2012avtoref1263

Аватар пользователя ideolog
Смирнова Евгения Александровна
 
29 апреля 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Безработный по трудовому праву и праву социального обеспечения России» (специальность 12.00.05 – трудовое право; право социального обеспечения). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета КМ 212.056.02
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Смирнова Е.А. Безработный по трудовому праву и праву социального обеспечения России: автореф. дис... канд. юрид. наук. Владивосток, 2012. С. 31.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref1263 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Смирнова Е.А. Безработный по трудовому праву и праву социального обеспечения России: автореф. дис... канд. юрид. наук. Владивосток, 2012. С. 31.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 1
На правах рукописи
Смирнова Евгения Александровна
БЕЗРАБОТНЫЙ
ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ
И ПРАВУ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РОССИИ
Специальность 12.00.05 – трудовое право;
право социального обеспечения.
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Владивосток – 2012
2
Работа выполнена на кафедре трудового и экологического права
Юридической школы Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
Защита состоится «29» апреля 2012 г. в 14.00 часов на заседании диссер-
тационного совета КМ 212.056.02 при Дальневосточном федеральном
университете по адресу: 690990, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 25.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Дальневос-
точного федерального университета по адресу: 690600, г. Владивосток,
ул. Алеутская, 65 «б».
С авторефератом можно ознакомиться на сайте Дальневосточного феде-
рального университета по адресу: http://uml.wl.dvgu.ru
Автореферат разослан: «____» ___________2012 года
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат юридических наук, доцент И.В. Козлова
Заслуженный работник высшей школы
Российской Федерации,
доктор юридических наук, профессор
Курилов Владимир Иванович
Доктор юридических наук, профессор,
заведующий кафедрой трудового права
Юридического факультета МГУ
Куренной Александр Михайлович
Доктор юридических наук, профессор
кафедры трудового права
Высшей школы экономики
Петров Алексей Яковлевич
Хабаровская государственная академия
экономики и права (ХГАЭП)
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Важность темы диссертационного исследования определяется необхо-
димостью для России, как социального государства, в соответствии со
ст. 7 Конституции РФ 1993 г. обеспечить условия для достойной жиз-
ни и свободного развития человека; предоставить, гарантировать и за-
щищать права и свободы своих граждан, в том числе и при наступле-
нии безработицы. Право на защиту от безработицы, закрепленное в ст.
37 Конституции РФ, считается важнейшим элементом всей системы
прав и свобод человека и гражданина. Безработица как социально-эко-
номическое явление наносит обществу (государству) в целом, и каждо-
му человеку, в частности, значительный ущерб как экономический, так
и социальный, следовательно, исследование теоретических проблем без-
работицы, совершенствование законодательства и практики его приме-
нения являются необходимыми условиями социально – экономической
и политической стабильности страны.
В связи с экономическими преобразованиями, связанными с перехо-
дом к рыночной экономике, Россия после длительного периода (в СССР
в 1930 г. официально было объявлено о ликвидации безработицы, хотя
на российских биржах труда на тот период было зарегистрировано свы-
ше 1 млн человек, ищущих или ожидающих работу) должна была вновь
обратиться к решению одной из социальных проблем рыночной эконо-
мики – защите от безработицы трудоспособного населения.
Появление «новых» безработных в России было вызвано проводи-
мыми в 90-х годах XX века, в связи с переходом к рыночной экономи-
ке, мерами по приватизации государственных предприятий, приведши-
ми к массовым увольнениям работников; сокращению Вооруженных
Сил РФ и численности предприятий военно-промышленного комплек-
са; отмене системы планового распределения выпускников высшего,
среднего и начального уровней профессионального образования; усиле-
нию процессов миграции, породившей значительное число беженцев и
вынужденных переселенцев и другими причинами.
По данным Правительства РФ (Концепция действий на рынке труда
на 2003–2005 гг.) в 1990–1998 гг. численность занятых граждан умень-
шилась с 75,3 до 63,6 млн человек, или на 15,3 %. Структурные измене-
ния в экономике и сокращение спроса на рабочую силу в 90-е гг.
вызвали рост общей безработицы, которая достигла максимума в февра-
ле 1999 г. (после финансового кризиса 1998 г.) – 10,4 млн человек, или
15% экономически активного населения. Максимальный показатель ре-
гистрируемой безработицы отмечался в апреле 1996 г. – 2,8 млн чело-
век, или 3,8% экономически активного населения. Экономический рост
привел к снижению среднегодовой численности безработных, рассчи-
танной по методологии Международной организации труда (МОТ), с
7,5 млн человек в 2000 г. до 5,7 млн человек в 2002 г., или с 10,5% до
4
8,1% экономически активного населения, а также к относительной ста-
билизации среднегодовой численности безработных, зарегистрирован-
ных в органах службы занятости, (в 2000–2001 годах – 1,1 млн человек
(без учета данных по Чеченской Республике)), или 1,5% экономически
активного населения, и незначительному росту в 2002 г. (1,3 млн чело-
век (с учетом данных по Чеченской Республике), или 1,8%).
В Концепции действий на рынке труда на 2008–2010гг. отмечалось,
что до 2008 г. в РФ наблюдалась тенденция устойчивого экономическо-
го роста, повышения спроса на труд. Численность занятых в экономике
возросла за 2003–2007гг. с 66 млн до 70,6 млн человек. Численность
экономически неактивного населения сократилась с 38 090 тыс. человек
(из них 20 920 тыс. человек в трудоспособном возрасте) в 2005 г. до
36 843 тыс. человек (из них 20 443 тыс. человек) в 2007 г. Общая чис-
ленность безработных за указанный период сократилась с 6,2 млн чело-
век до 4,6 млн человек.
По оценке Минздравсоцразвития, проводимые антикризисные меры
на рынке труда в 2008–2010 гг. позволили уменьшить масштабы безра-
ботицы. Средняя численность безработных, зарегистрированных орга-
нами службы занятости, в 2009 г. составила 2,08 млн (при прогнозиру-
емой численности – 2,2 млн человек), в 2010 г. – 1,88 млн человек; при
этом общая численность безработных к ноябрю 2010 г. достигла докри-
зисного уровня 5,0 млн человек или 6,7% от числа экономически
активного населения (в октябре 2008 г. – 5,0 млн человек или 6,6%). В
среднем за 2010 г. уровень общей безработицы составил 7,5%.
По данным Росстата, на конец 2011 г. численность занятых в эко-
номике составила 71 869 тыс. человек, уровень безработицы по методо-
логии МОТ составил 6,1%, при общем числе безработных 4,7 млн чело-
век. В органах службы занятости в качестве безработных зарегистриро-
вано 1,2 млн человек, 1 млн человек получали пособие по безработице.
По оценкам специалистов Минздравсоцразвития в 2011–2013 гг. уро-
вень общей безработицы в среднегодовом исчислении соответственно
составит 7,3%, 7,0%, 6,7% от числа экономически активного населения.
По сравнению с другими странами (по данным Росстата в 2011 г. в
процентном отношении к экономически активному населению в Испа-
нии безработица составила 21,3%; США – 9,0%; Канада, Великобрита-
ния – 7,8%; Германия – 6,5%) Россия имеет меньший уровень общей
безработицы, однако последствия безработицы оказывают негативное
влияние на состояние экономики страны, на социальный климат обще-
ства, на общественный статус личности на рынке труда. По Закону
Оукена: превышение уровня безработицы над уровнем безработицы при
полной занятости на 1% приводит к отставанию значительного объема
валового национального продукта (ВНП) от потенциального ВНР на
2,5%. Не менее значимы для общества социальные последствия безра-
ботицы: снижение уровня жизни безработных и их семей; снижение
5
заработной платы работающих, вследствие усиления конкуренции на
рынке труда, увеличение налоговой нагрузки на работающих, вслед-
ствие необходимости социальной поддержки безработных; усиление со-
циальной напряженности, обострение криминогенной обстановки; нрав-
ственная и психологическая деградация лиц, длительное время не име-
ющих работы, что в свою очередь, сказывается на их детях, моральные
и нравственные ориентиры и ценности которых еще не сформированы;
массовое распространение бедности.
Проблема усугубляется отсутствием значительных денежных сбере-
жений у населения, прямой зависимости материального положения боль-
шинства семей от заработной платы, утрата которой воспринимается
трагически. По данным Федеральной службы по труду и занятости Рос-
сийской Федерации, среднемесячная номинальная начисленная зара-
ботная плата работников в экономике в 2009 г. составила 18 637 тысяч
рублей. В России по данным Росстата (на август 2011 г.), было 32,5%
безработных, находящихся в поиске работы более одного года. Это при-
водит, в свою очередь, к утрате безработным гражданином квалифика-
ции, и способствует росту затрат общества на ее восстановление.
Закрепляя право каждого на защиту от безработицы, государство долж-
но создать систему мер этой защиты. Определяющая роль в создании
такой системы принадлежит праву. От полноты законодательного закреп-
ления всего комплекса мер, направленных на реализацию права на защиту
от безработицы, будет зависеть эффективность государственной политики
по профилактике безработицы, содействию занятости, трудоустройству без-
работных граждан, осуществлению мер по их социальной поддержке.
