2012avtoref555

Аватар пользователя ideolog
Корнев Андрей Анатольевич
 
02 апреля 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Система административно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации» (специальность 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.239.02
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Корнев А.А. Система административно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. С. 28.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref555 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Корнев А.А. Система административно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Саратов, 2012. С. 28.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
На правах рукописи
Корнев Андрей Анатольевич
СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12.00.14. — административное право, финансовое право, информационное право
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
Саратов — 2012
 
 
 

 
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образо­вательном учреждении высшего профессионального образования «Астра-ханский государственный технический университет»
Научный руководитель — доктор юридических наук, доцент
МАКСИМОВ Иван Владимирович
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор,
заведующий кафедрой административного и муниципального права ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет»
СТАРИЛОВ Юрий Николаевич
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и муниципального права ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» СОКОЛОВ Александр Юрьевич
Ведущая организация —              ФГБОУ ВПО «Саратовский
государственный социально-экономический университет» (Факультет экономики и права)
Защита состоится 2 апреля 2012 г. в 14 часов на заседании диссертаци­онного совета Д 212.239.02 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовская государственная юридическая академия» по адресу: 410056, г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 104, ауд. 102.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государ-ственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессио-нального образования «Саратовская государственная юридическая академия».
Автореферат разослан     2012 г.
 
 
И.о. ученого секретаря диссертационного совета,
доктор юридических наук, профессор                                                                                      Е.В. Покачалова
 
 
 
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Проблема распространения нар-комании, злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами является актуальной практически во всех странах мира. Неза-конный оборот наркотических средств приобрел в последние десятилетия глобальный масштаб и самым серьезным образом сказывается на социаль-но-психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияет на эко-номику, политику и правопорядок.
По данным Управления ООН по наркотикам и преступности, в настоя-щее время в мире насчитывается более 200 млн чел., имеющих опыт упот-ребления наркотиков, 110 млн чел. злоупотребляют ими и 25 млн чел. страдают наркозависимостью. Только в России число лиц, регулярно по­требляющих наркотики, колеблется в пределах 2-2,5 млн чел. в возрасте от 18 до 39 лет, что составляет почти 2 % населения страны. При этом нар-комания каждый год продолжает набирать обороты. Так, если в 2009 г. было зарегистрировано потребителей наркотиков около 555 тыс. чел., чис-ло больных наркоманией — около 358 тыс., причем 87 % из них — упот-ребляли героин, то в 2011 г. число зарегистрированных потребителей нар­котиков составило 673 840 тыс. чел., а диагноз «наркомания» поставлен 457 591 лицу. Как заявляет руководство Федеральной службы РФ по кон-тролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), по данным ООН, в 2010 г.самое большое количество наркозависимых зафиксировано в Иране и Афганистане, третьей в этом списке значится Россия1.
Все это ведет к тому, что незаконное распространение наркотиков пре­вращается в широкомасштабную угрозу государственной безопасности,
1 См.: Официальный сайт Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков. URL: http: //www. fskn.gov.ru/pages/main/prevent/3939/4052/index.shtml (дата обращения: 19.12.2011).
 
здоровью и благополучию народов России. На специальном заседании Президиума Госсовета 18 апреля 2011 г. Президент РФ Д.А. Медведев от-метил, что «распространение наркотиков в целом влияет на демографиче-скую ситуацию в стране, разрушает генофонд нации, здоровье людей. Ежегодно по подсчетам, которые ведутся правоохранительными органами, более 200 тысяч правонарушений связаны с незаконным оборотом нарко­тических средств. При этом те, кто потребляют наркотики, конечно, не участвуют ни в какой трудовой деятельности, ни в каком созидательном труде»1.
В связи с этим Российским государством осуществляется комплекс мер, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В 1998 г. принята, а затем существенно обновлена законодательная база, а также ратифицирован ряд международ­ных актов, закрепляющих целую систему мер по противодействию неза-конному обороту наркотических средств и психотропных веществ в Рос-сии. Основную их долю составляют меры уголовно-правового характера, в то время, как большая часть правонарушений связана с посягательством на административно-правовой порядок оборота наркотических средств и пси­хотропных веществ. В этой связи исследование проблемных вопросов за-крепления и реализации системы именно административно-правового про-тиводействия наркоугрозе и несущим ее правонарушениям является акту-альным и своевременным.
Состояние и степень научной разработанности проблемы. В адми-нистративном праве проблема противодействия распространению нарко­тиков неоднократно рассматривалась лишь с позиций административной ответственности, в то время как всей системе административно-правового воздействия доктринального внимания не уделялось.
Вместе с тем актуальные вопросы антинаркотической политики нашли свое отражение в работах А.Н. Горанского, Г.Н. Драгана, Г.В. Зазулина, Б.Ф. Калачева, В.И. Мельника, А.Н. Сергеева, Я.А. Фроловой, А.Ю. Шу-милова. Проблеме исследования социально-правовых, медицинских и криминологических характеристик незаконного оборота наркотиков и зло-
1 См.: Заседание Президиума Госсовета, посвященное борьбе с распространением нарко-тиков 18 апреля 2011 года. URL: http://kremlin. ru/transcripts/10986 (дата обращения: 19.12.2011)
 
