2012avtoref295

Аватар пользователя ideolog
Джикаева Фатима Зауровна
 
18 мая 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Правовой режим предпринимательской деятельности  в   Российской Федерации» (специальность 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета ДМ 212.248.05
 
Сноска на автореферат диссертации: 
 
Джикаева Ф.З. Правовой режим предпринимательской деятельности  в   Российской Федерации: автореф. дис... канд. юрид. наук. Владикавказ, 2012. С. 28.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления на сайте «Правовые технологии» в интересах информационного обеспечения юридических исследований и образования. 
 
Текст автореферата диссертации: 
 На правах рукописи 
 
 
Джикаева Фатима Зауровна
 
Правовой режим предпринимательской деятельности  в   Российской Федерации
 
 
 
Специальность 12.00.03 – 
гражданское право; предпринимательское право; семейное право;
международное частное право
 
 
Автореферат 
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 Владикавказ – 2012
Диссертация выполнена на кафедре гражданского и предпринимательского  права федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
 
Научные руководитель:        доктор юридических наук, профессор
                                              Кокоева Луиза Темболатовна
 
Официальные оппоненты:     доктор юридических наук, профессор
                                                   Тужилова-Орданская Елена Марковна, 
                                               заведующая кафедрой гражданского
                                               права ФГБОУ ВПО «Башкирский
                                               государственный университет»                                              
                                               кандидат юридических наук, доцент
                                               Баразгова Эльмира Хасановна, 
                                               доцент кафедры гражданского и
                                               земельного права ФГБОУ ВПО
                                               «Горский государственный аграрный
                                                университет»                                             
 
Ведущая организация:    ФГБОУ ВПО  «Самарский государственный 
                                                                      университет»
 
Защита состоится «18» мая 2012 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.248.05 при ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» по адресу: 362 025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова».
Автореферат разослан «16» апреля 2012 г. и размещен на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» http://www.nosu.ru
 
Ученый секретарь объединенного
диссертационного совета,   
кандидат юридических наук, доцент                                          А.Э. Колиева
 
