2012avtoref299

Аватар пользователя ideolog
 Балтутите Иоланта Видмантовна
 
22 мая 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Гражданско-правовое регулирование заключения контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд» (специальность 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета ДМ 212.029.07
 
Сноска на автореферат диссертации:
 
Балтутите И.В. Гражданско-правовое регулирование заключения контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд: автореф. дис... канд. юрид. наук. Волгоград, 2012. С. 38.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов  собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления на сайте «Правовые технологии» в интересах информационного обеспечения юридических исследований и образования.
 
Текст автореферата диссертации:
 

 
На правах рукописи
 
 
Балтутите Иоланта Видмантовна
 
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ
ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

 
Специальность 12.00.03 – Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
 
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание
учёной степени кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Волгоград – 2012
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет»
 
Научный руководитель –  доктор юридических наук, профессор
                                                        Иншакова Агнесса Олеговна.
 
Официальные оппоненты:  Долинская Владимира Владимировна
                                                      доктор юридических наук, профессор,
ФГБОУ ВПО «Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина», профессор кафедры Гражданского и семейного права
                                                      
 
Беликова Ксения Михайловна
доктор юридических наук, доцент,
ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»
доцент кафедры гражданского и трудового права
                                                       
 
Ведущая организация  –              ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский   федеральный университет».
 
Защита диссертации состоится 22 мая 2012 года в 12 часов 00 минут на заседании диссертационного совета ДМ 212.029.07 по юридическим наукам в ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» по адресу: 400062, г. Волгоград, пр. Университетский, 100, ауд. 2-05 «В».
 
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный университет».
 
Автореферат разослан 20 апреля 2012 года и размещён в сети Интернет Министерством образования и науки РФ и на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» – http://www.volsu.ru

 
Учёный секретарь диссертационного совета

 
кандидат юридических наук                                                           О.А. Яковлева 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования. Комплексное исследование вопросов правового режима финансов публично-правовых образований способно быть самостоятельной и в полной мере диссертабельной работой монографического уровня. Проецирование же данной проблематики в рамках правового обеспечения заключения контрактов на выполнение работ и услуг для государственных и муниципальных нужд в современных экономических реалиях приобретает особую значимость и актуальность.
Финансовые ресурсы любого государства небезграничны и имеют предел. В условиях глобального финансового кризиса и искомой мировым сообществом экономической стабилизации необходимость сбалансированности федерального и субфедерального бюджетов Российской Федерации, а также эффективного расходования средств публично-правовых образований различного уровня становится очевидной. Наблюдается неизменный рост объемов финансирования в сфере обеспечения государственных и муниципальных контрактов.
В объективно сложившейся экономической ситуации институт государственного контракта занимает не последнее место в перечне правового инструментария, направленного на обеспечение гарантий работоспособности и стабильности предприятия. Вместе с тем, современное законодательное оформление данного института требует более качественной организации удовлетворения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах при последовательном соблюдении реального равенства участников соответствующих правоотношений, добросовестной конкуренции и недопущении коррупции в процессе размещения государственных и муниципальных контрактов.
Своевременное обнаружение проблем правовой регламентации заключения государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд, связанных с начальной (максимальной) ценой контракта, его финансовым обеспечением, квалификацией исполнителей и другими вопросами должно сопровождаться оперативным поиском легитимных путей и конструктивных вариаций их решения, с последующим закреплением соответствующих новелл, изменений и дополнений на законодательном уровне.
Изучение правоприменительной практики, связанной с заключением контрактов осуществления работ и услуг для государственных и муниципальных нужд показало, что законодательство их регулирующее, нуждается в совершенствовании. Необходимость совершенствования соответствующей правовой сферы подкрепляется комментируемой в официальных периодических источниках информацией, озвучиваемой контролирующими органами, в частности, Федеральной антимонопольной службой РФ (далее ФАС РФ), что, несмотря на предпринимаемые меры по усилению контроля за выполнением требований законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, объем жалоб от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанных с несоблюдением соответствующего законодательства, продолжает расти.
Так, за 2011 год ФАС РФ было рассмотрено 16 847 жалоб на незаконные действия, либо бездействия заказчиков, уполномоченных органов, специализированных организаций, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. Суть жалоб сводилась к тому, что при заключении контракта на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд не соблюдались положения закона о порядке заключения контрактов. В частности, участников размещения заказов не допускали к торгам, задним числом извещали о проведении торгов, устанавливали неправомерные критерии оценки заявок и выбора победителей. Более половины из общего числа рассмотренных ФАС РФ в 2011 году жалоб, а именно 58 %, были признаны обоснованными и оформлены предписаниями об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов [1].
Настоящее диссертационное исследование посвящено анализу и способам разрешения проблем действующей гражданско-правовой регламентации заключения государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ. Исследование в области порядка заключения контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд представляет собой динамично развивающуюся систему, входящую в состав гражданского и предпринимательского права. Противоречивость правоприменительной практики является ярким свидетельством недостаточности нормативного регулирования, отсутствия подзаконных актов, единообразного правопонимания и правотолкования, обусловившие рассмотрение в Государственной Думе РФ ряда законопроектов, посвященных гражданско-правовому регулированию отношений между хозяйствующими субъектами, оформляемых  государственными контрактами [2]. Выявление и решение проблем в данной сфере будет способствовать достижению баланса интересов заказчиков и потенциальных исполнителей заказов, а также участников процедуры отбора исполнителей этих заказов.
Степень научной разработанности проблемы. Общетеоретические вопросы правового регулирования подрядных отношений, в том числе в сфере капитального строительства, бытового обслуживания населения, проектных и изыскательских работ, а также значение договора подряда, его предмет и стороны, форма, содержание были восприняты соискателем из обоснованных в авторских фундаментальных работах позиций представителей отечественной правовой доктрины: Абрамцовой Е.Л., Ершова О.Г., Курамжиной Н.В., Нигматуллина К.Р., Озерова П.С., Файзулина В.Р. и др.
 
