2012avtoref276

Аватар пользователя ideolog
Гарбар Андрей Валерьевич
 
27 апреля 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Правовое регулирование страхования при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом в России» (специальность 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета КМ 212.056.02
 
Сноска на автореферат диссертации:
 
Гарбар А.В. Правовое регулирование страхования при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом в России: автореф. дис... канд. юрид. наук. Владивосток, 2012. С. 27.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления на сайте «Правовые технологии» в интересах информационного обеспечения юридических исследований и образования.
 
Текст автореферата диссертации:
 На правах рукописи
 
 
 
 
 
ГАРБАР Андрей Валерьевич
 
 
 
 
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ В РОССИИ
 
 
 
 
 
Специальность 12.00.03 – гражданское право;
предпринимательское право; семейное право;
международное частное право
 
 
 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Владивосток - 2012

Работа выполнена на кафедре гражданского и предпринимательского права Юридической школы Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет»
 
 
Научный руководитель –   Култышев Сергей Борисович
                                                 кандидат юридических наук, доцент
                                                 кафедры гражданского и предпринимательского
                                                 права Юридической школы
                                                 Дальневосточного федерального университета
                                                  
 
Официальные оппоненты:  Хаснутдинов Анвар Измайлович
                                                   доктор юридических наук, профессор,
                                                   директор Иркутского юридического
                                                   института (филиала) Российской
                                                   правовой академии Министерства
                                                   юстиции Российской Федерации                                                   
                                                              
                                                   Филиппова Татьяна Аркадьевна
                                                   кандидат юридических наук, профессор;
                                                   заведующий кафедрой гражданского права
                                                   юридического факультета
                                                   Алтайского государственного университета
 
Ведущая организация  -       Федеральное государственное автономное
                        образовательное учреждение высшего
               профессионального образования
                            «Сибирский федеральный университет»
 
 
Защита диссертации состоится «___»  ________  2012 г. в ___ часов на заседании диссертационного совета КМ 212.056.02 при Дальневосточном федеральном университете по адресу: 690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, д. 25.
С диссертацией можно ознакомиться в Институте научной информации – фундаментальной библиотеке ДВФУ по адресу: 690690 г. Владивосток, ул. Алеутская, 65-б.
Сведения об автореферате размещены на сайте Дальневосточного федерального университета по адресу: http://uml.wl.dvfu.ru.
 
Автореферат разослан «___»_____________2012 г.

 
 
Ученый секретарь
диссертационного совета кандидат юридических наук
доцент

 

И.В. Козлова

 

Общая характеристика работы
 
Актуальность темы исследования. Значимость страхования в сфере железнодорожного транспорта в немалой степени обусловливается той социально-экономической ролью, которую играет данный вид транспорта для Российской Федерации. Так, доля железнодорожного транспорта в общем объеме российского грузооборота, по статистическим  данным Минтранса России, составляет около 83%, а доля в объеме пассажирооборота – примерно 41%.
Современное реформирование правового регулирования в сфере железнодорожной отрасли достаточно остро обозначило проблему развития страхования в данной области. Обусловлено это тем, что в настоящее время на рынке появляются частные железнодорожные перевозчики, владельцы инфраструктуры, которые существенно заинтересованы в обеспечении сохранности принадлежащего им имущества, и которые самостоятельно несут ответственность за причиненный вред контрагентам и третьим лицам. С помощью страхования возможно обеспечить защитой соответствующие интересы, и субъекты транспортных отношений заинтересованы в этом. Однако страхование в сфере железнодорожного транспорта не обладает должным уровнем специального правового регулирования, что является одним из существенных факторов, сдерживающих его применение при осуществлении деятельности железнодорожного транспорта.
Действующая на сегодняшний день законодательная база в значительной мере отстает от потребностей рынка страхования на железнодорожном транспорте. В этой связи, по мнению президента ОАО «Российские железные дороги» В.И. Якунина, для развития железнодорожной отрасли требуется постоянно совершенствовать правовую базу в области регулирования различных аспектов отношений в сфере железнодорожного транспорта.
В настоящее время правовое регулирование страхования при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом характеризуется множеством противоречий и пробелов. В частности, в России до сих пор не введено обязательное страхование ответственности железнодорожных перевозчиков, вследствие чего обязательное личное страхование жизни и здоровья пассажиров осуществляется за их счет. Кроме того, в силу законодательных предписаний п. 1 ст. 932 ГК РФ не представляется возможным осуществление страхования гражданской ответственности железнодорожных перевозчиков за нарушение договора перевозки, в силу необходимости прямого указания закона о возможности такого страхования.
Исследование действующих правовых норм об осуществлении страхования при перевозках железнодорожным транспортом и предложение обоснованных мер, направленных на совершенствование законодательства в этой сфере, несомненно будет способствовать процессу повышения качества правового обеспечения страхования в процессе железнодорожных перевозок, что свидетельствует об актуальности настоящего исследования, как в теоретическом, так и в прикладном аспектах.
Степень научной разработанности темы. Юридическая литература по проблематике диссертации на сегодняшний день достаточно разнородна, вследствие чего весь ее массив может быть разделен на различные группы.
Среди авторов прошлых лет, несомненно, внесших весомый вклад в развитие науки страхового права следует отметить научные работы таких выдающихся ученых-юристов как А. Вицын, К.А. Граве, В.Р. Идельсон, В.П. Крюков, Л.А. Лунц, В.К. Райхер, В.И. Серебровский, многие теоретические выводы которых не утратили своей значимости и применительно к страхованию на железнодорожном транспорте.
Современная правовая литература по рассматриваемой теме представлена главным образом, работами, освещающими проблемы правового регулирования страхования, а также касающимися гражданско-правового обязательства страхования, договора страхования и транспортного страхования (В.Ю. Абрамов, В.С. Белых, М.И. Брагинский, С.В. Дедиков, М.А. Елкин, Н.С. Ковалевская, Н.В. Корнилова, И.В. Кривошеев, Л.И. Лазарева, О.В. Ли, Н.В. Логвина, В.А. Мусин. Д.Д. Самигуллин, К.Е. Турбина, Ю.Б. Фогельсон, А.И. Худяков, А.К. Шихов и другие). Вопросы страхования затрагиваются также в работах по транспортному (железнодорожному) праву (В.Г. Баукин, В.В. Витрянский, Г.А. Моргунова, М.А. Тарасов).
В целом, следует признать, что исследуемая в диссертации проблематика в юридической литературе изучена недостаточно всесторонне и не в полном объеме. Осуществление страхования на транспорте в контексте его правового обеспечения рассматривается в работах преимущественно лишь в отношении морского страхования. В тоже время, необходимость в более углубленном изучении правового регулирования страхования на железнодорожном транспорте не вызывает сомнений. Требуют своего теоретического осмысления такие проблемы правового обеспечения страхования в сфере железнодорожного транспорта как необходимость выделения транспортного и железнодорожного страхования в отдельные виды, необходимость урегулирования в транспортном законодательстве страховых отношений при осуществлении железнодорожных перевозок и ряд других.
Целью работы является исследование правового регулирования страхования при осуществлении железнодорожных перевозок и выявление возникающих при этом проблем, а также определение путей их решения.
Поставленная цель предопределяет последовательное решение в работе следующих основных задач:

