2012avtoref580

Аватар пользователя ideolog
Усачева Юлия Васильевна
 
06 мая 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Эволюция теоретико-правовых воззрений о социальном государстве в контексте развития социальной доктрины Российской Федерации» (специальность 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета ДМ 521.077.01
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Усачева Ю.В. Эволюция теоретико-правовых воззрений о социальном государстве в контексте развития социальной доктрины Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 26.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref580 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Усачева Ю.В. Эволюция теоретико-правовых воззрений о социальном государстве в контексте развития социальной доктрины Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 26.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
  
 
 
 
На правах рукописи
 
 
 
 
Усачева Юлия Васильевна
 
 
Эволюция теоретико-правовых воззрений
о социальном государстве в контексте развития
социальной доктрины Российской Федерации
 
 
12.00.01 – Теория и история права и государства;
История учений о праве и государстве
 
 
автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
МОСКВА – 2012
 
Работа выполнена
на кафедре теории и истории государства и права
НОУ ВПО «Международный юридический институт»

 

Научный руководитель:
кандидат юридических наук, доцент

Пузиков Руслан  Владимирович
 

Официальные оппоненты:
 
доктор юридических наук, доцент
Черногор Николай Николаевич
 
кандидат юридических наук, доцент
Рожкова Алла Ивановна
 
Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

 
 
 
Защита состоится «16» мая 2012 г. в 13.00 часов на заседании объединенного диссертационного совета ДМ 521.077.01 при Московском новом юридическом институте, по адресу: 107564, г. Москва, Погонный проезд, д. 7 а.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НОЧУ ВПО «Московский новый юридический институт».
 
Автореферат размещен на официальном сайте Московского нового юридического института www.mnui.ru. и на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации http://vak.ed.gov.ru «___»    апреля 2012 г.
 
Автореферат разослан  «__»  апреля 2012 г.
 
 
 

Ученый секретарь
диссертационного совета      
кандидат юридических наук                                               О.В. Дробот

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 
Актуальность темы исследования. В современных условиях общественного развития России становится очевидным, что без решения накопившихся социальных проблем и противоречий дальнейшее продвижение к социальному государству будет затруднено. Стремление к либерализации правил хозяйственной жизни без учета всего комплекса общественных реалий приводит к социальным перекосам. Ранее бытовало мнение, что вначале должны быть осуществлены экономические преобразования, а затем, когда экономика крепко встанет на ноги, очередь дойдет до человека. В данный период мировоззрение изменилось и в программах большинства политических партий пропагандируется социальное направление. Вместе с тем возможность практического воплощения идеи социального государства зависит от ряда факторов. К ним можно отнести: высокий уровень экономического развития страны, наличие правового государства и соответствующего уровня политической культуры граждан.
Конституция РФ 1993 г. провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это накладывает на государство определенные конституционные обязанности, такие как: обеспечение социальной справедливости, равных стартовых возможностей для всех граждан; установление минимального размера оплаты труда; поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов, пожилых граждан и др.; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты; недопущение резкого имущественного расслоения; осуществление перспективной демографической политики. Такие действия государства возможны в демократической политической системе, при наличии гражданского общества и реализации социально-правовой политики.
В настоящее время в юридической науке большой интерес вызван переосмыслением идеи социального государства, которая берет свое начало, по утверждению целого ряда исследователей, в XIX столетии. Наряду с этим ученые отмечают, что, несмотря на свою достаточно длительную историю и существование большого количества научных исследований, в литературе так и не сформировался единый подход к определению понятия «социальное государство». Начиная с использования для обозначения данного государства недостаточно дифференцированного синонимического ряда – «социальное государство», «социальное правовое государство», «государство благосостояния», «государство всеобщего благоденствия», «государство социальных услуг» – и заканчивая отсутствуем единой концептуально выраженной социальной доктрины.
В этой связи становится актуальной тема эволюции теоретико-правовых воззрений о социальном государстве в контексте развития социальной доктрины Российской Федерации, так как она позволяет раскрыть основные правовые и мировоззренческие вопросы, в которых отражаются условия обеспечения благополучия россиян, служит основой общественного договора об основных ориентирах и приоритетах социального развития, обеспечивающих возрождение и умножение правовых, социальных и культурных ценностей нашего общества.
Степень научной разработанности темы и теоретическая основа диссертационного исследования. Исторические корни идеи социального государства можно найти уже в трудах Конфуция, Пифагора, Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона. Проблематика взаимодействия человека и общества, общества и государства, как будущей основы теории социального государства, рассматривалась в трудах Г.В.Ф. Гегеля, Н.Я. Данилевского, В.И. Ленина, К. Маркса, Ш.Л. Монтескье, Ф. Энгельса и др. Концепцию социального государства сформулировал в XIX веке немецкий государствовед Лоренц фон Штейн.
Весомый вклад в теорию социального государства внесли многочисленные труды отечественных и западных ученых:   Г.И. Авциновой, М.В. Баглая, П.К. Гончарова, В.Г. Вишнякова, Н.А. Волгина, С.В. Калашникова, Е.А. Лукашевой, А.В. Малько, Г.В. Мальцева, Л.С. Мамута, В.П. Милецкого, B.C. Нерсесянца, П.И. Новгородцева, В.А. Сапуна, В.А. Торлопова,  и др.
Попытка комплексного анализа социального государства в современных условиях предпринята представителями социологической и экономической наук, в частности, H.A. Волгиным, H.H. Гриценко, В.А. Каменецким, В.Д. Роиком, В. Торлоповым, Ф.И. Шарковым и др. В юридической науке таких исследований не было.
Научная новизна работы. Данная диссертационная работа является первым обобщенным исследованием теоретико-правовых воззрений о социальном государстве в контексте развития социальной доктрины Российской Федерации. В рукописи представлен критический анализ  проекта социально-правовой доктрины как элемента социальной политики Российского государства, предложена новая идея, обогащающая научную концепцию социальной политики государства. Использованы оригинальные суждения, в которых раскрыта мировоззренческая позиция, и взгляды автора на процессы развития современной правовой политики государства в области социальной защиты населения. Выявлены детерминанты, препятствующие становлению социального государства в России, определены условия соблюдения юридических гарантий, обеспечивающих его деятельность.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования социального государства.
Предметом исследования выступают теоретико-правовые воззрения и доктрины о социальном государстве в процессе их эволюции.
Целью  диссертационной работы является: исследование процесса эволюции идей о социальном государстве, определение соотношения национального и международного подходов к понятию «социальное государство», анализ содержания социально-правовой доктрины как элемента социально-правовой политики Российского государства.
Названная цель позволила сформулировать взаимосвязанные исследовательские задачи, в частности:

