2012avtoref1144

Аватар пользователя Черняев Алексей Михайлович
Хачатрян Эдуард Григорьевич
 
20 мая 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Проблемы экспертных исследований при расследовании нарушений правил дорожного движения» (специальность 12.00.09 – уголовный процесс). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 212.101.02
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Хачатрян Э.Г. Проблемы экспертных исследований при расследовании нарушений правил дорожного движения: автореф. дис... канд. юрид. наук. Краснодар, 2012. С. 24.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref1144 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Хачатрян Э.Г. Проблемы экспертных исследований при расследовании нарушений правил дорожного движения: автореф. дис... канд. юрид. наук. Краснодар, 2012. С. 24.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
На правах рукописи
Хачатрян Эдуард Григорьевич
ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЕРТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Специальность 12.00.09 – уголовный процесс, криминалистика;
оперативно-розыскная деятельность
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Краснодар 2012
2
Работа выполнена на кафедре криминалистики и правовой информатики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кубанский государственный уни-верситет»
Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор
Брылев Виктор Иванович
Официальные оппоненты: Рычкалова Лариса Алексеевна
доктор юридических наук, доцент, профессор Всероссийского института повышения квали-фикации сотрудников МВД РФ
Левченко Ольга Владимировна
доктор юридических наук, профессор,
заведующая кафедрой криминалистики и ин-форматизации правовой деятельности
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
Ведущая организация: Федеральное государственное казенное обра-зовательное учреждение высшего профессио-нального образования «Краснодарский уни-верситет Министерства внутренних дел Рос-сийской Федерации»
Защита состоится 20 мая 2012 года в 14 часов на заседании диссертаци-онного совета Д 212.101.02 при ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» по адресу: 350000, г. Краснодар, ул. Рашпилевская, 43, зал засе-даний Совета (2 этаж).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Ку-банский государственный университет» (350040, г. Краснодар, ул. Ставрополь-ская, 149).
Автореферат разослан «____» апреля 2012 года
Ученый секретарь
диссертационного совета
к.ю.н., доцент М.В. Феоктистов
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования. В связи с увели-чением автомобильного парка, объемов перевозимых грузов, а также интенсив-ностью движения, возрастает число нарушений правил дорожного движения, которые являются одним из видов правонарушений, формирующих особую ка-тегорию преступлений против общественной безопасности и общественного порядка. Так, за 2011 год в России зарегистрировано 27302 преступлений этого вида (по сравнению с прошлым годом +3,8%). Осталось нераскрыто 4127 пре-ступлений, раскрываемость составила 81,1%. Выявлено 22870 (+1,4)) лиц, со-вершивших данные преступления. Несмотря на небольшой удельный вес в об-щей структуре преступности (1,1%), исследуемая категория преступлений при-чиняет государству и гражданам значительный материальный ущерб, опасна для здоровья, при гибели двух и более лиц, особенно детей, вызывает большой общественный резонанс, становится достоянием средств массовой информации и общественных организаций. На дорогах в результате нарушений правил до-рожного движения в 2011 году погибло 27953 (+5,2%) человек, значительному количеству граждан причинен тяжкий вред здоровью.
Расследование нарушений правил дорожного движения имеет специфиче-ские особенности, обусловленные необходимостью привлечения значительного объема специальных знаний, производством разнообразных по природе, в том числе сложных в техническом отношении, видов экспертиз. При расследовании нарушений правил дорожного движения все большее значение приобретает ис-пользование в процессе выявления, закрепления и исследования доказательст-венной информации научно-технических средств и методов, позволяющих представлять следствию и суду объективные данные.
Судебная, следственная, экспертная практика о нарушениях правил до-рожного движения, несмотря на очевидную необходимость эффективного ис-пользования института специальных знаний, осуществляется с серьезными не-достатками процессуального, организационного, методического характера.
Современное состояние теоретических и научно-методических основ су-дебной экспертизы свидетельствует о возможности значительного расширения сферы использования специальных знаний в области расследования нарушений правил дорожного движения.
Краснодарский край является горным комплексом со всей совокупностью присущих высокогорью природных климато-метеорологических факторов, оказывающих значительное влияние на человеческий организм. Необходимы исследования, посвященные комплексному изучению функционального со-стояния и работоспособности людей, занимающихся операторской (водитель-ской) деятельностью в условиях высокогорной местности. Решение этих во-просов имеет не только теоретическое значение, но оно чрезвычайно важно с практической точки зрения, особенно в сфере оценки профессионально важ-ных качеств водителя при возникновении опасных ситуаций и принятия по ним решений.
4
Проведенное исследование свидетельствует о необходимости на совре-менном этапе разработке конкретных рекомендаций по повышению эффектив-ности использования экспертных исследований при расследовании исследуе-мых преступлений.
Степень научной разработанности проблемы.
Проблемы использования специальных знаний и экспертных исследований в расследовании преступлений серьезно анализировались в научных трудах Т.В. Аверьяновой, Р.С. Белкина, В.М. Быкова, Т.С. Волчецкой, А.И. Винберга, Г.И. Грамовича, А.В. Гусева, А.В. Дулова, О.В. Евстигнеева, С.Н. Еремина, В.П. Зезянова, Г.Г. Зуйкова, Л.М. Исаева, А.М. Ильина, Ю.А. Калинкина, Ю.Г. Корухова, Н.П. Майлис, В.Н. Махова, Г.Е. Морозова, Н.К. Орлова, Е.Р. Россинской, Е.В. Селиной, В.А. Снеткова, И.Н. Сорокотягина, В.В. Степанова, И.И. Трапезникова, Л.Г. Шапиро, С.А. Шейфера, В.И. Шиканова, А.А. Эксар-хопуло, А.А. Эйсмана и других известных ученых.
Комплексные исследования по использованию специальных познаний при расследовании дорожно-транспортных происшествий проводились группой ав-торов (Г.А.Еленюк, П.П. Ищенко, Ю.Ю. Ярославль. Караганда.1987.), В.Р. Гай-нельзяновой «Использование специальных знаний при расследовании преступ-лений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» (Челябинск. 2012.), Г.А. Мозговых «Трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях» (Алма-Ата. 1970); В.А. Городокиным «Использование специальных автотехнических зна-ний при расследовании преступлений, связанных с нарушением правил дорож-ного движения и эксплуатации транспортных средств (Екатеринбург. 2009).
