2012avtoref1338

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Дегтярев Константин Олегович
 
16 мая 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Правовое регулирование либерализации рынков газа и электроэнергии в Европейском Союзе» (специальность 12.00.10 – международное право; европейское право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета ДМ 212.203.21
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Дегтярев К.О. Правовое регулирование либерализации рынков газа и электроэнергии в Европейском Союзе: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 26.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref1338 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Дегтярев К.О. Правовое регулирование либерализации рынков газа и электроэнергии в Европейском Союзе: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 26.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 
На правах рукописи
Дегтярев Константин Олегович
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ РЫНКОВ ГАЗА И ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
Специальность 12.00.10 – Международное право. Европейское право
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Москва - 2012
2
Работа выполнена на кафедре международного права ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов»
Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор
Капустин Анатолий Яковлевич
Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор
Бирюков Михаил Михайлович
заведующий кафедрой европейского права ФГОБУ ВПО
«Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации»
кандидат юридических наук
Шилова Наталья Леонидовна
преподаватель кафедры международного права ФГБОУ ВПО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации»
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина»
Защита состоится «16» мая 2012 года в 15 часов 00 минут на заседании Диссертационного совета ДМ 212.203.21 при Российском университете дружбы народов по адресу: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, ауд. 347.
С диссертацией можно ознакомиться в Учебно-научном информационном библиотечном центре Российского университета дружбы народов по адресу: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6.
Электронная версия автореферата размещена на сайте http://www.rudn.ru ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов».
Автореферат разослан « » апреля 2012 года.
Ученый секретарь
Диссертационного совета,
кандидат юридических наук, доцент Е.П.Ермакова
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Введение
Актуальность темы исследования. В современном мире энергетические вопросы играют одну из ключевых ролей. Наличие необходимого количества энергии является залогом полноценного функционирования и развития любого государства.
По этой причине государства, обладающие богатыми запасами энергоресурсов, стремятся защитить их от чрезмерной эксплуатации и реализовать с наибольшей выгодой. Другие же государства, в силу отсутствия необходимых запасов энергоресурсов, стараются прибрести их на наиболее выгодных условиях и обеспечить свою энергетическую безопасность.
Российская Федерация является одним из крупнейших в мире экспортеров энергоресурсов. Исторически сложилось так, что большинство из них поставляются географическому соседу – Европейскому Союзу (далее – ЕС). Так, например, российский газ составляет около тридцати процентов общего потребления газа в ЕС. В этой связи можно говорить о том, что между сторонами существуют отношения взаимозависимости.
В 2000 г. в целях повышения уровня прозрачности и доверия в отношениях в энергетической сфере был учрежден Энергетический диалог Россия-ЕС. Одной из его целей является обмен информацией об энергетической политике, а также о развитии законодательства и нормативно-правовой базы.
Таким образом, изучение правового регулирования либерализации рынков газа и электроэнергии в ЕС представляет ценность для выработки позиции Российской Федерации как в рамках Энергетического диалога Россия-ЕС, так и в рамках сотрудничества между сторонами в целом.
Знание различных аспектов функционирования рынков газа и электроэнергии ЕС может быть полезно для российских предприятий,
4
которые осуществляют или планируют развивать свою деятельность в газовом или электроэнергетическом секторах ЕС.
Между тем, право ЕС, регламентирующее различные вопросы, связанные с энергетикой, в том числе либерализацию рынков газа и электроэнергии, уже шагнуло далеко за пределы государств-членов ЕС и применяется участниками Соглашения о Европейском экономическом пространстве, а также Договора об Энергетическом сообществе. Благодаря этому на сегодняшний день подавляющее большинство европейских государств руководствуется нормами ЕС, регулирующими энергетический сектор.
Особого внимания заслуживает также тот факт, что новые правовые акты ЕС, нацеленные на либерализацию рынков газа и электроэнергии, содержат так называемую «оговорку о третьих странах», которая распространяется на государства, не являющиеся государствами-членами ЕС, и устанавливает для их лиц и предприятий ряд ограничений на участие в рыночных процессах на территории ЕС.
В последнее время ускорились темпы европейской интеграции, что нашло свое отражение в принятии в 2009 г. нового пакета мер, направленных на либерализацию рынков газа и электроэнергии в ЕС.
Исторически сложилось так, что, несмотря на различие физических свойств электроэнергии и газа, обе эти сферы урегулированы аналогичным образом. Между тем, многие из актов, посвященных либерализации газового сектора, изначально проходили «обкатку» в электроэнергетическом.
По этой причине в данном исследовании анализируются сходные и отличительные черты правил, обеспечивающих либерализацию газового и электроэнергетического секторов ЕС.
Уделяя внимание вопросам интеграции в ЕС, нельзя не отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция к все более тесному сплочению между участниками Евразийского экономического сообщества (далее –
5
ЕврАзЭС)1, которое, в частности, выразилось в принятии Соглашения «О порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» от 9 декабря 2010 г.2
Учитывая данную тенденцию, вполне вероятно, что подобные процессы также будут происходить не только в нефтяном, но и в других секторах энергетики ЕврАзЭС. Исходя из этого, опыт ЕС в области либерализации энергетического рынка3 представляет непосредственный интерес.
