2012avtoref521

Аватар пользователя ideolog
Толкунова Наталья Александровна
 
27 января 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Систематизация российского законодательства в сфере социальной защиты населения» (специальность 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.166.16
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Толкунова Н.А. Систематизация российского законодательства в сфере социальной защиты населения: автореф. дис... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2011. С. 28.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref521 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Толкунова Н.А. Систематизация российского законодательства в сфере социальной защиты населения: автореф. дис... канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2011. С. 28.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 На правах рукописи
Толкунова Наталья Александровна
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Специальность: 12.00.01 – теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Нижний Новгород – 2011
Работа выполнена на кафедре правовых дисциплин
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва»
Научный руководитель: заслуженный деятель науки Республики Мордовия,
доктор юридических наук, профессор
Худойкина Татьяна Викторовна
Официальные оппоненты: заслуженный юрист РФ,
доктор юридических наук, профессор
Поленина Светлана Васильевна
доктор юридических наук, профессор
Толстик Владимир Алексеевич
Ведущая организация: Пензенский государственный университет
Защита диссертации состоится « 27 » января 2012 года в 10:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.166.16 при Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского по адресу: 603115, г. Нижний Новгород, ул. Ашхабадская, д. 4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Автореферат разослан «___» декабря 2011 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета Д 212.166.16
кандидат юридических наук, доцент Л.П. Ижнина
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Современный процесс реформиро-вания и модернизации российского общества связан с решением сложных по-литических, социально-экономических и правовых задач, среди которых особое значение имеет вопрос о создании стройной системы нормативных правовых актов, обеспечивающих полноту законодательного регулирования в сфере со-циальной защиты населения. Такая потребность вызвана необходимостью во-площения в жизнь основных принципов социального государства, закреплен-ных в пункте 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации и связанных с со-зданием условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие че-ловека.
Российское законодательство в сфере социальной защиты населения представляет собой объемную нормативную базу, которая согласно конститу-ционным положениям охватывает массивы правовых норм, направленных на регулирование мер по охране труда и здоровья людей, гарантирование мини-мума оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материн-ства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы со-циальных служб, установление государственных пенсии, пособий и иных га-рантии социальной защиты. Это законодательство носит комплексный харак-тер, в него входят правовые нормы трудового, медицинского, административ-ного, финансового права и других отраслей права и законодательства. Совре-менный этап развития правового регулирования общественных отношений по социальной защите населения характеризуется интенсивным увеличением не только федерального, но и регионального законодательства. Вместе с тем, эф-фективность этого регулирования продолжает оставаться достаточно низкой, о чем свидетельствует социальное неблагополучие среди наименее защищенных групп населения (детей, многодетных семей, инвалидов, одиноких пожилых людей и др.), неравный социально-правовой статус граждан, проживающих на территории различных субъектов Российской Федерации и др. Практика свиде-
4
тельствует, что рост числа нормативных правовых актов в сфере социальной защиты населения оказывает незначительное влияние на такую ситуацию. Бо-лее того, он приводит к усилению несогласованности, противоречию между нормативными правовыми актами, конкуренции норм законов и иных норма-тивных правовых актов. Поэтому актуальной является деятельность по систе-матизации российского законодательства в сфере социальной защиты населе-ния.
Процесс систематизации законодательства связан с анализом и перера-боткой действующих нормативных актов, группировкой их по определенной схеме, созданием внутренне единой непротиворечивой и согласованной систе-мы законодательства. Систематизация законодательства позволит упорядочить правовое регулирование общественных отношений по социальной защите насе-ления и одновременно повысить его действенность.
В публицистике и в программных документах различных общественных объединений и партий все чаще звучат идеи, связанные с систематизацией за-конодательства в сфере социальной защиты населения. Одновременно наблю-дается активная деятельность субъектов Российской Федерации по системати-зации регионального законодательства в сфере социальной защиты населения1. Включаемость этой систематизации в практику не может оставить в стороне необходимость научного осмысления ее процессов. Актуальность темы диссер-тационного исследования определяется отсутствием единой, теоретической ос-новы систематизации российского законодательства в сфере социальной защи-ты населения. В современных условиях следует комплексно изучить данную проблему, упорядочить научные знания о целях, задачах, предпосылках и фак-торах данного вида систематизации, выявить ее объект, определить наиболее
1 В настоящее время приняты и действуют: Социальный кодекс Белгородской области от 28 декабря 2004 года № 165, Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан от 19 июня 2008 года № 225, Социальный кодекс Ярославской области от 19 декабря 2008 года № 65-З. Активная работа по кодифика-ции законодательства в сфере социальной защиты проводится в Санкт-Петербурге (Правительством данного субъекта Российской Федерации издано Распоряжение от 1 июня 2005 года № 68-РП «О подготовке проекта закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»»).
5
приемлемые формы и виды, а также ее возможности как в рамках сегодняшнего дня, так и на перспективу и др.
Степень научной разработанности проблемы. В разное время теорети-ческие проблемы систематизации законодательства нашли свое отражение в работах: В.М. Баранова, С.В. Полениной2, С.Н. Братуся, И.С. Самощенко3, Г.Г. Егорова4, Д.А. Казакова5, Д.А. Керимова6, Н.П. Колдаевой7, В.В. Ксенофонто-ва8, О.Б. Кудешкиной9, О.В. Михайлова10, А.С. Пиголкина11, Т.Н. Рахманиной12, Соболевской13, Ю.А. Тихомирова14 и др. Данными авторами в разное время бы-ли проанализированы основные предпосылки, принципы, процедуры и формы систематизации отечественного законодательства.
Теоретические основы систематизации законодательства в сфере соци-альной защиты населения затрагивали в своих исследованиях многие ученые: Б.А. Дегтем, И.И. Шубиным, Т.К. Мироновой15 исследованы проблемы форми-рования этого законодательства; особенности правового регулирования в рам-ках отдельных областей социальной защиты населения проанализированы Н.В.
