2012avtoref1019

Аватар пользователя ideolog
Сёмкин Александр Александрович
 
29 мая 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Организация банковской системы в Российской Федерации (финансово-правовой аспект)» (специальность 12.00.14 – административное право; административный процесс). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета Д 521.009.02
 
Сноска на автореферат диссертации (правила оформления):
 
На электронную версию:
Сёмкин А.А. Организация банковской системы в Российской Федерации (финансово-правовой аспект): автореф. дис... канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2012. С. 26.  // Авторефераты диссертации по юридическим наукам. Сайт «Правовые технологии». URL: http://www.lawtech.ru/document/2012avtoref1019 (дата обращения: укажите свою дату).
 
На бумажный вариант:
Сёмкин А.А. Организация банковской системы в Российской Федерации (финансово-правовой аспект): автореф. дис... канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2012. С. 26.
 
Посмотрите другие авторефераты диссертаций по юридическим наукам в библиотеке авторефератов собранных, обработанных и размещенных для бесплатного ознакомления и скачивания на сайте «Правовые технологии». Громадная работа проделана для информационного обеспечения юридического образования и исследований в области права и еще большая будет сделана. Окажите нам помощь в дальнейшем развитии проекта - укажите сноску на электронную версию автореферата в ваших работах, блогах, сайтах.
 
Текст автореферата диссертации:
 На правах рукописи
 
                           
 
 
 
 
Семкин Александр Александрович
 
 
 
 
 
ОРГАНИЗАЦИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
 
 
 
 
Специальность 12.00.14 – Административное право,
финансовое право, информационное право
 
 
 
 
 
 
 
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
 
 
 
 
 
                                                                
 
 
 
 
 
Санкт-Петербург – 2012

   
        Работа выполнена на кафедре административного и финансового права юридического факультета НОУ ВПО «Санкт-Петербургский  университет управления и экономики».
 
       Научный руководитель                             доктор    юридических     наук,     профессор,           
                                                                               заслуженный юрист Российской   Федерации
                                                                             Жильский Николай Николаевич.
 
    Официальные оппоненты:                       Очередько Виктор Пантелеевич
                                                                           доктор    юридических    наук,     профессор,  
                                                                        заслуженный   работник    высшей       школы      
                                                                        Российской Федерации.
                                                                        Заместитель        директора      по      научной                                                    
                                                                        работе   ГОУ   ВПО   «Российская   академия                                                                      
                                                                        правосудия» Северо-западный филиал.
 
                                                                        Бородин Станислав Степанович
                                                                        кандидат   юридических   наук,    профессор,     
                                                                        заслуженный юрист Российской Федерации.
                                                                        Профессор кафедры государственного права    
                                                                        Санкт-Петербургского      государственного 
                                                                        университета                       аэрокосмического      
                                                                        приборостроения.
 
    Ведущая организация:                               ФГБОУ      ВПО      «Российская      академия     
                                                                            народного    хозяйства    и    государственной  
                                                                            службы      при      Президенте      Российской  
                                                                            Федерации» Северо-Западный институт.
 
 
        Защита состоится «___» _______ 2012 г. в ____ часов на заседании диссертационного совета  Д 521.009.02 при НОУ ВПО «Санкт-Петербургский  университет управления и экономики» по адресу: 190103, г. Санкт-Петербург, Лермонтовский проспект, д.44, лит. А.
 
        С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет управления и экономики», с авторефератом – на официальном сайте ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации http://vak.ed.gov.ru и на сайте университета http://spbume.ru.
 
 
        Автореферат разослан   «___» ________ 2012 года.
 
