2012avtoref554

Аватар пользователя ideolog
Май Дак Биен
 
31 марта 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовно-процессуальному законодательству России и Вьетнама» (специальность 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.101.02
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Май Д.Б. Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовно-процессуальному законодательству России и Вьетнама: автореф. дис... канд. юрид. наук. Краснодар, 2012. С. 27.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref554 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Май Д.Б. Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовно-процессуальному законодательству России и Вьетнама: автореф. дис... канд. юрид. наук. Краснодар, 2012. С. 27.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 На правах рукописи
Май Дак Биен
ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА
В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
ПО УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ И ВЬЕТНАМА
12.00.09 – уголовный процесс,
криминалистика; оперативно-розыскная деятельность
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Краснодар – 2012
2
Диссертация выполнена на кафедре уголовного процесса Федерального го-сударственного бюджетного образовательного учреждения высшего про-фессионального образования «Кубанский государственный университет»
Научный руководитель:
доктор юридических наук, профессор
Семенцов Владимир Александрович
Официальные оппоненты:
Балакшин Виктор Степанович – доктор юридических наук, профессор, профессор ка-федры уголовного процесса Уральской госу-дарственной юридической академии;
Тушев Александр Александрович – доктор юридических наук, профессор, зам. декана юридического факультета Кубанского госу-дарственного аграрного университета
Ведущая организация:
ФГКОУ ВПО «Академия Генеральной про-куратуры Российской Федерации»
Защита состоится «31» марта 2012 г. в «14» часов на заседании дис-сертационного совета Д 212.101.02 при ФГБОУ ВПО «Кубанский государ-ственный университет» по адресу: 350000, г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 43, зал заседаний совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Ку-банский государственный университет» (350040, г. Краснодар, ул. Ставро-польская, 149), а с электронной версией текста автореферата – на сайте Минобрнауки России (http://vak.ed.gov.ru).
Автореферат разослан «28» февраля 2012 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Д 212.101.02
кандидат юридических наук, доцент М. В. Феоктистов
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Во всех странах современного мира, независимо от политического строя, уровня экономического и пра-вового развития, защита граждан, общества и государства от такого соци-ального зла, как преступность, рассматривается в качестве первоочередной задачи государственной власти. В настоящее время в Российской Федера-ции (далее – РФ) и Социалистической Республике Вьетнам (далее – СРВ) охрана общественного порядка и безопасности, защита личности от пре-ступных посягательств возлагается не только на органы предварительного расследования, но и на прокуратуру, другие правоохранительные органы. Важность деятельности прокуратуры признается и международным сообществом. Так, в Рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Ев-ропы № 1604 (2003) от 27 мая 2003 г. «О роли прокуратуры в демократиче-ском правовом обществе» высоко оценивается «роль прокуратуры в обес-печении безопасности и свободы в европейских обществах: путем обеспе-чения верховенства права, защиты от преступных посягательств прав и свобод, обеспечения уважения к правам и свободам подозреваемых и об-виняемых в совершении уголовных преступлений, а также путем наблю-дения за надлежащим функционированием органов, отвечающих за рас-следование и преследование преступлений»1. Для того чтобы прокурор мог эффективно осуществлять свои функ-ции по защите прав и свобод граждан, ему должны быть предоставлены соответствующие полномочия, с помощью которых он мог бы своевре-менно и качественно реагировать на допускаемые нарушения норм закона. На это же указывается в Рекомендации № R (2000) 19 от 6 октября 2000 г.
1 Международные акты по вопросам уголовного судопроизводства: хрестоматия. Т. 3: Документы Совета Европы / сост. З. Д. Еникеев, Е. Г. Васильева, Е. В. Ежова, Л. М. Аширова, Р. М. Шагеева. Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. С. 37.
4
«О роли государственного обвинения в системе уголовного правосудия». В ней говорится: «Государства должны принять эффективные меры, чтобы обеспечить выполнение государственными обвинителями своих профес-сиональных функций и обязанностей в надлежащих правовых и организа-ционных условиях»1.
Уголовно-процессуальное законодательство РФ и СРВ определяет статус участников уголовного судопроизводства, в том числе прокурора, уполномоченного осуществлять надзор за законностью и обоснованностью деятельности органов досудебного производства в целях эффективной за-щиты конституционных прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, не допуская привлечения к уголовной от-ветственности невиновных. Кроме этого прокурор поддерживает государ-ственное обвинение в суде.
В Конституции РФ 1993 г. полномочия прокуратуры не были опре-делены, что породило дискуссию по вопросу о ее роли и месте в системе правоохранительных органов государства, привело к формулированию различных предложений по ее реформированию, вплоть до упразднения надзорной функции и ограничения компетенции прокуратуры рамками поддержания государственного обвинения в суде. Однако в УПК РФ 2001 г. надзорные полномочия прокурора были сохранены.
