2012avtoref528

Аватар пользователя ideolog
Малюгин Сергей Владимирович
 
02 февраля 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Законодательная политика современного Российского государства: понятие, основные характеристики и направления реализации» (специальность 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 203.009.01
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Малюгин С.В. Законодательная политика современного Российского государства: понятие, основные характеристики и направления реализации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2011. С. 36.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref528 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Малюгин С.В. Законодательная политика современного Российского государства: понятие, основные характеристики и направления реализации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2011. С. 36.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
  
 
  
На правах рукописи
 
 
МАЛЮГИН Сергей Владимирович
 
 
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
СОВРЕМЕННОГО
РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА:
ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
 
 
Специальность 12.00.01– теория и история права и государства;
                                           история учений о праве и государстве
 
 
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
Нижний Новгород – 2011
Работа выполнена на кафедре теории и истории государства и права Уральского юридического института МВД России.

 

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор,
заслуженный юрист Российской Федерации
Кодан Сергей Владимирович
 
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор
Романовская Вера Борисовна;
кандидат юридических наук, доцент
Никитин Александр Всеволодович
 
Ведущая организация: Пермский государственный национальный исследовательский университет

 
Защита состоится 02 февраля 2012 года в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 203.009.01 при Нижегородской академии МВД России по адресу: 603144, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, д. 3. Зал ученого совета.
 
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижегородской академии МВД России.
 
 
Автореферат разослан «___» ___________ 2011 года.
 
 
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат юридических наук, доцент                         Миловидова М.А.
 
 
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем значением, которое имеет законодательная деятельность современного государства в правовом регулировании жизнедеятельности общества, упо-рядочении происходящих в нем процессов социально-экономических и госу-дарственно-правовых преобразований. Указанная деятельность государства приобретает особое значение в условиях реформирования и проведения по-литического курса на инновационное развитие общества, которое невозмож-но без соответствующего нормативно-правового и, прежде всего, законода-тельного оформления политико-управленческих решений. Президент Россий-ской Федерации Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию Рос-сийской Федерации 30 ноября 2010 года подчеркивает: «Модернизация со-здает умную экономику, но модернизация требует и умной политики»[1]. Он определяет программу законодательного обеспечения модернизации и спра-ведливо обращает внимание на то, что ожидаемый эффект возможен только тогда, когда в обществе будут действовать справедливые законы. При этом очевидно, что невозможно преодолеть возникающие в процессе коренных преобразований общества противоречия и негативные последствия без научно обоснованной и социально одобренной общей стратегии дальнейшего развития российского общества, государства и права. В этих условиях необходимы четко обозначенные цели и ориентиры стратегического курса развития, основные социальные, экономические и государственно-правовые параметры и характеристики искомого общественно-политического строя. Такой вектор развития общества во многом задает внутренне согласованная, практически значимая и последовательно реализуемая юридическая поли-тика государства, в которой особую роль играет и особое значение имеет за-конодательная политика как основное направление в юридической области деятельности государства, связанное с установлением, развитием и совер-шенствованием механизмов законотворческого процесса, определения стра-тегии и тактики законотворчества, действенного обеспечения его влияния на правовое регулирование общественных отношений и развитие юридической надстройки страны в целом. Во многом это связано и со способностью зако-нодательной политики государства в современных условиях поддерживать правовую систему в рабочем состоянии. На первый план выходит необходи-мость исследования отдельных ее аспектов, направленных на совершен-ствование тех или иных ориентаций деятельности государства, устранение проблем в различных сферах жизнедеятельности общества.
Степень научной разработанности темы диссертационного иссле-дования. В научных исследованиях проблемы законодательной политики государства представлены лишь частично, преимущественно в рамках изуче-ния государственной политики государства в целом, а также правовой поли-тики в рамках общей теории государства и права[2]. Специальные исследова-ния данной проблематики относительно комплексного характера единичны[3]. При этом следует отметить, что отдельные аспекты данной тематики активно обсуждаются специалистами как в сфере политологии, так и учеными-юри-стами в теоретическом и отраслевом правоведении, написаны специальные учебные курсы политико-юридического характера по юриспруденции и по-литологии[4]. В сложившихся центрах юридической науки (Институт госу-дарства и права РАН, Саратовская государственная академия права, Ураль-ская государственная юридическая академия) и в рамках специализиро-ванных научных журналов («Право и политика», «Правовая политика и пра-вовая жизнь» и др.) активно обсуждаются политико-юридические проблемы развития российского общества. Научный дискурс в рамках данной пробле-матики способствует формированию новых подходов и методик исследо-ваний в указанной сфере, формулируются базовые определения, ведется активная научная деятельность в отдельных направлениях исследований.
Необходимо также акцентировать внимание и на том, что в имеющихся отдельных исследованиях термин «законодательная политика» используется крайне редко и, в основном, как синоним понятия «правотворческая поли-тика», активно поддерживаемого и разрабатываемого представителями давно сформированной научной школы политико-правовых исследователей Сара-товской государственной академии права[5]. При этом вышеназванные понятия не являются тождественными, так как содержат разный объем вкладываемого в них содержания. Универсального, единого, обоснованного теоретически и подтвержденного исследованиями практической деятельно-сти в сфере законотворчества разработанного понятия «законодательная по-литика государства» пока не выработано, как и научно не проработаны проблемы теоретико-методологических основ понимания и формирования законодательной политики, ее форм, направлений, роли в законодательной деятельности, значения в развитии приоритетных сфер жизнедеятельности общества и др.
Указанное подчеркивает актуальность изучения обозначенных в дис-сертационном исследовании проблем, требующих научного освещения и имеющих существенное значение для практической деятельности совре-менного Российского государства, правового обеспечения реформирования и инновационного развития российского общества. Поэтому данная работа направлена на заполнение указанных выше пробелов в научном знании в области юриспруденции.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования, развития и реализации законодательной политики в законотворческой деятельности.
Предметом диссертационного исследования является законодательная политика современного Российского государства как политико-юридическое явление и как основное направление юридической политики государства, кото-рое изучается во взаимосвязи с законотворчеством. При определении предмет-ной сферы исследования необходимо обозначить два аспекта. Первый аспект – теоретический, который заключается в осмыслении и анализе явления «зако-нодательная политика» в разрезе научного знания. Он характеризуется попыт-кой формирования понятийного аппарата рассматриваемого явления с исполь-зованием анализа и синтеза накопленного юридической наукой материала в области законодательной политики. В данном контексте речь идет о создании идеальной модели-абстракции, которая выступит своеобразным эталоном в го-сударственно-правовой деятельности и которая, при ее невозможности суще-ствования в идеальном виде, будет способствовать выработке определенных стандартов законодательной деятельности во взаимосвязи с реалиями обще-ственно-политической жизнедеятельности общества. В свою очередь, форми-рование абстракции-идеи следует признать перспективной задачей, решение которой потребует от правоведов серьезной научно-исследовательской работы, направленной на селекцию, синтез и развитие определенного круга правовых представлений, знаний и опыта. Это требует выделения отличительных осо-бенностей законодательной политики как основной разновидности юриди-ческой политики, четкого определения сущности законодательной политики, принципов, методологической составляющей и функций, истоков ее зарож-дения, ее места и роли в реализации законотворческой функции государства, уяснения воздействия на нее различных факторов, определения роли и места в общественно-политической системе страны, а также изучения особенностей реализации законодательной политики в сфере охраны правопорядка и про-тиводействия преступности. Второй аспект исследования носит прикладной характер, поскольку наряду с теоретическими, концептуальными положениями работа включает и конкретно-практический материал – рассматриваются основ-ные направления реализации законодательной политики современного Россий-ского государства, ее результаты, тенденции и перспективы, обозначаются на-правления дальнейшего развития.
Целью исследования выступает анализ формирования и реализации законодательной политики государства, обоснование теоретических выводов и рекомендаций, направленных на совершенствование деятельности госу-дарства в законодательной сфере.
Задачи диссертационного исследования определяются в соответст-вии с поставленной целью:

  • исследовать понятие законодательной политики как сферы поли-тико-правовой деятельности государства;
  • проследить исторические истоки формирования законодательной политики и ее общую оценку в правовой мысли;
  • выявить основные направления реализации законодательной поли-тики современного Российского государства;
  • проанализировать законотворчество как форму реализации законо-дательной политики и изучить роль законодательной политики в законо-творчестве;
  • рассмотреть факторы, оказывающие влияние на проведение зако-нодательной политики;
  • выделить особенности реализации законодательной политики в сфе-ре охраны правопорядка и противодействия преступности.

