2012avtoref1315

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Боева Анна Андреевна
 
26 апреля 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Правовое регулирование добычи углеводородов на участках дна Каспийского моря Российской Федерации и Республики Казахстан» (специальность 12.00.06 – земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.123.03
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Боева А.А. Правовое регулирование добычи углеводородов на участках дна Каспийского моря Российской Федерации и Республики Казахстан: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 30.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref1315 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Боева А.А. Правовое регулирование добычи углеводородов на участках дна Каспийского моря Российской Федерации и Республики Казахстан: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 30.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
На правах рукописи

 
 
 
 
 
 
 
 

Боева Анна Андреевна

 
 
 

Правовое регулирование добычи углеводородов на участках дна Каспийского моря Российской Федерации и Республики Казахстан

 
 
 
 

12.00.06 – природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

 
 
 
 

Автореферат диссертации на соискание
ученой степени кандидата юридических наук

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва – 2012

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.
 
Научный руководитель доктор юридических наук, профессор
Клюкин Борис Дмитриевич
Научный консультант доктор юридических наук, профессор
Краснова Ирина Олеговна.
Официальные оппоненты:
Салиева Роза Наильевна доктор юридических наук, профессор,  действительный член РАЕН, Научно-исследовательский институт проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан, заведующая лабораторией правовых проблем недропользования и экологии.
Мазков Евгений Юрьевич кандидат юридических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  «Российский государственный университет нефти и газа имени  И.М. Губкина».
 
Ведущая организация Ставропольский Государственный Университет
 
Защита состоится 26 апреля 2012 года в 12.00 на заседании диссертационного совета по защите диссертаций Д 212.123.03 в Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина по адресу: 123995, г. Москва, ул. Садовая Кудринская, дом 9, зал заседаний диссертационного совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина.
Автореферат разослан «24» марта 2012 г.
 
Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор юридических наук, профессор                                                И.В.Ершова
Общая характеристика диссертационной работы. Диссертационная работа посвящена комплексному и системному анализу правового регулирования добычи углеводородов на участках дна Каспийского моря России и Казахстана. Отмечается, что Каспийский регион в настоящее время признается одним из самых динамично развивающихся регионов на постсоветском пространстве. По оценкам аналитиков «Центра стратегических разработок «Северо-запад» (г. Санкт-Петербург), к 2013 году Каспий даст до 70% прироста добычи стран, не входящих в ОПЕК[1], то есть Каспийский регион, являясь местом пересечения крупных нефтегазовых потоков, требует соответствующего уровня развития политико-правовых отношений, унификации правовой основы, производственной, транспортной, экологической и социальной инфраструктур. При всей привлекательности Каспийского региона для инвесторов существует ряд неразрешенных на сегодняшний день проблем. К ним относятся: географическая удаленность от основных рынков сбыта энергоресурсов, отсутствие договоренностей о статусе Каспийского моря, режиме дна и его использования, определение границ.
Вместе с тем, существовавший на момент распада СССР правовой статус Каспийского моря, не охватывал, по мнению ряда российских и казахстанских исследователей, вопросы недропользования и добычи нефти и газа и во многом тормозил процесс освоения этих ресурсов. Данное обстоятельство привело к тому, что возникла необходимость разграничения дня моря на пять частей, в связи с образованием новых прибрежных государств Каспийского моря. Это повлекло за собой определенные трудности, связанные с территориальными вопросами. При этом, следует  отметить, что дно Каспийского моря по-прежнему остается спорной территорией, разграниченным де-факто, но не оформленным де-юре[2].
Несмотря на определенное признание национальной юрисдикции каждого из пяти государств применительно к вопросам недропользования, в пределах которых эти государства осуществляют изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, отсутствует единый правовой документ, удостоверяющий права отдельно взятого государства на часть морского дня Каспия порождает ряд проблем.
В свою очередь совершенствование законодательства о недрах России и Казахстана, установление оптимального правового режима использования природных ресурсов, может положительно отразиться на экономическом положении этих государств, благосостоянии граждан и составить модельную основу разрешения правового регулирования данных вопросов для  других государств.
Пользование недрами - вопрос разносторонний, и уделить ему должное внимание по всем аспектам недропользования в данной работе не представляется возможным в силу ограниченного объема диссертационного исследования. Учитывая, что дно Каспийского моря представляет в основном интерес и фактически используется для добычи углеводородного сырья, настоящее диссертационное исследование посвящено правовому регулированию  именно этого вида полезных ископаемых. Вопрос недропользования также напрямую связан с инфраструктурой, что позволяет отнести  вопрос транспортировки сырья к данной сфере. Поэтому отдельные аспекты транспортировки углеводородов стали объектом исследования данной диссертационной работы.
Актуальность исследования заключается в том, что как для Российской Федерации, так и для Республики Казахстан Каспийский регион имеет исключительно большое значение в силу его геостратегического положения, политических, экономических, экологических, гуманитарных и исторических факторов. Как указывает исследователь А.Д.Богатуров, «Российская Федерация сохранила ряд уникальных геополитических и иных преимуществ в сфере энергообеспечения благодаря своим природным, историческим и геополитическим данностям ядерной нефтяной державы, способной оказывать влияние одновременно в Азии и Европе, а также на глобальном рынке энергоносителей»[3].
Придавая особое значение развитию экономики и внешнеэкономической деятельности, к примеру, в Концепции внешней политики Российской Федерации указывается, что «Россия будет добиваться выработки такого статуса Каспийского моря, который позволил бы прибрежным государствам развернуть взаимовыгодное сотрудничество по эксплуатации ресурсов региона на справедливой основе, с учетом законных интересов друг друга»[4]. В том же документе отмечается, что «серьезный акцент будет сделан на развитии экономического сотрудничества, включая создание зоны свободной торговли, реализацию программ совместного рационального использования природных ресурсов». С таких же позиций подготовлены соответствующие положения «Энергетической стратегии России на период до 2020 года»[5] и «Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020г.»[6].
Принятая Казахстаном Государственная программа освоения казахстанского сектора Каспийского моря базируется на принципах международного взаимовыгодного сотрудничества и соблюдения интересов Республики Казахстан, снижения рисков при заключении контрактов на недропользование, соблюдения международных стандартов и обеспечения экологической безопасности Каспийского региона [7].
  О роли Каспийского региона в обеспечении его политико-правового статуса, военно-политической и социально-экономической безопасности говорится в ряде документов, формулирующих основные векторы развития внешней и внутренней политики России и Казахстана. Об этом свидетельствуют инициативы, выдвинутые лидерами указанных государств по урегулированию вопроса правового статуса Каспийского региона, геополитики транспортировки углеводородов и газоконденсатов, стабильности контрактов и местному содержанию, и зафиксированных в ряде международных документов, в том числе и в Декларации между Российской Федерацией и Республикой Казахстан «О сотрудничестве на Каспийском море».
В принятой в Астане (2000г.) Декларации Россия и Казахстан считают основу консенсусного решения о новом правовом статусе Каспийского моря в качестве одного из его важнейших компонентов, целесообразным «положить компромиссное предложение о разграничении дна моря между сопредельными и противолежащими государствами по срединной линии, модифицированной по договоренности сторон, в целях осуществления ими суверенных прав на недропользование… При этом использование месторождений, через которые пройдет согласованная разграничительная линия, может быть предметом отдельных договоренностей между соответствующими прикаспийскими странами[8]. Решение такого рода комплекса задач в рамках принятых нормативных правовых документов непосредственно связано с определением нового правового статуса Каспийского моря.
Перспективность Каспия как нефтедобывающего региона и его уникальное географическое положение делают его острием региональных геополитических противоречий, значение которых простирается далеко за пределы относительно прикаспийских государств.
Особое значение приобретает поиск таких путей урегулирования статуса Каспийского моря, которые обеспечили бы сбалансированный учет интересов всех прибрежных государств и, тем самым, региональную экономическую, политическую стабильность, создание зоны развивающегося сотрудничества прикаспийских государств.
Анализ двадцатилетнего суверенного развития России и Казахстана показал определенные расхождения и разночтения в законодательствах о недрах. В силу отсутствия международного правового регулирования вопросов недропользования в Каспийском регионе, разработанных единых его принципов унифицировать подходы к регулированию данной сферы взаимодействия не представляется возможным.
Данная проблематика остается актуальной не только для России и Казахстана, но и других прикаспийских государств – Азербайджана, Туркменистана, Ирана.  Из-за геополитической и стратегической значимости данного региона, к нему проявляется интерес и со стороны западных государств. Несмотря на то, что в северном и центральном Каспии вопросы разграничения сопредельных участков дна в целях недропользования относительно урегулированы на двусторонней основе (заключены соглашения: между Россией и Казахстаном, Казахстаном и Азербайджаном, а также Россией и Азербайджаном, которые способствовали активизации переговоров в южном Каспии) необходимость разрешения  правовых вопросов недропользования на Каспии в целом, возрастает.
В таком контексте, актуальность исследования в области правового регулирования недропользования, связанного  с участками дна Каспийского моря обусловлена как недостаточной теоретико-методологической базы, в том числе в области экологического права и в России, и в Казахстане, так и прикладного характера исследований в области недропользования.  Перечисленное выше и определяет актуальность темы данного диссертационного исследования.
Объектом данного диссертационного исследования является комплекс общественных отношений, возникающих в процессе недропользования, охраны недр и государственного регулирования, осуществляемого на участках дна Каспийского моря Российской Федерации и Республики Казахстан.
         Предметом диссертационного исследования выступают правовые нормы и институты, регулирующие возникновение, осуществление и прекращение правовых отношений по недропользованию, охране недр на участках дна Каспийского моря Российской Федерации и Республики Казахстан.
         Целью настоящего исследования является анализ связанных с правовым регулированием недропользования на участках дна Каспийского моря России и Казахстана теоретических и практических вопросов, в том числе через выявление особенностей, недостатков и пробелов реализации соответствующих норм, а также формулирования предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.
Для достижения поставленной цели определены следующие исследовательские  задачи:
- исследовать теоретико-методологическую базу формирования правовой основы недропользования на участках дна Каспийского моря Российской Федерации и Республики Казахстан;
- провести сравнительный анализ национального законодательства России и Казахстана по вопросам недропользования и охраны окружающей среды;