С 5 июня 2007 г. и в дальнейшем уголовно-процессуальные полно-мочия прокурора в досудебном производстве по законодательству РФ не раз существенно изменялись. Сегодня прокурор не только не дает следова-телю согласия на возбуждение уголовного дела, но и сам лишен такого права (в целях отделения надзорной деятельности от самого расследова-ния) при сохранении обязанности проверять исполнение требований феде-рального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о пре-
1 Совет Европы и Россия: сб. док. / отв. ред. Ю. Ю. Берестнев. М.: Юрид. лит., 2004. С. 747.
5
ступлениях. В то же время прокурор в срок не позднее 24 часов с момента получения от следователя материалов, послуживших основанием для воз-буждения уголовного дела, вправе отменить постановление о возбуждении уголовного дела, если признает его незаконным или необоснованным (ч. 4 ст. 146 УПК РФ). В связи с этим представляется нелогичным решение за-конодателя, с одной стороны, о лишении прокурора права возбуждения уголовного дела, а с другой – о сохранении за ним возможности отменить постановление следователя о возбуждении уголовного дела.
Прокурор вправе требовать от органов дознания и следственных ор-ганов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Однако следователь в случае несогласия с этими требованиями вправе представить свои письменные возражения руководителю следственного органа вплоть до Председателя Следственного комитета РФ. Столь услож-ненная и конфликтная процедура устранения по инициативе прокурора на-рушений федерального законодательства, допущенных в ходе предвари-тельного следствия, не способствует решению общей задачи обеспечения качества предварительного следствия, соблюдения прав и законных инте-ресов личности.
Изменены и другие надзорные полномочия прокурора в досудебном производстве России за счет их передачи руководителю следственного ор-гана, что неоднозначно оценивается учеными и практиками, обусловливает потребность в проведении научных исследований в данной области, свиде-тельствует об их актуальности и своевременности.
Во Вьетнаме с начала XXI в. вместе с политикой обновления страны начинается судебная реформа и усиливаются прокурорские функции по уголовному преследованию и надзору за деятельностью органов, осущест-вляющих досудебное производство по уголовному делу. В 2003 г. принят
6
новый УПК СРВ, где нашли отражение многие прогрессивные достижения науки и практики. Вместе с тем по-прежнему остаются несовершенными нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие полномочия прокурора, и практика их применения.
В связи с этим нуждается в исследовании опыт в данной сфере дру-гих стран, прежде всего Российской Федерации, поскольку уголовно-процессуальное законодательство Социалистической Республики Вьетнам во многом восприняло опыт законодателей Советского Союза и РСФСР. По статистике Верховной прокуратуры Вьетнама, с 1980 г. по 1990 годы более 500 работников прокуратуры СРВ изучали уголовное и уголовно-процессуальное законодательство в РСФСР в целях повышения квалифи-кации.
С 1996 г. под эгидой ООН работники прокуратуры Вьетнама прохо-дят обучение и стажировку в других странах: Англии, России, Соединен-ных Штатах Америки, Франции, Японии. Такое расширение географии обучающихся из Вьетнама способствует глубокому изучению, критиче-скому осмыслению положительного опыта в области применения уголов-но-процессуального законодательства вообще и совершенствования про-цессуального статуса прокуроров в частности.
Указанные обстоятельства и обусловливают актуальность выбранной темы исследования.
Теоретическая основа работы и степень научной разработанно-сти темы. В диссертации использовались труды таких известных ученых-процессуалистов России, как В. С. Балакшин, В. И. Басков, А. Р. Белкин, В. М. Быков, Е. А. Буглаева, О. В. Гладышева, К. Ф. Гуценко, И. Ф. Деми-дов, О. А. Зайцев, Э. Р. Исламов, О. А. Кожевников, Ж. К. Конярова, Н. И. Костенко, В. А. Лазарева, Х. М. Лукожев, А. О. Наумов, В. И. Рох-лин, В. М. Савицкий, Л. А. Садыкова, В. В. Самсонов, В. А. Семенцов,
7
А. Б. Соловьев, А. А. Тушев, В. Г. Ульянов, А. Г. Халиулин, О. В. Химиче-ва, В. Ю. Цапаева, В. С. Шадрин, С. А. Шейфер и др.
Анализировали отдельные аспекты соответствующей тематики уче-ные Вьетнама: Ву Ван Мок, Ву Чонг Тхьюнгу, Кхонг Нгок Шон, Ле Ван Кам, Ле Нгок Хан, Нгуен Ван Лан, Нгуен Дак Хоан, Нгуен Дык Туан, Нгу-ен Минь Дык, Нгуен Нгок Хань, Нгуен Суан Уем, Нгуен Суан Хунг, Нгуен Тай Тхы, Нгуен Тхе Шон, Фам Мань Хунг, Ха Хань Линь, Хунг Донг Бак и др.