Методологической основой диссертационного исследования высту-пает комплекс различных методов познания как общенаучных, так и отдель-ных наук (общей теории государства и права, политологии, философии, со-циологии), используемых автором комплексно, что, в свою очередь, позволя-ет более полно раскрыть объект исследования. Основным методом, использу-емым в настоящей работе, выступает диалектический метод, общими зако-нами которого являются переход количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания. Творческое применение базовых положений диалектики применительно к специфике социально-политических и правовых процессов в государстве позволяет подойти к проблематике исследования нестандартно, что высту-пает характерной особенностью настоящего исследования. Нами также ис-пользуются такие общенаучные методы познания, как анализ и синтез, абстрагирование, сравнительный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, системно-структурный под-ход к исследуемому явлению. Специальную и частно-научную методологию исследования представляют исторический метод, формально-юридический метод, метод сравнительного государствоведения и правоведения, метод го-сударственного и правового моделирования, а также конкретно-социологи-ческий метод исследования государственно-правовых проблем.
Теоретической основой диссертационного исследования выступили работы ведущих ученых-обществоведов по юриспруденции, политологии, социологии, познания в области политических и правовых учений, а также труды по истории государства и права. В качестве современных теорети-ческих ориентиров исследования послужили труды отечественных право-ведов в области общей теории государства и права: С.С. Алексеева, В.М. Баранова, И.Л. Бачило, В.Г. Графского, В.Д. Зорькина, Ю.С. Кожев-никовой, О.Ю. Рыбакова, Ю.А. Тихомирова, К.В. Шундикова[6]. В своих научных работах указанные авторы говорят об органическом единстве по-литической, государственной власти и права, что раскрывает возможности, силу и предназначение права в жизни общества. Ученые также обращают внимание на существующие пороки построения законодательства современного государства. Решение проблемы они видят в новом, разра-батываемом юридической наукой, творческом подходе к его формированию, организационном единстве стратегии и тактики его создания силой политической власти.
Уникальное в своем роде научное исследование представляет собой обобщающая работа под редакцией А.В. Малько и Н.И. Матузова «Рос-сийская правовая политика»[7]. При этом необходимо заметить, что, как в этом специальном курсе, так и в отдельных исследованиях в рамках концепции «правовой политики», указанные авторы используют термин «правотвор-ческая политика» и крайне редко, как синоним, «законодательная политика». Эти термины не вполне совпадают по объему вкладываемого в них смысла[8].
Концептуальные идеи стратегии и тактики построения законода-тельства, которые красной нитью проходят сквозь настоящее исследование, изложены в работах С.В. Полениной[9]. Не остались без внимания и работы по истории политико-правовой мысли с акцентом на воззрения дореволюци-онных отечественных юристов в сфере законодательной политики: А.А. Кро-лика, Н.И. Палиенко, Л.И. Петражицкого, Г.Ф. Шершеневича, Ф.А. Шиллин-га, М. Шпилевского[10]. Изучение отечественной политико-правовой мысли конца XIX – начала XX века важно не только с историко-познавательной точ-ки зрения, но и в теоретическом и практическом аспекте исследования, так как именно тогда закладывались основы понимания рассматриваемого яв-ления.
Непосредственным теоретическим источником настоящего исследо-вания послужили научные труды представителей уральской школы права. Основные подходы к пониманию, содержанию и развитию юридической политики в теоретическом и историко-юридическом планах представлены в работах С.В. Кодана[11]. Проблемы комплексного анализа данного явления были изложены в исследованиях Я.В. Бакарджиева[12]. Указанными авторами ряд аспектов законодательной политики рассматривается как главное направ-ление юридической политики (через ее понятие и общую характеристику) в тесной взаимосвязи с функционированием механизма государства.
Эмпирическая база диссертационного исследования определяется задачами исследования, обусловленными его направленностью, и содержит носители информации двух основных групп: социально-политического и правового характера. Источники социально-политической направленности позволили изучить общие проблемы формирования и реализации законода-тельной политики. Они представлены в работе посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ, материалами социаль-ной статистики, данными мониторинга законодательной деятельности, пра-вовой статистикой. Особое значение в этой группе источников информации имеют доклады Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О состоянии законодательства в Российской Федерации». Источники нормативно-право-вой и правоприменительной направленности представлены нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые отражают отдельные ас-пекты законодательной политики, характеризуют их направленность на про-водимые в стране реформы.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в иссле-довании законодательной политики государства как составной части юриди-ческой политики государства, ее места и роли в регулировании общест-венных отношений, выявлении соотношения вопросов законодательной по-литики и законотворчества. Диссертационная работа представляет собой комплексное теоретико-прикладное исследование, в котором законодатель-ная политика представлена как категория теории государства и права. Рассматриваемый вид политики проецируется на практическую деятельность по формированию законодательства в современной России с учетом решения проблем, стоящих перед отечественной правовой системой. Диссертант обо-снованно вносит свои предложения по развитию законодательства и доказа-тельно аргументирует свою точку зрения. Результаты исследования содержат положения и рекомендации, направленные на решение важной проблемы юридической науки, которые имеют познавательное, теоретическое и, глав-ное, практическое значение.
Основные положения, выносимые на защиту, отражают новизну диссертационного исследования и формируются из анализа теоретических работ, материалов судебной практики, а также требований нормативных пра-вовых актов, и позволяют диссертанту сформулировать ряд выводов, отража-ющих основные элементы научной новизны настоящего исследования:
1. Законодательная политика как направление юридической поли-тики государства представляет собой научно обоснованную властно-управ-ленческую деятельность субъектов законодательной власти, которая высту-пает методологической основой в реализации законотворческой функции го-сударства по оформлению и закреплению политических решений, связанных с правом в форме принятия законов, в целях формирования и совершен-ствования правового воздействия государства на различные сферы жизне-деятельности общества. При этом законодательная политика государства яв-ляется динамически сложнофункционирующим явлением, которое оказывает постоянное воздействие на государственно-правовую сферу обеспечения различных областей жизнедеятельности общества для достижения необхо-димого результата в его развитии.
2. Принципы законодательной политики являются связующим зве-ном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системы и выступают в качестве руководящих начал деятельности субъектов, формирующих и реализующих законодательную политику. В конечном счете, они определяют пути совершенствования самой законодательной политики и повышения ее эффективности и результа-тивности в виде властно-управленческой деятельности в сфере правового регулирования. Предлагается выделить следующие принципы законода-тельной политики: социальная обусловленность, научность, реалистич-ность, устойчивость, демократизм, гуманность, гласность, справедли-вость, взаимообусловленность законодательной политики и государст-венных механизмов ее реализации, обратная связь законодательной полит-ики с эффективностью правового регулирования.
3. Методология законодательной политики, выступая как совокуп-ность способов и средств, обеспечивающих рациональную и эффективную организацию и результативность политико-управленческой деятельности в законотворческой сфере, обеспечивает формирование и реализацию законно-дательной политики. Она касается как определения общих подходов к пони-манию законодательной политики и ее сущности, так и определения содер-жательных элементов ее формирования и реализации. Соответственно мето-дологические подходы в данном плане можно условно разделить на три группы. Первая группа касается причин, целей и концептуальных подходов к юридическому содержанию регулятивных начал, которые в последующем должны принять форму нормы закона (системы норм закона). В данной группе наибольшее значение имеют методы социологических исследований, политического анализа и прогнозирования, поскольку от содержания право-вой нормы зависит, в конечном счете, успешное политико-правовое воздей-ствие на различные сферы жизнедеятельности общества. Вторая группа касается методологии выработки правил и приемов работы с законодатель-ным объектом – проектом закона и законом. В частности, особое значение приобретают методы механизма юридического проектирования, учета обще-ственного мнения и экспертных оценок. Третья группа отражает изучение действия закона после его вступления в законную силу – мониторинг подзаконного регулирования, эффективности реализации и правопримени-тельной практики с целью своевременного внесения изменений в принятый закон или его отмены.
4. Функции законодательной политики представляют собой обоб-щенные направления ее приложения на государственно-правовую модель. Они определяют вектор ее воздействия на правовое регулирование различ-ных сфер развития общества в контексте решения задач и достижения поставленных целей, имеют научно-познавательный (гносеологическая, оце-ночная, мировоззренческая, аксеологическая функции) и прикладной харак-тер (обеспечивающая, прогностическая функции). Научно-познавательные функции законодательной политики призваны обеспечить ее направленность на содержательную сторону: выявление и анализ ценностей, присущих обществу на конкретном этапе его развития; исследование закономерностей политико-правового развития общества; определение политико-организа-ционных механизмов трансформации правовых притязаний личности в позитивное право. Прикладные функции законодательной политики отра-жают ее воздействие на социальные процессы. Предназначение законно-дательной политики выражается в формировании, функционировании и раз-витии позитивного права конкретно взятого государства, правовых притя-заний его граждан, прогнозировании результатов правового воздействия и обеспечении правового регулирования в различных сферах жизнедеятель-ности общества (экономической, социальной, демографической и др.).
5. Формы реализации законодательной политики отражают ее внеш-нее выражение политической активности в законодательной сфере и разли-чаются по степени участия в принимаемых законодательных решениях. Непосредственная форма законодательной политики выражается в четко установленных государством механизмах и процедурах законотворчества и проводится органами государственной власти. Опосредованная форма зако-нодательной политики выражается в субъективных правах граждан и граж-данского общества в формировании, реализации и легитимации законода-тельной политики, таких как: участие граждан и общественных организаций в постановке и обсуждении вопросов места, роли и содержания правового регулирования в проблемных сферах жизнедеятельности общества; более широкое использование прямого волеизъявления (референдум, народное вето) в принятии законов, обеспечение разнопланового народного предста-вительства в органах публичной власти (общественные экспертные советы, приемные), а также обеспечение права на неимперативное участие в полити-ческой жизни (митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и т. п.).