Установление четких условий признания лиц безработными должно
обеспечить реальный учет числа безработных, способствовать выявле-
нию скрытой безработицы, с одной стороны, а с другой – позволит
избавиться от фиктивных безработных и обеспечить равнодоступность
мер социальной защиты всех лиц, реально в ней нуждающихся, обеспе-
чить стабильность в государстве.
Системы профессиональной ориентации и переподготовки безработ-
ных, системы помощи в связи с переездом на работу в другую мест-
ность, на открытие собственного дела должны быть направлены на сти-
мулирование активности безработного в использовании им правомо-
чий, входящих в состав права на защиту от безработицы. Что позволит,
во-первых, снять напряженность в обществе, особенно в регионах с
избытком рабочей силы, в первую очередь в моногородах, а во-вторых,
даст возможность заполнить создаваемые в условиях перехода эконо-
мики на инновационный путь развития новые рабочие места професси-
ональными, квалифицированными кадрами. (В соответствии с «Кон-
цепцией долгосрочного социально-экономического развития Российс-
кой Федерации на период до 2020 г.» в ближайшие 20 лет запланирова-
но создание 25 млн новых современных рабочих мест.)
6
В рамках системы мер по социальной поддержке (пособия, стипен-
дии, досрочная пенсия по старости, материальная помощь и т.п.) с
одной стороны, должна реализоваться потребность каждого человека в
защите государством его, его семьи в случаи потери работы и заработка
по независящим от него причинам, а с другой стороны, не должны
порождаться иждивенческие настроения. В то же время уровень соци-
альной поддержки безработных в нашей стране не должен способство-
вать дальнейшему расслоению населения по доходам, росту бедных и, в
конечном счете, повышению напряженности в обществе. По данным
Федеральной службы государственной статистики численность населе-
ния с денежными доходами ниже прожиточного минимума в целом по
Российской Федерации увеличилась с 17,9 млн человек в 2010 г. до
20,2 млн человек в 2011 г. Коэффициент дифференциации доходов
населения увеличился с 13,5 раз в 1995 г. до 16,5 раз в 2010 г.
Исходя из вышеизложенных выявленных проблем, касающихся без-
работицы, следует принять ряд адекватных мер государственной соци-
альной политики, направленных на создание реального механизма реа-
лизации конституционных прав граждан на защиту от безработицы.
Для чего необходимо провести:
- анализ теоретических положений в сфере труда и занятости, так
как без осмысления сложившихся категорий в юридической науке при-
менительно к новым социально-экономическим условиям, невозможно
ее дальнейшее развитие;
- комплексное исследование на соответствие международным стан-
дартам национального (российского) законодательства, регулирующего
вопросы труда и занятости, определяющее правовое положение безра-
ботного, в целях выработки научно обоснованных предложений и реко-
мендаций по его совершенствованию;
- необходимо также теоретическое осмысление практики примене-
ния данного законодательства с целью выявления проблем его реализа-
ции, уровня государственных гарантий социальной защищенности без-
работных и их семей, степени защиты прав безработных, выработка
конкретных рекомендаций по совершенствованию деятельности орга-
нов службы занятости.
Все вышеизложенное обусловило важность темы диссертационной
работы.
Актуальность темы исследования определяется задачами, стоящими
перед страной в соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-
экономического развития Российской Федерации до 2020 года»; а также
задачей, заявленной В.В. Путиным на 100-й сессии Международной
конференции труда (МКТ), прошедшей в конце 2011 г. – «за предстоя-
щее десятилетие ввести Россию в «пятерку» крупнейших экономик мира,
а по ВВП на душу населения – подняться с нынешних $ 19,7 тыс. к
более чем $ 35 тыс. на человека». Кроме этого, актуальность темы
7
исследования обусловлена реализацией задач стратегии развития Даль-
него Востока и Байкальского региона до 2025 г. (далее Стратегия). Стра-
тегией поставлена задача комплексного социально-экономического раз-
вития данной территории, ориентированного на ускоренный рост на ин-
новационной основе экономического потенциала этой части страны, для
реализации интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Зна-
чит потребуются дополнительные трудовые ресурсы и необходимость
совершенствования механизма стимулирования трудовой мобильности.
Российское законодательство в целом, трудовое законодательство и
законодательство в области труда и занятости, в частности, должно со-
здать условия для реализации задачи перехода экономики России на
инновационный путь развития.
В связи с уменьшением численности трудоспособного населения (по
данным Правительства РФ с 90,2 млн человек в 2006 г. до 87,6 млн
человек в 2010 г.), должны быть разработаны меры по стимулированию
привлечения к трудовой деятельности экономически неактивного насе-
ления (по данным Федеральной службы государственной статистики на
конец 2011 г. численность экономически неактивного населения в Рос-
сии составила 34 236 тыс. человек (из них 17 923 тыс. человек в трудо-
способном возрасте); меры содействия интеграции в рынок труда граж-
дан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда
и испытывающих трудности в поиске работы (инвалидов, матерей с
малолетними детьми, лиц предпенсионного и послепенсионного возрас-
та и т.д.). По данным Минздравсоцразвития в 2011–2015 гг. ожидается
снижение численности населения в трудоспособном возрасте на 3,8%.
Реализация этих мер будет способствовать пополнению трудовых ре-
сурсов страны.
В то же время должны быть разработаны эффективные меры защи-
ты национального рынка труда от трудовых мигрантов, прибывающих
нелегально.
В целях ликвидации структурных диспропорций спроса и предложения
на рынке труда, вызванных несбалансированностью объемов и профилей
подготовки специалистов с потребностями рынка труда, приводящих к
проблемам трудоустройства выпускников образовательных учреждений,
кроме проведения политики профессиональной ориентации молодежи, тре-
буется дальнейшее совершенствование механизма организации временно-
го трудоустройства данной категории безработных, механизма их переобу-
чения, повышения квалификации на уровне субъектов РФ.
Требуют дальнейшего правового регулирования вопросы снижения
скрытой безработицы (по оценкам Минздравсоцразвития России, толь-
ко неполная занятость в России в среднем за 2010 г. составила более
1,2 млн человек), легализации занятости (по самым общим расчетам в
России число неформально занятых составляет около 20% трудоспособ-
ного населения).
8
При реализации задачи адекватного формирования рынка труда и
сферы занятости условиям перехода экономики на инновационный путь
развития должна быть обеспеченна реализация права граждан на защи-
ту от безработицы. В связи с этим актуальной задачей является выра-
ботка теоретических основ правового регулирования механизма защиты
от безработицы на основе принципов страхования на случай потери
работы. Меры социальной поддержки безработного должны способство-
вать повышению его активности в поисках работы и участию в специ-
альных программах по содействию занятости, в связи с чем нужно
пересмотреть критерии определения минимальных и максимальных раз-
меров пособия по безработице.
Остается актуальным изучение и предложение использования лучше-
го опыта, накопленного в регулировании отношений по содействию за-
нятости в трудоустройстве и обеспечении безработных в СССР, в зару-
бежных странах; опыта международно-правового регулирования данных
отношений как совокупности наиболее прогрессивных универсальных
норм, устанавливающих минимальные стандарты в целях защиты от без-
работицы. Актуальность исследования вызвана необходимостью гармо-
низации норм российского законодательства в области труда и занятости
с международными нормами как универсального, так и регионального
значения, обусловленного созданием единого экономического простран-
ства в рамках СНГ, ЕвроАзЭС, и вступлением России в ВТО.
Степень научной разработанности темы исследования. К настоящему
времени накоплен массив научных публикаций, касающийся проблем
рынка труда, занятости населения, причин безработицы и ее социаль-
но-экономических последствий. Свой вклад в изучение указанных воп-
росов внесли представители экономических наук: А.И Бабич, М.Г. Гиль-
дингерш, А.Ф. Гусарова, Е.Н. Егорова, Л.А. Никифорова, Э.Р. Саруха-
нов, Л.Н. Сосновская и другие.
Существенный вклад в разработку методологических и теоретичес-
ких основ правового регулирования обеспечения занятости населения
был внесен учеными-юристами. Исследованием проблем правового ре-
гулирования подготовки, распределения (перераспределения) кадров и
их трудоустройства в науке трудового права занимались такие ученые,
как О.В. Абрамова, А.К. Гаврилина, А.М. Куренной, В.И. Курилов,
В.И. Никитинский, Р.З. Лившиц, С.П. Маврин, Е.В. Магницкая,
О.М. Медведев, Ю.П. Орловский, А.С. Пашков, А.Я. Петров, О.В. Смир-
нов, Л.А. Сыроватская, Е.Б. Хохлов, К.П. Уржинский и другие.
Однако большинство этих работ, как правило, относится к предше-
ствующему периоду, поэтому содержащиеся в них теоретические поло-
жения не в полной мере соответствуют современным рыночным услови-
ям, действующему законодательству и требуют дальнейшего развития.
Вопросы правового регулирования положения безработных в пост-
советской России исследовались в научных трудах Ж.А. Горбачевой,
9
М.Л. Захарова, П.П. Зуб, Т.В. Иванкиной, С.П. Маврина, Е.В. Маг-
ницкой, Е.Е. Мачульской, А.С. Пашкова, М.В. Филипповой, Е.Б. Хох-
лова, В.Ш. Шайхатдинова и других.