 Частноправовые основы, имеющие концептуальное значение для сферы правового регулирования заключения контрактов на выполнение государственных и муниципальных заказов, исследованы автором посредством изучения трудов таких авторитетных отечественных ученых, как: Абова Т.Е., Белов В.Е, Борисов А.Н., Брагинский М.И., Ванин В.В., Витрянский В.В., Горбунова Л.В., Заботина Н.Н., Краев Н.А., Перов К.А., Пермяков Л.Е., Суханов Е.А., Суходольский Г.А., Турсунова Е.С., Храмкин А.А,               Шевченко Л.И., Яровой А.В.
Вопросы, имеющие непосредственное значение для темы заявленного диссертационного исследования, составляющие сферу договорных отношений, и касающиеся гражданско-правовой регламентации заключения государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд, изучались на основе работ Гладких С.Р., Испенковой Н.А., Тихомирова П.А., Торосян Д.С., Шавылиной Ю.А. и др.
В процессе сравнительно-правового исследования были использованы первоисточники, посвященные предмету исследования таких зарубежных ученых как: Bayle-Ottenheim J., Hoekman B.M., Jadoun G., Le Tomas A.,  Mattoo A., Morcos Jean-Louis, Margaret M., Riordan M.H., Salez A., Valentin C., Westring G. Изучение перечисленных трудов позволило осуществить качественный, содержащий оригинальные авторские мнения компаративный анализ правового обеспечения государственный контрактов.
На формирование авторской позиции, обоснованной в исследовательском аппарате диссертации, ее объекте, предмете, цели, задачах, методологической и теоретической основах исследования, сформулированных научной новизне и положениях, выносимых на защиту, повлияли и работы равнозначного формата, защищенные в последние годы в различных высших учебных заведениях РФ и одобренные ВАК РФ.
Так, исследованию норм гражданского законодательства, регламентирующего размещение муниципальных и государственных заказов в России и рекомендаций, направленных на совершенствование организации и способов проведения размещения заказов, в значительной степени способствовало диссертационное исследование Бордуновой С.А. «Правовое регулирование государственных и муниципальных заказов по законодательству Российской Федерации» (Москва, 2011).
Основой комплексного исследования торгов, проводимых для государственных и муниципальных нужд, как правового механизма, выявления их специфики и возникающих в связи с этим правовых проблем, а также предложенные ко внесению в действующее законодательство о размещении заказов изменения и дополнения, имеющие значимое практическое значение для совершенствования правоприменительной практики, послужила диссертация Борисова Д.Ю. «Гражданско-правовая регламентация торгов на размещение заказов для государственных и муниципальных нужд» (Волгоград, 2011).
Комплексный теоретико-правовой анализ гражданско-правовых отношений, связанных с выполнением работ для государственных нужд, субъектного состава данных правоотношений, установления правовой природы договорных отношений, регулирующих выполнение работ по геологическому изучению недр для государственных нужд, представленный в диссертации Ерина В.В.  на тему «Гражданско-правовое регулирование подрядных работ и работ по геологическому изучению недр для государственных нужд: на основе государственных контрактов» (Москва, 2011), составил основу авторского понимания существующих правовых проблем и методологии их решения, теоретической базы и законодательных основ выполнения работ для государственных нужд.
Законодательный вакуум и пути его преодоления в сфере гражданско-правового регулирования государственного заказа в деятельности органов внутренних дел в условиях социально-ориентированной рыночной экономики были изучены посредством диссертационного исследования Рахимова Э.Х. «Гражданско-правовое регулирование государственного заказа в деятельности органов внутренних дел» (Санкт-Петербург, 2010).
Исследованию отношений в процессе размещения государственных и муниципальных заказов, научно-обоснованных подходов и рекомендаций по повышению результативности этого института, усилению заинтересованности хозяйствующих субъектов в размещении и исполнении данных заказов помогли результаты, полученные в диссертации Щербакова В.А. «Гражданско-правовое регулирование размещения государственных и муниципальных заказов в Российской Федерации» (Москва, 2009).
Перечисленные защищенные за последний период времени диссертационные работы по сходным проблематикам обладают бесспорным как теоретическим, так и практическим значением, тем не мене не касаются исследования детальной гражданско-правовой регламентации заключения контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд и соответствующей сферы договорных отношений.
Таким образом, проведенные ранее монографические и иные фундаментальные научные исследования, раскрывая принципы, закономерности, основополагающие и перспективные тенденции развития изучаемых в диссертации общественных отношений, не снижают ее актуальности и способности выступать самостоятельной темой научной работы, обусловленной рыночными преобразованиями и востребованной современной экономической деятельностью.
Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, складывающиеся между осуществляющими хозяйственную деятельность субъектами частного права по поводу заключения ими контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд.
Предметом диссертационного исследования явились действовавшие ранее, а также современные нормативно-правовые акты РФ, подзаконные нормативные акты РФ, а также ведомственные правовые акты специально уполномоченных органов, осуществляющих надзор, в сфере гражданско-правового регулирования заключения контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд.
Цель диссертационного исследования состоит в комплексном изучении действующего правового обеспечения общественных отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами по поводу заключения ими контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд, его адекватности потребностям современной экономики, а также разработке на основе полученных в ходе исследования результатов конкретных рекомендаций по совершенствованию соответствующего законодательства и внесению авторских предложений, направленных на более детальное и качественное урегулирование отношений по контракту и способствующих повышению заинтересованности сторон в его заключении.   
В соответствии с поставленной целью диссертантом определены следующие задачи:
- изучить генезис становления и развития законодательных основ, регулирующих порядок заключения контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд;
- дать правовую характеристику отличительным признакам и существенным условиям контракта на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд;
- выявить правовые особенности существующих видов гражданско-правовых механизмов размещения заказов для государственных и муниципальных нужд;
- определить особенности правового оформления одного из наиболее конкурентоспособных видов размещения заказа в современной хозяйственной деятельности – электронных торгов;
- охарактеризовать правовое положение субъектов малого предпринимательства, выполняющих подрядные и субподрядные работы для государственных или муниципальных нужд;
- определить возможности гарантийного функционала квалификационного критерия отбора поставщиков с целью качественного выполнения подрядных работ для государственных и муниципальных нужд;
- выявить значение для соответствующего гражданско-правового регулирования и функционал критерия конкурентоспособности поставщиков подрядных работ для государственных и муниципальных нужд;
- изучить действующую регламентацию установления начальной (максимальной) цены контракта на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд на предмет ее состоятельности;
- выявить предусмотренные законом возможности изменения твердой цены и сметной документации контракта на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд;
- проанализировать возможные варианты финансового обеспечения контракта на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд.
Теоретической основой исследования послужили концепции и гипотезы, представленные в трудах отечественных ученых, посвященных проблемам правового регулирования договорных отношений в области подрядных работ, и в частности, заключения государственных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд; размещения государственных и муниципальных заказов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд; основных стратегий развития правового регулирования в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе подрядных работ.
Методологическую основу диссертационного исследования составляют такие общенаучные методы, как: исторический, логический, диалектический, системно-структурный, а также метод моделирования и восхождения от общего к частному. В работе использованы также частно-научные методы: формально-юридический, принцип оценки правовых процессов, метод компаративного анализа и др. Изучение порядка заключения контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд проведено с использованием структурно-функционального и процессуально-динамического методов анализа. При интерпретации результатов исследования использовались также прием синтеза, классификации и обобщения.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в редакции Федеральных законов от 31.12.2005 № 207-ФЗ, от 27.07.2006 № 142-ФЗ, от 20.04.2007 № 53-ФЗ, от 24.07.2007 № 218-ФЗ, от 08.11.2007 № 257-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 01.12.2008 № 225-ФЗ, от 30.12.2008 № 308-ФЗ, от 30.12.2008 № 323-ФЗ, от 28.04.2009 № 144-ФЗ, от 17.07.2009 № 147-ФЗ, от 17.07.2009 № 155-ФЗ, от 17.07.2009 № 164-ФЗ, от 23.11.2009 № 261-ФЗ, от 25.11.2009 № 273-ФЗ, от 17.12.2009 № 316-ФЗ, от 27.12.2009 № 365-ФЗ, от 05.05.2010 № 78-ФЗ, от 08.05.2010 № 83-ФЗ, от 27.07.2010 № 240-ФЗ, от 03.11.2010 № 290-ФЗ, от 05.04.2011 № 56-ФЗ, от 21.04.2011 № 79-ФЗ от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 21.11.2011 № 326-ФЗ, от 07.12.2011 № 418-ФЗ, от 12.12.2011 № 426-ФЗ) с изменениями, а также иные законы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, распоряжения федеральных министерств и ведомств, а также органов местного самоуправления Волгоградской области.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составил опыт становления и развития действующего отечественного и зарубежного правового регулирования размещения государственных и муниципальных заказов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд. Кроме того, диссертант опирался на фактический материал, нашедший свое отражение в решениях и постановлениях Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и других правоприменительных органов.
Информационной базой диссертационного исследования явились сообщения в публичных источниках, мнения экспертов по существу исследуемой проблематики, высказанные в средствах массовой информации, официальных периодических изданиях, интернете, лицензированных справочно-правовых системах, в ходе судебных разбирательств, а также в процессе защиты диссертационных исследований по сходным проблематикам, посещаемых соискателем (диссертация Борисова Д.Ю. «Гражданско-правовая регламентация торгов на размещение заказов для государственных и муниципальных нужд», Волгоград, 2010 год). 
