2012avtoref399

Аватар пользователя ideolog
Зарубин Алексей Сергеевич
 
28 декабря 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Основания возникновения и защита прав участников размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (специальность 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 521.023.02
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Зарубин А.С. Основания возникновения и защита прав участников размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 26.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref399 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Зарубин А.С. Основания возникновения и защита прав участников размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 26.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 На правах рукописи
Зарубин Алексей Сергеевич
ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ЗАЩИТА ПРАВ УЧАСТНИКОВ
РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ,
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ
ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Специальность 12.00.03 –
Гражданское право;
предпринимательское право; семейное право;
международное частное право
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Москва – 2012
2
Работа выполнена на кафедре гражданского права Федерального госу-
дарственного бюджетного образовательного учреждения высшего профес-
сионального образования «Пермский государственный национальный иссле-
довательский университет».
Научный руководитель –
Официальные оппоненты:
Ведущая организация –
Защита состоится 28 декабря 2012 г. в 13 часов на заседании диссерта-
ционного совета Д 521.023.02 при Московской академии экономики и права
по адресу: 117105, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 23.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской госу-
дарственной академии экономики и права.
Автореферат разослан 26 ноября 2012 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор юридических наук, доцент Ю.С. Харитонова
Кузнецова Ольга Анатольевна,
доктор юридических наук, профессор.
– Блинков Олег Евгеньевич,
доктор юридических наук, профессор,
профессор кафедры гражданского права.
ФГБОУ ВПО «Юго-Западный государ-
ственный университет»;
– Филиппова СофьяЮрьевна,
кандидат юридических наук, доцент,
доцент кафедры коммерческого права и
основ правоведения МГУ имени
М.В. Ломоносова.
ФГБОУ ВПО «Ульяновский государ-
ственный университет»
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы оснований возникновения и защиты прав участни-
ков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд обусловлена нескольки-
ми аспектами: социально-экономическим, законотворческим, правопримени-
тельным и доктринальным.
Социально-экономический аспект. Удовлетворение государственных и
муниципальных нужд является одной из основных задач государства для
обеспечения реализации своих функций. Данная задача выполняется путем
заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов
(далее – госконтракт) на поставки товаров, выполнение работ, оказание ус-
луг.
Заключение госконтрактов происходит в рамках особой правовой про-
цедуры – размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказа-
ние услуг. Размещение заказов предполагает поиск контрагента, способного
предложить наилучшие условия. Надлежащее исполнение им госконтракта
приведет к удовлетворению государственных и муниципальных (и, как след-
ствие, общественных, социальных) нужд. Фактически участники размещения
заказа – главные субъекты и адресаты этой процедуры.
Правильное определение оснований возникновения их прав и установ-
ление эффективного гражданско-правового механизма их защиты не только
способствуют укреплению социально-экономического и правового статусов
участников процедуры размещения заказа, но и являются важнейшим усло-
вием успешной социально-экономической деятельности государства.
Законотворческий аспект. В последние годы количество нормативных
актов, регулирующих поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных и муниципальных нужд, непрерывно увеличивается.
После принятия Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О разме-
щении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
4
государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) появи-
лись и подзаконные нормативные акты. Следствием множественности актов,
составляющих законодательство о размещении заказов, является возникно-
вение вопросов о соотношении этих актов и о разрешении коллизий – вопро-
сов, от решения которых зависит правильная квалификация оснований воз-
никновения и выбор способов защиты прав участников размещения заказов.
В настоящее время Государственной Думой ФС РФ в первом чтении
принят Проект федерального закона № 68702-6 «О Федеральной контрактной
системе», которым предполагается признать утратившим силу Закон № 94-
ФЗ. Однако анализ законопроекта показал, что в нем не отражены многие во-
просы, связанные с возникновением и защитой прав участников размещения
заказа (в законопроекте – процедур закупок). В частности, по-прежнему от-
сутствуют легально закрепленные определения ключевых терминов, влияю-
щих на возникновение и защиту прав участников рассматриваемой процеду-
ры (торги, виды торгов, признание недействительным размещенного заказа,
недействительность госконтракта и др.), не решены вопросы судьбы госкон-
тракта в случае незаконности проведенной процедуры закупок.
В связи с этим в части возникновения и защиты прав участников разме-
щения заказов (процедуры закупок) принятый в первом чтении федеральный
закон следует признать незавершенным и нуждающимся в дальнейшем со-
вершенствовании.
Правоприменительный аспект. В настоящее время увеличивается коли-
чество дел, рассматриваемых судами, о признании размещения заказов и за-
ключенных госконтрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг недействительными.
Анализ практики свидетельствует об отсутствии единого подхода к рас-
смотрению названных споров, что во многом объясняется наличием дискус-
сионности в вопросах существа оснований возникновения прав участников
размещения заказов и механизмов защиты их прав. В частности, остаются
спорными для правоприменителей вопросы об отраслевой природе законода-
5
тельства о размещении заказов, о выборе производства (искового или неисково-
го) для защиты нарушенных прав участников размещения заказа, о возможно-
сти признания несостоявшихся торгов недействительными, об основаниях при-
знания госконтракта недействительным и применении последствий его недей-
ствительности.