В течение последнего десятилетия докторская диссертация С.Х. Джоева
(2006), кандидатские диссертации – С.А. Пузыревского (2001),
С.В. Кулаковой (2003), Е.В. Яшуриной (2003), Е.Е. Орловой (2004),
О.В. Собченко (2005), Г.В. Сулеймановой (2005), Д.А. Строжук (2005),
М.И. Акатновой (2009) и других – были посвящены в основном право-
вым вопросам регулирования государственной политики в области тру-
да и занятости, правовым гарантиям занятости граждан, правоотноше-
ниям по трудоустройству. Категория безработного гражданина, его пра-
ва и обязанности затрагивались фрагментарно, исходя из цели исследо-
вания. Несмотря на большое количество работ, посвященных пробле-
мам в области труда и занятости, правовому положению безработных в
отечественной юридической науке не уделялось должного внимания.
В науке трудового права России и права социального обеспечения в
недостаточной степени разработан комплексный теоретический подход
к определению понятия и категорий безработного; его правового стату-
са, классификации его видов; исследованию системы правоотношений,
субъектом которых может быть безработный; уровень его социальной
защищенности.
До настоящего времени не проводилось комплексного научного ис-
следования проблем правового положения безработного в рамках двух
отраслей права (трудового права и права социального обеспечения),
направленного на всесторонний анализ элементов содержания правово-
го статуса безработного, определения его видов и их классификации,
выявления комплекса правоотношений, субъектом которых может выс-
тупать безработный, и их классификации.
В связи с изменением действующего законодательства многие воп-
росы требуют теоретического переосмысления, дополнительной прора-
ботки средствами юридической науки, в том числе в целях формирова-
ния единообразных подходов к пониманию терминов, лежащих в осно-
ве рассматриваемого правового института, а также определения путей
преодоления существующих проблем внутрисистемного и межотрасле-
вого характера.
Современное российское трудовое право и право социального обес-
печения нуждаются в аналитическом осмыслении подходов к регулиро-
ванию и установлению правовых механизмов в отношении безработ-
ных граждан.
Настоящая работа представляет собой комплексное исследование по
проблемам правового регулирования положения безработных граждан
на диссертационном уровне, включающее анализ международных норм
универсального, регионального значения, норм российского трудового
права, законодательства в области труда и занятости, права социального
10
обеспечения, а также законодательства партнеров России по ЕвроАзЭС –
Республики Беларусь и Республики Казахстан и законодательства ряда
зарубежных стран (США, Германия, Япония, Китай).
Объектом исследования являются урегулированные правом либо нуж-
дающиеся в регулятивном воздействии правовых предписаний обще-
ственные отношения, в рамках которых формируется правовое поведе-
ние личности безработного, возникающие до и после регистрации граж-
данина в качестве безработного в органах службы занятости, до заклю-
чения ученического и трудового договора или после их прекращения.
Предметом исследования является система правовых норм, регулиру-
ющих общественные отношения, по трудоустройству с участием безра-
ботного, по предоставлению мер социальной поддержки безработному,
оказывающих воздействие на формирование правового статуса безра-
ботного.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования
является разработка комплексного теоретического подхода к определе-
нию понятия безработного, его категорий, правового статуса безработ-
ного гражданина, классификации его видов; исследование системы пра-
воотношений, субъектом которых может быть безработный, уровня его
социальной защищенности. Разработка предложений по совершенство-
ванию законодательства и иных нормативно-правовых актов, регулиру-
ющих правовое положение безработных граждан в РФ, выработка кон-
кретных рекомендаций по совершенствованию деятельности органов
службы занятости.
Достижение поставленной цели определило постановку и решение
следующих задач:
- исследовать процесс исторического развития законодательства, оп-
ределяющего правовое положение безработных граждан на междуна-
родном, национальном (российском) уровнях;
- проанализировать условия признания лица безработным, сформу-
лировать определение понятия безработного, выделить категории без-
работных;
- раскрыть содержание правосубьектности безработного;
- дать определение понятия и видов правового статуса безработного;
- исследовать комплекс прав, обязанностей и гарантий, предоставля-
емых безработному при трудоустройстве при содействии органа служ-
бы занятости, а также при трудоустройстве у данного работодателя;
- определить содержание правового статуса безработного при оказании
ему предусмотренных законодательством мер социальной поддержки;
- обосновать предложения по внесению изменений в действующее
законодательство Российской Федерации.
Методологическая основа диссертационного исследования. Для реше-
ния поставленных задач были выбраны как общенаучные методы (ана-
лиз, функциональный и системно-структурный методы), так и частно-
11
научные методы (социологический, исторический, сравнительно-право-
вой, специально-юридический (нормативно-догматический), формаль-
но-юридический, толкование норм права, анализ правовых текстов и
иные методы.
Одним из основных методов, используемых при сборе эмпиричес-
кого материала, является статистический, позволяющий получить кар-
тину состояния, структуры, динамики рынка труда, роста экономически
активного и неактивного населения, занятого и не занятого населения,
количество регистрируемой и фактической безработицы.
Правовой основой исследования является комплекс источников тру-
дового права: международно-правовые акты ООН, МОТ, Совета Евро-
пы, СНГ, ЕвроАзЭС; Конституция Российской Федерации, Трудовой
кодекс Российской Федерации, федеральные законы, нормативно-пра-
вовые акты федерального, регионального значения, содержащие нормы
трудового права и права социального обеспечения; законодательство
Республики Беларусь и Республики Казахстан, а также нормативно-
правовые акты США, Германии, Китая, Японии.
Теоретическая база исследования включает монографии, диссертаци-
онные исследования, научные публикации ведущих специалистов по
наиболее важным вопросам общей теории права, трудового права, права
социального обеспечения, административного права, социологии, эко-
номики, истории, поскольку диссертационное исследование выполнено
на стыке данных наук.
Теоретическую базу исследования составили труды общетеоретичес-
кого и отраслевого характера, в частности работы по теории права и
государства: С.С.Алексеева, С.Н. Братуся, А.Б.Венгерова, О.С. Иоффе,
А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, В.Д. Перевалова и дру-
гих; исследования, посвященные теории правоотношения: Н.Г. Алек-
сандрова, Б.К. Бегичева, Е.Г. Бельковой, Э.Н. Бондаренко, А.В. Вене-
диктова, Н.В. Витрука, Л.Я. Гинцбурга, С.А. Зинченко, С.А. Иванова,
О.С. Иоффе, С.Ф. Кечекьяна, В.А. Кучинского, А.М. Лушникова,
М.В. Лушниковой, Е.С. Мазановой, А.В. Мицкевича, В.Н. Скобелкина,
Ю.К. Толстого, С.Ю. Фильчаковой, Р.О. Халфиной и других.
Научные труды представителей науки трудового права и права со-
циального обеспечения: О.В. Абрамовой, В.С. Андреева, К.С. Батыги-
на, А.К. Гаврилиной, С.Ю. Головиной, К.Н. Гусова, А.Д. Зайкина,
М.Л. Захарова, Т.В. Иванкиной, Л.Г. Клечковской, А.М. Куренного,
В.И. Курилова, Р.З. Лившица, С.П. Маврина, Е.В. Магницкой,
Е.Е. Мачульской, О.М. Медведева, Ю.П. Орловского, А.С. Пашкова,
А.Я. Петрова, О.В. Смирнова, П.Р. Стависского, Л.А. Сыроватской,
В.Н. Толкуновой, Э.Г. Тучковой, Е.Б. Хохлова, В.Ш. Шайхатдинова
и других.
Эмпирическую базу исследования составили статистические данные ФМС
России, Росстата России, Минздравсоцразвития России, Федеральной
12
государственной службы статистики, Федерации независимых профсою-
зов России; решения Конституционного Суда Российской Федерации и
судов общей юрисдикции и др. При работе над диссертацией использо-
вались также результаты наблюдений и выводы других специалистов.
Научная новизна диссертационного исследования. Диссертация пред-
ставляет собой первое системное комплексное исследование, посвящен-
ное правовому регулированию правового положения безработного в
нормах трудового права и права социального обеспечения в период
становления развитых рыночных отношений, выполненное с учетом
сегодняшних политических и социально-экономических реалий, на базе
анализа действующего законодательства и практики его применения.
Научная новизна исследования обусловлена в первую очередь самим
характером исследования, актуальностью и очевидной недостаточнос-
тью теоретических разработок в данной сфере.
В представленной работе впервые рассмотрено правовое положение
безработного в комплексе двух отраслей права. Кроме того, впервые в
трудоправовой науке проведен анализ норм трудового права и права
социального обеспечения, регулирующих правоотношения с участием
безработного, работодателя и органа службы занятости. А также комп-
лексное исследование категории «безработный», выявление и закрепле-
ние его правового положения в нормах законодательства в условиях
активно меняющегося и развивающегося рынка труда.