5
употребления ими посвящены труды Г.А. Аванесова, В.М. Алиева, ЭА. Бабаяна, ТА. Боголюбовой, М.Х. Гонопольского, И.Н. Кузнецова, И.М. Мацкевича, З.С. Зарипова, Г.М. Миньковского, М.Л. Прохоровой, Л.И. Романовой, НА. Сартаевой. Уголовно-правовые аспекты борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ рассмотрены В.Н. Курченко, НА. Мирошниченко, A.A. Музыка, А.Н. Сер­геевым, Е.Л. Харьковским, М.Л. Хоменкер, Б.П. Целинским. Зарубежный опыт борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотроп-ных веществ изучался Ю.М. Антоняном, Э.Г. Гасановым, В.В. Князевым, В.М. Николайчиком. Административно-правовая практика предупрежде-ния и пресечения незаконного оборота наркотиков исследована Ю.М. Ермаковым, CA. Исаковым, Б.Ф. Калачевым, В.П. Кириченко, А.П. Кореневым, М.В. Назаруком, В.П. Новиковым, A.B. Симоненко, СВ. Слободчуком. Теоретические и прикладные аспекты эффективности правовых средств и практики их применения нашли отражение в работах С.С. Алексеева, Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лазарева, В.Н. Никитинского, Н.С. Самощенко, М.Д. Шар городского.
Основу исследования об административном принуждении, ответствен-ности составил богатый в содержательном смысле теоретический матери-ал, содержащийся в трудах таких ученых-административистов, как: А.Б. Агапов, Ю.С. Адушкин, А.П. Алехин, Д.Н. Бахрах, КС. Вельский, И.И. Веремеенко, ПА. Балаган, A.C. Дугенец, М.И. Еропкин, А.П. Клюш-ниченко, Ю.М. Козлов, Н.М. Конин, П.И. Кононов, А.П. Коренев, Б.М. Ла-зарев, А.Е. Лунев, И.В. Максимов, В.М. Манохин, Г.И. Петров, Л.Л. По­пов, Б.В. Российский, Н.Г. Салищева, В.Е. Севрюгин, П.П. Сергун, Ю.П. Соловей, В.Д. Сорокин, Ю.Н. Старилов, М.С. Студеникина, Ю А. Тихомиров, Н.Ю. Хаманева, А.П. Шергин, В А. Юсупов, А.Ю. Яки-мов, О.М. Якуба.
В то же время проблемы определения, сущности, форм, методов, сис-темы административно-правовых средств противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации не получили должного анализа.
Объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.
Объект исследования включает общественные отношения, склады-вающиеся по поводу установления, применения и реализации системы
 
6
 
административно-правового противодействия незаконному обороту нар-котических средств и психотропных веществ в Российской Федерации.
Предмет исследования составляют нормы законодательства, закреп-ляющие систему мер административно-правового противодействия неза-конному обороту наркотических средств и психотропных веществ в Рос­сийской Федерации.
Целью диссертационной работы является всестороннее комплексное изучение всех аспектов системы административно-правового противодей-ствия незаконному обороту наркотических средств и психотропных ве-ществ в Российской Федерации, а также разработка предложений по со-вершенствованию законодательства Российской Федерации о наркотиках и административном противодействии их незаконному обороту.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих ос-новных задач: 1) раскрыть сущность и юридическую природу механизма административно-правового противодействия незаконному обороту нар­котических средств и психотропных веществ в Российской Федерации; 2) выявить цели, задачи и приоритеты государственной политики Россий-ской Федерации и ее субъектов в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков; 3) установить систему органов административно-юрисдикционного противодействия незаконному обороту наркотиков и общий механизм их функционирования; 4) раскрыть структуру и виды мер административного предупреждения незаконного оборота наркотических средств; 5) определить роль административно-пресекательных мер в меха-низме противодействия незаконному обороту наркотиков;

  1. охарактеризовать структуру административной ответственности за не-законный оборот наркотиков, специфику и эффективность ее реализации;
  2. выработать научные рекомендации по совершенствованию действую-щего законодательства и практики его применения.

Методологическую основу исследования составил комплекс совре-менных методов познания, разработанных философской наукой и приме-няемых юридическими науками: всеобщий (материалистическая диалек-тика), общенаучные (анализ (структурный), синтез, системный и функцио-нальный подходы), частнонаучные (исторический подход, статистический, логический и математический) и частноправовые (формально-юриди-ческий и сравнительно-правовой) методы.
 
7
 
Анализируемая проблематика административного противодействия не-законному обороту наркотиков освещается с учетом достижений таких юридических наук, как теория государства и права, конституционное, ме-ждународное и уголовное право.
Нормативную основу диссертационного исследования составляют: Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, фе-деральные законы «О наркотических средствах и психотропных вещест-вах», «О полиции», иные федеральные законы и подзаконные акты, а так-же законодательство субъектов РФ, входящих в Центральный федераль-ный округ. Для решения отдельных задач исследования проведен обстоя-тельный анализ важнейших международно-правовых конвенций в области борьбы с наркотиками.
Эмпирической базой диссертационного исследования послужили реше­ния Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, региональной су-дебной практики, правовые позиции Европейского Суда по правам челове-ка, а также правоприменительная практика полномочных органов админи-стративной юрисдикции.
Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что в ней предпринята попытка комплексного, системного исследования теоретиче-ских и практических аспектов правового механизма административного противодействия незаконному обороту наркотических средств в соотно­шении с правовыми и социально-экономическими реалиями российского общества, что позволило выявить и разрешить ряд существующих проблем правового регулирования и обосновать выводы и предложения, имеющие теоретическую и практическую значимость, рекомендации по совершенст-вованию российского административного законодательства.
Решение научной задачи состоит в раскрытии механизма противодей-ствия незаконному обороту наркотических средств и психотропных ве-ществ административно-правовыми средствами.
На защиту выносятся следующие положения, являющиеся новыми или имеющие элементы научной новизны:
1. В рамках административно-правовой политики Российской Федера-ции по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ определяется комплекс общих превентивных мер по выявлению, устранению, минимизации или нейтрализации причин и
 
8
 
условий, способствующих нарушению единых административных правил оборота наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации.