  • определение особенностей страхования в сфере железнодорожного транспорта в качестве предмета правового регулирования;
  • исследование источников правового регулирования страхования в сфере железнодорожного транспорта с целью выявления имеющихся пробелов и недостатков и определения путей их устранения;
  • выявление особенностей заключения и исполнения договоров страхования при осуществлении железнодорожных перевозок;
  • рассмотрение особенностей правового регулирования страхования средств железнодорожного транспорта, страхования грузов, перевозимых железнодорожным транспортом и страхования гражданской ответственности при перевозках железнодорожным транспортом и предложение путей разрешения возникающих проблем в законодательстве и практике его применения.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления страхования при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом.
Предметом исследования являются нормы законодательства, регулирующие страхование на железнодорожном транспорте, практика их применения, а также теоретические труды по теме диссертационной работы.
Методологической основой настоящей работы являются общенаучные и частнонаучные методы исследования. Написание работы осуществлялось с использованием таких методов исследования как метод анализа нормативно-правовых документов и обобщения правоприменительной практики, метода толкования правовых норм, вычленения коллизий правовых норм. Использован диалектический, формально-логический, сравнительно-правовой метод, а также метод системного анализа.
Нормативную и эмпирическую основу составили акты федерального уровня: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» (далее – Закон о страховом деле), Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта РФ» (далее – УЖТ РФ) и другие, а также подзаконные правовые акты. В необходимых случаях привлекались материалы судебной практики, в частности: Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.11.2003 г. № 75 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с исполнением договоров страхования», Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.10.2005 г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», акты судов различных инстанций по конкретным делам. В исследовании использованы также акты ОАО «Российские железные дороги», локальные акты и правила соответствующего вида страхования ведущих страховых организаций, осуществляющих страховую деятельность в сфере железнодорожных перевозок.
Теоретическую основу диссертационного исследования составили научные труды В.Ю. Абрамова, В.С. Белых, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, А. Вицына, К.А. Граве, С.В. Дедикова, В.А. Егиазарова, М.А. Елкина, В.Р. Идельсона, О.С. Иоффе, Н.С. Ковалевской, Н.В. Корниловой, И.В. Кривошеева, В.П. Крюкова, Л.И. Лазаревой, О.В. Ли, Н.В. Логвиной, Л.А. Лунца, Г.А. Моргуновой, В.А. Мусина, В.Ф. Попондопуло, Д.Д. Самигуллина, А.П. Сергеева, В.И. Серебровского, М.А. Тарасова, В.Н. Томилина, К.Е. Турбиной, Ю.Б. Фогельсона, А.И. Худякова, Г.Ф. Шершеневича, А.К. Шихова, В.Ф. Яковлева и других авторов.
Следует признать, что страхование при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом в правовой литературе по сравнению с иными разновидностями транспортного страхования изучено достаточно слабо. Диссертационные исследования правового регулирования рассматриваемого страхования в настоящее время отсутствуют, тогда как применительно к иным видам страхования на транспорте подобные научные работы имеются (А.М. Лавров, В.М. Сенчило, С.А. Мальцев).
Научная новизна настоящей работы состоит в том, что она является первым диссертационным исследованием в котором проводится комплексный анализ проблем и перспектив правового регулирования страхования при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом в России.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1.В работе обоснована необходимость специального правового регулирования страхования при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом путем закрепления в Уставе железнодорожного транспорта РФ особенностей страхования на железнодорожном транспорте. Указанный шаг в целом направлен на модернизацию системы страхового законодательства путем комплексного введения в отмеченном кодифицированном акте новелл, устранения противоречий и исключения нормативного материала, не отвечающего современным реалиям.
2.Страхование в сфере железнодорожного транспорта является вторичным и производным от правоотношений перевозки. Ключевым признаком отнесения страхования к железнодорожному выступает наличие у страхователя (выгодоприобретателя) имущественного интереса, связанного с железнодорожной перевозкой, а также необходимость и возможность осуществления страховой защиты соответствующих имущественных интересов от последствий различных страховых рисков.
3.Обосновывается необходимость частичного отхода от традиционного для отечественного законодательства принципа ограниченной ответственности в сфере перевозки, сочетая его с принципом расширения страховой защиты в указанной области. В частности, аргументируется необходимость расширения страхуемых интересов не только в части реального ущерба, но и упущенной выгоды на случай повреждения или утраты вагонов, контейнеров или их узлов и деталей железнодорожных перевозчиков или грузоотправителей, грузополучателей, в связи с чем предлагаются изменения в действующее законодательство.
4.В работе доказывается перспективность прямого закрепления расширительного подхода в установлении субъективных оснований освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения по договору страхования в сфере железнодорожного транспорта, включающих грубую неосторожность страхователя (выгодоприобретателя).
5.Анализ сочетания принципов ответственности перевозчика и императивных ограничений в страховом праве позволяет обосновать перспективы снятия законодательного ограничения на страхование договорной ответственности железнодорожных перевозчиков в сочетании с возможностью договорного отступления от правила об ограниченной ответственности перевозчика.
6.Аргументируется законодательное введение в качестве отдельного объекта страхования имущественного интереса, связанного с риском неполучения ожидаемой прибыли от реализации груза, раскрываются особенности данного объекта в рамках страхования при осуществлении железнодорожной перевозки среди традиционных видов имущественного страхования.
7.В целях реализации железнодорожными перевозчиками возможности страхования гражданской ответственности и покрытия крупных рисков обоснованы потребности и перспективы деятельности указанных лиц в рамках обществ взаимного страхования.
По результатам положений, выносимых на защиту, сформулированы предложения по совершенствованию действующего законодательства.
В ряде случаев в работе на основе изучения правил страхования различных страховщиков в систематизированном и обобщенном виде изложены положения, касающиеся регулирования соответствующих условий осуществления страхования в сфере железнодорожного транспорта.
Рассмотрение проблемных сторон правового регулирования страхования при осуществлении железнодорожных перевозок проведено на основе критического анализа положений законодательства и актов страховых организаций.
Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что изложенные в работе научные положения и выводы могут быть использованы в дальнейших научных разработках по теме исследования, при изучении определенных учебных дисциплин и спецкурсов, таких как «Страховое право», «Правовое регулирование транспортного страхования» и «Транспортное право», а также для совершенствования действующего законодательства и правоприменительной практики при осуществлении страхования на железнодорожном транспорте.
Апробация результатов исследования. Положения диссертационной работы использовались при чтении учебных курсов «Страховое право» и «Правовое регулирование транспортного страхования» в Дальневосточном государственном университете путей сообщения.
Основные положения работы были изложены автором в опубликованных научных статьях и монографии. Материалы диссертации презентованы в ряду международных и всероссийских научно-практических конференций.
Диссертация обсуждена на кафедре гражданского и предпринимательского права Юридической школы Дальневосточного федерального университета.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
 
