮРИДИЧЕСКИЙ ЦЕНЗ
Специальность: 12.00.01 – теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Нижний Новгород
2012
Работа выполнена в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского.
Научный руководитель: кандидат юридических наук, доцент
Цыганов Виктор Иванович
Официальные оппоненты: Баранова Марина Владимировна,
доктор юридических наук, профессор,
Нижегородская академия МВД России,
профессор кафедры теории и истории
государства и права;
Шабуров Анатолий Степанович,
доктор юридических наук, профессор,
Уральская государственная
юридическая академия,
профессор кафедры теории
государства и права
Ведущая организация: Саратовская государственная юридическая академия
Защита состоится 30 мая 2012 года в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 212.166.16 на базе Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского по адресу: 603115, г. Нижний Новгород, ул. Ашхабадская, 4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижегородского госу-дарственного университета им. Н.И. Лобачевского.
Автореферат разослан «17» апреля 2012 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат юридических наук, доцент Ижнина Л.П.
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Активное развитие новых форм эко-номических отношений, укрепление национального самосознания, обновление социальных и глубокое реформирование государственных институтов диктуют не только необходимость совершенствования законодательства, но и специали-зацию юридических норм применительно к составу участников конкретной сферы социального взаимодействия. Одним из технико-юридических средств решения подобного рода задач выступает рациональное использование в дейст-вующем механизме правового регулирования юридических цензов.
Термин «ценз» имеет широкое распространение как в юридической науке и практике, так и в политической сфере, публицистике, во многих иных сферах бытия и познания. Будучи одними из наиболее заметных и активно функциони-рующих явлений юридической сферы, цензы оказывают весомое воздействие на ход и результаты правового регулирования социальной действительности, отражают актуальные направления правовой политики на федеральном и реги-ональном уровнях, выступают высокозначимым компонентом механизма мо-дернизации взаимоотношений общества и государства. Так, Президент России в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года подчеркнул: «Совет Федерации должен формироваться только из числа лиц, избранных в представительные органы власти, и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации. Так называемый ценз оседлости, предписывающий члену Совета Федерации проживать в ранее опре-деленном регионе определенное количество лет – должен быть отменен»1.
Вместе с тем, в российской юридической науке единого представления о правовой природе и функциональной роли юридического ценза к настоящему моменту не сложилось. Комплексный анализ юридической литературы показы-вает, что этот актуальный и многопрофильно функционирующий инструмента-рий до настоящего времени не подвергался специальному теоретико-методо-
______________
1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 года // Российская газета. – 2008. – 6 ноября.
4
логическому исследованию. Преобладающая часть работ носит сугубо отрасле-вой характер, в связи с чем в правовом пространстве сложилась весьма много-численная и многообразная совокупность определений отдельных разновидно-стей юридического ценза.
Однако не только в юридических источниках, но и в общенаучном плане достаточно заметна терминологическая дисгармония используемых определе-ний ценза. В одних случаях ценз определяется как допуск: «Ценз – условие, до-пускающее человека к пользованию теми или иными политическими правами»1. В других – как ограничение: «Ценз – условие, ограничивающее допущение лица к осуществлению прав»2. В-третьих – в качестве предпосылки: «Ценз – установ-ленный Конституцией или законами критерий, необходимый для реализации гражданами своих социально-экономических и политических прав»3.
Актуальность исследования определяется и тем, что общепризнанный устоявшийся взгляд на юридический ценз как условие, ограничивающее поль-зование гражданами политическими правами и обязанностями, обременяющее свободу4, неоправданно сужает его регулятивную ценность. Сегодня в россий-ском законодательстве цензовые условия используются в самых различных контекстах и практически во всех отраслях. И это объективно и закономерно. Юридический ценз является неотъемлемым атрибутом правовой материи, по-скольку в общеисторическом контексте сопровождает и пронизывает право на всем протяжении его развития. Исторические сведения дают не только началь-ное представление о зарождении и месте юридических цензов в социально-государственном устройстве, но и об их сущности и значительной потенциаль-ной «способности» приобретать новые качества и сферы своего применения. В этой связи отсутствие должного научного внимания со стороны юридической ______________
1 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 1993. – С. 861; Иллюстрированный энциклопедический словарь / Ред. кол.: В.И. Бородулин, А.П. Горкин, А.А. Гусев, Н.М. Ланда и др. – М., 1995. – С. 761.
2 Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. – М., 1996. – Т. 4. – С. 1214.
3 Большая юридическая энциклопедия. – М., 2008. – С. 655.
4 См.: Тихомирова Л.В. Юридическая энциклопедия / Л.В. Тихомирова, М.Ю. Тихомиров. – М., 2007. – С. 925.
5
общественности к механизмам определения, нормативной формализации, вве-дения и реализации цензовых требований, сферам их применения, процедурам отмены и приостановления действия на практике порой оборачивается дискри-минационными проявлениями. Так, в сфере трудовой занятости широкое не-формальное распространение получил этнический ценз, когда при приеме на работу предпочтение отдается представителям определенной этнической общ-ности. В большинстве ситуаций наличие подобного рода этнических цензов но-сит латентный характер, ибо их применение завуалировано, проявляется в скрытой форме. В этой связи для современного углубленного анализа сущности юридического ценза требуется определение его места среди иных явлений, установление соотношения со смежными регуляторами.
В значительной мере актуальность исследования юридических цензов обу-словлена потребностями вхождения России в международное правовое про-странство. Ценз является важным и достаточно действенным инструментом со-гласования, гармонизации международных норм и принципов с правовыми ис-точниками России. Заметная роль принадлежит цензам в процессе законода-тельного обеспечения реализации принципов равенства, гуманизма и справед-ливости, укрепления правовой государственности, демократизации основ феде-рализма и местного самоуправления.
Юридический ценз выступает одним из превентивных средств, препят-ствующих и профилактирующих нарушения социального равновесия во всех его проявлениях. Будучи элементом правового регулирования, цензы дозируют, препятствуют либо контролируют «проникновение» субъективного фактора в пределы объективной целесообразности. Практическое освоение разнообраз-ных цензовых технологий при должном научно-методологическом обеспечении способствует становлению «жизнеспособного» гражданского общества, эффек-тивному восприятию и позитивному отношению граждан к реализации законо-дательства, развитию действительно конкурентной демократии.
Отмеченные обстоятельства обусловливают актуальную потребность не только в дополнении имеющихся знаний, но и их насыщении новым содержа-
6
нием, что в итоге способствует созданию комплексной общетеоретической кар-тины всего правового явления.
