2012avtoref286

Аватар пользователя ideolog
Машин Владимир Владимирович
 
15 мая 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Договор воздушной перевозки пассажира» (специальность 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 170.003.02
 
Сноска на автореферат диссертации:
 
Машин В.В. Договор воздушной перевозки пассажира: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 18.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления на сайте «Правовые технологии» в интересах информационного обеспечения юридических исследований и образования.
 
Текст автореферата диссертации:
 На правах рукописи
 
 
 
 
МАШИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
 
 
 
ДОГОВОР ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА
 
 
Специальность: 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
 
 
 
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
 кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
 
Москва – 2012

Работа выполнена на кафедре гражданского права в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия правосудия»
 
Научный руководитель            Заслуженный деятель науки РФ
                                            доктор юридических наук, профессор
                                            Андреев Владимир Константинович
 
Официальные оппоненты        Гречуха Владимир Николаевич
                           Заслуженный юрист Российской Федерации

доктор юридических наук, профессор,
профессор кафедры гражданского права
ФГОБУ ВПО «Всероссийская государственная     
налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации»

                         

Морозов Сергей Юрьевич
кандидат юридических наук, доцент,
декан юридического факультета, заведующий кафедрой гражданского права и процесса
юридического факультета
ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный  университет»

 
Ведущая организация            ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет»     
 
Защита состоится 15 мая 2012 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 170.003.02 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» по адресу: 117418, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69А, ауд. 910.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия»
Автореферат разослан «__»__________ 2012 г.
 