6. Основные направления законодательной политики государства непосредственно связаны с внутренней и внешней политикой в отношении основных сфер жизнедеятельности общества, требующих правового регу-лирования, на которые ориентировано его политико-управленческое воздей-ствие посредством издания законодательных актов. В законодательной по-литике современного Российского государства выделяются пять основных ее направлений: (1) развитие государства, институтов гражданского обще-ства и обеспечение политических прав граждан; (2) экономическое развитие госу-дарства, обеспечение прав человека и гражданина в экономической сфере; (3) гуманитарное развитие государства, обеспечение прав человека и гражданина в социально-культурной сфере; (4) обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства и защита прав человека и гражданина; (5) внешняя политика, укрепление гарантий прав человека и гражданина. При этом законодательная политика должна обеспечить эффек-тивное правовое регулирование социально значимых общественных отно-шений как посредством правового регулирования, так и путем оценки (пе-реоценки) функционирования закона в правовой жизни и последующего воздействия.    
7. Взаимосвязь законодательной политики и законотворчества обу-словлена тем, что законотворческая деятельность выступает институцио-нальным выражением законодательной политики. Посредством законо-творчества обеспечивается оформление политико-управленческих решений в виде нормативно-правовых предписаний в форме закона. Законодательная политика, воздействуя на законотворчество как строго выстроенную право-вую процедуру, привносит методологическую насыщенность в данную дея-тельность, развивает и делает ее более целенаправленной. При этом общий политический вектор развития законодательства государства задает общего-сударственная законодательная политика, имеющая первостепенное значение в правовом регулировании и законотворчестве.
8. Структура законодательной политики характеризуется совокуп-ностью ее элементов и связей между ними, может быть представлена с позиций статики и динамики. Статическая структура законодательной по-литики отражает ее элементную базу, включающую: (1) субъект деятель-ности – прежде всего, государство в лице его законодательных органов, а так же аппаратов, обладающих правом влияния на законотворческий процесс; (2) цель деятельности – создание условий для эффективного функциони-рования права; (3) объект деятельности – соответствующие общественные отношения в зависимости от приоритетов деятельности; (4) средства дея-тельности – научные достижения (новации в праве), средства политико-юридического прогнозирования, статистические методы; (5) результаты и их оценка. Динамическая структура характеризует законодательную полити-ку как процесс и включает совокупность действий на следующих трех этапах ее формирования и реализации: (1) Предварительный этап – аналитиче-ский – включает: мониторинг социальных потребностей и точечных проб-лем общества; совпадение вектора потребностей в политико-управлен-ческом воздействии и законодательной деятельности; постановку цели в государственно-правовой сфере жизнедеятельности общества (достижение определенного социально-политического результата); появление идеологии правового регулирования (концепции законопроекта); выработку стратегии достижения желаемого результата; разработку конкретной методологии и выборку механизмов государства для достижения поставленной цели; (2) Непосредственный этап – институциональный – включает: разработку законопроекта; совершенствование законопроекта (включая участие в об-суждении законопроекта гражданского общества); принятие решения по законопроекту; (3) Последующий этап – оценочный – включает: мониторинг эффективности воздействия закона на общественные отношения на предмет соответствия поставленной цели; мониторинг правоприменительной дея-тельности; установление проблемных сфер реализации правовых предпи-саний; определение и постановку задач, требующих решения на поли-тическом и нормативно-регулятивном уровнях государственной дея-тельности.
9. Взаимосвязь законодательной политики и эффективности пра-вового регулирования проявляется в том, что научно обоснованная и со-циально взвешенная законодательная политика призвана обеспечить дости-жение ее целей: стабильность законодательства, необходимый объем пра-вового регулирования и стимулирование иных нормативных регуляторов; связь со своевременностью реагирования на вновь возникающие цели; обрат-ную связь с реализацией законодательства и его своевременной корректиров-кой; оперативность правового регулирования общественных отношений, что в свою очередь находит выражение в обеспечении своевременного издания или отмены закона. При отсутствии грамотной законодательной политики неизбежно проявляются негативные последствия общего социального харак-тера, которые находят выражение в отсутствии необходимого уровня право-вого воздействия на различные сферы жизнедеятельности общества, наруше-ние управляемости ими. Специально-юридические последствия отсутствия компетентной юридической политики проявляются в отсутствии стратегии и плановости законодательной деятельности в целом или в отдельных ее на-правлениях; в недооценке опережающего воздействия правового регулиро-вания в плане прогноза развития общественных отношений, в излишнем ис-пользовании правового регулирования на уровне издания законов в ущерб подзаконному правовому регулированию; в отсутствии необходимого уровня обеспечения системности и согласованности в построении законодательства; в несвоевременном преодолении пробелов и коллизий в правовом регулирова-нии; в расширении ведомственной интерпретационной практики и, в связи с этим, в искажении целей правового регулирования на законодательном уров-не, а также расширении возможности для недобросовестного правопримени-теля злоупотреблять своим должностным положением и создании условий для коррупции; снижению уровня правосознания и правой культуры в обществе.
10. Роль и значение законодательной политики в правовом регули-ровании вопросов жизнедеятельности общества особенно зримо проявляются в развитии различных сфер его применения при решении особо социально значимых проблем. В рамках рассматриваемой проблематики анализируется влияние законодательной политики на поддержание правового порядка как особого его объекта. Посредством анализа специфики законодательной поли-тики в сфере охраны правопорядка и противодействия преступности отмечаются наиболее характерные особенности законодательной политики и ее реализации в сфере правоохраны, важнейшие черты которой состоят в следующем: а) указанная сфера имеет особое значение, поскольку для нормального функционирования государственно организованного общества, всех его институтов исключительно важно состояние защищенности и реального обеспечения безопасности личности от противоправных посяга-тельств; б) здесь особо остро встает вопрос о правовом регулировании мер и пределов ограничения прав и свобод личности; в) в данной сфере необхо-димо законодательное определение организационно-правовых механизмов реального обеспечения безопасности личности и общества от противо-правных посягательств; г) необходимость создать отлаженное взаимодей-ствие между обществом и государственным аппаратом, а также дать право-вое определение механизмов контроля гражданского общества за деятель-ностью государственных (и особенно правоохранительных) органов; д) обес-печение комплексного и системного подходов в формировании политики, организации и правовом регулировании правоохранительной деятельности государства, затрагивающей многие взаимозависимые области жизни обще-ства (социальную, экономическую, политическую и т. д.); е) противодействие коррупции в качестве приоритетного направления политико-управленческой деятельности государства в сфере правоохраны.
Теоретическая значимость результатов исследования проявляется в целесообразном использовании полученных результатов в дальнейшей науч-но-исследовательской деятельности, связанной с совершенствованием рас-сматриваемого и развития иных направлений юридической политики госу-дарства. Теоретические положения и выработанные на их основе практиче-ские рекомендации могут быть использованы при включении в общий курс теории государства и права, предназначенный для студентов высших юриди-ческих учебных заведений. На основе положений диссертации может быть подготовлен курс лекций для практиков-законодателей в целях улучшения их теоретических знаний и практических навыков организации работы с проек-том закона и его содержанием.
Практическое значение диссертационного исследования проявля-ется в его значимости для законодательных органов государственной власти, непосредственно реализующих государственную политику в законода-тельной сфере. Это связано с их важностью, особой ролью в правовой жизни государства. Использование теоретических основ законодательной политики будет способствовать оптимизации законодательной политики Российского государства и минимизации возможных ошибок в построении механизма государственного правового регулирования. Некоторые положения диссерта-ции будут иметь практическое значение и для органов, реализующих поли-тику в сфере правоприменения, поскольку основное назначение законода-тельства состоит в наложении его на практическую деятельность в различ-ных сферах жизнедеятельности общества. Основные выводы настоящего ис-следования не должны остаться без внимания и судебной системы Рос-сийского государства. Необходимость толкования норм закона и их пределы, взаимодействие законодательных и судебных органов при реализации права законодательной инициативы – немногие из тех вопросов, которые, безуслов-но, должны быть полезны судебным органам.    
Апробация результатов исследования заключается в его рецензи-ровании и обсуждении на заседании кафедры теории и истории государства и права Уральского юридического института МВД России. Отдельные аспекты настоящего исследования нашли свое отражение в десяти опубликованных автором научных работах общим объемом 6,1 п. л. Концептуальные положе-ния диссертационного исследования представлены в научных статьях «Зако-нодательная политика государства: теоретические основы, формы и эле-ментный состав» (Вестник Московского университета МВД России, 2010 г.) и «Законодательная политика государства: понятие, содержание и значение» (Пробелы в российском законодательстве», 2011 г.), опубликованных в науч-ных журналах, рекомендованных ВАК для публикации основных положений кандидатских диссертаций.
Результаты проведенного исследования внедрены в учебный процесс в Калининградском юридическом институте МВД России, Белгородском юри-дическом институте МВД России и Саратовском юридическом институте МВД России при проведении занятий по дисциплине «Теория государства и права». 
Основные положения диссертации излагались в ходе проведения Меж-дународной научно-практической конференции «Выход из экономического кризиса: российский и зарубежный опыт» (г. Екатеринбург, 2010 г.)
Объем и структура диссертационного исследования соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к кандидатской диссертации. Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, биб-лиографии.
 
