2012avtoref1353

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Остапенко Елена Игоревна
 
25 мая 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Правовой статус и режим проливов, используемых для международного судоходства» (специальность 12.00.10 – международное право; европейское право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д.209.001.03
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Остапенко Е.И. Правовой статус и режим проливов, используемых для международного судоходства: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 25.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref1353 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Остапенко Е.И. Правовой статус и режим проливов, используемых для международного судоходства: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 25.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 
ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
_____________________________________________________________
Кафедра международного права
На правах рукописи
Остапенко Елена Игоревна
ПРАВОВОЙ СТАТУС И РЕЖИМ ПРОЛИВОВ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДОХОДСТВА
Специальность:
12.00.10 – "Международное право. Европейское право"
автореферат диссертации
на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Научный руководитель –
доктор юридических наук, профессор
Ромашев Юрий Сергеевич
Москва-2012
1
Диссертация выполнена на кафедре международного, морского и реч-ного права Юридического института Московской государственной академии водного транспорта.
Научный руководитель:
доктор юридических наук, профессор
Ромашев Юрий Сергеевич
Официальные оппоненты:
доктор юридических наук,
доктор экономических наук, профессор
Мишальченко Юрий Владимирович
кандидат юридических наук
Боброва Юлия Викторовна
Ведущая организация:
Российский университет дружбы народов
Защита состоится « 25 » мая 2012 г. в 15.00 на заседании диссертацион-ного совета Д.209.001.03 при Дипломатической академии Министерства ино-странных дел Российской Федерации по адресу: 119992, г. Москва, ул. Осто-женка, д. 53/2.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дипломатической академии Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Автореферат разослан « » апреля 2012 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат юридических наук,
старший научный сотрудник Б. М. Ашавский
2
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Роль и значение Мирового океана в жизни международного сообщества приобретают в XXI веке особое значе-ние. Ныне на долю морского транспорта приходится более 80% общего объе-ма мировых перевозок. Возрастающие объемы освоения и использования но-вых источников природных ресурсов – минерально-сырьевых, энергетических и биологических, разработки дна и недр Мирового океана отражают объек-тивные процессы развития мировой экономики, потребности которой выра-жаются в повышении роли морского транспорта как наиболее экономичного способа перевозки различных грузов на различные расстояния.
Современные потребности развития международного судоходства, обу-словлены главным образом техническим прогрессом, появлением судов с ядерными двигателями, супертанкеров и других судов значительных размеров, увеличением количества судов, специализирующихся, в том числе на перевоз-ках морем большого объема опасных и вредных грузов. Соответственно воз-росла угроза загрязнения морской среды в результате аварий.
Проливы, используемые для международного судоходства (междуна-родные проливы), являются неотъемлемой частью мировых транспортных коммуникаций с разнородным правовым статусом и правовым режимом, определяемые общепризнанными принципами и нормами международного права, универсальными и относящимися к отдельным международным проли-вам международными договорами, законодательством государств, граничащих с проливами. Они играют важнейшую роль в обеспечении политических, эко-номических, и военно-стратегических интересов государств всего мира. За-крепление права всех государств на свободное пользование ими в целях мор-ской и воздушной навигации имеет огромное значение для развития эконо-мики и обеспечения безопасности многих стран мира. Через Малаккский, Сингапурский, Гибралтарский проливы ежегодно совершают плавание около 70 тыс. судов под флагами почти всех стран мира. Число морских судов, сле-
3
дующих через Ла-Манш и Па-де-Кале, превышает 400 тыс. в год, т.е. более 1 тыс. ежедневно.
Значение проливов как узловых пунктов мировой системы морских коммуникаций обусловило политическую остроту проблемы их правового режима. Некоторые проливные страны видят в своем географическом поло-жении дополнительные возможности для повышения своей роли в мировой политике. На III Конференции ООН по морскому праву представители Испа-нии, Марокко, Омана и ряда других государств отстаивали односторонне вы-годный им режим, на основании которого осуществление прохода через про-ливы ставилось бы в прямую зависимость от усмотрения прибрежных стран. В связи с чем, вопрос о международных проливах на III Конференции был одним из самых острых и сложных.
Свобода судоходства через важнейшие международные проливы – Ги-бралтарский, Малаккский, Ла-Манш, Черноморские, Балтийские – представ-ляет сегодня обычную норму международного морского права.
Вопросы судоходства в международных проливах нашли отражение в доктрине международного права, в решениях Международного суда ООН, за-креплены в Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее – Конвенция 1982 г.), Кон-венции Монтре 1936 г., резолюциях Международной морской организации (ИМО), ряде других международных документов, а также нормах законода-тельства государств, граничащих с проливами.
Однако проблемы, связанные с обеспечением свободы судоходства в международных проливах, не только не исчерпали себя, но и, продолжают оставаться актуальными, являются предметом для дискуссий на международ-ном уровне, в том числе в доктрине международного права.