Степень разработанности темы. Принимая во внимание динамику развития правового регулирования либерализации рынков газа и электроэнергии в ЕС, следует подчеркнуть, что до настоящего времени в отечественной науке не было осуществлено комплексного исследования этого процесса с правовой точки зрения.
Однако в последние годы энергетическая проблематика становится все более востребованной в юридической среде. Об этом, в частности, свидетельствует ряд диссертационных работ, посвященных изучению вопросов обеспечения энергетической безопасности, авторами которых являются: Т.А.Василевич, Ю.Д.Горшукова, С.С.Селиверстов. Основные тенденции энергетической политики ЕС проанализированы в диссертационной работе О.Н.Володина и монографии И.Г.Пашковской. Проблемы сотрудничества государств в сфере энергетики рассмотрены в диссертационных исследованиях И.В.Ряхиной, Н.Л.Шиловой. Вопросы правового регулирования отношений между Россией и Европейским Союзом в целом нашли детальное отражение в диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук и других трудах П.А.Калиниченко.
1 Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000 // «Собрание законодательства РФ». - 18.02.2002. - № 7, ст. 632.
2 Федеральный закон от 11.07.2011 № 189-ФЗ «О ратификации Соглашения о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ». - 18.07.2011. - № 29, ст. 4280.
3 Прим.: здесь и далее под энергетическим рынком ЕС понимаются рынки газа и электроэнергии ЕС.
6
Большое значение имеет фундаментальное исследование правового регулирования либерализации трансграничных отношений на основании опыта ЕС, выполненное А.О.Четвериковым в виде диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук, а также иные его работы.
Среди ученых-экономистов, изучавших различные аспекты общественных отношений, касающихся энергетики, можно отметить труды С.З.Жизнина, А.А.Конопляника, А.А.Шкуты.
Особого внимания заслуживает монография И.В.Гудкова, посвященная правовым аспектам создания, организации и функционирования газового рынка ЕС4, и его вклад в изучение этой тематики в целом.
Необходимо также выделить Учебно-методический комплекс «Энергетическое право ЕС», подготовленный коллективом авторов Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации: И.В.Гудковым, А.В.Мальгиным, С.С.Селиверстовым, А.В.Соколовой в виде электронного издания5. Должным образом хотелось бы подчеркнуть вклад С.С.Селиверстова, имеющего ряд публикаций по различным вопросам энергетического права ЕС.
Отдельные аспекты данной темы затронуты в работах М.М.Бирюкова, М.Л.Энтина, а также в учебниках, в том числе учебно-методических пособиях, по праву ЕС под редакцией А.О.Иншаковой, С.Ю.Кашкина, Л.М.Энтина.
Некоторые юристы, специализирующиеся в области гражданского и предпринимательского права, внесли определенную лепту в исследование различных вопросов энергетического права: О.А.Городов, В.Н.Кокин, П.Г.Лахно, А.И.Перчик.
4 Гудков И.В. Газовый рынок Европейского Союза. Правовые аспекты создания, организации и функционирования. - М.: ООО «Издательство «Нестор Академик», 2007. - 280 с.
5 Гудков И.В., Селиверстов С.С., Соколова А.В., Мальгин А.В. Учебно-методические комплексы. Цикл «Экономика, энергетика, МЭО». Энергетическое право ЕС. [Электронный ресурс]. - М.: МГИМО, 2008. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). - Загл. с этикетки диска.
7
Большое внимание исследованию этой проблематики уделено в трудах зарубежных авторов: К.Арнольд, Х.Бъернебай, Т.Вальде, Ф.Грэпер, К.Джонс, А.Догерти, Э.Кабу, П.Кэмерон, М.Роггенкамп, О.Силла, П.Слот, Д.Стерн, Р.Тадвэй, У.Уэбстер, Л.Ханхер, К.Чузер, Ф.Эрмакора.
Тем не менее, стоит особо отметить, что детального исследования рассматриваемой темы, в том виде в каком оно содержится в настоящей работе, ни в отечественной, ни в зарубежной литературе не проводилось.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в связи с либерализацией рынков газа и электроэнергии в ЕС.
Предметом исследования выступают нормы права ЕС, закрепленные в его учредительных договорах, правовых актах, решениях Суда ЕС и иных источниках, касающиеся либерализации рынков газа и электроэнергии в ЕС.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является анализ правовых актов ЕС, регулирующих либерализацию рынков газа и электроэнергии в ЕС с точки зрения их эволюционного развития, выявления общих тенденций и закономерностей, а также последствий либерализации для Российской Федерации.
Целью исследования была продиктована необходимость постановки следующих задач:
- проанализировать учредительные договоры ЕС в эволюционном развитии для определения их роли в регулировании либерализации рынков газа и электроэнергии в ЕС;
- изучить акты вторичного права ЕС, ставшие основой первого этапа либерализации рынков газа и электроэнергии в ЕС;
- исследовать акты вторичного права ЕС, ставшие основой второго этапа либерализации рынков газа и электроэнергии в ЕС;
- рассмотреть действующие в настоящее время общие правила функционирования рынков газа и электроэнергии в ЕС, установленные вторичным правом ЕС;
8
- определить роль правил об обеспечении права доступа третьих лиц и регулирующих органов в процессе либерализации рынков газа и электроэнергии в ЕС;
- выявить последствия либерализации рынков газа и электроэнергии в ЕС для Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания, такие как анализ, синтез, диалектический, формально-логический, структурно-функциональный, а также специальные юридические методы, к которым относятся историко-правовой, сравнительно-правовой и формально-юридический. Для достижения полноты исследования все методы применялись комплексно.