 
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
 
Во введении обоснована актуальность темы, определены цель и задачи диссертационного исследования, показано современное состояние научной изученности проблемы, сформулированы объект и предмет исследования; обозначены теоретические и методологические основы исследования, сформулирована научная новизна исследования и выносимые на защиту положения, представлены данные об апробации результатов диссертационной работы.
Глава 1 – «Общая характеристика правового регулирования страхования в сфере железнодорожного транспорта» состоит из трех параграфов.
В первом параграфе – «Страхование в сфере железнодорожного транспорта как предмет правового регулирования» раскрываются причины недостаточной урегулированности страхования на железнодорожном транспорте, в значительной степени коренящиеся в сохранении прежних подходов к регулированию данных отношений в новых условиях рыночной экономики. В железнодорожном законодательстве практически полностью отсутствуют специальные нормы о страховании, что создает особую негативную инерцию, препятствующую развитию страхования в железнодорожных перевозках. Соответственно, одним из необходимых условий для развития и применения страхования в транспортной деятельности выступает наличие соответствующей правовой основы в виде комплекса специальных норм.
В работе обосновывается, что основополагающими признаками (условиями) для отнесения страхования к железнодорожному, что влечет за собой применение соответствующих специальных правовых норм, выступает наличие у управомоченного лица имущественного интереса, связанного с железнодорожной перевозкой, а также необходимость и возможность осуществления страховой защиты соответствующих имущественных интересов от последствий различных страховых рисков.
Одной из особенностей железнодорожной транспортной деятельности выступает то, что ряд рисков покрывается ответственностью субъектов хозяйствования, вина за которые возложена в соответствии с положениями, установленными законодательством (Ю.А. Чунтомова). Однако применение к обязательству железнодорожной перевозки принципа ограниченной ответственности делает для контрагентов перевозчика невозможным возмещение причиненных нарушением обязательства перевозки убытков в полном объеме даже посредством договоров страхования. Подобное положение дел не соответствует тем возможностям, которые могут быть предоставлены страхованием, что, в свою очередь, требует дальнейшего совершенствования правового регулирования страхования в указанной сфере с целью расширения возможностей путем страхования компенсировать причиненные перевозчиком убытки как в части реального ущерба, так и упущенной выгоды.
Осуществляемое обязательное личное страхование пассажиров на железнодорожном транспорте, по существу своему, должно представлять собой ни что иное, как страхование ответственности железнодорожного перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров при осуществлении перевозки железнодорожным транспортом и проводиться за счет перевозчика, тогда как в настоящее время оно именуется обязательным личным страхованием пассажиров, осуществляется за их счет и является анахронизмом.
Вопросы страхования при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом должны быть урегулированы в рамках отдельной главы в УЖТ РФ, где следует определить особенности страхования на железнодорожном транспорте. Наличие норм о страховании в УЖТ РФ обусловлено целью систематизации положений о страховании в данном кодифицированном акте транспортного железнодорожного законодательства и устранения устаревшего, в том числе подзаконного, нормативного материала о страховании при осуществлении железнодорожных перевозок.
Во втором параграфе «Источники правового регулирования страхования в сфере железнодорожного транспорта» рассмотрено состояние нормативно-правового, а также договорного регулирования страхования при осуществлении железнодорожных перевозок и предложены меры по его совершенствованию.
Действующие на сегодня Правила перевозок и иные правила в сфере железнодорожного транспорта, утверждаемые органами исполнительной власти РФ в сфере железнодорожного транспорта, не содержат положений о страховании. Данное отсутствие норм о страховании в Правилах является оправданным, поскольку публично-правовое регулирование данных отношений на подзаконном уровне не требуется, во избежание излишнего ограничения свободы договорных отношений страхования при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом.
На сегодняшний день особенностью регулирования обязательственных правоотношений сторон договоров страхования на железнодорожном транспорте является широкое применение утверждаемых отдельными страховщиками правил страхования определенного вида, ввиду непосредственной неурегулированности в действующем законодательстве отношений по осуществлению страхования в сфере железнодорожного транспорта.
Признавая важность значения указанных правил страхования, обусловленную отмеченным выше состоянием законодательства о страховании на железнодорожном транспорте, автор вместе с тем занимает позицию об отсутствии веских оснований признавать отмеченные акты страховых организаций в качестве правовых, полагая обоснованным отнесение норм частных правил страхования отдельных страховщиков к вспомогательным договорным нормам, регулирующим страховые отношения на железнодорожном транспорте.
