2012avtoref1167

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Лубков Евгений Александрович
 
29 мая 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Оперативно-розыскное предупреждение преступлений в колониях-поселениях в условиях современного реформирования уголовно-исполнительной системы» (специальность 12.00.09 – уголовный процесс). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 338.002.01
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Лубков Е.А. Оперативно-розыскное предупреждение преступлений в колониях-поселениях в условиях современного реформирования уголовно-исполнительной системы: автореф. дис... канд. юрид. наук. Псков, 2012. С. 30.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref1167 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Лубков Е.А. Оперативно-розыскное предупреждение преступлений в колониях-поселениях в условиях современного реформирования уголовно-исполнительной системы: автореф. дис... канд. юрид. наук. Псков, 2012. С. 30.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:

 
 

На правах рукописи

 
 
 
 

ЛУБКОВ Евгений Александрович

 
 

 
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ В КОЛОНИЯХ-ПОСЕЛЕНИЯХ
В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

 
 

аВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук

 
 

Специальность 12.00.09 – уголовный процесс, криминалистика;
оперативно-розыскная деятельность

 
 
 
 

Псков – 2012

 
Работа выполнена на кафедре оперативно-розыскной деятельности Псковского юридического института ФСИН России.
 

Научный руководитель: доктор юридических наук, доцент
Антонов Игорь Алексеевич
 
Официальные оппоненты:
 
Рохлин Виктор Иванович,
доктор юридических наук, профессор,
заслуженный юрист Российской Федерации, профессор кафедры истории и теории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России
 
  Фирсов Виталий Викторович,
кандидат юридических наук, доцент,
доцент кафедры международного и гуманитарного права Северо-Западного института Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
 
Ведущая организация – Академия права и управления ФСИН России.
 
 

Защита состоится «___» ___________ 2012 года в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 338.002.01 при Псковском юридическом институте Федеральной службы исполнения наказаний (180014, г. Псков, Зональное шоссе, д. 28).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Псковского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний (180014, г. Псков, Зональное шоссе, д. 28).
 
Автореферат разослан «___» ___________ 2012 г.
 
 

 
 

 
Ученый секретарь диссертационного совета 
кандидат юридических наук                                                                 А.В. Паршков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
 