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что работа является первым комплексным монографическим исследованием, посвященным решению проблем действующей правовой регламентации заключения контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд, с целью последующего предложения ко внедрению конкретных правовых механизмов и инструментария, призванных усовершенствовать соответствующее законодательство РФ, регулирующее как оформление договорных отношений хозяйствующих в данной сфере субъектов, так и размещение государственных и муниципальных заказов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд в целом.
Кроме того, автором впервые проведен компаративный анализ отечественного законодательства, регламентирующего заключение государственных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд, с законодательством некоторых зарубежных государств, позволивший сформулировать предложения о внесении изменений и дополнений в действующее правовое регулирование РФ, учитывающие изученный позитивный опыт иностранного законодателя, способный быть адаптированным применительно к потребностям и возможностям российской экономико-правовой системы. 
Научная новизна диссертационного исследования нашла свое отражение и закрепление в следующих положениях, выносимых на защиту:
1. Доказано, что историческое зарождение законодательного становления и планомерного развития института государственных закупок состоялось не в период существования социалистической формы правления, как принято считать, а в царской России периода XV века. Генетически институт государственных закупок связан с имевшим место в России 15 века правовым институтом государственных подрядных работ. Обращение, к истокам законодательного становления рассматриваемого института государственных и муниципальных заказов призвано способствовать развитию и проведению политики заказчиков в лице государства и муниципалитетов по оказанию поддержки субъектам малого предпринимательства.
2. Принимая во внимание национальный законодательный порядок бюджетного и внебюджетного финансирования контрактов, заключаемых для государственных и муниципальных нужд, определенную им возможность финансирования бюджетного учреждения по смете на выполнение подрядных работ для обеспечения собственных нужд, а также юридический статус бюджетного учреждения, выступающего в роли хозяйствующего субъекта со специальной правоспособностью в ходе реализации указанных полномочий и действующего в своих интересах в соответствии с целями деятельности, предусмотренными в его учредительных документах, предлагается дифференцировать договоры (контракты), заключаемые учреждением в пределах, выделенных по смете денежных средств для обеспечения собственных нужд от контрактов, заключаемых этим учреждением в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
3. Сформулировано авторское определение термина «контракт на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд», с целью его последующего закрепления на уровне действующего федерального закона. Контракт на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд – это обязательственное соглашение, заключаемое на возмездной основе, между государством в лице федерального или муниципального органа, с одной стороны, и юридическим лицом, с другой стороны, с целью обеспечения потребностей государства, субъектов государства, физических и юридических лиц, в котором определяются действия, подлежащие исполнению сторонами данного соглашения, а также ответственность за не исполнение, либо ненадлежащее исполнение этих действий.
4. Предлагается исключить пункт 2.1 статьи 22 Закона № 94, регулирующий требования к качеству исполнения заказа, компетенции и квалификации исполнителя, как несоответствующий практике его применения и интересам заказчика, нарушающий права последнего вследствие получения результата, не обладающего требуемыми свойствами и ненадлежащего качества.
5. Преодоление доктринальных и теоретических противоречий в определении термина «аукцион» возможно посредством применения авторской интерпретации понятия института аукциона, учитывающее все сущностные характеристики его юридической природы, под которым следует понимать открытую продажу отдельных видов товаров, работ, услуг, производимую в заранее установленном месте и в заранее обозначенное время с правом предварительного осмотра товаров.
Присущая аукциону характеристика состязательности обусловливает целесообразность необходимости аннулирования предложения о проведении аукциона и применения иного способа размещения заказа в том случае, если оферта не заинтересует более чем одного субъекта.
6. Рекомендуется в перечне мер, направленных на усовершенствование процедуры электронного аукциона, предусмотреть возможность единоразового созыва специальной комиссии, после истечения срока на подачу заявок и до проведения аукциона и оглашения его победителя. В момент созыва специальной комиссии предлагается обязать ее, во-первых, ко вскрытию первой части заявки; во-вторых, к проверке всех участников аукциона. Рекомендуемый метод подведения промежуточных итогов призван устранить ситуации, способные нивелировать победителя после проверки и выявления каких-либо нарушений с его стороны, допущенных в процессе подготовки и проведения аукциона. Защищаемая новелла будет способствовать уменьшению влияния человеческого фактора на прозрачность процесса электронного аукциона.
7.  Выявлено отсутствие нормативно закрепленного Законом № 94-ФЗ регулирования условий привлечения исполнителем третьих лиц для выполнения работ по государственному контракту и вынужденное в связи с этим применение к отношениям сторон общих положений гражданского законодательства о договоре подряда. Устранение законодательного пробела возможно путем внесения в Закон № 94-ФЗ дополнительной статьи, определяющей, по аналогии с ГК РФ, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). Предлагаемое дополнение будет способствовать уменьшению судебных споров и устранению существующих противоречий между судебными и контролирующими органами, в том числе и Федеральной антимонопольной службой РФ.
8.  Обосновано, что повышению качества представляемых услуг посредством проведения торгов, по аналогии с законодательством США, будет способствовать закрепление на законодательном уровне обязанности проведения экспертизы качества предоставляемой услуги той или иной организацией, в случае необоснованного снижения цены по предоставлению услуги. Проведение данной экспертизы может быть возложено на Федеральную антимонопольную службу РФ.
9. Доказана необходимость разработки единых методик определения начальной цены государственного контракта в каждом субъекте РФ, способных учитывать специфику конкретных рынков и создания информационной системы, призванной облегчить государственному заказчику проведение маркетингового анализа и определение среднего рыночного уровня цен на предмет закупки.
Закон № 94-ФЗ предлагается дополнить положением следующего содержания: «минимальной ценой контракта на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд  является среднерыночная цена на определенный вид деятельности, установленная в субъекте РФ, в котором заключается контракт».
10. Оптимизации и детализации российского правового регулирования финансового обеспечения государственного контракта будет способствовать интеграция в нее положительного законодательного опыта США, способного быть безболезненно адаптированным, посредством введения дополнительного вида контракта, а именно «результативного», при котором цена контракта фиксируется при сохранении у подрядчика возможности возмещения некоторых затрат дополнительно к фиксированной цене. В случае выполнения работы подрядчиком по меньшей цене следует руководствоваться нормой об экономии подрядчика, по аналогии с ГК РФ, предусматривающей сохранение права подрядчика на оплату работ по первоначальной цене в том случае, если расходы подрядчика оказываются меньше тех, которые учитывались при ее определении.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что в ней предлагается расширить имеющийся на сегодняшний день категориальный аппарат, используемый в действующем законодательстве, регулирующем размещения государственных и муниципальных заказов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд. Кроме того, диссертационное исследование содержит ряд предложений и выводов, представленных в виде положений, выносимых на защиту, имеющих значение для науки гражданского и предпринимательского права. 
Практическая значимость работы определяется возможностью использования полученных научных результатов при совершенствовании законодательства в сфере размещения заказов, на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе подрядных работ, в результате чего возможно устранить пробелы соответствующего правового регулирования, а также некоторые затруднения правоприменительной деятельности судебного корпуса страны.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть применены при разработке программ и лекционных курсов, обеспечиваемых профессорско-преподавательским составом высшей школы по таким правовым дисциплинам, как «Предпринимательское право», «Гражданское право», «Международное частное право» и др.
Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования.
Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре гражданского и международного частного права юридического факультета Волгоградского государственного университета.
Полученные на различных этапах исследования результаты и выводы прошли апробацию и получили положительную оценку на научных конференциях международного, федерального, регионального, межвузовского и вузовского уровнях в городах Самаре, Волгограде, Волжском в 2011–2012 гг. Среди них: Всероссийский IX научный форум «Актуальные проблемы частного регулирования» (г. Самара, СамГУ, май 2011 года); Международный научно-практический семинар памяти Е.А. Флейшиц «Модернизация гражданского права в современных условиях мирового хозяйствования» (г. Волгоград, ВолГУ, октябрь 2011 года); Международная научно-практическая конференция «Проблемы модернизации гражданского законодательства» (г. Волгоград, ВолГУ, ВИЭПП, июнь 2011 года); I Международная научно-практическая конференция «Общесоциальные проблемы правопонимания и правоприменения: теория и практика» (г. Волжский, ВИЭПП, декабрь 2011 года). 
Положения и выводы диссертационного исследования используются в ходе преподавания таких дисциплин, как «Гражданское право», «Предпринимательское право», «Международное частное право», в Волгоградском государственном университете. Кроме того, результаты исследования, связанные с модернизацией правового регулирования современной экономической деятельности, были разработаны под эгидой межкафедрального Научно-образовательного центра юридического факультета ВолГУ «Модернизация правовой системы современной России».
Публикации. Основные результаты исследования изложены в 8 научных статьях общим объемом 6,1 п. л.
Структура диссертации обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих десять параграфов, заключения, библиографического списка.
 