2 Баранов В.М., Поленина С.В. Система права, система законодательства и правовая система. – Н. Нов-город, 2000.
3 Теоретические вопросы систематизации советского законодательства / Под ред. С.Н. Братуся и И.С. Самощенко. – М., 1962.
4 Егоров Г.Г. Роль справочно-правовых компьютерных систем в систематизации российского законода-тельства. Дис. канд. юрид. наук. – Волгоград, 2006.
5 Казаков Д.А. Систематизация российского законодательства на основе использования современных информационных технологий. Дис. канд. юрид. наук. – М., 2007.
6 Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника. – М., 1962.
7 Колдаева Н.П. Конституционные основы систематизации законодательства Российской Федерации // Государство и право. – 2003. – № 2. – С. 13-16.
8 Ксенофонтов В.В. Систематизация российского законодательства: принципы и процедуры. Дис. … канд. юрид. наук. – М., 2003.
9 Кудешкина О.Б. Систематизация отечественного законодательства. Дис. … канд. юрид. наук. – Ка-зань, 2002.
10 Михайлов О.В. Систематизация нормативных правовых актов как способ их совершенствования. – М., 2003.
11 Пиголкин А.С. Систематизация законодательства в Российской Федерации. – СПб., 2003.
12 Рахманина Т.Н. Кодификация законодательства. – М., 2005.
13 Соболевская А.И. Систематизация законодательства в современной России (теоретико-правовой ас-пект). Дис. … канд. юрид. наук. – СПб., 2008.
14 Тихомиров Ю.А. Теория кодекса / Кодификация законодательства: теория, практика, техника: Мате-риалы международной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 25 – 26 сентября 2008 года) /Под ред. В.М. Баранова, Д.Г. Краснова. – Н. Новгород, 2009.
15 Деготь Б.А., Шубин И.И. Российское законодательство о социальной защите населения. – М., 1996; Миронова Т.К. Право социального обеспечения и современные тенденции правового регулирования отношений в сфере социальной защиты. Дис. … док. юрид. наук. – М., 2008.
6
Антипьевой16, В.М. Корякиным17, Д.А. Сторожуком18, А.Г. Чепурным19; влия-ние государственной политики на развитие законодательства в сфере социаль-ной защиты населения нашло свое отражение в трудах Е.М. Андреевой, М.М. Федяниной20. Попытки концептуально определить отрасль права социальной защиты (социального права), описать ее место в системе права и системе зако-нодательства предпринимались М.И. Лепиховым, С.Д. Соловьевой, М.И. Фе-тюхиным 21. Необходимость и последовательность действий по систематиза-ции отдельных институтов законодательства в сфере социальной защиты населения обосновывали: Ю.В. Васильева22, М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова, В.Б.Савостьянова23, А.В. Усс, В.А. Толоконский, В.И. Иванков, В.Н. Лисица24.
Основам систематизации законодательства в сфере социальной защиты населения, как явлению в праве, не было посвящено самостоятельного исследо-вания. Абсолютное большинство ученых ограничилось лишь констатацией по-требности такой систематизации, подчеркивало ее важность для совершенство-вания законодательства в сфере социальной защиты населения, но при этом должного внимания разработке подобной проблематике не уделялось. Законо-мерность осмысления основных проблем, связанных с систематизацией этого законодательства, очевидна.
16 Антипьева Н.В. Правовое регулирование социальной защиты инвалидов в Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. наук. – Омск, 2000.
17 Корякин В.М. Правовое обеспечение военно-социальной политики Российской Федерации. Дис. … док. юрид. наук. – М., 2005.
18 Сторожук Д.А. Правовое регулирование социальной защиты безработных в Российской Федерации Дис. … канд. юрид. наук. – Омск, 2005.
19 Чепурной А.Г. Конституционно-правовое регулирование государственной политики Российской Фе-дерации в сфере социальной защиты инвалидов боевых действий. Дис. … док. юрид. наук. – М., 2006.
20 Андреева Е.М. Социальная функция демократического государства (конституционно-правовой ас-пект). Дис. … канд. юрид. наук. – М., 1998; Федянина М.М. Проблемы социальной защиты населения в соци-альной политике современного Российского государства: политико-правовой и организационный аспект. Дис. … канд. полит. наук. – М., 2003.
21 Лепихов М.И. Право и социальная защита населения в России (социальное право). – М., 2000; Соло-вьева С.Д. Правовое регулирование социальной защиты населения. Дис. … канд. юрид. наук. – М., 1997; Фе-тюхин М.И. Социальное право: Курс лекций. – Волгоград, 1998.
22 Васильева Ю.В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: Теоретиче-ские и практические проблемы. Дис. … док. юрид. наук. – М., 2010.
23 Захаров М.Л., Тучкова Э.Г., Савостьянова В.Б. Пенсионный кодекс Российской Федерации. Проект. –М., 2008.
24 Усс А.В., Толоконский В.А., Иванков В.И., Лисица В.Н. Социальный кодекс Российской Федерации: проблемы кодификации в сфере социального обеспечения. – Новосибирск, 2004.
7
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, связанные с осуществлением систематизации российского законо-дательства в сфере социальной защиты населения.
Предметом диссертационного исследования выступают сущность, це-ли, задачи, факторы систематизации законодательства в сфере социальной за-щиты населения, содержание и структура ее объекта, возможности использова-ния различных форм и видов, последовательность действий и пути ее совершен-ствования.
Цель диссертационного исследования заключается в обосновании базо-вых теоретических основ систематизации российского законодательства в сфе-ре социальной защиты населения и в определении направлений их практиче-ского применения.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
– определить сущность, цели, задачи и объект систематизации законода-тельства в сфере социальной защиты населения;
– установить основные факторы, оказывающие воздействие на возникновение необходимости этой систематизации;
– разграничить ее формы и виды;
– раскрыть структуру и содержание объекта систематизации;
– провести анализ возможностей использования различных форм система-тизации законодательства в сфере социальной защиты населения, таких как учет, инкорпорация, консолидация и кодификация, выделить их особенности и харак-терные признаки;
– определить последовательность систематизационных действий приме-нительно к этому законодательству;
– выявить проблемы и пути совершенствования систематизации законо-дательства субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты насе-ления.