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
 
Во введении раскрывается актуальность избранной темы, обосно-вывается степень разработанности проблемы, определяются объект, предмет, цели и задачи исследования, выделяются его методологические и теорети-ческие основы, научная новизна, формулируются основные положения, выносимые на защиту, освещается теоретическая и практическая значимость, а также приводятся данные об апробации результатов исследования.
Первая глава «Понятие законодательной политики и ее место в государственно-правовой политике» состоит из четырех параграфов и посвящена теоретическим основам законодательной политики, ее формам, историческим истокам ее зарождения, а также основным направлениям ее реализации в современном Российском государстве. 
В первом параграфе «Теоретико-методологические основы формирования законодательной политики государства» исследуется основное направление юридической политики, которое выделилось в самостоятельный блок, получило выражение в политической деятельности государства и обозначается автором как «законодательная политика».
Автором обосновывается, что обращение к «нетрадиционной» с точки зрения современной юриспруденции проблематике (законодательной политике) вполне допустимо, поскольку такое обращение преследует цель углубить представления о природе, сущности, функциях права и его роли в обществе[13]. Тем более, что юридическая политология уже давно находится в сфере рассмотрения юристов[14].
Принимая во внимание то, что взаимосвязи категорий государства и права в юридической науке уделено достаточно внимания, автором подробно прорабатывается категория «политика». 
В традиционном понимании политика является искусством управления государством. В указанном отношении политика имеет достаточно тесную взаимосвязь, как с правом, так и с государством, поскольку: 1) реализация норм права происходит посредством деятельности государственного аппарата; 2) в целях успешного целенаправленного развития государства необходимо государственное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества (не только на правовую); 3) для реализации государственной политики необходимы организационные средства государства.
Представляется, что раскрытие объекта настоящего исследования посредством использования методологического потенциала науки о политике и теории государства и права приносит достаточно плодотворные результаты и приводит к достаточно оригинальному направлению раскрытия тематики диссертации через категорию юридической политики. Думается, что в данном отношении такое рассмотрение объекта обеспечивает наполнение права политической методологией воздействия на различные сферы общественных отношений и искусного использования политикой общих начал разумности и справедливости при позитивации права.
 