Научные труды указанных и других авторов, конечно же, имеют несо-мненную ценность и важное практическое значение, поскольку учеными внесен существенный вклад в разработку различных аспектов этой проблемы. Однако проведенные исследования, несмотря на предпринятые попытки, закономерно не охватывают всех проблем комплексных экспертных исследований при рас-следовании нарушений правил дорожного движения, а по ряду вопросов носят дискуссионный характер. В работах не уделялось внимания особенностям рас-следования нарушений правил дорожного движения в высокогорной местности.
Объектом диссертационного исследования являются теоретические и практические проблемы экспертных исследований при расследовании наруше-ний правил дорожного движения, а также использование научных данных в об-ласти психофизиологии труда водителей в условиях высокогорной местности.
Предметом диссертационного исследования являются закономерности производства судебных экспертиз и использования экспертных исследований при расследовании нарушений правил дорожного движения, в том числе в ус-ловиях высокогорной местности.
Основной целью диссертационного исследования является дальнейшая научная разработка комплекса положений, эффективных теоретических и прак-тических рекомендаций, направленных на дальнейшую оптимизацию эксперт-ных исследований при расследовании нарушений правил дорожного движения.
Для достижения указанной цели сформулированы следующие основные задачи:
5
1. Изучить и провести анализ научных концепций о понятии и формах использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве и при рас-следовании нарушений правил дорожного движения.
2. Выявить организационные и методические ошибки практики назначе-ния и производства судебных экспертных при расследовании нарушений пра-вил дорожного движения.
3. Выявить особенности применения специальных познаний при уста-новлении и исследовании причинно-следственных связей механизма наруше-ния правил дорожного движения.
4. Определить современные возможности информационного обеспечения экспертных исследований при расследовании нарушений правил дорожного движения в целях выработки конкретных предложений по перспективному ис-пользованию информационных средств автоматизации и совершенствованию функционирования справочно-вспомогательных учетов для более эффективно-го расследования исследуемых преступлений.
5. Выявить особенности назначения судебной инженерной психофизио-логической экспертизы в условиях высокогорной местности.
6. Определить задачи и особенности назначения судебно-автотехнической и иных видов экспертиз при расследовании нарушений правил дорожного движения.
7. Обосновать предложения по совершенствованию производства ком-плексной экспертизы и установления механизма нарушения правил дорожного движения.
Методологическую основу диссертационного исследования составил все-общий и универсальный диалектический метод познания объективной действи-тельности, а также общенаучные и частно-научные методы познания: формаль-но-логический, системно-структурный, статистического анализа, социологиче-ский, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия; методы наблюдения, мысленное моделирование, сравнение, анкетирование, интервьюирование, реа-лизовывались другие способы научного познания.
Нормативной основой исследования являются положения Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, действую-щее уголовно-процессуальное законодательство РФ, международные правовые акты, Указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ по вопросам борьбы с преступностью, определения Конституционного и Вер-ховного судов РФ; нормативно-правовые акты Следственного Комитета РФ, Прокуратуры и МВД РФ.
Теоретическую основу исследования составляют труды ведущих ученых в области криминалистики, судебной экспертизы, уголовного процесса, психо-логии и других разделов современной науки.
Научная обоснованность и достоверность результатов исследования, выводов и рекомендаций определяется эмпирическими данными, получен-ными в процессе анализа и обобщения судебной практики, изучения и обобще-ния 210 прекращенных и рассмотренных судами Краснодарского края в 2000-2011 гг. уголовных дел о нарушениях правил дорожного движения и эксплуа-
6
тации транспортных средств, результатами интервьюирования 85 следователей и 90 экспертов органов внутренних дел, а также личный опыт соискателя в об-ласти юриспруденции.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что она является одним из немногих монографических исследований проблем экспертных исследова-ний при расследовании нарушений правил дорожного движения. На основе проанализированного теоретического и практического материала исследованы организационные и методические ошибки практики назначения и производства судебных экспертиз, а также применение специальных познаний при установ-лении и исследовании причинно-следственных связей механизма нарушения правил дорожного движения. Совокупность разработанных в работе положе-ний, соответствующих современным условиям, позволило проанализировать возможности информационного обеспечения экспертных исследований. Новиз-ну характеризует и комплексный подход в исследовании особенностей назначе-ния судебной инженерно-психофизиологической экспертизы, а также анализ психофизиологических особенностей поведения водителей транспортных средств в условиях высокогорной местности. Критерием новизны являются раз-работанные конкретные теоретические и методические предложения по совер-шенствованию судебно-автотехнической, комплексной и других видов эксперт-ных исследований при расследовании нарушений правил дорожного движения.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Классификация современных форм использования судебно-автотехнических познаний при расследовании нарушений правил дорожного движения: а) по источнику регулирования использования судебно-автотехнических познаний; б) по процессуальному статусу субъекта использо-вания судебно-автотехнических познаний; в) по значению результатов, полу-ченных при использовании судебно-автотехнических познаний; г) на процессу-альные (назначение и производство судебной автотехнической экспертизы, участие специалиста автотехника в проведении следственных действий, допрос эксперта автотехника); д) не процессуальные формы (использование следовате-лем собственных знаний в области судебной автотехники, получение следова-телем справок и консультаций от предприятий, учреждений или специалиста в области автотехники, использование материалов проверок, имеющихся в авто-хозяйстве документации и др.).
2. Использование системы специальных знаний при исследовании осо-бенностей труда водителей транспортных средств и анализ психофизиологиче-ских особенностей их поведения в условиях высокогорной местности.
3. Формирование системы информационного обеспечения судебно-экспертных учреждений в виде справочно-вспомогательных учетов.
4. Особенности проведения экспертных исследований, в том числе ко-миссионной и комплексной экспертизы как перспективных направлений при расследовании нарушений правил дорожного движения.
5. Предложение о производстве судебных автотехнических экспертиз о на-рушениях правил дорожного движения до возбуждения уголовного дела, в связи с чем ст. 195 УПК РФ дополнить положением «в случаях не терпящих отлага-
7
тельства, судебная экспертиза может быть назначена и проведена до возбужде-ния уголовного дела».
6. Предложение отнести к источникам доказательств по исследуемой ка-тегории дел: записи видеокамер, работающих в автоматическом режиме; объ-яснения потерпевших, у которых высока вероятность летального исхода.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования определяется разработкой проблем развития института судебной экспертизы при расследовании нарушений правил дорожного движения; возможностью дальнейших научных исследований в этой области и создания современного информационного обеспечения экспертных исследований в целях их мобильно-го применения правоохранительными и экспертными органами; возможностью использования основных выводов и положений исследования в учебном про-цессе юридических вузов; в системе повышения квалификации практических работников; в использовании результатов на совещаниях и семинарах, посвя-щенных проблемам расследования преступлений; при разработке учебных про-грамм по дисциплинам «Криминалистика», «Судебная экспертиза» и иным специальным курсам; для совершенствования правотворчества в процессе раз-работки нормативных актов.