Сложность современного этапа развития правового режима судоходства в международных проливах заключается в интенсификации судоходства, по-явлении судов-супертанкеров, все большем оснащение судов атомными энер-
4
гетическими установками, перевозке опасных грузов, в том числе ядерных от-ходов, в связи с чем, внимания международного сообщества требуют вопросы обеспечения свободы судоходства в международных проливах без ущерба для морской среды и безопасности проливных государств.
Существенное значение в настоящее время приобретают вопросы толко-вания положений Части III Конвенции 1982 г., прежде всего, в отношении установления статуса проливов в качестве международных, поскольку от это-го зависит правовой режим судоходства, который будет осуществляться в том или ином проливе. В отсутствие конвенционно закрепленного понятия «про-лив, используемый для международного судоходства», а также официального перечня международных проливов получили развитие концепции «полезно-сти» и «потенциального» использования проливов. Например, дискутируются вопросы статуса российских арктических проливов Северного морского пути. Американская доктрина настаивает на признании их, а также канадского Се-веро-Западного прохода в качестве международных.
Однако самой главной проблемой, от решения которой в настоящее время зависит экономическое благополучие и политическая стабильность во многих регионах Мирового океана – это обеспечение выполнения норм меж-дународного права о свободе судоходства в международных проливах. Эта проблема является острой – и ее решение сопряжено с поиском не только пра-вовых средств ее решения, но и политических.
Современные тенденции ограничения свободы судоходства в отдельных регионах Мирового океана, в том числе в международных проливах, вызыва-ют необходимость изучения практики применения положений Части III Кон-венции 1982 г., специальных конвенций и соглашений, регулирующих судо-ходство в международных проливах, а также норм законодательства пролив-ных государств.
Необходим поиск компромиссных решений в отношении обеспечения прохода военных кораблей, в том числе подводных лодок, а также судов с
5
атомными энергетическими установками, проход которых международными проливами вызывает озабоченность проливных государств.
Крайне важной остается проблема соотношения международных норм, регулирующих судоходство в таких проливах, с нормами законодательства проливных государств, и вытекающие отсюда вопросы правомерности уста-новления этими государствами национальных «средств защиты» - лоцманской проводки, буксировки, маршрутирования и других обеспечительных мер, свя-занных с проходом судов проливами.
Таким образом, вопрос о порядке пользования морскими коммуника-циями является частью сложной и политически острой проблемы обеспече-ния свободы открытого моря и, в конечном счете – международной безопас-ности и плодотворного сотрудничества государств в Мировом океане. Он от-носится к вопросам, теоретическая разработка которых имеет непосред-ственное практическое значение. Ключевым в теоретическом отношении представляется вопрос о содержании правового понятия «пролив, используе-мый для международного судоходства». Важным также является исследова-ние методов юридической квалификации проливов. Существование различ-ных теоретических и политических концепций по этим вопросам объясняет предпринятый исторический обзор процесса становления и признания, а также тенденций и современном развитии правового института проливов.
Степень научной разработанности темы исследования. Отдельные вопросы, касающиеся проливов, используемых для международного судо-ходства, освещалась в работах отечественных ученых – А.Х. Абашидзе, П.Д. Бараболи, Ю.Г. Барсегова, И.П. Блищенко, Ю.В. Бобровой, А.Н. Вылегжани-на, С.А. Гуреева, В.Н. Гуцуляка, А.К. Жудро, И.В. Зенкина, Л.И. Иванащен-ко, Г.Г. Иванова, Г.Ф. Калинкина, А.П. Кейлина, В.А. Киселева, Б.М. Кли-менко, А.А. Ковалева, М.Н. Копылова, С.М. Копылова, Ф.И. Кожевникова, А.Л. Колодкина, Н.Д. Королевой, В.С. Котляра, М.И. Лазарева, М.Л. Лопати-на, С.А. Малинина, Ю.В. Мишальченко, С.В. Молодцова, А.П. Мовчана, А.Н.
6
Николаева, П.В. Саваськова, А.С. Скаридова, Б.А. Смыслова, А.Н. Талалаева, И.Е. Тархнова, Г.И. Тункина, О.Н. Хлестова, В.Ф. Царева, Г.Г. Шинкарецкой, А.И. Яковлева и др. Во многих из них рассматривались вопросы становления международно-правового режима судоходства в международных проливах периода работы III Конференции ООН по морскому праву (1973-1982 гг.) и содержат в основном мнения специалистов и анализ позиций государств на сессиях Конференции. Ряд работ посвящен общим вопросам международно-правового режима проливов или исследованиям отдельных вопросов судо-ходства в международных проливах. Среди иностранных авторов исследова-ниями в данной области занимались такие ученые как – Л. Александер, Д. Андерсон, Р. Бакстер, У. Батлер, Р.Я. Броунли, Д. Брубейкер, Е. Брюель, Б. Дубнер, Ж. Жидель, Х. Каминос, П. Коббет, Д. Коломбос, С. Нандан, Л. Оп-пенгейм, Д. Симонидес, Т. Сковацци, У. Смит, Е. Триске, Д. Фаранд, Ч. Хайд, Р. Черчилл.