На защиту выносятся следующие положения и выводы:
1. На основе анализа Конвенций и Рекомендаций МОТ (Конвенций
№44(1934), №102(1952), №122(1964), №168(1988); Рекомендаций
№44(1934), №67(1944)) предлагается авторское определение понятия
безработного, закрепленного на международном уровне. Безработный –
это застрахованный (добровольное, обязательное или сочетание обоих
способов страхования); ранее работавший, но потерявший заработок в
результате безработицы; работающий при сокращенной нормальной или
установленной законом продолжительности рабочего времени (частично
безработный); работающий неполный рабочий день; работающий, но вре-
менно не получающий заработную плату; способный к систематической
работе по какой-то либо профессии; способный и готовый работать;
ищущий подходящую работу.
В отличие от понятия безработного, закрепленного на международ-
ном уровне, российское законодательство в качестве безработных не
рассматривает: частично безработных; работающих неполное рабочее
время; работающих, но временно не получающих заработную плату,
вследствие чего указанные лица лишаются права на государственные га-
рантии защиты от безработицы. Полагаем, что Россия как государство –
член МОТ, согласно Уставу МОТ даже при не ратификации указанных
Конвенций должна следовать международным стандартам в сфере труда
и занятости, защиты от безработицы.
13
Поэтому диссертантом предлагается соответствующее международ-
ным стандартам определение понятия безработного для применения его
в российском законодательстве. Безработными являются незанятые (не
имеющие работы и заработка), неполностью занятые (работающие не-
полное рабочее время по инициативе работодателя), формально заня-
тые, но не имеющие заработка, (находящиеся в вынужденных отпусках
без сохранения заработной платы), граждане, достигшие трудоспособ-
ного возраста (16 лет), ищущие работу, готовые к ней приступить,
зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подхо-
дящей работы. Предлагается внести соответствующие изменения в ст. 2
и в п. 3 ст. 3 Закона о занятости.
На основе анализа формальных условий правосубьектности безра-
ботного, закрепленных в ст.3 Закона о занятости, делается вывод, что
максимальный возраст для признания лица безработным не установлен.
Безработными могут быть признаны независимо от возраста лица, по-
лучающие трудовые пенсии по инвалидности и по случаю потери кор-
мильца, государственные пенсии по инвалидности и по случаю потери
кормильца, а также все виды социальных пенсий.
Проведенное в диссертационной работе исследование типов и форм
безработицы с учетом российских особенностей позволило сформули-
ровать авторское определение российского безработного. Российский без-
работный – это трудоспособное лицо, не имеющее работы, ищущее ее
впервые или потерявшее работу добровольно или вынужденно, полностью
или частично, краткосрочно, длительно или сезонно, учтенное (офици-
ально зарегистрированное в целях поиска подходящей работы или в каче-
стве безработного или фактически безработное) или скрытое от учета,
не имеющее заработка, ищущее работу и готовое к ней приступить.
2. По критерию обращение за содействием в трудоустройстве в орга-
ны службы занятости предлагается выделить две категории безработ-
ных:
- фактических безработных, т.е. безработных в широком смысле –
это трудоспособные лица, не имеющие работы и заработка, ищущие
работу самостоятельно, готовые к ней приступить, незарегистрирован-
ные в органах службы занятости в качестве безработных;
- зарегистрированных в органах службы занятости, т.е. безработных
в узком смысле.
Среди граждан, обратившихся за содействием в трудоустройстве в
органы службы занятости, выделяются еще две категории: зарегистри-
рованных в качестве лиц, ищущих подходящую работу; лиц, зарегист-
рированных в качестве безработных.
Автор выделяет правовой статус фактического безработного (безра-
ботного в широком смысле) и правовой статус зарегистрированного без-
работного (безработного в узком смысле), т.к. они отличаются по кругу
лиц, объему прав, гарантий, обязанностей.
14
Правовой статус безработного в широком смысле – это права, га-
рантии, обязанности, входящие в общий (международный), конститу-
ционный (базовый) правовой статус человека и гражданина, отраслевой
(трудоправовой) и родовой статус безработного.
Правовой статус безработного в узком смысле – это права, гаран-
тии, обязанности, входящие в общий (международный), конституцион-
ный (базовый) правовой статус человека и гражданина, межотраслевой
(трудоправовой и права социального обеспечения), родовой и специ-
альный статус. В рамках специального статуса безработного выделяется
статус безработного на федеральном уровне и статус безработного на
региональном уровне. В рамках специального статуса выделяются видовые
правовые статусы отдельных категорий безработных.
3. На основе анализа норм различных отраслей российского права
делается вывод, что безработный как специальный субъект может быть
участником административного, гражданского, гражданско-процессуаль-
ного, налогового права.
Обосновывается, что безработный (как фактический, так и зарегис-
трированный) является категорией трудового права: фактический без-
работный может быть субъектом правоотношения по трудоустройству у
данного работодателя; зарегистрированный безработный, еще и субъек-
том правоотношения с участием органа службы занятости.
Безработный, как любое физическое лицо, при наличии юридичес-
ких фактов и условий, установленных в законе, может быть субъектом
разного вида правоотношений в праве социального обеспечения как проце-
дурных, так и материальных. Как специальный субъект, имея статус
зарегистрированного безработного, – в правоотношениях по назначе-
нию и выплате социальных выплат и финансовой поддержки. При
этом безработный может быть участником одновременно нескольких
видов материальных правоотношений. Получение пособия по безрабо-
тице и иных видов социальных выплат не препятствует одновременно-
му получению других видов социального обеспечения, кроме пособия
по уходу за ребенком до полутора лет.
4. Обосновывается включение отношения по трудоустройству между
гражданином и государственной службой занятости в предмет тру-
дового права. Предлагается выделить две фазы в данном правоотно-
шении в зависимости от вида регистрации (регистрации в целях по-
иска подходящей работы и регистрации в качестве безработного),
с целью полноты исследования возникающих сопутствующих право-
отношений.
5. В целях защиты безработных (как фактических, так и зарегистри-
рованных), т.е. лиц, ищущих работу, от злоупотребления правом рабо-
тодателя проверки деловых и личностных качеств лиц, ищущих работу,
путем использования способов проверки, не предусмотренных ТК РФ
(заочное тестирование, анкетирование, опрос с применением полиграфа
15
(детектора лжи), предлагается внести в ТК РФ следующие изменения и
дополнения.
Дополнить главу 11 статьей 65.1 «Способы проверки деловых и лич-
ностных качеств лиц, ищущих работу» следующего содержания: «Нали-
чие деловых и личностных качеств лица, ищущего работу, подтвержда-
ется результатами аттестации, порядок проведения которой устанавли-
вается локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом
мнения представительного органа работников. Заочное тестирование с
предложением решения конкретных производственных заданий запре-
щается. Опрос лица, ищущего работу, с применением полиграфа (де-
тектора лжи) разрешается в порядке установленном федеральным зако-
ном. Внести в название главы 14, в названия и текст статей 86, 87, 88,
89, 90 следующие дополнения: перед словом «работник» внести слова
«лицо, ищущее работу» в соответствующем падеже, далее по тексту.
Предлагается ввести запрет на использование работодателями такой
гибкой формы трудоустройства, не предусмотренной ТК РФ, как заём-
ный труд (аутсорсинг).
6. Проведенный анализ норм Трудового кодекса Российской Феде-
рации позволил прийти к выводу, что помимо отношений по трудоус-
тройству безработные граждане (как зарегистрированные, так и факти-
ческие) могут быть субъектами других правоотношений, регулируемых
нормами трудового права. Предшествующих трудовым: на основе ана-
лиза ст. 198 ТК РФ автором обосновывается наличие трех видов само-
стоятельных правоотношений: предшествующего заключению между
лицом, ищущим работу, (фактическим безработным) и работодателем
(организацией) ученического договора на профессиональное обучение;
по трудоустройству после окончания обучения между лицом, закончив-
шим обучение (фактическим безработным), и работодателем (организа-
цией); по возмещению затрат на обучение при отказе заключить тру-
довой договор между лицом, окончившим обучение (фактическим без-
работным), и работодателем (организацией). Предлагается обязать ра-
ботодателя закрепить на локальном уровне требования, предъявляемые
лицу при заключении ученического договора. Дополнить ст. 198 ТК
РФ частью третьей следующего содержания: «Запрещается необосно-
ванный отказ в заключении ученического договора с лицом, ищущим
работу, за исключением случаев, предусмотренных в локальных норма-
тивных актах работодателя, принятых с учетом мнения выборного органа
работников, закрепляющих требования к лицу, ищущему работу, при
заключении ученического договора. По требованию лица, которому от-
казано в заключении ученического договора, работодатель обязан сооб-
щить причину отказа в письменной форме. Отказ от заключения уче-
нического договора может быть обжалован в суд».