Методологическую основу исследования составил диалектический ме-тод познания. Он позволил объективно и всесторонне подойти к решению по-
8
ставленных задач, обозначить характерные, отличительные свойства система-тизации законодательства в сфере социальной защиты населения, выявить про-тиворечия научных взглядов и правовых положений, обозначить основные про-блемные вопросы и предложить варианты их разрешения.
Метод системного и структурного анализа позволил определить особен-ности структуры законодательства в сфере социальной защиты населения и определить факторы его систематизации. Сравнительно-правовой метод ис-пользовался для сравнения результатов практической деятельности по система-тизации законодательства. Формально-юридический метод позволил исследо-вать нормативно-правовую базу, созданную законодательством, регулирующим общественные отношения по социальной защите населения. Формально-логический метод использовался при исследовании понятий, суждений, умоза-ключений ученых и позволил определить наиболее верные подходы к понима-нию сущности систематизации этого законодательства.
Особое значение имело использование метода моделирования. Этот ме-тод путем аналогии с деятельностью по систематизации законодательства дру-гих сфер общественных отношений применялся при изучении отдельных осо-бенностей систематизации законодательства в сфере социальной защиты насе-ления.
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных ученых-правоведов: С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, С.Н. Братуся, О.С. Иоффе, В.Б. Исакова, Д.А. Керимова, В.Н. Кудрявцева, О.Е. Кутафина, Р.З. Лившица, А.В. Малько, Г.В. Мальцева, Н.И. Матузова, А.В. Мицкевича, В.С. Нерсесянца, А.С. Пиголкина, С.В. Полениной, Т.Н. Рахманиной, И.С. Самощенко, В.М. Сы-рых, Ю.А. Тихомирова, В.А. Толстика, Т.Я. Хабриевой, Л.С. Явича и др.
Нормативно-правовую и эмпирическую базу исследования составили: Конституция Российской Федерации, отраслевые кодифицированные акты (Се-мейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ, Тру-довой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ, Основы законодательства Российской Федерации от 22 июля 1993 года № 5487-1 «Об
9
охране здоровья граждан» и др.), федеральные законы (Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Феде-рации», Федеральный закон от 10 декабря 1995 года №195-ФЗ «Об основах со-циального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральный за-кон от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федеральный закон от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государ-ственной социальной помощи» и др.), законы субъектов Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, Постановления Прави-тельства Российской Федерации, акты органов исполнительной власти, регулиру-ющие вопросы социальной защиты населения страны, систематизации законода-тельства в данной сфере и другие вопросы, связанные с темой диссертационного исследования.
В процессе исследования был проведен сравнительный анализ структуры и содержания Социального кодекса Белгородской области от 28 декабря 2004 го-да № 165, Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан от 19 июня 2008 года № 225 и Социального кодекса Ярославской обла-сти от 19 декабря 2008 года № 65-З.
Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней проведено ком-плексное научное исследование теоретических и практических аспектов систе-матизации российского законодательства в сфере социальной защиты населе-ния, в процессе которого определены ее общественные и юридические цели, раскрыты основные задачи и факторы. Установлены границы исследуемого за-конодательства в зависимости от предмета правового регулирования и юриди-ческой силы включаемых в него нормативных правовых актов. Определены структура и внутриструктурные связи данного законодательства, выделена группа нормативных правовых актов, составляющих основу построения его системы. Проанализировано наличие и содержательная составляющая основ-ных признаков формирования комплексной отрасли законодательства в сфере социальной защиты населения. Проведена оценка возможностей использования различных форм и видов систематизации как с учетом нынешнего состояния
10
законодательства, так и на перспективу. Исследован опыт систематизационной деятельности субъектов Российской Федерации. На основе анализа разных подходов к кодификации регионального законодательства о социальной защите населения определены направления унификации данного вида работы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Систематизация законодательства в сфере социальной защиты населе-ния преследует достижение юридических и общественных целей. Общая юри-дическая цель такой систематизации заключается в том, чтобы правовое регу-лирование отношений по социальной защите стало наиболее упорядоченным, интегрированным и доступным для понимания. Общественная цель системати-зации анализируемого законодательства обусловлена необходимостью дости-жения такого нормативно-правового регулирования сферы социальной защиты населения, которое обеспечило бы для каждого надежные юридические гаран-тии его конституционного права на социальную защиту.
2. Объектом исследуемого вида систематизации выступает совокупность нормативных правовых актов регулирующих общественные отношения по со-циальной защите населения. Учитывая, что в этой сфере возможности подза-конного, в том числе ведомственного нормотворчества весьма широки, в поня-тие «законодательство в сфере социальной защиты населения» следует вклю-чить не только федеральные законы и законы, принимаемые на уровне субъек-тов Российской Федерации, но и иные нормативные правовые акты.
3. Законодательство в сфере социальной защиты населения представляет собой комплексное образование, охватывающее широкий спектр отношений, сгруппированных на базе их единой социальной направленности. Всю совокуп-ность актов этого законодательства предлагается характеризовать как ком-плексный нормативный массив, находящийся на стадии становления комплекс-ной отрасли законодательства. Доказательством выбора такого подхода являет-ся наличие определенных теоретических признаков позволяющих говорить о формировании комплексной отрасли законодательства (существенные отличи-тельные особенности общественных отношений по социальной защите населе-
11
ния; государственная значимость данного рода отношений; прогрессивный рост законодательных актов в сфере социальной защиты населения; наличие специ-альных федеральных и региональных органов исполнительной власти, осу-ществляющих функции по нормативному правовому регулированию этой сфе-ры; активно складывающиеся институты социального законодательства, не ха-рактерные для других отраслей права) и отсутствие практических аргументов в пользу обособления этого законодательства, а именно четкой, современной государственной политики в сфере социальной защиты населения, предполага-ющей приведение всего массива нормативных правовых актов в стройную си-стему с учетом понимания данного законодательства как комплексной отрасли и отсутствие базовых документов, осуществляющих системообразующую функцию в рамках рассматриваемого законодательства.