Объектом диссертационного исследования являются международные отношения между государствами и иными субъектами международного права в области использования проливов, используемых для международного судо-ходства.
Предмет исследования – нормы международного и внутригосудар-ственного права, определяющих правовой статус и режим проливов, исполь-зуемых для международного судоходства.
Цель диссертационного исследования состоит в решении актуальной научной задачи – на основе комплексного и всестороннего исследования норм международного и внутригосударственного права, определяющих правовой статус и режим проливов, используемых для международного судоходства, разработать предложения по более полному учету и использованию таких норм, а также меры, направленные на совершенствование международного права, отвечающего интересам, как всего международного сообщества, так и государств, граничащих с проливами.
7
Достижение цели исследования потребовало решения следующих науч-ных задач:
- уточнить понятие «пролив, используемый для международного судо-ходства»;
- дать анализ юридической классификации проливов, рассмотреть фор-мирование и развитие института международных проливов;
- исследовать понятие и соотношение транзитного и мирного проходов в международных проливах в соответствии с нормами современного междуна-родного права;
- проанализировать международно-правовые вопросы обеспечения без-опасности судоходства, защиты и сохранения морской среды в международ-ных проливах;
- рассмотреть правовые вопросы военного мореплавания и полетов воз-душных судов в международных проливах;
- исследовать современные проблемы правового режима Черноморских и Балтийских проливов и дать рекомендации по обеспечению в них свободы судоходства.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Авторские определения: «Проливы, используемые для международ-ного судоходства – это проливы, являющиеся мировыми водными путями, единственно возможными или экономически оправданными кратчайшими путями, открытыми на недискриминационной основе для беспрепятственного прохода всех судов, соединяющие части открытого моря (исключительной экономической зоны) или открытое море (исключительную экономическую зону) с территориальным морем, безопасными в навигационном отношении и которые на протяжении длительного исторического периода используются для международного судоходства, а плавание в них подтверждается обычно-правовой практикой, международным обычаем.
Под национальными проливами (проливами, не используемыми для
8
международного судоходства), понимаются проливы, расположенные в пре-делах территории одного государства, с национальным режимом судоход-ства, лежащие вне путей международного судоходства и не являющиеся единственно возможными путями для мореплавания, в отношении которых отсутствует исторически сложившаяся всеобщая практика их использования в качестве путей международного судоходства, а отдельное плавание по ним иностранных судов может осуществляться в соответствии с явно выражен-ным согласием государства, граничащего с проливом.
2. В результате кодификации обычных и прогрессивного развития до-говорных норм о международных проливах сложился комплексный между-народно-правовой институт проливов, используемых для международного судоходства, который во взаимосвязи с другими институтами международно-го права – территориального моря, открытого моря и др., является неотъем-лемой частью современного международного морского права.
3. В основе современного международно-правового режима проливов, используемых для международного судоходства, лежат исторически сло-жившиеся обычные нормы международного морского права о свободе судо-ходства в открытом море, а также свободы плавания по путям, которые обычно используются для международного судоходства.
4. Право свободного транзитного прохода относится к числу важней-ших принципов современного международного морского права. В условиях динамично развивающегося международного права оно позволяет сохранить действовавший в течение веков режим беспрепятственного плавания через проливы, используемые для международного судоходства.
5. Получившая распространение в доктрине международного права и законодательстве отдельных государств концепция «потенциального исполь-зования» проливов, направлена на расширительное толкование понятия «международный пролив», что на практике может привести к заявлению пре-тензий на плавание иностранных судов в проливах, находящихся под нацио-
9
нальной юрисдикцией прибрежных государств, где международное судоход-ство не допускается, или осуществляется с разрешения национальных мор-ских администраций.
6. Безопасность судоходства, предотвращение загрязнения и сохране-ние морской среды в международных проливах обеспечиваются комплексом международно-правовых мер, носящих как общий характер и относящихся ко всем морским пространствам, так и специальный, применительно к меж-дународным проливам, нашедших отражение в международных документах, направленных на регулирование в них судоходства. В положениях Части III Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. решается проблема судоходства в проливах, используемых для международного судоходства, и найден ком-промисс между интересами международного судоходства и интересами госу-дарств, граничащих с проливами, в области обеспечения их безопасности, защиты и сохранения морской среды от загрязнения.