Доктринальный аспект. В отечественной юридической науке проводи-
лись исследования, направленные на решение отдельных проблем в сфере
размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных и муниципальных нужд. В основном эти исследования
касались характеристики самой процедуры размещения заказов, а также от-
ветственности заказчиков и участников размещения заказов. При этом во-
просы нормативно-правовых, юридико-фактических и договорных основа-
ний возникновения, а также способов защиты прав участников размещения
заказов подвергались анализу лишь фрагментарно, комплексно не исследова-
лись.
По-прежнему многие общие проблемы размещения заказов, влияющие
на права участников, остаются остро дискуссионными, например: место ин-
ститута размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказа-
ние услуг для государственных и муниципальных нужд в системе российско-
го права; правовая природа действий, совершаемых в процессе размещения
заказов и их квалификация в случае нарушения требований нормативных
правовых актов, регулирующих отношения в данной сфере; возможности
применения последствий недействительности госконтрактов как гражданско-
правовых сделок и др.
Степень разработанности темы. Отдельные проблемы возникновения
и защиты прав участников размещения заказов затрагивались в ряде работ,
посвященных в целом торгам и их разновидностям, а также поставке товаров,
выполнению работ, оказанию услуг для государственных и муниципальных
нужд. Важно отметить следующие фундаментальные труды: «Закупки това-
ров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование» Л. В.
6
Андреевой (М., 2009), «Конкурс» М. И. Брагинского (М.: Статут, 2005), «Го-
сударственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы форми-
рования, размещения и исполнения» К. В. Кичик (М., 2012).
Различным аспектам размещения заказов посвящено множество диссер-
тационных работ: «Участие Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации в отношениях, связанных с государственными заказам» В. Е. Бе-
лова (М., 2006); «Правовое регулирование частных и публичных отношений
при поставке товаров для государственных нужд» В. Г. Блинова (Казань,
2009); «Гражданско-правовая регламентация торгов на размещение заказов
для государственных и муниципальных нужд» Д. Ю. Борисова (Волгоград,
2010); «Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государст-
венных и муниципальных нужд: участники гражданских правоотношений и
особенности санкций» А. В. Демкиной (М., 2009); «Правовая природа право-
отношений, возникающих в связи с заключением контрактов на поставку то-
варов для государственных нужд» Н. Н. Заботиной (Волгоград, 2006); «Пра-
вовое регулирование института государственного заказа» В. И. Кузнецова
(М., 2005); «Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для фе-
деральных государственных нужд» П. С. Тарабаева (Екатеринбург, 2008);
«Гражданско-правовое регулирование размещения государственных и муни-
ципальных заказов в Российской Федерации» В. А. Щербакова (М., 2009);
«Поставка товаров для государственных нужд» А. В. Ярового (Екатеринбург,
2005) и др.
Проводились исследования, направленные на решение отдельных во-
просов в сфере размещения заказов, результаты которых представлены в на-
учных публикациях В. А. Анисимова, В. Е. Белова, В. Г. Блинова,
О. А. Беляевой, Л. В. Горбуновой, А. В. Демкиной, В. В. Ерина, Ф. Ф. Жукова,
К. А. Зимина, В. И. Кузнецова, Л. Е. Пермякова, Д. С. Торосян, М. П. Шеверовой,
С. С. Шиховой, В. А. Щербакова.
Важно отметить, что существующие научные представления и выводы отно-
сительно отдельных аспектов возникновения и защиты прав участников размеще-
7
ния заказов имеют важное методологическое, теоретико-правовое и правоприме-
нительное значение для формирования целостного понимания правовых катего-
рий, представленного в настоящем исследовании.
Однако во всех вышеуказанных трудах вопросы прав участников раз-
мещения заказов если и рассматривались, то факультативно по отношению к
основному предмету исследования; комплексное, системное осмысление
теоретических и практических проблем оснований возникновения и защиты
их прав в них отсутствует.
Цель работы заключается в формировании единого комплексного
представления об основаниях возникновения и защите прав участников раз-
мещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд на базе современного состояния за-
конодательства, судебной практики и цивилистической доктрины, а также в
разработке рекомендаций по совершенствованию законодательства и право-
применительной практики.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие зада-
чи:
– определить нормативно-правовые основания возникновения прав уча-
стников размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказа-
ние услуг для государственных и муниципальных нужд;
– установить юридико-фактические основания возникновения прав уча-
стников размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказа-
ние услуг для государственных и муниципальных нужд;
– выявить договорные (контрактные) основания возникновения прав
участников размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
– исследовать признание недействительным размещение заказа как ос-
новной способ защиты прав участников размещения заказов на поставки то-
варов, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муници-
пальных нужд;
8
– охарактеризовать признание недействительным контракта как способ
защиты прав участников размещения заказов на поставки товаров, выполне-
ние работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
– обосновать предложения по совершенствованию законодательства, ре-
гулирующего возникновение и защиту прав участников размещения заказов
на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных
и муниципальных нужд, и практики его применения.