 
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 
Актуальность темы диссертационного исследования. Необходимость радикальных преобразований в жизни российского общества во всех сферах деятельности граждан и функционировании его социальных институтов в наиболее явном виде обозначилась на рубеже конца XX начала XXI века. Происходящая смена социально-экономических формаций придает особое, принципиальное значение научно обоснованному выбору стратегии и тактики координации взаимодействия государственных и общественных институтов в процессе формирования кадрового потенциала общества, ориентированного на функционирование в условиях рыночной экономики.
Одним из важнейших аспектов правильного и эффективного функционирования российской экономики является институт предпринимательства. Создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности рассматривается в настоящее время политиками и учеными как базовая основа формирования самоорганизующегося, прогрессивного гражданского общества. Особенность текущего состояния российской социальной системы заключается в закономерной необходимости структурного преобразования экономики страны для достижения приоритета занятости населения в малых организационных формах трудовой деятельности. Выполнение этого условия служит критерием и признаком успешного вхождения нашей страны в мировое сообщество, а организационные преобразования институтов государства и хозяйствующих субъектов, связанные с развитием малого предпринимательства свидетельством соответствия динамики и путей развития России общему направлению и темпам социально-демократических преобразований целостной глобальной мировой макросистемы.
Международная практика показывает, что уровень развития предпринимательства выступает не только в роли объективного показателя степени развития экономики в целом, но и является основным индикатором оценки степени социального благополучия в конкретной стране. Известно, что в развитых капиталистических странах количество занятых в бизнесе составляет 60-80% всего трудоспособного населения. В России этот показатель последнее время стабильно находится на уровне 25-35%. Это несоответствие структурных макропоказателей состояния экономики и общества в полной мере отражает объективную значимость задачи увеличения количества граждан, занятых в сфере предпринимательства с целью обеспечения роста социально-экономического потенциала страны.
Мировой опыт свидетельствует о том, что институт предпринимательства (в особенности, среднего и малого) в любой стране нуждается в государственной поддержке. Российские федеральные и региональные органы государственной власти активно занимаются ключевыми проблемами развития предпринимательства, решение которых не может и не должно быть отдано в частные руки, разработкой мер по созданию инфраструктуры малого и среднего предпринимательства и устранению административных барьеров, формированием программ кредитования и инвестирования предприятий, совершенствованием системы налогообложения. Наряду с этим остро встает вопрос и о формировании эффективной системы подготовки и переподготовки кадров для достижения соответствия профессионального уровня кадрового потенциала общества поставленным задачам структурного преобразования экономики путем вовлечения его экономически активной части в сферу предпринимательства.
Стабилизация социальных процессов в России в последние годы во многом обеспечена за счет использования внешних факторов и благоприятной для страны внешнеэкономической ситуации на мировом рынке сырьевых ресурсов. В то же время устойчивость социально-экономического развития общества в большей степени должна быть обеспечена активизацией внутренних социальных факторов, прежде всего, широкомасштабным включением в социальные трансформации интеллектуальных и профессиональных возможностей российских граждан. Для эффективной реализации материальных и интеллектуальных ресурсов общества приоритетными направлениями государственной политики выбраны высвобождение предпринимательской инициативы и рост благосостояния человека, что требует существенного изменения позиции государства по созданию условий для вовлечения основной части населения в сферу малого предпринимательства с целью формирования среднего класса собственников. В свою очередь, определяющим направлением укрепления позиций предпринимательства, в особенности среднего и малого, должна быть политика государства по формированию кадрового потенциала именно малого предпринимательства.
Государственная кадровая политика Российской Федерации базируется на конституционных положениях о праве граждан «на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Отсюда вытекает необходимость в формировании демократических механизмов государственного регулирования кадрового потенциала общества, создании условий, которые бы позволяли гражданам реализовать это право. Однако вопросу кадрового потенциала предпринимательства государство, как представляется, уделяет недостаточное внимание. Не стали приоритетными для государственных органов и вопросы взаимодействия с социальными институтами бизнеса по проблемам формирования кадрового потенциала российского предпринимательства. В настоящее время такое формирование осуществляется бессистемно. Ориентиры государственной политики в этой области практически не обозначены, за исключением общих позиций, отраженных в федеральных программах Конституция Российской Федерации.
Важность темы исследования определяется также несовершенством законодательной регламентации института предпринимательства в России. Налицо отсутствие целенаправленной политики государства в отношении малого бизнеса, несовершенство законодательства, регулирующего деятельность субъектов предпринимательства. Более того, российское законодательство в рассматриваемой сфере не только не эффективно, и вообще не затрагивает целый ряд проблем существования и деятельности предприятий. В частности, для малых предприятий актуальны проблемы создания здоровой конкурентной среды с более крупными компаниями, поскольку в большинстве случаев у малых предприятий нет ни сил, ни средств противостоять недобросовестной конкуренции, приобретающей в последнее время все более жесткие формы. Совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на развитие и поддержку российского предпринимательства и создание условий для добросовестной конкуренции необходимо для развития этого сектора экономики.
Степень научной разработанности темы исследования. Несмотря на несомненную значимость института предпринимательства для российской экономики, представляется, что в научной юридической литературе ему не уделяется достаточное внимание. В основном имеющиеся монографические исследования проводились экономистами, юристами, специализирующимися в сфере налогообложения, кредитования, инвестиционной деятельности. Несколько более подробно в российской правовой литературе исследовались вопросы правового положения субъектов малого предпринимательства.
Среди немногочисленных работ по вопросам правового регулирования деятельности субъектов предпринимательства в РФ следует выделить диссертационные исследования Умарова У.А., Аббасова М.Л., Ибадовой Jl.T., Садыкова К.Р., Волковой-Рарог Ю.А., Ровного В.В. и некоторых других исследователей. Однако эти работы либо основывались на уже устаревшем законодательстве, либо затрагивали лишь отдельные аспекты деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации. Кроме того, в указанных работах существует немало дискуссионных вопросов.
Таким образом, на сегодняшний день назрела необходимость в проведении комплексного исследования правового режима осуществления предпринимательской деятельности различными субъектами в РФ.
Целью диссертационного исследования является комплексный историко-юридический анализ правовой регламентации режима осуществления предпринимательской деятельности в РФ.
Для реализации указанной цели решены следующие задачи:
  1. Исследованы ретроспективы возникновения и развития института предпринимательства как особой формы хозяйствования.
  2. Изучены правовые основы предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
  3. Проанализированы понятия, юридические признаки и виды предпринимательства.
  4. Исследованы особенности механизма правового регулирования предпринимательской деятельности.
  5. Рассмотрены понятия и сущность категории «механизм правового регулирования».
  6. Изучен правовой статус субъектов предпринимательской деятельности.
  7. Исследованы категория «право на осуществление предпринимательской деятельности», конституционных и гражданско-правовых гарантий этого права.
  8. Проведен анализ системы средств и методов государственного регулирования предпринимательства.
  9. Исследованы и проанализирован правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в Северо-Кавказском федеральном округе (на примере ряда субъектов).
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования деятельности различных субъектов предпринимательства в Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормы конституционного, гражданского и предпринимательского права, регулирующие особенности создания и деятельности предпринимательских образований в Российской Федерации.
Методологическую основу диссертационного исследования составили современные общенаучные и специальные методы познания, в частности: диалектический, исторический, системно-структурный, формально- логический, анализ, синтез, социологический (интервьюирование), историкоюридический, метод сравнительного правоведения и другие.