Апробация и внедрение в практику результатов исследования.
Основные положения диссертации обсуждались на кафедре криминали-стики и правовой информатике Кубанского государственного университета, нашли отражение в пяти публикациях автора в ведущих рецензируемых журна-лах. Результаты диссертационного исследования апробированы в учебном про-цессе Кубанского государственного университета и в практической деятельно-сти Экспертно-криминалистического центра при ГУВД Краснодарского края, что подтверждается актами о внедрении.
Структура диссертации соответствует целям и задачам исследования. Работа состоит из введения, трех глав, состоящих из шести параграфов, заклю-чения и списка использованных источников.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, рассмат-ривается степень ее разработанности, определяется объект, предмет, цели и за-дачи, методологическая, теоретические основы и нормативная база исследова-ния, раскрывается научная новизна, обоснованность и достоверность, теорети-ческая и практическая значимость результатов работы, формулируются основ-ные положения, выносимые на защиту, приводятся результаты апробации и внедрения в практику и в учебный процесс.
Первая глава «Общетеоретические положения экспертных исследо-ваний» посвящена подробному анализу УПК РФ, ФЗ «О государственной су-дебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», различных точек зрения ученых, касающиеся понятия специальных знаний (познаний) в уголов-ном судопроизводстве. Автор отмечает, что оба термина «специальные знания» и «специальные познания» имеют право на существование, однако поддержи-
8
вает точку зрения Е.В. Селиной, что термин «специальные познания» по своему объему шире и наиболее точный, охватывающий собственно знания, навыки и умения.
В работе рассматриваются точки зрения ученых на понятия «специалист» и «эксперт», имеющих существенное расхождение во взглядах. Отмечается, что одна и та же или смежные области познаний могут быть востребованы при рас-следовании преступления по-разному, путем участия в следственных действи-ях, как эксперта, так и специалиста или их обоих. Однако, оценка результатов их деятельности различна.
Анализируются различные формы использования специальных знаний в расследовании преступлений. Автор, не останавливаясь на довольно подробно изученной форме использования специальных знаний – привлечение специали-ста к производству следственных действий, обращает внимание на важности судебной экспертизы. Совокупность всей системы знаний, обслуживающей криминалистическую экспертизу, объективно свидетельствует о том, что по-требности привлечения данных различных наук в целях решения криминалисти-ческих экспертных задач повсеместно удовлетворяются посредством реализации принципа криминалистической трансформации. Именно этот принцип позволяет выделить криминалистику в основную научно-теоретическую базу криминали-стической экспертизы. Рассматриваются различные взгляды ученых о сущности научных основ судебных экспертиз и возможных вариантах ее развития.
Делается аргументированный вывод, что общая теория судебной экспер-тизы является прикладным научным знанием, поскольку она решает задачи по-знания закономерностей объективной действительности для достижения кон-кретных результатов, направленных на совершенствование практической дея-тельности в сфере судебной экспертизы. В данном случае речь идет о система-тизированном научном знании, имеющим своей целью разработку и внедрение определенных систем для использования в судопроизводстве экспертных науч-ных знаний.
В работе особое внимание уделяется развитию закономерности становле-ния института судебной экспертизы, ее правового, организационного и методи-ческого обеспечения как отрасли научного знания и практической деятельно-сти, рассматриваются дискуссионные вопросы о понятии предмета и объекта экспертизы.
Автор придерживается точки зрения о производстве судебной экспертизы по делам о нарушениях правил дорожного движения до возбуждения уголовно-го дела.
Вторая глава «Организационные и правовые аспекты экспертных ис-следований при расследовании нарушений правил дорожного движения» состоит из двух параграфов.
9
В первом параграфе «Применение специальных познаний при уста-новлении и исследовании причинно-следственных связей механизма на-рушения правил дорожного движения» автором, на основе анализа следст-венной и судебной практики, анализируются организационные и методические ошибки практики назначения и производства судебных экспертиз при рассле-довании нарушений правил дорожного движения.
Обосновывается понимание, что вопрос о целесообразности назначения экспертизы для установления факта, который может быть установлен также другими доказательствами, должен решаться на основе оценки степени дока-занности факта, характера доказательств, подтверждающих его наличие, с уче-том перспективы их проверки в судебном заседании. Автор обращает внимание на актуальных вопросах применения специальных знаний при установлении и исследовании причинно-следственных связей механизма нарушения правил до-рожного движения.
Делается вывод, что в событии нарушения правил дорожного движения находят свое проявление законы механики движения, закономерности работы механизмов и узлов транспортного средства, психофизиологические законо-мерности восприятия и реагирования водителя на опасность, возникающую при различных дорожно-транспортных ситуациях. Изложенные законы и законо-мерности составляют существо процессов аварийного взаимодействия в собы-тии дорожно-транспортного происшествия. Поэтому механизм нарушения пра-вил дорожного движения определяется как совокупность промежуточных про-цессов, которые, взаимодействуя между собой, формируют процесс развития нарушения правил дорожного движения и определяют его последствия. Данное определение механизма нарушения правил дорожного движения в большей степени относится к технической стороне, хотя этот механизм относится к кри-минальным событиям и используется в методике экспертного исследования указанного вида преступления.
Автор подчеркивает, что для совершенствования расследования и дока-зывания хода события происшествия необходим детальный анализ механизма дорожно-транспортного происшествия, который целесообразно дифференциро-вать на несколько основных стадий развития опасного события: возникновение опасной ситуации, ответная реакция водителя, аварийная ситуация, событие происшествия, последствия происшествия (финальная стадия), факторы, спо-собствующих нарушению безопасности движения.
Рассматривая схему и анализируя конкретное дорожно-транспортного происшествия, можно сделать вывод, что некоторые стадии развития опасного события могут меняться местами. Так, например, в одних случаях исходная стадия возникновения опасной ситуации сразу же может быть в виде аварийной ситуации в управляемой и не управляемой фазе транспортного средства. Все зависит от конкретной реальной ситуации, возможности водителя предотвра-
10
тить опасную ситуацию, угрожающую происшествием. В каждой стадии разви-тие аварийного события зависит от интенсивности и характера возникающих факторов, способствующих нарушению безопасности движения.
Время и пространство, необходимые для адекватного сопоставимого с угрозой наступления аварийной обстановки и ответного реагирования водителя в системе Водитель-Автомобиль-Дорога-Среда. Касаясь элементов указанной системы, следует отметить, что при расследовании дел о нарушении правил до-рожного движения наиболее часто возникает необходимость установить об-стоятельства, характеризующие техническую сторону механизма дорожно-транспортного происшествия, вытекающие из материального субстрата, струк-туры (устройства, строения) или функции ТС (его механизмов, устройств).