4. Процессу сближения законодательства в сфере социальной защиты населения и его структурированию в рамках единой комплексной отрасли зако-нодательства будет способствовать разработка и нормативное закрепление еди-ной Концепции социальной защиты населения, которая представит собой си-стему взглядов на социальную защиту населения в Российской Федерации. Эта Концепция позволит: определить роль и место социальной защиты населения в социальном развитии страны и регионов; очертить круг социальных рисков, последствия которых подлежат коррекции, гарантированной государством и перечень мер по профилактики этих рисков; четко определить стратегические сценарии развития системы социальной защиты населения; направления со-вершенствования правового и финансового обеспечения системы социальной защиты населения; направления структурного реформирования государствен-ного управления этой системой и др.
5. Результаты исследования законодательства в сфере социальной защиты населения позволили сделать вывод, что действующие в сфере социальной за-щиты населения законы (а на их основе и другие нормативные правовые акты) можно условно разделить на две группы. Первая группа представлена закона-ми о социальной защите, принятыми специально для регулирования действую-
12
щих в этой сфере отношений, включающими: системообразующие законы о со-циальной защите населения и законы, принятые в их развитие; комплексные за-коны о социальной защите населения, определяющие отдельные категории граждан, подлежащих социальной защите, и определенные виды социальных гарантий в отношении них. Вторую группу составляют законы иной отраслевой принадлежности, содержащие отдельные главы, разделы или отдельные нормы о социальной защите населения. Данный вывод позволяет выделить структур-ную основу систематизации законодательства в сфере социальной защиты населения в рамках системообразующих законов первой из названных групп и нормативные правовые акты, регулирующие пограничные области социальной защиты населения в рамках второй группы актов, которые должны быть про-анализированы по существу в процессе систематизации этого законодательства.
6. Использование различных форм систематизации (учета, инкорпорации, консолидации и кодификации) связано с особенностями современного этапа развития законодательства в сфере социальной защиты населения. В связи с от-сутствием необходимой полноты правового регулирования социальной защиты населения отраслевая консолидация не может быть характерна для законода-тельства, регулирующего эту сферу общественных отношений. Однако частич-ная консолидация этого законодательства в рамках отдельных его институтов может быть использована в современной практике систематизации. Актуальной является консолидация законодательства о социальном обслуживании населе-ния.
7. Институциональная кодификация законодательства в сфере социаль-ной защиты населения, основанная на кодификации отдельных институтов это-го законодательства в форме кодекса, призвана обеспечить конструирование более стабильной системы актов и способствовать последующей отраслевой кодификации исследуемого законодательства. На сегодняшний день вполне своевременной представляется разработка и принятие Пенсионного кодекса Российской Федерации.
13
8. Отраслевая кодификация законодательства в сфере социальной защиты населения в форме единого кодекса является обобщающей стадией всей система-тизации. К основным условиям ее проведения относятся: 1) наличие всех призна-ков позволяющих признать законодательство в сфере социальной защиты населе-ния комплексной отраслью законодательства; 2) исчерпание возможностей кон-солидации, институциональной кодификации и официальной отраслевой ин-корпорации этого законодательства.
Теоретическая значимость исследования. Полученные результаты ис-следования помогают оценить специфику законодательства в сфере социальной защиты населения и позволяют внести определенный вклад в решение теорети-ческих проблем его систематизации. Сформулированные в работе теоретиче-ские положения и выводы развивают и расширяют ряд разделов общей теории права, посвященных систематизации законодательства, правотворчеству, юри-дической технике, соотношению системы права и системы законодательства, нормативным правовым актам. Результаты диссертационного исследования мо-гут быть использованы в дальнейшей разработке теоретических проблем, свя-занных с отраслевой кодификацией законодательства.
Практическое значение диссертационного исследования определяется новизной и содержащимися в ней обобщениями, выводами и положениями, ко-торые могут быть использованы субъектами правотворчества и правопримене-ния. В частности, исследование может представлять интерес как для законода-теля, так и для иных субъектов правотворчества при выборе конкретных форм и видов систематизации законодательства в сфере социальной защиты населе-ния и при определении последовательности их применения.
Основные положения диссертации могут применяться в процессе препо-давания таких теоретических курсов как «Проблемы теории права», «Юридиче-ская техника», «Правотворчество» и др. Материалы диссертационного исследо-вания могут стать основой спецкурсов в двухуровневой модели высшего юри-дического образования: бакалавриате и магистратуре.
14
Апробация результатов исследования нашла отражение в 12 опублико-ванных статьях автора общим объемом 2.86 п.л.
Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры правовых дисциплин ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный уни-верситет им. Н.П. Огарева»
Отдельные выводы и рекомендации диссертационного исследования лег-ли в основу докладов на следующих конференциях: региональной научно-практической конференции «Научный потенциал молодежи – будущему Мор-довии» (Саранск, 2009 г.); IХ Макаркинских научных чтениях «Социально-экономические и правовые проблемы инновационного развития региона в условиях глобализации экономики» (Саранск, 2009 г.); всероссийской научно-практической конференции «Проблемы реализации прав человека: история и современность» (Саранск, 2010 г.); межрегиональной научно-практической конференции «Проблемы российского законодательства: история и современ-ность» (Тольятти, 2010 г.); ХI Макаркинских научных чтениях «Социально-экономические и правовые проблемы регионального развития» (Саранск, 2011 г.).
Материалы и выводы диссертации внедрены в учебный процесс ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева» и НОУ ВПО «Мордовский гуманитарный институт».
Структура диссертации обусловлена объектом, предметом, целями и за-дачами исследования, раскрывает наиболее важные моменты рассматриваемой темы, отражает ход исследования и способствует последовательному изложе-нию его материала. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованных источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследова-ния, определяется степень ее научной разработанности, объект и предмет ис-
15
следования, обосновывается цель и основные задачи диссертационной работы, раскрывается теоретическая основа и методологические подходы, формулиру-ются научная новизна полученных в процессе диссертационного исследования результатов и основные положения, выносимые на защиту, оценивается теоре-тическая и практическая значимость проведенной работы.