Работы этих авторов внесли значительный вклад в развитие науки уголовного процесса. Однако при всем богатстве научного материала и проведенных в данном направлении исследований по-прежнему остаются дискуссионными многие вопросы о полномочиях прокурора в досудебном производстве по уголовно-процессуальному законодательству России и Вьетнама, требующие научного осмысления.
Объектом исследования стали правоотношения, возникающие при реализации прокурорами России и Вьетнама своих полномочий в уголов-ном досудебном производстве, закрепленных в УПК РФ и УПК СРВ.
Предметом исследования послужили положения Конституции РФ, Конституции СРВ, нормы международного права, современное и ранее действовавшее уголовно-процессуальное законодательство РФ и СРВ, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», Закон СРВ «Об организации на-родной прокуратуры», регулирующие процессуальное положение проку-рора в РФ и СРВ при осуществлении полномочий по надзору за органами уголовного досудебного производства, а также теоретические разработки, практика прокурорского надзора и статистические данные.
Цель и задачи исследования. Цель исследования – формирование на основе разработанных российской правовой наукой научных подходов и рекомендаций совокупности теоретических представлений о процессу-
8
альном положении прокурора в досудебных стадиях уголовного судопро-изводства, направленных на совершенствование уголовно-процессуаль- ного законодательства РФ и СРВ и практики его применения.
Указанная цель предопределила постановку и решение следующих задач: обобщить историю становления и развития, международный опыт деятельности прокуратуры, а также накопленные в науке уголовного про-цесса теоретические знания о полномочиях прокурора в досудебном про-изводстве России и Вьетнама;
– с учетом исторических правовых традиций определить перспекти-вы дальнейшего совершенствования уголовно-процессуального права Вьетнама; проанализировать уголовно-процессуальное законодательство РФ и СРВ, регулирующее процессуальное положение прокурора в досудебном производстве; провести сравнительное исследование процессуальных полномо-чий прокурора по УПК РФ и УПК СРВ;
– выявить отдельные направления (функции) в деятельности проку-рора, раскрыть их содержание, роль и значение в досудебных стадиях уго-ловного судопроизводства; разработать научно обоснованные рекомендации по совершенство-ванию уголовно-процессуального законодательства обеих стран в части полномочий прокурора при осуществлении уголовного преследования и надзора за органами досудебного производства.
Методологическую основу исследования составили общий диалек-тический метод познания, а также юридический, формально-логический, сравнительно-правовой, статистический и другие методы.
9
Эмпирической базой исследования послужили материалы обобще-ния опубликованной судебной практики, статистические данные, личный опыт деятельности диссертанта в качестве прокурора г. Баолок провинции Лам Донг (Вьетнам). Автором по специально разработанной анкете изуче-но 168 архивных уголовных дел, рассмотренных в 2010–2011 гг. судами Краснодарского края, Республики Северная Осетия – Алания и Челябин-ской области, а также судами Вьетнама в г. Хо Ши Мине, провинциях Лам Донг, Ланг Шон, Ха Тау и Хань Хоа. По ряду актуальных и спорных во-просов о полномочиях прокурора в уголовном досудебном производстве проведено анкетирование 223 респондентов: 21 дознавателя, 24 следовате-лей, 51 прокурора и 27 судей, работающих в Краснодаре, Моздоке, Ново-российске, Омске, Тюмени, Челябинске (Россия) и 27 следователей, 46 прокуроров и 27 судей, работающих в г. Хо Ши Мин, провинциях Лам Донг, Ланг Шон, Ха Донг (Вьетнам). Результаты анкетирования сопостав-лялись с эмпирическими данными, полученными другими авторами, зани-мающимися проблемами, имеющими отношение к теме исследования.
Научная новизна диссертационного исследования обусловлена тем, что это первое комплексное монографическое исследование полномо-чий прокурора в досудебном производстве на основе сравнительного ана-лиза уголовно-процессуального законодательства России и Вьетнама. Раз-работан авторский подход к совершенствованию процессуального статуса прокурора, вносящий существенный вклад в развитие науки уголовного процесса. Предложено решение ряда дискуссионных вопросов теоретиче-ского и практического характера о полномочиях прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства России и Вьетнама: установлено на-личие общих закономерностей в развитии уголовно-процессуальных ин-ститутов российского и вьетнамского законодательства, что обусловлено их принадлежностью к континентальной системе права, а также реализа-
10
цией советского и позднее – российского правового опыта в законодатель-стве Вьетнама; подтверждена принципиальная возможность использования отдельных институтов российского уголовно-процессуального права (с учетом их адаптации к условиям вьетнамского уголовного судопроизвод-ства) для регулирования уголовно-процессуальных отношений; на основа-нии разработанных российской наукой подходов к определению сущности, содержания и значения деятельности прокурора выдвинута и обоснована точка зрения о полифункциональной структуре деятельности прокурора Вьетнама; предлагается классификация процессуальных функций проку-рора, раскрываются их содержание, значение и закономерности в органи-зации взаимодействия прокурора с органами следствия в досудебных ста-диях уголовного судопроизводства и др.