Степень научной разработанности темы. На протяжении всей истории российского права юридические цензы (в первую очередь, в сфере политиче-ских прав) были предметом острых споров, обсуждений и дискуссий. Однако при всей важности рассматриваемой темы диссертационная проблематика ис-следована в основном в сугубо отраслевом ракурсе. В общеправовом аспекте на сегодняшний день проблематика юридических цензов остается фактически не-изученной.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией юридических цензов либо подвергаемые регулятивному воздействию посредством юридических цензов.
Предмет исследования – юридический ценз как функциональный компо-нент правореализационного механизма в современной России.
Целью исследования является комплексное общетеоретическое осмысле-ние сущности юридического ценза, раскрытие его содержания, анализ ценности и путей повышения эффективности реализации в современной России.
Для достижения названной цели в работе поставлены следующие исследо-вательские задачи:
– изучить и обобщить имеющиеся научные материалы, определить степень и уровень научной разработанности темы в целом и ее отдельных, наиболее ак-туальных направлений;
– проанализировать эволюцию теоретических представлений о юридиче-ских цензах, выделить и обосновать аспекты их анализа в современной право-вой науке;
– выявить основные признаки и сформулировать авторское определение понятия «юридический ценз»;
– раскрыть функциональную характеристику юридических цензов;
– выделить основания классификации и на этой основе охарактеризовать виды юридических цензов;
7
– выявить основные дефекты в содержании и форме, в формулировании и реализации юридически значимых цензов;
– сформулировать конкретные рекомендации, направленные на повыше-ние эффективности, предупреждение, выявление, преодоление и устранение дефектов юридических цензов, создание целостной теоретико-практической концепции совершенствования практики юридического цензирования.
Методологическую основу исследования составляет диалектический ме-тод. В работе используются всеобщие принципы научного познания (объектив-ность, всесторонность, историзм, единство теории и практики). В процессе ис-следования применялись общенаучные: логические (анализ и синтез, индукция и дедукция), моделирования, системно-структурный, функциональный, сравни-тельный; специальные (статистический, конкретно-социологический, психоло-гический); частнонаучные (сравнительного правоведения, формально-юриди-ческий, толкования норм права) методы.
Теоретическую основу исследования составили опубликованные науч-ные труды отечественных и зарубежных специалистов по теории государства и права, отраслевым юридическим наукам, международному праву, данные, опубликованные в научной литературе и в периодической печати.
В ходе исследования диссертант опирался на труды С.С. Алексеева, П.В. Анисимова, Л.Ф. Апт, В.К. Бабаева, М.И. Байтина, В.М. Баранова, П.П. Баранова, Н.С. Бондаря, Н.А. Власенко, Р.Б. Головкина, Т.Д. Зражевской, В.Б. Исакова, В.Н. Карташова, Т.В. Кашаниной, В.Я. Кикотя, Д.А. Керимова, С.В. Кодана, В.И. Крусса, В.В. Лазарева, А.В. Малько, Н.И. Матузова, А.И. Ов-чинникова, А.С. Пиголкина, С.В. Полениной, Т.Н. Радько, Р.А. Ромашова, О.Ю. Рыбакова, И.Н. Сенякина, В.Н. Синюкова, В.М. Сырых, Н.Н. Тарасова, Ю.А. Тихомирова, В.А. Толстика, А.Г. Хабибулина, Т.Я. Хабриевой, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева, А.И. Экимова.
Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция Рос-сийской Федерации, федеральное законодательство, указы Президента России, постановления Правительства и Федерального Собрания Российской Федера-
8
ции, нормативные правовые акты федеральных министерств, субъектов Рос-сийской Федерации. Особое место среди источников исследования занимают международные договоры, соглашения и конвенции, участником которых явля-ется Российское государство, а также не вступившие в силу международно-правовые акты, проекты международных актов, рекомендации и резолюции межгосударственных органов и организаций.
В качестве эмпирического материала в работе использовались статисти-ческие данные и аналитические документы, показатели социологических опро-сов, анкетирования разных групп населения, контент-анализ. В диссертации использованы решения органов судебной власти, материалы научно-практических конференций, публикации в периодической печати, экспертные заключения по законодательным и подзаконным нормативным актам, справоч-ная литература.
Научная новизна исследования заключается в том, что диссертация представляет собой первое общетеоретическое монографическое исследование юридических цензов. Аргументированно доказывается наличие у данного фе-номена общеправового характера, а также раскрываются его функциональные составляющие. Новизной отличаются сформулированные диссертантом пред-ложения по совершенствованию и повышению эффективности реализации юридических цензов. Новизна подходов подкрепляется новизной юридического понятийного аппарата.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Юридический ценз – установленное законом либо правомерно санкци-онированное условие материального и (или) процедурного характера, позволя-ющее осуществить допуск участников социального общения к конкретному ви-ду функциональной деятельности.
2. Предметом юридического ценза выступает характеристика имманент-ных признаков соответствующих субъектов, позволяющая устанавливать для них единую степень релевантности (например, по признаку пола, возраста) и (или) уровень качественной функциональной однородности (например, по уров-
9
ню профессионализма). В процедурном аспекте предметом ценза является алго-ритм определения и фиксации соответствия субъекта цензовым установлениям.
3. С позиции диалектики социального развития основной целью реализа-ции юридических цензов является общенормативная фиксация дифференциро-ванного уровня и степени потенциальной (презюмируемой) способности (годно-сти) участников к социально полезному виду взаимодействия. Подобная диффе-ренциация позволяет отделить мнимые способности от реальных и, тем самым, достичь обоснованности и разумности свободы выбора субъектами сфер дея-тельности на основе принципов равноправия, равенства и справедливости.
4. Функциональная роль юридических цензов заключается в: стимулиро-вании субъектов к самосовершенствованию; создании предпосылок для эконо-мической рационализации; фиксации юридических статусов субъектов; преду-преждении социальной ориентированной агрессии; стабилизации вновь возни-кающих общественных отношений; достижении предсказуемости выбора участ-никами правоотношений варианта поведения.
5. Классификация юридических цензов осуществляется: по степени опре-деленности (абсолютно-определенные, относительно-определенные, неопреде-ленные), по способу формулирования (позитивно изложенные и негативно из-ложенные), по сфере правового регулирования (сферы частного права и сферы публичного права), по характеру волевой основы реализации (активные и пас-сивные), по сферам распространения (универсальные и специальные), по вре-мени действия (постоянные и периодические).