В работе раскрывается необходимость значительно более подробного урегулирования вопросов страхования в актах транспортного железнодорожного законодательства. Автором доказывается оправданность закрепления в УЖТ РФ норм, которые будут выступать в качестве специальных по отношению к общим положениям гл. 48 ГК РФ о страховании, закрепляя виды осуществляемого страхования на железнодорожном транспорте, определяя объекты и основные страховые риски по данным видам страхования, а также ряд иных положений. Такой подход позволит исключить некорректность изложения и вынужденное несоответствие действующему законодательству целого ряда положений в договорах и правилах страхования на железнодорожном транспорте, а также создаст правовые предпосылки для развития различных видов страхования на железнодорожном транспорте.
Применительно к личному страхованию пассажиров, перевозимых железнодорожным транспортом, оправданно вести речь о страховании ответственности перевозчика перед пассажирами, в связи с чем необходимо скорейшее введение в действие новых законодательных актов, которые создали бы конкретные механизмы проведения обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков и владельцев средств железнодорожного транспорта. Кроме того, введение обязательного, наряду с осуществлением добровольного, страхования ответственности перевозчиков и страхования предпринимательских рисков, позволит также в значительной степени разрешить проблему «ограниченной ответственности перевозчика».
В третьем параграфе «Особенности заключения и исполнения договоров страхования при осуществлении железнодорожных перевозок» автором раскрыты специфические черты порядка заключения и оформления договоров страхования при осуществлении железнодорожных перевозок, с уделением особого внимания вопросам согласования условий данных договоров.
Так, особенности объектов страхования в сфере деятельности железнодорожного транспорта делают невозможным определение существенных условий договора страхования в заявлении на страхование, поскольку эти условия определяются страховщиком после изучения ряда необходимых документов и осуществления иных действий, что исключает рассмотрение письменных и устных заявлений страхователя в качестве оферты, с учетом содержания ч. 2 п. 1 ст. 435 ГК РФ.
Характерной чертой страхования в сфере железнодорожного транспорта, прежде всего в отношении страхования грузов при систематических перевозках, является широкое применение генеральных страховых полисов (ст. 941 ГК РФ).
В работе подвергнуто критике распространенное в литературе мнение (Белокобыльская Л.В., Туманов А.А.) о возможности одновременного отхода от диспозитивного действия нормы ст. 941 ГК РФ и требований ст. 942 ГК РФ, устанавливающей, что срок действия договора является одним из существенных условий договора страхования. Стоит учитывать, что ст. 941 ГК РФ не является диспозитивной в части предоставления сторонам договора страхования свободы в согласовании/несогласовании условия договора о сроке, так как диспозитивность данной статьи выражается главным образом в том, что стороны могут оформлять свои правоотношения не традиционным договором страхования, а генеральным страховым полисом. Кроме того, условие о сроке действия договора имущественного страхования рассматривается в качестве существенного на основании указания закона в подп. 4 п. 1 ст. 942 ГК РФ, и для генеральных полисов в этом отношении не предусмотрено никаких исключений.
Присоединяясь к мнению Ю.Б. Фогельсона о том, что моментом наступления страхового случая следует считать момент, когда опасность начала причинять вред лицу, чей интерес застрахован, диссертантом указывается, что для признания события наступившим необходимо также причинение вреда страховым случаем и установление причинно-следственной связи между событием и причиненным в результате вредом. Соответственно для получения страховой выплаты недостаточно наступления соответствующего события, но требуется также совершение иных юридически значимых действий, к которым следует отнести уведомление страховщика в определенные сроки о наступлении страхового случая, предоставление документов, подтверждающих наступление страхового случая и размер убытков и т.д.
Автором обосновывается необходимость установления в законодательстве исчерпывающего перечня документов, которые предоставляются страховщику для получения страховой выплаты, а также срока, в течение которого такие документы должны быть рассмотрены при осуществлении страхования в сфере железнодорожных перевозок. Непредставление страхователем (выгодоприобретателем) по уважительной причине указанных документов не должно позволять страховщику отказывать в осуществлении страховой выплаты, поскольку он имеет возможность с ними ознакомиться, обратившись в соответствующие организации и учреждения. Как в отношении документов, доказывающих факт наступления страхового случая, так и применительно к документам о размере причиненных убытков, следует помимо положений правил транспортного страхования исходить также из норм УЖТ РФ, которые не предусматривают обязательность составления коммерческих актов при перевозке груза с участием сопровождающих. В том случае, если из содержания норм УЖТ РФ и правил страхования не вытекает необходимость подтвердить факт наступления страхового случая исключительно коммерческим актом, то наступление соответствующих события и убытков допустимо доказать актом осмотра поврежденного груза или транспортного средства и иными актами общей формы в соответствии с требованиями УЖТ РФ.