 
 
Ученый секретарь
диссертационного совета                                                                  
Д 521.009.02                                                                                      Гревцов Олег Вальтерович
 

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность темы исследования

Социально-экономические преобразования, имевшие место в конце 80-х гг. прошлого столетия, привели к переменам в экономике нашей страны. Произошедшие экономические изменения создали основу для  появления большого количества кредитных организаций и начала активного  процесса  развития банковского сектора. После кризиса 1998 г. назрела необходимость в  реструктуризации (оздоровлении) всей банковской системы, а также в   создании стабильной и эффективно функционирующей банковской системы России. Все эти предпосылки привели к образованию новых элементов банковской системы России. Тем не менее, с 1990 г., когда был принят  федеральный закон   № 395-1 «О банках и банковской деятельности»[1] (Закон о  банках) нормативное закрепление субъектного состава банковской системы Российской Федерации остается неизменным. На основании  ст. 2 вышеуказанного закона, структура банковской системы Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Однако данное законодателем определение банковской системы путем перечисления ее элементов представляется на сегодняшний день не полным, так как за пределами банковской системы Российской Федерации оставлены различные юридические лица, которые либо обслуживают банковскую деятельность, либо сами фактически этой деятельностью занимаются. К таким юридическим лицам,  можно, в частности, отнести: Государственную корпорацию «Агентство по страхованию вкладов»,  Государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Федеральную службу по финансовым рынкам, бюро кредитных историй, коллекторские агентства, ломбарды, а также союзы и ассоциации кредитных организаций, банковские группы и холдинги.
Начавшийся в последние два десятилетия  процесс развития банковской сферы в России  поставил перед законодателем проблему эффективного юридического упорядочения правоотношений в банковской системе. За последние двадцать лет были приняты десятки новых нормативно-правовых актов, направленных на регулирование отношений в банковской сфере (в частности:  федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», «О кредитных историях», «О Банке развития», «О ломбардах», и др.). После принятия  указанных нормативно-правовых актов исследование проблемы актуализировалось в связи с тем, что произошло законодательное закрепление процесса появления новых элементов банковской системы России. В настоящее время активно ведется  законотворческая работа, обсуждается проект федерального закона «О коллекторских агентствах».
Вместе с тем, несмотря на динамичную нормотворческую деятельность в банковской сфере,  банковское законодательство нуждается в проведении определенной систематизации. Результатом такой систематизации могло бы стать принятие банковского кодекса. Данный кодифицированный акт позволил бы значительно сократить количество подзаконных нормативно-правовых актов.
Кроме того, мировой финансовый кризис 2008 г. выявил ряд проблем в организации банковской системы России, которые связаны с несовершенством банковского регулирования и банковского надзора. Начиная с 2008 г., мировое сообщество ведет активный поиск форм и методов воздействия государства на банковский сектор. Однако по состоянию на сегодняшний день конкретных мер воздействия государства на банковскую систему на законодательном уровне не выработано. 
В числе проблем, требующих теоретического анализа и поиска путей их решения, такие как:
- отсутствие в банковской  системе России специализированного надзорного органа;
- несовершенство законодательной базы, регулирующей систему страхования вкладов, организацию внутреннего контроля банков, структуру банковской системы России, процесс банкротства кредитных организаций.
Таким образом, вышеназванные обстоятельства обусловили возникновение научного интереса к проблемам финансово-правового аспекта организации банковской системы в Российской Федерации, а также свидетельствуют об актуальности темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы
Механизм правового регулирования банковской системы сегодня находится в процессе развития. В теории права и государства тема организации банковской системы в Российской Федерации раскрыта  не в полном объеме: в основном рассмотрение институтов банковской системы проводится  с позиции легального определения структуры банковской системы России, определенной Законом о банках.  В настоящее время можно констатировать  недостаточность комплексных научных исследований, посвященных организации банковской системы в Российской Федерации.