6. К числу дефектов формирования и реализации цензов относятся: распро-странение неформальных цензов; противоречие цензов сформировавшимся по-литическим стратегическим ориентирам, правовым идеалам, принципам дейст-вующей системы законодательства; неопределенность установленных цензовых требований; введение цензов на подзаконном нормотворческом уровне; недо-ступность смысла и содержания цензов; противоречия между действующими цензами; произвольное расширение цензовых требований; конкуренция с неписа-ными, корпоративными цензами; наличие цензовых стереотипов в общественном
10
сознании; отсутствие возможности обжалования цензовых условий; нечеткость законодательных критериев применения цензовых предписаний; распространение социально-вредных (опасных) цензов.
7. Повышение эффективности юридических цензов основывается на мерах по: информационному обеспечению их реализации, согласованию цензовых условий и субъективных возможностей, расширению в правовом пространстве использования альтернативных цензов, устранению конкуренции цензов раз-личных нормативных правовых актов, систематизации юридических цензов. Теоретическая значимость исследования определяется его актуально-стью, новизной, научно обоснованными и аргументированными выводами и предложениями. Основные положения работы позволяют по-новому подойти к понятию, признакам, структуре, месту и роли цензов в механизме правового регулирова-ния и системе юридического воздействия. Материал диссертации дополняет и развивает многие разделы теории права и государства, отраслевых юридиче-ских наук и международного права. Работа позволяет привлечь внимание к наиболее важным и перспективным направлениям научных исследований, мо-жет быть полезна ученым различных специальностей и направлений при напи-сании диссертаций, монографий и других научных работ. Практическая значимость работы состоит в том, что выводы и предло-жения, содержащиеся в ней, могут быть использованы субъектами практики ре-ализации права, а также другими ее участниками для более правильного при-менения требований цензов в конкретной социально-правовой ситуации, спо-собствовать предупреждению ошибок при их реализации. Материалы диссер-тации являются базой и для иных видов юридической деятельности: правотвор-ческой, правосистематизирующей и правоприменительной. Отдельные положения и рекомендации могут послужить средством повы-шения уровня правосознания и правовой культуры должностных лиц, усиле-нию активности отдельных граждан, их коллективов и организаций в деле за-щиты и самозащиты своих прав и законных интересов.
11
Дидактическое значение исследования заключается в том, что его ре-зультаты можно использовать при подготовке учебников, учебных и учебно-методических пособий, проведении учебных занятий по теории права и госу-дарства, международному праву и отраслевым юридическим дисциплинам, при написании студентами рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссерта-ции нашли отражение:
– в семи научных публикациях автора общим объемом 6,23 п. л.;
– в докладах на 5 международных и всероссийских научных конференциях (2008–2011 гг.);
– в учебном процессе Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского и Нижегородской академии МВД России при проведе-нии занятий по дисциплинам «Теория государства и права», «Конституционное право России»;
– при обсуждении на теоретических семинарах преподавателей, аспиран-тов и адъюнктов Нижегородского государственного университета им. Н.И. Ло-бачевского и Нижегородской академии МВД России.
Структура диссертационного исследования соответствует требованиям ВАК Министерства образования и науки России и обусловлена объектом, предметом, целью, задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка литературы.
12
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель и задачи ис-следования, показаны теоретическая и методологическая базы исследования, отражены научная новизна работы, положения, выносимые на защиту, научная и практическая значимость диссертации.
Первая глава «Общетеоретическая характеристика юридического ценза» включает три параграфа, посвященные выявлению сущности и содер-жания предмета исследования, раскрытию его социальной значимости, анализу видового многообразия в правовом пространстве.
В первом параграфе «Понятие юридического ценза» представлена ком-плексная характеристика актуальных аспектов бытия исследуемого феномена, выработано понятие, намечены перспективные методологические и мировоз-зренческие подходы дальнейшего познания.
Терминологическое сочетание «юридический ценз» в социальном мировоз-зрении ассоциируется с весьма архаичным, исторически преходящим и непосто-янным в зависимости от политической конъюнктуры явлением, несущим на себе преимущественно негативный отпечаток благодаря лексико-корневой близости с цензурой и сущностной – с дискриминацией. В этой связи в диссертации пред-ставлены и аргументированы дополнительные, ранее не подвергавшиеся анализу признаки цензов, актуализированы традиционно выделяемые характеристики, сформулировано определение предмета исследования. При этом диссертант придерживается широкой трактовки категории «законодательство», включаю-щей не только законы, но и все действующие в Российской Федерации норма-тивные правовые акты.
С позиции исторического генезиса цензы сопровождают человеческое со-общество с момента зарождения основ социальной организации. В контексте обеспечения социального взаимодействия цензы имеют объективно необходи-мый характер. И.А. Ильин заметил, что «люди могут вести совместную мирную жизнь лишь в том случае, если каждый осуществляет свои притязания и пре-следует свои интересы только до известных пределов. Эти пределы, разграни-
13
чивающие сферу деятельности каждого, могли бы, конечно, отыскиваться и устанавливаться каждым для себя и без всяких правил, если бы люди были доб-ры и совершенны. Но так как этого нет, то правила поведения являются необ-ходимыми»1.
Установление единых правил (равноправие) не влечет за собой автомати-ческого признания равенства (физиологического, психологического, нрав-ственного) всех членов общества. Возникает необходимость нахождения таких условий, опираясь на которые достигается паритет формальной и фактической справедливости допуска субъектов к определенной деятельности либо объеди-нения их усилий в единое функциональное целое.
Главная социальная предпосылка цензов – потребность в общенорматив-ной фиксации дифференцированного уровня и степени потенциальной (презю-мируемой) способности (годности) участников к социально полезному виду взаимодействия. Подобная дифференциация позволяет отделить мнимые субъ-ектами свои способности от реальных и, тем самым, достичь объективности и обоснованности выбора.
«Идея свободы многозначна, она порождает сплетение множества недора-зумений»2. Вполне понятно, что декларация абсолютной свободы взаимодейст-вия и выбора сфер приложения индивидуальных способностей на практике вы-зывает противодействие (открытое либо завуалированное), объясняемое несо-ответствием квалификационных или иных особенностей различных субъектов. Антиподом абсолютизации свободы выбора выступает принудительное объ-единение (например, коллективизация), опирающееся на волюнтаристско-пропагандистскую, общеуравнительную основу, что положительного результа-та также не приносит.
Эффективность и востребованность цензовых условий для функциональ-ного объединения либо идентификации принадлежности субъектов к опреде-ленной группе отражают не только уровень социальной значимости и специ-
______________
1 Ильин И.А. Теория права и государства. – М., 2008. – С. 233.
2 Философия права / Под ред. О.Г. Данильяна. – М., 2005. – С. 263.