Объект исследования – общественные отношения по поводу возникно-
вения и защиты прав участников размещения заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд.
Предмет исследования – нормы российского законодательства, регу-
лирующие указанные отношения, и практика их применения, а также соот-
ветствующая научная доктрина.
Методологическую основу исследования составили различные обще-
научные методы, прежде всего диалектический как основной способ объек-
тивного и всестороннего познания действительности, а также системный,
структурно-функциональный, логический, методы анализа и синтеза, индук-
ции и дедукции. Автор также использовал частные методы научного иссле-
дования: сравнительно-правовой, формально-логический, исторический,
структурно-правовой, юридико-технический.
Теоретической базой исследования послужили труды таких авторов,
как Т.Е. Абова, С.С. Алексеев, Л.В. Андреева, В.Е. Белов, О.А. Беляева,
И.О. Богданова, А.Н. Борисов, О.Г. Блинков, В.Г. Блинов, М.И. Брагинский,
В.В. Ванин, В.А. Вайпан, В.В. Витрянский, И.Э. Волова, В.С. Гладков,
Б.М. Гонгало, В.П. Грахов, Г.Н. Гредин, Л. Грось, А. Давыдова, А.В. Демин,
Н.Л. Дювернуа, Б. Завидов, Ю.А. Зданович, О.С. Иоффе, И.В. Ершова, Е. Каган,
В.И. Кузнецов, О.А. Кузнецова, А. Курбатов, Л.А. Лунц, Е. Моргунова,
Н.В. Нестерович, И.Б. Новицкий А.П. Патрон, Л.Е. Пермяков, В.В. Пиляева,
Д.В. Пятков, В. Разенкова, В.А. Рахмилович, О.М. Родионова, О.А. Савельева,
9
Д. Свиридова, О.А. Сергачев, Е.А. Суханов, Г.А. Суходольский, П.В. Тарабаев,
М.Ю. Тихомиров, Л.В. Тихомирова, Д Ткаченко, В.А.Федорович, С.Ю. Филип-
пова, А.А. Храмкин, С.С. Цельникер, М.Ю. Челышев, Б.Б.Черепахин, В.Е. Чи-
бисов, Л.И. Шевченко, А.Г. Шкурихин, В.А. Щербаков, В.Ф. Яковлев и др.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: зако-
нодательство, регулирующее возникновение и защиту участников размеще-
ния заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для госу-
дарственных и муниципальных нужд; материалы судебной практики: акты
Конституционного суда РФ (1), Высшего арбитражного суда РФ (17), а также
правоприменительные акты федеральных арбитражных судов округов (61),
апелляционных арбитражных судов (14), принятые в 2006–2012 гг. по спо-
рам, связанным с применением норм, регулирующих эти отношения.
Научная новизна исследования заключается в том, что сформировано
комплексное представление об основаниях возникновения и защите участни-
ков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд, отражающее современ-
ные общественные отношения и законодательство в этой сфере.
Уточнено содержание нормативно-правовых, юридико-фактических и
договорных оснований возникновения прав участников размещения заказов,
а также их влияние на выбор способов защиты прав участников заказов.
Оригинальным является авторский подход к изучению способов защиты
прав на основе анализа современной судебно-арбитражной практики: обос-
нованы предпосылки, условия и последствия выбора того или иного способа
защиты нарушенных прав участников размещения заказа.
Исследование позволило указать на некоторые пробелы и коллизии в
законодательстве, касающиеся регламентации оснований возникновения и
защиты прав участников размещения заказов. В связи с этим автором выдви-
нуты предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Нормативно-правовыми основаниями возникновения прав участников
10
размещения заказа являются нормы комплексного (межотраслевого) инсти-
тута размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд, которые регулируют от-
ношения по формированию государственных и муниципальных нужд, раз-
мещению заказов для их удовлетворения и заключению контракта. Ком-
плексный характер норм института обусловливает возможность выбора для
оспаривания акта (торги, сделка или административный акт), не соответст-
вующего закону и нарушающего права участника размещения заказа.
Нормы данного института содержатся в трехуровневой системе норма-
тивных правовых актов (федеральных, региональных, местных). Правильное
определение круга субъектов правотворчества в данной сфере оказывает не-
посредственное влияние на выбор способа защиты участников размещения
заказа, поскольку отвечает на вопрос, при несоответствии каким правовым
актам совершаемые сделки и принимаемые административные акты могут
оспариваться ими.
2. Юридико-фактическими основаниями возникновения прав участни-
ков размещения заказа являются правомерные действия (акты) заказчика и
участников, порождающие определенные общественные отношения по удов-
летворению указанных в законе государственных и муниципальных нужд. К
таким актам относятся: односторонние сделки (извещение о размещении за-
каза и документации; заявка на участие в размещении заказа) и администра-
тивные акты (рассмотрение заявок, поданных на участие в размещении зака-
за; подведение итогов размещения заказа). Как следствие, последние могут
быть обжалованы как ненормативные акты государственных и муниципаль-
ных органов.