Ученый секретарь
диссертационного совета                                                                             С.П. Ломтев  
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 
Актуальность темы исследования. Научно-технический прогресс авиационной отрасли и увеличение общего количества авиаперевозок пассажиров укрепили культурные, социальные и экономические общественные отношения. Общее увеличение перевозок констатирует рост заключаемых договоров воздушной перевозки пассажира, но, вместе с тем, рост перевозок сопровождается увеличением случаев авиационных происшествий, при которых причиняется вред здоровью и жизни пассажира, а также его имуществу. Нарушение авиаперевозчиком условий договора воздушной перевозки пассажира является основанием возникновения гражданской ответственности авиаперевозчика.
Современное гражданское право в области ответственности авиаперевозчика перед пассажиром основано на равенстве, автономии воли и защите прав и законных интересов субъектов сделки, характеризуется возрастающим многообразием возникающих в его рамках обязательственных связей. Права требования из обязательств становятся действенным инструментом в деле удовлетворения потребностей пассажира, а само обязательство отличается спецификой  как в части субъектного состава, так и в области содержания.
Правоотношения в области воздушной перевозки пассажира и ответственности авиаперевозчика за нарушения договора воздушной перевозки пассажира возникают из закона: Гражданского кодекса Российской Федерации и Воздушного кодекса Российской Федерации, при этом, в отдельных нормах указанных  нормативных правовых актов есть разногласия, что создает трудности в правоприменительной деятельности. Также актуальность темы исследования возросла в связи с вступлением в силу  Монреальской конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 года, которая была принята на Международной конференции по воздушному праву, проходившей под эгидой Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в Монреале; с внесением последних изменений в ВК РФ: Закон № 331-ФЗ «О внесении изменений в ВК РФ»; с принятием Федеральных авиационных правил: «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса от 28.06.2007 № 82.
Внесенные поправки в ВК РФ направлены на усиление ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки национальным законодательством и на гармонизацию российского законодательства о гражданско-правовой ответственности перевозчика по договору внутренней воздушной перевозки пассажира с международными стандартами. Данные новеллы законодательства не в полной мере устранили имеющиеся недостатки законодательства. Понимание гражданско-правовой ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки пассажира неоднозначно среди ученых-цивилистов и специалистов по воздушному праву, что требует выработки научно обоснованного мнения о гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика, в том числе при выполнении операции, связанной с перевозкой сторонними организациями. Введение электронного документирования при заключении и исполнении договора воздушной перевозки требует новых подходов и трактовок в оформлении перевозочных документов.
Федеральные авиационные правила усилили требования к безопасности полетов, однако, их отдельные положения еще не  в полной мере отвечают повышенным требованиям осуществления безопасных и высококачественных перевозок пассажиров воздушным транспортом.
Указанные факты свидетельствует об актуальности избранной темы диссертации.
Степень научной разработанности темы. Гражданские правоотношения по договору воздушной перевозки пассажира и ответственность авиаперевозчика за его нарушения исследовались в трудах отечественных и зарубежных авторов.
Положения договора воздушной перевозки были рассмотрены  в работах таких российских ученых 70-х-80-х годов ХХ века, как  В.К. Андреев, В.Н. Дежкин, В.А. Егиазаров, О.С. Иоффе, О.Н. Садиков, В.М. Сенчило, А.А. Собчак. Современные исследования, посвящены, как общим вопросам транспортного права (В.Н. Гречуха), так и договору воздушной перевозки и гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика (М.И. Брагинский).
За последнее время были защищены диссертации на соискание ученой степени  кандидата  юридических наук: 1) Ефремов Е. А. «Договор воздушной перевозки», г. Волгоград, 2006; 2) Ремишевский П.В. «Гражданско-правовая ответственность перевозчика по договору воздушной перевозки», М.,  2007;  3) Круглик Н.В. «Гражданско-правовое регулирование отношений, возникающих из договора воздушной перевозки пассажира в деятельности военных организаций: на примере Федеральной службы безопасности», М., 2006; 4) Щурова  А.А. «Ответственность воздушного перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира при международной перевозке», М., 2009; 5) Молчанов В.В. «Гражданско-правовое регулирование воздушных перевозок», М., 2007; 6) Старцева А.А. «Правовое регулирование договорных отношений по воздушному чартеру», Казань, 2009; 7) Козлова Т.С. «Правовое регулирование ответственности за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров при международной воздушной перевозке», М.,2011.
В работах исследована часть вопросов, связанных с темой диссертации (правовое регулирование международной воздушной перевозки, ответственности перевозчика при международной перевозке, возмещение морального вреда, особенности заключения договора воздушной перевозки, механизм расчета объема вреда, подлежащего возмещению, вина как условие ответственности перевозчика и др.).
Между тем, правовая природа обязательств, вытекающая из договоров внутренней и международной воздушной перевозки пассажира, правовой природы договоров воздушной перевозки пассажиров, оснований наступления гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика, особенностей субъектного состава договора воздушной перевозки пассажира остаются малоизученными в российском и зарубежном праве.
Теоретической базой исследования стали положения таких ученых-юристов по общей теории права и гражданскому праву, как  М.М. Агарков, М.К. Александров-Дольник, В.К. Андреев, В.Д. Бордунов, С.Н. Братусь, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, В.Н. Гречуха, В.С. Грязнов, В.Н. Дежкин, В.А. Егиазаров, В.В. Залесский, О.С. Иоффе,  Ю.М. Колосов, А.Л. Маковский, Н.С. Малеин, Д.А. Медведев, С.Ю. Морозов,  А.П. Мовчан, И.Б. Новицкий,  Б.И. Пугинский, О.Н. Садиков, С.В. Сарбаш, В.М. Сенчило,  А.П. Сергеев, В.Л. Слесарев, Е.А. Суханов, А.А. Собчак, В.Т. Смирнов, Ю.К. Толстой, В.А. Тархов, Б.Б. Черепахин, М.Е Ходунов, Е.А. Флейшиц, Х.И. Шварц, Г.Н. Шевченко, М.Я. Шиминова и др.
В работе также использованы труды таких авторов, как  Kono T., Lorenz W., McLaen D. Morris, North P.M., Fawcett J.J., Pryles M.C., Pauknerova M., Rodiere Rene. Scoles E.F., Hotchkiss C. и др.
Цель диссертационного исследования заключается  в разработке положений о заключении и исполнении договора воздушной перевозки пассажира и особенностях  гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика за его нарушения.
На основе намеченной цели поставлены следующие основные задачи:

  • определить субъектный состав договора воздушной перевозки пассажира;
  • установить особенности заключения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе посредством приобретения билета в электронном виде;
  •  установить содержание обязательственных правоотношений между авиаперевозчиком и пассажиром при перевозке пассажиром багажа;
  • определить основания, условия и содержание гражданско-правовой ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки пассажира;
  • определить соотношение международных норм и российского права в области ответственности авиакомпании перед пассажиром.

Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся по договору воздушной перевозки пассажира и в результате наступления гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика.
Предметом исследования являются нормы гражданского права в сфере регулирования договора воздушной перевозки пассажира, соответствующие положения гражданско-правовой доктрины и правоприменительная практика.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, индукция и дедукция; также использовались частнонаучные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический и историко-правовой.
Эмпирическую базу исследования составили результаты изучения: судебные акты Конституционного суда РФ (1), практика Верховного Суда Российской Федерации (3 решения, 1 определение, 2 постановления), практика Верховного Суда СССР (1 постановление), практика Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (1 постановление, 1 обзор судебной практики), судебная практика по рассмотрению дел по искам пассажиров к авиаперевозчикам с 2007 по 2010 г.г. Московским городским судом (1), Обским городским судом Новосибирской области (1).
Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном формировании и обосновании теоретических положений о договоре воздушной перевозки пассажира, гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика, особенностей условий и оснований ее наступления, об особенностях прав и обязанностей сторон договора и участников договорных обязательств по перевозке пассажира, об обязательственных правоотношениях по перевозке пассажира путем заключения им договора с авиаперевозчиком в электронной форме.
Результатами научного исследования отношений по договору воздушной перевозки пассажира и гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика  являются следующие выносимые на защиту выводы и положения:

  1. Обосновано, что договор воздушной перевозки пассажира является публичным договором,  поскольку авиакомпания как коммерческая организация не в праве отказать пассажиру в заключении договора перевозки.  В то же время, договор воздушной перевозки пассажира является и договором присоединения, так как пассажир  заключает договор на условиях, определяемых перевозчиком.  Условиями заключения договора воздушной перевозки пассажира является не только оплата пассажиром билета, но и обязательное  выполнение требований авиационной безопасности – регистрация пассажира, предполетный досмотр, а при международной воздушной перевозке – выполнение требований таможенного и миграционного контроля, то есть договор  воздушной перевозки  включает и исполнение пассажиром  публичных обязанностей.
  2. Доказано, что за действия лиц, участвующих в исполнении договора воздушной перевозки пассажира (аэропортовые, аэронавигационные, метеорологические службы, обслуживающие организации в аэропортах, и др.), ответственность несет сторона договора – авиаперевозчик.