7. В настоящее время не существует общепризнанных норм междуна-родного права, которые связывали бы возможность прохода иностранных су-дов через любые международные проливы в зависимости от типа энергетиче-ской установки. Это относится и к судам с атомной энергетической установ-кой (АЭУ). Нет юридических препятствий к тому, чтобы суда с АЭУ в меж-дународных проливах, перекрываемых территориальным морем, пользова-лись режимом беспрепятственного транзитного прохода. В то же время ука-занное не снимает ответственности государства флага подобного рода судов за их техническое состояние, экологический и иной законный ущерб в случае его причинения судном в ходе транзитного прохода.
8. Международные договоры, заключенные в IX и XX столетиях и ре-гулирующие правовой режим судоходства в Балтийских и Черноморских проливах, продолжают в настоящее время оставаться действующими право-выми документами. В то же время, современные потребности развития меж-дународного судоходства, делают актуальным дальнейшее совершенствова-
10
ние этих международных договоров. Восполняя пробелы международно-правового регулирования государства, граничащие с проливами, предприни-мают попытки усиления внутригосударственного правового регулирования судоходства в этих проливах, угрожающие беспрепятственному проходу че-рез международные проливы. Решая эту проблему, важно задействование механизма ИМО, принятия согласованных решений государствами балтий-ского и черноморского регионов, не противоречащими общепризнанным принципам и нормам международного права. На внутригосударственном уровне государства должны обеспечить добросовестное соблюдение взятых на себя международных обязательств.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые дан комплексный анализ правового статуса и режима междуна-родных проливов. Исследованы современный международно-правовой ре-жим проливов и практика его осуществления после вступления в силу Кон-венции 1982 г., в которой были кодифицированы и включены в отдельную часть нормы, регулирующие судоходство в международных проливах.
На основе анализа доктрины и практики международного морского права сформулировано новое определение понятия «пролив, используемый для международного судоходства».
Предложена сводная/уточненная классификация международных и национальных проливов, в основе которой лежат критерии, позволяющие ограничить распространение норм международного права, регулирующих судоходство в проливах, используемых для международного судоходства, на проливы, правовой режим судоходства в которых регулируется нормами внутригосударственного права.
Впервые исследованы вопросы, связанные с беспрепятственным про-ходом проливами, используемыми для международного судоходства, воен-ных кораблей, атомных судов, а также полетами летательных аппаратов над международными проливами, в контексте современных проблем развития
11
морского транспорта.
Кроме того, настоящее исследование содержит анализ современных проблем правового регулирования судоходства в Балтийских и Черномор-ских проливах и предлагает возможные пути их решения с точки зрения обеспечения интересов Российской Федерации.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что в ис-следовании раскрыты понятие, сущность и содержание правового статуса международных проливов и режима в них судоходства, дано определение понятиям «пролив, используемый для международного судоходства», «наци-ональный пролив». Исследована отечественная и зарубежная доктрина меж-дународного права в области становления и развития правового режима меж-дународных проливов, дана новая классификация международных проливов, выработаны общие подходы, сложившиеся в международном праве и прак-тике по разграничению вод между государствами, граничащими с пролива-ми, исследованы содержание и соотношение понятий «транзитного» и «мир-ного» проходов международными проливами, а также основные особенности и проблемы правового регулирования военного и атомного судоходства, пролетов летательных аппаратов. Проанализированы проблемы ограничения судоходства в Балтийских и Черноморских проливах.
Практическая значимость диссертации. Результаты исследования могут быть использованы МИДом России – при подготовке позиций Россий-ской Федерации на международных переговорах, в частности в Междуна-родной морской организации, Организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), в работе ХЕЛКОМ, в переговорах с Турцией и Дани-ей по вопросам свободы судоходства в Проливах, при заключении междуна-родных договоров и на международных конференциях. Даны рекомендации в области обеспечения интересов Российской Федерации при проходе Балтий-ских и Черноморских проливов. Материалы настоящего исследования могут быть также полезны для образовательного процесса вузов страны.
12
В диссертации использованы новые научные публикации и материалы, представлены точки зрения российских и зарубежных ученых на исследуе-мую проблему, анализируются и оцениваются положения международно-правовой доктрины.
Методологическую основу исследования наряду с общенаучным диалектическим методом познания составили метод системного анализа, прогнозирования, сравнительно-правовой, конкретно-исторический, лингви-стический, логический, структурно-функциональный, институциональный, статистический, формально-юридический.
Нормативную и эмпирическую основу исследования составляют международные договоры и иные международные документы, международ-ные обычаи, решения международных судебных органов, материалы между-народных организаций и международных конференций, научные труды, по-священные различным аспектам исследуемого вопроса, законодательство государств, граничащих с проливами, и практика его применения,
Апробация результатов исследования. Основные положения и выво-ды диссертации получили апробацию в образовательном процессе юридиче-ского факультета Московской государственной академии водного транспорта при подготовке учебно-методических материалов, чтении лекций и проведе-нии семинаров по курсу «Международное право», спецкурсу «Международ-ное морское право». Результаты исследования автора прозвучали в докладах, сделанных диссертантом на научно-практических семинарах и конференци-ях, нашли отражение в публикациях в печати.