Проявление формализма при буквальном толковании и применении законодательства в подавляющем большинстве случаев позволяет страховщикам не возмещать убытки по наступившим событиям при осуществлении железнодорожных перевозок, что в значительной мере обусловлено включением в правила страхования различных условий об освобождении и отказе в страховой выплате. В целях защиты интересов и прав страхователей (выгодоприобретателей) следует разграничивать указанные основания, применяя соответствующие положения ГК РФ таким образом, чтобы не допускать включения в договоры страхования тех оснований для отказа в страховой выплате, которые не предусмотрены ГК РФ, либо не принимать их во внимание при рассмотрении страхового спора, как противоречащие законодательству.
Процесс урегулирования убытков при наступлении страховых случаев по договорам страхования в сфере железнодорожного транспорта необходимо усовершенствовать на законодательном уровне, что обусловлено сложностью и неоднозначностью толкования и применения соответствующих норм законодательства и локальных актов страховщиков. Механизм должен быть более четко определен в правилах страхования с учетом императивных норм законодательства о сроках и последствиях их несоблюдения при урегулировании страховых претензий.
Глава 2 – «Особенности правового регулирования отдельных видов страхования при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом» состоит из трех параграфов.
В первом параграфе «Страхование средств железнодорожного транспорта» диссертант отмечает, что наметившаяся в последнее время тенденция к бурному развитию страхования железнодорожного подвижного состава объясняется, в частности, приобретением частными операторами собственной железнодорожной техники и необходимостью ее защиты от неблагоприятных событий. При этом одним из сдерживающих факторов развития данного вида страхования выступает несовершенство, а порой и отсутствие правового обеспечения для осуществления страхования средств железнодорожного транспорта, в связи с чем автором аргументируется позиция о необходимости разработки и принятия федерального закона о страховании частного вагонного и локомотивного парка.
В императивных нормах ст.ст. 104, 105 УЖТ РФ при определении размера возмещаемых убытков в случаях повреждения или утраты вагонов, контейнеров или их узлов и деталей указывается о возмещении убытков в полном объеме. Исходя из этого оправданно, чтобы по договорам страхования средств железнодорожного транспорта страховщик возмещал убытки в полном объеме в указанных статьями 104 и 105 УЖТ РФ случаях.
Ограничение страхуемых интересов в договорах и правилах страхования средств железнодорожного транспорта имущественными интересами только страхователя является неоправданным и противоречащим ст. 930 ГК РФ. Под объектом страхования железнодорожного транспорта предложено понимать имущественные интересы страхователя (выгодоприобретателя), связанные с владением, пользованием и распоряжением средством (средствами) железнодорожного транспорта вследствие его повреждения, уничтожения или утраты.
Анализируя ст. 935 ГК РФ, автор приходит к выводу о том, что законодательство позволяет возложить обязанность страховать средства транспорта за свой счет на страхователя, как на лицо, которое владеет на праве частной собственности данными средствами железнодорожного транспорта. Несмотря на то, что прямого указания на возможность подобного страхования ст. 935 ГК РФ, исчерпывающим образом перечисляющая те объекты, которые на основании предписаний закона могут быть застрахованы в обязательном порядке, не содержит, тем не менее, прямой запрет в данной статье ГК РФ содержится лишь в отношении обязанности страховать свою жизнь или здоровье для граждан на основании закона.
Учитывая, что в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 963 ГК РФ грубая неосторожность страхователя (выгодоприобретателя) в наступлении страхового случая может служить основанием для освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения по договору имущественного страхования только лишь в предусмотренных законом, но не договором и правилами страхования, случаях, следует признать, что условия правил страхования средств железнодорожного транспорта, позволяющие не признавать страховыми случаями события, произошедшие в результате грубой неосторожности страхователя (выгодоприобретателя) и повлекшие реальный ущерб, выразившийся в утрате, повреждении или уничтожении застрахованного железнодорожного транспортного средства или его части, должны признаваться ничтожным ввиду их противоречия указанной норме ГК РФ.
В целях применения грубой неосторожности страхователя (выгодоприобретателя) в качестве основания для освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения по договорам имущественного страхования при осуществлении железнодорожных перевозок оправданно предусмотреть в УЖТ РФ следующую норму: «Грубая неосторожность страхователя (выгодоприобретателя) или его представителя в наступлении страхового случая является основанием для освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения по договору страхования». Также автором приводятся аргументы в пользу целесообразности установления общего правила в ГК РФ о том, что страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения по договору страхования за убытки, причиненные умышленно или по грубой неосторожности страхователя (выгодоприобретателя) либо его представителя.
Во втором параграфе – «Страхование грузов, перевозимых железнодорожным транспортом» раскрываются причины недостаточности правовой базы для осуществления страхования перевозимых железнодорожным транспортом грузов, подтверждаемой официальной позицией руководства ОАО «Российские железные дороги» и представителями страхового сообщества РФ, влекущее неразвитость страхования в данной сфере.