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации; определяются объект и предмет исследования; указывается степень научной разработанности темы; формулируются цель работы и вытекающие из нее задачи; представляются теоретическая и методологическая основы исследования; обосновывается научная новизна диссертации; формулируются основные положения, выносимые на защиту; выявляется теоретическая и практическая значимость работы; приводятся данные апробации результатов, полученных в ходе исследования.
Глава первая «Основополагающие принципы и категориальный аппарат гражданско-правового регулирования заключения контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд»  состоит из четырех параграфов, которые посвящены выявлению и исследованию становления и эволюционного развития основных этапов законодательства в сфере правового регулирования заключения контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд, анализируются спорные моменты порядка заключения данного вида контракта, определяются способы законодательного совершенствования исследуемого института. Исследовательский акцент делается на анализ исторических аспектов проблемы правового регулирования заключения контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд, прослеживается влияние выявленных особенностей и закономерностей развития на современное состояние нормативной базы в изучаемой правовой сфере. Кроме того, в данном разделе диссертации осуществлена дифференциация видов гражданско-правовых механизмов заключения контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд. Сделан обоснованный вывод о том, что в условиях стремительного развития и внедрения во все сферы хозяйствования инновационных, в том числе компьютерных технологий, одним из наиболее конкурентоспособных видов заключения контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд являются электронные торги.
Первый параграф «Становление и развитие законодательных основ, регулирующих порядок заключения контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд» посвящен вопросам развития законодательства в области заключения контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд. Автором определяется этап развития капиталистических отношений, на котором возникло юридическое оформление заключения контрактов на выполнение государственных и муниципальных нужд. Самым ранним сохранившимся историческим документом, описывающим сферу государственных закупок, является указ царя Алексея Михайловича от 7 июля 1654 г. о подрядной цене на доставку в Смоленск муки и сухарей. Автор доказывает, что институт государственных закупок в России получил свое начало не в период существования социалистической формы правления, вопреки бытующему доктринальному мнению большинства, а был известен еще царской России периода XV века.
Дальнейшее развитие института государственных закупок автор связывает с правлением Петра I. В указе Петра 1711 г. прослежены основные принципы размещения государственного заказа, которые сохранились по сегодняшний день, – публичность, открытость, установление способа размещения заказа, аналогичного современному способу размещения государственного заказа путем проведения запроса котировок.
Соискатель проверяет тезис и в итоге соглашается с ним о том, что для периода петровских реформ характерно появление многих институтов в сфере государственных закупок. Актом 1702 г. был закреплен порядок приемки товаров, введена система учета государственных закупок, начала применяться ответственность за ненадлежащее исполнение государственного заказа, появился аналог современного реестра недобросовестных поставщиков.
В ходе исследования обнаружен целый ряд изданных в этот период актов, регламентирующих порядок осуществления закупок.
Так, в 1719 г. была составлена Инструкция генерал-кригс-комиссару. Согласно этому документу заказчику предоставлялась возможность и даже рекомендовалось производить закупки у местных поставщиков. В 1721 г. вступил в силу указ о борьбе с подложными ценами и коррупцией в деле поставок и подрядов. Также в 1721 г. был принят Регламент Адмиралтейства и верфи, в который была включена отдельная глава о процедуре работы с подрядчиками, запрещающая сотрудникам Адмиралтейства вступать в торги.
 При Анне Иоанновне, в 1732 г. был принят новый Регламент Коммерц-коллегии, регулирующий порядок публикации информации о торгах, рассмотрения поступивших предложений, выявления наиболее оптимальных предложений.
Далее можно упомянуть и Регул провиантского правления, созданный в период царствования Елизаветы Петровны в 1758 г.,  который основывался на правилах осуществления закупок у производителей, утверждении сроков объявления торгов в интересах казны и требованиях к претендентам об информативности для получения подряда. А также Устав о провианте для продовольствия войск 1802 года, основная историческая ценность которого видится автору в том, что в нем впервые было введено понятие «справочной цены» и изданный в 1815 году Указ, рекомендовавший распределять особо крупные подряды по частям.
В ходе исследования ретроспективы заявленной тематики и исторического экскурса к истокам становления и развития института заключения контракта для государственных и муниципальных нужд, автором получен вывод о том, что в XVII веке в России получил свое историческое зарождение институт, который в наше время определяется как возможность разделения, дробления крупных заказов и по сей день является весьма актуальным. Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что законодательное становление и планомерное развитие института государственных подрядных работ, существующее в настоящее время, успешно применялось более трех веков назад.
Также автором обосновывается вывод о том, что современный законодатель, посредством обращения к истокам становления правового регулирования рассматриваемого института государственных и муниципальных контрактов, способствовал бы развитию и проведению политики заказчиков в лице государства и муниципалитетов по оказанию поддержки субъектам малого предпринимательства.
Далее предметом исследования стали такие ключевые для исследуемой темы нормативно-правовые акты, как Распоряжение 1818 г. «О мерах к отвращению промедлений и платежа поставщикам по заключенными с ними в казенных местах подрядах», которое вводило повинность заказчика за неисполнение принятых обязательств, в частности, это касалось оплаты подрядов. Кроме того, был изучен ряд указов, изданных в период с 1860 по 1866 гг., направленных на ограничение закупки иностранных товаров.
На основании Положения от 1900 г. о подрядах и поставках были изучены три предусмотренные им способа осуществления торгов – изустные торги, торги посредством запечатанных объявлений, смешанные торги.
В процессе научной работы были выявлены значительные изменения отечественного законодательства, регулирующего вопросы заключения контрактов для государственных и муниципальных нужд, отмеченные после Октябрьской революции 1917 года. Принятое в 1927 г. новое Положение о государственных подрядах, установившее порядок авансирования подрядчиков и поставщиков, продемонстрировало более либеральную регламентацию, основанную на особых, более выгодных условиях авансирования для государственных учреждений и предприятий. В период пролетарского правления, гибели рыночных отношений, посредством вытеснения частного капитала, переделке крестьянского хозяйства, централизации и концентрации средств производства в руках пролетарского государства автором выявлены и изменения в исследуемом институте. Так, в диссертации прослеживается тот факт, что в советский период, хотя и издавались нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, связанные государственным заказом, субъектами этих правоотношений становилось государство, а также государственные предприятия и организации. Государственный заказ представлял собой плановое задание, которое доводилось до предприятий.
В данной части диссертации изучены и первые нормативно-правовые акты, регулирующие порядок осуществления государственных закупок в постсоветской России. В частности, Указ Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 826 «О мерах по формированию федеральной контрактной системы» и принятое в соответствии с Указом Постановление Правительства РФ от 10 августа 1992 г. «О Реализации Указа Президента РФ «О мерах по формированию Федеральной контрактной системы».
Изучаются положения первого в современной России нормативного акта, упомянувшего понятие «государственный контракт», а ныне утратившего силу Закона РФ от 28.05.1992 № 2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд». Первое же легальное определение понятия «государственный контракт», подвергшееся анализу в научной работе, обнаружено соискателем в принятом шесть лет спустя Бюджетном кодексе РФ.