II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Структура работы обусловлена предметом, целями и задачами иссле-дования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. В приложение к работе помещены карты основных между-народных проливов, упоминаемых в исследовании.
13
Во введении обоснована актуальность темы, указаны цель, задачи, объект и предмет исследования, методы его осуществления, сформулирова-ны основные научные положения, выносимые на защиту, представлены но-вина, теоретическая и практическая значимость результатов исследования, наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем.
В Главе 1. «Теоретико-правовая характеристика международных проливов» анализируются теоретические основы правового статуса и режи-ма судоходства в международных проливах, формулируется основное поня-тие темы исследования - «пролив, используемый для международного судо-ходства», представлены основные этапы становления и развития норм меж-дународного права, регулирующих судоходство в международных проливах.
В параграфе 1. «Понятие «пролив, используемый для международ-ного судоходства» в доктрине и практике международного права» иссле-дуются суть и соотношение понятий «правовой статус» и «правовой режим» в доктрине международного права и положениях Конвенции 1982 г. Автором делается вывод о том, что данные понятия хотя и тесно связаны между собой, но не равнозначны, что нашло свое отражение, в частности в п.1 ст.34 Кон-венции 1982 г.
В исследовании отмечается, что до настоящего времени не существует общепризнанного определения этого понятия, как нет и исчерпывающего официального перечня международных проливов. В связи с чем, доктрина международного права с начала XX в. предпринимала попытки выработки критериев для отнесения тех или иных проливов к международным.
Что касается правового режима, который будет осуществляться в том или ином международном проливе, то он зависит от его географического по-ложения (виды морских пространств, которые он соединяет) и критерия юри-дической природы составляющих пролив вод (внутренние морские воды, территориальное море, открытое море).
14
В параграфе 2. «Юридическая классификация проливов» автором сделана попытка представить собственную классификацию проливов как ис-пользуемых для международного судоходства, так и национальных.
Многообразие видов проливов предопределяет необходимость дать им новую более подробную юридическую классификацию, которая позволит вы-явить те категории проливов, которые остаются за рамками конвенционной классификации, и, соответственно, правовой режим которых не определен.
Четкая юридическая классификация проливов позволяет ограничить распространение норм международного права о международных проливах, на проливы с внутригосударственным режимом судоходства, в частности, на российские арктические проливы.
В предложенной юридической классификации проливов автор провел разграничение проливов по их статусу, разделив международные и нацио-нальные, и попытался дать характеристику различных видов национальных проливов, с тем, чтобы обозначить пределы возможного в будущем распро-странения норм международного права на проливы, находящиеся в настоя-щее время в рамках внутригосударственного правового регулирования.
В параграфе 3. «Становление международно-правового института проливов» автор анализирует доктрину и практику международного права в области формирования принципа свободы судоходства как важнейшего эле-мента принципа свободы открытого моря, и его развития в контексте право-вого режима международных проливов.
В настоящее время не вызывает сомнений, что устойчивая практика свободного прохода судов всех флагов через проливы, ведущие из одного от-крытого моря в другое, стала постепенно признаваться в качестве обычной нормы международного права. В связи с чем, можно говорить о том, что сво-бода прохода судов через международные проливы возникла как обычная норма международного права под влиянием принципа свободы судоходства в открытом море. При этом следует отметить, что обычная норма о свободном
15
проходе через международные проливы относилась не только к торговым су-дам, но и к военным кораблям, а затем и летательным аппаратам.
Автор делает вывод о формировании в результате кодификации и про-грессивного развития международного права применительно к проливам, ис-пользуемым для международного судоходства, современного международно-правового института.
В параграфе 4. «Разграничение вод проливов, используемых для международного судоходства (международных проливов)» анализируются основные принципы делимитации вод международных проливов, берега ко-торых принадлежат разным государствам, таким как Гибралтарский, Баб-эль-Мандебский, Корейский и др. Общим для всех указанных проливов является то обстоятельство, что все они перекрыты территориальным морем, а разгра-ничение (по срединной линии) осуществляется с учетом прохождения основ-ного судоходного пути (судового хода).
Этот фактор учитывается ИМО при утверждении рекомендованных курсов и схем разделения движения для соответствующих проливов. Что ка-сается специальных конвенций, регулирующих судоходство в международ-ных проливах, то они не затрагивают вопросов разграничения их акваторий, предоставляя всем государствам свободу судоходства через них, а прибреж-ным государствам – равные права по его регулированию (Копенгагенский трактат 1857 г. по Балтийским проливам, Чилийско-Аргентинский договор 1881 г. по Магелланову проливу, англо-франко-испанские соглашения 1904-1912 гг. по Гибралтарскому проливу).