Рассмотрение в диссертационном исследовании указанной проблематики опирается на достижения административного и финансового права. Это обусловило использование в ходе научного исследования работ по административному и финансовому праву, а также работ посвященных исследованию общих и специальных  аспектов  организации банковской системы в Российской Федерации  таких специалистов, как Д.Г. Алексеева, А.З.  Арсланбекова,  Р.Я. Ахмадиев, Е.М. Ашмарина, А.Г. Братко, А.Ф. Бадтиев, Л.И. Булгакова, Е.А. Буторин, Е.Ф. Быстрова, Я.А. Гейвандов, А.В.  Глушко, И.Н. Добрынин, Н.Н. Жильский, Н.Ю.  Ерпылева, Л.Г. Ефимова, С.С. Оробинский, Е.А. Павлодский, Е.Н. Пастушенко, В.В. Пылин, А.А. Пономарева, С.В. Пыхтин, В.В. Скороходова, В.М. Столяренко, М.Н. Сушков, Г.А. Тосунян, Е.Е. Фролова, Н.И.  Химичева, В.М. Чибинев, М.А. Шаповалов и др.
При подготовке исследования также были использованы научные труды, посвященные отдельным проблемам правового регулирования банковской деятельности, таких авторов, как: О.М. Акимов, А.М. Асадов, М.С. Неретин, А.Г. Пшеничников, К.Т Трофимов, А.И. Устьянцев, Е.В. Черникова, Н.Н. Шулькова и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования банковской системы России.
Предмет исследования. Предметом исследования являются нормы российского и зарубежного права, служащие юридической предпосылкой для возникновения и существования банковских правоотношений внутри банковской системы, а также отдельных элементов банковской системы России и механизм организации и деятельности банковской системы.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является комплексное теоретико-правовое исследование  механизма воздействия государства на функционирование банковской системы через создание (организацию) новых ее элементов.
Указанная цель исследования предопределила необходимость решения следующих задач:
-  проанализировать современное состояние  структуры банковской системы России и обосновать отнесение элементов банковской системы на определенный уровень системы; 
- исследовать и проанализировать возможность заимствования опыта функционирования банковских систем развитых стран (США, Великобритании, Германии, Франции,  Японии) и его применения в Российской Федерации;
-  рассмотреть правовое положение Банка России и кредитных организаций в банковской системе России;
- обосновать необходимость внесения предложений по совершенствованию законодательства в области организации  банковской системы России.
Источники и методологическая основа исследования
В основу исследования финансово-правового аспекта организации банковской системы в Российской Федерации положено российское федеральное законодательство, законодательство российской империи и СССР,  а также работы ведущих отечественных ученых по различным отраслям российского права. При подготовке диссертации были использованы  материалы судебной практики, размещенные в справочных правовых системах «Гарант», «Консультант Плюс», а также на официальных сайтах Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации.
В качестве методологической основы настоящего исследования были использованы: общенаучные (метод анализа и синтеза, метод дедукции и индукции) и частные (историко-правовой, метод формально-юридического и грамматического толкования, метод сравнительно-правового анализа, метод правового моделирования, метод системно-структурного анализа) методы научного познания. Выбор общенаучного метода исследования, базируется на положениях диалектической философии, вызван необходимостью изучения банковской системы России, а также отдельных ее элементов  в процессе постоянного развития. Метод сравнительно-правового анализа был использован для определения возможности использования  зарубежного опыта функционирования банковских систем развитых стран.  Методы анализа и синтеза позволили изучить частности в общем предмете исследования, а затем объединить полученные результаты в единое целое. При исследовании истории возникновения и становления банковской системы в России был использован историко-правовой метод. Метод системно-структурного анализа был использован при анализе современной структуры банковской системы в Российской Федерации, а также для исследования отдельных элементов банковской системы.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- выявлены основные особенности исторического развития банковской системы в Российском государстве;
- обоснованы выводы о возможностях использования в России положительного опыта функционирования банковских систем зарубежных стран;
- предложена и обоснована современная модель структуры банковской системы в Российской Федерации;
- предложено выделить помимо основного вида банковского правоотношения, складывающегося между Центральным банком Российской Федерации и кредитными организациями, еще два вида банковских правоотношений: правоотношения между Государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» и кредитными организациями и правоотношения между Федеральной службой по финансовым рынкам, бюро кредитных историй и кредитными организациями;
- разработаны и обоснованы рекомендации по совершенствованию механизма организации банковской системы в Российской Федерации.