  1. Аргументируется целесообразность разделения основных функций Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков в зависи-мости: а) от предмета деятельности — на функции по: организации систе-мы и процесса управления; управлению трудовыми ресурсами; управле-нию научно-техническим развитием отрасли и технической подготовкой; прогнозированию и планированию; б) от правовых форм деятельности и от юридических последствий — на функции: оперативно-исполнительную и административно-юрисдикционную.
  2. Предлагается следующая классификация органов административно-юрисдикционного противодействия незаконному обороту наркотиков: а) в зависимости от характера компетенции — органы исключительной адми-нистративно-наркоделиктной юрисдикции (органы госнаркоконтроля) и совместной административно-наркоделиктной юрисдикции (иные органы в указанной сфере); б) по объему предметной компетенции — органы об-щей (суды), отраслевой (органы исполнительной власти) и специальной (комиссии по делам несовершеннолетних) компетенции; в) по положению в системе государственных органов — судебные органы; органы исполни-тельной власти; органы административной юрисдикции при органах мест-ного самоуправления; г) в зависимости от состава — коллегиальные (ко­миссии по делам несовершеннолетних) и единоначальные (должностные лица органов исполнительной власти); д) в зависимости от применяемых мер административного наказания — органы, полномочные применять все виды мер административного наказания, установленные за совершение правонарушений в сфере противодействия незаконному обороту наркоти-ческих средств и психотропных веществ (суды), и органы, полномочные выносить лишь административный штраф (все иные органы).

Обосновывается вывод, что административное принуждение, приме-няемое в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, — это определенный административным законодательством вид государственного принуждения уполномоченными на то органами управления (должностные лица органов прокуратуры, Следственный комитет РФ, Федеральная служба РФ по контролю за обо-
 
9
 
ротом наркотиков, органы внутренних дел, таможенные органы, органы федеральной службы безопасности) физических и юридических лиц ввиду совершения ими правонарушения либо в условиях общественной, государ­ственной необходимости для эффективного и оперативного достижения исключительно позитивно-значимых (общественно полезных) целей.
5.   Аргументируется, что мерам административного предупреждения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ при- сущи следующие основные и отличительные черты: а) они не связаны с совершением правонарушения; б) принудительный характер данных мер состоит в реализации властных и односторонних действий, которые не согласовываются с противоположной стороной; в) административно- предупредительные меры закреплены в законодательстве, предусматри- вающем обязательные действия либо устанавливающие известные запреты и ограничения под угрозой применения административного наказания.
6.             Выявляется и обосновывается наличие в действующем законодатель- стве следующих видов мер административного предупреждения незакон- ного оборота наркотиков: а) проверка документов; б) административный надзор за лицами, совершившими преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков; в) осмотр земельных участков, на которых возмож- но культивирование наркосодержащих растений, мест разработки, произ- водства, изготовления, переработки, хранения, отпуска, реализации, рас­ пределения, приобретения, использования и уничтожения наркотиков; г) отказ в выдаче лицензии на приобретение оружия гражданам Россий- ской Федерации больным наркоманией; д) установление ограничений на допуск к работе с наркотическими средствами и психотропными вещест- вами лиц, не достигших 18-летнего возраста, больных наркоманией, с не- погашенной или неснятой судимостью; е) отстранение от выполнения лю- бых видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, лиц, находящихся в состоянии нарко­ тического опьянения; ж) предписание юридическим лицам — владельцам лицензий — на виды деятельности, связанные с оборотом наркотиков, об устранении выявленных нарушений; з) требование о прекращении дея- тельности юридического лица в случаях установления фактов повторного нарушения соответствующих норм; и) требование (предъявляемое в суд) о ликвидации юридического лица; к) требование о представлении необхо-
 
10
 
димых для выполнения контрольных функций объяснений и документов; л)изъятие образцов наркотиков при проверке соответствия процессов производства и их изготовления установленным правилам для сравнитель-ного исследования; м) опечатывание помещения в целях воспрепятствова-ния доступу к наркотикам.

  1. Доказывается, что мерам административного пресечения присущи следующие отличительные признаки: а) они связаны с совершением пра-вонарушения, реализуются только в связи с его пресечением и производ­ством по делу о нем; б) принудительный характер данных мер состоит в прямом юридически-властном воздействии одной стороны — государст-ва, которое не согласовывается с противоположной стороной; в) применяются несудебными административно-юрисдикционными ор­ганами; г) выполняют также функцию процессуального обеспечения, т. е. гарантируют привлечение в будущем правонарушителей к администра-тивной ответственности.
  2. Предлагается под мерами административного пресечения незаконно­го оборота наркотических средств и психотропных веществ понимать уре-гулированные нормами административного права средства принудитель-ного воздействия, применяемые уполномоченными на то органами госу-дарственной власти (должностными лицами), которые направлены на пре-кращение противоправного деяния, предупреждение связанных с ним вредных последствий, а также на создание условий для последующего привлечения виновных лиц к административной ответственности.