  • раскрыть особенности и закономерности зарождения и развития представлений о социальном государстве;
  • выявить особенности национального и международного подходов в реализации идеи социального государства;
  • определить критерии оценки социального государства;
  • скорректировать периодизацию становления социального государства;
  • определить основные детерминанты развития социального государства в России;
  • проанализировать проект социально-правовой доктрины развития нашего государства и определить его возможные коррективы;
  • сформулировать концептуальные направления социально-правовой политики российского государства в период его модернизации.

      При реализации поставленных целей была решена научная задача, связанная с исследованием содержания социально-правовой доктрины как элемента социально-правовой политики Российского государства, в результате чего сформулированы и вынесены на защиту следующие положения:
1. В отличие от принятых в обществе XIX-XX вв. стереотипов  социального государства, сущность которого сводилась к удовлетворению социальных потребностей малоимущих классов, современное социальное государство берет на себя обязанность системного решения комплекса социальных вопросов, включающих реализацию, защиту и гарантии социально-экономических прав и свобод граждан. К ним относится конституционно-правовое регулирование отношений между трудом и капиталом, социальных функций частной собственности, свободы экономической деятельности, повышения жизненного уровня населения, борьбы с безработицей, охраны семьи, материнства и детства, развития образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологической безопасности и др. Реализация обозначенных задач возможна в случае социальной ориентации всего спектра деятельности государства, а не только воплощения в жизнь отдельных элементов социальной политики, в том числе путем социальной ориентации рыночной экономики.
Немаловажную роль в формировании социальной политики государства играют доктрины. Социально-правовая доктрина – показатель возможностей общества и государства реализовать определенный комплекс социальных задач, соответствующих экономическим, политическим и юридическим возможностям государства.
2. В целях уточнения содержания социального государства предлагается использовать национальный и международный подходы.
Национальный подход в оценке социального государства определяется комплексом задач, стоящих перед государством с учетом их социальной важности и сложности и закрепляется нормативно-правовыми актами на краткосрочную и долгосрочную перспективы.
При оценке социального государства с позиций международного подхода имеет значение такой критерий, как уровень социально-экономического имиджа государства. В теории права данная категория не использовалась. В мировой практике долгое время развитие территорий оценивалось преимущественно экономическими показателями, такими как ВВП, ВВП на душу населения, индексов промышленного производства и т.д. В настоящее время развитие стран и регионов включает в себя еще одну значимую категорию, такую как социальная сфера. При этом экономическая и социальная сферы тесно связаны между собой, влияют друг на друга.
3. Категория «социально-экономический имидж государства» определяется набором рейтингов, характеризующих положение обследуемых стран относительно друг друга. Одним из значимых элементов названного рейтинга является качество нормативно-правового обеспечения (соответствие правового обеспечения тестируемого государства международным стандартам). Предлагается определить критерии нормативно-правового обеспечения социального государства, выделив в качестве приоритетных документов федеральные и региональные акты, соответствующие мировым стандартам и регламентирующие социальную сферу.
4. Под социальным государством следует понимать политико-правовую организацию общества, основанную на принципах формального равенства, свободы и социальной справедливости, приоритетом которой  являются социальные права и свободы человека и гражданина, законодательно закрепленные, обеспечиваемые юридическими гарантиями.
 