Учитывая, что данные проливы – это, прежде всего, магистральные пу-ти международного судоходства и другие виды деятельности в них физиче-ски невозможны, а иногда запрещаются международным правом, то вопрос о судовом ходе в проливах при их разграничении между соседними государ-ствами должен выдвигаться на первый план.
16
Несмотря на то, что международно-правовые акты, в т.ч. Конвенция 1982 г., не содержат положений, относящихся к делимитации внутренних вод, в соответствии со сложившейся международной практикой в указанных целях к ним применяются те же положения, что и к территориальному морю.
В Главе 2. «Современный правовой режим международных проли-вов» анализируется правовой режим судоходства в международных проли-вах, установленный Частью III Конвенции 1982 г., а также вопросы безопас-ности судоходства, предотвращения загрязнения морской среды, особенно-сти правового режима судоходства в международных проливах отдельных категорий судов и пролета летательных аппаратов.
В параграфе 1. «Понятие и соотношение транзитного и мирного проходов в международных проливах по Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.» автором исследуются положения Части III Конвенции 1982 г, устанавливающие правовой режим транзитного прохода судов международ-ными проливами и правовой режим мирного прохода.
Принцип транзитного прохода применяется в большинстве перекрытых территориальными водами проливов, используемых для международного су-доходства, важнейшими из которых являются такие проливы, как Гибралтар-ский (Испания, Марокко), Па-де-Кале (Англия, Франция), Малаккский (Ма-лайзия, Индонезия) и др. Как в этих, так и в других проливах, используемых для международного судоходства, веками существовала свобода судоходства и свобода полетов, поскольку такие проливы являлись частями открытого моря. Принцип транзитного прохода воспроизводит эту общепризнанную норму международного права, однако на новой основе – путем выделения проливов, через территориальное море которых проходит путь международ-ного судоходства, в самостоятельную категорию морских пространств.
В отношении мирного прохода в международных проливах признается аналогичность его условий тем, которые действуют в отношении мирного прохода через территориальное море с отдельными ограничениями примени-
17
тельно не проходу, не являющемуся мирным, однако имеет место и ряд от-личий.
Анализ положений Конвенции 1982 г., касающихся транзитного прохо-да, показывает, что правовые позиции прибрежных государств (государства, граничащие с проливом) и государств флага, что касается ссылок на наличие прав в проливах, используемых для международного судоходства, были пе-ресмотрены. В то время как Конвенция 1958 г. и ее положения о непрерыв-ном мирном проходе ясно дают прибрежному государству преимущества, Конвенция 1982 г., несомненно, ставит государство флага в превосходное положение.
Проливные государства признают, что принцип транзитного прохода является существенным уменьшением их дискреционных полномочий в от-ношении охраны обеспечительных интересов, защиты и сохранения морской среды от риска загрязнения.
Включение в Конвенцию 1982 г. принципа свободного или беспрепят-ственного транзита всех судов закрепляет действующий общепризнанный международный обычай в соответствующей договорной норме. В целом Часть III Конвенции, решая проблему судоходства в проливах, используемых для международного судоходства, в должной мере учитывает и интересы безопасности прибрежных к ним государств.
В параграфе 2. «Обеспечение безопасности судоходства, защиты и сохранения морской среды в международных проливах» исследуются комплекс прав и обязанностей проливных государств и государств-пользователей проливами в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения морской среды в международных проливах, устанавливаемых положениями Конвенции 1982 г.
В подразделе «Обеспечение безопасности судоходства в междуна-родных проливах» настоящего исследования, автором проведен анализ по-ложений Части III Конвенции 1982 г., а также требований ИМО, касающихся
18
обеспечения безопасности судоходства в проливах, а также применимых международных механизмов используемых государствами для регулирова-ния указанных вопросов.
Конвенция 1982 г. предусматривает ряд международно-правовых обя-занностей, которые являются гарантиями от нанесения ущерба государствам, граничащим с проливами, судами и летательными аппаратами, осуществля-ющими транзитный проход через пролив. Различные положения этой Кон-венции устанавливают правовую основу для принятия и введения в законо-дательство государств общепринятых норм и стандартов, обеспечивающих безопасность судоходства. Функции ИМО в отношении разработки и одоб-рения таких норм и стандартов делают ее компетентной международной ор-ганизацией, через которую происходит выработка и принятие международно-правовых норм. Ее требования в отношении безопасности судоходства кон-кретизированы в специальных международно-правовых актах: Международ-ная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС- 74/78), Международная конвенция о грузовой марке 1966 г., Международный свод сигналов 1965 г., Международные правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС-72) и ряд других.
В подразделе «Морские коридоры и схемы разделения движения» исследуются общие положения, касающиеся норм, устанавливаемых Кон-венцией 1982 г. для регулирования движения судов, раскрывается понятие «морской коридор», анализируются положения, в области установления мор-ских коридоров в международных проливах и в водах государств-архипелагов.