Диссертантом обоснована необходимость дальнейшего совершенст-вования уголовно-процессуального законодательства Вьетнама и практики его применения, направленного на повышение эффективности уголовного судопроизводства и приведение его в соответствие с международными стандартами. Отстаивается позиция о реструктуризации системы органов прокуратуры СРВ в целях оптимизации процессуального положения про-куроров различных уровней. Сформулированы предложения о внедрении образовательных стандартов при подготовке прокуроров и следователей, повышении их квалификации. Предлагается существенным образом рас-ширить объем надзорных и иных полномочий прокуроров нижнего звена системы органов прокуратуры как основных субъектов, осуществляющих процессуальные функции уголовного преследования и надзора за законно-стью деятельности следственных органов, и др.
Впервые предлагается дополнить УПК СРВ положениями, регламен-тирующими полномочия прокурора в сфере профилактики и предупрежде-ния преступлений, организации предварительного расследования для по-
11
вышения его эффективности, усиления процессуальной самостоятельности следователя. Сформулирован ряд рекомендаций по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства РФ (ст. 25, 28, 37, 38 УПК РФ).
Новизна исследования заключается также в положениях и выводах, выносимых на защиту.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Культурные традиции и историческая приверженность правовой системы Вьетнама вообще и уголовно-процессуального права в частности к континентальной (романо-германской) правовой семье предполагают возможность рецепции процессуальных институтов законодательства стран, относящихся к указанной системе права. Поэтому использование опыта стран с англосаксонской системой права для совершенствования за-конодательства Вьетнама представляется нецелесообразным. Обоснована возможность заимствования вьетнамским законодательством современных институтов уголовно-процессуального права России, включая институт прокурорского надзора, и их внедрения в уголовно-процессуальное право Вьетнама в силу исторической приверженности и принципиального сход-ства в нормативном регулировании в обеих странах соответствующих во-просов.
2. Выявленные в ходе исследования исторические традиции развития уголовно-процессуального законодательства России и Вьетнама, преемст-венность нормативного регулирования процессуального положения проку-рора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства позволяют вьет-намскому законодателю применить выработанные российской правовой наукой методы и получить достоверные результаты для разработки мер по совершенствованию процессуального статуса прокурора.
12
3. Деятельность прокурора в уголовном судопроизводстве Вьетнама является полифункциональной, осуществляется им самостоятельно в уста-новленном законом порядке и по следующим направлениям: уголовное преследование, надзор, поддержание государственного обвинения, профи-лактика и предупреждение совершения преступлений, организация и руко-водство деятельностью следственных органов.
4. Признаки, характер и содержание функций прокурора в уголовном судопроизводстве Вьетнама позволили провести их классификацию на ос-новании следующих критериев:
– по приоритету направлений деятельности прокурора. На досудеб-ных стадиях уголовного судопроизводства преобладают две функции: уго-ловного преследования и надзора, которые следует отнести к числу основ-ных, а в рамках судебных стадий преобладает функция поддержания госу-дарственного обвинения. В свою очередь функции профилактики и преду-преждения преступлений, организации и руководства деятельностью след-ственных органов нужно рассматривать как дополнительные;
– по объему реализуемых прокурором полномочий. Здесь наиболее широкой по сравнению с другими представляется функция надзора.
5. Принципиальным отличием процессуального положения прокуро-ра в досудебных стадиях уголовного судопроизводства Вьетнама от стату-са прокурора в России является разделение процессуальных полномочий между прокурорами различных уровней прокуратуры СРВ, при котором функции надзора и уголовного преследования в определенной части осу-ществляются Главным прокурором СРВ и его заместителями (по поруче-нию Главного прокурора) и в меньшей части – надзирающим прокурором. Такое разграничение процессуальных полномочий при осуществлении ос-новных функций, с учетом российского опыта, представляется нецелесо-
13
образным. Сформулированы предложения по расширению процессуаль-ных надзорных функций прокурора СРВ.
6. В целях совершенствования процессуального положения прокуро-ра СРВ при осуществлении функции уголовного преследования предлага-ется:
1) изменить подход к распределению процессуальных полномочий по осуществлению уголовного преследования между прокурорами различ-ных уровней и их заместителями. Полагаем возможным использовать здесь российский опыт организации уголовного преследования, не позво-ляющий «дробить» процессуальные полномочия, наделяя прокуроров раз-личных уровней какой-то одной частью этих полномочий, которые только в единстве способны обеспечить эффективное, законное и обоснованное уголовное преследование;
2) наделить прокурора правом на отказ от уголовного преследования, а также на переквалификацию преступного деяния на другое, предусмат-ривающее менее строгое наказание, что вызывает необходимость допол-нить УПК СРВ статьей 113.2 «Прекращение уголовного преследования». Для оптимизации порядка осуществления прокурором России функ-ции уголовного преследования предлагается внести изменения в ст. 25, ч. 1 ст. 28 УПК РФ, в соответствии с которыми не только дознаватель, но и следователь должен получать согласие прокурора на прекращение уголов-ного преследования. Кроме того, обосновывается необходимость изложить п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в новой редакции, наделив прокурора правом воз-буждать уголовное дело по фактам выявленных нарушений уголовного за-конодательства, поручая производство предварительного расследования соответственно органам дознания или следственным органам.