Проведенное исследование поставленной проблемы позволило вынести на защиту следующие основные выводы и положения, отражающие научную новизну диссертационного исследования:

1. Исторический анализ структуры банковской системы России показал, что банковская система находится в постоянном развитии, что предопределяет появление новых элементов банковской системы и приводит к изменению самой структуры банковской системы, которая нуждается в своевременном законодательном закреплении.
2. Структура банковской системы, закрепленная Законом о банках, уже не отражает сущности современного положения дел в банковской сфере. Исходя из этого, в работе выявлена и теоретически дополнена действующая в настоящее время структура банковской системы России.
3.  Зарубежный опыт функционирования банковских систем развитых стран показал, что для банковских систем США,  Великобритании, Германии, Франции и Японии характерна двухуровневая структура, что сближает их с банковской системой России и делает возможным использование указанного опыта в Российской Федерации. Исходя из анализа зарубежного опыта функционирования банковских систем, предложены варианты совершенствования правового регулирования банковской системы России, а также ее организации.
4. В процессе исследования выявлено, что Банк России является юридическим лицом с особым правовым статусом, выражающимся в сочетании  отдельных черт государственного органа и кредитной организации: Банк России наделен широким объемом властных полномочий,  в то же время Банк России вправе осуществлять все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения своих функций. Это позволяет говорить о том, что Банк России является ключевым элементом всей банковской системы России, обладающим контрольно-надзорными полномочиями над  организациями, расположенными на втором уровне банковской системы России.
5. Процесс банкротства кредитных организаций обладает своими специфическими    особенностями,   отличными    от    банкротства    других юридических лиц. В частности, реорганизация кредитных организаций, как одна из мер по предупреждению банкротства, трактуется в различных нормативных актах по-разному. Так, согласно ст. 74 федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[2] (Закон о Банке России), Банк России вправе в качестве наказания потребовать от банка проведение «реорганизации».  Напротив, в нормативных актах Банка России[3] указывается, что реорганизация необходима только проблемным банкам.
Указанное нормативное закрепление  реорганизации банка не является адекватным современным реалиям, так как реорганизация может проводиться не только в проблемных банках, но и в хорошо и успешно работающих банках в рамках выбранных стратегий развития.
6. Наличие в банке эффективной и хорошо организованной службы внутреннего контроля  является основой для устойчивого положения и стабильного развития как одного конкретного банка, так и всей банковской системы в целом. Однако в настоящее время в российском банковском законодательстве отсутствует четкая система стандартов и процедур внутреннего контроля. Требования по организации внутреннего контроля (внутреннего аудита) банка содержатся лишь в подзаконных актах Банка России.
В этой связи необходимо внести на законодательном уровне норму права, обязывающую службу внутреннего контроля кредитной организации сообщать о существующих рисках в деятельности банка непосредственно в Банк России. Это позволит Банку России оперативно определять уровень финансовой устойчивости  кредитной организации и применять к ней меры воздействия в зависимости от выявленной проблемы.
      Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что содержащиеся в диссертационном исследовании выводы и предложения уточняют и дополняют научное представление о финансово-правовом аспекте организации банковской системы в России, а именно:
      - доказана обоснованность внесения изменений в действующее законодательство;
            - изложена современная модель структуры банковской системы России;
            - раскрыто правовое положение Центрального банка, а также кредитных организаций в банковской системе России;
            - обоснована возможность использования опыта функционирования банковских систем зарубежных стран в Российской Федерации.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его основные результаты исследования и положения могут быть применены:
- в нормотворческой деятельности при разработке новых и совершенствовании действующих нормативно-правовых актов, регулирующих процесс организации и функционирования банковской системы в России;
            -  в учебном процессе при преподавании курса финансового и банковского права;
- в практической деятельности служащих и должностных лиц банковской системы Российской Федерации.
Апробация результатов исследования
Диссертация выполнена на кафедре административного и финансового права   Санкт-Петербургского университета управления и экономики, где проводилось ее обсуждение и рецензирование. Основные положения и результаты исследования отражены в опубликованных научных статьях, а также были представлены на научно-практических конференциях:
- V Международной научно-практической конференции «Наука и современность», Центр развития научного сотрудничества (Новосибирск, 4 октября 2010 г.);
- II Всероссийской  научно-практической конференции «Юридические науки и современность», Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского (Пенза, 17 февраля 2011 г.);
- VI Международной научно-практической конференции «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук», Институт стратегических исследований (Москва, 29−30 марта 2011 г.).
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, две главы, подразделяемые на  шесть параграфов; заключение,  а также  список используемой литературы и источников.
 
