2012avtoref1032

Аватар пользователя ideolog
Липинский Александр Викторович
 
31 мая 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Административно-правовое и финансово-правовое регулирование предпринимательской деятельности в нефтегазовой промышленности России» (специальность 12.00.14 – административное право; административный процесс). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 209.002.05
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Липинский А.В. Административно-правовое и финансово-правовое регулирование предпринимательской деятельности в нефтегазовой промышленности России: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 24.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref1032 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Липинский А.В. Административно-правовое и финансово-правовое регулирование предпринимательской деятельности в нефтегазовой промышленности России: автореф. дис... канд. юрид. наук. Москва, 2012. С. 24.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 На правах рукописи
 
 
 
 
 
 
 
 
ЛИПИНСКИЙ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ
 
 
 
Административно-правовое и финансово-правовое регулирование предпринимательской деятельности в нефтегазовой промышленности России
 
 
 
 
Специальность: 12.00.14 – административное право; финансовое право; информационное право
 
 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Москва – 2012
Работа выполнена на кафедре административного и финансового права Московского Государственного института международных отношений (Университета) МИД России.

 

Научный руководитель:
 
Официальные оппоненты:
 
Первый официальный оппонент
 
 
 
 
 
 
 
 
Второй официальный оппонент
 
 
 
 
 
Ведущая организация:
доктор юридических наук, профессор, ВЕРЕМЕЕНКО Иван Иванович
 
 
ФАТЬЯНОВ Алексей Александрович доктор юридических наук, действительный член РАЕН, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», профессор, заведующий кафедрой общей юриспруденции и правовых основ безопасности Гуманитарного факультета
 
ШИЛЮК Татьяна Олеговна
кандидат юридических наук, Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина, преподаватель кафедры административного права
 
Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

 
 
Защита состоится 31 мая 2012 г. в 16:30, ауд. 216 на заседании диссертационного совета Д 209.002.05 в Московском Государственном институте международных отношений (Университете) МИД России по адресу: Проспект Вернадского, д.76, г. Москва, 119454.
 
 
С диссертацией и авторефератом можно ознакомиться в библиотеке им. И.Г. Тюлина Московского Государственного института международных отношений (Университете) МИД России по адресу: Проспект Вернадского, д.76, г. Москва, 119454 и на сайте www.mgimo.ru
 
Автореферат разослан «28» апреля 2012 г.
 