Актуальность темы исследования обусловлена несколькими взаимосвязанными обстоятельствами.
Во-первых, проводимые в Российской Федерации политико-правовые реформы, ориентированные во многом на совершенствование правоохранительной системы, в качестве основного направления рассматривают гуманистическое развитие уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года[1] первоочередными задачами определены повышение качества деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, создание действенного механизма исполнения уголовных наказаний, достигающего цели исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений, обеспечивающего минимизацию негативных социальных последствий, связанных с изоляцией осужденных от общества.
Законопроектная деятельность на современном этапе нацелена на оптимизацию уголовного наказания в зависимости от общественной опасности деяния и характеристики лица, его совершившего, на предупреждение деформации и десоциализации личности осужденного к лишению свободы, получения им дополнительной криминальной специализации. При этом содержание нормативных актов (уголовного, уголовно-исполнительного, оперативно-розыскного законодательства) и их проектов не в полной мере адекватно состоянию и тенденциям развития криминальной ситуации в стране в целом и в исправительных учреждениях в частности, а в отдельных случаях не согласуется с потребностями правоприменительной практики органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.
Во-вторых, в настоящее время лишение свободы остается самым распространенным видом уголовного наказания[2]. На 1 января 2012 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 755,6 тыс. человек, в том числе в 758 исправительных колониях отбывало наказание 639,6 тыс. человек, из них 44,0 тыс. – в 148 колониях-поселениях[3]. И показатели эффективности работы учреждений уголовно-исполнительной системы по обеспечению безопасности во многом зависят от деятельности исправительных колоний.
В-третьих, оперативная обстановка в исправительных учреждениях ФСИН России остается достаточно сложной, что связано прежде всего с пенитенциарной преступностью. Так, в 2010 году количество зарегистрированных преступлений среди лиц, содержащихся в местах лишения свободы, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось с 893 до 944, то есть более чем на 5 %; в 2011 году было зарегистрировано 889 преступлений данного вида. Согласно статистическим данным наиболее криминогенная ситуация наблюдается в колониях-поселениях, несмотря на то, что отбывают наказания в указанных учреждениях, как правило, лица, осужденные за преступления небольшой и средней тяжести. Так, в 2011 году в колониях-поселениях было зарегистрировано 279 преступлений, или 31,4 % от их общего количества в исправительных колониях, хотя доля осужденных-поселенцев в общем числе осужденных к лишению свободы составила 6,9 %; предотвращено 5317 преступных намерений и деяний.
Среди преступлений, совершаемых в колониях-поселениях, преобладают побеги и уклонения от отбывания наказания, совокупная доля которых в 2011 году составила 69 %; увеличивается количество таких преступлений, как дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, приобретение и сбыт наркотических средств, кражи на объектах уголовно-исполнительной системы. При этом социологическое исследование и изучение работы исправительных учреждений позволили прийти к выводу о существовании латентной пенитенциарной преступности и прежде всего о высоком уровне латентности корыстно-насильственных преступлений в колониях-поселениях. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что предупреждение и раскрытие преступлений, совершаемых в колониях-поселениях, во многом зависят от надлежащей организации оперативно-розыскной деятельности.
Правоприменительная практика показывает, что невозможно обеспечить предупреждение преступлений в колониях-поселениях без противопоставления криминальной деятельности целенаправленного комплекса оперативно-розыскных мер, без использования в качестве вспомогательной информации различными службами исправительного учреждения данных, полученных оперативно-розыскным путем, без привлечения к содействию оперативным подразделениям отдельных лиц. Специфика режима содержания осужденных-поселенцев с профилактических позиций требует организации эффективного внешнего взаимодействия оперативных аппаратов колоний-поселений с оперативными подразделениями территориальных органов внутренних дел и других правоохранительных органов, с органами местного самоуправления и организациями на территории дислокации рассматриваемых учреждений.
Отсутствие должного нормативного регулирования деятельности оперативных аппаратов колоний-поселений в сфере предупреждения преступлений, в том числе процедуры полиграфного опроса при переводе осужденных из колоний строгого и общего режимов в колонию-поселение, фактически исключает возможность достоверного установления готовности осужденного к переводу, что повышает уровень криминогенности в колониях-поселениях и затрудняет оперативно-розыскное предупреждение совершения указанной категорией осужденных новых преступлений.
С учетом изложенного изучение вопросов оперативно-розыскного предупреждения преступлений в колониях-поселениях становится актуальным, особенно в современных условиях реформирования уголовно-исполнительной системы.
Степень научной разработанности темы исследования. В отечественной правовой литературе в последние годы возрос интерес к исследованию вопросов как оперативно-розыскной деятельности в целом, так и отдельных ее составляющих. С позиций темы настоящего исследования были изучены работы А.И. Алексеева, И.А. Антонова, В.М. Атмажитова, Д.В. Гребельского, В.И. Елинского, С.И. Захарцева, Н.И. Крашенинникова, А.Г. Лекаря, В.А. Лукашова, Г.А. Овчинникова, В.И. Рохлина, В.Г. Самойлова, Г.К. Синилова, А.Н. Халикова, А.В. Шахматова и других ученых, посвященные совершенствованию оперативно-розыскной деятельности.
Проблемы, непосредственно касающиеся оперативно-розыскного предупреждения преступлений, в том числе в исправительных учреждениях, рассматривались в работах А.В. Агаркова, Н.П. Барабанова, И.И. Басецкого, С.Ю. Ведрова, С.С. Галахова, А.И. Грищенко, С.Н. Захарченко, П.И. Иванова, Ю.Ф. Кваши, И.П. Козаченко, С.В. Назарова, О.М. Наливайченко, С.С. Овчинского, И.А. Писарева, Р.Р. Фатхуллина, В.В. Фирсова и др.
Вместе с тем имеющиеся диссертационные и монографические работы, а также научные статьи в основном были подготовлены до введения в действие нового уголовного, уголовно-исполнительного и оперативно-розыскного законодательства либо не учитывают современные требования правоприменительной практики предупреждения пенитенциарной преступности и положения Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.