- выявить особенности правового регулирования недропользования в Российской Федерации и Республики Казахстан и определить наиболее эффективную форму правового режима недропользования;
- определить особенности государственного регулирования в сфере недропользования в Российской Федерации и Республике Казахстан;
- изучить институт юридической ответственности за нарушение законодательства о недропользовании и охране окружающей среды Российской Федерации и Республики Казахстан;
- проанализировать направления совершенствования нормативного правового регулирования отношений в сфере недропользования на участках дна Каспийского моря России и Казахстана и определить общие единые принципы;
- исследовать международные правовые договоры и конвенции, регулирующие политико-правовые аспекты недропользования на участках дна Каспийского моря России и Казахстана;
- определить правовые инициативы России и Казахстана в области недропользования и охраны окружающей среды;
- исследовать предпосылки формирования экологической безопасности на участках дна Каспийского моря Российской Федерации и Республики Казахстан.
Методологическую основу исследования составил метод системного анализа, позволивший подойти к предмету исследования как к комплексу проблем, находящихся в едином процессе, высветить наиболее характерные особенности изучаемых явлений, установить их взаимосвязь и взаимозависимость. Методологическая база также включает проблемно-хронологический метод, который дает возможность рассмотреть в ретроспективе и в хронологической последовательности основные этапы развития нормативного правового регулирования сферы недропользования Каспийского региона. В работе также использован сравнительно-правовой метод, позволяющий определить ключевые особенности нормативного правового регулирования сферы недропользования на различных этапах его становления, сравнить различные модели национального законодательства и правовых инициатив РФ и РК. В процессе работы над диссертацией использовались и другие методы теоретического анализа (системно-структурный, логико-юридический, историко-правовой, аналитический, статистический), эмпирический (изучение практического опыта принятия политико-правовых решений, наблюдение), социологический (контент-анализ, опрос).
Теоретическая основа исследования. Теоретическую основу исследования составили научные труды советских, российских, казахстанских и зарубежных специалистов различных отраслей и сфер знаний в области недропользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также ученых – правоведов в области общей теории права, экологического, земельного, горного, гражданского, конституционного и других отраслей права. Особое внимание уделено исследованиям российских ученых в области экологического права А.Д.Богатурова, М.М. Бринчука, В.А.Гусейнова, М.А.Гусейновой, О.Л. Дубовик, С.З.Жизнина, С.С.Жильцова, В.В.Златева, И.С.Зонна, А.А.Конопляника, И.О.Красновой, А.В.Мальгина, Г.А. Мисник, А.М.Ушкова; горного права - Д.В. Василевской,
Б.Д. Клюкина, А.И. Перчика, Р.Н. Салиевой, О.М. Теплова; казахстанских ученых - Б.Ж. Абдраимова, М. Ашимбаева, Д.Л. Байдельдинова, Ж.С. Елюбаева,
А.А Зиманова, С.З. Кушумбаева, К.С. Мауленова, Н.Б. Мухитдинова, работы которых указаны в списке использованной литературы.
При подготовке диссертационного исследования были проанализированы авторефераты и материалы отдельных диссертационных работ, в том числе
Амановой А.А., Ахметжановой Г.Б., Гетловой М.А., Гудкова С.В., Даниловой Н.В., Жусупова Е.Б., Златева В.В., Клеандрова И.М., Коваленко Д.Р., Когана М.Е., Колдаева С.В., Курбанова Р.А., Мазкова Е.Ю., Мауленова М.Г., Налетова К.И., Сабырова А.С., Сайлибаевой Ж.Ю., Хаустова Д.В., Храмова Д.Г., Ямалутдинова Р.Р., а также официальные документы и международные договоры и соглашения, касающиеся Каспийского региона.
Эмпирическую базу исследования составили накопленные знания о законодательном регулировании отношений недропользования и охране окружающей среды, связанные с использованием недр, на участках дна Каспийского моря Российской Федерацией и Республикой Казахстан. В процессе работы над диссертацией были изучены нормативные правовые акты и документы, библиографические указатели и перечни, материалы обсуждений проектов законов, судебной и правоприменительной практики по делам, связанным с использованием и охраной недр.
Степень разработанности темы характеризуется недостаточностью исследования данной проблематики, а также отдельных сторон нормативного правового регулирования вопросов недропользования и охраны окружающейся среды, особенно в части выработки совместных действий укрепления политико-правовых отношений, определения ответственности и экологической безопасности в Каспийском регионе. Отдельные вопросы по указанной теме рассматривались в научных трудах таких ученых, как Ашимбаев М., Байдельдинов Д.Л., Жильцов С.С., Кичигин Н.В., Клюкин Б.Д., Крассов О.И., Кушумбаев А.А., Мауленов К.С., Салимгерей А.А., Федоров Ю.Е. Вместе с тем, проведенный диссертантом сравнительный анализ правовых аспектов сферы недропользования, а также правовых инициатив в области охраны окружающей среды показал, что тема договорных отношений, освещение проблем взаимодействия Российской Федерации и Республики Казахстан в Каспийском регионе, предложения, определяющие механизмы их эффективного использования и стимулирования, остаются в юридической науке недостаточно  изученными.
Новизна диссертационного исследования
Данная диссертация представляет собой одно из немногих самостоятельных научных исследований, посвященных правовому регулированию недропользования на участках дна Каспийского моря Российской Федерации и Республики Казахстан. Новизна данной работы заключается в комплексном анализе противоречивых факторов, оказывающих влияние на политико-правовой статус Каспийского региона и наоборот.
Существенным аспектом новизны является проведенный диссертантом анализ различных подходов к определению путей сотрудничества в области недропользования и охраны окружающей среды, связанных с пониманием, как действующего правового статуса Каспия, так и перспектив его изменения. Кроме нормативно – правовых документов и международных правовых договоров автором проанализированы материалы по переговорному процессу, двухсторонние инициативы России и Казахстана по определению нового правового статуса Каспийского региона. Эти вопросы исследованы в контексте перспектив совершенствования права и через национальное законодательство двух государств по вопросам недропользования, определения перспектив обеспечения экологической безопасности, выявления противоречий и правовых несоответствий.
На основе проведенного исследования сформулирован ряд теоретико-прикладных выводов, обладающих научной новизной.
Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Для обеспечения единого подхода к разработке разделяемых месторождений углеводородов необходимо установление в межгосударственном договоре общих правил в этой области. В таком договоре следует указать государственную юрисдикцию и определить права собственности на эти месторождения, а также установить требования безопасности при добыче, переработке и транспортировке углеводородов. Эти правила должны быть основой для заключения договоров по разработке конкретных разделяемых месторождений между Россией и Казахстаном.
  2. Для эффективного функционирования организационно-правового механизма, в целях исключения правовых коллизий в применении критериев экологических требований необходимо создание общего для России и Казахстана межгосударственного органа с полномочиями по разработке согласованной политики и координации в области охраны окружающей среды и выработке рекомендаций в области совершенствования законодательства о недропользовании и развития практики.
  3. Учитывая особенный характер и особые опасные последствия нефтяных разливов на море, необходимо создание единой системы предупреждения аварийных разливов нефти при добыче и транспортировке углеводородов, устранения их последствий, а также системы совестных действий в чрезвычайных ситуациях. В этой связи, при отсутствии специальных законов в России и Казахстане о нефтяных разливах на море, представляется целесообразным принять на уровне правительств либо соответствующих ведомств межгосударственный договор по предупреждению и ликвидации нефтяных разливов и совместных действий в чрезвычайных ситуациях на Каспийском море.
  4. В целях охраны ценных рыбных запасов Каспийского моря и их среды обитания от негативных последствий освоения месторождений углеводородов и в связи с отменой заповедного режима в 90-х годах на Северном Каспии, необходимо установление единого природоохранного режима в этом регионе. Такой режим должен предусматривать обязанность недропользователя не допускать поступление в водную среду отходов горнодобывающей промышленности, внедрять технологии, обеспечивающие сохранение путей миграции и нерестилищ осетровых и других ценных видов водных биоресурсов.
  5. В целях защиты интересов России и Казахстана при освоении разделяемых месторождений на Каспийском море целесообразно исключить из действующих соглашений/контрактов положения о праве обращения в международный коммерческий арбитраж для разрешения споров. Одновременно, в межгосударственном договоре о правилах освоения разделяемых месторождений углеводородов следует установить норму о порядке разрешения споров только судами национальной юрисдикции России и Казахстана.
  6. Необходимо учреждение межгосударственного Фонда возмещения ущерба, аккумулирующего в себе обязательные денежные отчисления недропользователей России и Казахстана на Каспийском море, что позволит своевременно и эффективно устранять ущерб, причиняемый окружающей среде Каспия в результате нерационального использования недр.
  7. В регулировании Россией и Казахстаном отношений по предоставлению прав на пользование разделяемыми месторождениями происходит постепенное сближение публично-правового и договорного порядка пользования недрами. При формировании общей концепции совместного договора/соглашения следует установить общие правовые принципы недропользования:

- государственного регулирования и контроля недропользования;

- соблюдения интересов каждой отдельно взятой прибрежной страны;
- утверждения мероприятий по охране морской среды Каспийского моря;
- обмена экологической информацией и информацией относительно результатов контроля;
- обеспечения экологической безопасности в Каспийском море на основе применения передовых и безопасных технологий;
- экспорта углеводородов при обеспечении безопасности транспортных коридоров;
- обязательного страхование экологических рисков и рисков природного и техногенного характера;
- ограниченного привлечения иностранных инвестиций в каспийский регион.
8. Обоснованно, что договоры в сфере пользования недрами в Каспийском регионе имеют свои особенности, следовательно, необходимо установить порядок ведения морских нефтяных операций на Каспии для России и Казахстана с закреплением следующих принципов:
- единого порядка налогообложения и таможенного регулирования;
- обеспечения безотходного использования углеводородных ресурсов с обязательным обеспечением прироста разведанных запасов;
- создания общей индустрии с законченным циклом предприятий по переработке нефти и газа с обеспечением полной утилизации сопутствующих компонентов;
- ответственности за причинение ущерба вследствие добывающей деятельности;
-  недопущения техногенных катастроф;
- обеспечения прозрачности предоставляемой информации и правового закрепления ответственности за фальсификацию информации об активах (в случае завышения или занижения), в основе которых у нефтяных компаний лежит ресурсная база.
9. На основе анализа правовых актов, регламентирующих юридическую ответственность в России и Казахстане, выявлен ряд особенностей и различий, таких как наличие различных составов правонарушений, санкций и субъектов правонарушений. Учитывая заинтересованность государств в обеспечении рационального недропользования и охраны окружающей среды предлагается развивать нормативно-правовую базу расчета экологических ущербов и рисков; механизмы распределения экологических рисков, в том числе для целей экологического страхования; оценку санкций, адекватную реалиям и степени общественной опасности; возмещение вреда путем разработки механизма оценки вреда, оценки природных ресурсов.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в предложенном автором ряде новых теоретических положений в области недропользования и правового регулирования охраны окружающей среды, а также систематизации научных работ в данной области.
         Практическая значимость исследования
 Полученные выводы и обобщения, а также прогнозные оценки развития правовых отношений в Каспийском регионе могут быть использованы при совершенствовании законодательной базы по вопросам недропользования и в области охраны окружающей среды, разработке нормативных правовых актов, а также международных договоров по взаимодействию и сотрудничеству. Использование их в правоприменительной практике позволит также не допускать факты нерационального использования недр, решать в целом вопросы правовой ответственности и споров.
 Систематизированный и обобщенный материал может быть использован при чтении курсов по экологическому и горному праву в высших учебных заведениях.
 Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре экологического и природоресурсного права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, где она и обсуждалась; основные выводы и положения нашли отражение в опубликованных автором 5 статьях, общим объемом 2,05 п.л. Автор принимала участие в следующих конференциях, где были обсуждены и доложены основные результаты исследования: IX Международная межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых «Традиции и новации в системе современного российского права» (Москва, Московская Государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина, 2-3 апреля 2010 года); Международная научно-практическая конференция «Парадигмы международного сотрудничества на Каспии» (Актау, Республика Казахстан, 15-16 сентября 2011 года).
Структура диссертации обусловлена объектом, предметом, целями и задачами исследования и отражает его логику. В соответствии с целью и задачами определена структура диссертации, которая состоит из введения, трех глав и девяти параграфов, заключения и списка использованных источников. Общий объем диссертации составляет -199 страниц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, его методологическая основа, теоретическая и практическая значимость работы, научная новизна, степень разработанности, приводится апробация диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретико-методологические основы формирования правового регулирования добычи углеводородов на участках дна Каспийского моря Россией и Казахстаном» диссертантом в целом исследуется влияние исторического, международного и политического факторов на нормотворчество в сфере недропользования добычи углеводородов на участках дна Каспийского моря Россией и Казахстаном. Проанализированы механизмы и особенности формирования нормативного правового регулирования данных вопросов, составивших теоретическую и методологическую базу исследования.
В первом параграфе «Становление и развитие правового регулирования добычи углеводородов на участках дна Каспийского моря Российской Федерации и Республикой Казахстан» автором отмечается, что принципиальное значение для раскрытия влияния исторического фактора на становление недропользования в странах каспийского региона определяется на рубеже XIX - XX века. Положение в Каспийском регионе в корне изменилось, что было связано с революционными событиями в России и образованием нового субъекта международного права - СССР.
В диссертационном исследовании доказано, что советское законодательство о недрах развивалось вне эволюционных взаимосвязей с законодательством о недрах Российской империи, то есть фактически первые акты Советского государства в сфере недропользования формировались без учета историко-правового развития[9].
Важное  значение для установления правового статуса Каспия и его дна имел договор о дружбе от 26 февраля 1921 г., который был заключен между РСФСР и Персией.
Россия при заключении договора 1921 года добровольно отказалась от пользования некоторыми островами и землями Персии, передала имущество, ранее принадлежавшее царской России (железные и шоссейные дороги, портовые сооружения, телефонные и телеграфные линии, учетно-ссудный банк), аннулировала все платежи и долги Ирана России, что подтверждало признание "верховной власти" двух государств над Каспием. Данное обстоятельство в свою очередь означало необходимость признания прав двух государств на минеральные ресурсы Каспия. Следовательно, по действующему в настоящее время статусу, учитывая отсутствие денонсации указанного договора, углеводородные ресурсы Каспийского моря принадлежат исключительно Российской Федерации и Исламской Республике Иран. Иначе говоря, у новых прикаспийских государств нет прав на минеральные ресурсы, находящихся за 10-мильной зоной, в силу Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, либо континентального шельфа и его природных ресурсов в том смысле, в каком шельф и его ресурсы определены Конвенцией, на Каспийском море нет[10].
На основе проведенного исследования отмечается, что определенным достижением, в части урегулирования положения дел в Каспийском регионе явился договор СССР и Ирана от 23 марта 1940 г. о торговле и мореплавании. Воды Каспия рассматривались советско-иранскими, то есть общими, каких либо границ указанными договорами не предусматривалось[11]. Указанный договор был не просто равноправным договором: он создавал благоприятные условия для укрепления экономической и политической независимости и самостоятельного развития Ирана. Этот документ установил союз двух соседних государств, направленный на пресечение попыток западных государств и их транснациональных корпораций эксплуатировать нефтяные богатства прикаспийской полосы, в частности города Баку. Особенностью принятых договоров 1921 и 1940 годов является то, что они сохранили свое юридическое значение по настоящее время.
Говоря о секторальном делении Каспийского моря между соседствующими странами в части недропользования, стоит принять во внимание, что в 1970 году впервые стал дискутироваться вопрос по разделению на сектора части Каспийского моря, которая принадлежит СССР. Оно было осуществлено соответствующими министерствами. Согласно этому делению, Каспийское море было разделено соответственно на Российский, Казахстанский, Азербайджанский, Туркменистанские сектора, а также Иранский, который определялся границей СССР на суше. Во время этого деления за основу был взят принцип средней линии, который исходил из географических ситуаций и был принят всеми в международно-правовой практике. "Нефтяная" карта Каспия закрепляла сектора за министерствами геологии союзных республик для проведения геологоразведочных работ, а республики наделялись правом самостоятельно вести разработки в своих секторах[12].
 До развала СССР юридический статус Каспийского моря регулировался этим соглашением. Из-за того, что в настоящее время юридический статус Каспийского моря не определен, прикаспийские страны относятся к секторному делению, принятому в 1970 году, как к государственной границе[13].
Во втором параграфе «Международные договоры в области недропользования Каспийского региона» отмечается, что в настоящее время возрастает степень влияния норм международного права на национальное законодательство, в частности и на страны Каспийского региона. Взаимодействие международного и национального права со временем становится все более взаимосвязанным. Учитывая существование проблем, касающихся не только отдельного взятого государства, но и международного сообщества в целом, хотя и вызывающих отличные по существу отношения, подобное влияние способно усилить такую тенденцию. Важная особенность современного международного права состоит в том, что его основные принципы и нормы являются составной частью правовой системы, обладают высшей юридической силой в России и Казахстане, что закреплено в конституциях России и Казахстана.
 Отмечается, что правовой основой осуществления международных правовых актов является национальное законодательство, которое включает в себя, во-первых, законодательно закрепленные нормы о соотношении международного и внутригосударственного права, во-вторых, правовые нормы, принимаемые в целях обеспечения реализации международно-правовых обязательств. При этом, стоит заметить, что существующее законодательство, а также нормы международного права и международных договоров распространяют свое действие также и на участки дна Каспийского моря России и Казахстана.
В диссертации установлено, что процесс определения правового статуса Каспийского моря является весьма актуальным. Анализ имевшей место дискуссии показал, что существует несколько позиций определения правового статуса Каспийского моря, следовательно, и его дна.