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
 
Во введении обоснована актуальность выбранной темы диссертации, с учетом степени разработанности проблемы осуществлена постановка цели и задач исследования, определен объект и предмет исследования, дана характеристика научной новизны и практической значимости полученных результатов, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Правовые аспекты деятельности банковской системы» состоит из трех параграфов.
В первом параграфе «История возникновения и становления банковской системы в Российском государстве» рассматриваются этапы исторического развития банковской системы в России.
Представлена авторская периодизация генезиса  банковской системы  в России, состоящая из пяти этапов:
1. С 1729  по 1860 г. На этом этапе практически вся банковская система была сосредоточена  в руках  государства. Основное место в банковской системе до середины XIX в. занимал ипотечный кредит. В России в течение полувека после открытия в 1754 г. первых банков государственные банки создавались в основном ради решения  определенных задач.

  1. С 1860 по 1917 г. Этот этап начался в 1860 г. с ликвидацией Коммерческого банка и учреждением на его основе Государственного банка. Созданию Государственного банка предшествовало упразднение прежних кредитных институтов.

            На данном этапе,  в 60-е гг. XIX в., был  начат процесс создания акционерных коммерческих банков: первым в 1864 г. был открыт Петербургский частный банк. За три года  с 1870 по 1873 г. было учреждено 53 акционерных банка.
            В 1872 г. был издан банковский закон. Данный закон оказал существенное влияние на формирование системы государственного регулирования и надзора за деятельностью кредитных учреждений, а также на процесс становления всей банковской системы в России конца XIX  начала ХХ в.

  1. С 1917 по 1930 г. В этот период в стране была установлена кредитная монополия, а также национализировано имущество банков.