 
Ученый секретарь
диссертационного совета,
доктор юридических наук, профессор                                     ПАВЛОВ Е.Я.
I.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Нефтегазовая промышленность (НГП) России является фундаментом экономики, ключевым элементом жизнеобеспечения и основой экспортной базы страны. Проблема рационального использования недр сегодня стала одной из главных не только с точки зрения нашего государства, но и приобрела международный характер. В этой связи перед наукой административного и финансового права встали проблемы поиска новых форм и методов правового воздействия на регулирование отношений в сфере недропользования.
Когда речь идет о повышении роли государства в области административно-правового и финансово-правового регулирования, в первую очередь следует отметить проблему совершенствования законодательства в нефтегазовой сфере. Именно эта область в настоящее время определяет  основные вопросы регулирования правовых отношений. Для перехода к рациональному использованию недр модифицированное законодательство должно содержать необходимый набор норм и условий, которые бы стимулировали полноту извлечения полезных ископаемых.
Заинтересованность государства в функционировании и перспективе развития нефтегазовой промышленности России требует принятия  необходимых мер в области административно-правового и финансово-правового регулирования предпринимательской деятельности  указанной отрасли. Наличие вышеизложенных проблем и поиск путей их разрешения определили актуальность данного исследования.
На сегодняшний день сформировалось понимание целесообразности осуществления концепции рыночного хозяйствования, при государственном регулировании, которое обеспечивает и гарантирует государственные интересы.
В процессе исследования административно-правового регулирования нефтегазовой промышленности актуальность и значимость таких вопросов, как право собственности на недра, понятие недр и недропользования как объектов государственного регулирования, определились достаточно ясно.
Как известно, правоведы многократно изучали институт государственной собственности на недра и отмечали его первостепенную важность в правовом регулировании отношений недропользования. Но едва ли можно считать достаточным то число работ, которое посвящено праву государственной собственности на недра, и, безусловно, малую часть комплексных исследований, рассматривающих недра как государственную собственность - публичное или общенациональное достояние.
Анализ источников, научных представлений о толковании смыслового значения и формулировки понятия недра приводят к выводу, что в научной литературе встречается не только различное интерпретирование понятия «недра», но и двойственное законодательное разъяснение о собственнике природных ресурсов, которое содержится в Конституции РФ и Законе
«О недрах». Из данного положения следует, что закон не может содержать понятия и термины, которые имеют различное толкование.
Конкретного правового содержания таких дефиниций, как «недропользование» и «недропользователи», вопреки многократному применению термина «система недропользования» в нормативно-правовых актах, в России законодательно так и не было закреплено. Отсутствие унифицированного подхода к указанной проблеме не способствует установлению более точных механизмов правового регулирования в сфере недропользования.
Таким образом, эмпирический опыт применения законодательства о недропользовании является областью возможных юридических конфликтов. Исходя из этого, можно сделать вывод о необходимости сосредоточения теоретических и практических научных разработок на решении наиболее актуальных вопросов, которые будут способствовать урегулированию поставленных задач.
Кроме того, на актуальность данного исследования также указывают особые причины значения административно-правового регулирования в качестве разновидности государственного регулирования. В период развития рыночных отношений практическую и реальную значимость для регулирования нефтегазовой промышленности государством имеет ее своевременная адаптация к сложившимся экономическим условиям. Вместе с тем, существующую сегодня проблему оптимального использования ресурсов может решить только административно-правовое регулирование, поскольку именно административное право на сегодня является базовой отраслью в системе права с внушительным потенциалом функционирования исполнительной власти и обеспечения публичных интересов во многих областях государственной и общественной жизни.
Этот тезис имеет особое значение, так как в настоящее время в мире наблюдается общая направленность к интеграции бизнеса, которая стала острой необходимостью и для большинства российских предприятий.
О заинтересованности государства в  процессе регулирования сделок по слияниям и поглощениям свидетельствует увеличение компаний с государственным участием или полностью государственных компаний.
Об актуальности проблемы говорит и высокая доля сделок слияний и поглощений (М&А) в нефтегазовой промышленности России, степень их влияния на эффективность отдельных нефтегазовых компаний и всей отрасли в целом. Вопросы, связанные с регулирующим воздействием государства на эффективность таких процедур и недостаточность их освещения в научных исследованиях, а также несовершенство антимонопольного законодательства определили необходимость их исследования.
Для России, относящейся к числу одного из масштабных разработчиков нефтяных и газовых месторождений, чрезвычайно важной является проблема формирования эффективного режима налогообложения нефтегазовой промышленности. Одним из важнейших инструментов финансово-правового регулирования в данной области является российская система налогов, сборов и иных платежей с недропользователей. Поэтому в настоящее время возникает необходимость в правовом обосновании  такого налогового режима взимания платежей за пользование недрами, которое позволит государству, как собственнику недр, извлекать предельные доходы от использования  природных ресурсов, сохранив при этом прибыльность недропользования как одного из направлений бизнеса.
Данные обстоятельства, а также необходимость скорейшего формирования благоприятной административно-правовой и финансово-правовой среды для деятельности субъектов НГП, определили современную значимость темы настоящего исследования.
Предметом исследования являются правовые нормы внутригосударственного права России, регулирующие административные и финансовые отношения в сфере недропользования нефтегазовой промышленности, а также зарубежная правоприменительная практика в этой области.
Цели и задачи исследования. Цель настоящей работы состоит в комплексном отображении проблем, выделении закономерностей, специфики административно-правового и финансово-правового  регулирования в предпринимательской деятельности нефтегазовой промышленности России, а также в рекомендациях по совершенствованию законодательства в означенной области. Поставленная цель решается посредством следующих задач:

  • изучение и подтверждение исторических закономерностей становления нормативно-правовых основ государственного регулирования и эволюции законодательства о недрах в России;
  • выявление пробелов и коллизий действующего законодательства о недрах в области рационального использования и основные направления модернизации законодательства Российской Федерации о недрах;
  • мотивировка и аргументация необходимости государственного регулирования недропользования, административно-правового регулирования, административного метода государственного регулирования нефтегазовой промышленности;
  • аргументация увеличения влияния  государства на проведение сделок слияний и поглощений и государственного  регулирования на примере антимонопольного законодательства;
  • анализ лицензирования как административно - правового метода, одного из методов административного регулирования, а также процедуры лицензирования и ее специфичности в нефтегазовой промышленности России;
  • рассмотрение российских налогов, сборов и иных платежей с недропользователей как инструмента финансово-правового регулирования, а также выявление отличия механизма налогового регулирования недропользования от всех других отраслей народного хозяйства;
  • формулирование предложений по совершенствованию административного и налогового законодательства, регулирующего отношения недропользования.