Далее исследованы такие нормативно-правовые акты, как Указ Президента РФ от 7 августа 1992 г. № 826 «О мерах по формированию федеральной контрактной системы», принятый в целях создания условий для реализации Закона РФ от 28.05.1992 № 2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд», действовавший до момента вступления в силу Федерального закона от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», а также Федеральный закон № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», принятый 6 мая 1999 г.. Данный правовой акт действовал вплоть до принятия в 2005 г. ныне действующего Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», составившем нормативную базу исследования не только раздела диссертации, посвященного ретроспективе вопроса.
В качестве заключения первого параграфа формулируется и предлагается вывод о том, что, несмотря на то, что ныне действующий Закон № 94-ФЗ претерпел множество изменений и дополнений, однако до настоящего времени применение положений законодательства в области заключения и осуществления государственных и муниципальных контрактов, основой которого он является, сопряжено со значительными трудностями и противоречиями, которые определяются соискателем и нуждаются, по его мнению, в детальной переработке и устранении.
Во втором параграфе «Понятие, отличительные признаки и существенные условия  контракта на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд» проводится анализ характерных особенностей государственного и муниципального контракта, позволяющий сформулировать авторское определение и дополнить имеющийся перечень его сущностных характеристик. Среди последних: признак специфической направленности государственного контракта (регламентация условий и порядка поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг в сфере капитального строительства), особый порядок заключения (на основании размещенного государственного заказа, в соответствии с ФЗ № 94-ФЗ) и характерный индивидуальный субъектный состав (от имени и в интересах государства).  
Изучен установленный отечественным законодателем порядок бюджетного и внебюджетного финансирования контрактов, заключаемых для государственных и муниципальных нужд, и в частности, определенная им возможность бюджетного учреждения получить средства из бюджета или из внебюджетных источников по смете на выполнение подрядных работ для обеспечения собственных нужд. Выявлено, что при реализации указанных полномочий бюджетное учреждение выступает как хозяйствующий субъект со специальной правоспособностью и действует в своих интересах в соответствии с целями деятельности, предусмотренными в его учредительных документах. Поэтому соискатель предлагает от договоров (контрактов), заключаемых учреждением в пределах, выделенных по смете денежных средств для обеспечения собственных нужд, отличать контракты, заключаемые этим учреждением в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В процессе научного исследования обнаружено отсутствие в действующем российском законодательстве определения термина «контракт на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд», в связи с этим сформулировано авторское определение данного термина, соответствующее убежденности соискателя о необходимости его закрепления на уровне Закона № 94-ФЗ.
Проведенный в ходе исследования анализ юридических признаков договора подряда для государственных и муниципальных нужд позволил автору прийти к выводу, что данный контракт следует определять как возмездный, концессуальный и двусторонний.
В правовой доктрине и на практике часто обсуждается проблематика определения существенных условий заключаемого контракта. Дискуссии подвергаются существенные условия контракта и его предмет. Опасность, которую таит в себе неправильное решение данного вопроса, кроется в том, что если стороны не указали или неправильно указали в контракте хотя бы одно существенное условие, такой контракт считается незаключенным. Сложность возникающих по этому поводу противоречий подтверждается сложившейся на сегодняшний день противоречивой судебной практикой, изученной соискателем. Так, можно констатировать отсутствие единообразной практики по вопросу: являются ли существенными условиями сроки, место оказания услуг, цена услуги, срок и порядок оплаты. Рассматриваются разные подходы к определению предмета договора.
С целью формирования единой практической правовой позиции по вопросу определения условий заключаемого контракта можно было бы рекомендовать вынесение совместного постановления Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ «О порядке заключения и соблюдения условий контрактов, заключаемых для государственных и муниципальных нужд». Но автор не стал углубляться в доскональное изучение данной проблемы, в связи с выходом ее за рамки специальности 12.00.03.
Третий параграф «Виды гражданско-правовых механизмов размещения заказов для государственных и муниципальных нужд» посвящен анализу законодательно определенных способов заключения контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд.
Изучены положения ФЗ № 94-ФЗ, в частности, п. 2.1 ст. 22, который не допускает включение в конкурсную документацию требований к производителю товара, к участнику размещения заказа, а также требований к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом. На основе полученной законодательной информации, автор делает вывод о том, что данный раздел следовало бы исключить из положений закона по причине того, что его смысл идет вразрез с практикой применения и не согласуется с постулатом о необходимости соблюдения прав заказчика. Действительно, в ходе исследования выявлены частые случаи, когда после подписания контракта оказывается, что лицо, получившее право на производство работ, оказание услуг, в итоге не отвечает необходимым требованиям по их производству и выполняет возложенную на него функцию некачественно, не укладывается в установленные сторонами сроки. Вследствие этого, в первую очередь, страдает заказчик, который получает результат не тот, который рассчитывал получить и не того качества, которое ожидалось.
Рассмотрение аукционного способа заключения контракта позволило сформулировать вывод, посвященный законодательной корректировке, направленной на устранение противоречия, имеющего место в п. 5 и п. 6 ст. 36 Закона № 94-ФЗ. Суть последнего заключается в том, что если внесенное заказчиком предложение о проведении аукциона не вызывает интереса у более чем одного лица, предложение о проведении аукциона должно аннулироваться и применяться какой-либо иной способ размещения заказа, например, размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Таким образом, положение о передаче участнику размещения заказа, подавшему единственную заявку на участие в аукционе, проекта контракта, прилагаемого к документации об аукционе, идет вразрез с общими требованиями аукциона и его законодательное закрепление следовало бы устранить. В случае подачи только одной заявки на аукционе возможно законодательное закрепление продления срока подачи заявок, по аналогии с    п. 6 ст. 46 Закона № 94-ФЗ.
Анализируя юридические «возможности» вида заключения контракта путем запроса котировок, автор указывает, что заказчик вправе осуществить повторное размещение заказа путем запроса котировок в случае отклонения комиссией всех котировочных заявок и при этом вправе изменить условия исполнения контракта. Вместе с тем, делается вывод о том, что следовало бы законодательно установить срок, ранее которого повторное размещение котировок на сайте не должно допускаться. Разумным, по мнению соискателя, представляется установление срока не менее чем по истечении 20 дней с момента первоначального размещения заказа. Такой срок будет достаточным для приведения заявки к требуемым комиссией стандартам, а также для внесения необходимых изменений в условия исполнения контракта.
Четвертый параграф «Электронные торги как конкурентоспособный вид размещения заказа в современной хозяйственной деятельности» посвящен исследованию новаторского способа заключения контракта путем проведения электронных торгов через интернет-систему, его преимуществам, роли и значению в перечне других законодательно предусмотренных способов размещения заказа с учетом потребностей современной хозяйственной деятельности.
Несмотря на то, что термин аукцион достаточно давно и прочно вошел в содержания действующих нормативно-правовых актов РФ, тем не менее последние не содержат никаких легитимных вариаций его определения. Изученная в ходе диссертационного исследования правовая доктрина продемонстрировала большое разнообразие трактовок определения термина «аукцион». Наличие множества противоречивых доктринальных мнений относительно определения термина «аукцион» и оперирование данным термином законодателя РФ обусловили убежденность автора в необходимости разработки единообразной его формулировки, с целью последующего законодательного закрепления. Предлагается понимать под термином аукцион продажу отдельных видов товаров, работ, услуг, которая производится в заранее установленном месте и в заранее обозначенное время с правом предварительного осмотра товаров.