3. Договорным (контрактным) основанием возникновения прав участ-
ников размещения заказов является госконтракт, который имеет комплекс-
ную (разноотраслевую) природу, обусловленную влиянием на его содержа-
ние как гражданско-правовых, так и административно-правовых норм и ог-
раничивающую возможности использования некоторых гражданско-
11
правовых способов защиты прав участников размещения заказов (например,
в части расторжения контракта, отказа от него, требования задатка в двойном
размере и др.).
4. Основным способом защиты прав участников размещения заказов яв-
ляется признание размещения заказа недействительным, проблема использо-
вания которого связана с тем, что в основе прав участников лежит совокуп-
ность неодинаковых юридических фактов (сделки, административные акты,
контракт) и каждый из них может произойти с нарушением закона.
Если вся процедура размещения заказа состоялась, был заключен гос-
контракт, то участник размещения заказа, считающий, что его права наруше-
ны, вправе требовать признания размещения заказа и контракта, заключенно-
го на его основании, недействительными. Признание недействительным ад-
министративного акта (например, протокола рассмотрения заявок) как спо-
соб защиты в такой ситуации возможен, но нецелесообразен, так как не при-
ведет непосредственно к восстановлению нарушенных прав участника раз-
мещения заказа.
С учетом сложной юридико-фактической конструкции размещения за-
каза его участник при нарушении его прав может требовать признания не-
действительными как состоявшиеся, так и несостоявшиеся торги.
5. Признание размещенного заказа недействительным не влечет непо-
средственного восстановления нарушенного права участника размещения за-
каза, хотя это и есть главная цель реализации защиты.
При полном возврате сторон контракта в первоначальное положение и
восстановлении прав какого-либо участника на участие в размещении заказа
необходимо нормативно обязать заказчика проводить повторную процедуру
размещения заказа с лицами, допущенными к участию в ней.
Для обеспечения реального восстановления нарушенных прав участни-
ков размещения заказа необходимо законодательно предусмотреть возмож-
ность оспаривания размещения заказа только до заключения госконтракта в
течение непродолжительного пресекательного срока между актом, подводя-
12
щим итоги по размещению заказа, и заключением госконтракта. Подача со-
ответствующей жалобы должна приостанавливать процесс заключения гос-
контракта.
6. Недействительность размещения заказа (в случае как состоявшихся,
так и несостоявшихся торгов) должна влечь недействительность заключенно-
го контракта, поскольку заключение госконтракта – это окончательная часть
размещения заказа и недействительность целого не может не влечь недейст-
вительности части.
Признание госконтракта недействительным является дополнительным
способом защиты, производным от основного – признания недействитель-
ным размещения заказа. Если участник размещения заказа в качестве осно-
ваний недействительности госконтракта называет нарушения при размеще-
нии заказа, данные способы защиты гражданских прав не должны разрывать-
ся.
Госконтракт может быть признан недействительным по общеграждан-
ским основаниям, не связанным с недействительностью торгов.
7. Правовым последствием признания торгов недействительными явля-
ется недействительность госконтракта, а правовым последствием недействи-
тельности госконтракта – реституция. С учетом этого судам следует не толь-
ко констатировать недействительность госконтракта в связи с недействи-
тельностью торгов, но и применять последствия его недействительности, оп-
ределив, что подлежит возврату каждой из сторон госконтракта.
В случае если госконтракт заключен, но стороны не приступили к ис-
полнению обязательств по нему и впоследствии он признан судом недейст-
вительным, в применении реституции объективно нет необходимости.
Решая вопрос о применении последствий недействительности полно-
стью или частично исполненного госконтракта, необходимо установить: мо-
гут ли права и законные интересы участника размещения заказа быть защи-
щены и восстановлены признанием госконтракта недействительным и при-
менением последствий его недействительности; возможно ли после разреше-
13
ния спора и признания размещения заказа недействительным достижение це-
лей торгов путем проведения повторного размещения заказа; исполнены ли
заключенные контракты; возможно ли приведение сторон в первоначальное
состояние; в чем выражается заинтересованность лица, оспаривающего раз-
мещение заказа; насколько признание торгов недействительными отвечает
общественным и государственным интересам.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что её положения в со-
вокупности формируют целостное представление об основаниях возникнове-
ния и защите прав участников размещения заказов на поставки товаров, вы-
полнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд, включающее определение нормативно-правовых, юридико-
фактических и договорных оснований возникновения прав и их влияние на
выбор способов защиты, а также содержащее характеристику гражданско-
правовых способов защиты прав участников размещения заказа.
Выводы, сделанные в результате проведенного исследования, дополня-
ют и развивают такие разделы науки гражданского права, как основания воз-
никновения гражданских прав, защита гражданских прав, торги, заключение
договора, обязательственное право, и имеют методологическое значение для
дальнейших научных разработок в соответствующих сферах данной отрасли
права.
Предложения, высказанные в диссертации, могут быть использованы в
правотворческой деятельности при дальнейшем развитии и совершенствова-
нии законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, вы-
полнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд, а также проекта ФЗ «О Федеральной контрактной системе».