Исследования эксперта, специализирующегося в области экспертизы по дел по делам о нарушениях правил дорожного движения, базирующиеся на анализе механизма следообразования, по своей методологической направлен-ности близко примыкают к криминалистическим исследованиям.
Многообразие вариантов возникновения следов при дорожно-транспортных происшествиях, их различный характер, равно как и различие за-ложенной в них информации, позволяет их классифицировать на: 1) следы с места происшествия; 2) следы и повреждения на техническом средстве; 3) сле-ды на одежде потерпевших от дорожно-транспортных происшествиях; 4) следы на теле пострадавшего. Решающее значение имеет сохранение информативно-сти следов, их своевременный осмотр, фиксация, изъятие, изучение.
Рассматривая с положительной стороны проведение автотехнической экспертизы на месте происшествия, которая давала бы результаты повышенной достоверности и научной обоснованности ее результатов, автор отмечает и от-рицательные стороны этой экспертизы. Имеется опасность, во-первых, смеше-ния полномочий следователя, который формирует экспертные задачи, пред-ставляющего необходимые исходные данные и производящего оценку заклю-чения эксперта, с полномочиями эксперта по полному и всестороннему иссле-дованию представленных в его распоряжение объектов и доказательственной информации; во-вторых, смешения полномочий следователя и специалиста, способствующих собиранию и первичному изучению материалов, предназна-ченных для экспертного исследования.
Рассматривается методика проведения ситуационной экспертизы, которая должна определять оптимальный порядок одновременного исследования одних и тех же или разных объектов специалистами в различных областях знания для решения общей задачи.
Ситуалогические автотехнические судебные экспертизы назначаются в целях анализа: 1) события транспортного происшествия на основе применения технических и иных специальных знаний и научного обоснования особенно-стей механизма аварийного происшествия в целом или отдельных стадий его
11
развития; 2) совокупности исходных данных, отражающих отдельные обстоя-тельства аварийного события, и сведения их к одной генетически связанной системе, раскрывающей ситуацию происшествия: ее реконструирования и мо-делирования; 3) реконструкции и моделей обстоятельств транспортного про-исшествия, восстанавливаемых следователем на основе сведений, полученных в процессе допроса участников происшествия.
В работе подчеркивается, что по делам о нарушениях правил дорожного движения, имеет место обязательного установление причинно-следственной связи и механизма события. Рассматриваются точки зрения ученых по этому дискуссионному вопросу. Особое внимание при расследовании отводится субъ-ективной стороне дорожно-транспортного происшествия. Причем к числу лиц – участников ДТП – относятся не только водители транспортных средств, но и третьи лица. Большинство авторов исходит из того, что механизм ДТП, рас-сматриваемый в техническом аспекте, представляет собой сложную систему, включающую элементы системы Водитель-Автомобиль-Дорога-Среда и связь между ними на всех стадиях ДТП.
Во втором параграфе «Современные возможности информационного обеспечения экспертных исследований при расследовании нарушений правил дорожного движения» автором отмечаются точки зрения ученых на определение понятия информации. Такая информация, которая используется в судопроизводстве для установления истины по делу является доказательствен-ной и для ее сбора, хранения, поиска и передачи информации в современных условиях требуется автоматизированный учет. Компьютеризация повышает оперативность и эффективность криминалистических информационно-поисковых систем, поэтому она должна занять важное место в деле повышения значимости вещественных доказательств, их всестороннего и полного исполь-зования в доказывании, чему как раз будет способствовать внедрение в судеб-но-экспертную деятельность достижений современных технологий и, прежде всего, информационных.
Одним из условий интенсификации процесса экспертного исследования и повышения его результативности является своевременное и полное обеспече-ние эксперта необходимой справочной информацией. Современное состояние и развитие информационных систем позволяет намного увеличить объем научной информации, используемой для экспертного анализа. Полученная информация является переходом от простого отбирания и собирания данных к их аналитико-синтетической обработки и созданию экспертных информационных систем. Информационная деятельность экспертов на этом этапе не ограничивается только формированием информационной базы банков данных, а включает в се-бя языковые и программные средства, обеспечивает эффективность функцио-нирования информационно-поисковой системы. В структуру информационно-поисковой системы включается информационный массив и справочно-
12
поисковый аппарат, который позволяет производить не только поиск источни-ков информации, но и конкретных сведений, непосредственно отвечающих на запрос экспертов. Важным этапом практики информационного обеспечения су-дебных экспертиз по делам о нарушениях правил дорожного движения является повсеместное формирование на базе ЭВМ автоматизированных информацион-ных поисковых систем. В настоящий момент назрела острая необходимость ин-теграции всех автономно существующих автоматизированных систем в одну общую систему информационного обслуживания, которая должна стать ин-формационной системой высшего звена. Такая интеграция информационной системы смогла бы осуществить обслуживание экспертов на всех уровнях сис-темы судебно-экспертных учреждений и удовлетворить запрос экспертов как в режиме ретроспективного поиска (запрос-ответ), так и в режиме избирательно-го распределения информации.
Одним из этапов автоматизации судебно-экспертной деятельности явля-ется создания программ, позволяющей проводить диагностические и иденти-фикационные исследования, например, трасологические (по следам автошин, фар рассеивателей, кусочков бамперов и т.п.).
Следующим этапом автоматизации судебно-экспертной деятельности яв-ляется разработка программных комплексов автоматизированного решения экспертных задач, а также вспомогательные расчеты по формулам и алгорит-мам, которые необходимы для установления скорости движения транспортного средства на конкретном участке дороги, моделирование наезда транспортного средства на пешехода и т.п. В экспертной практике нашли применение системы и программы автоматизированного производства экспертиз, разработанные РФЦСЭ (ВНКИСЭ): "Атоэкс-З", "Экспертиза-4", "Юз", "Трасса", "Авто-граф" и др.