Теоретической базой исследования стали труды видных российских (советских) ученых в области международного права, права Европейского Союза, гражданского и предпринимательского права: А.Х.Абашидзе, Е.С.Алисиевич, С.В.Бахина, В.В.Безбаха, К.А.Бекяшева, Д.К.Бекяшева, М.М.Бирюкова, И.П.Блищенко, М.М.Богуславского, А.Н.Вылегжанина, Л.Н.Галенской, О.А.Городова, Г.П.Жукова, Р.А.Каламкаряна, П.А.Калиниченко, А.Я.Капустина, В.А.Карташкина, С.Ю.Кашкина, А.А.Ковалева, А.Л.Колодкина, Р.А.Колодкина, Ю.М.Колосова, М.Н.Копылова, Э.С.Кривчиковой, И.И.Лукашука, М.Н.Марченко, О.М.Мещеряковой, В.К.Пучинского, А.М.Солнцева, Г.С.Стародубцева, О.И.Тиунова, Г.П.Толстопятенко, Б.Н.Топорнина, Г.И.Тункина, И.З.Фархутдинова, А.О.Четверикова, В.М.Шумилова, Л.М.Энтина, М.Л.Энтина, Ю.М.Юмашева, А.В.Яковенко и др.
Значительную пользу при подготовке данного исследования принесли работы, написанные видными зарубежными специалистами, такими как: К.Арнольд, В.Браун, Х.Бъернебай, Т.Вальде, М.Гао, Д.Глахант, Д.Гойдер, Ф.Грэпер, К.Джонс, А.Догерти, Э.Кабу, П.Кэмерон, С.Нагхигхи, А.Нойбауэр, Л.Риттер, М.Роггенкамп, М.Роуз, О.Силла, П.Слот, Д.Стерн, Р.Тадвэй,
9
У.Уэбстер, Н.Хаазе, Л.Ханхер, К.Чузер, П.Эйкеланд, К.Эйлерманн, Ф.Эрмакора и др.
Нормативная база исследования. Нормативной базой исследования послужили международные соглашения, акты первичного и вторичного права ЕС, решения органов судебной системы ЕС, подготовительные и рабочие документы институтов ЕС, законодательство Российской Федерации.
Научная новизна исследования. Научная новизна диссертации состоит в том, что она представляет собой первое в российской юридической науке комплексное исследование процессов либерализации рынков газа и электроэнергии в ЕС с правовой точки зрения. До сих пор не было предпринято попытки проанализировать различные этапы правового регулирования либерализации рынков газа и электроэнергии в ЕС в их эволюционном развитии. Имеющиеся на сегодняшний день исследования, учитывая динамику развития правового регулирования, не отражают всех тех изменений, которые были внесены в первичное и вторичное право ЕС.
Новаторский характер данной работе также придает одновременное рассмотрение правовых норм, касающихся регулирования как газового, так и электроэнергетического сектора. Прослеживаются основные черты либерализации этих секторов в их развитии и взаимосвязи. Отдельно анализируются правовые последствия либерализации рынков газа и электроэнергии в ЕС для Российской Федерации.
Положения, выносимые на защиту. Научная новизна исследования нашла отражение в следующих положениях, выносимых на защиту.
1) Либерализация рынков газа и электроэнергии в ЕС является одним из важнейших средств формирования и обеспечения функционирования внутреннего энергетического рынка ЕС. Правовое регулирование либерализации основывается на положениях учредительных договоров ЕС и нормах вторичного права. Исходя из анализа норм первичного и вторичного права ЕС, а также иных документов, предлагается следующее определение
10
либерализации рынков газа и электроэнергии: это процесс, основанный на нормах права ЕС, направленный на формирование и обеспечение функционирования рынков газа и электроэнергии посредством устранения имеющих место препятствий для свободного перемещения газа и электроэнергии, а также на обеспечение надежности поставок и защиту окружающей среды.
2) Генезис первичного права ЕС, регулирующего энергетический сектор, определяется общими тенденциями развития интеграционного процесса. Первоначально два из трех договоров, учреждавших Европейские сообщества (Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали 1951 г. и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г.) касались вопросов, связанных с энергетикой, однако Договор об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г. не содержал специальных положений применительно к энергетическому сектору. Создание Европейского союза в 1992 г. совпало по времени с закреплением в Договоре об учреждении Европейского сообщества положений в отношении энергетической сферы. Позднее в Договор о функционировании ЕС 2007 г. был включен новый раздел, посвященный непосредственно энергетике. Тем не менее, помимо специальных норм, регулирование энергетического сектора обеспечивается также посредством применения правил Договора о функционировании ЕС 2007 г., касающихся построения внутреннего рынка и конкуренции. Таким образом, регулирование либерализации рынков газа и электроэнергии в ЕС осуществляется комплексом норм, относящихся к различным аспектам права внутреннего рынка. Существенную роль в реализации положений первичного права ЕС, регулирующих энергетические вопросы, играет правоприменительная практика Суда ЕС, в ходе которой дается толкование соответствующих норм первичного права ЕС, и устраняются имеющиеся пробелы.