Глава первая «Теоретико-правовые основы систематизации россий-ского законодательства в сфере социальной защиты населения» посвящена определению понятия и основных характеристик систематизации российского законодательства в сфере социальной защиты населения. Диссертант анализи-рует факторы этой систематизации, выявляет структуру и внутриструктурные связи этого законодательства.
В первом параграфе «Понятие и сущность систематизации законода-тельства в сфере социальной защиты населения» формулируется понятие систематизации законодательства в сфере социальной защиты населения, опре-деляются цели, задачи, объект и субъекты этой систематизации.
Автор констатирует что, пройдя определенный этап своего формирова-ния, связанный с увеличением количества различных нормативных правовых актов, российское законодательство в сфере социальной защиты достигло тако-го уровня, когда потребность его систематизации стала необходимым условием его дальнейшего развития.
В современном российском правоведении достаточно прочно утверди-лось понимание систематизации как основного способа приведения законода-тельства в систему. Тем не менее, в существующих на сегодняшний день науч-ных исследованиях отсутствует единство по вопросу содержания этой деятель-ности. В результате анализа основных позиций, касающихся спорных момен-тов теории систематизации законодательства, автор приходит к выводу, что систематизация законодательства в сфере социальной защиты населения пред-ставляет собой практическую деятельность по учету многочисленных норма-тивных актов и их объединению в укрупненные акты и сборники, направлен-ную на выявление определенных недостатков правового регулирования обще-
16
ственных отношений по социальной защите населения и на достижение си-стемности действующего в этой сфере законодательства.
Обеспечение системности, интеграции и доступности законодательства в сфере социальной защиты населения признается основной юридической целью систематизации законодательства в сфере социальной защиты населения. Си-стематизация этого законодательства призвана стать основой совершенствова-ния деятельности по социальной защите населения, поскольку это возможно только при качественной правовой базе, которая в рамках современной дей-ствительности должна обеспечиваться обозримым и непротиворечивым зако-нодательством.
Для достижения указанных целей соискателем обозначен комплекс науч-но-теоретических и практических задач систематизации законодательства.
В процессе определения понятия законодательства в сфере социальной защиты населения как объекта систематизации проанализированы различные подходы к содержанию самого термина «законодательство». Сделан вывод о том, что в основе определения понятия законодательства с позиции проведения работ по его систематизации должна лежать оценка особенностей правового регулирования той сферы общественных отношений, в которой предстоит осу-ществить этот вид деятельности. Автор полагает, что при систематизации зако-нодательства в сфере социальной защиты населения целесообразно использо-вать широкий подход к понятию законодательства, с включением в него не только подзаконных, но и ведомственных актов.
Отмечается, что как в науке, так и в правотворческой практике не уста-новлены границы законодательства в сфере социальной защиты населения в за-висимости от предмета его правового регулирования. В связи с этим проводит-ся анализ различных подходов к определению социальной защиты населения, раскрывается соотношение этой категории с представлениями о социальной защищенности, социальной безопасности, социальном обеспечении. Устанав-ливаются свидетельства тесной взаимосвязи понятий социальной защиты насе-ления и социальных прав. Анализируются определенные признаки социальной
17
защиты населения, которые подлежат учету при проведении систематизации законодательства, действующего в этой сфере общественных отношений.
Определяется круг субъектов систематизации законодательства в сфере социальной защиты населения. Особо отмечается роль ученых-юристов в про-цессе систематизации законодательства.
Второй параграф первой главы – «Факторы систематизации законо-дательства в сфере социальной защиты населения» – содержит классифика-цию и анализ факторов систематизации этого законодательства.
Автор отмечает, что систематизация законодательства в сфере социаль-ной защиты населения не должна происходить стихийно. Она требует знания и учета всего многообразия факторов, определяющих цели этой деятельности и оказывающих воздействие на ее процесс. Выделяются два уровня факторов си-стематизации: общесоциальный и правовой. К общесоциальным факторам от-несены факторы, влияющие на систематизацию законодательства с точки зре-ния различных социальных процессов, происходящих в обществе. Это соци-ально-культурные, демографические, экономические и политические факторы. Отмечается, что влияние любого из этих факторов не является постоянным, оно мо-жет усиливаться или ослабевать.
Среди правовых факторов систематизации законодательства в сфере со-циальной защиты населения выделены правоустановительные и правореализацион-ные факторы. Автор констатирует, что для этого законодательства характерна тенден-ция непрерывного роста числа различных нормативных правовых актов как на феде-ральном, так и на региональном уровне. В значительной степени это определяет целый пласт деструктивных факторов, оказывающих отрицательное воздействие на правовое регулирование общественных отношений по социальной защите населения. К этим факторам отнесены: отрыв многих законов от жизни; не достаточная реализация де-мократического принципа верховенства закона; значительное количество различных нормативно-правовых противоречий и пробелов среди норм законодательства в сфере социальной защиты населения; игнорирование научных технологий законо-дательной техники при разработке нормативных правовых актов; соперничество раз-
18
личных позиций при разработке и принятии отдельных законов и иных нормативных правовых актов о социальной защите населения.
Диссертант особо обращает внимание на то, что необходимость систематизации законодательства в сфере социальной защиты населения связана не только с несовер-шенством этого законодательства, но и с влиянием самого процесса систематизации на развитие правового обеспечения общественных отношений по социальной защите населения в рамках формирования комплексной отрасти законодатель-ства.
К числу основных правореализационных факторов, автор относит: потреб-ность четкого и ясного процесса реализации норм российского законодатель-ства в сфере социальной защиты населения; существующие пробелы правореа-лизационной практики при осуществлении права на социальную защиту. Дана характеристика этих факторов.