В целях работы над диссертационным исследованием были изучены следующие зарубежные источники: законодательство зарубежных стран и стран СНГ, отдельные нормы основополагающих актов США, Норвегии и других стран, в том числе: избранные главы и  разделы Свода Законов США[1], федеральный закон США «О роялти на нефть и газ» 1982 г.[2], норвежский Закон №72 «О нефтяной деятельности» от 29 ноября 1996 г.[3] и Постановление к нему, введенное в действие Королевским Указом от 27 июня 1997 г.[4], законы Великобритании - Закон «О добыче нефти»[5], Закон «О континентальном шельфе»[6] Кодекс Сити о поглощениях[7] и др.
Методологическую основу исследования образуют научные методы познания общественных явлений и процессов: системно-функциональный, сравнительно-правовой, конкретно-исторический, программно-целевой, формально-юридический, логический, теоретико-прогностический и др.
Большое значение для работы имело применение сравнительно-правового метода, который позволил сопоставить нормы законодательных актов иностранных нефтегазодобывающих государств, российского законодательства о недрах, а также проектных документов.
Дополнение сравнительно-правового  конкретно-историческим методом способствовало выявлению основных тенденций развития нефтегазовой отрасли законодательства на различных этапах исторического развития и России и некоторых зарубежных стран.
Также в ходе исследования использовался формально-юридический метод, который позволил провести оценку действующих нормативных правовых актов на предмет наличия в них пробелов и коллизий. При рассмотрении вопросов о необходимости совершенствования законодательства о недрах и в целях ликвидации выявленных проблем, коллизий и юридических конфликтов, применялся теоретико-прогностический метод.
Эмпирической основой исследования послужили материалы обсуждений проектов законов, практика деятельности контролирующих и судебных органов.
Нормативную базу составили такие основополагающие акты, как: Конституция Российской Федерации, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, судебная практика Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, законодательство о недрах Российской империи, конституции и законодательство зарубежных стран.
Фактологической и статистической базой, оказавшими помощь в подборе материалов для данного исследования являлись данные Федерального агентства по недропользованию (Роснедра), Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Министерства энергетики РФ, Министерства экономического развития РФ, Федеральной антимонопольной службы РФ, данные научно-исследовательских институтов нeфтянoй и газовой пpoмышлeннoсти и производственно-хозяйственных стpуктуp oтpасли, а также отечественные и зарубежные периодические источники и материалы научных конференций, симпозиумов пo исследуемым вопросам.
Теоретическую основу исследования составили научные труды специалистов в области теории государства и права, конституционного, административного, финансового и налогового права, гражданского и предпринимательского права, горного права, ведущих ученых в иных областях знаний. Эти материалы используются, прежде всего, в качестве базы для формулирования исходных положений.
Интерес к изучению административно-правового и финансово-правового регулирования нашел свое отражение в исследованиях российских и зарубежных авторов. При работе над диссертацией были изучены коллективные труды и отдельные монографии российских ученых, применительно к вопросам, затрагиваемым в диссертационном исследовании.
Особое внимание уделено трудам: М.В. Баглая, И.Л. Бачило,
Д.Н. Бахрах, В.С. Белых, М.И. Брагинского, Д.В. Василевской,                    И.И. Веремеенко, А.Н. Вылегжанина, И.Н. Герчиковой, Е.Ю. Грачевой, Е.П. Губина, А.А. Кармолицкого, В.Н. Кокина, М.И. Клеандрова, Б.Д. Клюкина, О.И. Крассова, В.Н. Лисицы, В.Д. Мазаева, Р.Н. Миргазизовой, О.М. Олейник, С.Г. Пепеляева, А.И. Перчика, Л.Л. Попова, С.В. Рогинского, Р.Н. Салиевой, Н.А. Сосны, М.Ю.Тихомирова, Г.П. Толстопятенко, А.А. Фатьянова, А.А. Ялбулганова и др.
При написании были также изучены труды иностранных авторов:
С. Блекмана, Х. Гэри, Д. Джонстона, Б. Дэвиса, Т. Проссера, И. Рихтера,
Р. Стейна, Л. Фридмена, А. Шлезингера, Г. Шуппера, Й. Шумпетера и др.
При подготовке исследования были также использованы диссертационные работы, посвященным отдельным аспектам административно-правового и финансово-правового регулирования в сфере недропользования, таких авторов как: С.В. Алексеева, Э.П. Андрюхиной, А.Б. Багандова, Д.В. Василевской, М.А. Горшкова, Е. П. Губина, С.А. Дзейтова, С.В. Дробязко, М.Е. Когана, Г.К. Куатбаевой, Р.А.Курбанова, Ю.Н. Мильшина, И.И Павлова, В.Г. Плахуты, Т.И. Редько,  К.К. Сунгурова, Е.В.Титовой, О.С. Троценко и др.  
Диссертационные исследования указанных авторов в основном посвящены анализу развития и функционирования отдельных институтов законодательства о недрах или вопросам правового регулирования отношений недропользования, рассмотренных с позиций международного, конституционного, природоресурсного, гражданского права и экономики.
К настоящему времени ряд отдельных проблем, соответствующей заявленной тематике, был исследован в публикациях некоторых авторов в России и за рубежом[8].
Отдавая должное проведенным исследованиям, следует отметить, что комплексного анализа административно-правового регулирования вместе с особенностями отечественной системы налогов, сборов и иных платежей с недропользователей как инструмента финансово-правового регулирования предпринимательской деятельности в нефтегазовой промышленности, с учетом новейшего зарубежного опыта, не проводилось.
Научная новизна проведенного автором исследования определяется недостаточной изученностью вопросов административно-правового регулирования предпринимательской деятельности нефтегазовой промышленности в непосредственной и плотной увязке с обширным и объемным направлением, таким как российская система налогов, сборов и иных платежей с недропользователей как инструмента финансово-правового регулирования.
В работе осуществлен анализ поступательного развития правовых основ недропользования, на основе общесистемного подхода к российскому законодательству раскрыты содержание и проблемы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности, а также лицензирования как важнейшего административно-правового метода, выявлены теоретические и практические сложности налогообложения в нефтегазовой промышленности России. Основу данного научного исследования составила принципиальная позиция диссертанта о природных ресурсах как особой категории государственной собственности.
Научная новизна диссертационной работы определяется также противоречивостью и неопределенностью создавшегося положения в законодательстве, а также общей недостаточностью исследования  в отношении роли и места административно-правового регулирования при современном реформировании одной из центральных отраслей промышленности.
В диссертации предложены некоторые версии теоретического осмысления и практического регулирования отношений недропользования в нефтегазовой промышленности. При этом отмечено, что вводить законодательные изменения следует так, чтобы обновленное законодательство послужило основой для создания оптимальных условий сотрудничества недропользователей и государства. То есть, недропользователи должны рационально использовать предоставленный им государственный ресурс, а государство, со своей стороны, должно обеспечить для этого стабильный и предсказуемый режим. Поэтому особое внимание в диссертационной работе уделено:

  • недропользованию как объекту государственного регулирования и выявлению его характерных свойств, а также не закрепленности в законодательстве данного понятия;
  • основному инструменту административно-правового регулирования  недропользования, которым является государственная система лицензирования пользования недрами;
  • рассмотрению позиции, что государство должно активно обозначить свое присутствие в процессах слияний и поглощений, на примере антимонопольного законодательства, что обеспечит стране доминирующее положение в нефтегазовой отрасли и, как следствие, гарантирует ее необходимый рост;
  • анализу, специфике и характерным особенностям одного из основных административных методов государственного регулирования – лицензированию предпринимательской деятельности в нефтегазовой промышленности;
  • характерной природе и проблемам российской системы налогов, сборов и иных платежей с недропользователей как инструмента финансово-правового регулирования.

Таким образом, данная диссертация является фактически первым комплексным научным анализом административно-правового и финансово-правового регулирования предпринимательской деятельности нефтегазовой промышленности России. Изложенные обстоятельства в конечном итоге обусловили выбор темы настоящего исследования.
Достоверность исследования подтверждается совокупностью многочисленных источников, на которых базируются положения, выносимые на защиту:
1. Принимая во внимание мировые тенденции, подтверждающие усиление государственных позиций в сфере недропользования, а также двойственное законодательное разъяснение о собственнике природных ресурсов, которое содержится в Конституции РФ и Законе «О недрах», целесообразно ликвидировать правовые коллизии в отношении государства как собственника недр, посредством внесения изменений в статью 9 Конституции Российской Федерации в виде следующей формулировки: «недра в границах территории Российской Федерации являются государственной собственностью – используются и охраняются в интересах граждан России».
2. В Российском законодательстве, несмотря на широкое употребление термина «система недропользования», данное понятие законодательно так и не закреплено. Вследствие этого возможно предложить два пути решения данной проблемы: во-первых, внести соответствующие изменения в российское законодательство; во-вторых, детально изучить опыт зарубежных государств, чтобы в перспективе подготовить концептуальный проект нового закона, положения которого органично влились бы в уже существующую правовую базу.
3. В законодательной перспективе следует кодифицировать законодательство о недрах и недропользовании РФ. Для этого предлагается обратить внимание на международно-правовые документы, касающиеся государственного регулирования экономики, в соответствии с которыми государство не только имеет право осуществлять государственное регулирование экономики, но и обязано это делать[9]. Данный опыт будет способствовать обеспечению устойчивого развития недропользования на основе принципов международных конвенций.
4. Регулирование государством процессов слияний и поглощений невозможно без активизации антимонопольной политики, выражающейся в усилении антимонопольного контроля со стороны ФАС.
В настоящее время возникла очевидная потребность пересмотра существующего базового законодательства по следующим направлениям:

-       принятие поправок к закону о конкуренции, упрощающих процедуру антимонопольного контроля, систему рассмотрения заявок на слияния и поглощения, а в целом, в перспективе, - введение новых правил их осуществления;
-       уточнение методик согласования антимонопольными органами конкурентных случаев экономической концентрации;