Автоматизированные системы, применяемые при производстве эксперти-зы наезда технического средства на пешехода, позволяют, например, получить ответы на вопросы: а) при неограниченной обзорности и видимости пешехода; б) при обзорности, ограниченной подвижным техническим средством;
Анализируется применение программных комплексов зарубежных про-изводителей. Такие как программа динамического моделирования механизма движения технического средства и столкновений "PC-CRASH", программа пре-образования двухмерных изображений "PC-RECT", программа анализа и ре-конструкции дорожно-транспортного происшествия "CARAT-3 " . Carat-3 – компьютерная программа, с помощью которой можно выполнять имеющие ме-сто в работе эксперта-автотехника расчеты по анализу и реконструкции дорож-но-транспортных происшествий. CARAT (Computer Assisted Reconstruction of Accidents in Traffic) позволяет: моделировать движение автотранспортных средств (АТС) и других объектов в динамическом и кинематическом режимах, вести анализ столкновений; применяя интегрированную графическую про-грамму создавать и сохранять собственные графические изображения (схема
13
ДТП, рисунки, диаграммы), использовать числовые фотоснимки и отсканиро-ванные иллюстрации, трансформировать в чертеж результаты измерений на месте ДТП; использовать интегрированную базу технических данных АТС и их изображений (проекций), а также изображений других объектов. Анализ столк-новений является одной из наиболее сильных сторон программного модуля.
В программе CARAT можно анализировать четыре типа столкновений: два типа расчета вперед (столкновение без проскальзывания в контакте и с уче-том проскальзывания); два типа расчета назад (расчет, основанный на законе сохранения количества движения и на основе сохранения энергии).
Для анализа столкновений используется классическая теория удара, кото-рая, несмотря на применяемые упрощения, дает достаточно точные результаты, поскольку в программном модуле используется подтвердившая себя на практи-ке теория соударений автомобилей на основе так называемого метода эквива-лентной энергии (EES – Energy Equivalent Speed).
Анализ моделирования crash-тестов (когда были известны, либо доста-точно точно могли быть измерены некоторые важнейшие параметры) при по-мощи программы CARAT показал, что при правильном подборе отражающих реальную ситуацию исходных данных, моделируемый механизм столкновения автотранспортных средств и их движения после соударения достаточно точно отображают действительный механизм происшествия.
Существенно улучшают положение дел специализированные системы поддержки судебной экспертизы. При посредстве систем такого рода эксперт получает возможность правильно описать, классифицировать и исследовать предоставленные на экспертизу вещественные доказательства, определить стратегию производства экспертизы, грамотно провести необходимые исследо-вания в соответствии с рекомендованными методиками, подготовить и сформу-лировать экспертное заключение.
Рассматривая современный этап информационной деятельности судебно-экспертных учреждений, следует считать перспективной практику информаци-онного обеспечения экспертного исследования. Проведенная параллель этапов оснащения судебно-экспертных учреждений информационными технологиями, позволила сформулировать практические рекомендации по эффективному ис-пользованию информационных систем в судебных экспертизах по делам о на-рушениях правил дорожного движения.
Задачами криминалистической информации на современном этапе, явля-ется: 1) изучение свойств используемой в криминалистической науке и практи-ке информации, позволяющий осуществлять все связанные с ней процессы; 2) определение структуры информации для последующей разработки методов ее собирания, хранения, обработки, поиска и использования; 3) изучения и разра-ботка основ информационных процессов, сбор и классификация информации; 4) разработка методов анализа семантической (смысловой) информации: опре-
14
деление критериев оценки содержания информации в источниках; разработка методов извлечения наиболее существенной информации; разработка методов обработки информации; 5) фиксация информации на различных материальных носителях; 6) создание информационных языков, способ фиксирования и коди-рования; 7) разработка методов построения различных информационных сис-тем; 8) изучение возможностей разработки методических основ, принципов и условий автоматизации информационных процессов, призванных повысить эффективность деятельности по расследованию, раскрытию и предупреждению преступлений.
Экспертная информационно-поисковая система, как и криминалистиче-ская система, является системой специального назначения, так как она функ-ционирует в особой сфере деятельности и направлена на борьбу с преступно-стью и ее целевое назначение неотделимо от задач уголовного судопроизводст-ва. Эти факторы должны быть решающими при определении структуры и орга-низации экспертных информационно-поисковых систем, а также должны учи-тываться при определении основной классификации экспертных информацион-но-поисковых систем.
По функциональному назначению экспертные информационно-поисковые системы подразделены в зависимости от объемов экспертизы, для исследования которых они предназначены (например, экспертные информаци-онно-поисковые системы «следы колес», «образцы стекол фар» и т.п.). При ре-шении вопроса о том, какая экспертная информационно-поисковая система должна быть создана, следует учитывать экспертные задачи, для решения кото-рых они предназначены.
Третья глава «Назначение судебных экспертиз при расследовании на-рушений правил дорожного движения» состоит из четырех параграфов.
В первом параграфе «Особенности назначения судебной инженерной психофизиологической экспертизы в условиях высокогорной местности» автором отмечается, что комплекс индивидуальных качеств водителя условно можно разделить на три сферы: психофизические, психологические особенно-сти водителя и его личностные характеристики. Основные качества, относя-щиеся к психофизической сфере - показатели реакции, особенности воспри-ятия, состояние и особенности анализаторов, свойства нервной системы; пси-хологическими являются особенности эмоционально-волевой сферы, характе-ристика внимания, уровень квалификации водителя, характеристика его про-фессионального мышления и навыков, в личностной сфере выделяются особен-ности отношения водителя к труду, другим, себе, затрудняющие или искажаю-щие правильную оценку ситуации и действия в ней.
При расследовании нарушений правил дорожного движения основную роль играет психофизиологическая сфера: из ее качеств - реакция и восприятие водителя. Особенности психофизиологической сферы водителя в целом и каж-
15
дое качество в отдельности в частности позволяют водителю оценить дорожно-транспортную ситуацию, условия движения и адекватно на них реагировать.
Наряду со свойствами реакции восприятия, большая роль в инженерно-психофизиологических исследованиях и в классификации психофизиологиче-ских свойств отводится исследованию свойств нервной системы водителя. Здесь определяют индивидуально-типологические характеристики нервных процессов (их уравновешенность, подвижность, лабильность, динамичность) и силу нервной системы. Сила, динамичность и уравновешенность нервной сис-темы определяются с помощью электроэнцефалографической методики.
В работе рассматриваются факторы высокогорной местности, существен-но влияющие на физиологическое состояние организма водителя: а) понижение атмосферного давления; б) понижение парциального давления кислорода; в) влажность; г) температура; д) возросшая интенсивность солнечной радиации; е) электрические условия (ионизация воздуха). Каждый фактор имеет самостоя-тельное биологическое значение, однако водитель реагирует не на каждый из этих факторов в отдельности, а на всю их совокупность.