В третьем параграфе «Формы и виды систематизации законодатель-ства в сфере социальной защиты населения» разграничиваются понятия формы и вида систематизации законодательства, анализируются мнения раз-личных авторов и делаются выводы относительно количества форм системати-зации законодательства, определяются приоритетные виды систематизации за-конодательства в сфере социальной защиты населения.
Автор констатирует, что термины «форма» и «вид» достаточно часто ис-пользуются в рамках общей теории систематизации законодательства, однако во многих научных источниках ими обозначаются совершенно одинаковые яв-ления. Двоякое толкование понятия «систематизация» в теории права позволи-ло автору говорить о различиях между формами и видами систематизации за-конодательства. Выявлено, что понятием «систематизация» обозначается не только определенный вид деятельности по упорядочению законодательства, но и результат этой деятельности. На основании выделения в указанном понятии двух взаимосвязанных компонентов автор приходит к выводу, что форму си-стематизации законодательства следует сопоставлять с определенным резуль-татом этой деятельности, то есть с формой итогового акта или сборника. Соот-
19
ветственно, если систематизацию законодательства рассматривать как опреде-ленное направление деятельности по упорядочению законодательства, то в данном случае речь должна идти о ее видах.
Систематизация законодательства как деятельность по приведению нор-мативных правовых актов в упорядоченную систему связана с использованием различных форм. Вместе с тем, отмечается, что современная наука не вырабо-тала единого мнения по поводу их количества. Среди многочисленных точек зрения относительно количества форм систематизации диссертант придержива-ется группы авторов, выделяющих в качестве ее форм учет, инкорпорацию, консолидацию и кодификацию законодательства.
По признанию большинства правоведов, основной формой систематиза-ции законодательства, позволяющей добиться наибольшей его системности, яв-ляется кодификация. Для законодательства в сфере социальной защиты населе-ния такой подход является оптимальным. Однако это не означает отказ от иных форм систематизации законодательства. С учетом современного развития зако-нодательства в сфере социальной защиты населения учет, инкорпорация и кон-солидация должны рассматриваться либо как определенный этап кодификаци-онной работы, либо как конечный результат систематизации законодательства, обусловленный необходимостью его использования в процессе правотворче-ской или правоприменительной деятельности.
Диссертант полагает, что виды систематизации законодательства в сфере социальной защиты населения могут быть классифицированы по самым раз-личным критериям (направленности результатов систематизации законодатель-ства, субъекту систематизации законодательства, систематичности, территори-альному признаку и др.), основным из которых признается объект этой систе-матизации. На основании этого критерия автором выделяется отраслевая си-стематизация, проводимая в отношении всего законодательства в сфере соци-альной защиты населения, и систематизация, проводимая в рамках отдельных институтов законодательства в сфере социальной защиты населения, выделяе-мых по субъектам социальной защиты или определенным ее формам.
20
В четвертом параграфе «Структура и внутриструктурные связи за-конодательства в сфере социальной защиты населения как объекта систе-матизации» проанализировано содержание и структура законодательства в сфере социальной защиты населения, исследованы проблемы формирования комплексной отрасли законодательства в этой сфере общественных отношений.
Автором проведено исследование вопроса о становлении и развитии от-расли права социальной защиты населения (социального права). Диссертант, анализируя различные точки зрения относительно вопроса о праве социальной защиты населения (социальном праве), сводит их к двум основным группам. Одни авторы полагают, что право социальной защиты населения (социальное право) – это самостоятельная отрасль права, другие – что право социальной за-щиты населения (социальное право) представляет собой комплексную отрасль права. Исследуя аргументы каждой из сторон, автор рассматривает проблемы предмета данной отрасли права и ее методов регулирования, параллельно ана-лизирует спорные моменты, связанные с существованием комплексных отрас-лей права. Разделяя позицию С.В. Полениной относительно невозможности существования комплексных отраслей права, автор приходит к выводу, что правовое регулирование социальной защиты населения следует рассматривать не как отрасль права, а как межотраслевой институт применительно к отраслям законодательства, включающий в себя соответствующие нормативные право-вые акты, нормы которых направлены на регулирование гарантии социальной защиты населения.
В целях определения возможных направлений систематизации россий-ского законодательства в сфере социальной защиты населения проведено ис-следование его содержания с учетом иерархии входящих в него нормативных правовых актов. Это исследование позволило выявить группу нормативных правовых актов, принятых специально для регулирования общественных отно-шений по социальной защите населения, представляющих в совокупности структурную основу этой систематизации.
21
На основании определенных критериев формирования законодательных образований, нашедших свое отражение в трудах С.В. Полениной, М.И. Милу-шина и др., были сделаны выводы о статусе комплексного законодательства, объединяющего нормы о социальной защите населения, в системе российского законодательства. Отмечены перспективы преобразования комплексного мас-сива законодательства в комплексную отрасль. Автор заявляет, что этому будет способствовать нормативное закрепление понятия законодательства в сфере социальной защиты населения в рамках единого системообразующего акта. Особая роль этого акта в укреплении системности законодательного регулиро-вания общественных отношений по социальной защите населения связана с выполнением им определенной интегративной функции. Автор полагает, что на современном этапе развития нашего государства первостепенным является во-прос о разработке и нормативном закреплении основ социальной защиты насе-ления в форме общероссийской Концепции социальной защиты населения Рос-сийской Федерации, которая явилась бы своего рода программным докумен-том, закрепляющим наиболее общие направления совершенствования мер по социальной защите населения, а также стала бы основой системы правового обеспечения этой сферы общественных отношений. Анализируется региональ-ный опыт принятия такого рода концепций и опыт принятия федеральных кон-цепций развития отдельных институтов социальной защиты населения. Указы-ваются конкретные направления, которые должна включать в себя Концепция социальной защиты населения Российской Федерации.
Вторая глава «Особенности и перспективы применения форм систе-матизации законодательства в сфере социальной защиты населения» по-священа анализу возможностей учета, инкорпорации, консолидации и кодифи-кации как форм систематизации российского законодательства в сфере соци-альной защиты населения.