5. Как показывает мировой опыт, не всегда государство стремиться исполнять социальные функции в исчерпывающем виде. Решение таких крупных социальных проблем, как искоренение коррупции или формирование внутренне свободного человека и ряда других, требует усилий двух-трех поколений. Поэтому перспективные намерения государства могут формулироваться в программных документах, концепциях и доктринах. В отличие от концепции модель нормативного правового документа доктринального уровня представляет собой часть стратегического плана государства, определяющего его политику в области социального развития,  задающего управленческое содержание государственной политики.
Социальная доктрина Российского государства – это промежуточный государственно-управленческий правовой акт, определяющий содержание государственной социальной политики, программ ее реализации, формирующий и приводящий в действие механизм ее исполнения на определенную перспективу. Доктрина должна опираться на нормативно-правовой статус, в современных доктринах эта составляющая отсутствует.
6. Социальные ориентиры государства связаны с достижением социальных ценностей в обществе, таких как социальный гуманизм, рост благополучия человека, позитивное гармоничное развитие личности, взаимоуважение различных национальных культур, гарантии безопасности. Названные ориентиры отражаются в двух уровнях государственно-управленческих документов. К первому уровню можно отнести послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, бюджетные послания Президента РФ, политические выступления руководителей высшего государственного звена, предвыборные платформы кандидатов на высшие посты в государстве, политические программы партий парламентского большинства или парламентских коалиций.
Ко второму уровню причисляют административно-управленческие, программные и доктринальные документы, в которых находят отражения планы государственного управления в различных сферах экономики и права, на определенный временной период. Необходимость в создании подобного рода политических и правовых актов очевидна, так как позволяет выделить внутренние и внешние ориентиры государства, сформировать внутреннюю и внешнюю политику, определить приоритеты государства, тем самым сформировать его имидж на внешнем и внутреннем контурах.
7. На основе принципа социального государства, выраженного в ст. 7 Конституции РФ, которая определила назначение социального государства в проведении политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, можно сформулировать основные положения социальной доктрины современной России и разработать методологию формирования доктрины в социальной сфере.
8. В современных условиях развития российского государства складывается ситуация, при которой программные и доктринальные документы носят характер не правовых, а политических документов, выражающих волю высших должностных лиц государства. Они не обусловлены естественной и согласованной в обществе необходимостью государственного строительства и общественного развития, а определены конкретной политической конъюнктурой. С момента развала СССР в новой Российской Федерации принято более 700 различных внутригосударственных программных и доктринальных документов. В своем большинстве они не взаимосвязаны и не согласованы по форме и содержанию и рассчитаны на краткосрочную перспективу реализации.
9. В контексте модернизации общества проведен анализ предпосылок, проблем и противоречий, связанных с перспективой становления социального государства в России. В результате чего определены основные направления управленческой деятельности государства в социальной сфере, представлен алгоритм трансформации действующей социальной политики в адресную политику государства. Среди приоритетных задач предлагается привести социальные стандарты, сложившиеся в Российской Федерации в соответствие со стандартами социальной жизни европейских стран.
Методологическая основа исследования.
В процессе диссертационного исследования использовался диалектический метод как основной способ объективного и всестороннего познания действительности. Данный метод позволил объект и предмет исследования рассматривать комплексно, в развитии и взаимодействии с другими явлениями. Применялись также системный и функциональный методы, они позволили выявить функции социального государства. В диссертационной работе автор использовал частные научные методы исследования: сравнительно-правовой, формально-логический, исторический, структурно-правовой. Метод компонентного анализа позволил выделить в содержании термина «социальное государство» отдельные компоненты и выявить определенное соотношение между термином и обозначаемым им явлением. Исторический метод способствовал выявлению некоторых аспектов социального государства в различные исторические периоды его развития, а метод типологизации – осуществлению поиска того минимума существенных признаков, без которых социальное государство как сложное явление не может существовать.
Эмпирическую базу исследования составили статистические данные о социальном положении россиян с 2000 по 2010 гг., социологические опросы жителей российской федерации о социальной политике российского государства.
Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация обсуждалась на кафедре теории государства и права Института права ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина». Результаты исследования используются при преподавании курсов «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права», «Право социального обеспечения».
Основные выводы и положения диссертационного исследования докладывались на международных научно-практических конференциях: «Актуальные вопросы юридической науки и практики на современном этапе» (г. Белгород, 2009 г.); «Развитие молодежной юридической науки в современном мире» (г. Тамбов, 2010 г.); «Власть и право в меняющейся России» (г. Тамбов, 2010 г.); «Правовая политика современной России: формы и средства реализации» (г. Тамбов, 2011 г.); «Международная и внутригосударственная правовая политика в условиях глобализации: проблемы теории и практики» (г. Тамбов, 2011 г.);  всероссийских научно-практических конференциях: XV Державинские чтения (г. Тамбов, 2010 г.); XVI Державинские чтения (г. Тамбов, 2011 г.) и др.; нашли отражение в 10 публикациях автора, включая три в ведущих рецензируемых научных изданиях, общим объемом 6, 3 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения.
 