14
фичность (опасность, напряженность, затратность) той или иной сферы отно-шений, но и ее долговременность и стабильность. В диссертации на примере «ипотечного кризиса» иллюстрируется разрыв эффективности и востребован-ности кредитных цензов. Чрезвычайно высокая потребность в кредитах не была подкреплена такой же высокой степенью эффективности цензовых условий при их получении, что вызвало «уравнительный» синдром при допуске к кредитам заемщиков, значительное и резкое увеличение их числа, многократный рост цен на жилье и в итоге массовую неплатежеспособность.
Обоснованная достаточность и объективность критериев для признания возможности допуска либо фиксации принадлежности субъектов к конкретной функциональной сфере – залог гармоничного баланса свободы и равноправия, сущностная характеристика цензов.
Содержанием юридического ценза выступает установленное законом либо иным правомерным способом санкционированное условие (предписание) о до-пуске субъектов к функционированию в определенной сфере общественных от-ношений при соблюдении ими отдельных параметров либо их совокупности.
Смежным для юридического ценза феноменом выступают предписания-запреты. Диссертант выдвигает ряд возражений относительно их отождествле-ния. Во-первых, запреты (ограничения) касаются исключительно негативных (антисоциальных) поступков, которые ни при каких условиях не должны со-вершаться субъектами. Во-вторых, при таком подходе фактически нивелирует-ся регулятивная роль цензов как позитивного стимула к активному самосовер-шенствованию.
Предметом цензового регулирования в атрибутивном смысле выступает характеристика имманентных признаков соответствующих субъектов, позво-ляющая устанавливать для них единую степень релевантности (например, по признаку пола, возраста) и (или) уровень качественной функциональной одно-родности (например, по уровню профессионализма). В процедурном аспекте предметом ценза является алгоритм определения и фиксации соответствия субъекта цензовым установлениям.
15
Юридический ценз не следует трактовать в качестве дополнительного юридически значимого условия или исключения. В противном случае придется признать исключительность той сферы деятельности, где используется данный ценз. Вместе с тем, вычленение отдельных разрядов особых функциональных сфер человеческой деятельности не представляется возможным по причине то-го, что цензы характерны практически для всего правового пространства жиз-недеятельности индивидуумов. Юридические цензы пронизывают все отрасли законодательства, находят широкое применение в публично-правовой и част-ноправовой сферах. В конструкции логической нормы права цензы «распола-гаются» как в ее отдельных элементах (гипотеза, диспозиция, санкция), так и в их различных комбинациях.
Юридический ценз – подвижное динамичное явление правовой действи-тельности, во многом определяемое динамикой развития социума. В антропо-логическом аспекте пороговые значения цензов с течением времени не остают-ся неизменными и варьируются в сторону увеличения или уменьшения, что позволяет поддерживать качество (эффективность) результатов деятельности при наименьшей вероятности риска наступления отрицательных последствий.
Правовая основа цензовых предписаний весьма объемна и включает поло-жения Конституции России, международных договоров, федерального законо-дательства и законодательства субъектов Федерации, актов муниципального нормотворчества, корпоративных норм. На основе анализа столь обширной правовой базы в диссертации сделан вывод об институциональной межотрасле-вой природе юридических цензов.
Институциональность цензов подтверждается наличием широкого, прак-тически неограниченного круга субъектов, на которых распространяется их действие. Это как физические, так и юридические лица, рядовые граждане и государственные чиновники, общественные объединения и территориальные единицы.
Реализация юридических цензов влечет значимые юридические послед-ствия, связанные с наделением субъектов правами, возложением на них обязан-
16
ностей, закреплением полномочий. В целом благодаря цензам происходит трансформация юридического статуса субъектов, при этом во многих случаях прежний юридический статус упраздняется.
Юридическая сила, а с ней первоочередность и обязательность цензов, не находится в прямой зависимости от юридической силы источника. Ведущее значение имеет содержание ценза, степень жесткости, сложности преодоления его условий. Акт меньшей юридической силы (например, приказ о медицин-ском освидетельствовании на пригодность к службе) вполне может оказаться более весомым, чем закон, содержащий цензы общего плана (гражданство, воз-раст, образование).
Юридический ценз – особое технико-юридическое средство. Условия, уровни, требования, допуски, лимиты, квоты, параметры, критерии, ставки, сроки, объемы, факторы – вот наиболее распространенные и активно использу-емые в законодательстве формы закрепления цензов.
Фиксация цензовых требований в законодательстве осуществляется как в простых одноэлементных установках (возраст, пол, период), так и посредством комплекса статичных и процедурных компонентов, образующих самостоятельные правореализационные механизмы (кредитование, лицензирование, аккредитация).
Исследовав отмеченные признаки юридических цензов, диссертант сфор-мулировал вышеприведенное определение искомого предмета.
Второй параграф «Функциональная характеристика юридических цен-зов» содержит обобщенную оценку их социально-правовой значимости.
В социальном мировоззрении цензы преимущественно оцениваются нега-тивно, как явление, деформирующее общее равноправное состояние, базирую-щееся на выборе оснований дифференциации исключительно по субъективным основаниям.
Автор отмечает, что в известной мере такая оценка закономерна, учитывая исторические примеры злоупотреблений методологией, практикой и техникой цензирования, в частности, в системе взаимоотношений человека и государ-ства. Однако в настоящее время в условиях укрепления действительной демо-
17
кратии роль цензов из инструмента политической борьбы все более трансфор-мируется в технико-юридическое средство обеспечения взаимовыгодных, рав-ноправных, квалифицированных, профессионально пригодных по составу участников социальных отношений.
Первоочередной задачей, которая решается посредством юридических цензов, выступает определение смысла, содержания и условий реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Право на свободный выбор деятельности не корреспондирует обязанности государства предоставить вы-бранную деятельность. Обязанностью государства является взаимное согласо-вание ориентации субъектов на свободное распоряжение своими способностя-ми. Отсюда следует, что юридические цензы выступают стимулирующим фак-тором развития отдельных отраслей права – банковского, корпоративного, об-разовательного.
В социально-мировоззренческом аспекте цензы стимулируют стремление субъектов к самосовершенствованию. Это стремление становится осознанным, проявляется и актуализируется, когда человек по каким-либо причинам не мо-жет осуществить свое желание. Именно тогда возникает потребность в приня-тии дополнительных действий.
Отсутствие необходимого уровня знаний или умений на фоне цензовых условий вызывает индивидуальную потребность к активному восполнению этих пробелов. Тем самым юридический ценз способствует экономической ра-ционализации, когда основные объемы финансовых затрат на подготовку (пе-реподготовку) возлагаются не на государство, а на соответствующего заинтере-сованного гражданина либо коллектив.