Сформулировано авторское определение авиаперевозчика: «Авиаперевозчик – это коммерческая организация, обладающая требующимися  по закону лицензией и сертификатом эксплуатанта,  которая по договору воздушной перевозки, условия которого определены Правилами воздушной перевозки, приняла на себя обязанность оказать услугу по воздушной перевозке пассажиров и багажа путем использования авиатранспорта общего пользования  из пункта отправления в пункт назначения любому лицу, кто к ней обратится  и присоединится  к условиям данных правил».
3. Установлено, что при  перевозке пассажира на основании электронного  билета обязательство возникает  на основе юридического состава, включающего, во-первых, оплату пассажиром перевозки и одновременно внесении записи на электронный носитель в базу данных авиаперевозчика, содержащую сведения о существенных условиях договора, во-вторых,  при предъявлении паспорта пассажира, т.е. совершения конклюдентных действий.
4. Обосновано, что при перевозке пассажира, имеющего при себе багаж, перевозка является обязанностью перевозчика, вытекающей из самого договора воздушной перевозки пассажира. Однако, в целях обеспечения авиационной безопасности пассажиров и членов экипажа у пассажира возникает обязанность предъявить багаж к предполетному досмотру, при невыполнении которой  договор воздушной перевозки пассажира  считается расторгнутым.
5. Задержка вылета пассажира Воздушным кодексом РФ  не рассматривается  как правонарушение, включающее  возмещение убытков пассажиру. Доказана  необходимость установления обязанности авиаперевозчика предоставить на все время задержки, после  истечения  трехчасового льготного срока, проживание в гостинице и трехразовое горячее питание или иное возмещение убытков, связанное с задержкой вылета.
6. Недостача, повреждение  или утрата багажа пассажира  может причинить ему убытки, в том числе и моральный вред, который не восполняется по нормам ст.119 Воздушного кодекса РФ.
Доказано, что  пассажир  в данном случае  выступает  в качестве потребителя услуг, в связи с чем к данным отношениям  следует  применять нормы  Закона  «О защите прав потребителей».
Теоретическая значимость положений и выводов диссертации заключается в том, что они уточняют и дополняют теорию  о природе, субъектном составе, статусе субъектов в области воздушных перевозок, возникающих в связи с оказанием услуг, обеспечивающих перевозку, особенностях и основаниях заключения и исполнения договора воздушной перевозки пассажира, особенностях наступления гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика при внутренней и международной воздушной перевозке,  выявлении форм защиты пассажиров при нарушении авиаперевозчиком договорных обязательств, а также теоретически обосновывают совершенствование отдельных норм права транспортного законодательства в области регулирования воздушной перевозки и процессов по ее обеспечению.
Практическая значимость исследования. Научные положения и выработанные предложения могут быть использованы в процессе совершенствования транспортного законодательства по заключению и исполнению договора воздушной перевозки пассажира, заключенному в электронном виде.   
Ряд научных положений может быть полезен в преподавании учебных дисциплин «Транспортное право», «Воздушное право».
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в шести опубликованных научных статьях, а также были внедрены в практическую деятельность авиакомпании «ДОНАВИА».
Структура и содержание диссертации предопределены предметом, целями и задачами диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, и заключения.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются цель, задачи, объект, предмет, методологические, теоретические и нормативные основы исследования, а также выявляются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются основные положения, выносимые на защиту, приводятся сведения о научной и практической апробации полученных результатов.
Первая глава «Понятие договора воздушной перевозки пассажира» посвящена исследованию договора воздушной перевозки пассажира, его специфическим особенностям, позволяющим ограничить его от других видов договоров перевозки. Рассмотрены вопросы заключения договора воздушной перевозки и выявлены его особенности, поскольку обязательным условием его заключения будет являться соблюдение пассажиром требований авиационной безопасности.
В первом параграфе первой главы «Правовая природа договора воздушной перевозки пассажира» проанализированы особенности, признаки договора воздушной перевозки пассажира.
        В работе приводятся мнения ученых-цивилистов, которые разграничивают воздушную перевозку багажа как самостоятельную перевозку и воздушную перевозку пассажира. Обосновывается, что данный вывод противоречит действующему законодательству РФ, поскольку закон исходит из того, что перевозка багажа является обязанностью перевозчика, вытекающей из договора воздушной перевозки пассажира и не является самостоятельным договором. В диссертации рассмотрены формы авиабилетов, и сделан вывод, что приобретение пассажиром электронного билета является единственным способом заключения договора международной воздушной перевозки  посредством оплаты пассажиром самой перевозки и одновременным внесением записи на электронном носителе в базу данных авиаперевозчика, содержащую сведения о данных пассажира, маршруте следования, тарифе и т.д. (существенные условия). Договор считается заключенным в момент предъявления пассажиром паспорта при его регистрации, т.к. паспортные данные пассажира являются существенными условиями договора.
  На основе анализа действующего законодательства Российской Федерации сделан вывод, что гражданско-правовым основанием возникновения договорных правоотношений между авиаперевозчиком и пассажиром является приобретение пассажиром билета и выполнение всех предполетных формальностей, поскольку данные действия удостоверяют заключение договора воздушной перевозки с соблюдением всех гражданско-правовых норм и с соответствующими вытекающими из данного юридического факта гражданско-правовыми последствиями для всех сторон договора. В диссертации обосновано, что по форме заключения договор воздушной перевозки является договором присоединения.