Основное содержание исследования
 
Глава 1 диссертации «Формирование социального государства как стратегическое направление российской социально-правовой политики» состоит из двух параграфов.
В первом параграфе «Зарождение и развитие представлений о социальном государстве» рассматриваются теории о происхождении социального государства. Идейная основа социального государства восходит к представлениям античных мыслителей об идеальном государственном устройстве, обеспечивающем всеобщее благо для всех граждан. Его практическое формирование – отражает объективный процесс возрастания социальной роли государства в регулировании общественных отношений в индустриальном и постиндустриальном обществах.
В настоящее время среди ученых нет единства в вопросе относительно авторства и времени появления понятия «социальное государство». Большинство исследователей – и зарубежных, и российских – связывают появление идей о формировании социального государства с теориями Томаса Гоббса и Джона Локка, ставшими продуктом осмысления Английской революции 1648 г. и Славной революции 1688 г. Но в наиболее развитом виде эти идеи и политические требования начали проявляться с 30-40-х гг. XIX века.
Ряд российских авторов полагают, что родоначальником термина «социальное государство» является знаменитый немецкий экономист Лоренц фон Штейн (1815-1890). Его теория социального государства сложилась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин, в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии.
До настоящего времени многие зарубежные и отечественные авторы наряду с понятием «социальное государство» в качестве синонима употребляют термин «государство всеобщего благоденствия», хотя между ними есть различия. Во-первых, понятие «социальное государство» не только означает заботу государства о социальном обеспечении своих граждан, но и включает в себя структурное реформирование общества, в том числе экономики, обеспечение участия трудящихся в управлении производством и т.д. Второе понятие «государство всеобщего благоденствия» связывают с государственным предоставлением льгот и социального обеспечения, предназначенных для улучшения благосостояния граждан.
Связь социального государства с его правовой природой явилась важным шагом закрепления за ним социальных функций, которые не просто приобрели правовые основания, а стали ведущими и меняющими его правовую основу. Признание за социальным государством правовой основы означало придание социальным функциям обязательного характера. Произошла окончательная передача социальных функций от общества к государству. Приобретение социальным государством правового обоснования стало вехой в развитии представлений о государстве и о его социальной сущности. Понятия справедливости, равенства, солидарности, прав и обязанностей личности и общества получили формальное закрепление в нормах права.
В параграфе предложена периодизация становления социального государства. В отличие от сложившихся в научной литературе представлений о периодизации, предлагаем свое видение развития социального государства. Первый этап – социалистический (с 70-х годов ХIХ в. до 30-х годов ХХ в.); второй этап – правового социального государства (с 30-х годов ХХ в. до конца 40-х годов); третий этап – государство социальных услуг (с конца 40-х годов по 60-е годы ХХ в.); четвертый этап – государство всеобщего благоденствия (с конца 50-х годов до середины 80-х ХХ в.); пятый этап – деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия (с начала 80-х годов до середины 90-х ХХ в.); шестой этап – либеральное социальное государство (с середины 90-х годов ХХ в. по 2009 г.); седьмой этап – период социальной глобалистики (с 2010 по современный период).
В конце параграфа делается вывод о том, что современное российское государство находится в переходном состоянии. Специфика российского общества в том, что оно в отличие от западных государств не прошло путь от правового государства к социальному. Поэтому перспективное направление развития нашего общества связано с объединением двух направлений в одно и созданием новой социально-правовой конструкции, базирующейся на мировых социальных приоритетах, закрепленных в нормативно-правовых источниках.
Во втором параграфе «Влияние национального и международного подходов в определении критериев социального государства» говорится о национальной и международной оценках социального государства. Предложены авторские критерии оценки. В качестве одного из значимых оценочных критериев национального характера в России называется качество решения комплекса задач, стоящих перед государством, с учетом их социальной важности и сложности, закрепленных нормативно-правовыми актами на краткосрочную и долгосрочную перспективы.
Международный подход в содержании оценки социального государства основывается на показателе уровня социально-экономического имиджа государства. Это новый подход в правовой науке. В теории права данная категория не использовалась, в основном оценку состояния государства предлагали экономисты, опираясь на внутренние экономические показатели хозяйственной деятельности той или иной страны. В расчет не принимались такие критерии, как правовые гарантии развития экономики и социальной деятельности государства. В мировой практике долгое время развитие территорий оценивалось преимущественно такими показателями, как валовой внутренний продукт (ВВП), валовой внутренний продукт на душу населения, индекс промышленного производства и т.д. В настоящее время развитие стран и регионов включает в себя еще одну значимую категорию, такую как социальная сфера. Сюда же можно добавить критерий качества правового обеспечения (гарантий) экономической и социальной деятельности в государстве. При этом экономическая и социальная сферы тесно связаны между собой, влияют друг на друга.
Развитие критерия «социально-экономический имидж государства» позволит определить качество социально-экономи-ческого и правового обеспечения. Этот критерий можно закрепить набором рейтингов, характеризующих положение обследуемых стран относительно друг друга. Одним из значимых элементов названного рейтинга является качество нормативно-правового обеспечения (соответствия правового обеспечения тестируемого государства международным стандартам). Предлагается ввести соответствующие мировым стандартам критерии нормативно-правового обеспечения социального государства, выделив в качестве приоритетных уровень федеральных и региональных документов, регламентирующих развитие социальной сферы. К таким показателям можно отнести закрепление данного принципа в конституцию страны с указанием конкретных целей социального государства и подробным перечнем социальных прав, как предлагает А.И. Бобылев[1].