5. Лицензирование, как административно-правовой метод регулирования должен быть основным механизмом предоставления права пользования участками недр, поскольку данный метод конкретизирует значимость государства как собственника недр.
6. В целях совершенствования действующего законодательства и обеспечения государственной системы лицензирования недропользования требуется подготовить и включить поправки в Закон РФ «О недрах», разрешающие эффективно вносить изменения и закрепляющие основания для внесения таких изменений в лицензии:

  • определить в Законе «О недрах» максимально допустимые размеры участков недр по одной лицензии, установить предельное количество участков недр и порог объема запасов полезных ископаемых, предоставляемых одному недропользователю;
  • предоставить владельцам лицензий необходимые гарантии, в том числе: гарантию достоверности геологической информации об участке недр; гарантию о праве пользования участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в лицензии целью.

7. Налоговое законодательство РФ не только не стимулирует воспроизводство минерально-сырьевой базы, но и не способствует выгоде недропользователя для проведения геологоразведочных работ. Закон также не обеспечивает одного из принципов недропользования - рациональной разработки месторождений, из-за отсутствия регламентирующих положений в этом процессе. Исходя из вышесказанного, диссертант предлагает обособить добывающее производство, имеющее стратегическое значение, как отдельное подразделение в системе налогообложения, и сконцентрировать все виды природоресурсных платежей в едином законодательном акте.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что предложения и рекомендации, сформулированные в работе, могут быть использованы: в правотворческой деятельности, направленной на совершенствование действующего законодательства, в правоприменительной практике, в учебном процессе при изучении административного права, горного права, природоресурсного права. Материалы диссертации могут также послужить основой для подготовки аналитических сообщений, учебных пособий и специальных курсов в ВУЗах.
В диссертации также содержатся рекомендации по разработке законопроектов, по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие отношения недропользования, содержащиеся в диссертации предложения могут быть использованы в нормотворческой деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Апробация диссертационной работы. Основные научные положения и выводы диссертационной работы нашли свое отражение в ряде публикаций.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, которые объединяют пять параграфов, списка литературы. Первая глава включает три параграфа, посвященные анализу основ правового регулирования нефтегазовой промышленности. Вторая глава, состоящая из двух параграфов, посвящена административно-правовому методу государственного регулирования в нефтегазовой промышленности и российской системе налогов, сборов и иных платежей с недропользователей как инструменту финансово-правового регулирования.
II.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность  и определяется состояние разработанности темы диссертации, формулируются цели и основные задачи исследования, дается описание его методологической основы, определяется новизна и практическая значимость полученных выводов.
Первая глава «Основы правового регулирования предпринимательской деятельности в нефтегазовой промышленности» состоит из трех параграфов.  В ней исследуются права собственности на недра, понятие недр и недропользования как объектов государственного регулирования;  рассматривается становление нормативно-правовых основ  государственного регулирования  и эволюции законодательства о недрах в России; анализируется административно-правовое регулирование нефтегазовой промышленности и его некоторые актуальные вопросы.
В первом параграфе данной работы акцентируется внимание на том, что на протяжении длительного периода исторического развития недра земли России рассматривались законодателем в качестве народного достояния. Современные тенденции развития зарубежного законодательства свидетельствуют об усилении государственных позиций в сфере недропользования и других отраслей законодательства. В законодательстве таких государств, как Аргентина, Бразилия, Мексика, Норвегия, Чили, закреплено положение, в соответствии с которым недра являются государственной собственностью – достоянием нации[10].
 В странах Ближнего Востока (Кувейт, Иран, Египет), для которых разработка нефтяных месторождений является основной отраслью для формирования государственного бюджета и развития страны, ресурсы недр являются собственностью государства, что закреплено в Конституциях и законах[11].
          Анализируя зарубежный опыт, диссертант пришел к выводу о том, что существует объективная необходимость совершенствования российского законодательства в части определения правового положения недр как объектов государственной собственности.
         Постановления Конституционного суда РФ от 09.01.1998 № 1-п[12]   и от 07.06. 2000 № 10-п[13],  подчеркивают, что природные ресурсы РФ – это «собственность особого рода» и что такая собственность «подлежит специальному регулированию». Данные постановления являются одним из проявлений оценки природных ресурсов, как особой категории государственной собственности. Эти постановления являются еще одним фактом признания публично-правовой природы естественных богатств России.