11
3) Ввиду тесной взаимосвязи между электроэнергетическим и газовым секторами ЕС, правовое регулирование либерализации рынков газа и электроэнергии в ЕС, несмотря на некоторые отличия, обусловленные в первую очередь различными характеристиками газа и электроэнергии как товаров, осуществляется аналогичным образом. Прежняя тенденция принятия многих актов вторичного права ЕС сначала в электроэнергетическом секторе, а затем - в газовом, постепенно утратила свою актуальность по причине осознания ЕС невозможности либерализации одного сектора в отрыве от другого.
4) В силу имеющих место внутренних противоречий, отражающих интересы различных участников рыночных процессов, ЕС, в целях достижения компромисса, придерживается стратегии поэтапной либерализации рынков газа и электроэнергии в рамках вторичного права. В этой связи, можно выделить следующие этапы его развития: 1) первый этап – зарождение вторичного права ЕС (1990-2003 г.г.); 2) второй этап – становление вторичного права ЕС (2003-2009 г.г.); 3) третий этап – современный этап развития вторичного прав ЕС (2009 г. – по настоящее время). Границы каждого этапа обусловлены принятием соответствующих актов вторичного права, устанавливающих новые правила функционирования рынков газа и электроэнергии в ЕС.
5) Исходя из анализа актов вторичного права ЕС, можно выделить следующие правовые средства, которым принадлежит ведущая роль в правовом регулировании либерализации рынков газа и электроэнергии в ЕС:
 правила об открытии рынков;
 правила об обеспечении доступа третьих лиц;
 правила о строительстве новых энергетических мощностей;
 правила о разъединении вертикально интегрированных предприятий;
 правила о сотрудничестве различных субъектов: государств-членов ЕС, операторов систем, регулирующих органов и т.д.
12
 правила, регламентирующие правовой статус регулирующих органов;
 правила об обеспечении надежности поставок;
 правила о защите прав потребителей.
Большинство правовых средств, используемых в рамках вторичного права ЕС в области либерализации рынков газа и электроэнергии, применяются на протяжении всего процесса либерализации, однако прослеживается их поэтапная эволюция. Это обусловлено тем обстоятельством, что закрепление наиболее действенных правил становится возможным только после того, как будет доказана неэффективность применяемых.
6) На современном этапе правовое регулирование либерализации рынков газа и электроэнергии в ЕС основывается на использовании наиболее совершенных, по мнению ЕС, правовых средств, которые могут быть применены в настоящее время. Тем не менее, решающая роль принадлежит следующим из них: а) правилам о разъединении операторов систем транспортировки и развитии сотрудничества между ними; б) правилам о регулировании различных аспектов правового статуса регулирующих органов, включая Агентство по сотрудничеству регулирующих энергетических органов, и обеспечении их сотрудничества между собой; в) правилам о защите прав потребителей.
7) Учитывая тенденции развития правового регулирования либерализации рынков газа и электроэнергии в ЕС, можно предположить, что этот процесс будет продолжаться и найдет свое отражение либо во внесении изменений в действующие акты вторичного права ЕС, либо в принятии новых актов. Как представляется, основные нововведения могут заключаться в установлении следующих мер: а) использовании критерия имущественного разъединения операторов систем транспортировки на исключительной основе и его распространении на операторов систем распределения; б) усилении роли Агентства по сотрудничеству
13
регулирующих энергетических органов и расширении его компетенции; в) проявлении все большего внимания к вопросам обеспечения надежности поставок, производства энергии из возобновляемых источников энергии и защите окружающей среды; г) дальнейшем усилении защиты прав потребителей.
8) Акты вторичного права ЕС, действующие в настоящее время, содержат так называемую «оговорку о третьих странах». Правомерность этой «оговорки» вызывает определенные сомнения как с точки зрения ее соответствия первичному праву ЕС, так и праву международных договоров. Данная «оговорка» непосредственно затрагивает интересы Российской Федерации, поскольку вводит ряд ограничений, в том числе, для российских лиц и предпринимателей. Представляется, что подобная позиция ЕС должна учитываться Российской Федерацией при выстраивании взаимоотношений с ЕС, в частности: а) в рамках Энергетического диалога; б) при выработке национальной энергетической стратегии; в) при проведении переговоров и разработке нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость материалов и результатов диссертации состоит в том, что они позволяют расширить имеющуюся теоретическую базу исследований по вопросам европейской интеграции посредством выявления основных правовых конструкций, закономерностей и последствий либерализации рынков газа и электроэнергии в ЕС. Материалы диссертации могут быть использованы в научно-исследовательской работе и при преподавании таких дисциплин, как «Международное публичное право», «Международное энергетическое право», «Право Европейского Союза», «Энергетическое право Европейского Союза», «Энергетическое право», а также при подготовке учебных пособий и справочных материалов.