Примером может служить социальное законодательство Российской Федерации: основные положения социального государства закреплены в Конституции РФ, которые конкретизируются в социальном законодательстве, в действующей Конституции РФ одна треть статей посвящена правам и свободам человека и гражданина, в том числе социальным[2].
Проведенный анализ конституций стран, закрепивших норму социального государства в той или иной формулировке, а также не имеющих такого закрепления, но относимых к типу стран с социальной рыночной экономикой, показывает, что среди принципов и функций, традиционно относимых к сфере социального государства, наиболее разработаны:  социальная направленность экономической политики, включая социальную роль бюджета; социальная ответственность государства; социальное партнерство; национальная солидарность.
В частности, в Конституции Австрии 1920 г. и в ее последующих редакциях такого понятия нет, но описан механизм реализации конституционной формулы или приоритетов социальной политики, которая выражается в строгом разграничении полномочий федерального центра и земель в социальной сфере, сфере экологии и образования (ст. 10 в ред. ФКЗ от 2 марта 1983 г. и ст. 11-14а, Независимая Коллегия народной правозащиты, раздел 7)[3].
В Конституции Бельгии 1994 г. и в ее последующих редакциях понятие «социальное государство» не употребляется, но ст. 24 декларирует, что «Каждый имеет право вести жизнь, соответствующую человеческому достоинству» и гарантирует экономические, социальные и культурные права:  право на труд и свободный выбор профессиональной деятельности в рамках общей политики занятости, направленной, помимо прочего, на обеспечение достаточно стабильного и по возможности высокого уровня занятости; право на справедливые условия труда и вознаграждение; право на социальное страхование, охрану здоровья, социальную, медицинскую и юридическую помощь; право на достойное жилище; право на здоровую окружающую среду; право на культурное и социальное процветание.
В Испании включение концепта социального государства в Конституцию произошло в 1978 г. В ст. 1 Испания определяется как «правовое, социальное и демократическое государство». В ст. 138 государство гарантирует эффективное осуществление принципа солидарности, «наблюдая за установлением адекватного и справедливого экономического равновесия между различными частями испанской территории». Согласно 128-й статье «все виды богатства страны в своих различных формах, независимо от собственника, служат общим интересам». А ст. 130 обязывает власти заботиться «о модернизации и развитии всех отраслей экономики… в целях выравнивания уровня жизни всех испанцев». Есть отдельная гл. 3 «О руководящих принципах социальной и экономической политики». В ст. 40. на публичные власти возложено «создание благоприятных условий для социального и экономического прогресса и для наиболее справедливого распределения региональных и личных доходов в рамках политики экономической стабильности». Ст. 47 декларирует, что «все испанцы имеют право на пользование благоустроенным жильем», публичные власти способствуют созданию для этого необходимых условий. Кроме того, ст. 50 гарантирует «престарелым гражданам достойное экономическое существование путем предоставления им соответствующих пенсий, размеры которых периодически пересматриваются». Кроме того, социальные службы призваны осуществлять наблюдение за здоровьем, жилищными и культурными условиями престарелых граждан и их досугом[4].
В процессе исследования пришли к выводу о том, что большинство   зарубежных стран не имеют развитого социального законодательства в отличие от России. В то же время внутренняя социальная политика и нормативно-правовое выражение основных социальных позиций являются для государства приоритетными. Отсутствие конституционно закрепленных социальных прав в некоторых странах скорее всего связано с трезвой оценкой законодателя государственных материальных (экономических) и иных ресурсов, которыми государство может распоряжаться, чтобы реально выполнять социальные обязательства.  
Глава 2. «Правовая политика Российской Федерации в сфере реализации задачи  построения социального государства» состоит из трех параграфов.
В первом параграфе «Социально-правовая доктрина как элемент социальной политики Российского государства» рассматривается макет – проект социально-правовой доктрины Российской Федерации подготовленный в 2010 г. В.И. Якуниным, С.С. Сулакшиным, И.Ю. Колесником, М.В. Куропаткиным и М.С. Нетесовой. Анализируется возможность принятия подобного рода документов как перспективного направления развития социальной политики российского государства.
В современной России отсутствует целостная концепция социального государства, которая могла быть положена в основу  государственной социальной политики. Были предприняты попытки создать некую альтернативу, в частности, появилась «Концепция социального государства Российской Федерации», принятая на заседании «круглого стола», состоявшегося в Академии труда и социальных отношений 19 ноября 2002 г. По сути это ведомственный проект,  в котором заложены патерналистские функции государства и контроль над сферой социальной политики со стороны гражданского общества и, главным образом, профсоюзов[5]. Данный документ по своим базовым положениям нарушает принципы социального государства, так как это противоречит самой сущности социального государства ввиду неприятия доминирования любой социальной или профессиональной группы.
Очевидно, что современная социальная стратегия государства должна выражаться в программных документах, одним из них может быть социальная доктрина. Цель социальной доктрины России состоит в определении ориентиров достижения благополучной и безопасной жизни для граждан России на основе их сбережения, а также построение конкурентоспособного социального государства, обеспечивающего равные возможности для самореализации личности в обществе, отражающая базовые социальные гарантии и жизненно важные интересы всех слоев населения. Доктрина может послужить консолидирующим документом для современного российского общества.