Посредством проведения законодательной политики государство одновременно закладывает правовую основу своей деятельности в государственно-правовой сфере, а также осуществляет регулирование основных сфер жизнедеятельности общества. Так, в юридической литературе справедливо подчеркивается, что подавляющая часть политики государства реализуется посредством принятия законов[15]. Неслучайно юридическая политика понимается и воспринимается в обществе, в первую очередь, как политика законодательная, ибо, будучи закрепленной в действующем законодательстве, она приобретает наиболее ясную и доступную для широкого обозрения и ознакомления форму[16].
Совокупность существующих законов в своей тесной взаимосвязи и системности формирует законодательство, понимаемое в настоящем исследовании в узком смысле этого слова.
Законодательная политика определяет содержание законотворческой деятельности, поскольку устанавливает стратегические направления воздействия на различные сферы жизнедеятельности общества посредством закона.
Второй параграф «Исторические истоки формирования  законодательной политики в деятельности государства» в полной мере раскрывает исторический подход в диссертационном исследовании к генезису законодательной политики государства.
Законодательная политика, как самостоятельное и обособленное направление политической активности, поддержанное авторитетом и принуждением со стороны государства, возникла с появлением последнего.
Исторически сложилось так, что политика в сфере законодательства стала необходимым средством эффективного регулирования общественных отношений, она устойчиво закрепилась в элементах формирования и развития законодательства государства.
Рассматриваемая мыслителями идея (наука) законодательной политики (политики права) несет в себе прогресс и ведет к качественному усовершенствованию существующего законодательства государства. Установление целей и идеалов в законодательной политике логично влечет за собой скорейшее развитие правовой надстройки страны.
Законодательное творчество, руководимое этой наукой, будет воистину началом нового периода в истории развития человечества, периода, в котором место бессознательных процессов займет сознательное творчество[17].       
Третий параграф «Понятие и формы законодательной политики» содержит подробную характеристику законодательной политики государства как теоретического понятия и правовой категории. Здесь формулируется ее определение, выделяются признаки и принципы, особое внимание уделяется методологии законодательной политики. Исследуется ее функции. Внимание уделяется формам законодательной политики государства.
Признаки законодательной политики рассматриваются исходя из того, что она представляет основной вид (направление) юридической политики государства. Законодательная политика является деятельностью, характеризуемой четкой программой управленческих действий. Законодательную политику отличает последовательный, логичный и упорядоченный характер осуществляемых ею действий. Признак системности изучаемой разновидности политики, означает объединенную одной целью совокупность действий, зависимых друг от друга. Специфику основного вида юридической политики образуют ее субъекты, осуществляющие деятельность, вовлеченную во властную сферу. Законодательная политика является содержательно-сущност-ной методологической основой законотворческой деятельности.
Принципы законодательной политики как ее основополагающие начала, необходимы как с теоретической, так и с практической стороны. Назовем некоторые, особо важные из них.
Принцип научности означает использование законодательной политикой программ, основанных на достижениях современного научного знания. Принцип устойчивости законодательной политики государства позволяет обеспечить стабильность действующей системы законодательства во время частых перемен, происходящих в обществе. Законодательная политика долж-на основываться на принципе демократизма, что в полной мере защитит общественные интересы и послужит проводником воли гражданского общества. Закрепление в процессе реализации законодательной политики принципа гуманизма ограничивает власть от жестоких и бесчеловечных методов ее осуществления. Законодательная политика при своем воздействии на правовую систему государства должна быть взаимообусловлена государственными механизмами ее реализации. Она  призвана развивать механизмы реализации правовых положений своей программы с помощью государственного аппарата. Принцип обратной связи законодательной политики с эффективностью правового регулирования проявляется в том, что научно обоснованная и социально взвешенная законодательная политика призвана обеспечить достижение ее целей.
Методы законодательной политики можно условно разделить на три большие группы.
Первая группа  методов законодательной политики касается причин, целей и концептуальных подходов к юридическому содержанию регулятивных начал, которые в последующем должны принять форму нормы закона (системы норм закона). Важность применения методов прогнозирования законодательной политики связана с потребностью общества в законодательстве, которое обладает  превентивными мерами воздействия на нежелательную социальную ситуацию в будущем. Применение метода экстраполяции (перенесение прошлого и настоящего состояния объекта на его будущее состояние) дает возможность определения основного направления развития объекта прогнозирования (закона), имеющего стержневое значение для построения прогнозного сценария. Метод сравнительного правоведения целесообразно использовать для определения динамики регулирования общественных отношений на общегосударственном уровне с учетом соответствующих практик зарубежных государств. В свою очередь метод политического анализа обеспечивает получение информации о существующей политической реальности, а также играет ключевую роль в процессе позитивации права в закон.
Вторая группа методологии законодательной политики касается правил и приемов работы с законодательным объектом – проектом закона и законом. С помощью метода юридического проектирования можно создавать юридические формулы действий субъектов права[18]. Большое значение при работе с законом имеет и метод экспертных оценок. Одним из важных направлений совершенствования законодательной политики является повышение внимания формирующих политику государственных органов, и в первую очередь законодателя, к общественному мнению, в том числе к активному участию населения в законотворчестве.
Третья группа методов законодательной политики отражает изучение действия закона уже после его вступления в законную силу. Правовой мониторинг позволяет с большой точностью определять потребность в законах, их назначение в регулировании общественных отношений, оценивать их качество и результативность. Обобщение судебной практики как один из методов научного анализа правоприменительной информации дает возможность определить эффективность правовых норм, выявить потребности в совершенствовании отдельных положений, в урегулировании новых отношений.
Функции законодательной политики имеют научно-познавательный и прикладной характер. Функциональный состав законодательной политики представлен гносеологической, прогностической, оценочной, ценностной функциями, среди которых особое значение приобретает обеспечивающая функция, проявляющееся в наполнении законодательной деятельности государства соответствующей методологией, специально разработанной законодательной политикой,  которая делает эту деятельность легитимной, качественной и успешной.
Законодательная политика находит выражение и проявляется в конкретных формах – непосредственной и опосредованной. Непосредственная выражается в четко установленных государством механизмах и процедурах законотворчества (проводится органами государственной власти), а опосредованная реализуется народным участием в законодательном направлении политико-правовой жизнедеятельности государства, которая, как показывает исследование, не может решить поставленные перед современным Российским государством проблемы. В свою очередь, научно обоснованная и тактически выверенная непосредственная форма законодательной политики, сосредоточившая в своих «руках» всю силу государственной управленческой власти, вполне может обеспечить формирование и развитие правового законодательства, способного реализовать практические шаги государства в осуществлении реформ.
В четвертом параграфе «Основные направления реализации законодательной политики современного Российского государства» рассматриваются пять основных укрупненных направлений внутренней и внешней политики современного Российского государства, требующих законодательного обеспечения.
1. Развитие государства, институтов гражданского общества и обеспечение политических прав граждан выступает основным блоком воздействия законодательной политики, так как определение глобального круга задач ее воздействия позволит реализовать остальные направления развития государства.
2. Экономическое развитие государства, обеспечение прав человека и гражданина в экономической сфере. Основными задачами законодательной работы в связи с этим направлением являются создание правовых условий, необходимых для реализации структурных реформ, промышленной и инвестиционной стратегий, направленных на диверсификацию и повышение конкурентоспособности экономики, стимулирование развития наукоемких отраслей; формирование эффективной корпоративной экономики; развитие продуктивной системы партнерства государства и частного бизнеса[19].
3. Стратегия гуманитарного развития государства, обеспечение прав человека и гражданина в социально-культурной сфере. Государство обязано проводить законодательную политику таким образом, чтобы в ней на передний план выходили конкретные социальные задачи и приоритеты, обуславливающие действенные механизмы жизнеобеспечения индивидуума, направленные на создание условий для поддержки и защиты членов сообщества и в результате образующие гармоничную, сплоченную, целостную социальную систему.
4. Обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства, защита прав человека и гражданина. Законодательная политика обеспечения внутренней и внешней безопасности общества и государства, защита прав человека и гражданина предполагает деятельность руководства страны по выработке целей и задач комплексной защиты интересов государства, форм, методов и способов  их достижения[20].
5. Стратегия внешней политики, укрепление гарантий прав человека и гражданина. В данном направлении главная задача законодательной политики сводится к тому, чтобы социально-экономические и политико-правовые системы современных государств были совместимыми и способными взаимодействовать друг с другом и с глобальной системой в целом в качестве ее составных частей[21].
Вторая глава «Законодательная политика и законотворчество» состоит из двух параграфов, в которых рассматриваются характер взаимодействия и взаимосвязи категорий «законодательная политика» и «законотворчество», рассматриваются факторы, оказывающие влияние на проведение законодательной политики государства.
В первом параграфе «Законотворчество как форма реализации законодательной политики» исследуются вопросы институционального закрепления законодательной политики и ее значения в законотворчестве.
Законотворчество и законодательная политика – явления разнопорядковые. Характер взаимодействия указанных категорий проявляется в отличительных особенностях законодательной политики по отношению к законотворчеству.
1. Законодательная политика первична по отношению к законотворчеству и является первоосновой создания механизмов и процедур законотворческой деятельности. Существование законотворчества напрямую зависит от потребности рассматриваемого вида политики воплотиться в реальной жизни посредством институализации процедуры принятия законов. Законотворчество выступает организационной формой законодательной политики и носит статический организационно-юридический характер, представляет собой последовательную реализацию законотворческих процедур. Законодательная политика же вариативна и более оперативна, так как требует постоянного законодательного реагирования на социальные процессы, происходящие в обществе. Ведь регулировать ли отношения новым законом или сохранить в силе действующий закон, создать ли новый правовой институт или нет – это вопросы законодательной политики[22].