Дискуссионный вопрос о том, что представляют собой недра как особая правовая категория, продолжает и сегодня обсуждаться в юридической науке. Изучение источников, научных представлений о толковании смыслового значения и формулировки понятия недра приводят к выводу, что в научной литературе встречается не только различное интерпретирование понятия «недра», но и двойственное законодательное разъяснение о собственнике природных ресурсов, которое содержится в Конституции РФ и Законе «О недрах».
В работе представлен вывод, что анализируемая правовая формулировка допускает неконкретное толкование данного понятия, которое требует более определенного представления о недрах как составляющей части правовой действительности и о необходимости в научной систематизации и классификации понятия недр.
В данной части исследования рассматриваются теоретические и правовые сложности в вопросе об определении понятия недропользования, то есть установлении самого объекта государственного регулирования, который остается открытым, так как   действующее законодательство РФ не содержит определение термина «недропользование» и «недропользователи». Вследствие наличия данного пробела в законодательстве в работе содержатся рекомендации по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты.
          Во втором параграфе исследуется исторический опыт становления нормативно-правовых основ государственного регулирования и эволюции законодательства о недрах в России с XVII века до XX века.
          Первенство идей о государственной политике правового регулирования недропользования принадлежат Юрию Крижаничу, написавшему еще в XVII веке книгу «Политика». В ней он изложил ряд идей, не потерявших своей актуальности и в настоящее время. С огромной прозорливостью Крижанич писал, что «рудники нельзя устроить иначе, чем с помощью монополий. Но их надо давать не кому-либо одному, а попеременно либо двум или трем заодно, и то, не чужеземцам, а местным жителям, даже если чужеземец пообещает больше заплатить»[14].
Далее, построение системы правового регулирования недропользования происходило в основном путем серьезных законодательных реформ и нововведений. Государство стремилось активизировать развитие горного промысла, привлекая зарубежных промышленников, специалистов горного дела. Начало такой политики связывается с активной деятельностью Петра I, который и издает первые нормативные акты горного права. На протяжении XVIII-начала XX вв., система законодательства подвергалась ревизии, но она развивалась достаточно динамично, и к первым десятилетиям XX в. российское  горное законодательство становится развитой системной отраслью.
В России к началу XXI в. правовое регулирование пользования недрами утверждается как развивающаяся, отдельная отрасль права – недропользование - правопреемница советского права.
Касаясь предмета правового регулирования системы недропользования, нельзя было не затронуть проблем административно-правового регулирования нефтегазовой промышленности и его некоторых актуальных вопросов, которые нашли отражение в параграфе третьем.
Природные ресурсы, в частности нефть, является одним из основополагающих элементов экономики страны, и все вопросы, касающиеся этой сферы, должны быть на особом положении у пользователей недрами и государства в целом. Существующую сегодня проблему оптимального использования ресурсов может решить только административно-правовое регулирование, поскольку именно административное право на сегодня является базовой отраслью в системе права с внушительным потенциалом функционирования исполнительной власти и обеспечения публичных интересов во многих областях государственной и общественной жизни.
На основе проведенного анализа автором обосновывается утверждение, о наличии пробелов и возникающих коллизиях в действующем законодательстве указанной области, которые не способствуют поступательному развитию отечественной промышленности и политике.
Исходя из зарубежного опыта, автор констатирует, что необходимо обратить внимание на международно-правовые документы, касающиеся государственного регулирования экономики, в которых отмечается, что государство не только имеет право осуществлять государственное регулирование экономики, но, и обязано это делать.
Сегодня определенно  существует необходимость в поиске новых правовых форм и инструментов регулирования, поэтому диссертант делает вывод и приводит аргументированные доказательства о том, что сохранение прямых методов государственного регулирования остается актуальным.
Одним из важнейших направлений административно-правового регулирования является рассмотрение правового регулирования сделок по слиянию и поглощению (M&A) на примере антимонопольного законодательства.
О заинтересованности государства в  процессе регулирования сделок по слияниям и поглощениям свидетельствует увеличение компаний с государственным участием или полностью государственных компаний. Российское законодательство, связанное со слияниями и поглощениями компаний, является избыточно либеральным, не содержит достаточного количества ограничений, в частности антимонопольных, как в ЕС[15] и США[16] нуждается в дальнейшем совершенствовании. В ходе изучения и анализа данной проблемы сделан вывод о том, что, регулируя антимонопольное законодательство России, государство тем самым активно влияет на процессы слияний и поглощений. Автор обосновывает и систематизирует комплекс правовых мер, реализация которых может обеспечить задачу по совершенствованию антимонопольного законодательства России.
В этой части исследования обосновывается тот факт, что в основе реализации актуальных административно-правовых проблем нефтегазовой промышленности должна лежать научно обоснованная, просчитанная на перспективу Концепция развития законодательства, регулирующего деятельность нефтегазовой промышленности и обеспечивающего публично-правовые интересы по добыче нефтегазовых ресурсов в Российской Федерации.