С формально-юридической точки зрения институт юридических цензов подтверждает статус соответствующего субъекта (достижение совершенноле-тия, кредитоплатежность, аккредитационный ранг).
Предупредительная функция заключается в недопущении некомпетентных субъектов к занятию определенной (порой рискованной) деятельностью. В пси-хологическом аспекте юридические цензы позволяют предупредить развитие
18
социальной ориентированной агрессии – отражение недовольства человека (со-циальных групп) своим правовым статусом, причиной чего избирается статус другого человека (социальной группы).
Регулятивная роль цензов определяется характером тех реакций, к кото-рым приводит «ознакомление» субъектов с их содержанием. Различаются два варианта реагирования: пассивный и активный отклик. В первом случае субъ-ект по объективным причинам не имеет возможности выполнить текущие усло-вия ценза в полной мере либо осознает (порой ошибочно) невозможность дли-тельного соблюдения цензового условия в силу ограниченности имеющихся в его распоряжении интеллектуальных, материальных и иных ресурсов.
Не менее важно для пассивной реакции отсутствие возможности посте-пенной реализации ценза, а также наличие иных «выходов», в том числе в те сферы, где цензовые пороги ниже. В итоге происходит переориентация субъек-тов с одной сферы на другие, что обеспечивает развитие многообразия соци-альных контактов.
Активная реакция сопровождается действиями по подтверждению квали-фикационного соответствия. В этом случае юридический ценз играет роль ста-билизирующего средства: субъекты учитывают понесенные затраты и стремят-ся их восполнить. Очевидно, что до тех пор, пока не будет достигнут опреде-ленный уровень удовлетворенности (получены материальные, интеллектуаль-ные и иные формы дивидендов), субъекты не покинут данную область.
Вариативное регулирование под воздействием цензов осуществляется с учетом динамики и тенденций развития законодательства, анализа наиболее эф-фективных приемов правореализационной деятельности, уровня развития право-вой культуры. Развитие рыночных отношений позволило гражданам выбирать место и условия приложения своей рабочей силы. Возможность выбора осво-бождает личность от единообразия, пробуждает энергию, заставляет действо-вать, идти на риск, принимать ответственность на себя. Будучи достаточно гиб-ким инструментом (во многих случаях цензы фиксируют лишь один, как прави-ло, начальный параметр), цензы способствуют не только правильному выбору,
19
но и учету субъектами конкретно складывающихся обстоятельств, игнорирова-нию устоявшихся (порой вредных) в социуме шаблонов и стереотипов.
Юридические цензы несут в себе весомый оценочный потенциал, высту-пают внешними, а потому объективными критериями, которые позволяют сравнивать либо корректировать субъективную оценку того или иного явления. Конкуренция субъектов из разряда психоэмоциональных феноменов обретает благодаря цензам стабильную объективную платформу. Тем самым цензы спо-собствуют единообразному пониманию и применению закона.
В общеправовом аксиологическом ракурсе цензы находятся на стыке двух правовых ценностей: равноправия и равенства. Юридическое равноправие под-разумевает, что каждому члену общества государство предоставляет равные с другими его членами юридические возможности; из закона вытекают для него равные обязанности; осуществление прав и обязанностей обеспечивается ему на равных основаниях1.
Равноправие в своей сущности носит формально-юридический характер, заключающийся в закреплении релевантности либо полного совпадения прав и обязанностей субъектов в конкретной сфере правоотношений. В свою очередь равенство отражает совпадение действительных возможностей по реализации прав и обязанностей, характеризует сходство субъектов исходя из онтологиче-ских либо приобретенных свойств. Это их сопоставимость, взаимозаменяе-мость, что, в конечном итоге, обеспечивает отсутствие в отношениях превос-ходства одного субъекта над другим.
Подобное равенство достигается путем как цензовых изъятий (отсутствие судимости), так и цензовых дополнений определенных признаков (наличие стажа). Таким образом, посредством юридических цензов преодолевается дис-баланс начальных объективных различий вступающих во взаимодействие участников правоотношений.
Важное направление использования юридических цензов – достижение предсказуемости выбора на основе ориентации каждого субъекта в том, какие ______________
1 См.: Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. – М., 1997. – С. 68.
20
формы и виды социально полезной деятельности допускаются и поощряются государством, каковы объекты, средства и методы ее осуществления, какие де-яния противоречат интересам общества, государства и граждан.
Юридические цензы позволяют вычленить и дифференцировать сферы со-циального взаимодействия по уровню их приоритетности. При этом открывают-ся возможности «мягкого» блокирования нежелательных категорий лиц. Имеют-ся в виду опасные в профессиональном плане области деятельности (повышение ценза водительского стажа, ценза здоровья для прохождения службы в силовых подразделениях быстрого реагирования). Высокая социальная и материальная цена ошибок в некоторых сферах деятельности (обеспечение безопасности поле-тов, функционирования ядерных установок) диктует необходимость повышен-ных цензов при отборе специалистов. В этом проявляется ориентационная функ-циональность юридических цензов, показывающая актуальность правового регу-лирования и значимость конкретных сфер социального бытия.
В третьем параграфе «Виды юридических цензов по российскому зако-нодательству» предложена их развернутая классификация.
По степени определенности различаются:
– абсолютно определенные цензы. Часть 2 статьи 81 Конституции России: «Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Россий-ской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Фе-дерации не менее 10 лет»;
– относительно определенные цензы. К данной категории относятся, например, цензы, зафиксированные отсылочным методом. Статья 331 Трудово-го кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 года: «К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образова-тельных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Прави-тельством Российской Федерации»;
– неопределенные цензы. К этому разряду относятся, например, цензы, фиксирующие морально-этические требования. Статья 8 Федерального консти-
21
туционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»: «Судьей Конституционного Суда Российской Феде-рации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, име-ющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической про-фессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалифика-цией в области права».
По способу формулирования выделяются:
– позитивно изложенные цензы, включающие формулировки «разрешает-ся», «возможно», «требуется»;
– негативно изложенные цензы, где используются формулировки «не до-пускается», «запрещено», «не имеют», «не может».
В зависимости от сферы правового регулирования различаются юриди-ческие цензы сферы частного права и сферы публичного права.
Вполне допустимо разграничение цензов на материальные и процедурные, отраслевые и межотраслевые.
В контексте гармонизации действующего российского законодательства с международным правом в диссертации обоснована градация цензов в сфере международного права и российского права. В свою очередь цензы междуна-родного права подразделяются на:
– цензы международного публичного права;
– цензы международного частного права;
– цензы международного гуманитарного права.