Производных отношений от трудовых: по материальной ответствен-
ности сторон трудового договора после его прекращения; отношения по
16
рассмотрению индивидуальных трудовых споров как несостоявшегося
работника (ст. 3, ст. 64 ТК РФ), так и бывшего работника по поводу
восстановления на работе; правоотношения, возникающего по поводу
сохранения среднего месячного заработка на период трудоустройства с
соблюдением условий, предусмотренных ст. 178 ТК РФ. Посттрудо-
вых правоотношений: правоотношений между бывшим работодателем
и бывшим работником (безработным лицом) по поводу получения
заверенной копии приказа об увольнении, копии документов, свя-
занных с работой, трудовой книжки, не полученной после увольне-
ния (ст. 841 ТК РФ); по поводу выплаты всех сумм, не выплаченных
при увольнении (ст. 841, ст. 140 ТК РФ); между освобожденным проф-
союзным работником после окончания срока его полномочий (факти-
ческим безработным) и бывшим работодателем по поводу его трудоуст-
ройства на прежнюю работу (должность) (ст. 375 ТК РФ).
7. Предлагается авторское определение понятия социальной поддер-
жки безработного, классификация ее видов, а также определение поня-
тия пособия по безработице.
Социальная поддержка безработных граждан – это система мер,
материального характера (социальные выплаты, финансовая поддерж-
ка), принимаемых государством в целях обеспечения безработных граж-
дан средствами для существования, а также компенсации расходов,
связанных с их переездом в другую местность, переселении в другую
местность на новое место жительство безработного и членов его семьи
для трудоустройства или переезда безработного в другую местность на
профессиональную подготовку, переподготовку, повышения квалификации
по направлению органов службы занятости. Классификация видов со-
циальной поддержки возможна по целевому назначению, по источнику
финансирования и по сроку выплаты.
Пособие по безработице – это социальная выплата за счет феде-
рального бюджета, назначаемая со дня принятия решения о признании
лица, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработ-
ным, выплачиваемая в течение срока безработицы, установленного в
законе, в том числе в период временной нетрудоспособности безработ-
ного, в размерах в процентном отношении к среднему заработку за пос-
ледние три месяца работы по последнему месту работы, но не выше
максимального размера пособия по безработице или в размере минималь-
ной величины пособия по безработице, в целях материальной поддержки
безработного.
Обосновывается необходимость: установления минимального размера
пособия по безработице на уровне минимального размера оплаты труда, а
максимального – на уровне прожиточного минимума, установленного в
субъекте Российской Федерации; ежегодной индексации и увеличения
размера пособия по безработице на нетрудоспособных иждивенцев; вып-
латы пособия по беременности и родам в максимальном размере пособия
17
по безработице безработной женщине, уволенной по основаниям, ука-
занным в ст. 6 Федерального закона «О государственных пособиях граж-
данам, имеющим детей» от 19 мая 1995 №81-ФЗ, предлагается внести
соответствующее изменение в ч. 2 ст. 8 указанного закона.
8. Анализ норм Закона о занятости, подвергавшихся неоднократному
изменению за более чем двадцатилетний период его действия, позволил
прийти к следующему заключению. Ориентируя политику защиты от
безработицы на показатель регистрируемой безработицы, законодатель
целенаправленно ограничивал круг лиц, признаваемых безработными,
тем самым, исключая из сферы государственной защиты от безработи-
цы значительную часть фактических безработных. В связи с переходом
на бюджетное финансирование снизил уровень социальной поддержки
зарегистрированных безработных. В целях реализации конституцион-
ного права всех граждан на защиту от безработицы необходимо возро-
дить систему страхования на случай безработицы и воссоздать Фонд
занятости населения в Российской Федерации, формируя его за счет
страховых взносов работодателей, обязанных нести социальную ответ-
ственность за безработицу, являющуюся результатом неэффективного
функционирования экономики.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключает-
ся, прежде всего, в комплексном и углубленном исследовании проблем
правового статуса безработного как в трудовом праве, так и в праве
социального обеспечения России в современных условиях рыночной
экономики, применительно к обновленному трудовому законодатель-
ству и законодательству о труде и занятости.
Значимость диссертационной работы определяется также тем, что
сформированные в ней положения и выводы вносят вклад в научное
осмысление проблем, сопряженных с правовым статусом безработного
в России. Работа содержит отдельные положения и выводы, которые
могут повлиять на дальнейшую разработку правовой проблематики в
анализируемой сфере общественных отношений.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в
возможности применения полученных результатов исследования, а так-
же теоретических положений и выводов в ходе нормотворческой и пра-
воприменительной деятельности, использовании в учебном процессе
при проведении занятий по трудовому праву и праву социального обес-
печения в высших учебных заведениях, при подготовке методических
пособий и учебных материалов по указанным дисциплинам, а также в
научных целях при дальнейшей разработке указанных проблем приме-
нительно к таким юридическим наукам, как трудовое право и право
социального обеспечения.
Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена и об-
суждена на кафедре трудового и экологического права Юридической
школы Дальневосточного Федерального университета. Основные поло-
18
жения и выводы, содержащиеся в диссертации, используются в учеб-
ном процессе при чтении учебной дисциплины трудовое право, право
социального обеспечения; нашли отражение в докладах и выступлениях
на научных конференциях ЮШ ДВФУ, в рецензируемом научном жур-
нале рекомендованном ВАК РФ (АТР-2012 г.); в работах и статьях,
опубликованных в периодических изданиях и сборниках научных ста-
тей в рамках всероссийских и международных конференций (Владивос-
ток, 2009, 2010; Тамбов,2011 г.).
Положения работы докладывались на ежегодных всероссийских кон-
ференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Россия – XXI
век» (2010, 2011), «Труд: правовые и социально-экономические аспек-
ты» (2010, 2011), а также в заочной международной читательской науч-
но-практической конференции «Правовая политика современной Рос-
сии: формы и средства реализации» (2011), на международном теорети-
ческом семинаре «Незаконная международная миграция как угроза все-
общей стабильности и безопасности государств в XXI веке: правовое
обеспечение сотрудничества России и приграничных стран» (2009).
Структура и содержание работы. Структура диссертационной работы
обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения,
трех глав, объединяющих десять параграфов, заключения, списка ис-
пользуемой литературы, нормативно-правовых актов. Теоретические
выводы и положения подкреплены эмпирическими данными в виде
сравнительных таблиц, диаграмм и графиков (рисунков).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается важность и актуальность темы исследо-
вания, ее теоретическое и практическое значение, определяются цели,
задачи, предмет и объект исследования, дается оценка степени научной
разработанности проблемы, обозначаются методологическая, правовая,
эмпирическая и теоретическая основы диссертации, отражается ее науч-
ная новизна и формируются положения, выносимые на защиту, приво-
дятся сведения об апробации полученных результатов.
Первая глава «Исходные положения теории безработного по Российс-
кому праву» состоит из трех параграфов, в которых рассмотрены поня-
тия и виды категорий безработных, понятия и виды правового статуса
безработных, безработный как субъект Российского права.
В первом параграфе «Понятие и категории безработных» исследуются
условия признания граждан безработными, исходя из Конвенций и
Рекомендаций МОТ, нормативно-правовых актов советской, постсовет-
ской и современной России. Выделяются категории безработных в за-
висимости от типов и форм безработицы.
19
Обращается внимание, что понятие безработного будет зависеть от
целей, для которых оно будет определяться.
Для целей статистики автором дается определение безработного по
критериям МОТ – это лица, достигшие установленного в законе трудо-
способного возраста, которые в рассматриваемый период не имели ра-
боты (доходного занятия), занимались ее поиском или не искали ее по
определенным причинам, но были готовы к ней приступить.
Для целей правового регулирования на международном уровне на
основе детального анализа ряда Конвенций и Рекомендаций МОТ (Кон-
венций №44(1934), №102(1952), №122(1964), №168(1988); Рекоменда-
ций №44(1934), №67(1944)) также предлагается авторское определение
понятия безработного.
Одновременно отмечается, что, начиная с КЗоТ 1918 г., российское
законодательство неоднократно корректировало условия (признаки) по-
нятия безработный вплоть до настоящего времени. Такая динамика оп-
ределяется изменениями, происходящими в рыночной экономике стра-
ны. Обращается внимание, что до 1991 г. в России не существовало
единого законодательного акта, закрепляющего правовое положение без-
работного гражданина.
В работе проведен сравнительный анализ условий, которым должен
отвечать безработный, закрепленных в КЗоТ 1918 г., в Постановлении
Совета труда и обороны РСФСР «Основные положения о работе бирж
труда и мероприятиях по улучшению их постановки» от 13 июля 1923 г.
(далее –Постановление от 13 июля 1923 г.), с условиями, определен-
ными в Законе «О занятости населения в Российской Федерации» от
19 апреля 1991 г. (далее – Закон о занятости). Выявленные отличия
представлены в таблице № 1 и таблице № 2. Делается вывод, что
Российское законодательство советского периода признавало безра-
ботными более широкий круг лиц, чем Закон о занятости. Закон о
занятости признает безработными только при отсутствии работы и
заработка.
Проведенный сравнительный анализ условий для признания лица
безработным, закрепленных на международном уровне, с условиями
признания лица безработным, данными в Законе о занятости, позволил
прийти к следующему выводу. По российскому законодательству в ка-
честве безработных не рассматриваются следующие лица: частично без-
работные; работающие неполное рабочее время; работающие, но вре-
менно не получающие заработную плату.
Отличия представлены в таблице № 3. Автор обращает внимание,
что хотя Россия и не ратифицировала рассмотренные Конвенции МОТ,
однако должна как государство-член МОТ, согласно Уставу данной
организации, следовать международным стандартам в сфере занятости,
защиты от безработицы.