9.   Обосновывается вывод, что административная ответственность за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, — это один из видов административ­ ной ответственности, установленный КоАП РФ и состоящий в применении органами административно-юрисдикционного противодействия незакон- ному обороту наркотиков к лицам, совершившим административные пра- вонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, администра- тивных наказаний имущественного и неимущественного характера.
10.   Предлагается ряд изменений в КоАП РФ, заключающихся в сле- дующем:
а) примечание к ст. 6.8 дополнить предложением: «Не может призна-ваться добровольной сдачей наркотических средств или психотропных
 
11
 
веществ, а также их аналогов изъятие указанных средств или веществ, а также их аналогов при задержании лица.»;
б)  абзац первый ст. 6.13 дополнить словами: «, а равно распростране- ние продукции средств массовой информации, содержащей показ упот- ребления наркотических средств и психотропных веществ и их воздейст- вия на человека»;
в)        главу 6 дополнить новой статьей 6.17 следующего содержания: «Статья 6.17. Попустительство незаконному обороту или незакон- ному потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов
Допущение случаев незаконного оборота или незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в помеще-нии юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере торговли (услуг),
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до двухсот минимальных размеров оплаты труда.».
Теоретическая и практическая значимость диссертационной рабо-ты. Теоретическое значение исследования заключается в комплексном изучении вопросов административно-правового противодействия неза-конному обороту наркотических средств с учетом последних законода-тельных изменений и опыта правоприменительной деятельности органов наркоконтроля.
Практическая значимость состоит в выработке и обосновании комплек-са полезных для внедрения в действующее законодательство и правопри-менительную практику результатов диссертационного исследования. От-дельные его положения могут быть использованы в процессе преподава-ния дисциплин «Административное право», «Административная ответст-венность» и иных правовых дисциплин.
Апробация результатов исследования. Основные положения работы были одобрены на заседании кафедры конституционного и администра-тивного права ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет» и отражены в научных публикациях автора.
 
12
 
Материалы исследования и разработанные на его основе методические рекомендации использовались в учебном процессе, чтении спецкурсов, научном руководстве курсовыми и дипломными работами.
Предложения по совершенствованию законодательства, разработанные автором по результатам исследования, направлены в ФСКН России с це-лью внедрения их в законопроектную деятельность.
Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследова-ния. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть пара-графов, заключения и библиографического списка использованной литера-туры.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении раскрывается актуальность темы; анализируются состоя-ние и степень научной разработанности проблемы; определяются объект, предмет, цель и задачи диссертационной работы, ее методологическая, нормативная и эмпирическая базы; обосновывается научно-практическая значимость, научная новизна; формулируются положения, выносимые на защиту; приводятся сведения об апробации результатов исследования.
Глава I «Организационные основы административно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств и пси-хотропных веществ», включающая три параграфа, посвящена установле-нию административно-правовой природы государственного противодейст-вия незаконному обороту наркотиков.
В параграфе первом «Понятие и сущность административно-правового противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ» раскрываются понятие и сущность административного противодействия незаконному обороту наркотиче­ских средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Понятия «нарко-тизм» и «наркомания» рассматриваются как базовые явления, опреде­ляющие структуру, содержание и мотивационную глубину механизма административного противодействия незаконному обороту наркотиков в Российской Федерации.
 
13
 
На основе анализа позиций и подходов различных ученых к опреде­лению наркотизма, в т.ч. в плане генезиса таких представлений, автор полагает, что наркотизм — это негативное, социально-правовое и юри­дически наказуемое явление, характеризующееся приобщением отдель-ной части населения страны к легальным (алкоголь, табак, разрешенные к обороту наркотики в медицине и т. д.) и нелегальным (запрещенным законом к обороту) наркотическим средствам и психотропным вещест-вам, выражающееся в форме наркобизнеса, наркосубкультуры, наркои-деологии, наркопропаганды, наркоделиктности, находящееся под специ-альным международно-правовым и внутригосударственным контролем. С ростом наркотизма прямо коррелирует динамика административных и иных правонарушений, социально-аморальных явлений и проявлений, физиологических, психических расстройств и других фоновых явлений и детерминаций.
Диссертант считает, что административное противодействие наркома-нии, наркотизму и наркотизации выступает не менее эффективной частью целевой деятельности органов государственной власти. Причем механизм такой работы может выражаться как в организационном, так и в содержа-тельном аспектах. Организационную (формальную) сторону администра-тивного противодействия незаконному обороту наркотиков составляет само административно-правовое регулирование, определяющая и состав-ляющая его государственная политика Российской Федерации, а также различные меры и мероприятия организационно-правового характера в рассматриваемой сфере и связанные с ним причины, процессы, явления. Материальную (содержательную) по характеру своего воздействия на из-вестную ситуацию сторону административного противодействия незакон-ному обороту наркотиков составляют соответствующие меры администра-тивного принуждения.
Однако вне зависимости от аспекта отмечается, что административное противодействие незаконному обороту наркотических средств, психо­тропных веществ и их прекурсоров имеет следующую общецелевую на-правленность: во-первых, на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений с наркотиками, злоупот-реблению ими; во-вторых, на приоритетное обеспечение оперативно-профилактического наблюдения за лицами, склонными к совершению та-
 