По отраслевой принадлежности выделяются конституционно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и дру-гие виды юридических цензов.
По характеру волевой основы реализации цензовых условий выде-ляются:
– активные – реализация условий осуществляется по выбору субъекта (имущественные, образовательные, должностные);
22
– пассивные – не связаны с волей субъекта, имеют прирожденный общече-ловеческий характер (возраст, здоровье, пол).
В зависимости от элемента структуры нормы, в котором зафиксиро-ваны цензы, следует различать юридические цензы, содержащиеся в гипотезах, диспозициях, санкциях.
По сферам распространения цензы градируются на:
– универсальные, имеющие единое содержание для любых субъектов права и всех однотипных случаев;
– специальные, устанавливаемые в порядке исключения для применения к какому-то конкретному виду правоотношений.
По времени действия цензы делятся на:
– постоянные – сроки действия цензов не фиксируются (профессиональ-ные, служебные, возрастные цензы).
– периодические – установлены временные рамки либо периоды действия цен-зовых условий (квоты, лицензии). К категории периодических необходимо отнес-ти юридические цензы, параметры которых могут изменяться.
На основе историко-правового происхождения различаются:
– реанимированные цензы – возобновление действия ранее существовавших цензов без их трансформации (цензовые условия возобновленных конкурсов);
– модернизированные цензы – цензы, адаптированные к действительности (партийные, профсоюзные);
– инновационные цензы – новые виды цензов, не имеющие исторических аналогов (количество ваковских публикаций для докторантов, аспирантов, со-искателей; корпоративные цензы).
В зависимости от юридической силы источника, в котором содер-жится ценз, различаются цензы: а) Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Федерации; б) федеральных конституцион-ных законов; в) федеральных законов; г) законов субъектов Федерации.
По наличию условий реализации различаются альтернативные (возможность замены условий) и безальтернативные (однозначные, одновариантные) цензы.
23
Особую разновидность составляют корпоративные цензы. Степень жест-кости и однозначности корпоративных цензов, как правило, не имеет заданно-го значения и находится под воздействием многообразных внутриорганизаци-онных факторов, в том числе субъективного характера. Отсутствие унифици-рованного подхода к реализации корпоративных цензов, прямая зависимость цензов от установок корпоративной культуры и материально-финансовых условий порой служат источником грубых нарушений прав и свобод граждан.
Вторая глава «Дефекты юридических цензов и пути их преодоления» содержит два параграфа.
В первом параграфе «Дефекты цензов российского законодательства» выявлены наиболее типичные негативные отклонения и изъяны в содержании, форме, формулировании и реализации цензов.
Дефекты формирования и реализации цензов оказывают серьезное влияние на сферу законотворчества, толкования и применения юридических норм, по-рождая такие социально опасные явления, как дискриминация, бюрократизм, коррупция, организованная преступность, политический экстремизм.
Многие дефекты реализации цензов возникают как следствие неясности, а потому – недоступности их смысла. «Глубокие дефекты и пороки положитель-ного права – как в самом порядке его установления, так и в его содержании и применении составляют всегда наибольшее препятствие на пути к его духов-ному принятию»1.
Сущностно дефектным является тот ценз, который прямо или косвенно вступает в противоречие со сформировавшимися ныне политическими страте-гическими ориентирами, правовыми идеалами, принципами действующей си-стемы законодательства. Например, законодательно оформленный образова-тельный ценз не должен противостоять доступности, гуманизму, патриотизму, державности, научности национальной образовательной политики и культуры. Цензы в этой сфере деятельности не могут мешать формированию идеала обра-зованного человека. «Жизнеспособность правовых норм образования также во ______________
1 Ильин И.А. О сущности правосознания. – М., 1993. – С. 47.
24
многом зависит от их соответствия образовательному идеалу общества, – верно замечает С.Л. Ивашевский и далее поясняет. – Важнейшей задачей нашего вре-мени является выявление объективных основ идеала образованности, его попу-ляризация, объединение всех субъектов национального образовательного про-странства (а сегодня это должны быть практически все граждане станы) на ос-нове общности представлений о ценности образования, его основных целях, за-дачах и функциях»1.
Ценз – один из частных, но весьма действенных способов достижения цен-ностей образовательной культуры, и его формирование, а затем и реализация должны способствовать повышению эффективности этого процесса, а не кон-сервации либо «торможению» его.
К числу сохраняющих свое действие изъянов относятся противоречия цен-зов, произвольное расширение цензовых требований федерального законода-тельства. Особенно болезненно это проявляется в контексте обеспечения кон-ституционной законности, укрепления вертикали федеративных отношений, обеспечения эффективности муниципальных образований.
Значительную лепту в противоречивость действующих цензов вносит «цензотворчество» корпоративных объединений. Есть немало примеров, когда прием на работу служащего зависит от таких качеств, как практичность, наход-чивость, житейская опытность, коммуникабельность во всех ее проявлениях.
При приеме на государственную службу все чаще учитываются неписаные (теневые) цензы (негласные правила) – требования, которые не установлены за-коном, но обоснованы логикой и динамикой конкретного направления служеб-ной деятельности, стилем и личностными чертами руководителя организации.
Государство устанавливает цензы, связанные исключительно с характе-ром работы (безопасность условий труда, экологичность и пр.), однако не ре-гулирует выбор конкретного работника работодателем. Этим создаются предпосылки для использования внешне квалификационных претензий, ко-
______________
1 Ивашевский С.Л. Идеалы и правовые нормы образовательной культуры России: история и теория развития: Автореф. дис… д-ра филос. наук. – Н. Новгород, 2008. – С. 29.
25
торые в действительности заменяют этнические, половые, демографические, возрастные предпочтения.
Негативным фактором, оказывающим весомое влияние на дефектность формирования и реализации цензов, выступают цензовые стереотипы в общест-венном сознании. Весьма устойчивой и распространенной в бытовой сфере идеей стало «возвеличивание», популяризация профессиональных качеств определенной этнической группы и, наоборот, принижение, аргументирование ущербности занятия той или иной этнической общностью конкретным видом деятельности. Нередко тему этнических, половых и иных «популярных» цензов подпитывает фольклор.
Как дефект реализации следует признать отсутствие возможности обжало-вания цензовых условий. Завышение «планки» пороговых параметров либо их размытость и неопределенность становятся не только психологическим барье-ром, но и источником самых разнообразных коррупционных правонарушений.