14
7. Обосновывается необходимость совершенствования норм уголов-но-процессуального законодательства, регулирующих статус прокурора Вьетнама, наделив его дополнительными полномочиями:
1) изымать материалы проверки сообщения о преступлении, рас-сматривать и разрешать жалобы, предусмотрев эти полномочия в новой части четвертой статьи 109 УПК СРВ;
2) обеспечивать законность при отмене или изменении меры пресе-чения в виде заключения под стражу, предусмотрев это полномочие в ста-тье 120.1 УПК СРВ;
3) участвовать в производстве следственных действий и лично доп-рашивать обвиняемого при решении вопроса о санкции на арест;
4) надзирать за оперативно-розыскной деятельностью, не допуская ее совмещения с деятельностью уголовно-процессуальной.
8. Взаимоотношения между следователем и прокурором Вьетнама необходимо изменить, придать им характер взаимодействия, так как про-цессуальная деятельность осуществляется ими ради достижения единой цели, хотя и различными методами. Разработаны рекомендации по совер-шенствованию процессуального положения следователя в части взаимоот-ношений с прокурором.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретиче-ские положения настоящего исследования имеют существенное значение для повышения потенциала науки уголовного процесса, так как способст-вуют дальнейшему развитию научных положений о полномочиях проку-рора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства России, форми-рованию научно обоснованной теоретической модели процессуального по-ложения прокурора в уголовном судопроизводстве Вьетнама.
В результате проведенного исследования предлагается историческая периодизация развития органов прокуратуры России, в основу которой по-
15
ложены такие факторы, как наделение прокурора функциями надзора и уголовного преследования, а также принципиальное изменение содержа-ния, объема и характера этих функций в деятельности прокурора в послед-ние годы. Обосновывается точка зрения о возможности использования при совершенствовании уголовно-процессуального статуса прокурора Вьетна-ма положительного опыта России.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе содержатся выводы и предложения, которые могут способствовать даль-нейшему совершенствованию российского и вьетнамского уголовно-процессуального законодательства в части регулирования процессуального положения прокурора в уголовном досудебном производстве, правопри-менительной практики, а также использоваться в учебном процессе юри-дических вузов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования ос-вещались на заседании кафедры уголовного процесса юридического фа-культета Кубанского государственного университета, изложены автором в 11 публикациях, три из которых напечатаны в изданиях, рекомендованных ВАК, нашли отражение в выступлениях на 6 научно-практических конфе-ренциях. Опубликованные диссертантом предложения используются в учебном процессе Кубанского государственного университета (акт вне-дрения от 25 января 2012 г.) и Краснодарского университета МВД России (акт внедрения от 9 февраля 2012 г.)
Структура и содержание диссертации обусловлены темой, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, раз-битых на параграфы, заключения, библиографического списка и четырех приложений.
16
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, раскрываются степень ее разработанности на современном этапе развития уголовно-процессуального законодательства, цель и задачи исследования, его объект и предмет, теоретическая и эмпирическая осно-вы, характеризуется научная новизна работы, раскрывается теоретическая и практическая значимость ее результатов, формулируются положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации полученных ре-зультатов, структуре работы.
Первая глава «Прокурор в уголовном судопроизводстве России и Вьетнама: история и современность» состоит из двух параграфов.
Первый параграф «Историко-правовая характеристика положения прокурора как участника уголовного судопроизводства по законодательст-ву России» посвящен исследованию исторического предназначения проку-ратуры России, осуществлявшей надзор за деятельностью органов госу-дарственной власти, в том числе за соблюдением законности в досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Функция уголовного преследования появилась позже и сформировалась под воздействием расширения компе-тенции прокуратуры за счет наделения ее правом производить предвари-тельное расследование самостоятельно, а также структурного выделения следственного аппарата в системе органов прокуратуры.
Хронология развития функций прокурора в уголовном судопроиз-водстве России от момента создания прокуратуры до настоящего времени свидетельствует об исторически сложившихся двух направлениях его дея-тельности в досудебных стадиях уголовного судопроизводства: надзора и уголовного преследования.
17
Во втором параграфе «Исторические традиции и условия формиро-вания правовой системы и становления уголовно-процессуального законо-дательства Вьетнама» анализируются особенности развития вьетнамской правовой культуры, которые выражаются в приоритетном значении в ча-стном праве норм-обычаев и традиций, перенесении значительной их час-ти в регулирование публичных отношений, в том числе в сферу уголовно-го судопроизводства.