В первом параграфе «Учет законодательства в сфере социальной за-щиты населения» раскрыто понятие и сущность учета законодательства как
22
формы систематизации законодательства, исследованы практические аспекты учета законодательства в сфере социальной защиты населения.
На основании анализа мнений различных ученых о месте учета в дея-тельности по систематизации законодательства, соискатель отмечает, что дан-ная форма имеет важное значение для достижения целей систематизации зако-нодательства в сфере социальной защиты населения. Во-первых, учет законода-тельства необходим для квалифицированного применения правовых норм в по-вседневной практической деятельности органов социальной защиты населения и органов законодательной власти. Во-вторых, очевидно, что проведение ин-корпорации, консолидации и кодификации законодательства в сфере социаль-ной защиты населения требует полной информации о количестве нормативных правовых актов, регулирующих эти общественные отношения. Именно учет, по мнению автора, призван удовлетворить эти потребности.
Отмечается важность классификации для систематизации законодатель-ства вообще и для его учета в частности. Анализируется содержание и значение ныне действующего Общеправового классификатора правовых актов, утвер-жденного Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 года № 511 «О классификаторе правовых актов». Делаются выводы о возможностях его использования при проведении учета законодательства в сфере социальной за-щиты населения.
На примере автоматизированной информационной системы, используе-мой Министерством социальной защиты Республики Мордовия, раскрываются преимущества автоматизированных форм учета законодательства в сфере соци-альной защиты населения. Отмечается необходимость создания федеральной корпоративной автоматизированной управляющей системы социальной защиты населения, а в ее рамках единого банка нормативных правовых актов и инфор-мационно-поисковой системы для него. Диссертант полагает, что доступ к та-кой системе через Интернет позволит обеспечить возможность получения пра-вовой информации любому пользователю. Определяются разделы классифика-
23
тора банка данных нормативных правовых актов по социальной защите населе-ния.
Во втором параграфе «Использование инкорпорации и консолидации как форм систематизации российского законодательства в сфере социаль-ной защиты населения» анализируются теоретические вопросы инкорпорации и консолидации. Раскрывается значение инкорпорации и консолидации для до-стижения целей систематизации законодательства в сфере социальной защиты населения.
Отмечается, что инкорпорация законодательства в сфере социальной за-щиты населения может содействовать его дальнейшей консолидации и кодифи-кации и то, что она прямо и непосредственно связана с учетом этого законода-тельства. Проводится анализ отдельных видов инкорпорации законодательства и их возможностей в отношении законодательства в сфере социальной защиты населения. Важным моментом в этой систематизации признается генеральная инкорпорация этого законодательства, основанная на возможности определе-ния масштабов и структуры законодательства о социальной защите населения, на выявление системных связей этого законодательства, а так же его повторов, коллизий и пробелов.
Анализируя современную практику применения инкорпорации как фор-мы систематизации законодательства в сфере социальной защиты населения, диссертант отмечает преобладание ее неофициального характера.
Приводятся классические примеры официальной инкорпорации (Свод за-конов РСФСР, Свод законов СССР). Исследуются причины приостановления работ над Сводом законов Российской Федерации, предусмотренным Указом Президента Российской Федерации от 6 февраля 1995 года № 94 «О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации». Отмечается, что инкорпора-ция законодательства в сфере социальной защиты населения должна составить в Своде законов самостоятельную часть. Эта систематизация позволит укре-пить тесные структурные связи законодательства в сфере социальной защиты населения и определить дальнейшие направления развития этого законодатель-
24
ства, станет основой его систематизации в форме единого кодифицированного акта. Однако автор полагает, что проведение такой инкорпорации станет воз-можным только после окончательного формирования и нормативного закреп-ления понятия законодательства в сфере социальной защиты населения.
В процессе анализа возможностей консолидации законодательства в сфе-ре социальной защиты населения раскрываются характерные признаки этой формы систематизации, которые позволяют отграничить ее от кодификации и инкорпорации законодательства. С учетом особенностей современного этапа развития законодательства в сфере социальной защиты населения диссертант говорит о возможности консолидации лишь его отдельных институтов. Автор заявляет о необходимости объединения двух основных законов о социальном обслуживании населения, – Федерального закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федера-ции» и Федерального закон от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», с целью унификации их текстов и устранения повторов.
В третьем параграфе «Основные черты кодификации законодатель-ства и ее место в системе российского законодательства в сфере социаль-ной защиты населения» раскрываются преимущества и специфика кодифика-ции законодательства, выделяются ее виды и формы, раскрывается их сущ-ность. На этом фоне делаются выводы о возможностях кодификации россий-ского законодательства в сфере социальной защиты населения. Рассматривают-ся основные позиции российских ученых по вопросу определения направлений кодификации. Анализируется зарубежный опыт кодификации этого законода-тельства.
«Венцом» всей деятельности по кодификации законодательства в сфере социальной защиты населения признается создание единого кодификационного акта, призванного встать во главу всей системы этого законодательства. Отме-чается, что таким актом может стать Кодекс о социальной защите населения Российской Федерации. Однако диссертант полагает, что такая кодификация
25
должна быть, действительно, назревшей, она должна опираться на определен-ный комплекс работ, которые позволят подготовить законодательство к его ко-дификации.
По мнению автора, заслуживает внимания идея поэтапной кодификации законодательства в сфере социальной защиты населения, этапы которой будут связаны с кодификацией отдельных институтов этого законодательства. На се-годняшний день вполне реальной представляется кодификация такого институ-та законодательства в сфере социальной защиты населения как пенсионное за-конодательство. Рассматривается возможность кодификации пенсионного за-конодательства в форме Пенсионного кодекса Российской Федерации.
Третья глава «Проблемы и пути совершенствования систематизации законодательства субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты населения» посвящена анализу региональных систематизационных процессов в исследуемой сфере, выявлению их проблемных моментов и направ-лений их разрешения.