Основу Концепции должны составить два наиболее значимых проекта федеральных законов: о нефти и газе как природном ресурсе и его административно-правовом регулировании и порядке осуществления  деятельности по добыче нефтегазовых ресурсов. Именно такая Концепция  позволит применить системный подход в административно - правовом регулировании и координации законотворческой работы по данному направлению.
Во второй главе «Административный метод государственного регулирования в нефтегазовой промышленности и российская система налогов, сборов и иных платежей с недропользователей», состоящей из двух параграфов, анализируется лицензирование, как административно-правовой метод регулирования нефтегазовой промышленности и рассматривается российская система налогов, сборов и иных платежей с недропользователей, как инструмент финансово-правового регулирования.
В первом параграфе основной акцент сделан на  лицензировании как административно-правовом методе регулирования нефтегазовой промышленности в период XX-XXI века. Диссертант обосновывает вывод о том, что метод лицензирования, как сочетание властных административно-правовых распоряжений и косвенных рычагов регулирования, наибольшим образом отражает его правовую природу.
Российское лицензионное законодательство, отличаясь сложностью процедуры и наличием пробелов, в Законе «О недрах» не определяет предельные размеры участков недр по одной лицензии и не устанавливает предельное количество участков недр и предельный объем запасов полезных ископаемых, предоставляемых одному недропользователю. В то же время законодательство западных стран четко определяет предельные размеры участков недр, которые по российским меркам весьма скромны.
 Также мировой опыт показывает, что в подавляющем большинстве стран мира установлены только два вида недропользования и соответственно два вида лицензий (договоров): на геологоразведочные работы и на добычу, не допуская при этом их совмещения. Совмещение разведки и добычи в России привело к тому, что федеральный закон не дает четкого  определения участка недр, предоставляемого в недропользование.
В диссертационной работе особое внимание обращается на то,  что в целях совершенствования действующего законодательства о государственной системе лицензирования недропользования необходимо принять определенные правовые меры. То есть, при подготовке аукционных материалов, содержащих геологическую информацию об участке недр, уполномоченные государственные органы обязаны предоставлять владельцам лицензий  необходимые гарантии.
Таким образом, анализ нерешенных проблем в законодательстве показывает, что лицензирование как административно-правовой метод регулирования должно быть основным механизмом предоставления права пользования участками недр в недропользовании. Это отражает роль государства как собственника недр, которое должно определять условия пользования и условия прекращения пользования и контролировать соблюдение данных условий.
Второй параграф главы рассматривает российскую систему налогов, сборов и иных платежей с недропользователей как инструмент финансово-правового регулирования. Природным ресурсам и их роли в системе налогообложения природопользования в России придается особое значение в силу того, что такие налоговые платежи формируют большую доходную часть государственного бюджета.
В работе дан анализ механизма платного недропользования  и правовых конструкций взимания отдельных платежей за пользование недрами, что позволило выявить и его недостатки. На современном этапе реформирования налоговой системы России   представляется, что налоговые проблемы нефтегазового сектора нуждаются в существенной доработке, поэтому в работе предложены некоторые версии  корректировки налогового законодательства и его дальнейшего совершенствования как инструмента финансово-правового регулирования.
Практика большинства государств показывает, что конструкции взимания налогов достаточно разнообразны. Выбор оптимального режима налогообложения является одной из важнейших задач государственного регулирования. Правомерность такого рода действий диктуется  возможностью реализации конституционной доктрины недропользования - «освоение ресурсов недр в интересах настоящего и будущего поколений».
В Заключении диссертационного исследования изложены основные теоретические выводы и наиболее значимые практические рекомендации. Диссертантом подчеркивается, что в процессе законотворчества необходимо принимать во внимание прежде всего национальные интересы и интересы граждан России в области недропользования.
III. СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ АВТОРА ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
1)Липинский А.В. Государственно-правовое регулирование недропользования, налогообложения и инвестиций в нефтяной промышленности Ливии. //Бизнес в законе. 2011г. №2. С. 170-173. 0,6 п.л. (входит в перечень ВАК)
2)Липинский А.В. Лицензирование и налогообложение в системе правового государственного регулирования нефтяной отрасли Норвегии. //Пробелы в Российском законодательстве. 2010г. №4. С. 338-342. 0,8 п.л. (входит в перечень ВАК)
3)Липинский А.В. Государственно-правовое регулирование налогообложения в нефтегазовой отрасли США. // Очерки новейшей камералистики. Краснодар. ФГОБУ ВПО «Кубанский государственный университет».  2011г. №2. С. 21-25. 0,6 п.л.
4)Липинский А.В. Право собственности на недра как объекта государственного регулирования. //Сборник научных трудов межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Краснодар. ИнЭП. 2011г. С. 154-158. 0,3 п.л.