Во втором параграфе первой главы «Эволюция договорных отношений в области воздушной перевозки пассажира в законодательстве Российской Федерации» исследуются вопросы, связанные с эволюционным процессом законодательства в области договорных правоотношений по пассажирским авиаперевозкам в Российской Федерации. 
В ходе исследования были изучены и сделаны выводы по соотношению законодательства СССР и действующего законодательства Российской Федерации в сфере возникновения, исполнения, прекращения договорных отношений между авиаперевозчиком и пассажиром и  гражданско-правовой ответственности перевозчика, а также исследовано развитие данного законодательства в условиях глобализации и интеграции.
В ходе проведенного анализа сделан следующий вывод:  законодательство РФ в сфере воздушных перевозок уже достаточно сформировано, но существуют проблемы и коллизии транспортного законодательства и гражданского законодательства, к которым относятся: наилучшее право, по месту причинения вреда, по месту суда. Целью развития законодательства в данной области является совершенствование отдельных правовых норм с целью максимального приближения российской  правоприменительной деятельности к международной практике.
Третий параграф первой главы «Субъекты договора воздушной перевозки пассажира»  посвящен исследованию сторон договора воздушной перевозки пассажира: одна сторона договора  – пассажир, который является физическим лицом и вторая сторона договора – перевозчик, который является  эксплуатантом воздушного судна (транспортная организация).
Гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий, либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, в том числе услуги перевозки, является потребителем. Исследование показало, что договор воздушной перевозки пассажира является публичным договором: он содержит все признаки публичного договора, поскольку авиакомпания не имеет права отказать пассажиру в заключении  договора перевозки, при этом воздушное судно относится к транспорту общего пользования.  
Сформулировано авторское определение понятия «авиаперевозчик».
Сделан вывод, что, если авиакомпания продала билет пассажиру, являясь эксплуатантом, но впоследствии была лишена данного статуса до начала перевозки, то она будет нести ответственность как перевозчик, несмотря на то, что формально она потеряла статус перевозчика и не соответствует признакам субъекта договора воздушной перевозки пассажира. В данном случае перевозчик обязан вернуть пассажиру провозную плату (ч. 2 ст. 107 ВК РФ), а также возместить все причиненные убытки (ст. 15 ГК РФ). Сформулирован вывод о том, что авиаперевозка обладает рядом особенностей и значительно отличается от других видов перевозки. Её специфичность, прежде всего, выражается: 1) в особенном  виде транспорта (гражданское воздушное судно), которым должен обладать перевозчик; 2) особой форме её осуществления (полет).
Вторая глава «Исполнение договора воздушной перевозки пассажира и ответственность авиакомпании» посвящена выявлению особенностей выполнения сторонами обязательств по договору пассажирских авиаперевозок, анализируются моменты начала и окончания воздушной перевозки пассажира, дается понятие гражданско-правовой ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки пассажира. Изучены основания наступления гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика. Подробно анализируется соотношение российского и международного законодательств в области возникновения обязательств между авиаперевозчиком и пассажиром, а также гражданско-правовой ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки пассажира.
В первом параграфе второй главы «Содержание обязательственных правоотношений между перевозчиком и пассажиром» анализируется содержание обязательственных правоотношений авиаперевозчика перед пассажиром, которые вытекают из условий договора воздушной перевозки пассажира. Рассмотрены также обязанности пассажира. Проанализированы нормативно-правовые акты, регулирующие права и обязанности сторон по договору воздушной перевозки пассажира, в том числе «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные Приказом Минтранса от 28.06.2007 № 82.
На основании проведенного анализа нормативно-правовых актов сделан вывод, что законодатель, формируя нормативно-правовую базу по договору воздушной перевозки пассажира, исходил из приоритета прав пассажира как потребителя услуги. Исследование показало, что развитие законодательства о воздушных перевозках идет по пути включения в него все большего количества норм, направленных на защиту прав пассажира. Кроме этого, в работе сделан вывод, что при исполнении договора воздушной перевозки действует принцип сотрудничества сторон, что проявляется, прежде всего, в выполнении сторонами требований авиационной безопасности.
Во втором параграфе второй главы «Понятие гражданско-правовой ответственности перевозчика, ее основание и условия» предлагается определение понятия гражданско-правовой ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки пассажира, дана юридическая характеристика гражданско-правовой ответственности перевозчика и выявлено содержание ответственности.