Кроме того, практическая значимость диссертационного исследования
определяется тем, что содержащиеся в нем выводы, предложения и рекомен-
дации могут быть использованы в практической деятельности правоприме-
нительных органов; в научно-исследовательской работе при разработке та-
14
ких правовых понятий, как госконтракт, торги, способы защиты гражданских
прав; а также в учебной и преподавательской деятельности при изучении и
преподавании общего курса «Гражданское право» и отдельных специальных
учебных курсов, связанных с вопросами заключения и исполнения госкон-
трактов.
Апробация результатов исследования. Диссертационная работа выпол-
нена на кафедре гражданского права ФГБОУ ВПО «Пермский государственный
национальный исследовательский университет», где было проведено его рецензи-
рование и обсуждение.
Основные теоретические выводы и положения диссертации нашли от-
ражение в 12 изданных работах, из них 3 опубликованы в ведущих рецензируе-
мых научныхжурналах, рекомендованныхВАКМинобрнауки России.
Основные результаты диссертационного исследования докладывались
автором на конгрессах, международных и всероссийских научно-
практических конференциях: «Проблемы развития общественных наук: вопро-
сы, решения, перспективы» (Волгоград, 15–16 декабря 2011 г.); Втором перм-
ском конгрессе ученых-юристов (Пермь, 28–29 октября 2011 г.); «Актуальные
научные вопросы: реальность и перспективы» (Тамбов, 26 декабря 2011 г.); «Ин-
новации в науке: пути развития» (Чебоксары, 5 марта 2012 г.); «Социально-
гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения» (Челябинск, 30
марта 2012 г.); «Норма. Закон. Законодательство. Право» (Пермь, 26–30 апреля
2012 г.); Третьем пермском конгрессе ученых-юристов (Пермь, 12–13 октября
2012 г.).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, объе-
диняющих пять параграфов, заключения и списка использованной литерату-
ры.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснованы выбор темы и ее ее актуальность, дана оценка
степени разработанности проблематики, раскрыты объект и предмет иссле-
15
дования, цель и задачи, научная новизна и методы исследования, отмечена
его теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения,
выносимые на защиту, отражена апробация результатов исследования.
В первой главе – «Основания возникновения прав участников размеще-
ния заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для госу-
дарственных и муниципальных нужд» – последовательно рассмотрены нор-
мативно-правовые, юридико-фактические и договорные основания возник-
новения прав участников размещения заказов.
Первый параграф посвящен выяснению нормативно-правовых основа-
ний возникновения прав участников размещения заказов на поставку това-
ров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципаль-
ных нужд.
Размещение государственного заказа подвергается правовому регулиро-
ванию уже не одно столетие, но по-прежнему в юридической науке остается
дискуссионным вопрос о природе и месте норм, регулирующих отношения
по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государствен-
ных и муниципальных нужд, в системе российского права, об их соотноше-
нии с нормами гражданского и административного законодательства.
С вступлением в действие Закона № 94-ФЗ начал формироваться инсти-
тут поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государствен-
ных и муниципальных нужд, поскольку ранее такие отношения имели срав-
нительно небольшое количество отличий от иных гражданско-правовых до-
говоров на поставку товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В последние годы количество нормативных актов, регулирующих по-
ставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд, увеличилось. При этом актуализировался вопрос об
отраслевой принадлежности норм этого законодательства и его месте в сис-
теме отечественного права.
Большое количество норм, регулирующих качественно однородные от-
ношения по поводу поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для
16
государственных и муниципальных нужд, составляют отдельный институт
права.
Находясь в совместном ведении, законодательство о размещении зака-
зов не может относиться исключительно к гражданскому законодательству.
Кроме того, его содержание очевидно отражает влияние публично-правового
метода регулирования.
Определение отраслевой принадлежности тех или иных норм рассмат-
риваемого института обусловливает выбор участниками размещения заказа
акта (сделка или административный акт), не соответствующего закону и на-
рушающего их права, для оспаривания (обжалования).
Нормативно-правовыми основаниями возникновения прав участников
размещения заказа являются нормы комплексного (межотраслевого) инсти-
тута размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд, которые регулируют от-
ношения по формированию государственных и муниципальных нужд, раз-
мещению заказов для их удовлетворения и заключению контракта.
Комплексный характер норм института обусловливает выбор для оспа-
ривания (обжалования) участниками размещения заказа акта (торги, сделка
или административный акт), не соответствующего закону и нарушающего их
права.
Нормы данного института содержатся в трехуровневой системе норма-
тивных правовых актов (федеральных, региональных, местных), что должно
быть отражено в ч. 1 ст. 2 Закона № 94-ФЗ следующим образом: «Законода-
тельство о размещении заказов состоит из положений Гражданского кодекса
Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, на-
стоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных
правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления».
Правильное определение круга субъектов правотворчества в данной
сфере оказывает непосредственное влияние на выбор способа защиты участ-
17
ников размещения заказа, поскольку отвечает на вопрос, при несоответствии
каким правовым актам совершаемые сделки и принимаемые административ-
ные акты могут оспариваться ими.