Практическая значимость исследования обусловлена существующими отношениями взаимозависимости между Российской Федерацией и ЕС в энергетической сфере и заключается в том, что дает российским
14
предприятиям и лицам представление о режиме правового регулирования рынков газа и электроэнергии в ЕС. Кроме того, положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут иметь практическую применимость при выстраивании взаимоотношений Россией с ЕС.
Апробация. Диссертация выполнена и обсуждена на кафедре международного права Российского университета дружбы народов.
Положения диссертационного исследования использовались в рамках проведения научно-педагогической практики на юридическом факультете Российского университета дружбы народов по дисциплине «Международное публичное право».
Основные результаты и выводы диссертации изложены автором на международных, всероссийских и межвузовских научных конференциях, а также в научных публикациях.
По теме диссертационного исследования автором было опубликовано одиннадцать трудов общим объемом пять целых три десятых печатных листа: три статьи в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации, семь статей - в иных изданиях, глава (в соавторстве) в учебно-методическом пособии.
Структура исследования. Настоящее исследование состоит из введения, трех глав, состоящих из десяти параграфов, заключения и списка использованных документов и литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, анализируется степень ее разработанности, указываются объект и предмет, ставится цель и задачи, определяется методологическая основа, раскрывается теоретическая и нормативная база, аргументируется научная новизна, формулируются положения, выносимые на защиту, рассматривается теоретическая и практическая значимость, содержатся сведения в отношении апробации и описывается структура исследования.
15
В первой главе диссертации «Учредительные договоры Европейского Союза и становление вторичного права в сфере либерализации рынков газа и электроэнергии в Европейском Союзе» рассматривается эволюция основных положений учредительных договоров ЕС, регулирующих энергетические вопросы; исследуется практика Суда ЕС; анализируются ключевые положения актов вторичного права ЕС на начальных этапах либерализации рынков газа и электроэнергии в ЕС. Глава состоит из трех параграфов.
В первом параграфе «Эволюция положений учредительных договоров Европейского Союза, регулирующих вопросы энергетики» освещается роль энергетики в развитии европейской интеграции и прослеживается эволюция положений учредительных договоров ЕС с точки зрения правового регулирования энергетических вопросов.
Отмечается, что Договор об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г. (далее – Договор о ЕЭС), в отличие от двух других учредительных договоров ЕС, изначально вообще не содержал каких-либо специальных положений касательно энергетического сектора.
Позднее Единым европейским актом 1986 г. были предусмотрены важные нововведения, сыгравшие значительную роль для правового регулирования энергетики.
Договором о Европейском Союзе 1992 г. (далее – Маастрихтский договор) в статью 3 Договора о ЕЭС в качестве одного из направлений деятельности Сообщества были включены мероприятия в области энергетики, а также инкорпорирован раздел XII «Трансъевропейские сети».
Эпохальным событием должен был стать Договор, устанавливающий Конституцию для Европы 2004 г. (далее – Конституция ЕС), который не вступил в силу. Несмотря на это, основные положения Конституции ЕС были перенесены в Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества 2007 г. (далее – Лиссабонский договор), которым Договор об учреждении Европейского
16
сообщества был переименован в Договор о функционировании ЕС и в него был включен раздел XXI «Энергетика». Главным достижением этого раздела считается закрепление целей политики ЕС в энергетической сфере.
Учитывая, что регулирование энергетических вопросов имеет взаимосвязь с защитой окружающей среды, определенный акцент делается на взаимодействии соответствующих положений Договора о функционировании ЕС.
Подчеркивается важность для развития энергетического рынка ЕС закрепленных в Договоре о функционировании ЕС норм, регулирующих функционирование внутреннего рынка. Существенную роль играет практика Суда ЕС.
Во втором параграфе «Первый этап развития вторичного права Европейского Союза в сфере либерализации рынков газа и электроэнергии» рассматриваются предпосылки принятия, содержание и основные последствия применения первых актов вторичного права ЕС в сфере либерализации рынков газа и электроэнергии.
Начало либерализации было положено Директивой 90/377/ЕЭС от 29 июня 1990 г., касавшейся процедуры Сообщества по повышению прозрачности цен на газ и электроэнергию для конечных промышленных потребителей. Затем был принят еще ряд документов, к которым относятся: Директива 90/547/ЕЭС от 29 октября 1990 г. о транзите электричества; Директива 91/296/ЕЭС от 31 мая 1991 г. о транзите газа и т.д.
Однако важнейшими актами этого этапа стали Директива 96/92/ЕС от 19 декабря 1996 г. и Директива 98/30/ЕС от 22 июня 1998 г., установившие общие правила для внутреннего рынка электроэнергии и природного газа, соответственно.
Документами первого этапа были предусмотрены следующие нововведения:
1) повышение прозрачности цен на газ и электроэнергию;
17
2) внедрение различных моделей обеспечения доступа третьих лиц к системам транспортировки и распределения;
3) установление правил о постепенном открытии рынков;
4) введение правил о разъединении вертикально интегрированных предприятий путем раздельного ведения бухгалтерских счетов по сетевым и производственным видам деятельности;
5) регламентация процедуры строительства новых мощностей в электроэнергетическом секторе;
6) закрепление обязательств по обеспечению эффективного регулирования газового и электроэнергетического секторов.