Автором было проанализировано юридическое значение принципа гласности или открытости проведения электронного аукциона. В результате проведенного анализа было установлено, что данное значение заключается именно в возможности установления внешнего контроля за проведением электронных торгов со стороны самих участников аукциона и иных заинтересованных лиц. В настоящее время такая возможность обеспечивается, в частности, нормой п. 3 ст. 41.7 Закона № 94-ФЗ. Вместе с тем, данный порядок, по мнению соискателя, нарушает принцип гласности, на основе которого построена система электронного аукциона. В связи с этим в качестве вывода предлагается размещение сведений об участнике, направившем запрос. В связи с этим обращается внимание на необходимость внесения соответствующих поправок в ст. 41.7 Закона № 94-ФЗ.
В перечне правовых механизмов, направленных на совершенствование процедуры электронного аукциона, автору видится нормативно закрепленная мера, в соответствии с которой созыв специальной комиссии будет происходить единожды, после истечения срока на подачу заявок и до проведения аукциона, а также до оглашения его победителя. Соискателем рекомендуется в момент созыва специальной комиссии возлагать на нее обязанность, во-первых, по вскрытию первой части заявки, а, во-вторых, по проверке всех участников аукциона. Предполагается, что предложенное нововведение будет способствовать устранению положения, при котором победитель аукциона может быть отстранен после проверки и выявления каких-либо нарушений с его стороны, допущенных в процессе подготовки и проведения аукциона, а в итоге, уменьшению влияния человеческого фактора на процесс проведения электронного аукциона.   
Далее анализируется и комментируется отмена с 1 января 2011 г. обязанности муниципальных заказчиков публиковать информацию о размещении заказов в печатных изданиях. Выявлено, что вследствие непредсказуемых сбоев в компьютерных сетях возможны ситуации, при которых не все участники торгов смогут зайти в кабинет электронной площадки и подать свое ценовое предложение. Кроме того, участие лица в аукционе, возможно, легко ограничить,  за­блокировав доступ в интернет. Для устранения подобного рода стороннего вмешательства предлагается вернуть ранее действовавший законодательный императив об обязательной публикации информации о размещении заказов в печатных изданиях.
Глава вторая «Правовой статус подрядчиков  и компетентностные критерии их отбора как факторы влияющие на порядок заключения, изменения и расторжения государственных контрактов» состоит из трех параграфов и посвящена проблемам правового обеспечения порядка заключения, изменения и расторжения контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд, правовому положению исполнителей соответствующих договорных отношений, разработки новых и усовершенствованию существующих правовых механизмов, обеспечивающих продуктивность реализации исследуемых процессов при параллельном изучении и проецировании позитивного опыта законодательства некоторых зарубежных стран.
Первый параграф «Правовое положение субъектов малого предпринимательства, выполняющих подрядные и субподрядные работы для государственных или муниципальных нужд» раскрывает проблемные моменты отечественного законодательства в области правового регулирования заключения контрактов на осуществление подрядных и субподрядных работ для государственных и муниципальных нужд субъектами малого предпринимательства и предлагает юридические пути их решения.
В ходе проведенного исследования установлено, что действующим отечественным законодательством до сих пор, не установлены какие-либо инструменты проверки соответствия участников субъекту малого предпринимательства. Разрешение данной проблемы автор предлагает путем создания электронной базы данных в каждом субъекте Российской Федерации и размещении ее на официальном сайте налогового органа. Данное нововведение, по мнению автора, будет способствовать облегчению и достоверности проверки соответствия участников субъекту малого предпринимательства.
 Установлено также, что Закон № 94-ФЗ не содержит положений, устанавливающих условия привлечения исполнителем третьих лиц для выполнения работ по государственному контракту. В связи с этим к отношениям сторон применяются общие положения гражданского законодательства о договоре подряда. В работе предлагается восполнить данный законодательный пробел внесением в Закон № 94-ФЗ дополнительной статьи, устанавливающей, по аналогии с ГК РФ, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). 
Изучен исчерпывающий перечень требований, установленных статьей 11 Закона № 94-ФЗ, предъявляемых к участникам размещения заказа. Выявлено, что в силу ч. 4 ст. 11 Закона № 94-ФЗ заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа, кроме указанных в частях 1 – 3  ст. 11 Закона № 94-ФЗ. Параллельно изученный автором законодательный и правоприменительный опыт Франции, помог определить преимущества соответствующей регламентации иностранного законодателя и сформулировать предложение, способное быть адаптированным на почву российского правового поля, заключающееся в закреплении в ст. 11 Закона № 94-ФЗ положения о том, что в процессе заключения договора на проведение работ, оказания услуг, выбор субподрядной организации в обязательном порядке должен происходить по согласованию с заказчиком.
Второй параграф «Квалификационный критерий отбора поставщиков как гарант качественного выполнения подрядных работ для государственных и муниципальных нужд» посвящен анализу качества процедуры отбора поставщиков для выполнения заказов на поставку работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд, а также изучению критериев и их функционала, принимаемых во внимание заказчиком в процессе проводимого отбора, в результате чего делаются выводы, реализация которых сопряжена с законодательной корректировкой отдельных положений Закона               № 94-ФЗ, способствующей улучшению качества предоставляемых услуг, выполнению работ, проводимых посредством проведения торгов.
В частности, предлагается в Закон № 94-ФЗ внести положение, согласно которого в конкурсную документацию обязательному включению будет подлежать включение требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам товара,  требования к производителю товара, к участнику размещения заказа, а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом № 94-ФЗ.
Кроме того, с целью повышения качества предоставляемых услуг посредством проведения торгов, ориентируясь на более усовершенствованное в этом вопросе, по мнению соискателя, законодательство США, предлагается законодательно закрепить обязанность проведения экспертизы качества предоставляемой услуги той или иной организацией, в случае необоснованного снижения цены по предоставлению услуги. Проведение данной экспертизы предлагается возложить на Федеральную антимонопольную службу РФ.
Третий параграф «Критерий конкурентоспособности поставщиков подрядных работ для государственных и муниципальных нужд» изучает суть, возможности определения и реализации критерия конкурентоспособности поставщиков подрядных работ, а также способность его соблюдения влиять на улучшение качества выполняемых обязательств. Кроме того, третий параграф содержит в себе ряд конкретных творческих предложений и рекомендаций, направленных на облегчение правоприменительной деятельности в области борьбы с недобросовестной конкуренцией поставщиков подрядных работ для государственных и муниципальных нужд.
В процессе научной работы выявлены частые на практике случаи, когда суды отказывают в принятии к рассмотрению заявлений, в которых содержится требование о признании недействительным государственного контракта. Установлено, что отказы суда в принятии таких заявлений могут быть сопряжены не только с отсутствием законодательного порядка рассмотрения подобного рода заявлений, но могут являться следствием коррупционности судебного сектора. Устранению данного законодательного пробела может, по мнению автора, явиться законодательная фиксация права на обращение специального уполномоченного органа, в частности, ФАС РФ, в суд с заявлением о признании недействительным государственного контракта. Автор полагает, что с подобной инициативой перед законодателем может выступить ВАС РФ, который первоначально своим постановлением может указать нижестоящим судам о необходимости принятия к рассмотрению заявлений с требованием о признании недействительным государственного контракта.
В ходе исследования также обнаружено, что действующее отечественное законодательство не рассматривает в качестве самостоятельного основания для признания недействительным размещения заказа, нарушение процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. В связи с этим, автор приходит к обоснованному в работе выводу о том, что в Закон № 94-ФЗ должна быть внесена соответствующая норма, согласно которой одним из оснований для признания недействительным размещения заказа должно являться нарушение процедуры вскрытия конвертов.  