Отмечается, что значительную роль на дорожно-транспортные происше-ствия играет процесс адаптации водителя к условиям высокогорья, который ус-ловно подразделяется на 3 фазы: 1. Аварийная фаза - первые 2-3 недели пребы-вания в горах характеризуется интенсификацией функций, связанных с транс-портировкой кислорода в организм; 2. Переходная фаза – «неустойчивая» акк-лиматизация, длительность которой в зависимости от высоты и функциональ-ного состояния организма варьирует в широких пределах от месяца до несколь-ких лет; 3. Фаза полной акклиматизации, или экономного приспособления - ха-рактеризуется стабилизацией функций кардиореспиративной системы на не-сколько более низком, чем на предыдущей фазе, уровне.
Делается вывод, что в инженерно-психофизиологической экспертизе важное значение имеет время реакции водителя - это промежуток времени с момента появления в поле зрения водителя сигнала об опасности для движения до начала действия водителя на орган управления автотранспортного средства (тормозная педаль, рулевое управление, педаль подачи топлива).
На основе отечественных и зарубежных научных исследований подробно анализируются особенности труда водителей транспортных средств в высоко-горных условиях. Отмечается, что были разработаны научно обоснованные ре-комендации по работе водителей в условиях неблагоприятного комплексного воздействия факторов производственной среды в экстремальных природных условиях высокогорья.
В работе отмечается, что большое значение имеет неопределенность до-рожной обстановки, вызывающая эмоциональную напряженность, сопровож-дающуюся повышением артериального давления и учащением пульса, измене-ниями электрокардиограммы, усиленной деятельностью надпочечников. Вслед-
16
ствие неопределенности дорожной обстановки водитель должен находиться в состоянии повышенной готовности к неожиданным дорожным ситуациям и экстренным действиям. Таким образом, в психофизиологическом отношении труд водителей транспортных средств требует способности к длительной кон-центрации внимания при монотонной работе и определенной степени нервно-эмоционального напряжения.
В работе анализируются основные психофизиологические параметры в характеристике труда водителей транспортных средств. Отмечается, что основу системной реакции в процессе деятельности составляют пять групп компонен-тов: энергетические, сенсорные, информационные, эффлекторные и активаци-онные. Показатели всех этих компонентов интегрируют в себя результат взаи-модействия основных психофизиологических характеристик и свойств, под-держивающих и обеспечивающих успешность работы водителя и в условиях высокогорья при решении одной и той же трудовой задачи влияние каж-дого из этих параметров на организм может быть различным.
В результате исследования автор пришел к выводу, что в условиях высо-когорного климата нарушается концентрация внимания, ухудшается координа-ция движения, увеличивается время зрительно-двигательной реакции, замедля-ется принятие решения в экстремальных ситуациях. Перечисленные факторы функциональной системы организма отрицательно сказываются на безопасно-сти вождения транспортных средств в условиях высокогорья.
Судебная инженерная психофизиологическая экспертиза должна решать следующие вопросы: 1) установление возможности своевременной оценки дан-ным водителем опасной ситуации; 2) время реакции водителя в зависимости от конкретной обстановки; 3) установление возможности неправильного воспри-ятия водителем дорожной обстановки; 4) установление возможности предот-вращения водителем дорожно-транспортного происшествия с учетом воздейст-вующих на него психофизиологических обстоятельств; 5) исследование психо-физиологического состояния пешехода, его восприятия и действия в конкрет-ной дорожной обстановке.
Во втором параграфе «Предмет объект, задачи и особенности назначе-ния судебно-автотехнической экспертизы» отмечается, что при расследова-нии состава автотранспортных преступлений приходится выяснять ряд техни-ческих вопросов, относящихся к состоянию и эксплуатации транспортных средств, организации движения и действий участников. Поэтому для выяснения реальной действительности требуется использование широкого спектра специ-альных знаний из различных областей науки и техники. Вопросы, решаемые судебно-транспортной экспертизой, подразделяются на три группы: 1) вопросы, которые позволяют установить механизм происшествия (например, скорость движения транспортного средства и пешехода к моменту происшествия, уста-новление причиной связи между неисправностями транспортных средств и до-
17
рожным происшествием, установление причины заноса и опрокидывания транс-портного средства и другие); 2) вопросы, относящиеся к оценке действий води-теля по обеспечению требований безопасности дорожного движения (например, как следовало действовать водителю в конкретной ситуации с технической точки зрения, и мог ли водитель предотвратить данное происшествие в данной ситуа-ции и другие); 3) вопросы, касающиеся установления причинной связи между действиями участников происшествия и наступившими последствиями.
Перед экспертами-автотехниками наиболее часто ставятся вопросы, ко-торые требуют ответов, решаемых с помощью судебной автотехнической экс-пертизы: по определению скорости движения транспортного средства по сле-дам его торможения; по определению технического состояния транспортного средства; по определению механизма и причин дорожно-транспортных проис-шествий; по определению соответствия действий водителя ПДД, согласно ко-торым он должен был действовать во избежание наезда (столкновения) и т.п.
Для решения этих вопросов при производстве автотехнических экспертиз большую роль должно сыграть использование возможностей автоматизирован-ных систем, компьютерных программ ориентированных на эксперта и следова-теля. Программы решают в автоматизированном режиме задачи, охватывающие современные возможности судебной автотехнической экспертизы, выдают ин-формацию следователю о перечне вопросов, которые может решать эксперт от-носительно определенного вида дорожно-транспортного происшествия, кон-сультирует его перечнем необходимых исходных данных, а также формулирует постановление о назначении экспертизы.
Надежность и отсутствие ошибок в расчетах при минимальных сроках производства экспертиз по делам о нарушениях правил дорожного движения открывают широкие возможности практического применения АИПС. В на-стоящее время представляется перспективным использование новой формы ав-томатизации в процессе обучения с игровыми ситуациями по расследованию нарушения правил дорожного движения, построенной на основе деловой игры, включающей необходимость решения тактических задач по проведению необ-ходимых следственных действий, в том числе относящихся к назначению экс-пертизы и оценке ее результатов. Материал должен быть скомпонован как по отдельным следственным действиям, так и применительно к наиболее важным задачам, решаемым в процессе расследования. Надежность выводов судебной автотехнической экспертизы полностью зависит от достоверности исходных данных, полученных на месте происшествия.
Для получения и анализа некоторых исходных данных требуются специ-альные познания, которые устанавливает эксперт-автотехник. К таким данным относятся: коэффициент эффективности торможения, коэффициент сцепления шин с дорогой, коэффициент сопротивления качению время запаздывания дей-ствия тормозного привода и т.п.