14
 
ких правонарушений; в-третьих, на осуществление контроля над процес-сом законного производства, хранения, транспортировки, реализации и использования наркотиков. При этом презюмируется, что любые меры противодействия не должны искажать основополагающие принципы и нормы о правах и свободах человека и сужать гарантии их реализации. Это означает также, что в условиях правового государства у этой борьбы должны быть четкие правовые границы.
В параграфе втором «Государственная политика Российской Федера-ции в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ», посвященном выявлению административно-правового содержания государственной политики Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психо­тропных веществ, рассматриваются исторические предпосылки и вектор такой политики. Оговаривается, что административная компонента госу-дарственной политики в сфере оборота наркотиков в России не получила ни политической, ни доктринальной оценки.
Проанализированы организационно-правовое содержание государст-венной политики Российской Федерации в области административного противодействия незаконному обороту наркотиков и его современное состояние. Установлено, что административно-правовое регулирование также основано на полном запрете оборота наркотических средств, пси-хотропных веществ и их прекурсоров в России и направлено на совер­шенствование государственного управления в этой области. В общеорга-низационном отношении такое управление функционально структуриро­вано следующим образом: 1) общее руководство антинаркотической дея­тельностью в лице, конечно, Президента РФ; 2) межведомственная «го­ризонтальная» и «вертикальная» координации в лице Государственного антинаркотического комитета и его региональных органов; 3) отраслевое организационно-политическое, нормативно-правовое регулирование и контрольно-надзорное управление в лице ФСКН России. Специальное организационно-политическое и нормативно-правовое регулирование и управление в сфере организации медицинской профилактики, помощи и реабилитации для лиц, потребляющих наркотики, и больных наркомани­ей, а также в области фармацевтической деятельности, включая вопросы оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсо-
 
15
 
ров, осуществляется Минздравсоцразвитием России. Другие федераль-ные, региональные органы исполнительной власти, а также органы мест-ного самоуправления обеспечивают реализацию государственной поли-тики в данной области и осуществляют функции в пределах и территори-альной юрисдикции. Однако автор полагает, что Правительство, Совет безопасности РФ, МВД РФ и ФСБ РФ заслуживают статуса самостоя­тельных субъектов антинаркотической деятельности, но юридически по­чему-то не выделены.
В качестве приоритетных задач государственной политики Российской Федерации в области именно административного противодействия неза-конному обороту наркотиков диссертант рассматривает следующие: а) совершенствование законодательства по основным стратегическим на-правлениям антинаркотической политики, в т.ч. в части, касающейся более широкого использования административной преюдиции, обеспечения гиб-кости системы наказания, предусматривающей дифференциацию ответст-венности; б) гармонизацию административно-правового регулирования деятельности юридических и физических лиц, действия которых могут создавать условия, способствующие распространению немедицинского потребления наркотиков, особенно в группах риска; в) привлечение орга-нов местного самоуправления к сфере профилактики немедицинского по-требления наркотиков и включение антинаркотической пропаганды в пе-речень вопросов местного значения; д) совершенствование информацион-ного законодательства в части, касающейся воспрепятствованию пропа-ганде потребления наркотиков и, наоборот, более активной пропаганде здорового образа жизни; е) развитие международно-правовой базы со­трудничества; ж) нормативно-правовое регулирование деятельности неме-дицинских организаций различных форм собственности, частных лиц в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков и реабили-тации больных наркоманией. Автор поддерживает также государственную монополию и исключительно централизованное лицензирование видов деятельности, связанных с оборотом наркотиков.
Анализ реализации государственной антинаркотической политики субъектами Российской Федерации показал, что принимаемые ими меры не всегда отвечают принципам планирования, преследуют в большей сте-пени цель привлечения бюджетных ресурсов, а их целевые программы
 
16
 
являются, по сути, компиляцией планов профильных ведомств и т.д. Ре-шение этих проблем видится отчасти в разработке и использовании еди-ных методических указаний к разработке и реализации целевых программ антинаркотического содержания.
В параграфе третьем «Система органов административно-юрисдищионного противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ» отмечается, что разнообразие таких органов обусловлено многообразием административных правонарушений в сфере оборота наркотиков, необходимостью гарантировать оперативное применение мер административного воздействия на соответствующих субъектов.
Диссертант полагает, что административно-юрисдикционное (внесу-дебное) принуждение к соблюдению правил оборота наркотиков в России имеет ряд оснований и достоинств. Прежде всего, применение админист-ративных наказаний внесудебными органами не является нарушением Конституции РФ, если при этом обеспечивается возможность последую-щего судебного обжалования действий (бездействия) указанных органов и их должностных лиц. Существенно, что административная юрисдикция в сфере оборота наркотиков реализуется специализирующимися в ней орга-нами и должностными лицами. Наконец, многообразие и частота соверше-ния правонарушений в данной сфере обусловили, с одной стороны, специ-фику оперативного применения административного принуждения, а, с другой, привели к снятию нагрузки с судов и обеспечению более быстрого реагирования на совершение административных правонарушений.
К органам, обладающим юрисдикцией в области административного противодействия незаконному обороту наркотиков и полномочием, в частности, рассматривать дела о соответствующих административных правонарушениях, относятся ФСКН России и его территориальные орга-ны, органы внутренних дел (полиция), комиссии по делам несовершен­нолетних, территориальные органы Росрыболовства, Ространснадзора, органы Госинспекции по маломерным судам МЧС России, а также суды. В рамках принадлежности к системе административной юрисдикции в области противодействия незаконному обороту наркотиков дана их клас­сификация по следующим основаниям: 1) в зависимости от характера компетенции — органы исключительной административно-нарко-
 