2. Законодательная политика по сравнению с законотворчеством более многогранна, имеет сложную структуру, не совпадающую с законотворчеством.
Во-первых, нами выделяется статическая структура законодательной политики, позволяющая рассматривать ее как совокупность устойчивых системообразующих элементов и связей между ними.
Основными субъектами законодательной политики современного Российского государства являются Парламент, Президент и Правительство Российской Федерации. Акты высших судов, их правоприменительная прак­тика имеют большое значение для выработки законодательной политики.  С переходом законодательной политики в институциональную форму (законотворчество) закрепляется институциональный состав субъектов законотворчества, наделенных правами в этой сфере. Состав участников законодательной деятельности зависит от роли и назначения в реализации законодательной политики. Ядром субъектов законодательной политики выступают субъекты законотворчества. Субъекты законодательной политики становятся субъектами законотворчества при закреплении нормативными правовыми актами качества субъектов законотворчества.
Конечная цель законодательной политики состоит в создании условий как для эффективного функционирования права, так и для его реализации, признания обществом основополагающих правовых ценностей и адаптации права к современным потребностям его членов, а также решения с помощью права возникающих социальных проблем. Цель же законотворчества видится нами в выполнении установленных логически структурированных стадий законотворческого процесса.
Объектом законодательной политики выступают общественные отношения в зависимости от приоритетов деятельности. Это связано с социальной обусловленностью законодательства, социального действия законов и содержащихся в них предписаний[23].
Средства деятельности законодательной политики являются немаловажной составляющей статической структуры, так как эффективность права во многом определяется тем, насколько технически безупречны законы. Их совершенство, в свою очередь, зависит от умелого использования законодателем средств и приемов юридической техники, которая  служит важнейшим средством оптимизации и эффективности законодательства[24].
Анализ результатов реализации законов не может ограничиваться сбором негативной информации. Его цель – дать оценку всем правовым результатам. Имеются в виду: а) показатели позитивного использования закона для решения определенных задач, введения режимов деятельности субъектов права; б) показатели нарушений законов (по видам и т. п.); в) информация о благоприятных правовых последствиях, например создание стимулирующих условий деятельности, повышение правовой культуры и т. п.; г) информация об отклонениях от норм законов ввиду их плохого качества, чрезмерной концентрации регулирования; д) информация об отклонениях позитивного свойства – о пробелах либо новых явлениях, которые могут быть предметом правового регулирования; е) информация о «теневом» праве как квазирегуляторе[25].
Во-вторых, законодательная политика обладает индивидуальной динамической структурой, которую в упрощенном виде можно представить в следующем виде.
Движение законодательной политики начинается с выявления потребностей в законодательном регулировании возникающих социальных проблем. Далее происходит формирование образа будущей формы права (закона) сквозь призму ценностей естественных притязаний личности с учетом решений, направленных на решение той или иной проблемы, далее происходит «позитивация» права посредством институализации законодательной политики в законотворчестве, и на заключительном этапе ведется постоянный мониторинг эффективности воздействия закона на общественные отношения.
Законодательная политика и законотворчество различаются по структуре. Законотворчество представлено классическими стадиями. Законодательная политика же обладает более усложненной структурой, которая не только выходит за рамки законотворческого процесса, но и пронизывает его. Законодательная политика трудно поддается изучению, поскольку является своеобразным невидимым «фантомом», который проявляет себя в законотворческой деятельности и имеет, как мы видим, первостепенное назначение.
3. Законодательная политика обладает более разнообразными творческими способностями, в отличие от законотворчества, так как имеет в своем арсенале более богатые инструменты (методы) познания окружающей государственно-правовой реальности. Законодательная политика с точки зрения методологии намного шире, чем законотворчество и во многом определяет механизм законотворчества в организационно-юридическом закреплении.
4. Законодательная политика как вид политики относительно субъективна, поскольку власть осуществляют не просто безличные структуры, а люди, эти струк­туры олицетворяющие, обладающими своим видением государственно-правовой действительности. В этом отношении законодательная политика менее предсказуема, нежели законотворчество, поскольку творческая методология законодательной политики может привести к неожиданным результатам. Но такую вариативность результатов законодательной политики можно спрогнозировать посредством использования «юридического материала». Законотворчество же не обладает высокой степенью предсказуемости. 
5. Законодательная политика связана с поиском оптимальных форм правового регулирования: использованием традиционных и инновационных способов правового воздействия, направленных на урегулирование вновь возникших отношений, она имеет поисковый характер[26]. Главная же задача законотворчества – соблюдение формальных, жестко последовательных стадий, реализация которых не является необходимым условием успешной позитивации права.
Роль законодательной политики в законотворчестве определяется исходя из ее функционального предназначения – создавать и развивать законотворческие механизмы государства, используя институты высших органов государственной власти в качестве инструментов проведения политики в государственно-правовой сфере, а так же определять стратегию и тактику законотворческой деятельности. Законодательная политика является связующим звеном между государственным управлением и осуществлением законотворческой функции государства. Причем, чем успешнее законодательная политика, тем эффективнее законотворчество. В этой прямой зависимости законодательной политики  от законотворчества и заключается, в конечном счете, ее предназначение.
Во втором параграфе «Факторы, оказывающие влияние на законодательную политику» исследуются внешние условия, способные воздействовать на законодательную политику. Автором выделяются три группы факторов, которые оказывают влияние на проведение данной разновидности политики: 1) экономические; 2) социально-культурные; 3) специально-юридические.
Группа экономических факторов обуславливает эффективность воздействия законодательной политики на общественные отношения и напрямую зависит от объема финансовых ресурсов, которые государство в данный исторический момент в состоянии направить на обеспечение реализации права[27].
Анализ социально-культурных факторов позволяет сделать вывод, что демократические ценности российскому обществу не присущи, что не самым лучшим образом сказывается на реализации реформ в законодательной сфере, усиливая сложившиеся в обществе противоречия. 
Исследование специально-юридических факторов позволяет сделать довольно интересные выводы. Так, сложившийся политический режим оказывает довольно сильное влияние: при «движении» от антидемократического к демократическому политическому режиму – законодательная политика приобретает характеристику «от силы права к праву силы».
Оптимальная мера соотно­шения государством централизации и децентра­лизации управления является необходимым условием для реализации законодательной политики.
Принятие государством решения о рецепции права или преемственности при построении правовой системы государства воздействует на эффективность законодательной политики, которая проявляется в прямой зависимости от совместимости реципирующей стороны и государства-реципиента.
Лоббизм выступает политическим каналом продвижения частных, порой публичных интересов, что иногда оказывает весьма благоприятное влияние на регулирование общественных отношений. В связи с этим главная задача государства видится в контроле и создании цивилизованных условий взаимодействия интересов «снизу» и «сверху». Исследование позволяет заключить, что принятие в России отдельного закона, устанавли­вающего особую лоббистскую процедуру на данном этапе невоз­можно и ненужно.
Юридическое образование и юридическая наука выступают инструментом формирования определенного содержания правового соз­нания и правовой идеологии, обслуживания в той или иной степени (в зависимости от либерализации политического курса или усиления его консервативных начал) интересов верховной власти и ее окружения, обосновывая и защищая юридические основы проводимой в стране законодательной политики[28].
Третья глава «Особенности реализации законодательной политики в сфере охраны правопорядка и противодействия преступности» состоит из двух параграфов, где рассматривается роль законодательной политики в процессе законодательного обеспечения государством функции охраны правопорядка и противодействия преступности.
Первый параграф «Роль законодательной политики в реализации государством функции охраны правопорядка и противодействия преступности» раскрывает значение законодательной политики в реализации функции современного Российского государства в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью. При этом охрана выступает как организационно-правовое оформление правоохранительной функции государства, которое обеспечивает законодательная политика государства. Большая часть всего спектра задач организационно-обеспечительного характера охраны правопорядка и противодействия преступности решается путем облечения в позитивно-правовую форму (законодательство) этой сложной политико-управленческой деятельности законодательной политики государства.
Второй параграф «Специфика реализации законодательной политики в сфере охраны правопорядка и противодействия преступности» содержит анализ особенностей проявления в процессе реализации  рассматриваемого вида политики государства в сфере охраны и противодействия преступности. Особая роль государства в обеспечении правового порядка за­ключается в том, что оно издает правовые нормы и обес­печивает их всеобщее соблюдение и исполнение. В связи с этим от качественного и сильного законодательства зависит порядок, стабильность стержневых сфер деятельности общества.
Специфика реализации законодательной политики в сфере охраны правопорядка и противодействия преступности проявляется в следующем: 1) указанная сфера имеет особое значение, так как для нормального функционирования государственно организованного общества, всех его институтов исключительно важно состояние защищенности и реального обеспечения безопасности личности от противоправных посягательств; 2) в названной сфере более ярко проявляется отношение личность – государство, степень реальной свободы и защищенности личности; 3) законодательная политика должна соотносить права, свободы личности с государственными интересами и налаживать каналы взаимодействия при формировании законодательства в рассматриваемой сфере; 4) учет общественного мнения здесь особенно необходим. В связи с этим отметим позитивную тенденцию, инициированную Президентом РФ Д.А. Медведевым, о предварительном (до внесения законопроекта в Парламент Российской Федерации) рассмотрении обществом социально значимых законопроектов на официальном интернет-ресурсе (Федеральные законы «О полиции», «Об образовании»)[29]; 5) особенность законодательной политики в указанной сфере видится нами и в необходимости системной организации законодательства, затрагивающего многие взаимозависимые сферы жизни общества (социальную, экономическую, политическую и т. д.); 6) в указанной сфере законодательная политика очерчивает круг государственных ценностей и интересов, нахо­дящихся под государственно-правовой защитой, вопрос об ограничении прав личности приобретает особенно актуальный характер; 7) наличие твердых гарантий выполнения содержащихся в законодательстве норм в рассматриваемой сфере; 8) борьба с коррупцией в этой сфере носит первостепенный характер.
В заключении формулируются основные выводы, делаются теоретические обобщения наиболее существенных итогов исследования.
 