Анализ литературы по гражданскому и транспортному праву показал, что в данный момент нет единого мнения о выполняемой функции гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика. Вместе с тем, ученые единодушны во мнении о том, что основная роль принадлежит компенсационной (восстановительной) функции гражданско-правовой ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки пассажира, что подтверждается ст. 15 ГК РФ, которая предусматривает, что возмещение убытков - это расходы, направленные на восстановление нарушенного права лица, на компенсацию как на конечный итог. В диссертации рассмотрены иные функции гражданско-правовой ответственности перевозчика: обязанность дать отчет в своих действиях, которая регулируется правом; обязанность лица нести предусмотренные нормами права отрицательные (неблагоприятные) последствия за совершенное правонарушение, выражающиеся в лишении правонарушителя имущественных благ в пользу потерпевшего; санкция за правонарушение и репрессивная функция. Именно в совокупности данные функции обеспечивают выполнение авиаперевозчиком компенсационной задачи надлежащим образом.  Отмечается, что восстановление положения осуществляется за счет лица виновного в причинении убытков, хотя первоочередной задачей института гражданско-правовой ответственности является не ущемление интересов виновного, а компенсация имущественных потерь потерпевшего.
Обосновано, что ограничение или устранение ответственности перевозчика  не допускается, но это также не исключает возможности, что по соглашению сторон ответственность пассажира может быть ограничена или вообще исключена, а ответственность перевозчика усилена.
Сделан вывод, что конечная цель законодательства в области гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика перед пассажиром – это создание такой нормативно-правовой базы, которая позволила бы создать условия для справедливой компенсации вреда, вытекающего из нарушения обязательств договора воздушной перевозки пассажира.
В диссертации отмечено, что вопросы, связанные с наступлением гражданско-правовой ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки пассажира, являются дискуссионными в контексте общих споров о наступлении гражданской ответственности. В исследовании приведены и проанализированы мнения ученых-цивилистов, изучавших  данный вопрос. Рассмотрены признаки гражданского правонарушения авиаперевозчика, при наличии которых наступает его ответственность. Обосновано, что ответственность перевозчика наступает по правилам деликтной ответственности. В работе делается вывод, что перевозчик может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности по договору воздушной перевозки пассажира только при нарушении договора, и, если в этом нарушении содержатся все условия правонарушения: а) противоправное действие перевозчика, т.е. нарушение договора воздушной перевозки пассажира; б) пассажиру причинены убытки; в) между причиненными убытками и нарушением договора существует причинно-следственная связь; г) действия перевозчика по нарушению договора носят виновный характер.
В третьем параграфе второй главы «Специфика гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика в международном транспортном праве» исследуются два правовых режима (Варшавский и Монреальский) международных воздушных перевозок, действующих одновременно, и рассматриваются их характерные особенности. Их правовые институты формируются на основе двух международных соглашений: Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 года, и Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 года.
Указанные международные соглашения рассматриваются как источники права и анализируется порядок их применения. В ходе проведенного анализа вышеуказанных международных конвенций делается вывод о том, что в настоящей складывающейся практике Монреальская конвенция в большей степени соответствует современным условиям развития законодательства.   Данные выводы делаются на основании того, что: во-первых, она является более справедливой в области гражданско-правовой ответственности перевозчика; во-вторых, именно она впервые узаконила понятие электронного билета. Монреальская конвенция отражает современное развитие гражданско-правовых отношений по договору международной воздушной перевозки, поскольку она учла положительный опыт Варшавской конвенции и содержит дополнительные новые условия по защите прав пассажиров. В работе обосновано предложение о необходимости присоединения к Монреальской конвенции, что  положительным образом отразится на законодательстве Российской Федерации и российских авиаперевозчиках в целом, поскольку процесс глобального присоединения стран к Монреальской конвенции неизбежен, он приведет к унификации транспортного законодательства, совершенствованию правоприменительной практики в области гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика.
Четвертый параграф второй главы «Соотношение международных норм и норм российского права в области ответственности авиакомпании перед пассажиром» посвящен изучению соотношения международных норм и норм российского права  в  части гражданско-правой ответственности авиакомпании перед пассажиром при нарушении договора воздушной перевозки пассажира. 
В диссертации установлено, что в условиях международной глобализации гражданско-правовые отношения между авиакомпанией и пассажиром регулируются большим количеством нормативно-правовых актов, был проведен их анализ. В работе делается вывод, что согласованное развитие внутригосударственного и международного права  является одной из важных задач данных взаимосвязанных систем права.  В диссертации изучено  соотношение внутригосударственных источников и международных конвенций и соглашений по вопросам ответственности авиаперевозчика перед пассажиром. При проведении исследования были использованы решения судов, которые рассматривали вопросы о применении международных соглашений. В результате сделан вывод, что нормы права Евросоюза и Монреальской конвенции не являются частью российской правовой системы и не применяются на территории РФ, т.к. данная Конвенция не ратифицирована Российской Федерацией, и Российская Федерация не является членом Европейского Союза. При этом, российские законы и международные договоры не содержат принципиальных противоречивых положений. Указанное обстоятельство позволяет успешно интегрировать международные нормы права в российское законодательство.
В заключении   приведены основные выводы, полученные в результате проведенного исследования, и сформулированы соответствующие положения о совершенствовании законодательства в части правового регулирования договора воздушной перевозки пассажира и ответственности авиаперевозчика за его нарушения.
 