17
 
деликтной юрисдикции (органы ФСКН России) и совместной админист-ративно-наркоделиктной юрисдикции (иные органы в указанной сфере); 2) по объему предметной компетенции — органы общей (суды), отрасле­вой (органы исполнительной власти) и специальной (комиссии по де­лам несовершеннолетних) компетенции; 3) по месту в системе органов исполнительной власти и местного самоуправления –суды, органы ис­полнительной власти и органы административной юрисдикции при ор­ганах местного самоуправления; 4) в зависимости от состава — колле­гиальные (комиссии по делам несовершеннолетних) и единоначальные (должностные лица органов исполнительной власти); 5) в зависимости от применяемых мер административного наказания — органы, полно­мочные применять все виды мер административного наказания, уста-новленные за совершение правонарушений в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ (суды), и органы, полномочные выносить лишь административный штраф (все иные органы).
Под системой органов административно-юрисдикционного противо­действия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, автор понимает, главным образом, совокупность органов госу-дарственной власти, включающих в себя исполнительные, судебные и коллегиальные органы, обладающие компетенцией по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях, связанных с не-законным оборотом наркотиков.
В главе II «Структура мер административного принуждения, при-меняемых в сфере противодействия незаконному обороту наркотиче-ских средств и психотропных веществ» рассматриваются виды мер ад-министративного принуждения за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.
В параграфе первом «Меры административного предупреждения не-законного оборота наркотических средств и психотропных веществ» автор отталкивается от их системного видения как разновидности адми-нистративного принуждения, выступающего самостоятельным направле­нием государственного противодействия административным правонару-шениям в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотроп­ных веществ и их предупреждения на неделиктной основе. Логико-
 
18
 
семантическое содержание такого принуждения опосредуется совокуп-ностью предусмотренных административным законодательством прие­мов, способов и средств психологического либо физического воздейст-вия на сознание и поведение субъектов с целью понудить их к должному поведению либо к подчинению установленным запретам и ограничениям в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, а равно самим применением мер такого воздействия.
В контексте административно-предупредительного воздействия отме-чается, что некоторые меры противодействия незаконному обороту нарко­тиков носят многоцелевой характер и имеют низкий уровень правовой регламентации, что требует особого внимания отечественного законодате-ля. Необходимо четко уяснить, что меры административного предупреж-дения незаконного оборота наркотических средств и психотропных ве­ществ в отличие от иных, во-первых, не связаны с совершением правона-рушения и потому избыточны при самом незаконном обороте наркотиче­ских средств и психотропных веществ; во-вторых, их принудительный характер состоит в реализации властных и односторонних действий, кото­рые не согласовываются с противоположной стороной; в-третьих, закреп-лены в законодательстве, предусматривающем обязательные действия ли-бо устанавливающие известные запреты и ограничения под угрозой при-менения административного наказания.
Анализ действующего законодательства по противодействию неза-конному обороту наркотических средств и психотропных веществ, а также их прекурсоров показал, что не все меры административно-правового предупреждения регламентируются административным зако­нодательством, равно как и те, которые закреплены, отвечают признакам административно-правового предупреждения. Поэтому автор считает, что административно-предупредительную функцию в сфере противодей­ствия незаконному обороту наркотиков, кроме самой государственной политики как общего фактора, выполняют такие меры, как: проверка до­кументов; административный надзор за лицами, совершившими преступ­ления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и пси-хотропных веществ; осмотр земельных участков, на которых возможно культивирование наркосодержащих растений, мест разработки, произ­водства, изготовления, переработки, хранения, отпуска, реализации, рас-
 
19
 
пределения, приобретения, использования и уничтожения наркотиков; отказ в выдаче лицензии на приобретение оружия гражданам Российской Федерации, больным наркоманией; установление ограничений на допуск к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами несовершеннолетних лиц, больных наркоманией, а также лиц с непога-шенной или неснятой судимостью; отстранение от выполнения любых видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с ис­точником повышенной опасности, лиц, находящихся в состоянии нарко­тического опьянения; предписание юридическим лицам — владельцам лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом наркотиков, об устранении выявленных нарушений; требование о прекращении деятель-ности юридического лица в случаях установления фактов повторного нарушения норм Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»; требование (предъявляемое в суд) о ликвида-ции юридического лица в случаях, установленных п. 1 ст. 51 названного Закона; требование о представлении необходимых для выполнения кон-трольных функций объяснений и документов; изъятие образцов наркоти­ческих средств и психотропных веществ при проверке соответствия про­цессов производства и их изготовления установленным правилам для сравнительного исследования; опечатывание помещения в целях воспре­пятствования доступу к наркотикам.
Представляется, что право «проверять у отдельных лиц документы, удостоверяющие их личность или должностной статус» должно быть предоставлено всем сотрудникам органов административно-юрисдик-ционного противодействия незаконному обороту наркотиков безотноси­тельно к занимаемой должности, что необходимо отразить в федераль-ных законах «О наркотических средствах и психотропных веществах» и «О полиции», а также в соответствующей подзаконной базе. Отмечается, что законодателем не определена правовая природа осмотра земельных участков, порядок его производства, пределы правового вмешательства в права граждан, сама возможность применения силы и способы процессу-ального закрепления этих конкретных мер, что особенно необходимо в целях неукоснительного обеспечения прав и законных интересов физи-ческих и юридических лиц, выступающих объектами властного воздей-ствия. Обосновывается также необходимость расширения перечня осно-
 