Теоретическая база исследования. Выводы, сделанные в исследовании, основываются на достижениях как дореволюционной, так и советской, и современной научной мысли, выраженной в работах ученых-цивилистов: Т.Е. Абовой, В.К. Андреева, В.Ю. Бакшинскаса, А.Г.Быкова, М.И. Брагинского, Е.А. Васильева, Е.В. Васьковского, А.В. Венедиктова, В.В. Витрянского, Г.А.Гаджиева, Т.М. Гандилова, Б.М. Гонгало, В.П. Грибанова, Е.П. Губина, М.Г. Долгих, В.В. Долинской, И.В. Ершовой, Э. Жилинского, В.В. Залесского, С. Занковского, А.Ю. Кабалкина, А.И. Каминки, Т.В. Кашаниной, М.И. Кулагина, В.В.Лаптева, П.Г. Лахно, Д.В. Ломакиным, B.C. Мартемьяновым, Ю.А. Метелевой., Д. Могилевским, Л.И. Петражицкого, К.П. Победоносцева, В.Ф. Попондопуло, О.Н. Садикова, Е.А. Суханова, А.П. Сергеева, Е.А. Сударьковой, И.Т. Тарасова, Ю.К. Толстого, П.П. Цитовича, Г.Ф. Шершеневича и др.
При проведении исследования автор так же опирался на труды таких российских экономистов, как Т.П. Афанасьева, А.О. Блинов, В.П.Буянов, В.И. Ерошин, В.А. Зевелев, М.Г. Лапуста, Г.И. Мартыненко, Т.И. Пуденко, Ю.Л. Старостин, А. Чепуненко и др. В работах этих авторов отражены многое вопросы, касающиеся тенденций развития и совершенствования деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации, его государственной поддержки.
Эмпирическую базу исследования составили официальные статистические данные, опубликованные и неопубликованные материалы судебной практики, в том числе акты Конституционного Суда Российской Федерации, результаты поведенного интервьюирования 430 руководителей различных предприятий Республики Дагестан на тему «Особенности функционирования предприятий Республики Дагестан».
Исследованию подвергались законодательные и подзаконные акты СССР, РСФСР, РФ, международно-правовые документы, а также законодательные акты отдельных субъектов Северо-Кавказского Федерального округа и др.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что оно является одним из первых в российской юридической науке комплексных монографических исследований, посвященных выявлению особенностей правового режима осуществления предпринимательской деятельности в РФ.
Научная новизна диссертационного исследования обосновывается следующими основными положениями и выводами, выносимыми на защиту:
1. Аргументируется, что  необходимо отметить новый для российского законодательства концептуальный подход к предпринимательству как сфере господства частных интересов. Также обосновывается, что  единству статуса предпринимателей служат нормы ст. 71 Конституции, относящие к предметам исключительного ведения Российской Федерации те сферы, которые могут являться предметом государственного регулирования только на федеральном уровне. Это вопросы установления правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; вопросы судоустройства, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства, правового регулирования интеллектуальной собственности.
2.Обосновывается, что  важной составной частью права на предпринимательскую деятельность является право предпринимателей иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3.Делается вывод, что  ряд важнейших принципов, отражающих основную направленность данного акта на реализацию неотчуждаемых и принадлежащих гражданину прав и обязанностей, связанных прежде всего со свободой, равенством и независимостью человека и гражданина, это непосредственное отражение и в возможности осуществлять предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
4.Доказывается, что  большую роль в регулировании предпринимательских отношений играют обычаи делового оборота, т.е. сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе.
5.Утверждается, что особое место в системе предпринимательского законодательства занимают нормативные правовые акты, посвященные малому бизнесу. Малые предприятия испытывают огромный прессинг со стороны различных контролирующих органов.
6. Предлагается внести следующие изменения и дополнения в действующее законодательство по совершенствованию законодательной регламентации правового режима предпринимательства в РФ.
Первый блок - разработка и принятие кодифицированных актов по типу Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ. Второй блок - продолжение формирования законодательства о субъектах предпринимательской деятельности. Третий блок - развитие законодательства о государственном регулировании отдельных видов предпринимательской деятельности. Четвертый блок - совершенствование законодательства об отдельных видах предпринимательских договоров.
7. Обосновывается, что регулирование предпринимательской деятельности является многоотраслевой юридической задачей, включающей в себя механизмы не только конституционного, но и административного, гражданского, финансового, трудового и уголовного права. В условиях, когда роль закона возрастает, необходим сбалансированный комплекс законов и подзаконных актов, которые обеспечивали бы конституционные принципы предпринимательства.
Реализация права на предпринимательскую деятельность граждан, во всяком случае, требует достаточного невмешательства государства и общества в ее регулирование.
8.  Предлагается, внести дополнения в ГК РФ, предусмотрев в нем общие положения о предпринимательских объединениях. В развитие этих положений надо принять федеральный закон о холдингах, внести существенные изменения и дополнения в Закон о ФПГ. Полагается целесообразным разработать и принять закон о предпринимательских объединениях, в котором поместить правила общего порядка и нормы об отдельных видах объединений. И если все-таки российскому законодателю удастся преодолеть негативное отношение к Предпринимательскому кодексу, то раздел о предпринимательских объединениях - составная часть Кодекса.
9. В настоящее время административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности проводится государством в трех направлениях использования административных инструментов. Первое направление связано с созданием предприятия (регистрация, лицензирование, аттестация, аккредитация). Второе - связано с организацией доступа на рынок продукции предприятий (подтверждение соответствия, в формах декларирования и сертификации). Третье направление административного регулирования - это контроль за оборотом продукции на рынке.
10. Содержанием общего правового режима государственного регулирования предпринимательской деятельности охватываются принятие правоприменительного акта, направленного на регулирование конкретной организационной и хозяйственной ситуации, антимонопольное регулирование, налоговое регулирование, бюджетное регулирование и правовой режим оказания материальной и организационной поддержки хозяйствующим субъектам и потребителям. Все остальные организационно-правовые формы государственного регулирования предпринимательской деятельности носят избирательный характер, например: созданием и организацией деятельности специальных хозяйствующих и управленческих субъектов государство занимается только в определенных областях и сферах деятельности, обладающих особой значимостью.
11. Акцентируется, что уполномоченными государственными органами субъектов Северо-Кавказского федерального округа в настоящее время предпринят ряд эффективных мер по развитию предпринимательской деятельности в округе.
 Теоретическая значимость исследования определяется тем, что материалы диссертационного исследования способствуют углублению представлений о правовом регулировании предпринимательской деятельности в РФ, а также позволила сформулировать теоретические выводы и предложения по совершенствованию гражданского законодательства и правоприменительной практики.
Практическая значимость исследования состоит, в первую очередь, в том, что в работе содержится ряд выводов и предложений, которые могли бы помочь законодателю устранить недостатки и пробелы в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности, избежать ошибок при разработке и принятии новых нормативных актов. Кроме того, рекомендации и выводы, сделанные в диссертации, могут помочь правоприменительным органам, деятельность которых так или иначе связана с применением норм законодательства регламентирующего правовой режим предпринимательской деятельности в РФ.
Апробация результатов исследования.  Диссертация обсуждалась на заседании кафедры гражданского и предпринимательского  права федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального Северо-Осетинский государственный университет им.К.Л. Хетагурова  и рекомендована к защите. Основные положения и выводы докладывались на   межрегиональных и межвузовских научно-практических конференциях. Результаты исследований нашли свое отражение в 7 научных публикациях, 4 из которых опубликованы в изданиях, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных для опубликования основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Результаты исследования были использованы при подготовке и проведении лекционных и семинарских занятий по курсам: «Гражданское право Российской Федерации», «Предпринимательское право».
Структура диссертации определяется поставленными целью и задачами. Текст диссертации состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, а также списка использованных источников и литературы.
 