Настоящая работа стала первым монографическим исследованием, посвященным комплексному изучению проблем оперативно-розыскного предупреждения пенитенциарных преступлений осужденных-поселенцев с учетом специфики режима содержания в колониях-поселениях в современных условиях реформирования уголовно-исполнительной системы.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при осуществлении оперативно-розыскного предупреждения преступлений в колониях-поселениях.
Предмет диссертационного исследования – закономерности развития законодательства, регламентирующего вопросы оперативно-розыскного предупреждения преступлений, совершаемых в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также правоприменительной практики оперативных подразделений по предупреждению преступлений в колониях-поселениях.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования – формулирование и обоснование положений, которые заложили бы научно-теоретическую основу оперативно-розыскного предупреждения преступлений в колониях-поселениях, направленную на повышение эффективности правоприменительной практики противодействия пенитенциарной преступности с учетом современного развития уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с целью исследования данной работы были решены следующие задачи:
– проведено историко-правовое исследование развития института колоний-поселений в Российском государстве и становления механизма предупреждения преступлений в исправительных учреждениях данного вида;
– проанализировано содержание понятийного аппарата и правовой регламентации оперативно-розыскного предупреждения преступлений в исправительных учреждениях;
– дана оперативно-розыскная характеристика преступлений, совершаемых в колониях-поселениях, с учетом особенностей режима содержания осужденных в исправительных учреждениях указанного вида;
– оценено современное состояние информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскного предупреждения преступлений в колониях-поселениях с позиций его совершенствования;
– определены пути целевого профилактического взаимодействия оперативных аппаратов колоний-поселений с другими службами, правоохранительными органами, органами местного самоуправления и организациями на территории дислокации рассматриваемых учреждений;
– разработаны и обоснованы предложения и рекомендации по совершенствованию методики оперативно-розыскного предупреждения преступлений в колониях-поселениях, включая методические рекомендации по проведению опроса с использованием полиграфа в целях получения оперативно значимой информации;
– внесены предложения по изменению и дополнению федерального законодательства и ведомственных нормативных актов, направленные на совершенствование правоприменительной деятельности в области предупреждения преступлений, совершаемых в колониях-поселениях.
Методологическую основу диссертационного исследования составляет общенаучный диалектический метод познания, применяемый к различным юридическим явлениям, позволяющий рассматривать их в постоянном развитии, тесной взаимосвязи и взаимозависимости. С помощью формально-юридического метода и метода сравнительного правоведения было исследовано содержание норм оперативно-розыскного и уголовно-исполнительного права, регулирующих вопросы предупреждения преступлений, совершаемых в колониях-поселениях, в их взаимосвязи, осуществлено логическое и грамматическое их толкование, предложены авторские более совершенные формулировки законодательных положений, призванные повысить качество деятельности оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы.
Исторический метод использовался при ретроспективном исследовании вопросов предупреждения преступлений ссыльных, ссыльных в работы и на каторги (прообраз колоний-поселений), при формулировании положений, которые необходимо учесть в настоящее время при организации деятельности колоний-поселений и оперативно-розыскной деятельности в указанных исправительных учреждениях.
Методы социологического опроса и статистического исследования дали возможность сделать вывод о социальных потребностях обеспечения безопасности колоний-поселений и территорий их дислокации, степени эффективности оперативно-розыскного механизма противодействия пенитенциарной преступности.
Теоретическую основу исследования составили научные труды ведущих специалистов в области уголовного и уголовно-исполнительного права, криминологии и криминалистики, теории оперативно-розыскной деятельности и других отраслей научного знания.
В своей работе диссертант опирался на труды А.В. Агаркова, А.И. Алексеева, Ю.М. Антоняна, И.А. Антонова, Н.С. Артемьева, В.М. Атмажитова, С.А. Бажанова, Н.П. Барабанова, И.И. Басецкого, С.Ю. Ведрова, С.С. Галахова, Д.В. Гребельского, А.И. Грищенко, В.Г. Громова, В.И. Елинского, А.Э. Жалинского, С.И. Захарцева, С.Н. Захарченко, П.И. Иванова, Б.Б. Казака, И.И. Карпеца, Ю.Ф. Кваши, И.П. Козаченко, И.М. Корячкина, М.Ф. Костюка, Н.И. Крашенинникова, С.А. Лаптева, А.Г. Лекаря, В.А. Лукашова, С.В. Назарова, О.М. Наливайченко, А.П. Некрасова, В.В. Николайченко, Г.А. Овчинникова, С.С. Овчинского, И.А. Писарева, В.А. Понкратова, В.И. Рохлина, В.Г. Самойлова, Г.К. Синилова, В.В. Смирнова, Р.Р. Фатхуллина, В.В. Фирсова, А.Н. Халикова, А.В. Шахматова и других ученых.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, действующее уголовное, уголовно-исполнительное и уголовно-процессуальное законодательство, законодательство об оперативно-розыскной деятельности, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные и межведомственные нормативные акты, регулирующие вопросы противодействия преступности, в том числе предупреждения пенитенциарных преступлений.
Эмпирическая база исследования. В работе использованы официальные статистические данные о состоянии преступности в Российской Федерации и работе правоохранительных органов, анализ деятельности судов общей юрисдикции по применению наказаний за совершение преступлений, обзоры деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы за 2008–2011 годы.
В качестве эмпирической базы исследования выступили материалы 56 уголовных дел, возбужденных по фактам совершения преступлений на территории колоний-поселений Северо-Западного федерального округа (Архангельская, Вологодская, Ленинградская, Новгородская и Псковская области), 40 архивных дел оперативного учета, а также результаты проведенных автором 48 опросов осужденных-поселенцев с применением полиграфа.
Особое внимание уделялось социологическому исследованию (итоги опроса 121 сотрудника исправительных учреждений и 168 осужденных-поселенцев в указанных субъектах Российской Федерации).
Кроме того, использовался личный опыт работы автора в оперативных подразделениях правоохранительных органов и в системе высшего профессионального образования.
Научная новизна исследования состоит в том, что диссертация является первым монографическим, логически завершенным исследованием, обращенным непосредственно к теоретическим и практическим проблемам предупреждения преступлений в колониях-поселениях с применением мер оперативно-розыскного реагирования, позволившим выработать положения, выводы и рекомендации, способствующие повышению эффективности работы оперативных подразделений исправительных учреждений указанного вида по противодействию пенитенциарной преступности в условиях современного реформирования уголовно-исполнительной системы.
