2012avtoref512

Аватар пользователя ideolog
Ильина Ольга Васильевна
 
16 января 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Роль права в развитии науки и образования в Российской Федерации» (специальность 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д-212.239.02
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Ильина О.В. Роль права в развитии науки и образования в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Саратов, 2011. С. 28.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref512 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Ильина О.В. Роль права в развитии науки и образования в Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Саратов, 2011. С. 28.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 На правах рукописи
 
 
 
 
 
 
ИЛЬИНА Ольга Васильевна
 
 
РОЛЬ ПРАВА
В РАЗВИТИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 
12.00.01. – теория и история права и государства;
история учений о праве и государстве
 
 
 
 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Саратов – 2011

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовская государственная юридическая академия».
 
 
 

Научный руководитель доктор юридических наук, доцент
Воротников Андрей Алексеевич
   
Официальные оппоненты:  доктор юридических наук, доцент
Фомин Алексей Александрович
   
кандидат юридических наук, доцент Касаева Татьяна Викторовна
   
Ведущая организация –   ФГБОУ ВПО «Волгоградский
государственный университет»

 
 
 
Защита состоится 16 января 2012 г. в 12:00 часов на заседании Диссертационного совета Д-212.239.02 при Федеральном государственном  бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовская государственная юридическая академия» по адресу: 410056, г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 104, ауд. 102.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия» по адресу: 410056, г. Саратов, ул. Чернышевского, 104.
 
 
 
Автореферат разослан  «____»  декабря  2011 г.
 
 
 
 

И.о. ученого секретаря
диссертационного совета,
доктор юридических наук
                        
 
 