 
               ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
 
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются степень ее разработанности, цель и задачи исследования, характеризуются методологические и теоретические основы работы, раскрывается ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость, приводятся сведения об апробации полученных результатов.
В первой главе «Предпринимательская деятельность как социально-политическая и правовая категория», которая состоит из трех параграфов, дается анализ п
В первом параграфе, носящем название «Возникновение и развитие института предпринимательства как особой формы хозяйствования: ретроспективный аспект» акцентируется внимание на том, что в своем развитии предпринимательство в России до современного периода прошло ряд этапов, среди которых условно можно выделить следующие: 1) стихийное предпринимательство (период Древней Руси и русских княжеств с VIII по XI в.); 2) становление предпринимательства (с момента зарождения Московского государства до середины XIX в. с кульминацией в период правления Петра I); 3) промышленное предпринимательство (середина XIX - начало XX в.); 4) устойчивое развитие и совершенствование предпринимательства (начало XX в. - 1917 г.); 5) кризис предпринимательства как общественного явления (1917 - 1920 гг.); 6) формирование нового социально-экономического уклада (1920 - 1930 гг.); 7) господство административно-командной экономики (1930-е - середина 80-х гг. XX в.); 8) реформирование экономических отношений (середина 80 - начало 90-х гг. XX в.).
Необходимо отметить новый для российского законодательства концептуальный подход к предпринимательству как сфере господства частных интересов. Трактовка прав предпринимателей как разновидности прав граждан означает, что конституционный статус предпринимателей, независимо от того, государственное это предпринимательство или частное, а также на территории какого субъекта осуществляется предпринимательская деятельность, должен быть единым.
Во втором параграфе «Правовые основы предпринимательской деятельности в Российской Федерации» рассматривается правовые нормы, регулирующие предпринимательство. Отмечается, что единству статуса предпринимателей служат нормы ст. 71 Конституции, относящие к предметам исключительного ведения Российской Федерации те сферы, которые могут являться предметом государственного регулирования только на федеральном уровне. Это вопросы установления правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; вопросы судоустройства, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства, правового регулирования интеллектуальной собственности.
Важной составной частью права на предпринимательскую деятельность является право предпринимателей иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ).
Анализ положений Конституции РФ позволяет сделать вывод о наличии в Основном законе страны важнейших принципов, отражающих основную направленность данного акта на реализацию неотчуждаемых и принадлежащих гражданину прав и обязанностей, связанных прежде всего со свободой, равенством и независимостью человека и гражданина. Это непосредственно находит отражение и в возможности осуществлять предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Большую роль в регулировании предпринимательских отношений играют обычаи делового оборота, т.е. сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ).
Перспективным направлением развития предпринимательского законодательства России является правовое обеспечение инновационной деятельности. Пока что в этом направлении делаются первые шаги.
Особое место в системе предпринимательского законодательства занимают нормативные правовые акты, посвященные малому бизнесу. Несмотря на провозглашенный государством курс о поддержке малого предпринимательства, малые предприятия испытывают огромный прессинг со стороны различных контролирующих органов. По этой причине в Министерстве экономического развития и торговли готовится законопроект о моратории на проведение проверок малых предприятий в течение трех лет после их создания. Предлагаемый мораторий распространяется на проверки противопожарных служб, органов санэпиднадзора, торговых инспекций и еще нескольких десятков государственных органов. Что же касается налоговых инспекций, органов валютного регулирования, таможенных органов и милиции, то такие ограничения здесь не действуют.
В сфере малого предпринимательства важным является не только борьба с коррупцией. Необходимо реально обеспечить на уровне государства, субъектов РФ и муниципальных образований финансовую поддержку в развитии малых предприятий. Пока что здесь больше риторики. Практически отсутствуют в действующем налоговом законодательстве какие-либо налоговые льготы для малого бизнеса.
В целях дальнейшего совершенствования законодательства надо подготовить и принять общий систематизирующий закон о ценах и ценообразовании. Пример: в 1974-1975 годы был принят английский закон о ценах (Prices Acts). В нем (законе) необходимо предусмотреть пределы государственного (публичного) вмешательства в частные отношения ценообразования. Важно также оговорить специфику реально складывающихся взаимоотношений между РФ и ее субъектами.
Антидемпинговое законодательство не получило развитие в России. Поэтому в торговой практике широко применяются недозволенные в промышленно развитых странах преднамеренно высокие или низкие цены. Особенно это касается предприятий, занимающих монопольное положение на определенном рынке.
Четвертый блок - совершенствование законодательства об отдельных видах предпринимательских договоров. Прежде всего, надо отметить, что в ГК РФ нет определения понятия предпринимательского договора, хотя некоторые критерии используются в действующем Кодексе. Законодатель оговаривает необходимость участия коммерческих организаций во всех публичных договорах (ст. 426), а также в договорах финансирования под уступку денежного требования (ст. 825), доверительного управления имуществом (ст. 1015) и коммерческой концессии (ст. 1027). В договорах поставки (ст. 506), поставки товаров для государственных нужд (ст. 525), контрактации (ст. 535), хранения на товарном складе (ст. 907) в качестве стороны обязательства называются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Здесь законодатель очерчивает более широкий круг потенциальных контрагентов.