На основании этого предлагается соответствующее международным
20
стандартам авторское определение понятия безработного для примене-
ния его в российском законодательстве.
Выделяются виды категорий безработных, исходя из существующих
на сегодняшний день типов и форм безработицы, с учетом российских
особенностей. Прежде всего, выделяют безработицу добровольную и вы-
нужденную по характеру отношения индивида к процессу общественно-
го производства. По данному критерию можно говорить о доброволь-
ном безработном и вынужденном. Обычно добровольную безработицу
рассматривают в рамках фрикционной безработицы, возникающей в ре-
зультате естественного желания части активного населения периодичес-
ки менять место работы. Но в российских условиях фрикционная без-
работица приобретает черты вынужденной безработицы. Безработица
может носить сезонный характер в таких отраслях, как сельское хозяй-
ство, промысловые отрасли, строительство и т.п., значит есть сезонные
безработные. Безработица выделяется краткосрочная (до одного кален-
дарного года) и застойная. Соответственно есть безработные, длитель-
но не работающие (в России более одного года) и безработные, не
работающие менее года. Выделяют полную и частичную безработицу,
т.е. есть полностью безработный и частично безработный. Частичная
безработица-это сокращение нормальной или установленной законом
продолжительности рабочего времени. По российским критериям к та-
кой безработице можно отнести работников, переведенных на режим
неполного рабочего времени в соответствии со ст. 74 ТК РФ. Различа-
ют безработицу открытую и скрытую. Открытая безработица означает,
что реальное число безработных известно. В зависимости от способа
учета она может быть официальной – по числу зарегистрированных
безработных, и фактической – с учетом тех, кто не пожелал обратиться
в органы занятости. Значит, можно выделить официально зарегистриро-
ванных безработных и фактических безработных. Под скрытой безрабо-
тицей понимается наличие формально занятых граждан, но не имею-
щих дохода. По российским критериям к ним можно отнести работни-
ков, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы по же-
ланию работодателя; работников, находящихся в длительном простое
по вине администрации.
Выделяют половозрастную безработицу, так называемую женскую и
молодежную безработицу. Среди безработных, по методологии МОТ,
доля женщин в августе 2011 г. составила 48,3%, средний возраст безра-
ботных –34,2 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных
31,2%. Есть еще фиктивная безработица – это безработица лиц, состо-
ящих на учете в органе службы занятости, но не с целью получения
работы, а с целью получения пособия по безработице.
По критерию обращение за содействием в трудоустройстве в органы
службы занятости выделяются две категории безработных: безработ-
ные, обратившиеся в органы службы занятости; безработные, ищущие
21
работу самостоятельно. Как показывают материалы обследования насе-
ления по проблемам занятости, 64,8% безработных ищут работу само-
стоятельно без содействия службы занятости. Среди лиц, обратившихся
за содействием в трудоустройстве в орган службы занятости, выделяет-
ся еще две категории: лица, зарегистрированные в целях поиска подхо-
дящей работы, и зарегистрированные в качестве безработных. Сумми-
руя все категории безработных, автор предлагает собирательный порт-
рет российского безработного.
Во втором параграфе «Понятие и виды правового статуса безработ-
ного» исследуются понятие и виды правового статуса личности, челове-
ка и гражданина на основе положений теории права.
Анализ существующих точек зрения в науке теории права на эле-
менты содержания правового статуса, позволил автору прийти к выво-
ду, что для целей диссертации следует включать в содержание правово-
го статуса личности безработного такие элементы, как субъективные
права, обязанности (статутные) и гарантии, закрепленные в нормах права.
На основе предложенной в теории права классификации правовых
статусов личности по сфере их действия в работе делается вывод, что
правовой статус безработного базируется на общем (международном),
конституционном (базовом), отраслевом правовом статусе. Предлагает-
ся выделить родовой и специальный статус безработного. При этом
обращается внимание, что родовой и специальный правовые статусы
различаются в зависимости от категории безработного.
Родовой статус – отражает особенности правового положения оп-
ределенной категории граждан, в данном случае всех категорий безра-
ботных (как зарегистрированных, так и фактических).
Специальный правовой статус безработного определяет правовое по-
ложение только официально зарегистрированного безработного.
В содержании родового правового статуса безработного можно выде-
лить как права, свободы и обязанности, закрепленные на уровне норм
международного права и международных соглашений, так и установ-
ленные национальным законодательством. Диссертантом рассматрива-
ются права безработных, закрепленных на международном и на консти-
туционном уровнях. Специальный статус – отражает специфику пра-
вового положения определенной части безработных, обратившихся за
содействием в органы службы занятости в поисках подходящей работы
и получивших регистрацию в качестве безработных.
В рамках специального статуса по объему прав и обязанностей
выделяется специальный правовой статус безработного на федераль-
ном уровне, региональном. Такое выделение основывается на дей-
ствующем законодательстве (ст. 72 Конституции РФ, ст. 7.1-1 Закона
о занятости). В рамках специального статуса по объему прав и обя-
занностей, по мнению автора, представляется возможным выделить
видовые правовые статусы определенных категорий зарегистрирован-
22
ных безработных по тем или иным критериям. Например: правовой
статус безработного, который ранее работал и правовой статус безра-
ботного, который впервые ищет работу (п. 3 ст. 4; ст. 34 Закона о
занятости); правовой статус безработного, длительное время не рабо-
тающего (п. 3 ст. 4 Закона о занятости); правовой статус лиц, нуж-
дающихся в особой социальной защите (п. 3 ст. 23 Закона о занятос-
ти); правовой статус безработной молодежи; правовой статус безра-
ботного, решившегося открыть свое собственное дело(п. 1 ч. 8 абз. 10
ст. 7.1-1 Закона о занятости); правовой статус безработного, вынуж-
денного переезжать на работу в другую местность (ст. 9; п. 2 и 3 ст.
22.1 Закона о занятости).
В целях диссертационного исследования автор предлагает рассматри-
вать правовой статус двух категорий безработных: фактических безра-
ботных (безработных в широком смысле) и зарегистрированных безра-
ботных (безработных в узком смысле). Подробно анализируется право-
вой статус выделенных категорий безработных. Данные анализа пред-
ставлены в таблице № 4.
Обосновывается точка зрения, что фактических безработных (безра-
ботных в широком смысле) можно рассматривать в качестве правовой
категории, т.к. они могут быть субъектами правоотношения по трудоус-
тройству у данного работодателя.
Предлагается авторское определение понятия правового статуса заре-
гистрированных безработных (безработных в узком смысле) и правового
статуса фактических безработных (безработных в широком смысле). Де-
лается вывод, что безработные в узком смысле обладают большим кругом
прав, обязанностей и гарантий, чем безработные в широком смысле, не
имеющие такого статуса. При этом отмечается, что при юридическом
равенстве подавляющая часть безработных (2/3 от общего числа) в силу
факта отсутствия официальной регистрации в качестве безработного (вслед-
ствие достаточно сложной процедуры регистрации в качестве безработно-
го, неэффективной работы органов службы занятости по содействию в
трудоустройстве) лишена значительного комплекса государственных мер
защиты от безработицы, предоставляемых официально зарегистрирован-
ным безработным. Делается предложение о необходимости упрощения
процедуры регистрации в качестве безработных лиц.
В третьем параграфе «Безработный как субъект российского права»
исследуется общее теоретическое понятие трудовой право- и дееспособ-
ности (правосубьектности) субъекта права. Делается вывод, что для при-
знания безработного субъектом права необходимо наличие у него пра-
восубьектности, наделение которой зависит от отрасли права, субъектом
которой может быть безработный.
Определяются отрасли права, где безработный гражданин может быть
специальным субъектом права, т.е. его правовое положение как субъек-
та конкретной отрасли права определяется наличием статуса безработ-
23
ного. Рассматриваются подробно правоотношения с участием безработ-
ного как в качестве общего субъекта, так и специального субъекта.
Безработный гражданин при наличии условий, закрепленных в со-
ответствующих нормативно-правовых актах, может быть субъектом:
конституционного, арбитражного процессуального права, таможенного
права, земельного права, жилищного права, уголовно-процессуального
права, уголовно-исполнительного права, экологического права, морско-
го права, речного права, семейного права; уголовного права; гражданс-
кого права.
В работе рассматриваются правоотношения с участием безработно-
го как специального субъекта: административное правоотношение по
поводу профессиональной подготовки, переподготовки, повышения ква-
лификации по направлению органа службы занятости и администра-
тивное правоотношение по поводу обжалования действий или бездей-
ствий органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоя-
щий орган службы занятости; гражданско-процессуальное правоотно-
шение по обращению в суд, в случае обжалования действий или без-
действий органов службы занятости и их должностных лиц в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации; гражданс-
кое правоотношение с участием членов семьи безработного по поводу
наследования невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в
качестве средств к существованию, а именно причитающейся безра-
ботному гражданину суммы стипендии, недополученной в связи с его
смертью (п. 8 ст. 29 Закона о занятости); а также суммы пособия по
безработице, причитающейся безработному и неполученной им в свя-
зи с его смертью (п. 2 ч. 9 ст. 35 Закона о занятости); налоговое
правоотношение по поводу регистрации в качестве индивидуального
предпринимателя (ИП) или регистрации созданного им юридического
лица – ООО, где безработный выступает в качестве единственного
учредителя.