Отмечается, что содержание теоретических основ систематизации зако-нодательства в сфере социальной защиты населения, связанное с определением ее целей, задач, факторов, форм, видов и субъектов является вполне приемле-мым и для систематизации регионального законодательства в сфере социальной защиты. Объектом региональной систематизации признается система норма-тивных правовых актов, регулирующих общественные отношения по социаль-ной защите населения конкретного субъекта Российской Федерации.
Особый интерес в рамках данной части исследования вызвала наметив-шаяся тенденция по активизации деятельности субъектов Российской Федера-ции, связанная с использованием кодификации как одной из форм систематиза-ции этого законодательства. В связи с чем, выстраивается определенная после-довательность направлений исследования. Во-первых, указывается, что, как и на федеральном уровне, кодификация регионального законодательства в сфере социальной защиты населения представляет собой основную форму его систе-матизации. Во-вторых, отмечается, что кодификация законодательства субъекта
26
Российской Федерации проводится как в форме кодексов, так и в форме коди-фицированных актов, не имеющих «титула» кодекс, в связи с этим уделяется внимание вопросу о правомерности использования формы кодекса для кодифи-кации регионального законодательства. В-третьих, признается, что кодифика-ционные акты субъектов Российской Федерации, в большинстве своем, не имеют всеобъемлющего характера и не разрешают всех вопросов правового ре-гулирования общественных отношений по социальной защите населения кон-кретного региона.
В процессе исследования проведен анализ содержания и структуры ныне действующих региональных кодексов: Социального кодекса Белгородской об-ласти от 28 декабря 2004 года № 165, Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан от 19 июня 2008 года № 225 и Социаль-ного кодекса Ярославской области от 19 декабря 2008 года № 65-З. Отмечается отсутствие у этих нормативных правовых актов единства в структуре и предме-те правового регулирования. Раскрываются положительные и отрицательные моменты проведения такого рода кодификационных работ. Анализируется воз-можность разработки модельного кодифицированного акта в целях унифика-ции деятельности субъектов Российской Федерации по систематизации законо-дательства.
В заключении подводятся итоги выполненной исследовательской рабо-ты, формируются основные положения и выводы.
Основные положения диссертации отражены в следующих работах автора:
Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Мини-стерства образования и науки Российской Федерации:
1. Толкунова Н.А. Информационные аспекты систематизации законода-тельства в сфере социальной защиты населения / Н.А. Толкунова, Т.В. Худой-кина // Информационное право. – 2010. – № 3(22). – С.10 – 14 (0,4 п.л./ 0,2 п.л.).
27
2. Толкунова Н.А. Пробелы в законодательстве в сфере социальной защи-ты населения / Н.А. Толкунова, Т.В. Худойкина // Пробелы в российском зако-нодательстве. – 2010. – № 4. – С.69 – 72 (0,6 п.л./ 0,3 п.л.).
3. Толкунова Н.А. Основные черты кодификации законодательства и ее место в системе российского законодательства, действующего в сфере социаль-ной защиты населения / Н.А. Толкунова // Бизнес в законе. – 2011. – № 5 – С.136 – 139 (0,4 п.л.).
4. Толкунова Н.А. Структура и внутриструктурные связи российского за-конодательства в сфере социальной защиты населения / Н.А. Толкунова // Биз-нес в законе. – 2011. – № 6 – С. 42 – 45 (0,4 п.л.).
Статьи, опубликованные в других научных изданиях:
5. Толкунова Н.А. Кодификация и ее место в законотворческой деятель-ности субъектов Российской Федерации / Н.А. Толкунова // Социально-экономические и правовые проблемы инновационного развития региона в условиях глобализации экономики. Материалы IX Макаркинских научных чте-ний (Саранск, 2009 г.). – Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2009. – С.408 – 410 (0,3 п.л.).
6. Толкунова Н.А. Систематизация законодательства в сфере социальной защиты населения / Н.А. Толкунова // Научный потенциал молодежи – буду-щему Мордовии. Материалы Региональной научно-практической конференции (Саранск, 2009 г.). – Саранск: Изд-во Мордовского университета, 2009. – С.131 – 132 (0,06 п.л.).
7. Толкунова Н.А. Проблемы совершенствования социальной защиты населения / Н.А. Толкунова // Гуманитарное образование: креативность и инно-вационные процессы. Материалы международной научно-практической конфе-ренции (Санкт-Петербург, 2010 г.). – СПб.: СПбИГО; ООО «Книжный Дом», 2010. – С.161 – 163 (0,2 п.л.).
8. Толкунова Н.А. Систематизация регионального законодательства в сфере социальной защиты населения / Н.А. Толкунова // Проблемы российско-го законодательства: история и современность. Материалы VII ежегодной
28
Межрегиональной научно-практической конференции (Тольятти, 2010 г.). – Самара: Самар. гуманит. акад., 2010. – С.143 – 147 (0,2 п.л.).
9. Толкунова Н.А. Кодификация законодательства в сфере социальной защиты населения / Н.А. Толкунова // Проблемы реализации прав человека: ис-тория и современность. Материалы Всероссийской научно-практической кон-ференции (Саранск, 2010 г.). – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. – С.36 – 38 (0,2 п.л.).
10. Толкунова Н.А. Определение понятия законодательства о социальной защите населения, как объекта систематизации / Н.А. Толкунова, Т.В. Худой-кина // Проблемы реализации прав человека: история и современность. Матери-алы Всероссийской научно-практической конференции (Саранск, 2010 г.). – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010. – С.32 – 35 (0,2 п.л./0,1 п.л.).
11. Толкунова Н.А. Учет российского законодательства в сфере социаль-ной защиты населения / Н.А. Толкунова // Социально-экономические и право-вые проблемы регионального развития. Материалы ХI Макаркинских научных чтений (Саранск, 2011 г.). – Саранск: Тип. «Рузаевский печатник», 2011. – С.424 – 426 (0,1 п.л.).
12. Толкунова Н.А. Анализ региональной практики кодификации законо-дательства в сфере социальной защиты населения / Н.А. Толкунова // Соци-ально-политические науки. – 2011. – № 1. – С.126 – 129 (0,4 п.л.)
Файлы: 
Порядок отображения: 
0