Французская колонизация Вьетнама одним из своих последствий имела выработку в стране континентальной модели позитивного права при регулировании публичных отношений, которая сохраняется в настоящее время. На современные правоотношения, возникающие в уголовном судо-производстве, в том числе с участием прокурора, исторически оказали влияние три фактора: обычное право, влияние правовых систем стран-колонизаторов – Китая и Франции – и восприятие советского, а позднее – российского законодательства.
С учетом менталитета общества, сложившихся традиций и приорите-тов заимствование англосаксонской модели правовой системы для форми-рования современного уголовно-процессуального законодательства Вьет-нама должно проходить только в узких пределах, допустимых с точки зре-ния политической ситуации и с учетом требований системности закона.
В ходе исследования подтверждена принципиальная возможность использования разработанного российской наукой подхода к определе-нию сущности, содержанию и значению деятельности прокурора, его пол-номочий в досудебных стадиях уголовного судопроизводства при совер-шенствовании статуса прокурора Вьетнама.
Вторая глава «Направления деятельности прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства: виды, компетенция, содержание» включает в себя два параграфа.
18
В первом параграфе «Процессуальные функции и статус прокурора в досудебном производстве по УПК России и Вьетнама» обосновывается, что каждый участник уголовно-процессуальной деятельности, включая прокурора, выступает носителем конкретных функций. Прокурорская дея-тельность неоднородна и нередко преследует различные по содержанию цели, для достижения которых используются специфические способы и методы, допустимые к применению в рамках лишь одного направления деятельности.
По УПК РФ основными задачами прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства, обусловливающими направления его дея-тельности, являются защита прав и свобод человека и гражданина, обеспе-чение законности, всесторонности, полноты и объективности при рассле-довании преступлений, выявление обстоятельств, способствовавших со-вершению преступлений, принятие мер к их устранению.
К процессуальным функциям прокурора СРВ в досудебных стадиях уголовного судопроизводства относятся: надзор за законностью, уголовное преследование, профилактика и предупреждение преступлений, организа-ция и координация деятельности следственных и иных органов, уполномо-ченных на проведение уголовного судопроизводства. Первые две функции предлагается рассматривать как основные, а две последние – как дополни-тельные.
Характерными особенностями процессуального положения прокуро-ра по УПК СРВ в сравнении с процессуальным положением прокурора по УПК РФ выступают его инициативность в проведении процессуальных действий и принятии решений, больший объем процессуальных полномо-чий, значительно более широкие границы вмешательства в деятельность следователя.
19
В целях более подробного нормативного регулирования процессу-альных функций прокурора обоснована необходимость изложить статью 116 УПК СРВ «Направление уголовного дела по подследственности» в но-вой редакции, а также дополнить УПК СРВ статьей 113.1 «Предупрежде-ние и профилактика преступлений прокурором».
Второй параграф «Прокурор и следственные органы в досудебном производстве России и Вьетнама: характер и содержание взаимоотноше-ний» посвящен анализ правоотношений между прокурором и следовате-лем, которые во Вьетнаме (в отличие от России) носят исключительно вла-стный характер и основаны на подчинении следователя прокурору.
В отличие от следователя в России следователь во Вьетнаме не уполномочен: 1) возбуждать уголовные дела (он лишь принимает их к сво-ему производству); 2) применять меры пресечения и иные меры уголовно-процессуального принуждения; 3) приостанавливать исполнение указаний прокурора в случае несогласия с ними при обжаловании их вышестоящему прокурору.
Для повышения эффективности производства предварительного рас-следования необходимо изменить природу взаимоотношений прокурора и следователя, придав им характер взаимодействия. Для этого следует, осно-вываясь на таких принципах, как невмешательство прокурора в процессу-альную деятельность следователя вне установленных законом оснований, недопустимость дублирования полномочий, ответственность каждого за достигнутые результаты, законодательно установить основания для вме-шательства прокурора в процессуальную деятельность следователя и раз-граничить соответствующие полномочия между следователем и прокуро-ром, а также между прокурорами различных уровней.
Предлагается пункт «а» части первой статьи 36 УПК СРВ изложить в новой редакции: «а) организовать и руководить деятельностью нижестоя-
20
щих прокуроров, осуществляя надзор за исполнением законов в уголовном судопроизводстве…» и далее по тексту.
Обоснована необходимость изложить части первую и вторую статьи 37 УПК СРВ в следующей редакции:
«1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пре-делах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судо-производства, а также надзор за процессуальной деятельностью следст-венных органов.