Одно из предположений понимания социального государства сводится к уровню социальной защиты населения. При этом социальную защиту многие юристы и политологи трактуют в широком и узком смысле. В широком смысле – это деятельность государства, направленная на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, создание условий для самоопределения и утверждения в жизни. В узком смысле – это совокупность экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение социально приемлемого уровня жизни[6].
В законодательных актах и в комментариях к ним нет единого подхода и однозначной трактовки критерия уровня жизни. Зачастую в текстах документов идет ссылка на «достойный уровень», иногда встречается понятие «достаточный уровень». Довольно часто можно прочитать об «удовлетворительном уровне жизни». Также используются определения «минимальный уровень» и «приемлемый уровень». Разброс в определении качества и стандарта жизни происходит из-за отсутствия единой оценочной шкалы, которая напрямую может быть связана с возможностями гражданского общества и государства реализовать социальные потребности общества, которые должны быть отражены в социальной политике государства.
Нет четкого понимания в определении социального уровня жизни населения и у законодателя, зачастую в одно понятие закладывается разный смысл, что приводит к сложностям в законотворчестве, правоприменительной практике, а также в теоретической разработке проблемы социального государства.
Авторы вышеупомянутой социально-правовой доктрины Российской Федерации попытались учесть сложившиеся в теории названного вопроса трудности и создать универсальную модель нормативного правового документа доктринального уровня, определяющего политику России в области социального развития. Социальная доктрина Российской Федерации, как отмечается в преамбуле, – это особый тип документа, задающий управленческое содержание государственной политике, в том числе в стратегической перспективе. В предлагаемом подходе социальная политика понимается шире, чем только социальная защита, – это весь комплекс развития человеческого потенциала страны. Во многом предложенный вариант доктрины не доработан, в то же время в ней имеется основа для дискуссии.
Полагаем, что социальная доктрина должна формировать мировоззренческие условия обеспечения национальной безопасности и благополучия российских граждан. Стать основой общественного договора о перспективе и приоритетах социального развития, связанной с возрождением и приумножением социальных и культурных ценностей общества. Изменением отношения к науке, образованию, усиление развития прав и свобод граждан, институтов социальной демократии и гражданского общества.
   Во втором параграфе «Основные детерминанты становления социального государства в России» раскрываются определяющие элементы социального государства и возможность его формирования в российском обществе.
В сложившейся теории и практике государственного строительства в конце прошлого века утвердилось понятие «социальное государство», которое можно анализировать в трех ракурсах: а) научном – как общую идею и ее концептуальное развитие; б) нормативном – как конституционный принцип, закрепленный в конституциях всевозрастающего числа стран; в) эмпирическом – как реальную практику деятельности государственных институтов по решению социальных проблем общества.
Исходя из мировоззренческой основы теории социального государства можно констатировать, что ее истоки своими корнями исходят к античным мыслителям, которые мечтали об идеальном государственном устройстве, призванном обеспечить всеобщее благо.
Особое развитие тема социального государства получила в XX веке. В Советском союзе данная идея была введена в ранг государственной идеологии. После развала СССР в новой России не раз обсуждалась концепция построения социального государства, в результате чего 17 ноября 2008 г. была утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Общество получило официальный комплексный проект формирования качественно нового макета социального устройства России. Среди особо отмечаемых стратегических установок можно отметить один прогнозируемый существенный нюанс. К 2020 году Россия еще не войдет в число стран-лидеров по таким важным индикаторам качества и уровня жизни, как средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении; уровень душевого ВВП, исчисленного по паритету покупательной способности; удельные государственные расходы на развитие отраслей социальной сферы; покупательная способность заработной платы; уровень и качество жилищной обеспеченности населения и др. Поэтому если на уровне прогноза предполагается существенное отставание от развитых стран в области социальной политики, то, зная особенности функционирования российской бюрократии, можно предположить, что будет в реальности с реализацией названной концепции.
В концепции поставлена задача сформировать к 2020 году средний класс, превышающий половину населения. Однако если его материальную обеспеченность оценивать не только по уровню денежных доходов, но и по жилищной обеспеченности, то с учетом такого более строгого критерия соответствующий социальный слой, по оценкам специалистов, предстоит увеличить не менее, чем в 3 раза (сегодня он охватывает около 18 % населения). Решить поставленную задачу в обозначенные сроки будет очень трудно. В передовых странах средний класс уже сегодня составляет около двух третей населения. В этой связи обращает на себя внимание то, что трудности формирования социального государства в России с точки зрения истории права обнаруживают много общего с проблемами реализации демократии в российском обществе. Некоторые исследователи считают, что демократия плохо приживается в России во многом из-за сложившегося менталитета россиян. Как отмечают философы Т.Б. Длугач и В. Г. Федотова, «демократия как особая форма социальной и политической организации общества нуждается в особом типе человека, который обозначается как «автономная личность», «автономный субъект», «человек здравого смысла» и т. д.
Если следовать высказанным суждениям, то у идеи реализации социального государства, как и демократического общества, в России из-за специфического российского менталитета нет перспективы. Полагаем, что данное суждение ошибочно и безосновательно. В государстве имеется достаточный интеллектуальный и социальный потенциал для того, чтобы реализовать социальные программы в ближайшем будущем.