Нормы ГК РФ и Закона о размещении заказов соотносятся как общие и
специальные, поскольку данный закон принят значительно позже, чем первая
и вторая части ГК РФ, нормами этого закона установлен ряд особенностей
заключения и исполнения государственного и муниципального контракта.
Второй параграф посвящен определению юридико-фактических осно-
ваний возникновения прав участников размещения заказов на поставки това-
ров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципаль-
ных нужд.
Комплексный характер института размещения заказов оказывает суще-
ственное влияние на совокупность юридических фактов, обусловливающих
возникновение соответствующих отношений. В основе возникновения отно-
шений по размещению заказов лежат такие юридические факты, как право-
мерные действия, совершенные с намерением вызвать юридические послед-
ствия, – это акты частноправового характера (сделки) и властного характера
(административные акты). Указанные акты порождают отношения, возни-
кающие на всех этапах размещения заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных нужд.
Выделены несколько этапов размещения заказа: формирование потреб-
ности в товарах, работах, услугах для государственных и муниципальных
нужд; утверждение состава конкурсной, аукционной, котировочной комис-
сии; размещение в сети Интернет извещения и документации о проведении
конкурса, аукциона, запроса котировок; подача участниками размещения за-
каза заявок на участие в конкурентных процедурах; рассмотрение указанных
заявок; определение победителя конкурентной процедуры либо признание ее
несостоявшейся; заключение государственного или муниципального кон-
тракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Названные
этапы рассмотрены с целью определения юридико-фактических оснований
18
возникновения прав участников заказа.
Юридико-фактическими основаниями возникновения прав участников
размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных и муниципальных нужд являются правомерные дейст-
вия (акты) заказчика и участников, порождающие определенные обществен-
ные отношения по удовлетворению указанных в законе публичных потреб-
ностей.
Извещения о размещении заказа и документации являются односторон-
ними сделками, направленными на привлечение заинтересованных лиц уча-
ствовать в нем; заявка на участие в размещении заказа – односторонняя сдел-
ка, целью которой является получение права на заключение договора по ре-
зультатам проведения процедуры размещения заказа.
Действия конкурсной (аукционной) комиссии по рассмотрению заявок,
поданных на участие в размещении заказа, и по подведению итогов размеще-
ния заказа являются административными актами. Как следствие этого, на-
званные действия в случае проведения торгов на поставки товаров, выполне-
ние работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд мо-
гут быть обжалованы в порядке, предусмотренном гл. 24 АПК РФ, поскольку
конкурсные, аукционные комиссии в силу ст. 7 Закона № 94-ФЗ создаются
заказчиком, уполномоченным органом, т.е. органом власти или подведомст-
венным ему учреждением.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд следует рассматривать в
качестве юридической конструкции, состоящей из ряда элементов – назван-
ных выше юридических фактов.
Третий параграф посвящен договорным (контрактным) основаниям
возникновения прав участников размещения заказов на поставку товаров,
выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд.
Основной задачей размещения любого заказа на поставку товаров, вы-
19
полнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных
нужд является заключение и последующее исполнение госконтракта. При
этом в юридической науке отсутствует единый подход к отраслевой природе
государственного (муниципального) контракта.
Установление множества императивных норм при регулировании отно-
шений между заказчиком и участниками размещения заказа на поставки то-
варов, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муници-
пальных нужд по поводу содержания, формы, условий заключения и испол-
нения госконтракта свидетельствует о значительном административно-
правовом влиянии на сущность госконтракта.
Однако представляется неверным отрицать и факт гражданско-
правового регулирования названных отношений, ввиду того что большая
часть норм Закона № 94-ФЗ, посвященных регулированию отношений между
заказчиком и участниками размещения заказа на поставки товаров, выполне-
ние работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд по
поводу заключения и исполнения госконтракта, основаны на нормах ГК РФ,
соответствуют им. В то же время контракт не является обычным гражданско-
правовым договором.
Госконтракты сочетают в себе элементы гражданско-правового и адми-
нистративного регулирования.
Договорным (контрактным) основанием возникновения прав участников
размещения заказов является госконтракт, который имеет комплексную (раз-
ноотраслевую) природу, обусловленную влиянием на его содержание и гра-
жданско-правовых и административно-правовых норм и ограничивающую
возможности использования гражданско-правовых способов защиты прав
участников размещения заказов (например, в части расторжения контракта,
отказа от него, требования задатка в двойном размере и др.).
Во второй главе – «Защита прав участников размещения заказов на по-
ставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд» – рассмотрены два гражданско-правовых способа за-
20
щиты прав участников размещения заказов, показана их взаимосвязь и дана
их детальная характеристика.
В первом параграфе признание недействительным размещения заказа
характеризуется как основной способ защиты прав участников размещения
заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государ-
ственных и муниципальных нужд.
Основная сложность использования данного способа защиты прав уча-
стников размещения заказа связана с тем, что в основе их прав лежит сово-
купность неодинаковых юридических фактов (сделки, административные ак-
ты, контракт) и каждый из них может произойти с нарушением закона.