Дефектом цензового регулирования является чрезмерность объема доку-ментарного подтверждения необходимой квалификации. Количество требуе-мых документов, наличие многочисленных инстанций по их выдаче – одна из острых и давно обсуждаемых в обществе организационно-правовых проблем.
Социально вредный ценз включает такие условия, которые: объективно не-выполнимы со стороны субъекта; не подкреплены мерами морально-правового обеспечения; вступают в противоречие с законом; нарушают субъективное право гражданина; создают преимущества в виде льгот, привилегий, мер обеспечения, более низкого уровня ответственности. Практика «внедрения» подобных цензов была распространена в постперестроечный период в ходе проведения аукционов по продаже государственной собственности, что нанесло значительный ущерб не только экономике, но и существенно деформировало социальное правосознание, подорвало доверие граждан к государственным реформам.
Проблемой практического плана при реализации цензов является отсут-ствие четких законодательных критериев применения соответствующих пред-писаний, вследствие чего их соблюдение зачастую либо игнорируется, либо
26
субъективно дополняется. В цензах порой переплетаются как сугубо норма-тивные установки, так и субъективные (усмотрительные) требования к качест-ву той или иной деятельности, например, при рецензировании научно-творческой работы (статьи, монографии, театрального представления, кино-произведения).
Юридическими следствиями цензов выступают, как правило, активные действия субъектов по достижению соответствия требуемым параметрам (обре-тение необходимой спортивной формы, достижение профессиональных, обра-зовательных, финансовых показателей, исправление физиологических недо-статков и т. п.).
С другой стороны, цензы порой вызывают антисоциальную активность – стремление любой ценой достичь желаемых показателей, преодолеть установ-ленные барьеры. Отсюда многочисленные по объему и своеобразные по форме «обходы» цензовых установок, влекущие различные по степени опасности следствия, начиная, например, от угрозы здоровью отдельному субъекту (до-пинг-скандалы) до массовых проявлений мошенничества и должностных зло-употреблений (лжекредитонадежность, псевдоболезненность).
Отсутствие системности цензовых предписаний, в частности, образова-тельных цензов, зафиксированных на законодательном уровне, вызвало в России «бум» коммерческого образования. Коммерциализация образования привела к резкому падению как уровня образованности населения, так и со-циального престижа дипломированного специалиста. Громкими скандалами и судебными разбирательствами сопровождается деятельность «самостоя-тельных» от Министерства образования и науки России многочисленных и многопрофильных диссертационных советов, различного рода «академий», «университетов», «школ», ученых советов, союзов и ассоциаций. Массовым и весьма опасным явлением стала «купля-продажа» дипломов, ученых зва-ний и степеней.
К числу технико-юридических недостатков цензов относится декларатив-ность и абстрактность, отсутствие при их законодательном формулировании
27
конкретного нормативного содержания. Серьезный дефект заключается в не-определенности юридической силы цензов. В одном случае ценз становится на уровень руководящего императива, в другом – остается лишь декларацией.
Отдельное звено проблемы – наличие технико-юридических дефектов при формулировании цензов. Многие дефекты юридических цензов основаны на лексических изъянах, речевых и стилистических погрешностях, которые под-вергаются в диссертации системной критике.
Фактически неразвитой остается антропологическая оценка последствий реа-лизации юридических цензов. Серьезный дефект – спорность целесообразности введения ценза, низкая степень его обоснованности. Порой ценз выступает непре-одолимым психологическим и фактическим препятствием («отсутствие судимости близких родственников», «наследственные физиологические дефекты», «половая ориентация»). Отсюда низкий общественный интерес к их реализации, что стано-вится источником различных форм злоупотребления цензами, использование суще-ствующих цензовых предписаний в антиправовых, антисоциальных целях.
Весьма сложной, актуальной и одновременно с этим практически неиссле-дованной в теоретико-правовом смысле проблемой бытия цензов является ме-тодика анализа их взаимосвязи и взаимовлияния. Подобные пробелы заметно проявляются в области регулирования международных контактов российских граждан и их объединений.
Сохраняется практика игнорирования, медлительности и неполноты во-площения в российском законодательстве цензов, содержащихся в междуна-родных конвенциях (договорах, соглашениях), ратифицированных или подпи-санных Российской Федерацией. Отсутствие согласованности цензов междуна-родного права и российского законодательства вызывает противоречия между миграционной и интеграционной сферами внешней политики государства на постсоветском и европейском пространствах, оказывает дестабилизирующее воздействие на сферу трудовой занятости, культурно-образовательных и иных форм межгосударственного обмена, объединения усилий в области координа-ции правоохранительной деятельности.
28
Во втором параграфе «Пути совершенствования практики реализации юридических цензов» рассматриваются ведущие направления и факторы, спо-собствующие повышению регулятивного потенциала исследуемого явления.
Для Российского государства существенно не столько декларирование и обоснование необходимости перехода к модели политической демократии в различных ее базовых модификациях и сочетаниях, как практическое освоение разнообразных цензовых технологий. Это особенно актуально в условиях кон-куренции старых и новых общественных стереотипов и моделей поведения, пу-тей их ограничения и актуализации.
Совершенствование института юридических цензов – процесс непрерыв-ный, многогранный и сложный, перед которым встает немало препятствий.
Начинать необходимо с индивидуума – носителя знаний о праве, свободе, равенстве, справедливости. В правотворчестве особая роль должна отводиться антропологической оценке цензов. Это позволит уже на начальной стадии бы-тия законов предотвратить их психологическое отторжение.
Один из актуальных путей – информационное обеспечение реализации цен-зов. Следует придать названному феномену статус предмета широкой социаль-ной дискуссии. Сегодня ни в средствах массовой информации, ни в научной ли-тературе проблемы введения или отмены цензов практически не упоминаются.
Между тем вполне очевидно, что доступность юридических знаний, их по-пуляризация и модернизация среди всех слоев населения – перспективное направление. Его реализация должна идти через специализированную систему образования. Субъект должен не только знать свои права и обязанности в кон-тексте реализации цензов, но и иметь представление о способах и формах их защиты, уметь самостоятельно квалифицировать те или иные события и факты.
Попутно представляется полезным в учебно-дидактическом аспекте вклю-чение в учебные курсы юридического профиля тематики, посвященной проб-лемам юридических цензов. Знание и умение интерпретировать и грамотно со-блюдать цензовые установления должно стать показателем юридической обра-зованности. Вполне очевидно и то, что одним из долговременных путей совер-
29
шенствования этого технико-юридического инструментария является организа-ция системы теоретико-практического обучения всех субъектов правоотноше-ний, начиная с государственных органов и должностных лиц и заканчивая обычными гражданами.