При этом, на основе проведенного исследования установлено, что максимальное сближение стран наблюдается в вопросе территориального режима дна Каспия. Все прикаспийские государства признают возможность его раздела на национальные секторы, поскольку концепция полного секторального раздела, которой придерживается Азербайджан и Иран, включает в себя и раздел дна[14].
Между тем, в диссертации определено, что единственным международным актом, признанным всеми государствами Прикаспия является Рамочная Конвенция по защите морской среды Каспийского моря. Главной особенностью указанного международного акта является его закрытость – к данной Конвенции не может присоединиться ни одно другое государство, за исключением прибрежных государств[15].
Однако, применение действующих соглашений по Каспийскому морю  Россией и Казахстаном до установления правового статуса Каспия является спорным моментом. Это ставит под угрозу легитимность деятельности по недропользованию, которая сегодня активно осуществляется, вследствие чего необходимо установление в межгосударственном договоре общих правил в этой области
В третьем параграфе «Политико-правовые предпосылки формирования законодательства России и Казахстана о недропользовании» исследуются поочередно политико-правовые аспекты формирования национального законодательства в области недропользования в Прикаспийском регионе. В исследовании определено, что предпосылки формирования национального законодательства России и Казахстана определяются влиянием мировых политических элит на отношения в области недропользования, а также включают отсутствие международной согласованности по вопросу правового статуса Каспийского моря; наличие интереса прикаспийских государств в вопросе освоения дна Каспия под газо, нефтепроводы.
Одной из особенностей законодательства о недрах периода начала 90х являются возникновение такого рода контрактов как соглашения о разделе продукции. Указанные соглашения были заключены в основном с иностранными компаниями, представляющими США, страны Европейского Союза, Китай, Японию. Условия данного вида контрактов стали кабальными как для России, так и для Казахстана, но абсолютно выгодными для иностранных инвесторов.
В указанном параграфе рассматривается проблематика стабильности заключенных ранее контрактов, влияние условий соглашений на экономику страны в настоящее время. Условия контрактов не всегда соответствуют изменениям законодательства, что порождает казусы, такие как уплату упраздненных налогов, либо уплата компаниями налогов по устаревшим ставкам.
В диссертационном исследовании отмечается, что на сегодняшний момент Республика Казахстан отказалась от такого вида контракта как соглашение о разделе продукции, тогда как ранее заключенные соглашения продолжают действовать до момента прекращения действия обязательств.
Несмотря на сложившуюся ситуацию давления на страны Каспийского региона со стороны мировых держав, Россия и Казахстан предпринимают неоднократные попытки правового урегулирования территориальных вопросов по делимитации дна моря, в целях урегулирования вопроса  недропользования. В диссертации детально описывается переговорный процесс по установлению взаимоприемлемых условий недропользования и геополитики между государствами.
Однако, анализ совместных соглашений и договоров показывает, что ситуация не стабилизирована в должной мере, она не решает все правовые вопросы недропользования, а иногда только усиливает их проблемы. Почти 20 лет споров по поводу мирного и взаимовыгодного освоения Каспия до настоящего времени порождают конфликтные ситуации по вопросу недропользования.
Во второй главе «Правовое регулирование добычи углеводородов на участках дна Каспийского моря Россией и Казахстаном» дается общая характеристика законодательства о недрах и охране окружающей среды при недропользовании в России и Казахстане, особенности организационно-правового механизма реализации указанного законодательства и вопросов возмещения вреда при нарушении законодательства.
В первом параграфе «Особенности правового регулирования недропользования в России и Казахстане: общее и особенное» исследуются отдельные черты недропользования двух государств. Государственная собственность на недра является одной из составляющих основ государственного суверенитета Республики Казахстан. Государство обеспечивает доступ к недрам на основаниях, условиях и в пределах, предусмотренных только Законом «О недрах и недропользовании»[16]. До 2010 года отсутствовало единообразие в регулировании отношений по использованию месторождений нефти и газа, так как существовало два закона в той или иной степени, регламентирующие указанный вид правоотношений без достаточной согласованности.
Существенные разногласия были учтены законодателями в новом Законе Республики Казахстан от 24 июня 2010 года № 291-IV «О недрах и недропользовании»[17].
Следует отметить, что новый Закон о недрах направлен на унификацию законодательства. Полагаем, что само объединение законов о «О нефти» и «О недрах и недропользовании» не приведет к какому бы то ни было существенному ухудшению положения недропользователей. Однако помимо кодификации указанных актов новый Закон о недрах предусматривает широкий круг нововведений в правовое регулирование деятельности по недропользованию в Республике Казахстан.
В первую очередь хотелось бы отметить, что новым Законом о недрах существенно изменены полномочия государственных органов в сфере недропользования.
Также, одно из отличий от предыдущего закона, новый закон более детально урегулировал процедуру заключения контракта на недропользование[18].
Затрагивая вопросы, связанные с пользованием недрами, следует отметить вопросы, связанные с попутным газом. Наиболее, на наш взгляд, значимым моментом является то, что в соответствии с новым Законом о недрах попутный газ находится в государственной собственности, если иное не предусмотрено контрактом на недропользование.
Злободневным вопросом по сей день, остается возможность урегулирования споров между государством и недропользователем. Новым Законом о недрах не предусматривается прямой нормы о праве недропользователя на обращение в арбитраж.
В новый Закон о недрах в целом ужесточает инвестиционный климат в стране и создает ряд предпосылок для национализации добывающей отрасли промышленности.
Законодательство о недропользовании в Российской Федерации характеризуется жестким административным порядком предоставления права на недропользование. В настоящее время действует весомый массив федеральных законов, подзаконных нормативно правовых актов, закрепляющих правоотношения по недропользованию.
В диссертационном исследовании проанализированные крупнейшие и значимые нововведения в законодательстве России и недропользовании за 17 лет существования Закона «О недрах», в том числе на континентальном шельфе. Несмотря на существующие недостатки, действующее законодательство позволило внедрить существенные элементы рыночных отношений в систему недропользования. Однако, стоит напомнить, что нормы касающиеся континентального шельфа не распространяются на территорию Каспия.
Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» по существу стал первым в российском законодательстве, который воплотил гражданско-правовой, договорный принцип взаимоотношений между государством и недропользователем. Государство в соответствии со смыслом ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» выступает в роли юридического лица, участника оборота, а право пользования недрами оно предлагает инвесторам на договорной основе [19].
Учитывая специфику диссертационного исследования, а именно рассмотрение недропользования в секторах Каспийского моря, проанализированы отличительные черты предоставления водных объектов для пользования недрами в Российской Федерации, которыми в частности являются гарантированное соблюдение нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в предоставленной акватории. На недропользователей также возложен ряд многочисленных обязанностей в области охраны окружающей среды и природопользования, которые конкретизируются в лицензионных соглашениях.
В то же время, за двадцатилетний период действия Закона «О недрах» в Российской Федерации, а также его практического применения выявились недочеты, пробелы, требующие устранения. В Российской Федерации назрел вопрос о принятии нового законодательного унифицированного акта, регулирующего недропользование.
Во втором параграфе «Организационно-правовой механизм реализации законодательства о недрах Российской Федерации и Республики Казахстан» отмечаются особенности государственного регулирования недропользования в России и Казахстане.
В целом для отношений по использованию недр характерен административно-правовой метод регулирования. Взаимоотношения государства с недропользователями всё ещё строятся на основе императивных запретов и дозволений, то есть носят публичный характер, несмотря на то, что в качестве одной из задач, как России, так и Казахстана декларируется развитие рыночных отношений в сфере пользования недрами[20].
В исследовании определено, что организационно-правовой механизм – это система мер, осуществляемая органами государственной исполнительной власти и субъектами права недропользования по обеспечению исполнения законодательства о недрах. Он включает наделение государственных органов необходимыми полномочиями и функциями; финансовое и материально-техническое обеспечение реализации этих функций и полномочий; создание системы контроля и надзора, который будет включать установленные права и обязанности и соответствующие им процедуры реализации для государственных инспекторов и обязанности производственного контроля самих недропользователей.
В диссертационном исследовании раскрыты функции, задачи основных государственных органов в области недропользования в России и Казахстане, выделены особенности каждого из них, а также отличительные черты.
В работе отмечается, что частично государственное регулирование отношений в сфере недропользования распределено между государством и государственными нефтяными компаниями. При этом, отмечается что в Российской Федерации такая практика не получила свое продолжение, тогда как функции национальных добывающих компаний в Казахстане закреплены на законодательном уровне.
В диссертации раскрывается сущность государственного учета и контроля. При этом, в работе отмечается, что деятельность России и Казахстана в современных условиях становится всё более взаимозависима. Данное обстоятельство отражается и при заключении соглашений по добыче сырья в месторождениях Каспийского моря. На основании этого, значимо на сегодняшний день звучит предложение о выработке единых принципов государственного регулирования и контроля недропользования. Для эффективного функционирования организационно-правового механизма, в целях исключения правовых коллизий в применении критериев экологических требований необходимо создание общего для России и Казахстана межгосударственного органа с полномочиями по разработке согласованной политики и координации в области охраны окружающей среды и выработке рекомендаций в области совершенствования законодательства и развития практики.