На основании изложенного делается вывод, что безработный может
выступать как в качестве обычного, так и специального субъекта право-
отношений в соответствии с действующим законодательством Российс-
кой Федерации. Обращается внимание, что хотя безработный может
быть субъектом различных отраслей права, наиболее часто он является
субъектом правоотношений, регулируемых нормами трудового права и
права социального обеспечения.
Во второй главе «Правовое положение безработного в трудовом праве
России» предлагается рассматривать безработного как субъект трудового
права; анализируется его правосубъектность; выделяются её условия.
Автор выделяет два типа отношений по трудоустройству, относящихся
к предмету трудового права. Анализируются предшествующие трудо-
вым и посттрудовые правоотношения, где безработный выступает в
качестве субъекта.
24
В первом параграфе «Безработный как субъект трудового права» рас-
сматриваются существующие в науке трудового права точки зрения на
содержание понятия трудовой правосубьектности работника. Исследу-
ется понятие трудовой право- и дееспособности (правосубьектности)
безработного как производной от правосубьектности работника, ее со-
держание, материальное и формальное условия.
Диссертант отмечает, что для возникновения правосубьектности без-
работного лица требуется специальный акт государственного органа –
решение органа службы занятости о признании лица, зарегистрирован-
ного в целях поиска подходящей работы, безработным. Выделяется об-
щая и специальная правосубъектность безработных. Проводится деталь-
ный анализ условий (признаков), закрепленных в Законе о занятости,
которым должно отвечать лицо для признания его безработным по за-
конодательству России. Выявляются особенности закрепленных усло-
вий (признаков) безработного гражданина и проводится сравнение с
условиями (признаками), предусмотренными международными актами.
Обращается внимание, что при соблюдении условий, предусмотрен-
ных ст. 2 и ст. 3 Закона о занятости, иностранный гражданин или лицо
без гражданства может быть поставлен на учет в службу занятости и
признан безработным. Однако в этом случае службой занятости долж-
ны быть учтены особенности регулирования будущих трудовых отно-
шений с иностранными работниками, закрепленные в Федеральном за-
коне №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Рос-
сийской Федерации» от 25.07.2002 г.
Диссертант отмечает отсутствие определения понятия трудоспособно-
сти в Законе о занятости и то, что для признания лица безработным
наличие того или иного вида трудоспособности не имеет юридического
значения. Наличие полной или ограниченной (сниженной) трудоспособ-
ности также не влияет на факт признания лица безработным, исключе-
ние касается лиц, признанных в установленном порядке инвалидами.
Поскольку безработный – это будущий работник, то понятие трудо-
способности для безработного следует соотносить с понятием трудоспо-
собности работника. Представляется, что когда законодатель устанавли-
вал минимальный возраст признания лица безработным в 16 лет, не
делая исключений по аналогии со ст. 63 ТК РФ, то он исходил как раз
из особенностей признания правосубьектности лиц, моложе 16 лет и
особенностей условий использования их труда в соответствии с дей-
ствующим законодательством.
Рассматривая понятие такого признака, как отсутствие работы и за-
работка, диссертант анализирует предусмотренные Трудовым кодексом
Российской Федерации случаи, когда работник при сохранении трудо-
вых отношений может оставаться без работы и заработка (к ним отно-
сятся: работающие неполное рабочее время в порядке ст. 74 ТК РФ,
отстраненные от работы на основании ст. 76 ТК РФ, при самозащите
25
(ст. 142 ТК РФ)), с точки зрения возможности признания таких лиц
безработными. Диссертант приходит к выводу, что только работников,
вынужденно работающих неполное рабочее время, находящихся в от-
пусках без сохранения заработной платы по инициативе администра-
ции, следует признавать безработными. Делаются предложения о вне-
сении соответствующих изменений в Закон о занятости.
В конце параграфа автор отмечает, что правосубъектность зарегистри-
рованных безработных (безработных в узком смысле) позволяет им быть
участниками двух видов правоотношений по трудоустройству, возника-
ющих: между безработным и органом службы занятости, между безра-
ботным и конкретным работодателем при обращении к нему по направ-
лению органов службы занятости. Фактические безработные (безработ-
ные в широком смысле), т.е. официально не зарегистрированные в каче-
стве таковых в органах службы занятости, могут быть участниками толь-
ко правоотношений по трудоустройству у данного работодателя. Их пра-
восубъектность совпадает по содержанию и условиям с правосубъектнос-
тью работника.
Во втором параграфе «Правоотношение по трудоустройству, возни-
кающее между гражданином и государственным учреждением службы
занятости» рассматривается понятие трудоустройства (в широком и уз-
ком смысле), рассматриваются имеющиеся в науке трудового права точ-
ки зрения на отраслевую принадлежность отношения по трудоустрой-
ству между гражданином и органом службы занятости. Диссертант раз-
деляет точку зрения авторов, относящих это отношение к предмету
трудового права, и предлагает своё обоснование такого вывода, исходя
из современных условий рынка труда и политики государства, осуще-
ствляемой в сфере занятости и трудоустройства. Предлагается в зависи-
мости от вида регистрации рассматривать две фазы в правоотношении
по трудоустройству: первая фаза – регистрация гражданина в целях
поиска подходящей работы; вторая фаза – признание гражданина, за-
регистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным.
Это в свою очередь позволяет подробно рассмотреть весь обьем прав и
обязанностей всех участников данного правоотношения, выявить со-
путствующие ему другие виды правоотношений.
Первая фаза возникает на основе регистрации лица, обратившегося в
орган службы занятости в целях поиска подходящей работы, и может
быть закончена с одновременным прекращением самого правоотноше-
ния по трудоустройству, снятием гражданина с учета, в случае подбора
подходящей работы, заключения трудового договора, направления для
участия в общественных работах, или по инициативе самого граждани-
на. Если в течении 10 дней не подобрана подходящая работа, гражда-
нин, зарегистрированный в целях поиска подходящей работы, призна-
ется безработным. Решение о признании гражданина безработным оз-
начает начало второй фазы правоотношения по трудоустройству.
26
В работе выделяются возникающие в период действия второй фазы
сопутствующие правоотношения: по профессиональной подготовке, пе-
реподготовке, повышении квалификации по направлению органа служ-
бы занятости; по участию в общественных работах; по получению по-
собия по безработице, стипендии, материальной помощи, назначения
досрочной пенсии, финансовой поддержки при переезде (переселении)
для трудоустройства в другую местность.
В работе рассматриваются особенности трудоустройства инвалидов,
как лиц, особо нуждающихся в социальной защите.
Обращается внимание, что закрепление на федеральном уровне обяза-
тельной квоты для трудоустройства инвалидов на практике не означает
действительного трудоустройства. Так, за первое полугодие 2011 г. по
данным Минздравсоцразвития было трудоустроено всего 3 тысячи инва-
лидов. Делается вывод, что необходимо активизировать государственную
политику стимулирования работодателей по трудоустройству инвалидов.
В третьем параграфе «Правоотношение по трудоустройству у данно-
го работодателя» отмечается, что на практике работодатели злоупотреб-
ляют своим правом проверки наличия тех или иных деловых и лично-
стных качеств у лиц, ищущих работу, используя при этом методы и
способы проверки, не предусмотренные трудовым законодательством
(заочное тестирование, анкетирование и применение полиграфа (детек-
тора лжи), что ущемляет конституционное право на защиту от безрабо-
тицы лиц, ищущих работу. Анализируя возникающие на практике си-
туации с использованием не предусмотренных нормами трудового пра-
ва способов проверки деловых и личностных качеств работника, автор в
целях защиты конституционных прав лиц, ищущих работу, предлагает
внести соответствующие изменения в ТК РФ. В работе рассматривают-
ся не предусмотренные ТК РФ гибкие формы трудоустройства (заём-
ный труд: аутсорсинг, аутстаффинг), делается вывод о необходимости
запрета использования заёмного труда в России.
В параграфе уделяется отдельное внимание предшествующим трудо-
вым, производным (посттрудовым) отношениям, где безработный мо-
жет выступать одной из сторон правоотношения.
Делается вывод, что помимо отношения по трудоустройству у данного
работодателя безработные граждане (как зарегистрированные, так и факти-
ческие) могут быть субъектами других правоотношений, регулируемых нор-
мами трудового права. Производных отношений от трудовых и посттрудо-
вых. На основе анализа ст. 198 ТК РФ автором обосновывается наличие
трёх видов самостоятельных правоотношений с участием безработного.
Предлагается в целях защиты конституционных прав лица, ищущего
работу при заключении ученического договора, внести соответствую-
щие изменения в ТК РФ.