Необходимо продолжить совершенствование законодательства об отдельных видах предпринимательских договоров по схеме: кодифицированный акт - специальный закон. В качестве примера можно сослаться на Федеральные законы от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» и др.
В третьем параграфе «Понятие, юридические признаки и виды предпринимательства» указывается, что предпринимательская деятельность неоднородна и может быть классифицирована по различным основаниям: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников (учредителей) и др. Вопрос о классификации предпринимательской деятельности не получил еще должного внимания. В экономической и юридической науке сделаны лишь первые шаги в этом направлении. Вместе с тем данный вопрос имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В зависимости от области ее применения она подразделяется на предпринимательскую деятельность, осуществляемую в промышленности, капитальном строительстве, сельском хозяйстве, науке и т.д.
Предпринимательская деятельность может осуществляться в производственной и непроизводственной сферах. С точки зрения производственного цикла представляется возможным говорить, например, о предпринимательской деятельности на стадиях проектирования, производства (изготовления), транспортирования, хранения, реализации продукции (работ, услуг), монтажа и эксплуатации, технического обслуживания, утилизации использования.
Указанная градация предпринимательской деятельности приобретает практический смысл. Так, в налоговом законодательстве в зависимости от вида предпринимательской деятельности (производственная, торговая, посредническая и др.) определяется и размер налогов.
Предпринимательская деятельность не ограничена только рамками производственной сферы. Она осуществляется и в социально-культурной сфере (например, в области образования, культуры, здравоохранения). Например, учебные заведения (включая и государственные учреждения) могут осуществлять предпринимательскую деятельность.
С учетом количества собственников (учредителей) предпринимательская деятельность может быть подразделена на индивидуальную и коллективную. Первая осуществляется гражданами (физическими лицами), вторая - юридическими лицами (коммерческими и некоммерческими организациями). Иногда в литературе используются термины «корпоративные организации», «предпринимательские образования» и т.д.
Используя такой критерий, как форма собственности, различают государственное, муниципальное и частное предпринимательство.
Во второй главе «Механизм правового регулирования предпринимательской деятельности», состоящей из трех параграфов, исследуется порядок  правового регулирования предпринимательства.
В первом параграфе «Понятие и сущность категории «механизм правового регулирования» рассматривается понятие «механизма», посредством которого образом преодолевается разрыв между доктринальным, научным осмыслением и практическим совершенствованием правовой системы. Только подобный подход преобразует право из «вещи в себе» в «вещь для всех».
Центральной категорией при исследовании механизма осуществления субъективных прав следует соответственно признать субъект, а движущим стимулом - его законный интерес.
С учетом сказанного, очевидно, что механизм осуществления субъективных гражданских прав и исполнения обязанностей - это законодательно обусловленный порядок организации юридических способов, средств и действий участников гражданского оборота, обеспечивающий фактическое достижение субъектом правовой цели (получение блага).
Основными признаками механизма осуществления прав и исполнения обязанностей являются: динамизм; направленность на фактическое удовлетворение интереса участников гражданского оборота; состав механизма осуществления обусловлен интересами участников гражданско-правовых отношений и закономерностями соответствующих социальных отношений.
 Во втором параграфе «Правовой статус субъектов предпринимательской деятельности» акцентируется внимание на том, что субъекты предпринимательской деятельности - это, прежде всего, индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, основная цель которых - извлечение прибыли. Далее, в их числе необходимо назвать и некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы (п. 3 ст. 50 ГК РФ). В то же время отметим, что указанная классификация юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации с учетом такого критерия, как коммерческая направленность, вызывает на практике значительные трудности. В реальной действительности порой невозможно отграничить основную цель деятельности от не основной. Так, многие некоммерческие организации формально (по закону и уставу) не преследуют в качестве основной цели извлечение прибыли, но фактически стремятся и получают огромные доходы от осуществления предпринимательской деятельности. Другой пример связан с потребительскими кооперативами (п. 5 ст. 116 ГК РФ), которые Кодекс относит к некоммерческим организациям, но одновременно разрешает распределять полученную прибыль между членами кооператива.
Возможно, выход из создавшей ситуации надо искать в формировании (взамен классификации юридических лиц на коммерческие и некоммерческие) новых конструкций: «предпринимательская (прибыльная) организация» и «непредпринимательская (бесприбыльная) организация». Аналогом такой классификации может послужить деление корпораций по законодательству США на публичные (правительственные), непредпринимательские (non-profit corporations), предпринимательские (business corporations). «Некоммерческие организации» (по терминологии ГК) должны быть лишены, на наш взгляд, какой-либо возможности заниматься предпринимательской деятельностью, а главное - извлекать при этом прибыль (предпринимательский доход).
В третьем параграфе «Право на осуществление предпринимательской деятельности: конституционные и гражданско-правовые гарантии» указываетсячто реализация права на предпринимательскую деятельность граждан, во всяком случае, требует достаточного невмешательства государства и общества в ее регулирование. Высокая степень саморегулирования предпринимательской деятельности, не означает, что государство вовсе должно быть изолировано от регламентации экономических отношений. С одной стороны, регулятивная функция государства проявляется в установлении некоторых принципиально важных гарантий организации бизнеса, которые необходимы как самому бизнесу, так и гражданскому обществу. С другой - государство должно установить некоторые ограничения и запреты, которые необходимы в демократическом обществе исходя из содержания и смысла ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, соблюдение которых должно поддерживаться политикой неотвратимости административного и уголовного наказания. Не менее важно, чтобы государство справедливо карало и за такое противоправное деяние, как воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, т.е. напрямую защищало данное конституционное право через соответствующие санкции.