Закрепление в Конвенции 1982 г. права государств устанавливать мор-ские коридоры в территориальном море, международных проливах и в архи-пелажных водах положило начало становлению их международно-правового статуса. Для обеспечения единообразия практики государств в этом отноше-нии и предотвращения возможных ограничений судоходства необходима бо-
19
лее подробная международно-правовая регламентация условий установления таких морских коридоров, решающую роль в которой должна сыграть ИМО.
В подразделе, посвященном Международно-правовым вопросам защиты и сохранения морской среды в международных проливах анали-зируются положения договоров универсального и регионального характера, регулирующие предотвращение загрязнения и сохранение морской среды в международных проливах.
Уязвимость проливов в экологическом отношении предопределяет высокую степень ответственности государств флага и государств, гранича-щих с проливами, в выполнении международных норм и стандартов в обла-сти предотвращения загрязнения морской среды. Такие международные нор-мы и стандарты содержатся, прежде всего, в Конвенции 1982 г., которая устанавливает всеобъемлющие механизмы борьбы с загрязнением с судов, и в которой решены вопросы взаимодействия национальной юрисдикции и юрисдикции государства флага.
Следует отметить, что, как и в вопросах обеспечения безопасности су-доходства в том, что касается международных проливов, на суда распростра-няются положения всех международных договоров как универсального, так и регионального характера, регулирующие вопросы предупреждения загрязне-ния моря с судов. Конвенции ИМО, содержащие положения по предотвра-щению загрязнения и сохранению морской среды с судов, должны приме-няться с учетом критериев совместимости, установленных в ст. 237 Конвен-ции 1982 г., которая ссылается на обязанности, установленные другими кон-венциями по защите и сохранению морской среды.
Параграф 3. «Правовые вопросы военного мореплавания и поле-тов воздушных судов в международных проливах» состоит из двух разде-лов – в разделе «Правовые вопросы военного мореплавания в междуна-родных проливах» исследуются принципы и нормы, определяющие право-вой статус военных кораблей, их права и обязанности, объем и содержание
20
правомочий совершать те или иные действия, включая применение оружия, которые относятся к разряду наиболее важных и сложных принципов и норм современного международного морского права, поскольку они непосред-ственно касаются поддержания международного мира и безопасности.
Военное мореплавание в различных частях Мирового океана регламен-тируется системой международно-правовых принципов и норм, содержащих-ся, прежде всего в Женевской конвенции об открытом море 1958 г. (п.2 ст.8) и Конвенции 1982 г. (ст.29). Согласно последней, правом транзитного прохо-да пользуются все морские суда, военные корабли, гражданские воздушные суда и другие летательные аппараты без каких-либо ограничений. Данными положениями определяется правовой режим мореплавания военных кораблей в международных проливах, который должен осуществляться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
В разделе «Международно-правовой режим полетов через между-народные проливы» отмечается, что он формировался под влиянием прак-тики свободного и беспрепятственного пролета через них любых летатель-ных аппаратов. В результате сложилась обычная норма о свободе полетов через международные проливы. Современное международное морское право рассматривает эту свободу как неотъемлемую составляющую режима меж-дународных проливов, наряду со свободой судоходства и военного морепла-вания. В сочетании со свободой судоходства через международные проливы, свобода полетов представляют собой единообразие всех основных элемен-тов, образующих понятие транспортного пути международного значения: географического, функционального и правового.
Единство правовой природы этих видов навигации подтверждается тем фактом, что и в обычном праве и в Конвенции 1982 г. правовой режим меж-дународных проливов включает свободу судоходства и свободу полетов, и по сути положения Конвенции 1982 г. является договорной реализацией норм обычного права.
21
Под действие Части III не подпадают проливы, которые не перекрыва-ются территориальным морем и в которых действует режим открытого моря (Ла-Манш, Отранто, Скагеррак), а также проливы, режим пользования кото-рыми был урегулирован ранее специальными международными соглашения-ми – Балтийские, Черноморские, Магелланов проливы. Следовательно, ре-жим морских пространств определяет и режим воздушного пространства над ними, т.е. является сферой компетенции морского права и составляет его неотъемлемую часть.
Параграф 4. Международно-правовой режим атомного судо-ходства в международных проливах. Необходимость рассмотрения во-просов, связанных с эксплуатацией судов с атомными энергетическими уста-новками (АЭУ) в контексте международных проливов, связана, прежде всего, с тем, что стремление прибрежных государств обезопасить себя от возмож-ных ядерных инцидентов побеждает их устанавливать для атомных судов значительно более строгий правовой режим, чем режим, применяемый к обычным судам.