 
В.С. Хижняк

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 
Актуальность темы исследования обусловлена стремительным темпом современных реформ в сфере образования и науки, проводимых на фоне глобализации экономики и готовности России войти в единое образовательное пространство. Это предполагает  поиск адекватной определенному историческому моменту модели реформ образования и науки, учитывающих не только мировые процессы, но и интересы устойчивого развития России в ближайшей и долгосрочной перспективе. Проекты реформ, которые начали осуществляться, вызывают серьезную критику как со стороны научной общественности, так и с позиций каждого заинтересованного в решении  проблем образования гражданина.  Перед законодателем возникают новые задачи, для решения которых необходимы  «стартовые» разработки с позиций сегодняшнего дня.
В условиях глобализации, информационного и технологического бума образование и наука во многом определяют личное благополучие граждан и общества в целом, дальнейшее инновационное развитие страны, становление «экономики знаний», повышение научного потенциала нации в условиях сильного демографического спада и экономического кризиса, а, следовательно, повышение конкурентоспособности государства в мире. Концепция социального развития России на ближайшее будущее – движение к знаниям и преобразованиям. Решение данных задач невозможно без правового оформления зарождающихся инновационных отношений.
Теория права в настоящее время осуществляет поиск новых способов юридического воздействия права в связи с ярко обозначившимся в последние годы разрывом между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением. Право в данном случае выступает важнейшим инструментом преобразований в сфере образования и науки.
В зависимости от того, насколько технологично и адекватно состоянию общества сформирована законодательная база, право (понимая его с нормативистских позиций) может либо способствовать общественно-экономическому прогрессу, либо тормозить его. Фактически воздействие права определено как внешними источниками (сложившейся социальной ситуацией, культурной традицией, характером государства, политическими интересами и т.п.), так и внутренними доминантами, в которых непосредственно выражена природа права. Право является универсальным инструментом для решения широкого диапазона социально значимых задач. Для решения общественных проблем появляется потребность использовать все возможности права, сделать так, чтобы право в данных областях общественной жизни активно функционировало. Исследование роли права в развитии образования и науки с необходимостью требует выявления направлений его воздействия, изучения функций права, в особенности регулятивной, а также условий, позволяющих праву наиболее эффективно воздействовать на отношения, складывающиеся в сфере образования и науки.
Конкурентоспособность российской экономики определяется тем, насколько активно  создаются и используются научные открытия, наукоемкие изобретения и инновационные технологии, насколько быстро и масштабно они становятся эффективными ресурсами развития отечественного рынка, объемом созданной, использованной и нашедшей свое применение на практике научной продукции. Право выступает  как основной регулятор, так и как один из видов интеллектуального ресурса. Кроме права на интеллектуальные ресурсы воздействуют и другие нормирующие средства – нравственно-этические, традиционные. Право регулирует все индикативные компоненты цикла интеллектуальных ресурсов, хотя и в разной степени. Основная задача заключается в том, чтобы изменить вектор правового влияния. В настоящее время преобладает фрагментарное воздействие права на отдельные традиционно обособляемые индикативные компоненты интеллектуальных ресурсов. Необходимым же является системное регулирование, воздействующее на цикл в целом и усиливающее межотраслевое регулирование  для обеспечения связи между способами накопления и освоения знаний и культурных ценностей.
Развитие общества характеризуется тенденциями к мировой интеграции, в том числе и в сфере образования и науки. В начале нового тысячелетия наметился сдвиг в сторону понимания важности единства образования и науки в новых условиях построения инновационной экономики. Но действенной правовой базы и адекватных экономических механизмов  интеграции науки и образования еще не создано. Таким образом, нужен решительный поворот к изучению механизмов действия права и закона, разработка которых позволит предотвращать  и устранять нарушения законности и с помощью системы мониторинга права давать рекомендации по его эффективности.
Актуальность исследования роли права в развитии образования и науки обусловлена также тем, что ценностный и регулятивный потенциал российского права в полной мере не реализуется. На данном этапе важнейшей задачей является выбор такого направления развития права, которое позволит эффективно использовать интеллектуальный потенциал России как ее уникальное конкурентное преимущество.
Таким образом, имеются все основания утверждать, что в целом в настоящее время образованию и науке отводится значительное место. Ярким и позитивным примером здесь может служить приоритетный национальный проект «Образование», Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г., вступление России в единое образовательное пространство и участие в болонском процессе. Однако используемые разработки в указанной области значительно устарели, необходимы принципиально новые исследования с позиций сегодняшнего дня. К тому же, в последнее время можно отметить  снижение активности теоретико-правовых, а также социолого-правовых исследований в области образовательного права. Именно методология теоретико-правового исследования проблем соотношения права и образования позволит выявить новые и во многом эффективные пути повышения качества и эффективности образовательного управления. В этом должна сыграть свою большую роль именно общая теория права, в рамках которой возможно проведение исследований самого широкого круга вопросов, касающихся взаимоотношений права и образования и науки как уникальных сложноорганизованных систем и социальных институтов.
Степень научной разработанности темы и теоретическая основа исследования. В работе использовались научные труды российских ученых, разработавших фундаментальные  категории общей теории государства и права:  Н.Г. Александрова, С.С. Алексеева,  Л.И. Антонова,  М.И. Байтина,  В.М. Баранова, С.А. Галунского, В.М. Горшенева, И.А. Ильина, В.Б. Исакова, Д.А. Керимова, В.Н. Кудрявцева, В.Л. Кулапова, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, В.С. Нерсесянца, А.С. Пиголкина,  И.Н. Сенякина, В.Н. Синюкова, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомирова,  Е.Н. Трубецкого,  А.Ф. Шебанова, Л.С. Явича.
Исследование роли права также осуществляется и на уровне отраслевых наук. Значительный вклад в разработку рассматриваемого явления внесли труды  С.А. Авакьяна,  Н.С. Бондаря, Е.Д. Волоховой, В.Т. Кабышева, Е.И. Козловой, А.Н. Козырина, Г.Н. Комковой, О.Е. Кутафина, В.О. Лучина,   В.В. Спасской, Т.Я. Хабриевой, В.А. Черепанова, В.Е. Чиркина.
Проблемы права на образование исследовались в трудах Е.Б. Баянова, Е.В. Буслова, Е.Д. Волоховой, Л.А. Дольниковой, Г.А. Дороховой,  С.В. Курова, И.А. Рожкова, В.И. Сырых, В.С. Толстого, М.Ю. Федоровой, В.И. Шкатуллы, Д.А. Ягофарова. Использовались работы по философским, социологическим, психолого-педагогическим аспектам образования  Н.И. Булаева, Е.В. Буслова, Б.С. Гершунского,  А.В. Петровского, Н.П. Пищулина,  В.А. Садовничего,  О.Н. Смолина, С.Б. Суровова,  З.К. Шнекендорфа.
Существенными для исследования являются работы по теории прав человека В.Н. Бутылина, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, А.А. Воротникова,  Л.И. Глухаревой, В.М. Кучинского, М.Н. Лазутовой, Е.А. Лукашевой,  В.А. Патюлина, В.А. Ржевского, Ф.М. Рудинского, О.Ю. Рыбакова, И.Е. Фарбера, Б.С. Эбзеева.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере образования и науки, представляющие собой сложные, многоаспектные связи между ее субъектами.
Предметом диссертационного исследования выступают нормы российского законодательства об образовании и науке, а также комплекс проблем, охватывающих становление, функционирование и развитие системы образования и науки в Российской Федерации.
Цель диссертационного исследования заключается в общетеоретическом анализе роли права в развитии образования и науки для обеспечения комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования и науки, повышения эффективности механизма правового регулирования, создания правовых условий для обновления и развития российской системы образования и науки в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования и науки. Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить историю становления законодательства, регулирующего область образования и науки в Российской Федерации;
- исследовать систему законодательства в области образования и науки в Российской Федерации на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также определить международно-правовые нормы, регулирующие отношения в указанной сфере;
- определить положительные и негативные последствия присоединения России к Болонской декларации;
- проанализировать законопроект «Об образовании в Российской Федерации», дать ему критическую оценку;
 - определить аспекты взаимосвязи и разделения сфер образования и науки;
- обосновать необходимость интеграции науки и образования;
- исследовать установленные законом организационно-правовые формы, в рамках которых действуют учреждения образования и  науки;
- определить структуру и элементы правового статуса вуза;
- провести сравнительный анализ автономных и бюджетных учреждений образования и науки;
- изучить проблему эффективности права в контексте правовой культуры и менталитета народа;
- определить основные направления воздействия права в правотворческой и правоприменительной деятельности;