К сожалению, в современном российском обществе еще не удалось реализовать эти принципы должным образом на практике. Наблюдается ряд негативных общественно-политических явлений, в числе которых следует назвать обострение противоречия между индивидуализмом и солидарностью трудящихся, недостаточное внимание к социально-экономическим правам и свободам граждан со стороны государства, трансформация отношений и структуры собственности, ломка старой административно-командной системы, взамен которой еще не созданы демократические механизмы управления экономикой. Все это препятствует эффективному регулированию конституционных начал предпринимательской деятельности.
В четвертом параграфе «Система средств и методов государственного регулирования предпринимательства» указывается, что государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой набор различных методов и способов воздействия государства на предпринимательскую деятельность; при их правовом опосредовании возникает соответствующий правовой режим государственного регулирования предпринимательской деятельности; организационно-правовыми формами государственного регулирования предпринимательской деятельности сложились принятие правоприменительного акта, направленного на регулирование конкретной организационной и хозяйственной ситуации, правовой режим государственного планирования, антимонопольное регулирование, налоговое регулирование, бюджетное регулирование, правовой режим государственных закупок товаров, работ и услуг, правовой режим оказания материальной и организационной поддержки хозяйствующим субъектам и потребителям, правовой режим непосредственной предпринимательской деятельности государства и публично-правовых образований, правовой режим создания и деятельности специальных хозяйствующих и управленческих субъектов, правовой режим экспортно-импортных операций и правовой режим социальной защиты населения от негативных последствий рыночной экономики. С этой точки зрения содержанием общего правового режима государственного регулирования предпринимательской деятельности охватываются принятие правоприменительного акта, направленного на регулирование конкретной организационной и хозяйственной ситуации, антимонопольное регулирование, налоговое регулирование, бюджетное регулирование и правовой режим оказания материальной и организационной поддержки хозяйствующим субъектам и потребителям. Все остальные организационно-правовые формы государственного регулирования предпринимательской деятельности носят избирательный характер, например: созданием и организацией деятельности специальных хозяйствующих и управленческих субъектов государство занимается только в определенных областях и сферах деятельности, обладающих особой значимостью. Избирательный (целевой) характер носят, например, государственные закупки товаров, работ и услуг, поскольку государство не закупает все и вся товары, работы и услуги, а только некоторые и в определенных целях.
Следует внести дополнения в ГК РФ, предусмотрев в нем общие положения о предпринимательских объединениях. В развитие этих положений надо принять федеральный закон о холдингах, внести существенные изменения и дополнения в Закон о ФПГ. В целом считаем целесообразным разработать и принять закон о предпринимательских объединениях, в котором поместить правила общего порядка и нормы об отдельных видах объединений. Указанные новшества полезны, особенно на фоне существующих пробелов в гражданском законодательстве. Если все-таки российскому законодателю удастся преодолеть негативное отношение к Предпринимательскому кодексу, то раздел о предпринимательских объединениях - составная часть Кодекса.
В третьей главе «Правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в Северо-Кавказском федеральном округе», которая состоит из двух параграфов, дается анализ п
В первом параграфе, носящем название «Особенности нормативно-правовой базы, регламентирующей правовой режим предпринимательства» акцентируется внимание на том, что на территории субъектов округа действуют рамочные законы о поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства: Закон Ставропольского края «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства» от 15 октября 2008 г. №61-кз, закон Карачаево-Черкесской республики «О развитии малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской республике» от 25.07.2008 N 58-РЗ и др.
В субъектах округа созданы специализированные органы в поддержку предпринимательства: Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, государственное унитарное предприятие Ставропольского края «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае» Комитет Правительства Республики Дагестан по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка, автономное государственное учреждение Республики Дагестан «Фонд микрофинансирования субъектов малого предпринимательства» и др.
На территории  субъектов округа действует ряд целевых программ, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, например, в Ставропольском крае в настоящее время действует ведомственная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае на 2009-2011 годы»; Программа развития конкуренции в Ставропольском крае на 2010-2012 гг.; республиканская целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике на 2009-2011  годы», Республиканская целевая программа развития малого и среднего предпринимательства в РД на 2009 - 2011годы и др.
На территории субъектов округа действует ряд законодательных актов, регламентирующих особенности осуществления предпринимательской деятельности в регионах: 1) Закон Карачаево-Черкесской Республики от 03.05.1996 N 83-XXII (ред. от 08.12.2006) «О государственной поддержке малого предпринимательства в Карачаево-Черкесской республике» (принят Народным Собранием (Парламентом) КЧР 18.04.1996);
2) Закон Карачаево-Черкесской Республики от 19.05.1997 N 269-XXII (ред. от 24.07.2001) «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в карачаево-Черкесской республике» (принят Народным Собранием (Парламентом) КЧР 29.04.1997);