В третьем параграфе «Возмещение экологического вреда, причиненного нарушениями законодательства об охране окружающей среды при недропользовании» дается общая характеристика вопросов возмещения ущерба, причиненного природной среде Каспийского моря в виду нехозяйственного отношения к недропользованию. Сложность в освоении природных и, в первую очередь, нефтегазовых ре­сурсов Каспия заключается в том, что северная часть моря относится к заповедной зоне, в которой недопустимы промышленные разработки.
Неурегулированность вопроса о том, какие экологические требования и по каким критериям должны быть применимы, порождает ситуацию полной юридической непредсказуемости последствий любой хозяйственной деятельности на Каспии, включая прибрежную десятимильную зону, и, прежде всего, деятельности по разведке шельфовых месторождений на пограничных зонах, а также эксплуатации рыбных богатств.
В этой связи, в последнее время всё более актуальной становится проблема ответственности за нарушения экологического законодательства.
Особое внимание уделено неопределенности, связанной с применением гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения. Здесь, на наш взгляд, основными проблемами являются - недостаточность нормативно-правовой базы расчета экологических ущербов и рисков; отсутствие судебных прецедентов как в Казахстане, в России, так и в других прикаспийских государствах; отсутствие механизма распределения экологических рисков через экологическое страхование; аккумулирование денежных отчислений на восстановление акватории Каспия.
Все более активно обсуждается вопрос о введении института уголовной ответственности юридических лиц за экологические преступления, особенно в Республике Казахстан.
Основным побудительным мотивом для признания уголовной ответственности юридических лиц стала необходимость борьбы с экологическими и хозяйственными преступлениями, поскольку, как выяснилось, индивидуальная ответственность служащих корпораций не может даже в малой степени возместить причиняемый ущерб и предупредить совершение новых аналогичных правонарушений.
В третьей главе «Развитие правового регулирования добычи углеводородов и охраны окружающей среды Российской Федерацией и Республикой Казахстан на участках дна Каспийского моря» исследуются проблемы дальнейшего совершенствования правового регулирования недропользования, охраны окружающей среды Каспия при добычи углеводородов, вопросы экологической безопасности при нефтяных разливах.
В первом параграфе «Направления дальнейшего совершенствования правового регулирования добычи углеводородов» обосновывается вывод о необходимости усиления работы в вопросе транспортировки нефти. Согласно Государственной программе освоения казахстанского сектора Каспийского моря, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан[21], государство будет экспортировать почти весь прирост добычи, и именно поэтому принципиальное значение имеют крупные инвестиции в развитие экспортных маршрутов, в основном трубопроводов, которые являются самым эффективным и надежным средством транспортировки углеводородов.
Следующим важным аспектом в развитии дальнейшего совместного правового регулирования недропользования в секторах Каспийского моря России и Казахстана является применимое право. Сформулированы и обоснованы предложения об установлении нормы, закрепляющей применение права государства, на территории которого ведется недропользование. Регулирование указанного вопроса важно при заключении, исполнении и расторжении/прекращении соглашений/контрактов, так и при разрешении возникших споров.
Ещё одним направлением в развитии законодательства о недропользовании является судебное рассмотрение споров. Как уже было отмечено выше, международный коммерческий арбитраж ориентирован на удовлетворение и защиту прав и интересов недропользователей, что ущемляет возможности и интересы государства. В этой связи актуально звучит предложение об учреждении суда прикаспийскими государствами на примере международного коммерческого арбитража для рассмотрения споров,  связанных с недропользованием на Каспийском море и обязывании включать норму об обращении исключительно в указанный суд в контрактах/соглашениях.
Во втором параграфе «Совершенствование правового регулирования охраны окружающей среды Каспийского региона» диссертантом исследуются такие актуальные проблемы как сжигание, утилизация и переработка попутного газа и их законодательного урегулирования, охрана рыбных запасов при недропользовании.
Основная цель в решении вопроса утилизации, сжигании и переработки попутного газа установлена в запрете на промышленную разработку месторождения без утилизации попутного и (или) природного газа, сжигание попутного газа разрешить только в случаях аварийной ситуации и угрозы здоровью населения и окружающей среде. Отмечается, что Республика Казахстан основательно продвинулась в решении указанной проблемы, установив государственную собственность на природный газ, а также усилив ответственность за нарушение норм, устанавливающих запрет на сжигание газа.
В России вопросы утилизации, переработки, сжигания попутного газа остаются неурегулированными.
По мнению автора, выработка единых принципов по внедрению усовершенствованных технологий при разработке месторождений в Северном Каспии для рационального использования недр, а также обязательное их закрепление в соглашениях/контрактах позволит ускорить решение указанного газового вопроса.
В диссертационном исследовании сделан вывод, что для решения задач охраны рыбного запаса Каспия при использовании недр следует в срочном порядке разработать правовой механизм регулирования противоречивых интересов прикаспийских стран и интересов прибрежных природопользователей, основанных, прежде всего, на различиях в национальных политических интересах государств; урегулировать вопросы единообразного ведения промысла, как нефтяного, так и рыбного; определить единые принципы распределения природных ресурсов и биоресурсов между прикаспийскими государствами; установить единый порядок экспорта углеводородов и рыбной продукции; создать национальные режимы особо охраняемых морских природных территорий; создать условия воспроизводства экосистемы Каспия.
В третьем параграфе «Формирование концепции экологической безопасности при добыче углеводородов в Российской Федерации и Республике Казахстан» исследуются проблемы вопросы по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них, а также усиление ответственности за их допущение.
В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы по предупреждению нефтяных разливов и реагированию на них, однако в настоящее время на Каспийском море отсутствует база реагирования на разливы нефти второго и третьего уровней.
В целом на национальном уровне ведется масштабная работа, которая свелась к непосредственному осуществлению мер природоохранного контроля; мерам поддержки государствами экологической политики, государственным мерам административно-правового принуждения к охране окружающей среды, экономическим инструменты регулирования. Существуют целевые программы и на национальных уровнях. Так, министерство охраны окружающей среды Казахстана разработало и ввело в действие правила оценки экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, где определен метод оценки ущерба от нефти, пролитой в морскую акваторию.
В России экологическими проблемами Каспия занимаются не первый год целый ряд специализированных институтов и ведомств. Среди них особое место занимает уникальный в своем роде Каспийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства (КаспНИИРХ), который тщательно отслеживает ситуацию с биоресурсами на Каспии и ведет работу по сохранению уникальной каспийской морской фауны.
Однако с увеличением числа программ список экологических проблем Каспийского моря не сокращается. Многие наблюдатели сходятся на том, что такая ситуация является прямым следствием того, что не решена главная проблема - статуса Каспия. С нахождением ключа именно к этой проблеме наметится перелом в решении целого ряда других проблем региона, в том числе и экологической[22].
В целях определения единых требований к углерододобывающей деятельности в заповедной зоне Каспийского моря следует рассматривать заключение межгосударственного соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о заповедной зоне в северной части Каспийского моря. Принятие указанного договора позволит усилить работу с введением согласованных жестких ограничений на сброс опасных веществ и совместного контроля загрязнения водоема, требований к применению в деятельности недропользователей методов, исключающих ущерб для акватории.
Заключение посвящено подведению итогов диссертационной работы. В нем формулируются основные выводы исследования и даются рекомендации относительно перспектив развития законодательного регулирования вопросов добычи углеводородов на Каспии, проблемам транспортировки ресурсов и охране окружающей среды и экосистемы Каспия.
Достигнуты поставленные цель и задач в диссертационном исследовании, выработаны конкретные предложения, имеющие прикладное значение по развитию природоресурсного права в Каспийском регионе. Результаты анализа национального законодательства России и Казахстана по вопросам недропользования и охраны окружающей среды; направлений совершенствования нормативного правового регулирования отношений в сфере недропользования на участках дна Каспийского моря России и Казахстана позволили диссертанту сделать следующие выводы, которые в основном являются ответами на поставленные задачи:
- в целях приведения к единообразию национальных законодательств стран Каспийского региона и выработки единой позиции по недропользованию в указанном регионе, страны должны принять единые начала – принципы.
- поскольку всеобъемлющий правовой статус Каспийского моря в настоящее время не определен в базовом документе, необходимо закрепить основные начала-принципы недропользования в международном отраслевом нормативном акте.
- в странах Каспийского региона необходимо комплексно организовать проведение согласованных действий, таких как обеспечение согласованной охраны и рационального использования прикаспийскими государствами уникальных богатств Каспия, обеспечение надлежащего доступа недропользователя к экологической информации, повышение уровня разработанности и разработка единого перечня адекватных экологических требований, установление единых мер ответственности за нарушения экологического законодательства.
- указанные выше проблемы возможно решить с помощью созданного постоянно действующего органа с участием представителей всех пяти государств Каспийского региона, который позволит решить вопросы правоотношений, ответственности и экологического контроля, с отражением их в национальном законодательстве перевести в плоскость практических действий в обеспечении экологической безопасности.
 