В диссертации проведен детальный анализ проблем внутренней и внешней профилактики преступлений оперативными подразделениями колоний-поселений, обоснована ведущая роль оперативных аппаратов колоний-поселений в деле предупреждения преступлений как на территории исправительного учреждения, так и на территории муниципального образования его дислокации.
Опираясь на обширный статистический материал и изучение правоприменительной практики оперативных подразделений, диссертант дает оперативно-розыскную характеристику преступлений, совершаемых в колониях-поселениях, определяет пути целевого профилактического взаимодействия оперативных аппаратов колоний-поселений с другими службами, правоохранительными органами, органами местного самоуправления и организациями на территории дислокации рассматриваемых учреждений.
Элементами научной новизны обладают авторские предложения по совершенствованию федерального законодательства и ведомственных нормативных актов, направленных на повышение эффективности оперативно-розыскной деятельности в области предупреждения преступлений, совершаемых в колониях-поселениях, а также методические рекомендации оперативным сотрудникам по проведению опроса с использованием полиграфа в целях получения оперативно значимой информации и определения мер предупредительного воздействия на осужденных-поселенцев, склонных к совершению преступлений.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Особенности условий содержания осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях, оказывают существенное влияние на характер совершаемых ими преступлений и на специфику их оперативно-розыскного предупреждения, заключающуюся, в частности, в необходимости осуществлять внешнюю профилактику, уделять внимание криминогенным факторам и потенциально криминогенным ситуациям, возникающим не только внутри колонии-поселения, но и за ее границами – в пределах соответствующего муниципального образования, в более широком круге лиц, вовлекаемых в сферу оперативно-розыскной деятельности, в более обширных полномочиях и обязанностях оперативных сотрудников колоний-поселений при решении правоохранительных задач, в том числе по обеспечению безопасности лиц, проживающих в местах дислокации колоний-поселений.
2. Детальное изучение оперативной обстановки в колониях-поселениях и оперативно-розыскной характеристики совершаемых в указанных исправительных учреждениях преступлений позволило выявить обстоятельства, которые должны быть учтены в работе оперативных подразделений:
– оперативная обстановка в колониях-поселениях характеризуется увеличением количества спецконтингента с высокой криминальной активностью;
– наряду с распространенными преступлениями, совершаемыми в колониях-поселениях (побеги, уклонения от отбывания наказания, дезорганизация деятельности учреждений, приобретение и сбыт наркотических средств), внимание оперативных сотрудников должно быть обращено на предупреждение, выявление и пресечение корыстных и насильственных преступлений, большинство из которых остаются латентными;
– своевременное выявление замышляемых и подготавливаемых осужденными-поселенцами преступлений обусловливает необходимость использовать возможности конфиденциального сотрудничества, характеризующегося своими особенностями;
– при предупреждении побегов оперативным сотрудникам необходимо учитывать, что более половины побегов совершаются осужденными в течение первых шести месяцев отбывания наказания, то есть в период их адаптации должна быть организована дополнительная профилактическая работа с привлечением психологической службы; требуется обеспечить иные подразделения информацией о лицах, склонных к совершению побегов и не подлежащих использованию на работах вне колонии-поселения; учесть ситуационный характер побегов из колоний-поселений и их сезонность;
– при организации оперативно-розыскного предупреждения дезорганизации нормальной деятельности колоний-поселений особое внимание следует уделять разобщению групп отрицательной направленности;
– с позиций оперативно-розыскного предупреждения незаконного оборота наркотиков в колониях-поселениях оперативные сотрудники должны обладать знаниями о способах доставки наркотиков, характеристике личности наркомана, о воздействии наркотических средств и способах их изготовления.
3. Основываясь на анализе действующего законодательства в сфере организации оперативно-розыскного предупреждения преступлений в исправительных учреждениях, а также деятельности колоний-поселений, диссертант предлагает внести изменения и дополнения в отдельные нормативные акты:
а) в ч. 1 ст. 84 УИК РФ внести следующие изменения: после слов «в соответствии с законодательством Российской Федерации» слова «в исправительных учреждениях» заменить словами «оперативными подразделениями исправительных учреждений», что даст законное основание оперативным сотрудникам на проведение оперативно-розыскных мероприятий за пределами колонии-поселения;
б) пункт 8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» изложить в следующей редакции: «8. Органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний»;
в) в ст. 751 УИК РФ закрепить обязанность оперативно-розыскного сопровождения принятия решения о следовании осужденного к лишению свободы в колонию-поселение самостоятельно или под конвоем;
г) в ст. 84 УИК РФ добавить следующую задачу оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях: оперативно-розыскное сопровождение самостоятельного следования осужденных к лишению свободы в колонию-поселение.
4. Авторское определение понятия оперативно-розыскного предупреждения преступлений в колониях-поселениях, под которым следует понимать деятельность оперативных аппаратов колоний-поселений, осуществляемую гласно и негласно во взаимодействии с территориальными отделами органов внутренних дел и иных правоохранительных органов, с привлечением организаций, общественных объединений, граждан, направленную на выявление, изучение и воздействие на лиц, замышляющих и подготавливающих преступления, а также на криминогенные факторы и потенциально криминогенные ситуации, возникающие как внутри колонии-поселения, так и в пределах соответствующего муниципального образования, с целью предотвращения и пресечения преступлений.
5. На основе проведенного исследования автор приходит к выводу, что среди видов опросов, применяемых в оперативно-розыскной деятельности, на первом месте по результативности – опрос с использованием полиграфа. Для совершенствования нормативной основы его применения в целях предупреждения преступлений в учреждениях уголовно-исполнительной системы предлагается:
а) пункт 15 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 ноября 2006 г. № 333, дополнить абзацем следующего содержания: «15. Оперативные отделы: …с целью предупреждения преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания инициируют и осуществляют опросы с применением полиграфа в отношении лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы»;
б) в Инструкции об организации проведения психофизиологических исследований с применением полиграфа в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 мая 2011 г. № 165:
– пункт 5 изложить в следующей редакции: «5. Инициаторами проведения специальных психофизиологических исследований (далее – СПФИ) являются руководители учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а в случаях, предусмотренных пп. 8.3–8.5, – руководители оперативных подразделений учреждений уголовно-исполнительной системы»;
– пункт 8 дополнить подпунктами следующего содержания:
«8. СПФИ проводится:
8.3. В отношении лиц, подлежащих переводу в колонию-поселение из колоний общего либо строгого режима, – специалистами, определенными руководителями оперативных подразделений учреждений уголовно-исполнительной системы.
8.4. В отношении лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, с целью выявления, предупреждения и раскрытия готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания – специалистами, определенными руководителями оперативных подразделений учреждений уголовно-исполнительной системы.
8.5. В отношении лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, с целью содействия в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение, – специалистами, определенными руководителями оперативных подразделений учреждений уголовно-исполнительной системы»;
– включить раздел III «Особенности проведения СПФИ в отношении лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы».
6. Вывод автора о том, что полноценное двустороннее взаимодействие оперативных аппаратов исправительных учреждений и других органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, обусловливает необходимость дополнить статью 84 УИК РФ пунктом 3 следующего содержания: «Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, по запросам оперативных аппаратов исправительных учреждений обязаны в пределах своей компетенции оказывать им содействие при решении задач, предусмотренных частью 1 настоящей статьи».
7. В условиях концептуального реформирования уголовно-исполнительной системы, согласно утвержденной модели колоний-поселений, целевое профилактическое взаимодействие оперативных аппаратов колоний-поселений и других правоохранительных органов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций представляет собой осуществляемую в определенных правовых и организационных формах совместную, согласованную по цели, времени и месту деятельность по обеспечению безопасности и соблюдению режима в колонии-поселении, поддержанию общественного порядка на территории соответствующего муниципального образования, предупреждению и раскрытию преступлений, совершенных осужденными-поселенцами.
8. Методические рекомендации для оперативных сотрудников колоний-поселений, позволяющие повысить эффективность оперативно-розыскного предупреждения преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях данного вида, в том числе по проведению опроса с использованием полиграфа с целью получения оперативно значимой информации и определения мер предупредительного воздействия на осужденных, склонных к совершению преступлений.
Теоретическая значимость работы заключается в комплексном монографическом исследовании вопросов оперативно-розыскного предупреждения преступлений осужденных, содержащихся в условиях колонии-поселения. Результаты диссертационного исследования вносят определенный вклад в ряд основных разделов оперативно-розыскной науки, а именно в разделы, посвященные проведению оперативно-розыскных мероприятий, оперативно-розыскному предупреждению преступлений, информационно-аналитическому обеспечению оперативно-розыскной деятельности, вопросам привлечения оперативными подразделениями правоохранительных органов граждан к противодействию преступности, в том числе на конфиденциальной основе. Диссертация содержит теоретические положения и выводы о необходимости дальнейшего развития механизма оперативно-розыскного противодействия пенитенциарной преступности, в том числе совершению преступлений в колониях-поселениях, что обусловливает ценность проведенного исследования.
Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использования разработанных теоретических положений, выводов и рекомендаций в правотворческой работе и правоприменительной практике подразделений уголовно-исполнительной системы, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в колониях-поселениях.
В работе сформулированы предложения по совершенствованию федерального законодательства и ведомственных нормативных актов, регламентирующих порядок осуществления оперативно-розыскной деятельности, направленной на предупреждение пенитенциарной преступности. Диссертация содержит практические рекомендации по повышению эффективности работы оперативных подразделений в области предупреждения преступлений осужденных-поселенцев и профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы к работе в условиях колонии-поселения.
Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для подготовки учебной и учебно-методической литературы по оперативно-розыскной деятельности, в учебном процессе высших образовательных учреждений юридического профиля в рамках преподавания дисциплины «Оперативно-розыскная деятельность», а также в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников оперативных аппаратов органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация подготовлена, обсуждена и одобрена на кафедре оперативно-розыскной деятельности ФКОУ ВПО «Псковский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний».
Основные положения и выводы диссертационного исследования получили апробацию на региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права и исполнения наказания» (Рязань, 2008); «Охрана прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел» (Калининград, 2009); «Человек: преступление и наказание» (Рязань, 2009); «Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве» (Псков, 2009); «Актуальные проблемы организации исполнения наказаний без изоляции осужденных от общества» (Псков, 2010); «Правоприменительная деятельность в Псковской области: история и современность» (Псков, 2010); «Современная правовая политика: проблемы и тенденции развития» (Павлодар, 2011); «Проблемы оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе» (Псков, 2011), приведены в 9 научных публикациях общим объемом 4,4 п.л.
Результаты исследования внедрены в практическую деятельность УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, УФСИН России по Псковской области, УФСИН России по Новгородской области, используются в учебном процессе ФКОУ ВПО «Псковский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний» и Псковского государственного университета.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
 