Хотя акты первого этапа либерализации сыграли свою позитивную роль, но этого оказалось недостаточно для достижения целей либерализации.
В третьем параграфе «Второй этап развития вторичного права Европейского Союза в сфере либерализации рынков газа и электроэнергии» подвергаются анализу основные причины принятия новых актов вторичного права ЕС и выделяются их наиболее важные изменения в сравнении с актами первого этапа либерализации.
Основополагающая роль на данном этапе принадлежит двум директивам: Директиве 2003/54/ЕС от 26 июня 2003 г. и Директиве 2003/55/ЕС от 26 июня 2003 г., установившим новые общие правила для внутреннего рынка электроэнергии и природного газа, а также двум регламентам: Регламенту (ЕС) № 1228/2003 от 26 июня 2003 г. и Регламенту (ЕС) № 1775/2005 от 28 сентября 2005 г. об условиях доступа к сетям для трансграничного обмена электроэнергией и сетям по транспортировке природного газа.
По сравнению с актами первого этапа, акты второго этапа содержали множество нововведений:
1) усиление защиты прав потребителей;
18
2) упрощение процедуры строительства новых мощностей в электроэнергетическом секторе путем использования преимущественно разрешительной процедуры;
3) ужесточение требований о разъединении вертикально интегрированных предприятий посредством введения правил о юридическом и функциональном разъединении;
4) установление регулируемого режима доступа для третьих лиц;
5) полное юридическое открытие рынков с 1 июля 2007 г.;
6) учреждение регулирующих органов;
7) закрепление механизма компенсационных выплат операторам систем транспортировки в отношении трансграничных потоков электроэнергии;
8) повышенное внимание к вопросам обеспечения надежности поставок газа и электроэнергии.
Несмотря на все изменения, даже этого оказалось недостаточно для реализации целей либерализации.
Вторая глава диссертации «Правовое регулирование общих правил функционирования рынков газа и электроэнергии Европейского Союза в рамках вторичного права Европейского Союза на современном этапе развития» посвящена преимущественно рассмотрению нового поколения директив, устанавливающих общие правила функционирования рынков газа и электроэнергии в ЕС. Глава состоит из четырех параграфов.
В первом параграфе «Общая характеристика основополагающих актов вторичного права Европейского Союза, устанавливающих основные правила функционирования рынков газа и электроэнергии в Европейском Союзе» раскрываются основные причины принятия новых актов, содержится обзор закрепленных в них нововведений, анализируются основания для предоставления изъятий.
Акты третьего этапа либерализации вторичного права ЕС были приняты 13 июля 2009 г. и включают в себя две директивы: Директиву
19
2009/72/ЕС, устанавливающую общие правила для внутреннего рынка электроэнергии и отменяющую Директиву 2003/54/ЕС, и Директиву 2009/73/ЕС, устанавливающую общие правила для внутреннего рынка природного газа и отменяющую Директиву 2003/55/ЕС. Кроме того, к ним относятся три регламента: Регламент (ЕС) №713/2009 об учреждении Агентства по сотрудничеству регулирующих энергетических органов, Регламент (ЕС) №714/2009 об условиях доступа к сетям для трансграничных обменов электроэнергией и отменяющий Регламент (ЕС) №1228/2003, а также Регламент (ЕС) №715/2009 об условиях доступа к газотранспортным сетям и отменяющий Регламент (ЕС) №1775/2005.
Что касается изменений, нашедших отражение в соответствующих директивах, то их можно суммировать как изложено ниже:
1) детально регламентируются нормы о защите прав потребителей, а также уделяется внимание таким аспектам как использование энергии из возобновляемых источников энергии, энергетическая эффективность и защита от энергетической бедности;
2) вводятся новые критерии для предоставления разрешений на строительство новых мощностей, нацеленные на защиту окружающей среды;
3) закрепляется обязанность государств-членов и регулирующих органов сотрудничать на региональном уровне;
4) устанавливаются новые правила о стандартах разъединения операторов систем транспортировки и распределения газа и электроэнергии;
5) уточняются правила о предоставлении доступа третьим лицам;
6) происходит усиление роли регулирующих органов.
В директивах также содержатся положения о предоставлении изъятий.
Во втором параграфе «Правовое регулирование оказания социально значимых услуг, защиты потребителей и функционирования розничных рынков» описывается правовой режим оказания социально значимых услуг в их взаимосвязи с нововведениями в сфере защиты потребителей, а также функционирования розничных рынков.
20
Предоставление социально значимых услуг имеет важное значение для защиты потребителей, которой в рамках третьего этапа уделяется все большее внимание.
Одним из главных положений в этой сфере является предоставление информации о потребляемой энергии, источниках, из которых она была получена и о ценообразовании. Закрепляется право потребителей на выбор поставщика из любого государства-члена ЕС, вне зависимости от места его регистрации, а также на его смену. Предусматриваются меры по борьбе с энергетической бедностью, по учреждению энергетического омбудсмана или иного органа по защите прав потребителей.
Рассмотрены вопросы функционирования розничных рынков.