По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы:
Публикации в ведущих рецензируемых научных изданиях, определенных ВАК Министерства образования и науки РФ:
1. Малюгин С.В. Законодательная политика государства: теоретические основы, формы и элементный состав // Вестник Московского университета МВД России. – 2010. – № 10. – С. 106 –111.
2. Малюгин С.В. Законодательная политика государства: понятие, содержание и значение // Пробелы в российском законодательстве. – 2011. – № 1. – С. 52–54.
Иные публикации:
3. Малюгин С.В. Становление законодательной политики Российской Федерации в сфере борьбы с экстремизмом // Противодействие экстремизму: теоретико-методологические и прикладные аспекты проблемы: Материалы межведомственной и межвузовской научно-практической конференции (24 ноября 2008 г.). – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2009. – С. 69–71.
4. Малюгин С.В. Законодательная политика как условие эффективной законотворческой деятельности государства // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Сборник научных трудов адъюнктов и соискателей. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2009. – С. 68–70.
5. Малюгин С.В. Законодательная политика как основное направление юридической политики государства // Право и политика: история и современность: Материалы региональной научно-практической конференции (27–28 марта 2009 г.) / Отв. за выпуск Т.Е. Грязнова, А.В. Червяковский. – Омск: Омская академия МВД России, 2009. – С. 100–102.
6. Малюгин С.В. Законодательная политика государства // Актуальные проблемы истории, политики и права: Сборник научных трудов преподавателей и адъюнктов. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2009. – Вып. 9. – С. 23–26.
7. Малюгин С.В. Законодательное направление в юридической политике Российского государства в 1800–1850-е гг. // Сборник научных статей аспирантов и соискателей / Отв. ред. С.В. Навальный, И.В. Тепляшин. – Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2010. – Вып. 1. – С. 128–132.
8. Малюгин С.В. Законодательная политика – главная составляющая в борьбе с проблемами в экономике России // Материалы Международной научно-практической конференции (г. Екатеринбург). – Екатеринбург, 2009. – Часть 1. – С. 92–95.
9. Малюгин С.В. Лоббизм как форма реализации законодательной политики государства // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Сборник научных трудов адъюнктов и соискателей. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2010. – С. 70–74.
10. Малюгин С.В. Правовая технология в концепции законодательной политики государства // Особенности юридической техники в современной России: Сборник научных трудов по материалам межвузовской научно-практической конференции. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2010. – С. 16–19.
 