Автор настаивает на том, что размещение государственного и муниципального заказа должно преимущественно осуществляться путем проведения открытых аукционов в электронной форме, что позволит снизить издержки других, предусмотренных законом, процедур, а также вероятность сговора участников за счет обеспечения анонимности участия в электронных аукционах. В работе аргументируется убежденность в том, что электронная форма проведения аукционов позволяет обеспечить максимальный доступ предпринимателей к торгам. А выход в интернет позволяет привлечь к конкурсам государственных закупок самый широкий круг поставщиков, что способствует повышению эффективности и надежности всех этапов проведения конкурса.  
Глава третья «Гражданско-правовое регулирование финансирования контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд»  состоит из трех параграфов, содержащих детальный анализ современных экономических потребностей правового обеспечения контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд и возможных, оставшихся без внимания национального законодателя способах их удовлетворения. Кроме того, данная часть работы содержит сравнительно-правовой анализ обозначенных проблемных вопросов финансового сопровождения подрядных работ для государственных и муниципальных нужд с законодательством некоторых зарубежных государств.
Первый параграф «Регламентация установления начальной (максимальной) цены контракта на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд» содержит самостоятельные творческие выводы и предложения автора о сути и способах правовой реализации возможных вариантов совершенствования действующего российского законодательства, направленных на повышение конструктивности, экономической обоснованности и рациональности использования средств бюджета и внебюджетных источников финансирования, а также призванных способствовать достижению целевой направленности Закона № 94-ФЗ.
В процессе проводимого исследования, автор обратил внимание на тот факт, что слова «начальный» и «максимальный» законодатель в Законе № 94-ФЗ, как правило, употребляет вместе как тождественные («начальная (максимальная) цена контракта»). Однако в некоторых случаях упоминается либо только «начальная цена контракта» (п. 4.2 ч. 4 ст. 34 Закона № 94-ФЗ), либо только о его «максимальная цена» (п. 8 ст. 43, ч. ч. 6, 8 ст. 46, ч. ч. 3, 7 ст. 47, ч. 6 ст. 53, п. 1 ч. 10.1, ч. 10.4 ст. 65 Закона № 94-ФЗ). Данное обстоятельство, по мнению автора, способно порождать противоречия в понимании и толковании положений данного нормативно-правового акта. С целью устранения обозначенного законодательного противоречия, предлагается в Закон № 94-ФЗ внести соответствующие изменения по устранению различия в терминологии и установлению единообразного термина «начальная (максимальная) цена контракта».
Далее обсуждается возможность разработки в каждом субъекте РФ единых методик определения начальной цены государственного контракта, которые учитывали бы специфику конкретных рынков. Автор указывает на необходимость создать информационную систему, которая облегчила бы государственному заказчику проведение маркетингового анализа и определение среднего рыночного уровня цен на предмет закупки.                        В Закон № 94-ФЗ рекомендуется внести дополнительную статью следующего содержания: «Минимальной ценой контракта на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд  является среднерыночная цена на определенный вид деятельности, установленная в субъекте Федерации, в котором заключается контракт».
Второй параграф «Законодательные возможности изменения твердой цены и сметной документации контракта на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд» описывает и изучает допустимые правовые способы увеличения и запрета изменения установленной цены, в том числе опасность юридических последствий фиксирования твердой цены в контракте, особенности действующего правового регулирования установления цены предложения организацией подрядчика, обязанности учета прогнозного изменения стоимости строительства на период от начала до окончания срока выполнения работ и другие финансовые составляющие, в том числе сметную документацию, влияющие на качественную реализацию сторонами обязательств, связанных с оплатой контракта на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд.
В этой части работы автор обосновывает и делает заключение относительно целесообразности законодательно установленной возможности изменения твердой цены при существовании определенных обстоятельств. К таким обстоятельствам в работе отнесено, например, уменьшение выделяемых бюджетных средств, изменение применяемых индексов, обязательное указание в контракте на возможность изменения цены. Обращается внимание на то, что составлять конечные сметные документы следует с учетом возникших изменений. Предлагается принять во внимание законодательное регулирование США, предусматривающее такой вид контракта, как «результативный». Соответственно данному виду государственного контракта цена его будет фиксирована, однако подрядчик получает возможность возместить некоторые затраты дополнительно к фиксированной цене.
Далее автор, анализируя допустимую гибкость правового финансового обеспечения государственного контракта, рассматривает случаи выполнения работы подрядчиком по меньшей цене и рекомендует введение, по аналогии с ГК РФ, нормы об экономии подрядчика, предусматривающей, что  когда расходы подрядчика оказываются меньше тех, которые учитывались при определении цены, у подрядчика сохраняется право на оплату работ по первоначальной цене.
Третий параграф «Финансовое обеспечение контракта на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд» посвящен четко прописанным законодателем вопросам обеспечения исполнения финансовых обязательств по контракту на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд, а именно способам обеспечения таких обязательств, правовым средствам минимизации рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения финансового обязательства контрагентом, правовому инструментарию, имеющему своей целью предотвращение либо уменьшение размера негативных последствий, которые могут наступить в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своего обязательства по договору.
Автор изучил доктринальные мнения и высказывания в пользу необходимости приведения законодательных норм к единому пониманию и трактованию, с целью устранения законодательных коллизий в исследуемой области. Полагаем, что данное требование следует отнести к используемой в законе терминологии. Поэтому изучены, в первую очередь, основополагающие для государственного контракта термины, требующие приведения к единообразию в ГК РФ и в Законе № 94-ФЗ. В частности, обоснована правильность использования в Законе № 94-ФЗ, по аналогии с общими положениями ГК РФ, термина «обеспечение исполнения обязательств».
Проанализирован закрытый перечень способов обеспечения исполнения государственных и муниципальных контрактов, предусмотренный Законом № 94-ФЗ. Выявлены его отличия от аналогичного перечня, предлагаемого ГК РФ. Так, в отличие от ГК РФ, Закон № 94-ФЗ не относит неустойку к способам обеспечения исполнения обязательств, а рассматривает ее как меру ответственности по государственным и муниципальным контрактам, в связи с чем на практике нередко возникают споры. В п.п. 9 и 10 ст. 9 Закона № 94-ФЗ устанавливается размер неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами государственных и муниципальных контрактов своих обязательств. Однако в доктрине права бытует мнение о том, что закрепленное право добросовестной стороны взыскать неустойку за нарушение обязательств является способом обеспечения исполнения обязательств несмотря на то, что он не указан в перечне способов, установленных в Законе № 94-ФЗ. В связи с этим в работе предлагается привести соответствующие положения нормативно-правовых актов к единообразию и для достижения этой цели внести изменения в Закон № 94-ФЗ и по аналогии с правовыми установлениями ГК РФ отнести неустойку к способу обеспечения исполнения обязательств. 
Аргументирован тезис о том, что торги являются проблемой для субъектов малого предпринимательства, не имеющих больших денежных накоплений, даже на этапе подготовки участия в них. Участие в тендере предполагает обязательное обеспечение заявки, причем, чем выше начальная максимальная цена, тем выше сумма обеспечения, а это говорит о том, что получить крупный заказ небольшой организации весьма затруднительно. К тому же многие организации вынуждены брать кредит, а затем с заработанных средств его выплачивать, в итоге оставаясь в убытке. Полный отказ от обеспечения заявки, безусловно, будет способствовать появлению на рынке так называемых фирм-однодневок, однако законодателю, по мнению автора, следует рассмотреть вариант уменьшения размера суммы обеспечения, например на 50 %. Данное нововведение будет способствовать возможности участия в торгах как малого бизнес-сектора, так и получению организациями большей прибыли в результате выполненной работы.   
В заключении подводятся итоги диссертации, обобщаются выводы, полученные в ходе проведенного исследования.
 