В третьем параграфе «Правовое регулирование строительства новых энергетических мощностей» внимание уделено анализу правового режима строительства новых энергетических мощностей, различающегося для электроэнергетического и газового секторов.
В электроэнергетическом секторе строительство может осуществляться на основании разрешительной или тендерной процедуры, хотя преимущество отдается первой.
Учитывая обеспокоенность ЕС вопросами защиты окружающей среды, закрепляются новые критерии для получения разрешений на строительство, которые нацелены на ее защиту и повышение доли энергии, получаемой из возобновляемых источников энергии.
Применительно к газовому сектору внедрение подобных процедур, регулирующих строительство новых мощностей, не является обязательным.
В четвертом параграфе «Правовое регулирование разъединения операторов систем транспортировки и распределения газа и электроэнергии» раскрываются основные причины внедрения новых правил о разъединении операторов систем транспортировки и распределения и их разновидности.
21
В отношении операторов систем транспортировки устанавливаются три основные модели разъединения:
1) модель имущественного разъединения, которая подразумевает под собой имущественное разделение вертикально интегрированных предприятий на предприятия, осуществляющие деятельность по транспортировке, и предприятия, осуществляющие деятельность по производству и продаже газа (электроэнергии);
2) модель независимого оператора системы, смысл которой заключается в том, что вертикально интегрированному предприятию разрешается сохранять право собственности на сетевые активы, но при этом их управление должно быть передано оператору, полностью независимому от вертикально интегрированного предприятия;
3) модель независимого оператора транспортировки, позволяющая оператору системы транспортировки оставаться частью вертикально интегрированного предприятия при условии соблюдения определенных правил о его независимости и автономности.
Вводится процедура одобрения операторов систем транспортировки, то есть, их проверки на соответствие критериям о разъединении.
Определенные требования о разъединении, но существенно более мягкие, предъявляются и к операторам систем распределения.
Предусматривается возможность назначения комбинированного оператора систем транспортировки и распределения.
В третьей главе «Обеспечение права доступа третьих лиц и роль регулирующих органов в процессе либерализации рынков газа и электроэнергии в Европейском Союзе» рассматривается правовой режим доступа третьих лиц к объектам сетевой инфраструктуры, а также правовой статус национальных регулирующих органов и Агентства по сотрудничеству регулирующих энергетических органов. Особое внимание уделено осмыслению влияния актов третьего этапа либерализации на Российскую Федерацию. Глава состоит из трех параграфов.
22
В первом параграфе «Правовое регулирование обеспечения права доступа третьих лиц» анализируются правила об обеспечении доступа третьих лиц к системам транспортировки и распределения газа и электроэнергии, что традиционно считается одним из основных критериев, призванных обеспечить отсутствие дискриминации и развитие конкуренции.
Правовой режим доступа третьих лиц урегулирован уже упомянутыми актами третьего этапа либерализации: Директивами 2009/72/ЕС и 2009/73/ЕС, а также Регламентами (ЕС) №714/2009 и №715/2009.
Нормы директив, за исключением некоторых изменений, отражающих усиление роли регулирующих органов, в целом повторяют правовой режим, установленный директивами второго этапа либерализации касательно доступа третьих лиц.
Однако регламенты содержат массу нововведений, которые можно свести к регулированию следующих вопросов: a) процедуры одобрения операторов систем транспортировки; б) сотрудничества операторов систем транспортировки и учреждения Европейской сети операторов систем транспортировки электроэнергии и Европейской сети операторов систем транспортировки газа; в) введения сетевых кодексов и т.д.
Во втором параграфе «Правовое регулирование статуса регулирующих органов» раскрывается правовой статус национальных регулирующих органов и Агентства по сотрудничеству регулирующих энергетических органов (далее – Агентство), учрежденного на основании Регламента (ЕС) №713/2009.
Отмечается усиление роли регулирующих органов за счет обеспечения их независимости от индустрии и государственных органов, а также наделения более широкими, нежели ранее, полномочиями.
Агентству присущи некоторые отличающие его от других агентств черты, а главной целью является координирование и обеспечение сотрудничества национальных регулирующих органов.
23
Специально регламентируются вопросы сотрудничества регулирующих органов между собой и с Агентством.
Несмотря на множественные нововведения, в регламентации правового статуса регулирующих органов и Агентства существуют некоторые проблемные аспекты, заключающиеся в отсутствии четкости разграничения полномочий при их разделении между несколькими регулирующими органами, недостаточной разработанности механизмов сотрудничества и контроля на уровне ЕС, а также дефиците полномочий Агентства.
В третьем параграфе «Правовые последствия либерализации рынков газа и электроэнергии в Европейском Союзе для Российской Федерации» освещаются положения актов третьего этапа либерализации с точки зрения оказания влияния на Российскую Федерацию.
Краеугольным камнем здесь выступает так называемая «оговорка о третьих странах», согласно которой процедура предоставления одобрений в отношении операторов систем транспортировки распространяется также на лиц из третьих государств (не являющихся государствами-членами ЕС). Данная оговорка затрагивает, в частности, интересы Российской Федерации.
В этой связи, в диссертации анализируются вопросы о правомерности указанного положения с точки зрения соотношения с первичным правом ЕС, правом международных договоров, а также Соглашением о партнерстве и сотрудничестве, учреждающем партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны 1994 г.