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили Конституция Российской Федерации 1993 г.; федеральное конституционное законодательство; федеральное законодательство; подзаконные нормативно-правовые акты; законодательство субъектов Российской Федерации (республик: Башкортостан, Татарстан, Тыва, Чувашской, Коми, Мордовия и др.; областей: Пензенской, Ульяновской, Тюменской, Ленинградской, Ярославской, Тульской и др.) в сфере образования и науки, а также нормы международного права. При изучении влияния права на деятельность научных и образовательных учреждений автор опирался на материалы судебной, а также иной правоприменительной практики, которые содержат официальные разъяснения по вопросам разрешения наиболее сложных ситуаций.
Методологическая основа исследования. Цель и задачи настоящего исследования обусловили необходимость использования различных методов изучения правовых явлений. Методологической основой работы выступили общенаучные и частнонаучные (специальные) методы познания.
Основополагающим стал метод материалистической диалектики, который позволил глубже проанализировать возникновение, существование и развитие системы образования и науки в Российской Федерации, влияние на данные процессы социально-экономических изменений в обществе; изучить тенденции дальнейшего развития рассматриваемой сферы, а также предложить способы оптимизации ее развития.
В ходе работы применялись и общенаучные способы познания – логический и исторический подходы; структурно-функциональный метод. В качестве частноправовых методов познания использовались: формально-юридический метод – при толковании российского законодательства, сравнительно-правовой – при исследовании федерального и регионального законодательства об образовании и науке.
Научная новизна диссертационной работы обусловлена поставленными целями и задачами и заключается в том, что диссертация представляет собой одно из первых комплексных общетеоретических исследований влияния права на становление, функционирование и развитие области образования и науки в Российской Федерации. Предпринята попытка упорядочения теоретических разработок в области образования и науки применительно к аспектам обозначенной тематики. Изучена история становления системы образования в России, проанализировано действующее законодательство в области образования и науки в Российской Федерации на всех уровнях, а также исследовано воздействие международного права на систему образования и науки. В работе изучаются интеграционные процессы, проходящие в настоящее время в мире, а также их влияние на правовую сферу России. В контексте изучения последствий вступления Российской Федерации в болонский процесс подчеркивается, что Россия имеет собственные правовые традиции, связанные с историческими, культурными особенностями развития государства. Данное обстоятельство позволило прийти к выводу о необходимости осуществления постепенной модернизации правовой системы путем заимствования чужого правового опыта с сохранением собственных правовых и культурных традиций.
В работе  даются рекомендации по внесению изменений в законопроект «Об образовании в Российской Федерации», который в настоящее время активно критикуется научной общественностью.
Специальному анализу подвергаются все организационно-правовые формы, в рамках которых  действуют учреждения образования и науки, правовой статус вуза, в особенности каждый его структурный элемент, изучаются преимущества и недостатки автономных и бюджетных учреждений образования и науки. Отдельное внимание уделяется изучению влияния образования и науки на процесс правотворчества  и правоприменения. Обосновывается тезис о том, что между эффективностью действия права и правовой ментальностью существует теснейшая взаимосвязь.
Предпринята попытка переосмысления роли права в развитии образования и науки в Российской Федерации, аргументируется необходимость правовой регламентации при регулировании общественных отношений в области образования и науки.
Раскрывается регулирующее и стабилизирующее воздействие права на отношения в области образования и науки. Предлагаются способы оптимизации использования направлений правового регулирования в указанной области.
Учитывая многогранность проблемы, автор не стремился к рассмотрению всех аспектов выбранной темы. Работа посвящена исследованию наиболее сложных вопросов, обозначенных предметом исследования.
Научная новизна находит непосредственное выражение в следующих основных положениях, выносимых на защиту:
1. Утверждается, что образование и наука представляют собой огромные по своим масштабам отрасли деятельности, грандиозные имущественные комплексы. Современное право, регулирующее область науки и образования,  формируется как комплексная отрасль российского законодательства, объединяющая нормы различной правовой принадлежности – гражданского, семейного, трудового, административного и других отраслей права. Наука и образование имеют целый ряд общих проблем и нередко испытывают одни и те же трудности. Обе нуждаются в условиях, необходимых для нормального функционирования. Важно учитывать, что наука и образование в силу своей специфики органически связаны между собой и объективно не могут существовать друг без друга. Наука обогащает образование новыми знаниями, разрабатывает новые, прогрессивные методы обучения, а образование служит источником, питающим науку молодыми кадрами. Вот почему решение многих проблем развития научной и образовательной деятельности зависит от их эффективного взаимодействия.
2. Аргументируется положение о том, что сегодня Россия находится на поворотном этапе развития своей системы образования и поэтому очень важно, чтобы выбор стратегических путей этого развития определялся бы правом. Только используя право как мощный инструмент, особый механизм регулятивного воздействия, обеспечивающего с помощью юридических средств точность, определенность и контроль за развитием общественных отношений, можно достичь  исторически необходимых целей социального развития, а именно – благополучного и эффективного состояния образовательной системы в России.
3. Утверждается, что основные закономерности функционирования и развития системы образования и науки находят свое отражение в праве. Правовые нормы фиксируют структуру системы образования, закрепляют основные требования к ее элементам, устанавливают основы правового статуса образовательных учреждений, преподавателей  и обучающихся. Они регулируют отношения по управлению системой образования, ее финансовому обеспечению. Правовые нормы регламентируют принципы организации образовательного процесса, позволяющие обеспечивать реализацию прав и интересов всех его участников. В законодательстве предусматриваются гарантии и льготы, направленные на обеспечение реализации гражданами конституционного права на образование, меры социальной защиты обучающихся и преподавателей. Образовательное право осуществляет регулятивную и защитную функции. Регулятивное направление воздействия состоит в упорядочении образовательных отношений на принципах свободы, справедливости, признанных в данное время в данном обществе, государстве. Защитная функция направлена на охрану интересов человека, гражданина, общества, государства, промышленности, науки, разных социальных групп. Главная функция образовательного законодательства, реализуемая посредством права, состоит в развитии личности, основанном на обучении и воспитании. Иные функции должны  обеспечить получение каждым гражданином необходимого уровня образования, который будет удовлетворять потребностям производства, системы государственного управления, науки, социальной деятельности государства в квалифицированных специалистах, могущих не только справиться с поставленными задачами, но и совершенствовать сферу своей деятельности; всестороннее развитие человека; эстетическое воспитание; правовое воспитание; развитие частного и семейного образования, рынка образовательных услуг, предпринимательства в образовании.
4. В исследовании выражено отношение к болонскому процессу, даны прогнозы реализации Болонской декларации. Важнейшим аспектом присоединения России к Болонской конвенции является признание выпускников российских вузов и их дипломов за рубежом. Основным положительным моментом можно считать то обстоятельство, что  российская система высшего образования должна стать очень похожей на европейскую: знания студентов будут оцениваться по общеевропейской шкале, а выпускники вузов начнут получать дипломы международного образца. Существует и отрицательный момент – возможность утраты самобытности российского высшего образования. Не секрет, что российское высшее образование – одно из самых глубоких и фундаментальных в мире. Именно эту фундаментальность оно и рискует потерять. Целевые установки, определенные Болонской декларацией, широко признаны и используются в качестве основы для инновационного развития высшего образования большинства стран мира, особенно европейского пространства. Поэтому  целесообразно для России продолжение болонского пути, т.к. это уникальная возможность, предоставляемая студентам, преподавателям, научным и административным работникам, приобщиться к богатствам европейского пространства высшего образования, включая его демократические ценности, многообразие культур, языков и систем высшего образования.