  1. Липинский А.В. Особенности слияний и поглощений и их терминологические различия в нефтегазовой промышленности России. // Российское право в Интернете. 2006г. №4. URL: www.rpi.msal.ru. (дата обращения: 02.12.2011). 0,3 п.л.
 
[1] U.S. Code (Title 26 «Internal Revenue Code": Subtitle A "Income Taxes»: Chapter 1 «Normal Taxes and Surtaxes»: Subchapter I «Natural resources»; Title 30 «Mineral Lands and mining»: Chapter 3A – «Leases and Prospecting Permits»; Chapter 29 «Oil and Gas Royalty Managеment»). URL: http://www.law.cornell.edu (дата обращения: 12.12.2011).
[2] Federal Oil and Gas Royalty Act Management 1982. URL: http://www.onrr.gov/laws (дата обращения: 12.12.2011).
[3]Act 29 November 1996 No.72 relating to petroleum activities. Last amended by Act January 2007 No3. URL: http:// www.ptil.no/getfile.php/Regelverket/Petroleumsloven (дата обращения: 12.12.2011).
              [4] Regulations to Act relating to petroleum activities. laid down by Royal Decree 27 June 1997. URL:  http://
                www.npd.no/en/Regulations/Regulations/Petroleum-  activities.  (дата обращения: 12.12.2011).
[5]Petroleum Production Act,1934. URL: http:// www.legislation.gov.uk. (дата обращения: 12.12.2011).
[6]The Continental Shelf Act,1964. URL: http://www.hmrc.gov.uk. (дата обращения: 12.12.2011).
[7]The City Code on Takeovers and Mergers 1968. URL: http://www.thetakeoverpanel.org.uk (дата обращения: 12.12.2011).
[8] См.: например: Мельгунов В.Д. Административно-правовое регулирование и административно-правовые режимы в сфере предпринимательской деятельности. - М.: 2008:Теплов О.М. Регулирование отношений недропользования на территории РФ / О.М.Теплов, Б.Д. Клюкин, Н.И. Толстых, М.В. Веремеева. - М.: 2003; Курбанов Р.А. Правовое регулирование иностранных инвестиций в нефтяной и газовой промышленности. М.: 2005; Craig, Paul. EU Administrative Law / George Philip. – 2006; Nakhle Carole. Petroleum taxation: sharing the oil wealth : a study of petroleum  taxation yesterday, today and tomorrow. -2008.; Owen Anderson. Hemingway Oil and Gas Law and Taxation /Owen Anderson, John S. Dzienkowski, John S. Lowe, Robert J. Peroni, David E. Pierce, Ernest E. Smith. - 2004  и другие.
 
[9]«Хартия экономических прав и обязанностей государств». Принята резолюцией 3281 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12.01.1974. URL: http://www.un-documents.net/a29r3281.htm (дата обращения: 02.12.2011).
[10]National Constitution of the Argentine Republic 22.08.1994, section 124 URL: http://www. pdba.georgetown.edu/Constitutions/Argentina. (дата обращения: 20.12.2011); The Constitution of the Federative Republic of Brazil 05.10.1988; URL:http://www.v-brazil.com/government/laws/constitution (дата обращения: 01.11.2011); Constitution of Mexico 05.02.1917, art. 27. URL:http://www.diputados.gob.mx (дата обращения: 01.11.2011); Act 29 November 1996 No. 72 relating to petroleum activities. Last amended by Act 26 January 2007 No3 URL:http://www.ptil.no/getfile.php/Regelverket/Petroleumsloven_e.pdf (дата обращения: 01.11.2011); Mining Code of Chile 27.02.1987, art. 1. URL:http://www.cochilco.cl/english/normativa/descarga/mining_code.pdf (дата обращения: 01.11.2011).
[11] The Constitution of the State of Kuwait 11.11.1962.URL:http://www.pm.gov.kw  (дата обращения: 01.11.2011); Constitution of the Islamic Republic of Iran 03.12.1979. URL:http://www.unlv.edu/.../Const-Iran  (дата обращения 01.12.2011); Constitutional Declaration 2011 of the Arab Republic of Egypt. URL: http: //www.egypt.gov.eg/.../constitution (дата обращения: 12.03.2012).
[12] Постановление Конституционного суда РФ от 09.01.1998. №1-п. //Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс].
[13] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2000. № 10-П. //Собрание Законодательства РФ. -2000. - №25. - Ст. 2728.
[14] Крижанич Юрий. Политика. - М.: Новый Свет, 1997. С. 90.
[15] EU Competition Law. Rules Applicable to Antitrust Enforcement. Volume 2: Sector specific rules. Situation as at 1st December 2011. UPL: http://www. ec.europa.eu › ... › CompetitionAntitrust (дата обращения 12.01.2012).Сохраненная копия - Похожие
[16] United States Antitrust Law. June 18, 2001.URL: http://www.competitionlaw.cn/.../temp_05062801 (дата обращения: 12.01.2012).Похожие
Файлы: 
Порядок отображения: 
0