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:
 
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ
  1. Балтутите, И. В. Получение заказа – главная проблема деятельности строительной организации / И. В. Балтутите // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 5, Юриспруденция. – 2011. – № 2 (15). – С. 181–184. [0,3 п. л.].
  2. Балтутите, И. В. Привлечение третьих лиц при выполнении подрядных работ для государственных и муниципальных нужд / И. В. Балтутите // Цивилист. – М., 2012. – № 1. – С. 43–47. [0,3 п. л.].
  3. Балтутите, И. В. Учет квалификации исполнителей государственных и муниципальных контрактов / И. В. Балтутите // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 5, Юриспруденция. – 2012. – № 1 (16). – С. 186–194. [0,9 п. л.].
 
Публикации в других изданиях
 
  1. Балтутите, И. В. Порядок заключения, изменения и расторжения контрактов на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд : препринт / И. В. Балтутите. – Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2010. – 58 с. [3,5 п. л.].
  2. Балтутите, И. В. О возможности изменения твердой цены и сметной документации государственного или муниципального контракта / И.  В. Балтутите // Проблемы модернизации гражданского законодательства : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Волгоград : Станица-2, 2011. – С. 359–364. [0,3 п. л.].
  3. Балтутите, И. В. Привлечение субподрядчика к исполнению государственного или муниципального контракта / И. В. Балтутите // Модернизация гражданского права в современных условиях мирового хозяйствования : материалы Междунар. науч.-практ. семинара памяти Е. А. Флейшиц, г. Волгоград, 27–28 окт. 2011 г. –  Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2011. – С. 306–314. [0,4 п. л.].
  4. Балтутите, И. В. К вопросу об улучшении условий участия малого предпринимательства в государственных заказах / И. В. Балтутите // Общесоциальные проблемы правопонимания и правоприменения: теория и практика : материалы I Междунар. науч.-практ. конференции, г. Волжский, 15–16 дек. 2011 г. – Волжский, 2011. – С. 258–261. [0,2 п. л.].
  5. Балтутите, И. В. Участие субъектов малого предпринимательства в государственных заказах: шаги к усовершенствованию / И. В. Балтутите // Новая правовая мысль : науч.-аналит. журн.  – 2012. – № 1 (50). – С. 24–26. [0,2 п. л.].
 
 
 

[1] См. подробнее: Федеральной антимонопольной службы РФ : [офиц. сайт]. – URL: http://www.fas.gov.ru/ (дата обращения: 20.02.2012). 
[2] См.: О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа : (новая ред. федер. закона № 94-ФЗ и изменение иных законодательных актов) : концепция проекта федер. закона // Федеральная антимонопольная служба : [офиц. сайт]. – URL: http://www.fas.gov.ru/ (дата обращения: 15.11.2011) ; О федеральной контрактной системе : концепция проекта федер. закона : по состоянию на 17 марта 2011 г. // М-во экон. развития Рос. Федерации : [офиц. сайт]. – URL: http://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 15.11.2011).
Файлы: 
Порядок отображения: 
0