20
 
ваний для отказа в выдаче лицензии и включения в него лиц, допускаю-щих немедицинское потребление наркотических и других одурмани­вающих средств без клинических проявлений заболевания, а также зло­употребляющих наркотическими средствами.
Отдельно анализируется проблема дублирования, коллизии и конку-ренции полномочий органов ФСКН России и других лицензирующих ор­ганов, что посредством необоснованного завышения и избыточности ли-цензионных требований и условий создает дополнительные администра-тивные барьеры для юридических лиц, индивидуальных предпринимате-лей и дисфункцию системы государственного контроля (надзора) в сфере оборота наркотиков. Например, из постановлений о лицензировании целе­сообразно исключить ничем не конкретизированное требование соблюде­ния правил хранения наркотических средств и психотропных веществ, правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования и уничтожения прекурсоров, внесенных в таблицу I списка IV Перечня, правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также правил представления юридиче-скими лицами и индивидуальными предпринимателями отчетов о деятель-ности, связанной с этим оборотом, оставив его лишь в качестве законода-тельно установленного.
Параграф второй «Меры административного пресечения незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» посвящен ус-тановлению и анализу подсистемы мер административного пресечения незаконного оборота наркотиков, определению их роли в контексте всего механизма административно-принудительного обеспечения правового ре-жима оборота наркотиков в Российской Федерации.
В числе ключевых отличий административно-правового пресечения не-законного оборота наркотиков выделяются следующие: 1) связь таких мер с совершением правонарушения, их реализация только по причине его пресечения и производства по делу о нем; 2) наличие юридически-властного воздействия одной стороны — государства, которое не согласо­вывается с противоположной стороной; 3) применение несудебными адми-нистративно-юрисдикционными органами; 4) выполнение ими также
 
21
 
функции процессуального обеспечения, т. е. обеспечения привлечения правонарушителей к административной ответственности. Поэтому встре-чающиеся в административно-правовой литературе трактовки этой группы мер как мер административно-процессуального принуждения (обеспече-ния) или административных пресекательно-обеспечительных мер не вызы-вают критики. Это, однако, обусловливает требование их формальной и содержательной закрепленности в нормах процессуальной части админи-стратративно-деликтного законодательства (КоАП РФ), а также в феде-ральных законах со специальным предметом правового регулирования (в частности, законодательство о наркотических средствах и психотропных веществах, об административно-юридикционных органах с соответствую-щей специальной компетенцией).
С учетом изложенного предмет диссертационного исследования в дан-ной части представлен в виде мер административного пресечения общего характера, т. е. регламентированных административно-деликтным зако­ном, и т. н. особых мер, закрепленных в иных законодательных актах в целях воспрепятствования нарушителю скрыться от административного преследования или продолжить противоправную деятельность, но посред-ством реализации специальных полномочий. Следовательно, группу адми-нистративного пресекательно-обеспечительного механизма противодейст-вия незаконному обороту наркотиков образуют следующие элементы: дос­тавление; административное задержание; досмотр и осмотр; медицинское освидетельствование; изъятие наркотических средств или психотропных веществ; задержание транспортного средства (судна) и временный запрет деятельности.
В качестве недостатка правовой регламентации применения мер адми-нистративного пресечения незаконного оборота наркотиков отмечается неопределенность конкретных сроков доставления и нахождения достав­ленного лица в соответствующем органе, а также незакрепленность прав доставляемых лиц, процедура обжалования ими незаконных действий должностных лиц в процессе осуществления доставления.
Диссертант присоединяется к позиции ученых-административистов, считающих, что отсутствие в нормах КоАП РФ исчерпывающего перечня оснований административного задержания делает его определение в части исключительности применения декларативным, и предлагает выделить
 
22
 
следующие основания такого задержания: 1) наличие признаков состава административного правонарушения в деянии физического лица; 2) неповиновение законным требованиям компетентных должностных лиц о прекращении нарушений общественного порядка или угрожающих об­щественной безопасности; 3) попытка нарушителя скрыться с места со­вершения правонарушения; 4) агрессивное поведение нарушителя по от-ношению к должностным лицам; 5) невозможность установить личность лица, в чьих действиях усматривается состав административного правона-рушения; 6) невозможность составления протокола об административном правонарушении на месте его выявления. Неудачна и конструкция опреде-ления изъятия в действующем КоАП РФ, устанавливающего применение изъятия к вещам и документам, являющимся орудием или непосредствен-ным объектом лишь правонарушений, поскольку на практике изъятие применяется и в связи с истечением сроков действия лицензий на вид дея-тельности, связанной с оборотом наркотиков, на использование в процессе такой деятельности объектов или помещений, также для получения образ­цов для сравнительного исследования, при проверке соответствующих процессов производства и изготовления наркотиков и др. Отсутствие кон-кретизации возможных мероприятий, которые могут быть применены должностным лицом к предполагаемому нарушителю, а также несораз-мерность тяжести правонарушений и наказания в виде приостановления деятельности, которое может быть за них назначено (что является услови­ем для временного запрета), открывают возможности для чиновничьего произвола.
Любое избыточное или не ограниченное по продолжительности приме-нение административных пресекательно-обеспечительных мер, связанных, в частности, с ограничением прав, гарантированных Конституцией Рос-сийской Федерации, недопустимо как с точки зрения закона, так и с пози-ции справедливости.
Делается вывод, что мерами административного пресечения незаконно-го оборота наркотиков выступают урегулированные нормами администра-тивного права средства принудительного воздействия, применяемые упол-номоченными на то органами государственной власти (должностными лицами), направленные на прекращение противоправного деяния, преду-
 