При этом законодательство допускает оспаривание (признание недейст-
вительными) как односторонних сделок и административных актов, так и до-
говоров (контрактов), а в институте размещения заказа – ещё и признание
недействительным самого размещения заказа. Поэтому выявляются основа-
ния для использования такого способа защиты, как признание размещения
заказа недействительным, в соотношении с другими гражданско-правовыми
способами защиты.
Размещение заказа может завершиться по-разному: определением побе-
дителя; определением победителя запроса котировок; признанием торгов не-
состоявшимися по причине подачи одной заявки, в случае если заявка лица,
которое ее подало, отвечает требованиям законодательства; согласованием
размещения заказа с единственным поставщиком, в случае если при проведе-
нии торгов никто не подал заявку или все поданные заявки не отвечают тре-
бованиям законодательства. Очевидно, что в первых двух случаях речь идет
о состоявшемся размещении заказа, в двух других – о несостоявшемся.
Если вся процедура размещения заказа состоялась, было установлено
лицо, с которым должен быть заключен контракт (например, выявлен побе-
дитель), и с ним заключен договор, то участник размещения заказов, счи-
тающий, что его права нарушены (например, недопуском к размещению),
вправе подать иск о признании размещения заказа и контракта, заключенного
21
на его основании, недействительными. Однако в такой ситуации участник
размещения заказа вправе обратиться в суд и с заявлением о признании акта
государственного органа недействительным (например, протокола рассмот-
рения заявок).
Поскольку несостоявшиеся торги ранее не признавались судами недей-
ствительными, то участники размещения заказов, считавшие, что их права
нарушены в ходе незаконных, объявленных несостоявшимися торгов, пода-
вали не иски о признании торгов недействительными, а заявления об оспари-
вании решения аукционной (конкурсной) комиссии как ненормативных актов
государственных органов в особом производстве. После сформированной
правовой позиции ВАС РФ по этому вопросу участник размещения заказа
при нарушении его прав в ходе несостоявшихся торгов должен обращаться с
исковым заявлением о признании несостоявшихся торгов недействительны-
ми.
Несмотря на то что признание недействительным размещения заказа яв-
ляется основным способом защиты нарушенных прав его участников, в
большинстве случаев оно не приводит к реальному восстановлению таких
прав. Суды констатируют множество нарушений при размещении заказа, но
если устанавливают, что контракт исполнен, то отказывают в признании его
недействительным, поскольку это не приведет к восстановлению нарушен-
ных прав заявителя: оспариваемый заказ объективно не может быть повторно
размещен.
Если возможна полная реституция, то при возврате предмета заказа за-
казчику участник размещения заказа, права которого были нарушены, может
ждать повторного размещения этого заказа и реализовать свое право на уча-
стие в размещении заказа. При полном возврате сторон контракта в первона-
чальное положение и восстановлении прав какого-либо участника на участие
в размещении заказа необходимо нормативно обязать заказчика проводить
повторную процедуру размещения заказа с лицами, допущенными к участию
в ней.
22
Для действительного восстановления нарушенных прав участников раз-
мещения заказа необходимо оспаривать размещение заказа только до заклю-
чения госконтракта, что требует нормативного закрепления.
С учетом существующего правового пробела необходимо нормативно
определить, что недействительность размещения заказа (в случае как состо-
явшихся, так и несостоявшихся торгов) влечет недействительность заклю-
ченного контракта.
Второй параграф посвящен характеристике признания недействитель-
ным контракта как дополнительного способа защиты прав участников раз-
мещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд.
Закон № 94-ФЗ и практика его применения позволяют выявить два слу-
чая использования такого способа защиты, как признание госконтракта не-
действительным: при нарушении ч. 3 ст. 42 и, как следствие, признания не-
действительным размещение заказа. Квалификация недействительности гос-
контракта в первом случае не вызывает затруднений: это оспоримая сделка,
поскольку в законе прямо названы лица, по иску которых такой контракт
признается недействительным. Во втором случае нередко суды квалифици-
руют недействительный госконтракт как ничтожную сделку, при этом сами
торги рассматривают по аналогии с оспоримой сделкой.
Заключение госконтракта – это окончательная часть размещения заказа,
и недействительность целого не может не влечь недействительности части.
Фактически признание госконтракта недействительным должно являться фа-
культативным способом защиты, производным от основного – признания не-
действительным размещения заказа.
Правовым последствием признания торгов недействительными является
недействительность госконтракта, а правовым последствием недействитель-
ности госконтракта – реституция.
При применении последствий недействительности госконтракта следует
учитывать, что он может быть заключен, но не исполнен, исполнен частично
23
или полностью.
В случае если госконтракт заключен, но стороны не приступили к ис-
полнению обязательств по нему и впоследствии он признан судом недейст-
вительным, в применении реституции объективно нет необходимости.