Все положения Части III Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., устанавливающие право транзитного прохода судов всех государств через международные проливы, как и положения об обязанностях проходящих че-рез международные проливы судов, не делают различий между ними в зави-симости от особенностей технического характера. В то же время, очевидно, что прибрежные государства заинтересованы в гарантиях безопасности атомных судов. Однако односторонний подход к решению проблемы создал бы противоречие между интересами всех государств в ускоренном развитии международной торговли, что предполагает все более интенсивное использо-вание различных частей Мирового океана, где пролегают международные судоходные трассы, - открытого моря, территориального моря, проливов и т.д.
22
На пути разработки благоприятного для атомных судов правового ре-жима мореплавания возникают серьезные трудности, обусловленные их спе-цификой как потенциальных источников повышенной опасности. Между тем, и по существу, и по формальным признакам атомное судно определен-ного назначения, обладает такими же правовыми характеристиками, что и судно с обычной силовой установкой. Это следует из положений законода-тельства многих государств, об этом же говорят и положения международ-ных договоров. С учетом этого логичным было бы такое решение поставлен-ной проблемы, которое не только не ужесточало бы статус судов с АЭУ по сравнению с судами обычных типов, но, наоборот, насколько позволяет спе-цифика атомных судов, сближало их правовое положение во время плавания в различных морских пространствах Мирового океана.
В Главе 3. «Обеспечение интересов Российской Федерации в связи с использованием основных международных проливов»
В параграфе 1 «Современные проблемы судоходства в Балтийских и Черноморских проливах» анализируются современные проблемы судоходства в Балтийских и Черноморских проливах, подготовлены рекомендации по позиции Российской Федерации в области обеспечения своих интересов в этих регионах.
Исследование специального режима данной категории проливов (Боль-шой Бельт, Малый Бельт, Зунд, Дарданеллы, Босфор) осуществлялось в направлениях, связанных с анализом положений Копенгагенского трактата 1857 г. и Конвенции Монтре 1936 г. с точки зрения обеспечения ими свободы судо-ходства в проливах в современный период. Кроме того исследовались вопросы соотношения законодательства проливных государств с положениями специ-альных конвенций и Конвенции 1982 г. В работе сделан вывод о том, что в настоящее время положения специ-альных конвенций, регулирующих правовой режим судоходства в Балтийских и Черноморских проливах не может соответствовать в полном объеме требова-
23
ниям международного сообщества в обеспечении свободы судоходства в этих проливах в связи с объективно изменившимися условиями судоходства. Одна-ко предпринимаемые в этом направлении односторонние меры создают кон-фликт интересов проливных государств и международного судоходства, что в целом негативно сказывается как на развитии морской перевозочной деятель-ности и торговли, так и на транзитных интересах самих проливных государств. Наличие международных договоров, регулирующих правовой режим су-доходства в проливах указывает на то, что предмет правового регулирования находится в сфере международного, но не внутригосударственного права. В связи с чем, данные отношения могут быть урегулированы в рамках изменений и дополнений к указанным специальным конвенциям государствами-участниками этих конвенций, решениями ИМО, согласованными решениями государств черноморского и балтийского регионов, не противоречащими об-щепризнанным принципам и нормам международного права.
В параграфе 2 «Научные рекомендации по международно-правовому регулированию судоходства в международных проливах» да-ется общая характеристика проблем обеспечения морской деятельности в Российской Федерации, а также предлагаются возможные пути обеспечения интересов России в спорных вопросах делимитации Керченского пролива и сохранения внутригосударственного правового регулирования судоходства в российских арктических проливах. Предлагаются меры, направленные на по-иски компромиссных путей решения вопросов соотношения интересов меж-дународного судоходства в Балтийских и Черноморских проливах с экологи-ческими интересами прибрежных государств.
В заключении изложены выводы, отражающие основные положения, со-держащиеся в диссертационном исследовании, включая предложения по меж-дународно-правовому регулированию судоходства в международных проли-вах.
24
По теме диссертационного исследования автором опубликованы следующие работы:
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:
1. Остапенко Е.И. Арктические проливы. Вопросы правового режи-ма // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2010. №3(22). С. 85-93. 0,7 п.л.;
2. Остапенко Е.И. Становление международно-правового института проливов, используемых для международного судоходства // Международное право.International Law. 2011. №01-02 (45-46). С. 258-263. 0,9 п.л.;
3. Остапенко Е.И. Международно-правовой режим плавания судов, с (атомными) ядерными энергетическими установками в международных проливах // "Черные дыры" в Российском законодательстве. - 2012. - № 2. - 0,7 п.л. (в печати).
Статьи, опубликованные в иных изданиях:
4. Остапенко Е.И. (Тямушкина-Лазарева Е.И.) Классификация про-ливов, используемых для международного судоходства // Сборник трудов и статей Московской государственной академии водного транспорта. 2006. № 1. С. 38-45. 0,3 п.л.;
4. Остапенко Е.И. Правовой режим судоходства в Дальневосточных проливах // Сборник трудов и статей Московской государственной академии водного транспорта. 2008. № 3. С. 65-72. 0,2 п.л.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0