23
 
преждение связанных с ним вредных последствий, а также на создание условий для последующего привлечения виновных лиц к административ-ной ответственности.
В параграфе третьем «Меры административной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ» рассматриваются меры, которые тесно связаны с правонарушением и вы-ступают как меры, выражающие итоговый характер и содержание резуль-татов административного преследования в этом направлении.
Отмечается, что административные правонарушения, связанные с неза-конным оборотом наркотиков, хотя и полиобъектны, но выделяются об-щим предметом (наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры). Самым общим образом объектами посягательства админист-ративно-противоправных деяний, связанных с незаконным оборотом нар­котиков, выступают административно-правовые установления, направлен­ные на охрану здоровья граждан, санитарно-эпидемиологическое благопо­лучие населения, защиту общественной нравственности, общественного порядка и общественной безопасности. Однако в зависимости от механиз­ма совершения данные правонарушения объединяются в две группы: ад-министративные правонарушения, связанные с потреблением наркотиче-ских средств, и административные правонарушения, способствующие рас-пространению наркотических средств. К первой группе относятся право­нарушения, закрепленные ст. 6.8, 6.9, 10.5.1, 11.9, 11.13, 12.8, 12.26, 12.29 (ч. 3), 12.32, 20.20 (ч. 3), 20.21, 20.22 КоАП РФ), а ко второй — ст. 6.8, 6.13, 6.15, 6.16, 10.4, 10.5 и 10.5.1 КоАП РФ.
В структуре мер административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, из 8 ви-дов административных наказаний федеральный законодатель санкциони-ровал 6, а именно: административный штраф, конфискацию орудия со­вершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, административный арест, административное выдво-рение за пределы Российской Федерации и административное приостанов-ление деятельности. Причем в качестве дополнительного административ­ного наказания могут применяться только административное выдворение за пределы Российской Федерации и конфискация.
 
24
 
Диссертант считает классификацию административных наказаний, предложенную И.В. Максимовым1, обоснованной и полагает возможным выделить среди них следующие: в зависимости от характера воздействия на субъект административного правонарушения — административные наказания имущественного характера (административный штраф, конфи­скация орудия совершения или предмета административного правонару-шения) и административные наказания неимущественного характера (лишение специального права, административный арест, административ­ное выдворение за пределы Российской Федерации и административное приостановление деятельности). Однако, что касается административно­го ареста, принципиально важно, чтобы он не применялся лишь из-за отсутствия у лица, совершившего административное правонарушение, возможности нести бремя ответственности по другим наказаниям иму-щественного характера.
Структура административной ответственности за правонарушения, свя-занные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, позволила установить следующее: 1) на борьбу с указанными правонарушениями законодатель выделил наибольшую совокупность мер административной ответственности; 2) основной урон они наносят имуще-ственным интересам делинквента; 3) связаны с возможностью альтерна-тивного сочетания административных наказаний, которые при этом не являются абсолютно определенными.
Таким образом, диссертант приходит к выводу, что административная ответственность за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков, — это один из видов административной ответственности, ус­тановленный КоАП РФ и состоящий в применении органами администра-тивно-юрисдикционного противодействия незаконному обороту наркоти-ков к лицам, совершившим административные правонарушения, связан-ные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных ве­ществ или их прекурсоров, административных наказаний имущественного и неимущественного характера.
В заключении формулируются основные выводы проведенного иссле-дования, его значение, ключевые научно-практические предложения по
См.: Максимов И.В. Административные наказания. М., 2009. С. 221-222.
 
25
 
вопросам законодательного регламентирования и развития исследуемого института; обосновывается необходимость дальнейшего комплексного изучения этой сложной и многоплановой проблемы.
Основные научные результаты исследования нашли свое отражение в следующих опубликованных работах автора
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России:
1.    Корнев A.A. Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и психо- тропных веществ // Вестник Саратовской государственной академии пра- ва. Саратов: ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», 2011. № 5. С. 175-179 (0,55 п. л.).
2.  Корнев A.A. Проблемы предупреждения административных правона- рушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков в молодежной среде // Известия Российского государственного педагогического универ­ ситета им. А.И.Герцена. Общественные и гуманитарные науки. СПб., 2008. № 27. С.135-137 (0,4 п. л.).
Статьи, опубликованные в иных журналах и изданиях
3.   Корнев A.A. Система органов административно-юрисдикционного противодействия незаконному обороту наркотических средств и психо­ тропных веществ // Право и его реализация в XXI веке: материалы Меж- дународной научно-практической конференции (29-30 сентября 2011г., г. Саратов). Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», 2011 (0,2 п. л.).
4.             Корнев A.A. Социально-правовая характеристика наркотизма и организационно-правовые основы государственного контроля за оборотом
 
26
 
наркотических средств и психотропных веществ в России // Мир экономи-ки и права. СПб.: Изд-во ООО «МНИОЦ», 2010. № 1 (0,5 п. л.).

  1. Корпев A.A. Общая характеристика наркоситуации в России на со­временном этапе // Государство и право в условиях глобализации: сборник научных трудов / отв. ред. В.М. Чибинева. М.: Юрист, 2007 (0,6 п. л.).
  2. Корпев A.A. Административно-правовые средства борьбы с правона-рушениями в сфере оборота наркотиков: понятие и сущность // Безопас­ность человека, общества и государства: сборник научных трудов /отв. ред. В.М. Чибинева. М.: Юрист, 2007 (0,6 п. л.).
  3. Корпев A.A. Перспективы развития государственной политики в сфе-ре борьбы с незаконным оборотом наркотиков // Государство и право: тео­рия и практика: сборник научных трудов. Вып. 1. СПб.: Лема, 2007 (0,5 п. л.).

 
 

Файлы: 
Порядок отображения: 
0