2. Прокурор уполномочен:
1) требовать от следственного органа возбуждения уголовного дела при наличии предусмотренных законом поводов и оснований, отменять не-законные и необоснованные решения о возбуждении либо об отказе в воз-буждении уголовного дела;
2) проверять законность и своевременность осуществления следст-венным органом процессуальных действий по проверке сообщения о пре-ступлении;
3) присутствовать при производстве процессуальных, в том числе следственных, действий;
4) давать следователю письменные указания, обязательные для ис-полнения, о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
5) разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоот-воды;
6) санкционировать применение заключения под стражу, иных мер принуждения, ограничивающих конституционные права граждан, про-длять срок содержания под стражей;
21
7) утверждать заключение о расследовании, постановление о пре-кращении производства по уголовному делу либо его приостановлении;
8) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору на-стоящим Кодексом».
Дополнить статью 37 УПК СРВ частями третьей и четвертой:
«3. Прокурор несет ответственность за результаты предварительного расследования.
4. В случае несогласия с указаниями прокурора об устранении нару-шений закона, допущенных в ходе расследования, следователь с согласия начальника следственного органа вправе обжаловать эти указания выше-стоящему прокурору. Обжалование указаний прокурора не приостанавли-вает их исполнения, а решение вышестоящего прокурора является оконча-тельным».
Третья глава «Особенности реализации функций прокурора в досу-дебных стадиях уголовного судопроизводства» включает два параграфа. В первом параграфе «Уголовное преследование и особенности его осуществления прокурором» в целях оптимизации порядка осуществления прокурором России функции уголовного преследования предлагается вне-сти изменения в ст. 25, ч. 1 ст. 28 УПК РФ, в соответствии с которыми не только дознаватель, но и следователь должен получать согласие прокурора на прекращение уголовного преследования. Необходимо также изложить п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в новой редакции, наделив прокурора правом воз-буждать уголовное дело по фактам выявленных нарушений уголовного за-конодательства, поручая производство предварительного расследования соответственно органам дознания или следственным органам.
Для совершенствования функции уголовного преследования в уго-ловном судопроизводстве Вьетнама необходимо:
22
1) изменить подход к распределению процессуальных полномочий по осуществлению уголовного преследования между прокурорами различ-ных уровней и их заместителями. Следует использовать российский опыт организации уголовного преследования, не позволяющий «дробить» про-цессуальные полномочия, наделяя прокуроров различных уровней какой-то одной частью этих полномочий, которые только в единстве способны обеспечить эффективное, законное и обоснованное уголовное преследова-ние;
2) наделить прокурора правом отказаться от уголовного преследова-ния, а также переквалифицировать преступное деяние на другое, преду-сматривающее менее строгое наказание, что вызывает необходимость до-полнить УПК СРВ статьей 113.2 «Прекращение уголовного преследова-ния».
Во втором параграфе «Надзорная функция прокурора в уголовном досудебном производстве» дается характеристика прокурорского надзора как эффективного правового средства выявления и предотвращения нару-шений закона в уголовном досудебном производстве, что требует, во-первых, совершенствования норм уголовно-процессуального законода-тельства, регулирующих статус прокурора, а во-вторых, повышения про-фессионального уровня прокурорских работников.
В качестве основных задач надзорной функции прокурора в стадии возбуждения уголовного дела российские ученые рассматривают обеспе-чение своевременного возбуждения уголовного дела, пресечение длящихся и предупреждение готовящихся преступлений, предотвращение незакон-ного возбуждения уголовного дела.
Для решения задач стадии возбуждения уголовного дела в УПК СРВ следует предусмотреть дополнительные полномочия прокурора по изъя-
23
тию материалов проверки сообщения о преступлении, рассмотрению и разрешению жалоб, закрепив их в новой части четвертой ст. 109 Кодекса.
Предлагается дополнить УПК СРВ статьей 120.1 «Отмена или изме-нение меры пресечения в виде заключения под стражу», закрепив в ней полномочия прокурора по обеспечению законности при отмене или изме-нении меры пресечения в виде заключения под стражу.
Наделение прокурора Вьетнама правом допрашивать обвиняемого, свидетеля, производить другие следственные действия дает ему возмож-ность произвольно вмешиваться в ход расследования. Поэтому полномо-чия прокурора Вьетнама по личному производству следственных действий целесообразно ограничить, сохранив его право допрашивать обвиняемого при решении вопроса о вынесении санкции на арест, а также предоставив ему право участвовать в производстве следственных действий. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в статьи 88, 131, 133, 135 УПК СРВ. Одновременно предлагается расширить полномочия следовате-ля, закрепив его процессуальную самостоятельность в вопросах производ-ства следственных действий.
Требуется разграничить деятельность следственных и оперативно-розыскных органов Вьетнама, поскольку следственные органы вправе осуществлять только процессуальную деятельность, регламентируемую УПК СРВ, а прокурор должен быть наделен правом надзора за оперативно-розыскной деятельностью в ходе уголовного досудебного производства.