Повышение эффективности инструментария юридических цензов немыс-лимо вне информационного пространства, обеспечивающего свободу выбора субъектами сфер жизнедеятельности. Это предопределяет в качестве приори-тетного путь по активизации развития информационных технологий. Одной из составляющих системы информационного обеспечения, в том числе юридиче-ского образовательного процесса, может стать разрабатываемая в доктрине концепция сетевого права, которое позволит решить проблемы цензов, напри-мер, в избирательной и налоговой системах, оптимизирует регулирование ми-грационных процессов1.
Важнейшее звено решения проблемы эффективности реализации цензов – согласование цензовых условий и субъективных возможностей. Субъективное право, существующее в рамках правоотношения, заключает в себе собственные положительные действия только при наличии соответствующих возможностей. Субъекты должны иметь возможность выполнить требуемое условие. В про-тивном случае цензы игнорируются, а субъекты максимально уклоняются от их исполнения. Поэтому, определяя условия с одной стороны, необходимо норма-тивно устанавливать возможность их исполнения. Отсюда открываются допол-нительные ресурсы для обеспечения законности, когда соблюдение закона бу-дет значительно выгоднее его нарушения2.
Позитивной, по мнению диссертанта, выступает тенденция расширения в правовом пространстве использования альтернативных цензов, повышение сте-пени гибкости устанавливаемых параметров. Этим подчеркивается «интерес» ______________
1 См. подробнее: Голоскоков Л.В. Модернизация российского права: теоретико-информа-ционный аспект: Автореф. дис… д-ра юрид. наук. – Краснодар, 2006.
2 См. об этом: Ендонова С.В. Равенство прав и возможностей работников как отраслевой принцип трудового права: Автореф. дис... канд. юрид. наук. – М., 2010.
30
государства к соблюдению интересов юридических и физических лиц, отражает-ся назревшая в обществе потребность укрепления справедливости и равенства.
Необходимо кардинальное в позитивном плане изменение отношения оте-чественного законодателя к использованию цензов. Особое и постоянное вни-мание должно уделяться весьма ярко проявляющим себя моральным (нрав-ственным) цензам. Там, где не срабатывают или неэффективны государствен-но-правовые механизмы регулирования, вступает в активное действие обще-ственное мнение (массовое неофициальное сознание), нравственное сознание общества со своими нравственными табу. Происходит активизация обществен-ного мнения, организаций, союзов, обществ с их необязательными, но автори-тетными рекомендательными оценками. Все это способствует формированию новых или реанимации старых цензов в обществе. Весомую роль в эволюции цензов играет религия, корпоративное право, установки которых порой оказы-ваются более действенными, нежели правовые установления.
Подобные и иные сигнализаторы должны активизировать деятельность за-конодателей. Первым шагом в этом направлении автор считает проведение многоплановой систематизации юридически значимых цензов.
Совершенствование цензовых требований немыслимо без упорядочения за-конодательного массива в целях удобства пользования им на практике, ликвида-ции пробелов, устарелостей и противоречий. Вполне понятно, что посредством систематизации законодательства решается задача по приведению действующих цензовых требований в единую систему, в результате чего таковые во всем мно-гообразии своих проявлений становятся более доступными для всех граждан.
Систематизация позволяет устранить ситуации произвольного введения цензов в качестве условия осуществления определенной детальности или реа-лизации полномочий. Важно и то, что систематизация позволяет устранить не-обоснованные ссылки на наличие или отсутствие цензов, что порой служит средством прикрытия незаконной деятельности.
В качестве позитивного стимула, ориентира для всей законодательной дея-тельности может стать собрание в специальном инкорпорированном издании
31
всех цензов по кругу лиц и по сферам деятельности. Вполне посильная задача – унификация цензов возраста, образования, оседлости и иных установлений в контексте раскрытия содержания главы 2 Конституции России.
Среди приоритетов диссертантом выделяются международно-правовые механизмы совершенствования цензов российского законодательства.
Повышение эффективности юридических цензов как органичного единства процесса и результата должно происходить на базе единого концептуального подхода. Для этого, полагает автор, необходима общетеоретическая разработка и выделение в законотворческой технике самостоятельного раздела, посвящен-ного исключительно цензам.
В заключении подведены итоги исследования и намечены перспективы дальнейшей работы над темой.
Важным звеном общетеоретического осмысления юридических цензов должно стать исследование специфики явных и скрытых предпосылок их за-рождения.
Практический интерес представляет вопрос о месте и роли в правовой си-стеме цензов политических партий, церкви, иных общественных институтов.
С более широких гносеологических позиций необходимо исследовать пра-вонарушения в сфере реализации юридических цензов.
В контексте преодоления противоречивости юридических цензов необхо-дима разработка и внедрение в практику механизмов преодоления конкуренции цензовых установлений, исключения их иерархического противостояния либо дублирования. Немало специфических сложностей бытия юридических цензов обнаруживается на региональном уровне нормотворчества.
Основное содержание диссертации отражают следующие публикации:
Статьи в рецензируемых научных журналах и изданиях:
1. Леднева Т.В. Экономическая составляющая юридического ценза // Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодатель-
32
ные приоритеты, практика обеспечения: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2009. – № 1 (10). – С. 193–196.
2. Леднева Т.В. К вопросу о роли юридических цензов в правовой системе России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2011. – № 3 (16). – С. 288–290.
3. Леднева Т.В. К вопросу о дефектах юридических цензов в современной России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2012. – № 1 (17). – С. 295–297.
Иные публикации:
4. Леднева Т.В. Ценз как объект общетеоретического анализа // Проблемы юридической науки в исследованиях докторантов, адъюнктов и соискателей: Сборник научных трудов / Под ред. В.М. Баранова и М.А. Пшеничнова. – Н. Новгород, 2010. – Вып. 16. – С. 76–81.
5. Леднева Т.В. Образовательные цензы как технико-юридическое сред-ство повышения качества вузовской подготовки правоведов // Юридическая техника. – 2009. – № 3. – С. 189–192.
6. Леднева Т.В. Юридический ценз: понятие, виды, функции: Моногра-фия. – Н. Новгород, 2009. – 70 с.
7. Леднева Т.В. Преемственность цензовой демократии: сущность и поли-тико-юридические перспективы // Юридическая техника. – 2011. – № 5. – С. 291–293.
Общий объем опубликованных работ – 6,23 п. л.
33
Подписано в печать 02.04.12. Формат 60×84 1/16.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура Таймс.
Усл. печ. л. 1,86. Заказ № 7. Тираж 100.
Отпечатано в Центре цифровой печати
Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского
603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0