18
В расследовании нарушений правил дорожного движения очень часто объектами экспертного исследования являются совокупность материалов и ве-ществ: резина, стекло, пластмассы, горюче-смазочные материалы, лакокрасоч-ные покрытия транспортного средства, волокна, почва, металлы и сплавы и т.п. Эти объекты могут быть исследованы с помощью эмиссионного спектрального анализа. Полученные результаты этих исследований веществ и изделий излага-ются не только в форме синтезированного вывода, но и в виде фактических данных, которыми следователь при необходимости мог бы самостоятельно вос-пользоваться в процессе доказывания.
При назначении судебных экспертиз по делам о нарушениях правил до-рожного движения на разрешение эксперта нередко ставятся вопросы, затраги-вающие правовые аспекты действий участников ДТП. Ответы экспертов порой не ограничиваются просто ответами, и в своих заключениях они дают толкова-ние Правил дорожного движения, что не входит в компетенцию судебной экс-пертизы. Перед экспертом рекомендуется ставить следующие вопросы: кто из водителей имел преимущественное право проезда данного не регулируемого перекрестка; если действия водителя не соответствовали Правилам дорожного движения, то каким именно.
В третьем параграфе «Научно-методические основы отдельных видов экспертного исследования при расследовании нарушений правил дорож-ного движения» анализируются исследования технического состояния транс-портных средств.
Своеобразие экспертного исследования технического состояния транс-портного средства состоит, прежде всего, в характере его задачи: на основе изучения технического состояния транспортного средства на момент исследо-вания определить его техническое состояние на момент дорожно-транспортного происшествия, а также на будущее, т.е. ретроспективное и про-гностическое состояние. Второй его особенностью является ситуационно-технический характер, так как транспортное средство изучается в тесной взаи-мосвязи с той ситуацией, в которой оно проявило себя. Исследовать техниче-ское состояние транспортного средства экспертным путем - это значит опреде-лить степень эффективности функционирования и работоспособности его сис-тем, влияющих на безопасность движения, а также выявить конкретную причи-ну, время нарушения и возможность обнаружения этого нарушения водителем.
Представление о состоянии транспортного средства может быть получено двумя способами: 1) на основании его структурных параметров: установление наличия всех необходимых частей, узлов, механизмов, деталей, наличия тре-буемых конструктивно-функциональных связей между ними; изучение качест-венных и количественных характеристик элементов системы (направление структурного диагностирования); 2) на основании проверки транспортного средства конструктивно-заданных рабочих функций путем воздействия на ор-ганы его управления (направление функционального диагностирования). В процессе определения технического состояния транспортного средства отме-ченные способы диагностирования используются во взаимосвязи, что обеспе-чивает получение необходимой информации.
19
Для проведения экспертной экспресс-диагностики тормозных систем оп-ределяют эффективность их действия, и полученные значения показателей сравнивают с нормативными. Поскольку экспертная диагностика имеет специ-фику в сравнении с автотранспортной, соответствующие методические реко-мендации содержат две части: 1) методику определения экспертом параметров и 2) систему значений параметров торможения, выведенную из нормативов для использования в экспертной практике при анализе ДТП, происшедших в усло-виях, отличных от нормативных.
Подробно анализируется транспортно-трасологическое исследование.
К задачам дорожно-транспортной трасологии по делам о нарушениях правил дорожного движения следует отнести: определение механизма и после-довательность образования следов, установление групповой принадлежности и тождества участвовавших в следообразовании объектов, установление взаим-ной принадлежности расчлененных частей и выяснение иных обстоятельств происшествия. В работе рассматриваются вопросы выяснения механизма столкновения транспортных средств. Данный вид экспертизы позволяет решить вопросы: каков механизм столкновения транспортных средств; какова последо-вательность возникновения повреждений (следов) при столкновении или ударе о преграду; каков угол взаимного расположения ТС в момент их первоначаль-ного контакта; где, относительно границ проезжей части, находится место столкновения (место наезда); в каком направлении двигалось транспортное средство в момент наезда; находилось в движении или было неподвижно ТС в момент столкновения с ним другого ТС.
Рассматриваются вопросы, которые ставятся перед экспертом при иссле-довании следов шин, определении модели автомобиля и его отождествление по отделившимся частям и деталям экспертными действиями можно установить, отождествлении автомобиля по следам контактного взаимодействия.
Отмечается, что возникают затруднения при исследовании динамики пе-ремещения транспортных средств, потерявших управление, с определением ме-ханизма столкновения транспортных средств, двигавшихся с малой скоростью и т.д. Отсутствие ряда разработанных методик становится, как правило, основ-ной причиной неполной информации, добываемой с места дорожно-транспортного происшествия, которая предоставляется в распоряжение экспер-та для исследования этих следов.
В работе уделяется внимание судебной автодорожной экспертизе, кото-рая направлена на исследование места происшествия, участка дороги, примы-кающего к нему, дорожных условий на этом участке и взаимодействующих с дорогой элементов транспортных средств в целях установления связанных с дорожно-транспортным происшествием фактических строительных и эксплуа-тационных свойств автомобильной дороги, ее структурных элементов и дорож-
20
ных условий, а также параметров, характеризующих взаимодействие дороги с элементом транспортных средств.
Целью автодорожной экспертизы является определение влияния дорож-ных условий на механизм дорожно-транспортного происшествия. Рассматри-ваются вопросы, которые рекомендуется ставить перед экспертом. Анализируя научную основу и практику дорожно-технической экспертизы на современном этапе, автор приходит к выводу, что использование специальных знаний в этой области дает возможность установления причинно-следственной связи между особенностями участка дороги и механизмом совершения дорожно-транспорт-ного происшествия.
В работе отмечается важность материаловедческих исследований в связи с расследованием дорожно-транспортного происшествия, объектами которого наиболее часто становятся частицы лакокрасочного покрытия транспортного средства, пластмассы, а также резина, стекло, волокнистые материалы и изде-лия из них, объекты почвенного происхождения, нефтепродукты и горюче-смазочные материалы и т.д.
К числу типовых задач, решаемых в процессе материаловедческих иссле-дований, относятся: обнаружение материальных следов на воздействующих объектах; классификация обнаруженных объектов, т.е. отнесение их к опреде-ленному классу материалов; идентификация элементов вещной обстановки; по-лучение данных, касающихся механизма образования следов - наслоений на взаимодействующих объектах; установление факта и механизма контактного взаимодействия объектов. Конечной целью многоступенчатого идентификаци-онного исследования является решение задачи установления индивидуального тождества сравниваемых объектов, например установление принадлежности частиц лакокрасочного покрытия, обнаруженных на месте происшествия (на одежде потерпевшего, преградах, транспортном средстве) покрытию конкрет-ного транспортного средства.