5. Высказаны предложения по внесению изменений в законопроект «Об образовании в Российской Федерации». Разработка проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» – насущная потребность современного этапа развития. Текст проекта представлен на обсуждение, но целесообразнее было бы вынести решение такого важного вопроса на референдум. Законопроект имеет ряд существенных недостатков, которые необходимо исправить, а некоторые положения документа  просто  изъять. В первую очередь, необходимо разработать четкий понятийный аппарат, не допускающий двусмысленного толкования норм. В ст.2 нужно точнее сформулировать определения базовых понятий, таких как «образование», «образовательный договор», «образовательная программа» и т.п., при этом определяя их различия и соотношения. Впервые в ст.49 проекта появился термин «педагогический работник», соответственно, необходимо разработать и перечень педагогических работников. Не определены по тексту проекта особенности научно-педагогических работников. Необходимо разъяснить, кто относится к «руководящим работникам». В тексте проекта употребляется странная конструкция «приравненные к педагогическим работникам», «осуществляющие деятельность на профессиональной основе», отсутствует само определение «профессиональной основы», а также не разъясняется, что значит «повышение социальной значимости педагогического труда». Понятие «профессорско-преподавательский состав» вообще исчезает. Вместо уточнения понятий налицо  масса противоречий, некорректно сформулированных определений. Таким образом, нет концептуального решения данного вопроса. В таком виде закон не может быть принят и исполнен. В законопроекте не соблюдается принцип единообразия применения терминологии. Так, предлагаемая градация «колледж-институт-университет» предполагает отказ от такого вида высшего образовательного учреждения, как академия. Однако в тексте проекта «академия» упоминается много раз.  По всему тексту проекта разбросаны принципы правового регулирования, важно объединить их в одной статье. Так, целесообразно в ст.3 данного проекта внести принцип законности, бесплатности дошкольного образования, приобщения к физической культуре и т.п. Законопроект нуждается в существенной доработке с точки зрения юридической техники. В частности, в ч.4 ст.136 речь идет о наблюдательном совете, затем появляется попечительский совет, не понятно, о каком совете идет речь. Проект перегружен техническими нормами, необходимо определить, нужно ли вносить в закон порядок аттестации и приема в вузы, или это  область подзаконных актов. Неопределенный объем компетенции передается на подзаконный уровень, что создает возможность для неопределенного количества правовых предписаний.
6. Отстаивается тезис о том, что сегодня в мире наглядно проявился комплекс закономерностей, связанных с формированием «новой» экономики, базирующейся на знаниях, одной из особенностей которой является самая тесная, масштабная и многосторонняя интеграция научной и образовательной деятельности, проявляющаяся как на национальном уровне, так и в процессе глобализации мирового хозяйства. Интеграция науки и образования имеет важное значение, поскольку делает результаты научных исследований быстро востребованными, естественным образом обеспечивая трансферт фундаментальной науки в образовательный процесс и практику.
7. Обосновывается вывод, что для успешной деятельности образовательных организаций не требуется расширения перечня существующих организационно-правовых форм некоммерческих организаций, поскольку это не обусловлено реальными насущными жизненными потребностями. Вывод об отсутствии необходимости создания какой-либо специальной организационно-правовой формы для образовательных организаций или расширения круга разновидностей ныне существующих некоммерческих организаций не означает отсутствие необходимости определить в законодательстве об образовании некоторые гражданско-правовые особенности образовательных организаций.
8. Учитывая характер, многообразие вузов, выполняющих реализацию общезначимых публичных функций в социальном аспекте, доказывается необходимость включения в структуру их правового статуса следующих элементов: место вуза в системе федеральных (региональных) и местных органов власти; подведомственность (подчиненность) конкретному публичному органу либо иной вид юридической связи с публичными органами; общие и специальные цели создания и деятельности вуза; публичные задачи, решение которых возлагается на вуз; публичные функции, выполняемые вузом; права (полномочия) вуза; обязанности вуза; компетенция вуза; публичная юридическая ответственность вуза за совершенные им правонарушения.
9. Автором проведен сравнительный анализ автономных и бюджетных учреждений образования и науки. Таким образом, фактически статус автономного учреждения удобен тем образовательным учреждениям, которые активно привлекают средства из внебюджетных источников, причем, чем больше таких денежных средств у учреждения, чем активнее оно ведет приносящую доход деятельность, тем сильнее его стесняют ограничения, существующие для бюджетных учреждений. А образовательным учреждениям, которые не изыскали возможности получать дополнительные доходы, удобнее оставаться бюджетными. Смена типа на автономное учреждение выгодна тем учреждениям, которые: готовы модернизировать образовательный процесс; выйти на рынок образовательных услуг, в т.ч. и с инновационными программами; конкурировать за бюджетные и внебюджетные средства; имеют навыки поиска дополнительных финансовых источников, сложившуюся практику получения существенных внебюджетных доходов; готовы взять на себя риски самостоятельной деятельности. Автономное учреждение лучше приспособлено для существования в конкурентной среде. Практика показывает, что новый тип учреждения востребован в условиях современной образовательной политики и экономической ситуации.
10. Утверждается, что между эффективностью действия права и правовой ментальностью существует теснейшая взаимосвязь. С одной стороны, именно менталитет общества может влиять на стабильность действующего законодательства, наделение последнего такими качествами, как актуальность, доступность, что приводит к его эффективности в целом. С другой – эффективность права есть показатель его высокого уровня, его реальной осуществимости, что, в свою очередь, способствует росту доверия граждан к праву, вырабатывает положительное отношение к праву, веру в его справедливость и гарантированность посредством права на защиту.
11. Активизация роли образования и науки в законотворчестве – необходимое условие повышения качества принимаемых законов и предпосылка эффективности содержащихся в них норм. Независимо от усилий науки законодатель обязан и сам предпринимать определенные меры, чтобы исключить собственные ошибки не через продолжительное время после издания акта, а еще во время правотворческого процесса. Он обязан институционализировать наблюдение за действием законов, чтобы вовремя подготовить их корректировку. Для подготовки этой институционализации наука может предложить методологический и фактологический материал. В настоящее время недостает обобщения практики, не учитывается критика со стороны лиц, на которых закон распространяет свое действие. Более внимательное и систематическое наблюдение за действием законов, связанное с предоставлением обратной информации от правоприменительных органов в учреждение, занимающееся подготовкой законодательства, значительно повысило бы качество и эффективность законов. Пробелы, допускаемые правотворческими государственными органами в ходе своей деятельности, напрямую порождают изъяны в правоприменении, что в условиях российского менталитета зачастую порождает правовой нигилизм. Сам процесс правоприменения должен быть, в первую очередь, основан на законе, при активном участии и контроле над деятельностью должностных лиц со стороны не только отдельных граждан, но и широкой общественности. Применение права, являясь юридической гарантией законного, обоснованного и справедливого осуществления права, сориентировано на организацию государственного управления в социально-правовой сфере.
Научное и практическое значение работы. Диссертация представляет собой комплексное исследование роли права в развитии образования и науки. Теоретический анализ проведен во взаимосвязи с практикой социально-экономических, политических, правовых преобразований в обществе. Научная значимость работы определяется наличием теоретических обобщений и выводов, которые призваны способствовать дальнейшему совершенствованию правотворческой и правоприменительной деятельности в области образования и науки. Сформулированные в работе положения и выводы дополняют и развивают соответствующие разделы общей теории государства и права – теорию сущности и функций права, а также механизма правового регулирования в целом.
Содержащиеся в диссертации предложения по реформированию законодательства в сфере образования и науки призваны способствовать совершенствованию правотворческой деятельности.
Отдельные положения диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании курсов теории государства и права, проблем теории государства и права. Выводы и предложения диссертации могут быть использованы в правотворческой и правоприменительной деятельности, а также в научных исследованиях.
 Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры теории государства и права ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». Наиболее значимые теоретические выводы и предложения изложены автором в опубликованных работах, а также нашли свое отражение в материалах VIII Всероссийской научно-практической конференции «Тенденции и противоречия развития российского права на современном этапе» (г. Пенза, декабрь 2009 г.), VI Международной научно-практической конференции «Международный, федеральный и региональный рынок образовательных услуг: состояние и перспективы развития» (г. Пенза, декабрь 2009 г.), III Международной научно-практической конференции «Молодежь и рынок труда: конкурентоспособность в современных социально-экономических условиях» (г. Пенза, март 2010 г.), XIV Международной научно-практической конференции «Университетское образование» (г. Пенза, апрель 2010 г.), III Международной научно-практической конференции «Школа, государство и общество» (г. Пенза, июнь 2010 г.), VI Международной научно-практической конференции «Проблемы качества образования в современном обществе» (г. Пенза, сентябрь 2010 г.), III Международной научно-практической конференции «Перспективы развития систем среднего и высшего профессионального образования в современном обществе» (г. Пенза, октябрь 2010 г.), VII Международной научно-практической конференции «Научно-образовательный потенциал нации и конкурентоспособность страны» (г. Пенза, ноябрь 2010 г.), IX Международной научно-практической конференции «Тенденции и противоречия развития российского права на современном этапе» (г. Пенза, декабрь 2010 г.), XVIII Международной научно-практической конференции (летняя сессия) «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» (г. Пенза, июнь 2011 г.)
Структура диссертации обусловлена целью, задачами и логикой исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих одиннадцать параграфов, заключения и списка используемой литературы.
 