Основные положения диссертации изложены в следующих научных публикациях:
1) Боева А.А. Некоторые особенности правового регулирования недропользования в Азербайджане // Актуальные проблемы российского права, 2010, № 3 (16). – 0,7 п.л. (стр. 413 – 423)
2) Боева А.А. Кодификация законодательства о недропользовании в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Юридический мир, 2009, № 4 (148). – 0,25 п.л. (стр. 75 – 78)
3) Боева А.А. Соотношение публично-правовых и частноправовых начал в законодательстве о недропользовании // Сборник тезисов международной межвузовской научно-практической конференции молодых ученых «Традиции и новации в системе современного российского права», 2010. – 0,2 п.л. (стр. 160 – 162)
4) Боева А.А. Актуальность исследований Каспийского региона в контексте обеспечения экологической безопасности при недропользовании // Вестник финансовой полиции, 2011, №3 (15). – 0,4 п.л. (стр. 102 – 107)
5) Боева А.А. «К вопросу правового регулирования недропользования Каспийского региона»  (взгляд молодого исследователя)» // Международные исследования. Общество. Политика. Экономика, 2011, № 3/4 (8/9) – 0,5 п.л. (стр. 84 - 91)
 
 

 
[1] Доклад на VII Российском нефтегазовом конгрессе, Сергея Кучумова, и.о. министра по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области. Москва 2009. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.energyland.info/news-show-iz_pervih_ust-neftegaz-29296
[2] Эжиев И.Б. Исторические аспекты политико-правового статуса Каспийского моря // Аналитик – 2007. № 1(4). С. 7-9.
[3] Богатуров А.Д. Современные глобальные проблемы. М.: Аспект-пресс, 2010. 349 с.
[4] Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым 12 июля 2008 г// Официальный сайт МИД РФ. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mid.ru/nsosndoc.nsf/0e9272befa34209743256c630042d1aa/d48737161a0bc944c32574870048d8f7?OpenDocument
[5] Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 г. № 1234-р. Электронный ресурс. Режим доступа. // http://www.rosteplo.ru/Npb_files/npb_shablon.php?id=25
[6] Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020г., утвержденная Президентом Российской Федерации В.В. Путиным от 21 июля 2001 // Официальный сайт Совета безопасности Российской Федерации. Электронный ресурс. Режим доступа// http://www.scrf.gov.ru/documents/34.html
[7] Государственная программа освоения казахстанского сектора Каспийского моря, утвержденная указом Президента Республики Казахстан от 16 мая 2003 года N 1095. Электронный ресурс. Режим доступа// http://www.embkaztm.org/article/62
[8] Декларация между Российской Федерацией и Республикой Казахстан «О сотрудничестве на Каспийском море», принятая в г. Астане 9 октября 2000 года. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.lawmix.ru/abro/4267
[9] Катунин Д.С. Отраслевая наука. Комплексный подход к проблемам Каспия. – Электронный ресурс  http://www.kaspnirh.ru/public/katunin/
[10] Бутаев А.М. Каспий: Зачем он Западу? 4. Как разделить каспийскую нефть? // http://caspiy.net/
 