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
 
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи, объект и предмет исследования, раскрываются методологическая, теоретическая и эмпирическая основы исследования, аргументируется его научная новизна, формулируются положения, выносимые на защиту, устанавливается теоретическая и практическая значимость работы, приводятся сведения об апробации результатов исследования.
Первая глава «Теоретико-правовое исследование вопросов оперативно-розыскного предупреждения преступлений в колониях-поселениях» состоит из трех параграфов: «Ретроспективный анализ вопросов оперативно-розыскного предупреждения преступлений в колониях-поселениях», «Правовая регламентация оперативно-розыскного предупреждения преступлений в колониях-поселениях на современном этапе» и «Оперативно-розыскная характеристика преступлений в колониях-поселениях».
В этой главе диссертантом были рассмотрены процесс и предварительные результаты проводимого в Российской Федерации реформирования исправительных учреждений в рамках реализации положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Очевидно, что либерализация уголовного законодательства делает колонии-поселения одним из основных видов исправительных учреждений в нашей стране. Сегодня можно прогнозировать увеличение их количества и содержащегося там спецконтингента. При этом число преступлений, совершающихся в колониях-поселениях, вызывает определенную тревогу, которая в дальнейшем может лишь усилиться, так как снижение уровня общественной опасности отдельных категорий преступлений в Уголовном кодексе Российской Федерации, осуществляемое в рамках гуманизации уголовной политики, не делает лиц, их совершивших, менее опасными. Сохраняется криминальная активность указанных лиц.
Следует отметить, что ранее данные лица содержались в исправительных колониях, теперь они будут помещаться в колонии-поселения. Это может вызвать рост преступлений в исправительных учреждениях данного вида. Именно поэтому возникает необходимость в выработке новых мер предупреждения преступлений в колониях-поселениях, в том числе оперативно-розыскного характера.
В решении этого вопроса нужно учесть исторический опыт оперативно-профилактической работы в подобных учреждениях на протяжении всего периода их существования, что, в свою очередь, представляется необходимым для определения основных направлений развития современного законодательства и правоприменительной практики.
Анализ историко-правовых аспектов генезиса института колоний-поселений в совокупности с развитием оперативных и розыскных мер, направленных на противодействие пенитенциарной преступности, позволил выделить следующие этапы развития оперативно-розыскного предупреждения пенитенциарных преступлений в колониях-поселениях и схожих с ними учреждениях:
первый период – «досоветский» (до 1917 года). В этот период прообразом колоний-поселений выступали ссылки. Функции по предупреждению преступлений возлагались на администрацию соответствующих мест лишения свободы, специализированные оперативные аппараты отсутствовали. Единственным способом получения оперативно значимой информации, который можно условно соотнести с современными оперативно-розыскными мероприятиями, являлся опрос с применением физических и иных мер воздействия (пытки), однако его использование преследовало преимущественно цели борьбы с политическими и общеуголовными преступлениями, отсутствовали задачи предупреждения пенитенциарной преступности;
второй период (1917–1954 гг.) характеризуется коренным изменением
системы исполнения уголовных наказаний. Период становления Советского государства повлек за собой полное уничтожение оперативного прикрытия мест лишения свободы, что обусловило бурный рост пенитенциарной преступности. В связи с этим оперативное обслуживание мест лишения свободы было поручено подразделениям уголовного розыска и территориальным органам ВЧК – ГПУ – ОГПУ.
Однако подобная организация оперативного обслуживания оказалась неэффективной, поэтому потребовалось создание оперативных аппаратов – информационно-следственных отделов, которые стали первыми в истории пенитенциарной системы России специализированными оперативными подразделениями по обслуживанию мест лишения свободы.
В 1930–1940 гг. функция осуществления оперативно-розыскной деятельности в пенитенциарной системе была передана самостоятельным оперативным подразделениям, входящим в ее структуру: третьи (оперативные) отделы исправительно-трудовых лагерей вошли в штат пенитенциарной системы и распространили свои полномочия на обслуживание исправительно-трудовых лагерей, тюрем и колоний, в том числе переходных исправительно-трудовых домов, применяя достаточно эффективные средства оперативно-розыскного предупреждения преступлений (использование негласного аппарата, секретное изъятие, обыски, применение оперативных учетов);
третий период – 1954–1997 гг. На данном этапе с 1954 по 1961 г. была организована работа колоний облегченного режима, а в 1963 г. учреждены колонии-поселения.
Анализ нормативных правовых актов, регламентировавших оперативно-розыскную деятельность в указанный период, свидетельствует о качественном изменении в содержании и назначении оперативной работы в местах лишения свободы: основным содержанием оперативно-розыскной деятельности становится содействие исправлению и перевоспитанию осужденных, не столько выявление и раскрытие преступлений, сколько их предупреждение;
четвертый период (с 1997 года по настоящее время) характеризуется коренным изменением законодательства и подходов к организации правоохранительной, в том числе уголовно-исполнительной, деятельности: в 1997 году принят Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, в котором в качестве самостоятельного вида исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, называется колония-поселение; в 1998 году уголовно-исполнительная система, ранее входившая в систему МВД России, переходит в подчинение Министерству юстиции, в 2004 году – Федеральной службе исполнения наказаний.
Данные изменения находят отражение в законодательстве об оперативно-розыскной деятельности. С учетом положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года продолжается развитие законодательства и правоприменительной практики в рассматриваемой сфере.
С помощью ретроспективного анализа пенитенциарного законодательства и правоприменительной практики соискателем сформулированы положения, которые должны быть учтены в настоящее время при организации деятельности колоний-поселений и оперативной работы в указанных учреждениях:
– требуется законодательное регулирование обязательного привлечения к труду осужденных в качестве профилактической меры, а также в качестве меры исправления и социализации (грамотное сочетание производительного труда и элементов свободной жизни при надлежащем уровне оперативно-розыскного контроля позволяет успешно противодействовать преступности среди осужденных-поселенцев, является мерой их исправления и подготовки к жизни в обществе);
– алкоголизация (в настоящее время к ней добавляется наркотизация) выступает одним из важнейших факторов девиантного поведения осужденных, способствует росту числа ситуационных побегов, поэтому значительное место в оперативно-профилактической работе в колониях-поселениях должно занимать противодействие распространению и употреблению спиртных напитков (наркотических средств);
– отсутствие надлежащего правового регулирования деятельности колоний-поселений негативно отражается на решении социально-экономических вопросов их функционирования и на правоохранительной составляющей в данных учреждениях, в том числе на оперативной обстановке, ввиду отсутствия действенного механизма предупреждения побегов и иных пенитенциарных преступлений;
– раздельное содержание в колониях-поселениях лиц, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности, впервые, по неосторожности, и осужденных, имеющих богатый криминальный опыт, способных негативно влиять на других осужденных, насаждая криминальную субкультуру, как организационная мера предупреждения преступлений в исправительном учреждении благоприятно сказывается на оперативной обстановке и более эффективном решении профилактических задач;
– при положительном значении и больших потенциальных возможностях отдельных переходных исправительных учреждений, существовавших в различные исторические периоды, в сфере социализации личности, они вследствие недостатка материально-технической базы, отсутствия подготовленных в юридическом и педагогическом отношении кадров и неоднородного состава спецконтингента были не в состоянии обеспечить цели исправительно-трудовой политики. Вместе с тем финансовые и кадровые проблемы государства не должны являться препятствием для реализации задач ресоциализации осужденных, их исправления, подготовки к жизни в обществе.
Исследование вопросов развития понятийного аппарата, касающегося оперативно-розыскного предупреждения преступлений в целом и современного понимания данного направления деятельности государственных органов, позволило соискателю выделить приоритетные задачи оперативно-розыскной профилактики, что имеет важное значение для определения наиболее перспективных и эффективных направлений ее применения в деле противодействия преступности, а также для разработки организационных и тактических положений ее осуществления.
В диссертации содержится авторское определение оперативно-розыскного предупреждения преступлений в колониях-поселениях (четвертое положение, выносимое на защиту) и рассматриваются особенности деятельности оперативных аппаратов при решении указанной задачи.
Проведенный анализ нормативных положений выявил отсутствие четкой научной обоснованности и разработанности категориального аппарата деятельности, направленной на предупреждение и раскрытие совершаемых в исправительных учреждениях преступлений, что влечет за собой ошибки правоприменения. В связи с этим появилась необходимость разработать предложения по совершенствованию норм, регламентирующих проведение оперативно-розыскных мероприятий за пределами колонии-поселения (третье положение, выносимое на защиту); норм, определяющих вопросы взаимодействия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность с оперативными аппаратами исправительных учреждений (шестое положение, выносимое на защиту); норм, конкретизирующих перечень субъектов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и закрепляющих обязанность оперативно-розыскного сопровождения осужденных, самостоятельно следующих в колонию-поселение (третье положение, выносимое на защиту).