Предлагаются различные варианты реагирования Российской Федерацией на введение этих норм.
В заключении содержатся основные выводы, сформулированные на основании проведенного исследования.
Основные результаты диссертационного исследования нашли отражение в следующих публикациях автора:
24
В изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации:
1. Дегтярев К.О. Роль операторов систем транспортировки и распределения в правовом регулировании либерализации рынков газа и электроэнергии Европейского Союза // Евразийский юридический журнал. - 2012. - №1 (44). - С. 9-13 (0,65 п.л.).
2. Дегтярев К.О. Учредительные договоры Европейского Союза: правовая основа либерализации рынков газа и электроэнергии // Евразийский юридический журнал. - 2011. - №10 (41). - С. 9-11 (0,4 п.л.).
3. Дегтярев К.О. Правовое регулирование либерализации рынков газа и электроэнергии ЕС: третий энергетический пакет // Юрист ВУЗа. - 2011. - №12. - С. 32-36 (0,4 п.л.).
В иных изданиях:
4. Дегтярев К.О. Законодательство Европейского союза в сфере регулирования либерализации рынков газа и электроэнергии // Актуальные проблемы современного международного права: Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции. Москва, 8-9 апреля 2011 г. / В 2-х частях / Отв. ред. А.Х. Абашидзе, Е.В. Киселева. - М., 2012. - Ч. II. - С. 86-91 (0,4 п.л.).
5. Дегтярев К.О. Правовые аспекты либерализации газового рынка ЕС // Актуальные проблемы современного международного права: Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции. Москва, 9-10 апреля 2010 г. / Под ред. А.Х. Абашидзе, М.Н. Копылова, Е.В. Киселевой. Часть II. - М.: РУДН, 2011. - С. 168-172 (0,35 п.л.).
6. Дегтярев К.О. Эволюция правового регулирования либерализации рынков газа и электроэнергии в ЕС // Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Традиции и новации в системе современного российского права». Сборник тезисов. - М.: МГЮА, 2011. - С. 424-426 (0,2 п.л.).
25
7. Дегтярев К.О. Правовые аспекты обеспечения надежности поставок энергоресурсов в ЕС // Международная межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых «Традиции и новации в системе современного российского права». Сборник тезисов. - М.: МГЮА, 2010. - С. 412-414 (0,2 п.л.).
8. Дегтярев К.О. Сотрудничество Российской Федерации и Европейского Союза в энергетической сфере // Актуальные проблемы современного международного права: Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции. Москва, 10-11 апреля 2009 г. / Под ред. А.Я. Капустина, Ф.Р. Ананидзе. - М.: РУДН, 2010. - С. 126-142 (1 п.л.).
9. Дегтярев К.О. (совместно со Стародубцевым Г.С.). Глава «Энергетическое право ЕС» // Правовые основы экономического и социального регулирования ЕС: учебно-методическое пособие / под ред. А.О. Иншаковой. Волгоград: Изд-во: ВолГУ, 2010. - С. 303-331 (1 п.л.).
10. Дегтярев К.О. Энергетическое законодательство Европейского Союза на новом этапе развития // Актуальные проблемы реформирования современного законодательства Российской Федерации: сборник тезисов докладов (по материалам Всероссийской ежегодной научной студенческой конференции, Саратов, 16 апреля 2010 г.) / [редкол.: О.Ю. Рыбаков (отв. ред.) и др.]; ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010. - С. 219-221 (0,2 п.л.).
11. Дегтярев К.О. Международно-правовые основы энергетической политики Европейского Союза в сфере газа и электроэнергии // Фестиваль науки в РУДН: Сборник работ студентов – победителей международных, всероссийских и университетских конкурсов, конференций, олимпиад. 2008-2009 гг. / Отв. ред. Н.С. Кирабаев. - М.: РУДН, 2009. - С. 148-155 (0,5 п.л.).
26
Дегтярев Константин Олегович (Россия)
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ РЫНКОВ ГАЗА И ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
В ходе проведенного исследования рассмотрена эволюция основных положений учредительных договоров Европейского Союза, регулирующих энергетическую сферу, с учетом нововведений Лиссабонского договора 2007 г.
Выявлены тенденции и закономерности развития вторичного права Европейского Союза на различных этапах либерализации рынков газа и электроэнергии. Прослеживаются отличительные черты регулирования газового и электроэнергетического секторов.
Проанализированы правовые последствия либерализации рынков газа и электроэнергии в Европейском Союзе для Российской Федерации.
Degtyarev Konstantin Olegovich (Russia)
LEGAL REGULATION OF THE GAS AND ELECTRICITY MARKETS LIBERALISATION IN THE EUROPEAN UNION
The thesis considers evolution of the European Union founding treaties’ main provisions regulating energy sphere with due regard to the innovations introduced by the Lisbon Treaty 2007.
Tendencies and principles of the European Union secondary legislation development at different stages of the gas and electricity markets liberalization have been revealed. Characteristic features of the gas and electricity sectors regulation have been observed.
Legal consequences of the European Union gas and electricity markets liberalization for the Russian Federation have been analysed.

 

Файлы: 
Порядок отображения: 
0