Несмотря на то, что согласно сложившейся тенденции договоры страхования грузов с учетом соответствующих правил страхования заключаются с грузоотправителями и грузополучателями в качестве страхователей, автором обосновывается возможность выступления в указанном качестве также и железнодорожных перевозчиков. При этом возможны два варианта заключения договора: страхование груза перевозчиком в пользу грузовладельца, либо в свою пользу. Не является препятствием для страхования груза перевозчиком тот факт, что перевозчик не выступает в качестве собственника перевозимого груза, поскольку в последнем случае, получив выплату от страховщика при наступлении страхового случая, перевозчик должен уплатить данные средства грузовладельцу в счет возмещения убытков и для избежания получения неосновательного обогащения. Данная конструкция страхования может быть использована перевозчиками для осуществления страхования своей договорной ответственности, в обход законодательного запрета о возможности подобного вида страхования лишь в случаях, предусмотренных законом, до либерализации указанного законодательного подхода.
Исходя из сложившейся практики страхования грузов автором обосновано, что норма п. 2 ст. 947 ГК РФ об определении страховой стоимости и размере страховой суммы при страховании имущества в отношении страхования перевозимых железнодорожным транспортом грузов, должна пониматься расширительно, применяясь в буквальном смысле лишь в том случае, если иное не предусмотрено договором страхования.
Так, понимание страховой стоимости при страховании имущества исключительно как его действительной стоимости в месте его нахождения в день заключения договора страхования (п. 2 ст. 947 ГК РФ) фактически не позволяет заключать договоры страхования груза на сумму большую, чем он стоит в месте погрузки для перевозки железнодорожным транспортом. При этом автором обосновывается возможность страхования ожидаемой прибыли безотносительно от страхования груза при осуществлении железнодорожных перевозок в рамках конструкции договора страхования предпринимательского риска. Данное страхование возможно с учетом указания в п. 2 ст. 929 ГК РФ допустимости страхования по договору имущественного страхования в качестве имущественного интереса риска неполучения ожидаемых доходов (в том числе прибыли), не исчерпывающего перечня объектов, которые могут быть застрахованы по договорам имущественного страхования согласно п. 2 ст. 929 ГК РФ, и не отнесения данного объекта к тем интересам, которые не могут быть застрахованы в силу ст. 928 ГК РФ.
Для определения размера прибыли от продажи груза в целях страхования допустимо руководствоваться объемом прибыли за прошедшие периоды в деятельности страхователя, либо исходя из согласованной между сторонами договора величиной ожидаемой прибыли от соответствующей деятельности (Русакова О.И., Андреева Е.В.). При этом размер страховой суммы будет условно-определенным, в последующем по соглашению сторон допустима корректировка размера прибыли и страховой суммы по правилам ст. 950 ГК РФ о дополнительном имущественном страховании.
В третьем параграфе – «Страхование гражданской ответственности при перевозках железнодорожным транспортом» отмечается, что страхование гражданской ответственности перевозчика является не только одним из эффективных механизмов защиты имущественных интересов перевозчика, связанных с рисками возмещения вреда третьим лицам, но и выступает также в качестве одного из способов обеспечения исполнения обязательств перевозчиком при причинении им вреда контрагентам и третьим лицам.
Страховая защита по договору страхования гражданской ответственности железнодорожного перевозчика предоставляется от опасностей, которые могут наступить в период перевозки железнодорожным транспортом. В качестве срока действия договора выступает период, согласованный сторонами договора страхования, но страховая защита по данному договору распространяется на период перевозки (поездки) железнодорожным транспортом, части перевозки, а также в ряде случаев период доставки в течение срока действия договора страхования.
Несмотря на функционирование в России Российского Антитеррористического Страхового Пула, тем не менее, возмещение ущерба от рисков терроризма на железнодорожном транспорте зачастую ложится на плечи государства и самих перевозчиков, что не всегда позволяет компенсировать его в полном объеме. Автор полагает, что железнодорожном транспорте целесообразно было бы создание Железнодорожного страхового пула для покрытия, в том числе, и рисков терроризма при железнодорожных перевозках. При этом оправданно для железнодорожных перевозчиков установить обязанность страховать используемые ими средства транспорта (вагоны, локомотивы и т.д.) от указанных рисков. Следует не согласиться с позицией А.С. Юхно о том, что риски терроризма следовало бы включить в законопроект об обязательном страховании ответственности перевозчиков. Предлагаемый механизм приведет к тому, что ответственность за ущерб в результате террористических актов, которые в подавляющем большинстве случаев следует рассматривать как обстоятельства непреодолимой силы, фактически будет возлагаться на перевозчиков и страховщики будут должны возмещать ущерб в результате наступления такой ответственности, что не соответствует правовой природе страхования гражданской ответственности.
В работе обращается внимание на смешение во многих правилах страхования гражданской ответственности перевозчиков механизмов страхования деликтной и договорной ответственности перевозчика. Это приводит к тому, что страхованием покрывается не только вред, причиненный третьим лицам и их имуществу, по правилам гл. 59 ГК РФ, но и имуществу тех лиц, которые состоят с перевозчиком в договорных отношениях, и перед которыми перевозчик несет договорную ответственность. В последнем случае речь должна идти не о страховании ответственности перевозчика за причиненный вред перед третьими лицами, а о страховании ответственности по договору.