3) Постановление Правительства Карачаево-Черкесской республики от  01.06.2005 N 147 « О создании в Карачаево-Черкесской республике условий для развития малого предпринимательства»;
4) Указ Президента Карачаево-Черкесской Республики от 01.07.2008 N 99 «О неотложных ме6рах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности в Карачаево-Черкесской республике»;
5) Закон Ставропольского края от 6 февраля 2009 г. № 2-кз «О залоговом фонде Ставропольского края»;
6) Закон Ставропольского края от 13 марта 2009 г. № 10-кз «Об установлении налоговой ставки для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения»;
7) Закон Ставропольского края от 29 декабря 2008 г. № 99-кз «Об установлении предельного значения площади арендуемого имущества и срока рассрочки оплаты приобретаемого имущества при реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Ставропольского края или муниципальной собственности муниципальных образований Ставропольского края» и др.
Во втором параграфе, носящем название «Специфика осуществления предпринимательской деятельности в округе» акцентируется внимание на том, что в Республике Дагестан, как и в целом по России, общей тенденцией состоянии малого бизнеса является развитие всех направлений его деятельности. Общее состояние малого предпринимательства можно оценить как удовлетворительное.
Подавляющее количество малых предприятий республики зарегистрировано в форме ПБОЮЛ, т.е. малый бизнес развивается в такой организационно-правовой форме, которая позволяет вести учет в облегченной форме.
Главный источник финансирования малого бизнеса – это собственные ресурсы. 37% респондентов считают, что получить банковский кредит невозможно или крайне сложно, 38,4% полагают, что это сделать достаточно сложно. Основными причинами затрудняющими получение внешнего финансирования являются высокие проценты и нереальные требования к залогу.
Для получения кредитных средств предприниматели прибегают к различным методам. Наибольшей популярностью пользуется такой метод как использование личных связей и знакомых, его отметили 39,4% опрошенных. Откат и дачу взятки, как средство получения кредита, выбрали 25,7% предпринимателей.
Лидером по частоте осуществляемых проверок по республике является Налоговая инспекция. Она заняла первое место по общей сумме проверок за 2006 год. Далее в порядке убывания следуют такие организации как общества по защите прав потребителей, МВД, Государственная противопожарная служба, Местная администрация.
Наиболее проблемной для работы предприятий является деятельность Роспотребнадзора,  26% опрошенных отметили, что он сильно мешает либо не дает  им работать. 19,5% опрошенных отметили налоговую инспекцию, 17,9% предпринимателей отметили, что представители МВД сильно мешают и практически не дают им работать.
К наиболее часто встречающимся проблемам, при проведении проверок, предприниматели относят: прямые или косвенные намеки на необходимость оплаты услуг 17,1%, требование предоставления избыточного, по сравнению с законом, числа документов 13,1%, избыточная частота проверок 11,3%, недостаточная компетентность должностных лиц, проводящих проверки 11,8%,  «заказные» проверки 7,1%.
Для решения проблем возникающих при проведении проверок половина опрошенных предпринимателей (49,8%)  используют личные связи. 33,3% опрошенных используют для решения этих проблем дачу взяток.
Ситуация по поводу обращения в суды, как и в предыдущие годы, остается неблагоприятной. Половина опрошенных представителей малого бизнеса, считают, что не станут обращаться в суды, если их законные права будут ущемлены и прибегают к другим неформальным каналам решения своих проблем.
Распространенным явлением для руководителей малых предприятий является злоупотребление своим положением представителями государственных структур. Как показал опрос, более 60% всех опрошенных сталкивались с противоправными действиями этих структур.
Самой распространенной причиной неудач в бизнесе, по мнению предпринимателей, является низкая квалификация руководителей и собственные ошибки предпринимателей (30,4%), далее по значимости идут экономические причины (28,5%). 
Опрос, проведенный диссертантом, показал, что наиболее предпочитаемой помощью от государства являются специальные программы поддержки (38,4%). Но при этом 32,5% респондентов считают, что государству по возможности следует не вмешиваться в их деятельность. Пятая часть опрошенных предпочитают законодательно определенную систему льгот. 9,7% опрошенных выбрали реализацию действующих норм.
Как наиболее важные меры по поддержке малого бизнеса, его представителями были выделены финансовая поддержка, помощь в получении ссуд и кредитов, государственный и муниципальный заказ и предоставление в аренду государственных и муниципальных помещений на льготных условиях.
Результаты исследования показывают, что, несмотря на позитивные тенденции, условия для ускоренного развития малого и среднего бизнеса в Дагестане еще далеки от режима наибольшего благоприятствования. В республике еще имеются факторы не позволяющие предпринимателям работать спокойно.
К таковым можно отнести то, что у предпринимателей низкий уровень доверия к структурам, призванным защищать их интересы, в т.ч. и к судам.
Следствием этого является то, что основная часть предпринимателей предпочитают решать свои проблемы вне правового поля.
Также диссертантом отмечается, что уменьшились жалобы на налоговый пресс, в т.ч. и на проверки налоговой инспекции. В результате проверок наибольшие проблемы создает Роспотребнадзор. Но здесь не все однозначно, так как многие проблемы возникают по вине самих предпринимателей, не соблюдающих установленные законодательством правила и требования к их деятельности.
В сфере злоупотребления проверками можно отметить новых лидеров: общественные организации защиты прав потребителей, некоторые представители которых превратили проверки в кормушку.
В этой области предстоит большая работа по повышению правовой грамотности и профессионального уровня предпринимателей.
Необходимо заметить, что наметилась тенденция повышения доверия бизнеса к государству. Большая часть бизнесменов ожидают помощи от государства в виде специальных программ поддержки, как финансовой, так и информационной. 
В заключении подводятся итоги проведенного исследованияформулируются основные выводы.
 