Можно согласиться с мнением А. Ф. Храмцова, который предположил, что «конституция Российской Федерации 1993 г. принималась в принципиально иной по сравнению с западноевропейскими государствами общественной и социально-психологической ситуации, в которой создание социального государства в стране оказалось возможным провозгласить, но нельзя было наполнить адекватным понятию содержанием. Было бы странно, если бы она утверждала в жизни страны, как того требуют фундаментальные основы социального государства, компромиссные, конвергентные, а не конфронтационные начала. Разумеется, меньше всего победители думали о соблюдении пропорций, соотношений, долей и прочих инструментах социальной политики, применение которых может дать право называться социальным государством, как и вообще о праве на достойное существование других, а не только победивших слоев населения»
В современных условиях российская государственная социальная политика базируется на принципе извлечения средств «снизу вверх», а не наоборот, как в развитых европейских странах. Если бы в российском обществе пришли к выводу о приоритетном финансировании социальных проектов, то, как утверждает А.Ф. Храмцов, «структуру российского бюджета нужно было бы существенно изменить, на здравоохранение и образование тратить вдвое, на науку – втрое, а на культуру – вчетверо больше»[7].
При всех противоречиях в оценках перспектив качественного социального строительства в российском обществе можно отметить, что социальное государство Запада исторически возникает по инициативе индивидов, которые осуществляют контроль государства и рынка. В российских условиях социальное государство формируется по указке администрации «сверху» и принимает патерналистские черты. В противном случае уход от административного контроля государства социально-экономи-ческой сферы приводит к анархии. В результате возникает потребность в поиске самостоятельного пути развития социальных проектов в российском обществе, а не компилирование их с западных моделей.
Специфика генезиса российской социальной государственности состоит в несбалансированном развитии гражданских и социальных компонентов, объединенных в единый процесс, что привело к созданию искусственной модели социального развития, привязанной к российскому социальному бытию.
В третьем параграфе «Социально-правовая политика российского государства в период модернизации» раскрываются особенности и специфика реализуемой в России социально-правовой политики в последние годы. Представляется анализ правовых документов, в которых прямо или косвенно определяются задачи построения социального государства.
Модернизация социально-правовой политики предполагает комплексную структурную трансформацию общественных отношений, связанных с социальным блоком и регулируемых правом. Преимущество концепции модернизации состоит в поступательном изменении социальных потребностей общества, не снижая эффективности государства.
Процесс модернизации социально-правовой политики в современной России подвергается справедливой критике. На данный процесс оказывают влияние множество факторов, которые можно разделить на объективные и субъективные.
К объективным факторам относятся мировые процессы глобализации, которые оказывают существенное влияние на политические, экономические, социальные и правовые изменения, происходящие в нашем обществе. Мировая социальная политика построена на принципах многовековой европейской культуры. Сложившаяся в ХХ веке глобальная социальная система отторгает страны с альтернативными принципами строительства государства, превращая их в изгоев. Для того чтобы быть включенным в нее, необходимо принимать условия, которые не всегда укладываются в устоявшиеся в различных государствах социально-культурные рамки. В связи с этим необходима модернизация социально-правовой действительности.
Вторым объективным фактором, влияющим на модернизацию социальной системы государства, являются внутренние процессы, происходящие в российском обществе в современный период. Крах советского государства предопределил появление новой модели его организации. Объективно общество потребовало высвобождения внутренних ресурсов и включения их в реализацию социальных программ. Строительство рыночной экономики определило необходимость создания общественных институтов, основанных на признании и закреплении автономии личности, демократических политических норм. Тем самым российский социум оказался перед внутренней необходимостью создания гражданского общества, которое и должно было обеспечить существование полноценного социального государства.
К субъективным факторам, влияющим на модернизацию социальной системы необходимо отнести несколько специфических, присущих российскому обществу факторов. Во-первых, сложившуюся в определенных слоях общества ментальность. Представители этих слоев в основном придерживаются западных социальных стандартов. Они считают, что социальная модернизация должна осуществляться на основе базисных принципов, основанных на соблюдении прав и свобод человека, ценностей гражданского общества. Активная гражданская позиция этой части общества оказывает воздействие на общественное мнение. Во-вторых, административный ресурс, к которому можно отнести государственный аппарат на федеральном и региональном уровнях. Власть стремится к стагнации и самосохранению, а это, как известно, приводит к снижению потенциала социальной модернизации. В то же время современная российская действительность усложняет эту тенденцию. С одной стороны, государство предпринимает попытки выстроить экономическую, социальную, политическую структуру так, как видится правильным и удобным правящей элите. Для этого блокируются общественные социальные инициативы. С другой стороны, появившиеся в последние годы проекты социального развития России определили курс на формирование социального государства. Наблюдается конфликт интересов и противоречие целей и средств политики модернизации.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, обобщаются выводы автора, сделанные в отдельных главах и параграфах, излагаются предложения, направленные на совершенствование нормативного и организационного обеспечения социального развития Российской Федерации.
 