Решая вопрос о применении последствий недействительности полно-
стью или частично исполненного госконтракта, необходимо установить: мо-
гут ли права и законные интересы участника размещения заказа быть защи-
щены и восстановлены в результате признания госконтракта недействитель-
ным и применения последствий его недействительности; возможно ли после
разрешения спора и признания размещения заказа недействительным дости-
жение целей торгов путем проведения повторного размещения заказа; испол-
нены ли контракты, заключенные по итогам торгов, проведенных с наруше-
нием правил закона; возможно ли приведение сторон в первоначальное со-
стояние; в чем выражается заинтересованность лица, оспаривающего разме-
щение заказа; насколько признание торгов недействительными отвечает об-
щественным и государственным интересам.
В заключении изложены итоги диссертационного исследования в виде
основных теоретических выводов и предложений по совершенствованию за-
конодательства в рассматриваемой сфере отношений.
Основные положения диссертации представлены в следующих работах,
опубликованных:
В ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях,
рекомендованных ВАК МинобрнаукиРоссии:
1. Зарубин А. С. Некоторые вопросы правового регулирования отноше-
ний, возникающих при размещении заказов на поставку товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд // Евра-
зийский юридический журнал. – № 3 (46). – 2012. – 0,35 п.л.
24
2. Зарубин А. С. Особенности формирования воли заказчика и ее несоот-
ветствия волеизъявлению при совершении сделок по опубликованию на
официальном сайте извещения и документации о торгах, извещения о прове-
дении запроса котировок в процессе госзакупок // Закон и право. – 2012.
– № 6. – 0,3 п.л.
3. Зарубин А. С. Квалификация недействительных сделок, совершенных в
процессе размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказа-
ние услуг для государственных и муниципальных нужд // Вестник Пермского
университета. Юридические науки. – 2012. – № 2 (16). – 0,3 п.л.
Работы, опубликованные в иных изданиях:
4. Зарубин А. С. Проблема применения конкурсной (аукционной, котиро-
вочной) комиссией норм Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ в
случае обнаружения в документации об аукционе требований, противореча-
щих законодательству // Норма. Закон. Законодательство. Право: материалы
XII Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых (Пермь, 22–24 апреля
2010 г.) / науч. ред. д.ю.н. О.А.Кузнецова, Перм. гос. ун-т. – Пермь,
2010. – 0,25 п.л.
5. Зарубин А. С. Некоторые вопросы, связанные с размещением заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд способом открытого конкурса и открытого аукциона, в
том числе в электронной форме // Второй пермский конгресс ученых-
юристов: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Пермь, 28–29 октября
2011 г.) / отв. ред. О.А.Кузнецова; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. Пермь, 2011. –
0,3 п.л.
6. Зарубин А. С. К вопросу о правовой природе заявки на участие в торгах
на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных
и муниципальных нужд // Проблемы развития общественных наук: вопросы,
решения, перспективы: сб. науч. ст. по итогам междунар. конф., Волгоград,
25
15–16 декабря 2011 г. / под ред. проф. И.Е.Бельских, проф. В.Н.Гуляихина.–
Волгоград: Волгоград. науч. изд-во, 2011. – 0,2 п.л.
7. Зарубин А. С. Правовая природа извещения о проведении торгов на по-
ставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд // Актуальные научные вопросы: реальность и пер-
спективы: сб. науч. тр. по материалам междунар. заочной науч.-практ. конф.,
26 декабря 2011 г.: в 7 ч. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество»,
2012. – Ч. 3. – 0,35 п.л.
8. Зарубин А. С. К вопросу о понятии «торги» на поставки товаров, вы-
полнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд
// Инновации в науке: пути развития: материалы II Междунар. заочной науч.-
практ. конф., 5 марта 2012 г. / гл. ред. А.Н.Ярутова. – Чебоксары: Учеб.-
метод. центр, 2012. – 0,15 п.л.
9. Зарубин А. С. Проблемы определения понятия «государственные и му-
ниципальные нужды» // Материалы III Всерос. науч. конф. «Социально-
гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения», Челябинск,
30 марта 2012 г. / Центр научного содействия апробации и внедрению инно-
вационных проектов. – Челябинск: Типогр. ООО «Печатный двор», 2012.
– 0,25 п.л.
10. Зарубин А. С. Форма извещения и документации о проведении
торгов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для госу-
дарственных и муниципальных нужд // Научный аспект. – 2012. – № 1.
– 0,3 п.л.
11. Зарубин А. С. Правовая природа действий, совершаемых заказчи-
ком и победителем торгов на поставку товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных и муниципальных нужд, после подведения их
итогов // Норма. Закон. Законодательство. Право: материалы XIV Всерос. на-
уч.-практ. конф. молодых ученых (Пермь, 26–30 апреля 2012 г.) / науч. ред.
д.ю.н. О.А.Кузнецова, Перм. гос. нац. иссл. ун-т. – Пермь, 2012. – 0,2 п.л.
26
12. Зарубин А. С. Правовая природа обеспечения заявки на участие в
торгах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государ-
ственных и муниципальных нужд // Третий пермский конгресс ученых-
юристов: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Пермь, Перм. гос. нац.
иссл. ун-т, 12–13 октября 2012 г.) / отв. ред. О.А.Кузнецова; Перм. гос. нац.
иссл. ун-т. – Пермь, 2012. – 0,3 п.л.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0