 
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:
публикации в изданиях, предусмотренных перечнем ВАК
Министерства образования и науки РФ:
  1. Джикаева Ф.З. Предпринимательская деятельность как социально-политическая и правовая категория /Ф.З.Джикаева // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им.К.Л. Хетагурова – Владикавказ - 2012.- №1.- С.120-124 (0,5 п.л.).
2. Джикаева Ф.З. Средства и методы государственного регулирования предпринимательства / Ф.З.Джикаева //Общество и право.– Краснодар. - №2(34) 2011 - С. 109-113 (0,5 п.л.).
 3. Джикаева Ф.З. Коммерческая организация как субъект предпринимательской деятельностиФ.З.Джикаева // Бизнес в законе. - Москва- 2010. - N 3. - С.128-132 (0,4 п.л.).
    4. Джикаева Ф.З. Понятие и субъекты предпринимательской деятельности в РФ / Ф.З.Джикаева //Пробелы в Российском законодательстве. – Москва. - №3.- 2010 - С. 105-107 (0,3 п.л.).
 
Публикации в иных изданиях:
   5.  Джикаева Ф.З. Правовые основы предпринимательской деятельности в РФ / Ф.З.Джикаева // Бюллетень Владикавказского института управления. - Владикавказ. – 2012. -№38. – С.94-98 (0,5 п.л.).
   6.Джикаева Ф.З. Возникновение и развитие института предпринимательства как особой формы хозяйствования: ретроспективный аспект/ Ф.З.Джикаева // Вестник Краснодарского университета МВД РФ. – Краснодар. – 2012. - №1(17). – С.154-159 (0,5 п.л.).
        7. Джикаева Ф.З. Особенности нормативно-правовой базы, регламентирующей правовой режим предпринимательства в Северо-Кавказском федеральном окуруге/ Ф.З.Джикаева // Материалы I  Международной научно-практической конференции «Современная наука: теория практика» Том второй (часть 1). Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. - (0, 4 п. л.).
Файлы: 
Порядок отображения: 
0