В четвертом параграфе «Комплексная экспертиза как перспективное развитие судебных экспертиз при расследовании нарушений правил до-рожного движения» отмечается, что расширение возможностей судебной экс-пертизы прямо связано с повышением эффективности комплексного исследо-вания объектов экспертизы.
Потребности экспертной практики требуют законодательного решения таких вопросов как: знание экспертов, участвующих в производстве комплекс-ной экспертизы, различных специальностей в пределах своей компетенции для решения поставленных задач; порядок формулирования выводов участников комплексной экспертизы; правовой статус ведущего эксперта как организатора и руководителя комплексной экспертизы, определение его функции, прав и обязанностей.
21
Современный уровень разработки проблемы комплексности в судебной экспертизе требует упорядочения терминологии, а также развернутого опреде-ления понятия комплексной экспертизы. Комплекс экспертиз по одному уго-ловному делу может проводиться как в отношении одного и того же объекта, так и группы разных объектов. Каждая из экспертиз носит самостоятельный, автономный характер, решает самостоятельные задачи и оформляется отдель-ным заключением. Комплекс исследований в рамках одной экспертизы включа-ет также варианты, когда решение общего вопроса должно опереться на сово-купность данных, полученных при решении частных вопросов, что обычно происходит при использовании ряда методов, осуществляемых экспертами раз-ных областей знания.
В этих случаях общий вывод может быть сделан экспертом более широ-кого профиля или тем, чьи познания наиболее соответствуют содержанию ис-следования.
Комплексной является такая экспертиза, при производстве которой реше-ние вопросов невозможно без одновременного совместного участия различных специалистов и формирования общего вывода. Основанием для такого вывода служат частные заключения каждого эксперта по вопросам, относящимся к его компетентности.
В работе рассматриваются точки зрения ученых на понятие признаков комплексной экспертизы. Автор присоединяется к точке зрения Р.С. Белкина, который считает, что определяющим признаком комплексной экспертизы явля-ется необходимость кооперации знаний специалистов разного профиля. По мнению автора, предметом комплексной экспертизы при дорожно-транспортных происшествиях являются дифференциальные элементы системы «водитель – автомобиль – дорога – среда» совершенного события в пространст-венно-временных связях, подлежащих интеграции для исследования методики отдельных экспертиз с целью разрешения вопросов, имеющих значение для де-ла и входящих в предмет доказывания по нему.
Объекты комплексной экспертизы по делам связанным с нарушением правил дорожного движения – это материализованная информация, извлекае-мая из элементов системы «водитель – автомобиль – дорога – среда» и других источников дела путем производства моноэкспертиз экспертом определенного рода, полученные результаты синтезируются и исследуются, чтобы дать истин-ный ответ на поставленные вопросы следователем (судом).
Делается вывод, что при расследовании нарушений правил дорожного движения в системе «водитель – автомобиль – дорога – среда» должна прово-диться комплексная экспертиза, так как исследование должно проводиться в различных отраслях знаний для решения смежных (пограничных) задач раз-личных родов (видов), классов экспертиз, которые не могут быть разрешены на основе одной отрасли экспертных знаний (класса, рода экспертизы).
22
Таким образом, форму конструирования комплексных методик в системе «водитель – автомобиль – дорога – среда» при дорожно-транспортных проис-шествиях предлагается сформулировать следующим образом:
1. Интеграция комплексных методик – это используемые методы при дифференцированном исследовании элементов системы «водитель – автомо-биль – дорога – среда» в рамках различных специализаций для познания новых значений системы в целом.
2. Синтез комплексных методик – это исследование одного из элементов системы «водитель – автомобиль – дорога – среда» для познания нового значе-ния его свойств для общей системы.
3. Суммативная комплексная методика – это сумма последовательно ис-пользуемых расчетных методик для получения констанции причинно-следственных связей, приведших к конкретному дорожно-транспортному проис-шествию.
Рекомендуемое предложение в проведении комплексной экспертизы при расследовании нарушений правил дорожного движения обусловливается: сложностью познавательного процесса в системе «водитель - автомобиль - до-рога – среда»; недостатками отдельных норм уголовно-процессуального зако-нодательства, регламентирующих формы реализации специальных знаний в лице специалистов и экспертов; отсутствием четких методических рекомендаций для практических работников; имеющими место ошибками при осуществлении практической деятельности, связанных с применением и использованием специ-альных знаний при расследовании нарушений правил дорожного движения.
В заключении сформулированы выводы, предложения и рекомендации, отражающие результаты проведенного диссертационного исследования.
23
Основные научные положения диссертации опубликованы в следующих публикациях автора:
I. В рецензируемых научных журналах, включенных в перечень, ут-вержденный ВАК Минобрнауки РФ:
1. Хачатрян Э.Г. Применение специальных знаний при анализе и уста-новлении причинно-следственных связей механизма ДТП // Российский следо-ватель. 2008. № 1. С. 8-9.
2. Хачатрян Э.Г. Проблемы развития научно-методических основ от-дельных видов экспертного исследования по делам о дорожно-транспортных происшествиях // Российский следователь. 2008. № 5. С. 12-13.
3. Хачатрян Э.Г. К вопросу определения объекта автотехнической экс-пертизы // Адвокатская практика. 2008. № 1. С.7-8.
4. Хачатрян Э.Г. Организационные и методические недостатки практики производства судебных экспертиз по делам о дорожно-транспортных происше-ствиях // Российский судья. 2008. № 3. С. 18-19.
5. Хачатрян Э.Г. Особенности использования научных знаний в расследо-вании дорожно-транспортных происшествий // Адвокатская практика. 2008. № 2. С. 17-18.
II. В иных научных журналах и изданиях:
6. Хачатрян Э.Г. Порядок установления прослушивания телефонных пе-реговоров // Ученые записки юридического факультета: Краснодар: Куб-ГУ. Вып. 5. 2007. С. 416-419.
7. Брылев В.И., Лях Л.А., Хачатрян Э.Г. Криминалистическое прогнози-рование преступлений против безопасности дорожного движения // Юридиче-ский вестник Кубанского государственного университета. 2010. № 4/5. С. 30-32.
8. Хачатрян Э.Г. Проблемы экспертных исследований при расследовании нарушений правил дорожного движения // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2012. № 2 (11). С. 12-15
24
ХАЧАТРЯН ЭДУАРД ГРИГОРЬЕВИЧ
ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЕРТНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Подписано в печать «16» апреля 2012 года формат
Бумага типографская Печать трафаретная
Тираж 120 экз. Заказ № 972
350040 г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149
Центр «Универсервис», тел. 21-99-551
Файлы: 
Порядок отображения: 
0