Раскрывая законодательные положения, регламентирующие условия содержания лиц, осужденных к лишению свободы в колониях-поселениях, автор акцентирует внимание на вопросах их учета при выборе мер оперативно-розыскного предупреждения преступлений.
Всестороннее изучение характерных особенностей преступлений, совершаемых осужденными-поселенцами, позволило обосновать необходимость корректировки механизма оперативно-розыскного противодействия пенитенциарной преступности в рассматриваемых исправительных учреждениях. Диссертантом проанализировано максимальное количество элементов оперативно-розыскной характеристики, благодаря которым можно получить оперативно-поисковую информацию о преступлениях в колониях-поселениях и лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также тактически правильно организовать документирование.
Кроме того, соискатель рассматривает особенности оперативной обстановки в указанных исправительных учреждениях; выделяет группу преступлений, требующих особого внимания оперативных сотрудников; подробно изучает специфические черты оперативно-розыскной характеристики упомянутых преступлений и дает рекомендации оперативным подразделениям по повышению эффективности организации оперативно-розыскного предупреждения в колониях-поселениях (второе положение, выносимое на защиту).
Вторая глава «Основные направления оперативно-розыскного предупреждения преступлений в колониях-поселениях» состоит из трех параграфов: «Информационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскного предупреждения преступлений в колониях-поселениях», «Комплекс оперативно-розыскных мероприятий, направленных на предупреждение преступлений, совершаемых в колониях-поселениях» и «Формы взаимодействия оперативных аппаратов колоний-поселений с другими службами, иными правоохранительными органами и организациями».
В рамках данной главы прежде всего отмечается, что оперативно-розыскная деятельность по своей природе носит разведывательно-поисковый характер, то есть направлена на поиск, документирование, обработку и реализацию оперативно значимой информации, поэтому ее эффективность зависит от информационно-аналитического обеспечения. Изучив этот вопрос, диссертант приходит к выводу, что информационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскного предупреждения в колониях-поселениях должно включать в себя накопление, обобщение и анализ поступающей из правоохранительных органов, органов государственной власти, местного самоуправления, организаций и общественных объединений, других источников информации о социально-политических, экономических и иных процессах, влияющих на криминогенную обстановку в муниципальном образовании и колонии-поселении; комплексный анализ информации, касающейся вопросов противодействия преступности в стране, регионе, муниципальном образовании и обеспечения безопасности колонии-поселения; прогнозирование криминогенных и иных тенденций и процессов, происходящих в среде осужденных-поселенцев; подготовку информационно-аналитических и справочных материалов о различных аспектах деятельности колонии-поселения, оценок оперативной обстановки в колонии-поселении, предложений по повышению эффективности работы сотрудников учреждения, оперативных подразделений; формирование справочно-информационного фонда.
Диссертантом акцентируется внимание на то, что от оперативных сотрудников зависят постановка осужденного-поселенца на профилактический учет и дальнейшая воспитательная, профилактическая и иная работа с ним, уровень внимания к его личности, организация индивидуально-профилактического воздействия на осужденного, в том числе с применением мер оперативно-розыскного реагирования.
В свою очередь, предупреждение преступлений в колониях-поселениях в целом невозможно без проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на негласное наблюдение за процессами, происходящими в учреждении. Качественное решение указанной задачи возможно лишь при эффективном использовании сотрудничества с осужденными, в том числе на конфиденциальной основе, отличающегося спецификой большей проходимости спецконтингента из-за небольшого срока наказания и права на условно-досрочное освобождение. При содействии конфиденциального аппарата оперативные подразделения колоний-поселений не только решают задачи общего характера, стоящие перед ними, согласно ч. 1 ст. 84 УИК РФ, но и проводят оперативно-розыскные мероприятия, выявляют оперативно значимую информацию, осуществляют индивидуально-профилактическое воздействие на лиц, готовящих совершение преступлений, а также обеспечивают безопасность лиц, проживающих в местах дислокации колоний-поселений.
При рассмотрении вопросов проведения оперативно-розыскных мероприятий в условиях колоний-поселений диссертант обращает внимание на то, что среди видов опросов, применяемых в оперативно-розыскной деятельности, в настоящее время начинает доминировать опрос с использованием полиграфа. Он позволяет выявить тщательно скрываемые опрашиваемым факты и обладает большими оперативно-розыскными возможностями.
При этом дальнейшее расширение использования рассматриваемого метода не только в правоохранительной сфере, но и в сфере государственной гражданской службы требует принятия полноценной правовой базы применения полиграфа. В связи с этим автором разработаны предложения, направленные на совершенствование нормативной основы применения полиграфа в целях предупреждения преступлений в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в том числе в колониях-поселениях (пятое положение, выносимое на защиту).
В данной главе диссертант отмечает, что для реализации задач, стоящих перед оперативными аппаратами колоний-поселений, необходима упорядоченная и скоординированная деятельность всех органов, наделенных правом осуществления оперативно-розыскной деятельности. Значительную роль в координации работы правоохранительных органов, в том числе в сфере противодействия пенитенциарной преступности, играют органы прокуратуры.
Анализ современного состояния дел по реализации прокурорами координационных полномочий свидетельствует о формировании определенной системы координационных отношений, выработке в ряде регионов комплексного подхода по решению стратегических вопросов совместных действий правоохранительных органов в сфере противодействия преступности, совершенствовании правоприменительной практики предупреждения, раскрытия и расследования преступлений. В то же время криминогенная ситуация показывает, что действия органов государственной власти, правоохранительной системы по противодействию преступным проявлениям, в том числе координационная деятельность, оказываются недостаточно эффективными. В основе этого лежат многие причины, связанные с продолжающимися политико-правовыми реформами, отсутствием в настоящее время адекватного государственного механизма противодействия преступности.
В итоге автор приходит к выводу, что улучшение координации всех субъектов профилактики преступности требует более широкого привлечения органов государственной власти и органов местного самоуправления к участию в предупредительно-профилактических мероприятиях и их обеспечении, преодоления ведомственной разобщенности действий, принятия действенных мер по выработке единой правоприменительной практики.
Особо тесное взаимодействие по широкому кругу вопросов должно быть организовано у оперативных подразделений колоний-поселений и органов внутренних дел. Их совместные задачи: предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в исправительных учреждениях; раскрытие преступлений, совершенных осужденными до поступления в колонии-поселения; выявление противоправных намерений осужденных-поселенцев, направленных на дальнейшее совершение преступлений после освобождения; розыск и задержание осужденных, совершивших побег из колоний-поселений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания.
При информационной поддержке органов внутренних дел осуществляется выявление противоправных намерений осужденных и их связей
(направленных на противодействие администрации колонии-поселения, совершение преступлений и иных правонарушений в исправительном учреждении), перекрытие каналов проникновения в колонии-поселения наркотиков, алкоголя, запрещенных предметов.
Кроме того, сложность оперативной обстановки в колониях-поселениях, а также в районах их дислокации требует создания хорошо организованной системы и четкой организации взаимодействия оперативных подразделений с другими службами исправительного учреждения, что позволяет существенно активизировать работу по противодействию пенитенциарной преступности. Необходимость слаженного взаимодействия всех служб колоний-поселений носит объективный характер, обусловливается общностью решаемых ими задач и в то же время различием их полномочий и имеющихся в их распоряжении сил, средств и методов профилактического воздействия на осужденных-поселенцев.
Целевое профилактическое взаимодействие оперативных аппаратов колоний-поселений должно быть налажено и с общественными объединениями и религиозными организациями, предприятиями и организациями различных форм собственности на территории соответствующего муниципального образования.
В заключении в сжатой форме на основании проведенного исследования изложены итоговые выводы, теоретические положения и основанные на них предложения по повышению эффективности оперативно-розыскного предупреждения преступлений в колониях-поселениях.
В приложениях отражены результаты социологического исследования, в ходе которого был проведен опрос сотрудников исправительных учреждений и осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях; приведены диаграммы с информацией, характеризующей состав осужденных и структуру преступности в колониях-поселениях; размещена разработанная автором методика полиграфных проверок (скрининг) осужденных.
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах автора:
статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях, указанных в перечне ВАК Минобрнауки России:

  1. Лубков Е.А. Организационно-правовые основы профилактики преступлений в условиях колонии-поселения // Бизнес в законе. – 2009. – № 5. – 0,4 п.л.
  2. Лубков Е.А. Опрос как форма оперативно-розыскного предупреждения преступлений в условиях колонии-поселения // Закон и право. – 2011. – № 9. – 0,5 п.л.
  3. Лубков Е.А. Особенности воспитательной работы с осужденными в условиях колонии-поселения // Образование. Наука. – 2011. – № 4. – 0,4 п.л.

статьи, тезисы докладов и сообщений на научных конференциях
и семинарах, опубликованные в иных изданиях:

  1. Иваняков Р.И., Лубков Е.А. История исполнения наказания в колониях-поселениях в России и возможность его использования в уголовно-исполнительной системе // Пенитенциарная система России в дореволюционный период: сб. науч.-аналит. обзоров. – Псков: Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2010. – 1,0/0,5 п.л.
  2.  Лубков Е.А. Участие оперативных аппаратов в профилактике преступлений в условиях колонии-поселения // Безопасность уголовно-исполнительной системы. – 2010. – № 3(11). – 0,3 п.л.
  3.  Лубков Е.А. Особенности оперативно-розыскной деятельности в условиях колонии-поселения (организационно-правовой аспект) // Охрана прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 17 декабря 2009 г. – Калининград: Калинингр. юрид. ин-т МВД России, 2010. – 0,4 п.л.
  4. Лубков Е.А., Попов В.А. Гражданско-правовой статус осужденного, отбывающего наказание в виде лишения свободы в колонии-поселении // Тр. Псков. фил. Моск. открытой социальной академии. – 2010. – № 4. – 0,3 п.л.
  5. Лубков Е.А., Попов В.А. Историко-правовые и организационные основы профилактики преступлений в колониях-поселениях // Актуальные проблемы организации исполнения наказаний без изоляции осужденных от общества: сб. материалов круглого стола. – Псков: Псков. юрид. ин-т ФСИН России, 2010. –0,6/0,3 п.л.
  6. Лубков Е.А. Особенности оперативно-розыскной профилактики в колониях-поселениях // Правоприменительная деятельность в Псковской области: история и современность: сб. науч. ст. и материалов Всерос. науч.-практ. конф. – Псков: Псков. гос. пед. ун-т им. С.М. Кирова, 2010. – Вып. 2. – 0,5 п.л.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛУБКОВ Евгений Александрович
 
 
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ В КОЛОНИЯХ-ПОСЕЛЕНИЯХ
В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
Подписано в печать 27.04.2012.
Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печ. л. 1,5.
Тираж 100 экз.
 
Отпечатано: Информационно-техническое отделение
Псковского юридического института
Федеральной службы исполнения наказаний
 
180014, г. Псков, Зональное шоссе, д. 28

 
[1] См.: Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.
[2] См.: Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей // Стат. сб. Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации. М., 2011.
[3] Здесь и далее статистические данные см.: Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы ФСИН России (январь–декабрь 2011 года): информ.-аналит. сб. Тверь, 2012.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0