Делается вывод о том, что механизм страхования гражданской ответственности железнодорожного перевозчика не позволяет устранить действие принципа ограниченной ответственности при перевозках железнодорожным транспортом, причиной чему является закрепление данного принципа в действующем законодательстве и автоматическое, не в полной мере оправданное, перенесение его действия зачастую на все случаи причинения вреда в результате деятельности по перевозке железнодорожным транспортом. Выходом могло бы стать страхование договорной ответственности железнодорожных перевозчиков, однако в силу законодательных предписаний п. 1 ст. 932 ГК РФ, ст. 796 ГК РФ сделать это не представляется возможным. Поэтому УЖТ РФ необходимо дополнить специальной статьей о допустимости страхования договорной ответственности железнодорожного перевозчика: «Железнодорожные перевозчики вправе страховать ответственность за несохранность, утрату, недостачу, повреждение и порчу груза по правилам ст. 932 ГК РФ», и придать правилу ст. 796 ГК РФ диспозитивный характер. Предлагаемые изменения законодательства не направлены на полное изъятие принципа ограниченной ответственности. В тоже время в ряде ситуаций жесткое следование правилу ограниченной ответственности представляется нецелесообразным. В частности, при организации трансроссийских перевозок импортных грузов и перевозок особых для отправителей грузов полная ответственность перевозчика в сочетании со страхованием его договорной ответственности позволит в наибольшей мере обеспечить интересы грузовладельцев.
Несмотря на то, что в ст. 931 ГК РФ речь идет о страховании гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу, тем не менее, как верно отмечается в литературе, страховой интерес, связанный с ответственностью за причинение морального вреда также существует и страховая защита на случай наступления этого вида ответственности может быть предоставлена (Фогельсон Ю.Б.). Существующая при осуществлении железнодорожных перевозок насущная потребность перевозчиков по страхованию ответственности за причинение морального вреда в настоящее время страховщиками теоретически может быть удовлетворена, но практически ни один страховщик не примет такой риск на страхование. На сегодняшний день предпосылок к развитию такого страхования, ввиду отсутствия законодательно установленного способа определения размера компенсации за причинение морального вреда, не создано, вследствие чего перевозчики самостоятельно должны возмещать причиненный гражданам моральный вред.
Осуществление страхования договорной ответственности перевозчиков в рамках выданных страховщикам лицензий на страхование гражданской ответственности владельцев средств железнодорожного транспорта либо страхование гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам (то есть фактически на страхование внедоговорной ответственности перевозчиков) следует рассматривать как предпринимательскую деятельность за рамками выданного государственным органом разрешения и в подобных случаях орган страхового надзора должен на основании ст. 32.6 Закона о страховом деле выдавать страховщикам предписание об устранении нарушения условий лицензии вплоть до ограничения или приостановления действия лицензии. До включения в законодательство нормы о возможности или обязанности заключения железнодорожным перевозчикам договоров страхования ответственности за нарушение договора перевозки заключаемые подобные договоры на основании правил страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору следует признавать недействительными как противоречащими ст. 932 ГК РФ. Соответственно правила страхования договорной ответственности в соответствующей части (применительно к перевозчикам, не поименованным законом для осуществления страхования ответственности за нарушение договора перевозки) также не должны применяться для обхода законодательного ограничения установленного указанной нормой ГК РФ, поскольку противоречат императивным требованиям ГК РФ.
В диссертации указывается на неэффективность действующего Федерального закона «О взаимном страховании», принятие которого во многом не повлекло за собой прогнозируемого результата в виде активного создания и деятельности обществ взаимного страхования в различных сферах. Между тем, диссертант полагает, что у взаимного страхования имеются перспективы при осуществлении железнодорожных перевозок. Основными видами страхования при осуществлении железнодорожных перевозок, где получит развитие взаимное страхование, выступают страхование гражданской ответственности перевозчиков и страхование средств железнодорожного транспорта.
В целях реализации железнодорожными перевозчиками возможности страхования гражданской ответственности и покрытия крупных рисков в обществах взаимного страхования, диссертантом предлагается в п. 4 ст. 968 ГК РФ предусмотреть допустимость осуществления обязательного страхования путем взаимного страхования в порядке, предусмотренном законом о взаимном страховании, который, в свою очередь, отсылает к законам об обязательных видах страхования или иным законам. Соответственно в ожидаемом принятия федеральном законе об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков или действующем УЖТ РФ требуется установить, что перевозчики вправе осуществлять страхование гражданской ответственности путем взаимного страхования.
В заключении представлены выводы и предложения, сделанные автором в ходе проведенного диссертационного исследования.
 
ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ
СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ:
 
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых журналах и изданиях, указанных в перечне ВАК:

  1.  Гарбар, А.В. Принцип ограниченной ответственности и страхование в сфере железнодорожных перевозок грузов / А.В. Гарбар, В.Г. Баукин // Известия Высших учебных заведений. Правоведение. – 2008. – № 1. – С. 46-58. - автор – 0,4 п.л.
  2. Гарбар, А.В. Страхование грузов на железнодорожном транспорте / А.В. Гарбар // Власть и управление на Востоке России. – 2009. – № 1. – С. 199-204. - 0,5 п.л.

Прочие публикации:

  1. Гарбар, А.В. Правовое регулирование страхования в сфере железнодорожного страхования: Монография / А.В. Гарбар. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2008. – 155 с. - 10 п.л.
  2. Гарбар, А.В. Правовые проблемы становления и развития в России взаимного страхования / А.В. Гарбар // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2004. – № 3. – С. 90-96. - 0,4 п.л.
  3. Гарбар, А.В. Источники правового регулирования железнодорожного страхования / А.В. Гарбар // Современные технологии – железнодорожному транспорту и промышленности: труды 44-й научно-практической конференции ученых транспортных вузов, инженерных работников и представителей академической науки, 25-26 января 2006 г. Т. 6. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006. – С. 113-119. - 0,4 п.л.
  4. Гарбар, А.В. Проблемы правового регулирования страхования на железнодорожном транспорте / А.В. Гарбар // Актуальные проблемы совершенствования правопорядка на транспорте: опыт, проблемы, предложения: Сб. науч. статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. Вып. 11. – М.: Юридический институт МИИТа, 2007. – С. 152-157. - 0,3 п.л.

7.
8.

  1. Гарбар, А.В. Особенности правового регулирования страхования средств железнодорожного транспорта / А.В. Гарбар // Актуальные проблемы Транссиба на современном этапе. Кадровое и научно-техническое обеспечение процессов интеграции в мировую транспортную систему. Международная научно-практическая конференция, посвященная 75-летию Сибирского государственного университета путей сообщения. Тезисы конференции. Ч. 2. – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2007. – С. 29-32. - 0,2 п.л.

10.
11.
12.
13.Гарбар, А.В. Отдельные особенности осуществления страховых выплат по договорам страхования в сфере железнодорожного транспорта / А.В. Гарбар // Правовое регулирование экономической деятельности: сборник научных трудов (по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 17 апреля 2008 г.) под ред. С.Н. Туманова, Э.В. Семеновой; ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2008. – С. 40-43. -
14.Гарбар, А.В. Понятие и сущность транспортного и железнодорожного страхования: правовой анализ / А.В. Гарбар // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» // Правоотношения и юридическая ответственность. Ч. II. – Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2009. – С. 34-44. - 0,7 п.л.
15.
16.Гарбар, А.В. О совершенствовании правового регулирования транспортного страхования / А.В. Гарбар // Задачи юристов транспорта в современных условиях: сб. научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – М.: ЮИ МИИТа, 2010. – 0,4 п.л.

  1. Гарбар, А.В. Нормы о страховании в Устав железнодорожного транспорта РФ / А.В. Гарбар // Оптимизация российского законодательства: Сборник научных трудов / под ред. И.М. Филяниной и А.В. Гарбара. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2012. – 0,4 п.л. (в печати)

 
 
 
 
 
 

ГАРБАР Андрей Валерьевич
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРАХОВАНИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПЕРЕВОЗОК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ В РОССИИ
 
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени
кандидата юридических наук
 
—————————————––––——————––––————————————
Подписано в печать ________2012. Формат 60×841/16. Гарнитура «Times New Roman».
Уч.-изд. л. ____ Усл. печ. л. ____. Зак. _____. Тираж 100 экз.
—————————————––––——————––––————————————
Издательство ДВГУПС
680021, г. Хабаровск, ул. Серышева, 47.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0