Общий объем опубликованных работ составляет 6,1 п. л.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
Корректор Г.В. Сухова
Компьютерная верстка Т.В. Булкиной
 
 
 
 
Тираж 100 экз. Заказ № _____.
 
Отпечатано в отделении полиграфической и оперативной печати
Нижегородской академии МВД России
603144, г. Н. Новгород, Анкудиновское шоссе, 3.
 
[1] Российская газета. – 2010. – 1 декабря.
[2] См.: Алексеев С.С. Самое святое, что есть у Бога на земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. – М., 1998. – С. 166–167, 204–207; Алексеев С.С. Философия права. – М., 1999. – С. 66–67; Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. – М., 2001. – С. 196–197; Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М., 2003. – С. 300.
[3] См.: Горбань В.С. Оценка эффективности законодательства как  насущная проблема законодательной политики // Наш трудный путь к праву: Материалы философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца / Сост. В.Г. Графский. – М., 2006. – С. 371; Графский В.Г. Систематизации законодательства в европейской и российской традиции // Систематизация законодательства в России (историко-правовые, теоретико-методологиче-ские и технико-юридические проблемы) / Под ред. В.М. Баранова, В.Г. Графского, С.В. Кодана. – Н. Новгород, 2008. – С. 7.
[4] См., например: Политология для юристов: Курс лекций / Под. ред. Н.М. Матузова и А.В. Малько. – М., 1999; Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. – М., 2000; Социология права: Учебное пособие. – Под ред. В.М. Серых. – М., 2001; Стародубский Б.А. Общая политология. Основы теории политической жизни общества. – Екатеринбург, 2000; и др.
[5] См.: Поленина С.В. Правотворческая политика // Российская правовая политика. – М., 2003. – С. 180; Мазуренко А.П. Стратегия законотворчества и правотворческая политика // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. – 2007. – № 2. – С. 73.
[6] См.: Алексеев С.С. Философия права. – М., 1999; Баранов В.М. Гармонизация законодательства как общеправовой феномен / В.М. Баранов, М.А. Пшеничнов // Журнал российского права. – 2009. – № 6. – С. 41–46; Бачило И.Л. О методологии и юридической технике законотворчества // Государство и право. – 2006. – № 6. – С. 14; Графский В.Г. Систематизация законодательства в европейской и российской традиции // Систематизация законодательства в России (историко-правовые, теоретико-методологические и технико-юридические проблемы) / Под ред. В.М. Баранова, В.Г. Графского, С.В. Кодана. – Н. Новгород, 2008. – С. 7; Зорькин В.Д. Верховенство права и конституционное правосудие // Наш трудный путь к праву: Материалы философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца / Сост. В.Г. Графский. – М., 2006. – С. 34; Кожевникова Ю.С. Право и политика российского общества: монография / Ю.С. Кожевникова, Н.В. Насоловец. – Екатеринбург, 2010. – С. 26–27; Поленина С.В. Прогнозирование законодательства. – М., 1993; Рыбаков О.Ю. Правовая политика как юридическая категория: понятие и признаки // Журнал российского права. – 2002. – № 3. – С. 71–78; Тихомиров Ю.А. Теория закона. – М., 1982. – С. 26; Шундиков К.В. О некоторых методологических проблемах формирования научного понятия правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. – 2003. – № 1. – С. 6–15.
[7] См.: Российская правовая политика / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М., 2003.
[8] См.: Малько А.В. Правовая политика и российское законодательство // Законодательство России в XXI веке. По материалам научно-практической конференции. Москва, 17 октября 2000 г. / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров; Редкол.: С.А. Боголюбов, Л.А. Окуньков, Г.М. Фролов, И.О. Хлестова. – М., 2002. – С. 30–35; Малько А.В. Правовые средства как общетеоретическая проблема // Правоведение. – № 2. – С. 4–16; Малько А.В. Правовая политика современной России: цели и средства / А.В. Малько, К.В. Шундиков // Государство и право. – 2001. – № 7. – С. 15–22; Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. – Саратов, 2003. – С. 84; Матузов Н.И. Правовые отношения // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2002.
[9] См.: Поленина С.В. Прогнозирование законодательства. – М., 1993.
[10] См.: Кролик А.А. Идеи законодательного творчества и закономерного развития права в новейшей юриспруденции. – СПб., 1913. – С. 15; Палиенко Н.И. Учение о существе права и правовой связанности государства. – Харьков, 1908. – С. 147; Петражицкий Л.И. Теория и политика права. Избранные труды / Науч. ред. Е.В. Тимошина. – СПб., 2010. – С. 30–33; Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. – М.,1911. – Вып. 2. – С. 381–382; Шиллинг Ф.А. Естественное право. – М., 1862. – С. 42–43; Шпилевский М. Полицейское право как самостоятельная область правоведения. – М., 1875. – С. 32.
[11] См.: Кодан С.В. Юридическая политика Российского государства в 1800–1850-е гг.: деятели, идеи, институты. – Екатеринбург, 2005; Кодан С.В. Юридическая политика российского государства как исследовательская проблема // Наш трудный путь к праву: Материалы философско-правовых чтений памяти академика В.С. Нерсесянца / Сост. В.Г. Граф-ский. – М., 2006. – С. 323–346.
[12] См.: Бакарджиев Я.В. Юридическая политика государства: понятие, основные характеристики, факторы формирования и направления реализации: Дис... канд. юрид. наук. – Екатеринбург, 2006; Бакарджиев Я.В. Теоретико-методологические основы исследования юридической политики государства: Монография. – Курган, 2008; и др.
[13] См.: Тарасов Н.Н. Объект и предмет юридической науки // Правоведение. – 2010. – № 1. – С. 32.
[14] См.: Петражицкий Л.И. Теория и политика права. Избранные труды / Науч. ред. Е.В. Тимошина. – СПб., 2010. – С. 30–33; Муромцев Г.И. Правовая политика: вопросы методологии // Правоведение. – 2006. – № 6. – С. 14–25; Рыбаков О.Ю. Проблемы формирования теории правовой политики / О.Ю. Рыбаков, С.В. Тихонова // Правоведение. – 2010. – С. 42–43; Рыбаков О.Ю. Правовая политика как юридическая категория: понятие и признаки // Журнал российского права. – 2002. – № 3. – С. 71–78.
[15] См.: Кожевникова Ю.С. Право и политика российского общества: Монография / Ю.С. Кожевникова, Н.В. Насоловец. – Екатеринбург, 2010. – С. 26–27.
[16] См.: Российская правовая политика / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М., 2003. – С. 180.
[17] См.: Кролик А.А. Идеи законодательного творчества и закономерного развития права в новейшей юриспруденции. – СПб., 1913. – С. 108.
[18] См.: Тихомиров Ю.А. Циклы правового развития // Журнал российского права. – 2008. – № 10. – С. 17.
[19] См.: Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2004 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» // http://www.council.gov.ru/ journalsf/cat9/journal57/2005/number310.html
[20] См.: Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2004 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» // http://www.council.gov.ru/ journalsf/ cat9/journal57/2005/number310.html
[21] См.: Лукашук И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации // Журнал российского права. – 2002. – № 3. – С. 120.
[22] См.: Власенко Н.А. Теоретико-правовое наследие И.Л. Брауде / Н.А. Власенко, Т.Н. Рах-манина, Е.Е. Рафалюк // Журнал российского права. – 2010. – № 10. – С. 133.
[23] См.: Законодательная социология / Отв. ред. В.П. Казимирчук и С.В. Поленина. – М., 2010.
[24] См.: Мазуренко А.П. Вопросы взаимодействия правотворческой политики и юридической (законодательной) техники: теоретический аспект // Юридическая техника. – 2007. – №  1. – С. 40. 
[25] См.: Тихомиров Ю.А. Эффективность закона: от цели к результату // Журнал российского права. – 2009. – № 4. – С. 9.
[26] См.: Поленина С.В. Некоторые вопросы правотворчества и развития российского законодательства в свете задач реализации приоритетных национальных проектов / С.В. По-ленина, Н.П. Колдаева, Е.В. Скурко // Российская юстиция. – 2008. – № 7. – С. 45.
[27] См.: Ларин А.А. Общетеоретический аспект обусловленности развития права экономическими факторами // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. – Юридический журнал. – 2007. – № 6. – С. 27–28.
[28] См.: Кодан С.В. Подготовка современного юриста: правовед или законовед? // Юридическое образование в России: в поисках новой модели: Сборник статей. – Екатеринбург, 2005. – С. 45.
[29] http://zakonoproekt2011.ru
Файлы: 
Порядок отображения: 
0