 
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
 
Во введении обосновывается выбор темы диссертации, ее актуальность, степень научной разработанности и новизна, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, его теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту, приводятся данные об апробации результатов исследования.
Глава первая «Влияние права на научную и образовательную деятельность» состоит из четырех параграфов, раскрывающих историческое развитие и систему законодательства в сфере образования и науки в Российской Федерации.
Первый параграф «Историко-правовой анализ становления и развития законодательства, регулирующего область образования и науки» содержит обзор исторического развития сферы образования и науки.
Подчеркивается, что полное представление о системе образования и науки в Российской Федерации можно получить с учетом истории ее формирования. В исследовании рассматривается отношение власти к образованию и науке в истории России. Автор делает вывод о том, что Российская Федерация имеет давнюю традицию правового регулирования права на образование,  в том числе конституционное закрепление данного важнейшего права личности. В одну эпоху сфера образования и науки регулировалась по началам юридической децентрализации и, следовательно, относилась к области частного права, в другую эпоху перестраивалась по типу юридической централизации и таким образом переходила в область публичного права и наоборот. И это вполне закономерно. Регулирование меняется исходя из той роли, которую государство отводит образованию и науке на том или ином временном этапе. В последние годы в России происходит переосмысление роли и значения образования и науки, роли высшей школы в реформировании общества, что подтверждается всем мировым опытом. Социально-экономические и политические процессы, происходящие в России, оказывают существенное влияние на российское образование и науку, что требует особого внимания к совершенствованию законодательства в указанной сфере.
Во втором параграфе «Федеральное законодательство в сфере образования» автор исследует, как  особенности федеративного устройства Российского государства своеобразно отражаются в иерархии и содержании образовательного законодательства, законодательства о науке.
Законодательство об образовании включает в себя законодательные и подзаконные акты самого разного уровня, содержания и характера. В сфере образования в настоящее время сложился поистине громадный нормативно-правовой массив на всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном. Подчеркивается, что требуется проведение систематизации действующего образовательного массива. В исследовании определены варианты эффективной систематизации. Утверждается, что в настоящее время совершенствованию образования и науки отводится значительное место. Оценка в целом образовательного законодательства позволяет признать, что сегодня оно не обеспечивает функционально полного регулирования отношений ни в одной из сфер образования. Поэтому совершенствование системы образования и образовательного законодательства остается важнейшей задачей социально-экономического развития и одним из приоритетов современной государственной политики.
В третьем параграфе «Регулирование научной и образовательной деятельности на региональном и муниципальном уровне» анализируется действующая система образования и науки на региональном и муниципальном уровне.
Принципы образовательной политики определяются во многом особенностями регионального уровня, содержанием социально-экономической концепции развития субъектов Федерации и кадровой спецификой региональных систем образования. Поэтому стратегические образовательные установки федерального масштаба, направленные прежде всего на интеграцию России в мировое сообщество, должны быть ориентированы, в конечном счете, на региональный, муниципальный, институциональный (организации, учреждения и их инфраструктура) уровни. Однако  российский регионализм демократизирует и диверсифицирует условия и сам процесс научно-технического развития, поскольку вносит в него элементы инициативы, конкуренции в борьбе за перспективы своего развития. Таким образом, очевидно, что достичь научно-технического прогресса одновременно на всей территории страны невозможно. Поэтому для получения максимального экономического и социального эффекта необходимо следовать модели концентрированного развития перспективных регионов, способных обеспечить быструю модернизацию и возглавить процессы реформирования всей российской экономики.
Делается вывод, что максимальный эффект можно получить только при осуществлении перехода от концепции регионального развития с позиции форсированного наращивания материального потенциала к концепции, ориентированной на развитие знания и инновации как на важнейшие движущие силы и инструмент реформирования.
Четвертый параграф «Воздействие международного права на систему образования и науки» посвящен исследованию международных нормативных актов в области образования. Международно-правовые нормы играют все возрастающую роль в механизме правового регулирования образовательных отношений в условиях интеграционных процессов в этой сфере.
Отмечается, что присоединение России в 2003 г.  к Болонской декларации потребовало взять на себя определенные обязательства в этой сфере. Важнейшим аспектом присоединения России к Болонской конвенции является признание выпускников российских вузов за рубежом. Очевидно, что в условиях глобализации научного и образовательного процесса общепринятые стандарты в области науки и образования должны безукоризненно соблюдаться в отечественных высших профессиональных учебных заведениях. Предлагаемые законодательные инновации позволят перейти на новые ступени развития в системе профессионального образования и подготовки кадров в России. Основным положительным моментом можно считать то обстоятельство, что  российская система высшего образования должна стать очень похожей на европейскую: знания студентов будут оцениваться по общеевропейской шкале, а выпускники вузов начнут получать дипломы международного образца. Существует и отрицательный момент – возможность утраты самобытности российского высшего образования. Однако в целом автору видится целесообразным для России продолжение болонского пути, позволяющего использовать эту уникальную возможность приобщиться к богатствам европейского пространства высшего образования, включая его демократические ценности, многообразие культур, языков и систем высшего образования. Главное при этом – не растерять запас положительного опыта, накопленного ранее традиционной российской многоуровневой системой высшего образования, характеризуемой целым рядом особенностей, позволяющих специалисту быть востребованным экономикой.
Глава вторая «Влияние права на деятельность научных и образовательных учреждений» состоит из четырех параграфов.
В первом параграфе «Правовые  аспекты современной системы образования и сферы науки в России» рассматриваются наиболее актуальные проблемы в сфере образования и науки в Российской Федерации.
Отмечается, что частые и существенные изменения, затрагивающие основные источники образовательного права, позволяют утверждать, что реформа образовательного законодательства в России стремительно набирает обороты. Система образования способна к самоуправлению и саморазвитию. Главное, чтобы эти процессы самоорганизации системы образования не нарушали прав  и интересов ее субъектов, осуществлялись в рамках определенных законом общих принципов и требований по организации образования.
Автор анализирует и дает критическую оценку законопроекту «Об образовании в Российской Федерации». На современном этапе разработка нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», интегрирующего нормы действующих законодательных актов, а также включающего дополнительный массив законодательных положений по всем уровням и подсистемам образования, является своевременной и востребованной. Автор солидарен с мнением, что будущий федеральный закон позволит сформировать эффективный механизм правового регулирования образовательных и иных отношений в сфере образования, направленных на реализацию права на образование, государственных гарантий на получение качественного образования, значительно укрепит защиту интересов личности в области образования. В целом будущий закон станет важным фактором гармонизации социальных отношений в обществе и ускорения социально-экономического развития России. Таким образом, принятие законопроекта создаст правовые условия, обеспечивающие превращение образования в движущую силу и ресурс социально-экономического развития, в важный механизм формирования инновационного потенциала общества и экономики, повышения конкурентоспособности страны при одновременном сохранении юридических гарантий свободы и равного доступа к образованию, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей личности, повышения социального статуса педагога.