 
 
Основные положения диссертации опубликованы в следующих научных работах автора:
I.В рецензируемых научных журналах и изданиях:
1.Машин В.В. Особенности договора воздушной перевозки пассажира // Предпринимательское право. 2011. № 4. С.41-43. – 0,3 п.л.
2.Машин В.В.  К вопросу об основных обязанностях авиаперевозчика по договору воздушной перевозки  // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. № 9. С.104-107.  – 0, 5 п.л.
3.Машин В.В. Что такое гражданско-правовая ответственность авиаперевозчика перед пассажиром и в чем её суть? // Право и политика. 2008. № 8. С. 2028-2032. – 0,5 п.л.
4.Машин В.В. Форма договора воздушной перевозки пассажира // Юрист. 2008. № 9. С. 40-44. – 0,3 п.л.
 
II.В иных научных изданиях:
5.Машин В.В. Проблема научного подхода к созданию законов РФ в области гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика перед пассажиром // Законодательство и Экономика. 2008. № 8. С.56-58. – 0,3 п.л.
6.Машин В.В.  Гражданско-правовая ответственность по договору воздушной перевозки пассажира // Универсальные закономерности и национальные модели развития:  Актуальные проблемы права. М. 2008.С.77-101. – 1,2 п.л.
 
 

Файлы: 
Порядок отображения: 
0