В главе третьей «Правовое регулирование социального обеспечения
безработных» рассматривается понятие социальной поддержки безра-
27
ботного, ее видов; правовое положение безработного как субъекта пра-
ва социального обеспечения. Проводится сравнительный анализ зако-
нодательства, регулирующего вопросы назначения и выплаты пособия
по безработице российского (советского и действующего законодатель-
ства) с законодательством Республики Беларусь и Республики Казах-
стан, а также ряда зарубежных стран (США, Германии, Японии и
Китая).
В первом параграфе «Понятие и виды социального обеспечения безра-
ботных» анализируется соотношение понятий социальная защита, со-
циальное обеспечение и социальная поддержка. Делается вывод, что
социальную поддержку безработных следует рассматривать как способ
их социального обеспечения. Автор придерживается точки зрения, что
в содержание социальной поддержки безработных должны включаться
только меры материального характера: социальные выплаты и финан-
совая поддержка. Такой вывод делается на основе анализа ст.ст. 7.1-1,
12, 28 Закона о занятости.
На основе проведенного исследования формируется определение по-
нятия социальной поддержки безработных граждан, предлагается клас-
сификация ее видов по целевому назначению, по источникам финанси-
рования и по сроку выплаты.
Во втором параграфе «Безработный как субъект права социального
обеспечения» диссертант обращает внимание, что безработный в каче-
стве субъекта права социального обеспечения стал рассматриваться после
принятия в 1991 г. Закона о занятости. В период функционирования
(до 2001 г.) Фонда занятости населения Российской Федерации безра-
ботный гражданин получал социальное обеспечение в рамках обяза-
тельного социального страхования, после упразднения Фонда занято-
сти все виды социальной поддержки безработный стал получать в
рамках организационной формы: обеспечение за счет федерального
бюджета.
Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспече-
нию, гражданин должен обладать правосубъектностью (правоспособно-
стью и дееспособностью). Автор анализирует существующие точки зре-
ния в науке права социального обеспечения на понятие правосубьект-
ности, приходит к выводу, что безработный помимо общей правоспо-
собности, возникающей с рождения человека, обладает специальной
правоспособностью, специальной дееспособностью, возникающими од-
новременно вследствие признания лица, зарегистрированного в поис-
ках подходящей работы, безработным.
В параграфе дается вывод, что безработный гражданин, как любое фи-
зическое лицо, при наличии условий, установленных в законе, может быть
субъектом разного вида правоотношений в праве социального обеспече-
ния. Как специальный субъект, т.е. имея статус безработного, – в правоот-
ношениях по назначению и выплате предусмотренных в Законе о занято-
28
сти социальных выплат и финансовой поддержки. Безработный гражда-
нин может быть одновременно субъектом нескольких видов правоотноше-
ний. Получение пособия по безработице или иных видов социальных
выплат не препятствует получению других видов социального обеспече-
ния. Исключение: нельзя одновременно получать пособие по безработице
и пособие по уходу за ребенком до полутора лет. При невыполнении или
ненадлежащем выполнении своих обязанностей в рамках данных правоот-
ношений к безработному гражданину могут быть применены право-огра-
ничительные санкции органом службы занятости, или безработный может
быть привлечен к выходящей за рамки права социального обеспечения
гражданско-правовой или уголовной ответственности.
В третьем параграфе «Пособие по безработице: понятие, виды, размер,
сроки выплаты» автором кратко рассмотрена история возникновения пра-
ва на получение пособия по безработице, начиная с КЗоТ 1918 г.; прово-
дится детальный сравнительный анализ данных нормативно-правовых
актов и международных актов (Конвенций и Рекомендаций МОТ) в
целях выявления соответствий и различий в правилах назначения и
выплаты пособия по безработице; законодательства зарубежных стран
(Германии, США, Японии и Китая) и действующего законодательства
Российской Федерации касательно правил назначения и выплаты посо-
бия по безработице в целях выработки предложений по совершенство-
ванию российского законодательства.
Исходя из анализа общих признаков, свойственных всем пособиям
как виду социального обеспечения, и специальных признаков, относя-
щихся только к пособию по безработице, в работе дается авторское
определение пособия по безработице. В работе обосновывается необхо-
димость повышения размера пособия по безработице, его индексации,
увеличение размера на нетрудоспособных иждивенцев безработного;
необходимость выплаты пособия по беременности и родам в период
отпуска по беременности и родам безработной беременной женщине в
максимальном размере пособия по безработице.
В четвертом параграфе «Иные виды социальной поддержки безработ-
ного» автор рассматривает основания назначения, размеры стипендии
безработным гражданам, выплачиваемые в период профессиональной
подготовки, переподготовки, повышения квалификации по направле-
нию органа службы занятости.
Исследование соответствующих норм Закона о занятости, подвер-
гавшихся неоднократному изменению за более чем двадцатилетний пе-
риод его действия, позволил прийти к следующему выводу. Законода-
тель снизил уровень социальной поддержки безработных граждан при
выплате им стипендии, т.к. отменил индексацию сумм стипендии, уве-
личения размера стипендии на иждивенцев безработного, установил
минимальный и максимальный размер стипендии на уровне минималь-
ного и максимального размера пособия по безработице.
29
Претерпели существенные изменения за период действия Закона о
занятости нормы, регулирующие назначение, размер материальной по-
мощи безработным гражданам. Внесенные изменения снизили уровень
материальной поддержки безработных, т.к. был сужен круг лиц, могу-
щих ее получать, были отмены дотации за пользование жильем, комму-
нальными услугами, общественным транспортом, услугами на здраво-
охранение и общественное питание.
Сравнение норм Законов о занятости партнеров России по ЕвроА-
зЭС Республики Беларусь, Республики Казахстан позволило прийти к
следующему выводу. Республика Беларусь предоставляет материальную
помощь более широкому кругу безработных, на более длительный пе-
риод, в больших размерах, чем Российская Федерация. В Республике
Казахстан отсутствуют какие-либо виды материальной поддержки без-
работных. Данные отличия придется учитывать при гармонизации на-
циональных законодательств в виду образования единого экономичес-
кого пространства вышеназванными республиками. Анализ норм Зако-
на о занятости, предоставляющих право досрочной пенсии безработ-
ным, позволяет сделать заключение, что законодатель значительно ус-
ложнил, по сравнению с первой редакцией Закона о занятости, проце-
дуру реализации права на досрочную пенсию безработным.
Обосновывается в целях повышения уровня социальной поддержки
безработных граждан вывод о необходимости возрождения системы стра-
хования на случай безработицы и воссоздания Фонда занятости населе-
ния в Российской Федерации.
В заключении сформулированы основные положения и выводы про-
веденного исследования; дается правовая оценка действующего россий-
ского законодательства и степени его эффективности; формулируются
предложения по совершенствованию трудового законодательства и за-
конодательства о труде и занятости, направленные на повышение эф-
фективности правового регулирования статуса безработного, правоот-
ношений по трудоустройству с участием органа службы занятости и
правоотношений по трудоустройству у конкретного работодателя.
30
Основные положения диссертации опубликованы
в следующих работах:
В ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендован-
ных ВАК Министерства образования и науки РФ:
1. Смирнова Е.А. Безработный по трудовому праву и праву социаль-
ного обеспечения России // Азиатско-Тихоокеанский регион. Эконо-
мика. Политика. Право / гл. ред. В.И. Курилов. – 2012. – № 1(25). –
С.101–114. – 1,05 п.л.
Публикации в иных научных изданиях:
2. Смирнова Е.А. Положение молодежи на рынке труда // Право и
современность: проблемы и пути решения : материалы конференции
молодых ученых, аспирантов и студентов. – Владивосток : Изд-во Даль-
невост. ун-та, 2006. – С. 353–357. – 0,2 п.л.
3. Смирнова Е.А. Понятие безработного (сравнительный анализ по
российскому и международному законодательству) // Россия XXI век :
материалы Третьей Всероссийской молодежной научно-практической
конференции. Часть I. Политика и политология. Владивосток, 16 апре-
ля 2010г. – Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та, 2010. – С. 276–
279. – 0,2 п.л.
4. Смирнова Е.А. Правовой статус безработного в российском трудо-
вом праве, в трудовом праве США и Германии (сравнительный анализ)
// Правовая политика современной России: формы и средства реализа-
ции : сборник статей по материалам Международной читательской на-
учно-практической конференции 19 мая 2011 года. – Тамбов : ТРОО
«Бизнес – Наука – Общество», 2011. – С. 300–306. – 0,3 п.л.
5. Смирнова Е.А. Правовое положение безработного по трудовому
праву и праву социального обеспечения России : учеб. пособие /
Е.А. Смирнова. – Владивосток : Издательский дом Дальневост. феде-
рал. ун-та, 2012. – 213 с. – 13,2 п.л.
31
Смирнова Евгения Александровна
БЕЗРАБОТНЫЙ
ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ
И ПРАВУ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
РОССИИ
Специальность 12.00.05 – трудовое право;
право социального обеспечения.
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Подписано в печать 16.02.2012.
Формат 60х841/16. Усл. печ. л. 1,45. Уч.-изд. л. 1,50.
Тираж 120 экз. Заказ
Издательский дом
Дальневосточного федерального университета
690950, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Отпечатано в типографии
Издательского дома ДВФУ
690950, г. Владивосток, ул. Алеутская, 56
Файлы: 
Порядок отображения: 
0