Для обеспечения законности расследования и повышения его эффек-тивности необходимо наделить следователя Вьетнама правом в любой мо-мент приступить к расследованию уголовного дела, отнесенного к его под-следственности, путем дополнения статьи 111 УПК СРВ частью третьей следующего содержания: «3. По указанию начальника органа следствия следователь приступает к производству расследования, не дожидаясь вы-
24
полнения органом, возбудившим уголовное дело, неотложных следствен-ных действий» (часть третью действующей редакции, предусматриваю-щую ответственность прокурора по надзору за этой деятельностью, счи-тать частью четвертой этой статьи).
В заключении подведены итоги проведенного исследования, сфор-мулированы его основные выводы.
В приложениях представлены проекты законов о внесении измене-ний в УПК РФ и УПК СРВ, а также разработанная автором анкета и полу-ченные результаты анкетирования.
Основные положения диссертации отражены
в следующих опубликованных работах автора
В рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК
1. Май Д. Б. Взаимоотношения прокурора и следователя по УПК Вьетнама // Общество и право. – 2010. – № 1. – С. 279–281 (0,25 п. л.).
2. Семенцов В. А., Май Д. Б. Полномочия прокурора в досудебном производстве по УПК Республики Вьетнам // Общество и право. – 2010. – № 3. – С. 187–191 (0,4/0,2 п. л.) – (соавт. не разделено).
3. Май Д. Б. Прокурор в досудебных стадиях уголовного судопроиз-водства Вьетнама // Вектор науки Тольяттинcкого государственного уни-верситета. – 2012. – № 1 (19). – С. 73–76 (0,5 п. л.).
В иных изданиях
4. Май Д. Б. Полномочия прокурора по УПК Республики Вьетнам // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на Се-
25
верном Кавказе: материалы регион. науч.-практ. конф. – Краснодар, 2010. – Ч. 1. – С. 147–149 (0,2 п. л.).
5. Май Д. Б. Соотношение полномочий прокурора по УПК Россий-ской Федерации и УПК Республики Вьетнам // Актуальные проблемы су-дебной власти, прокурорского надзора, правоохранительной и адвокатской деятельности: сб. науч. ст. / под ред. О. В. Гладышевой, В. А. Семенцова. – Краснодар, 2010. – С. 38–41 (0,3 п. л.).
6. Май Д. Б. Полномочия прокурора в стадии возбуждения уголовно-го дела по УПК Республики Вьетнам // Уголовно-процессуальное доказы-вание и другие актуальные проблемы досудебного производства: сб. науч. ст. / под ред. О. В. Гладышевой, В. А. Семенцова. – Краснодар, 2010. – С. 74–77 (0,25 п. л.).
7. Май Д. Б. Историко-правовая характеристика полномочий проку-рора Вьетнама как участника уголовного судопроизводства // Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (23–24 сентября 2010 г.) – Краснодар: Издательский Дом – Юг, 2011. – С. 475–480 (0,39 п. л.).
8. Май Д. Б. Процессуальный статус прокурора в досудебном произ-водстве по УПК Вьетнама // Актуальные проблемы судебной власти, про-курорского надзора, правоохранительной и адвокатской деятельности: сб. науч. ст. / под ред. О. В. Гладышевой, В. А. Семенцова. – Краснодар: Про-свещение-Юг, 2011. – Вып. 2. – С. 75–85 (0,6 п. л.).
9. Май Д. Б. Проблемы совершенствования процессуального статуса прокурора в досудебном производстве по УПК Вьетнама // Актуальные проблемы судебной власти, прокурорского надзора, правоохранительной и правозащитной деятельности, уголовного судопроизводства: сб. науч. ст. / под науч. ред. О. В. Гладышевой, В. А. Семенцова. – Краснодар, 2011. – Вып. 3. – С. 113–118 (0, 35 п. л.).
26
10. Май Д. Б. Полномочия прокурора при окончании предваритель-ного расследования по УПК Вьетнама // Современные проблемы информа-ционно-криминалистического обеспечения предварительного расследова-ния и его оптимизация: материалы междунар. науч.-практ. конф. (21–22 апреля 2011 г.). Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2011. – С. 394–398 (0,35 п. л.).
11. Май Д. Б. Полномочия прокурора при сокращенном порядке уго-ловного судопроизводства по УПК Вьетнама // Актуальные проблемы пра-ва и правоприменительной деятельности на современном этапе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (29–30 сентября 2011 г.). – Краснодар: Изда-тельский Дом – Юг, 2012. – С. 73–76 (0,2 п. л.).
27
Май Дак Биен
ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА
В ДОСУДЕБНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
ПО УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ И ВЬЕТНАМА
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Подписано в печать 25.02.12. Формат 6084/16.
Печать трафаретная.
Гарнитура Times New Roman. Усл. печ. 1,1. Уч.-печ. л. 1.3.
Тираж 150 экз. Заказ № __
Тираж изготовлен с оригинал-макета заказчика
в типографии ООО «Просвещение-Юг»
350059, г. Краснодар, ул. Селезнева, 2. Тел. 239-68-31.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0