 
 
Основные положения диссертационного исследования изложены в следующих публикациях:
 
Статьи, опубликованные в реферируемых изданиях,
предусмотренных перечнем ВАК РФ:
 
1. Усачева Ю.В., Пузиков Р.В. Совершенствование правовой политики России в сфере регламентации правового положения личности как обязательный элемент юридического равенства // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. № 6 (62). С. 332-335 (0,8 п.л./0,5 п.л.).
2. Усачева Ю.В. Понимание социального государства в современной юридической доктрине // Право и государство: теория и практика. 2009. № 5 (53). С. 10-12 (0,5 п.л.).
3. Усачева Ю.В. Кодификация действующего социального законодательства России: приоритетное направление правовой политики // Право и государство: теория и практика. 2009. № 7 (55). С. 46-49 (0,5 п.л.).
 
Публикации в иных изданиях:
 
4. Усачева Ю.В. Направления современной российской правовой политики в области социального обеспечения // Приоритеты формирования правоохранительной политики в современной России: федеральный и региональный аспекты: сб. ст. по мат-лам кр. стола, 15 мая 2008 г. / под науч. ред. А.В. Малько. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. С. 149-157 (0,7 п.л.).
5. Усачева Ю.В. Социальное государство и правовое регулирование социальной защиты // Актуальные вопросы юридической науки и практики на современном этапе: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Белгород: Кооперативное образование, 2009. С. 183-197 (0,6 п.л.).
6. Усачева Ю.В. Социальная составляющая современного российского права // Новая правовая мысль: научно-аналити-ческий журнал. Волгоград, 2009. № 1 (32). С. 12-14 (0,5 п.л.).
 
7. Усачева Ю.В., Пузиков Р.В., Пучнин В.М. Проблемы детерминации коррупционной деятельности как приоритетное направление административной реформы России // Административная реформа в России: федеральный и региональный уровни: монография / под ред. А.В. Малько. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. С. 172-208. (10,14 п.л. /1 п.л.).
8. Усачева (Люкина) Ю.В. История становления и развития подходов к правопониманию «социальное государство» // Научно-аналитический журнал. Известия экономики и права. Кизляр, 2010. № 2. Июнь. С. 29-37 (0,8 п.л.).
9. Усачева (Люкина) Ю.В. Современное представление о социальном государстве: соотношение российского и зарубежного правопонимания // Развитие молодежной юридической науки в современном мире: сб. науч. тр. по мат-лам VII Междунар. науч.-практ. интерен-конф. 21 мая 2010 г. / отв. ред. В.М. Пучнин. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. С. 90-94 (0,4 п.л.).
10. Усачева (Люкина) Ю.В. Основные детерминанты, препятствующие становлению в России социального государства // Власть и право в меняющейся России : сб. науч. тр. по мат-лам Междунар. науч.-практ. конф. 15-16 нояб. 2010 г. / отв. ред. В.М. Пучнин, Р.В. Пузиков. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. С. 14-24 (0,8 п.л.).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Подписано в печать 06.04.2012 г. Формат 60´84/16. Усл. печ. л. 1,45.
Тираж 100 экз. Заказ № 
 
Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество».
39200, г. Тамбов, ул. Советская, 6
 
 
Отпечатано в Издательстве ТРОО «Бизнес-Наука-Общество»

 
[1] Бобылев А.И. Теория и практика формирования правового и социального государства // Право и политика. 2003.  № 3. С. 21.
[2] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета.  1993.  № 237. 25 декабря.
[3].Источник: World Wide Constitutions http://concourt.am/wwconst/constit/ consts2l.htm#B)
[4] Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть. М., 1999. С. 154.
[5] Концепция социального государства Российской Федерации // На пути к социальному государству: сб. мат-лов заседания кр. ст., состоявшегося в Академии труда и социальных отношений 19 ноября 2002 г. / Под общ. ред. Н.Н. Гриценко. М., 2003.
[6] Бобылев А.И. Теория и практика формирования правового и социального государства // Право и политика. 2003. № 3. С. 14.
[7] Храмцов А.Ф. Социальное государство. Практики формирования и функционирования в Европе и России // Социологические исследования. 2007. № 2. С. 27.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0