Предлагаются меры по совершенствованию образовательного нормотворчества:
разработка государственной стратегии и тактики, определяющих конкретное место государства и объем государственных услуг в области образования и науки;
разработка типовых законопроектов для регулирования дополнительного и непрерывного образования на территориях субъектов РФ;
уточнение в федеральном законодательстве понятия и правового статуса уровней образования, в том числе понятия и правового статуса дополнительного, непрерывного и дистанционного образования;
разработка и принятие в каждом субъекте РФ соответствующих законов, регламентирующих деятельность в области образования на территории субъекта РФ для всех ступеней и уровней образования;
приведение текстов законов в соответствие с общепринятой терминологией международных актов (ЮНЕСКО, ОЭСР, ООН);
проведение юридико-технической правки текстов основных законов;
приведение дефиниций и в целом понятийного аппарата законодательства в области образования и науки в соответствие с международными стандартами;
приведение законодательства в области образования и науки в соответствие с дефинициями и экономическими инструментами других отраслей права и др.
Утверждается, что в вопросе совершенствования законодательства о науке существуют два подхода. Первый исходит из того, что Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» исчерпал свой ресурс, не подлежит более никаким улучшениям и должен быть радикально обновлен на базе совершенно новой концепции. Второй подход заключается в том, что работа по совершенствованию законодательства о науке должна идти по пути улучшения содержания Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», внесения в него необходимых поправок, а также  обновления иных нормативных правовых актов, действующих в сфере науки, нормативных правовых актов общеотраслевого законодательства, учитывающих специфику деятельности в сфере науки и научно-технической политики.
Первый подход разделяется всеми исследователями, занимающимися проблемами правового регулирования в сфере науки. Второй подход осуществляется на практике. Автор полагает, что задача ускоренного и целенаправленного развития научно-технической сферы требует перехода от практики «латания дыр» к выработке единой и непротиворечивой системы мер по правовому обеспечению науки и научно-технической политики.
Во втором параграфе «Интеграция науки и образования» автором исследуется процесс интеграции науки и образования в Российской Федерации. Масштабная и многосторонняя интеграция научной и образовательной деятельности проявляется как на национальном уровне, так и в процессе глобализации мирового хозяйства. В настоящее время в Российской Федерации нет единого кодифицированного федерального акта, устанавливающего правовые механизмы процесса интеграции. Обзор федерального и регионального законодательства, регулирующего отношения в области интеграции науки и образования наглядно свидетельствует о присущих ему общих недостатках: фрагментарном характере; отсутствии единого комплексного подхода к решению ключевых проблем реализации принципа интеграции науки и образования; отсутствии согласованности и взаимосвязи норм законодательства о науке и законодательства об образовании по вопросам интеграции этих сфер; противоречивости ряда норм указанных отраслей законодательства нормам других отраслей, в первую очередь, гражданского, бюджетного и налогового законодательств. Для совершенствования правового регулирования в сфере образования и науки необходимо использование норм разных отраслей законодательства, высокое качество законов. При этом право должно не только «обслуживать» образовательные отношения, но и способствовать решению социальных задач, поскольку создание комфортной и благоприятной социальной среды является одной из важнейших целей дальнейшего развития российского общества.
В третьем параграфе «Организационно-правовые формы, в рамках которых действуют учреждения образования и науки» автором  исследуются установленные законом организационно-правовые формы, в рамках которых действуют учреждения образования и  науки. По организационно-правовой форме, т.е. как разновидность юридического лица, все образовательные учреждения являются некоммерческими организациями.
Аргументируется тезис о том, что решение законодателя о недопустимости создания образовательной организации в форме коммерческой организации представляется концептуально правильным, поскольку деятельность образовательной организации, а именно обучение и/или воспитание, направлена на удовлетворение нематериальных потребностей граждан, в том числе гарантированного Конституцией РФ права граждан на получение бесплатного образования, и по своему характеру не может быть предпринимательской.
Для успешной деятельности образовательных организаций не требуется расширения перечня существующих организационно-правовых форм некоммерческих организаций, поскольку это не обусловлено реальными насущными жизненными потребностями.
Четвертый параграф «Правовой статус вуза и автономных учреждений науки и образования» посвящен изучению структуры и элементов правового статуса вуза, проводится сравнительный анализ автономных и бюджетных учреждений образования и науки.
Особый акцент делается на изучении различных, хотя в целом и схожих точек зрения относительно определения компонентов правового статуса высших учебных заведений, существующих в юридических исследованиях.  Выделяют такие основные компоненты статуса вуза, как программный – цели и задачи; правовые основания организации вуза; функции, права и обязанности и его ответственность; правовой режим управления вузом, структура и функции его администрации. В дополнение к перечисленным компонентам исследованы также гарантии реализации прав, организационно-правовая форма, наличие государственной аккредитации, вид высшего учебного заведения. Автор полагает, что в такую структуру могут быть включены и иные элементы в зависимости от характеристики конкретного высшего учебного заведения, роли и места вузов во взаимодействии с иными субъектами, особенностей их участия в конкретных правоотношениях.
Учитывая характер, многообразие вузов, выполняющих реализацию общезначимых публичных функций в социальном аспекте, в структуру их правового статуса, предлагается включить следующие элементы: место вуза в системе федеральных (региональных) и местных органов власти; подведомственность (подчиненность) конкретному публичному органу либо иной вид юридической связи с публичными органами; общие и специальные цели создания и деятельности вуза; публичные задачи, решение которых возлагается на вуз; публичные функции, выполняемые вузом; права (полномочия) вуза; обязанности вуза; компетенция вуза; публичная юридическая ответственность вуза за совершенные им правонарушения.
Автором проведен сравнительный анализ автономных и бюджетных учреждений образования и науки. Делается вывод, что фактически статус автономного учреждения удобен тем образовательным учреждениям, которые активно привлекают средства из внебюджетных источников, причем, чем больше таких денежных средств у учреждения, чем активнее оно ведет приносящую доход деятельность, тем сильнее его стесняют ограничения, существующие для бюджетных учреждений. 
Образовательным учреждениям, которые не изыскали возможности получать дополнительные доходы, удобнее оставаться бюджетными. Смена типа на автономное учреждение выгодна тем учреждениям, которые: готовы модернизировать образовательный процесс; выйти на рынок образовательных услуг, в т.ч. и с инновационными программами; конкурировать за бюджетные и внебюджетные средства; имеют навыки поиска дополнительных финансовых источников, сложившуюся практику получения существенных внебюджетных доходов; готовы взять на себя риски самостоятельной деятельности. Автономное учреждение лучше приспособлено для существования в конкурентной среде. Таким образом, смена типа образовательного учреждения на автономное учреждение предполагает новые, более высокие требования к уровню и качеству управленческой работы в учреждении. К сожалению, не всегда администрация соответствует таким требованиям.
Глава третья «Влияние науки и образования на право» состоит из трех параграфов.
Первый параграф «Взаимодействие и взаимосвязь права с образованием и наукой» посвящен изучению взаимосвязей и влияния сферы образования и науки на право.
Право как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов через механизм правового регулирования. Право решает в нормативном виде социальные, политические и экономические задачи, выдвигаемые перед законодателем ходом общественного развития. Функциональная характеристика права является базовой и для достижения понимания его природы, и для понимания того, что сама эта природа  неоднородна и изменчива. Ясно, что фактически воздействие права определено как внешними источниками (сложившейся социальной ситуацией, культурной традицией, характером государства, политическими интересами и т.п.), так и внутренними источниками, в которых непосредственно выражена природа права.