[11] Коган М.Е. Право государственной собственности на недра земли в СССР / Автореф. дисс.... канд. юрид. наук. М.: Всесоюзный институт юридических наук Министерства юстиции СССР, 1955. - С. 8
[12] Макарова Т. Правовые аспекты каспийской проблемы и пути их решения // Информационно-аналитический центр. – 2009. – 13 мая.
[13] Официальный портал Республики Азербайджан
[14] Зиманов С.З. Государство в контрактных отношениях в нефтегазовой отрасли // Каспийское море: правовой статус и режим, безопасность региона и охрана окружающей среды. – Астана, 2004. - С.17 – 22.
[15] Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря от 4 ноября 2003 года. Электронный ресурс. //Справ. прав. система «Юрист». Локальная версия. ИТС: ИнфоТех&Сервис. 19 августа 2006.
 
[16] Миргазитова Л. Сила национального интереса // Казахстанская правда. – 2008. – 12 апреля. С. 11-12.
 
[17] Сулейменов М.К. Право недропользования как вещное право. “Актуальные вопросы коммерческого законодательства в Республике Казахстан”. - Алматы: Адилет Пресс Материалы семинаров.  1997. – Вып. 6. С.55.
[18] Зелепухин С. Недавно в Казахстане вступил в силу закон «О недрах и недропользовании». Нет гарантий – не ждите инвестиций? // Электронный ресурс. Информационно-аналитический сайт «Республика.kz».
[19] Сосна С.А. Комментарий к Федеральному Закону «О соглашениях о разделе продукции». – М., 1997. – С. 27.
 
[20] Горное право: Учебное пособие. / Тюмень: Тюменский государственный нефтегазовый университет,  2005. - 323с.
 
[21] Государственная программа освоения казахстанского сектора Каспийского моря. Электронный ресурс. Официальный сайт правительства Республики Казахстан. Режим досутпа: // http://ru.government.kz/resources/docs/doc7
[22] «Экологика» Каспийского моря. Источник: Научно-практический портал «Экология производства». 15.02.2008.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0