Рост интеллектуального потенциала страны, степень его экономической капитализации зависят от решения двух задач: обеспечения науки современным ресурсоемким оборудованием, а также качественной подготовки и эффективной занятости квалифицированных кадров.
В последние годы обозначались приоритетные направления политики Российской Федерации по развитию интеллектуальных ресурсов: сохранение культурного наследия, совершенствование образовательной системы, укрепление науки, инновационное развитие экономики, совершенствование иных форм освоения интеллектуальных ресурсов, социальная защита ученых, преподавателей, деятелей культуры.
В этой сфере право выступает и как основной регулятор, и как один из видов интеллектуальных ресурсов. Помимо права на интеллектуальные ресурсы воздействуют и другие нормирующие средства – нравственно-этические, традиционные. При всей универсальности правового регулирования возможности права не безграничны. Право, например, не может влиять на некоторые формы накопления и распространения интеллектуальных ресурсов. Ограничены возможности его воздействия на мыслительные процессы и процессы творческой деятельности. Право регулирует все индикативные компоненты цикла интеллектуальных ресурсов, хотя и в разной степени.
Основная задача заключается в том, чтобы изменить вектор правового влияния. В настоящее время преобладает фрагментарное воздействие права на отдельные традиционно обособляемые индикативные компоненты интеллектуальных ресурсов. А необходимым является системное регулирование, воздействующее на цикл в целом и усиливающее межотраслевое регулирование  для обеспечения связи между способами накопления и освоения знаний и культурных ценностей. Современная действительность требует расширения поля самостоятельной правовой жизни граждан, бизнес-структур, социальных учреждений; перехода к разработке концепций развития законодательства; более широкого использования ценностно-целевых ориентиров; усиления внимания к вопросам реализации права; формирования новых правовых комплексов как средств преодоления изолированности традиционных отраслей права.
Аргументируется тезис о том, что исследование проблем эффективности права неотделимо от изучения его в контексте культуры и менталитета соответствующего народа в соответствующий исторический период. Между эффективностью действия права и правовой ментальностью существует теснейшая взаимосвязь. С одной стороны, именно менталитет может способствовать наделению законодательства такими качествами, как стабильность, актуальность, доступность, что приводит к его эффективности в целом. С другой – эффективность права есть показатель его высокого уровня, его реальной осуществимости, что, в свою очередь, способствует росту доверия граждан к праву, вырабатывает положительное отношение к праву, веру в его справедливость и гарантированность посредством права на защиту. Регулятивная и охранительная функции права находятся во взаимосвязи и дополняют друг друга, внося свою лепту в упорядочение социальных связей.
Второй параграф «Воздействие образования и науки на процесс правотворчества  и правоприменения» отражает позицию о необходимости исследования области эффективности права для совершенствования правотворческой и правоприменительной работы.
Исторически всякое законодательство развивается как стихийное приспособление правового развития к практическим потребностям общества в соответствии с его внутренними закономерностями. Приводятся доводы, что российскому правотворчеству недостает обобщения практики, не учитывается критика со стороны лиц, на которых закон распространяет свое действие. Для совершенствования правотворческой работы необходимо институционализировать наблюдение за действием законов, чтобы вовремя подготовить их корректировку. Для подготовки этой институционализации наука может предложить методологический и фактологический материал. Сбор информации об эффективности законов, об их влиянии на волю и сознание людей во многом предопределяет успех будущих правовых актов. Научное наблюдение за действиями законов, централизованная регистрация и использование таких результатов позволят создавать более стабильные законы.
Обосновывается положение о том, что пробелы, допускаемые правотворческими государственными органами в ходе своей деятельности, напрямую порождают изъяны в правоприменении. Право обладает не только созидательной, но и разрушительной силой. Активизация роли науки в законотворчестве – необходимое условие повышения качества принимаемых законов и предпосылка эффективности содержащихся в них норм. Нельзя сказать, что тезис о необходимости научного обеспечения правотворчества не претворяется в жизнь, однако в условиях рыночных отношений и тяжелого материального положения российской науки, усугубленного экономическим и финансовым кризисом, не так уж безобидна приобретающая определенное распространение форма социального заказа на подготовку законопроектов и их экспертизу. Таким образом,  как показал опыт развития страны и особенно кризисный этап последних лет, общественную систему нельзя свергнуть произвольно; она не уничтожена до тех пор, пока в реальной жизни не утвердятся и не разовьются экономические, политические, моральные и другие устои.
В третьем параграфе «Влияние образования и науки на формирование кадров» отмечается, что в современной России уделяется значительное внимание созданию законодательной базы для обеспечения развития общества и государства по демократическому пути. Гарантом осуществления задач государства служит юридическое образование населения и подготовка профессиональных юристов. Там, где государственная политика строится на приоритетах образования, осознается его особая динамизирующая социально-экономическая и цивилизационная роль, достаточно быстро появляются прогрессивные социальные изменения и культурные преобразования.
Подчеркивается, что длительные деформации политического режима, ограничение доступа к культуре и образованию, личному участию в формировании правовых отношений, безусловно, сформировали нынешние особенности правового сознания в России. Однако историческая практика свидетельствует о значительных возможностях правовой культуры и образования изменять, в том числе довольно радикально, сложившиеся стереотипы правового поведения. В современном юридическом образовании значительно снижен морально-нравственный стандарт подготовки к юридической профессии. Поэтому актуальным вопросом инновационного развития правовой культуры является создание широкой социальной среды формирования стилевых признаков правового сознания и поведения. Существенные элементы такой среды – вузы, предназначенные по своей природе быть не только организациями образования, но и центрами правовой культуры. Вузам необходимо более значительно, чем сейчас, интегрироваться в социальный контекст: учебные планы юридических факультетов должны быть сопряжены с программами гуманитарных факультетов классических университетов; деятельность юридических академий и институтов прикладного характера должна соотноситься с системой практической деятельности отрасли или региона.
Ситуация с классической моделью юридического образования России рассматривается как неудовлетворительная и требующая революционных перемен. Смысл этих перемен состоит в  усилении социальной и философской ориентации в юридических дисциплинах, интеграции теоретической и практической подготовки как основы социальной адаптации юридического корпуса. Подлинное качество юридического образования основано на механизме культурной идентификации юридического мышления, на встроенности юридического образования в процесс воспроизводства национального правового сознания и культуры. Поэтому смысл реформы юридического образования состоит не столько в решении проблемы повышения уровня догматических познаний выпускников, сколько в формировании целостной культурной среды формирования юридического корпуса страны. Для России в сфере права речь идет о восстановлении исходных социальных ценностей, извращенных поверхностным пониманием индивидуализма и капитализма, и фактическом формировании правовой культуры следующего поколения, построенной на отказе от примата абстрактной юридической формы в пользу дерегулирования и раскрепощения творческой активности человека.
В заключении диссертационного исследования подводятся итоги выполненной работы, в обобщенном виде формулируются основные выводы, а также отмечаются проблемы, нуждающиеся в дальнейшем, более глубоком изучении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ
В СЛЕДУЮЩИХ РАБОТАХ АВТОРА:
 
 
Научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:
 

  1. Ильина О.В. Современная реформа образования в России: правовой аспект // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010. № 5(75). С. 25–29 (0,4 п.л.).

 

  1. Ильина О.В. К обсуждению проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», 2011. № 5(81). С. 77–81 (0,4 п.л.).

 
Научные статьи, опубликованные в иных изданиях:
 

  1. Ильина О.В. Развитие законодательства, регулирующего сферу образования // Тенденции и противоречия развития российского права на современном этапе: сборник статей VIII Всеросс. науч.-практ. конф. Пенза: Приволжский дом знаний, 2009. С. 69–71 (0,1 п.л).

 

  1. Ильина О.В. Правовое обеспечение интеграции науки и образования // Международный, федеральный и региональный рынок образовательных услуг: состояние и перспективы развития: сборник статей VI Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Приволжский дом знаний, 2009. С. 78–81 (0,1 п.л).

 

  1. Ильина О.В. Влияние права на образовательную систему Российской Федерации // Молодежь и рынок труда: конкурентоспособность в современных социально-экономических условиях: сборник статей III Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Приволжский дом знаний, 2010. С. 90–93 (0,1 п.л).

 

  1. Ильина О.В. Административно-правовой статус вуза // Университетское образование: сборник статей XIV Междунар. науч.-метод. конф. Пенза: Приволжский дом знаний, 2010. С. 597–600 (0,1 п.л).
  2. Ильина О.В. Автономные учреждения образования // Школа, государство и общество: сборник статей III Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Приволжский дом знаний, 2010. С. 50–53 (0,1 п.л).

 

  1. Ильина О.В. Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: модернизация системы образования // Проблемы качества образования в современном обществе: сборник статей VI Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Приволжский дом знаний, 2010. С. 3–6 (0,1 п.л).

 

  1. Ильина О.В. Единый государственный экзамен: проблемы финансирования  // Перспективы развития систем среднего и высшего профессионального образования в современном обществе: сборник статей III Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Приволжский дом знаний, 2010. С. 76–79 (0,1 п.л).

 

  1.  Воротников А.А., Ильина О.В. Роль права в научно-образовательном процессе нации // Научно-образовательный потенциал нации и конкурентоспособность страны: сборник статей VII Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Приволжский дом знаний, 2010. С. 27–30 (0,1 п.л).

 

  1.  Ильина О.В. Взаимодействие и взаимосвязь права с наукой и образованием  // Тенденции и противоречия развития российского права на современном этапе: сборник статей IХ Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Приволжский дом знаний, 2010. С. 23–26 (0,1 п.л).

 

  1.  Воротников А.А., Ильина О.В. Потенциал российского права в развитии интеллектуальных ресурсов // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: сборник статей ХVIII Междунар. науч.-практ. конф. Пенза: Приволжский дом знаний, 2011. С. 27–31 (0,1 п.л).

 
 
 


Подписано в печать 22.11.2011 г. Формат 60х84 1/16.
Бумага офсетная. Гарнитура «Times». Печать офсетная.
Усл. печ. л. 1,5.  Тираж 140  экз. Заказ 651
 
Отпечатано в типографии издательства
ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия».
410056, Саратов, ул. Вольская, 1.
 

 
 

Файлы: 
Порядок отображения: 
0