Декретом ВЦИК от 14 декабря 1917 г. «О национализации банков» провозглашалась монополия на банковское дело, результатом чего стали национализация частных  коммерческих банков и иных кредитных учреждений, а также их слияние с Государственным банком. В  1918 г. была запрещена деятельность иностранных банков[4]
  С переходом к  НЭПу временно восстановилось коммерческое кредитование. К 1926 г. число коммерческих банков выросло до 61, а доля Государственного банка в кредитах уменьшилась с 66 до 48%. Но уже в 1927 г. коммерческие банки перешли под управление Государственного банка и фактически были ликвидированы как самостоятельные кредитные учреждения.                            
4. С 1930 по 1986 г. Кредитная реформа первой половины 30-х гг. ХХ в. стала основой для нового этапа в развитии российской банковской системы. Необходимость проведения реформы была обусловлена переходом от НЭПа к формированию командно-административной системы управления.
В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 30 января 1930 года «О кредитной реформе»[5],  был запрещен коммерческий кредит (получивший широкое применение в годы НЭПа). Он заменялся прямым банковским кредитованием. Постановлением был завершен начатый в 1927–1928 гг. процесс сосредоточения краткосрочного кредитования в Государственном банке.
5. С 1987 по настоящее время. Разделение банков на центральный банк и государственные банки произошло в 1987 г. Создание коммерческих банков началось в России с 1988 г. после принятия закона «О кооперации»[6]. Данный закон явился дополнительным фактором развития банковской системы и позволил образоваться кооперативным банкам.
            На данном этапе исторического развития банковской системы принимается целый ряд нормативных актов, направленных на регулирование банковской системы: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон о банках, Закон о Центральном банке. Данные и иные законодательные акты были призваны регламентировать общественные отношения, складывающиеся в банковской системе, а также отношения, которые складываются между банками и их клиентами в новых экономических и политических условиях. 
            Исторический анализ становления и развития банковской системы России показал, что в основном на протяжении всей своей истории  банковская система России по своей структуре была двухуровневой с преобладанием государственного участия в банковском секторе. При этом банковская система Российского государства  постоянно развивалась и в настоящее время находится на очередном этапе своего становления.
            Во втором параграфе «Зарубежный опыт функционирования банковских систем в развитых странах и возможность его использования в Российской Федерации» определяются общие признаки построения банковских систем в развитых странах, анализируется механизм организации банковских систем США, Германии, Великобритании, Франции, Японии.
Банковские системы развитых стран обладают  следующими общими признаками:
            - двухуровневым характером банковских систем: первый уровень представлен центральным банком или аналогичным органом (органами) регулирования денежно-кредитной сферы и банковского надзора, второй           уровень — кредитные, финансовые учреждения и организации банковской инфраструктуры;
            - наличием системы надзора за деятельностью кредитных организаций. Можно    выделить три группы стран, отличающихся способами построения надзорных структур, местом и ролью центральных банков в этих структурах:
а) страны, в которых надзор осуществляет центральный банк;
б) страны, в которых надзор осуществляют другие органы, которым государство делегировало эти полномочия;
в) страны, в которых надзор осуществляют центральный банк совместно с другими органами государственного управления;
            - регулированием банковской деятельности и денежно-кредитной сферы в целом: определение порядка лицензирования кредитных организаций, надзор за деятельностью банковских учреждений, операции центральных банков на денежном рынке.
На основании проведенного анализа банковских систем развитых стран (США, Германии, Великобритании, Франции, Японии) диссертанту представляется возможным заимствовать следующий опыт функционирования банковских систем:
            - по передаче от центральных банков к другим органам надзорных полномочий, как, например, это сделано в Великобритании и Германии. Диссертант предлагает создать в России  специальный орган, который занимался бы осуществлением надзора за организациями второго уровня банковской системы. Отдельный надзорный орган должен быть создан в форме государственной корпорации, так как, по  мнению автора, данная организацинно-правовая форма является оптимальным вариантом для функционирования указанного органа, о чем в частности свидетельствует положительный опыт создания Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» и Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Следует также расширить полномочия Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» и наделить его рядом надзорных полномочий, как, например, это сделано в США в отношении Федеральной корпорации по страхованию депозитов. Все это позволит Банку России сосредоточиться в своей деятельности на решении  макроэкономических задач, а также на поддержании стабильности рубля;
            - по разделению кредитных организаций  на депозитные, инвестиционные, строительные и  др. Диссертант отмечает, что в России необходимо также открывать, наряду с универсальными кредитными организациями, специализированные финансовые учреждения. В этой связи можно было бы внести соответствующие изменения в Закон о банках, а также внести изменения в налоговый кодекс в части дифференциации налогов для различных кредитных организаций, в частности, можно предоставить льготы по налогу на прибыль для тех банков, которые занимаются выдачей долгосрочных кредитов реальному сектору экономики. Разделение кредитных организаций на универсальные и специализированные позволит повысить качество предоставляемых кредитными организациями финансовых услуг, а также минимизировать риски при выдаче кредитов  за счет специализации кредитной организации по определенному направлению деятельности, что поможет более квалифицированно оценивать бизнес клиентов;
            - представляет интерес опыт США по регулированию кредитных организаций как на федеральном уровне, так и на уровне штата. По мнению диссертанта, и в России можно создать соответствующий механизм двойного правового регулирования банковской системы на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.  Кроме того, необходимо создать систему, при которой лицензирование банковской деятельности будет, также осуществляться и на федеральном уровне, и на уровне субъектов Российской Федерации. При этом должно произойти разделение лицензий на федеральные и лицензии субъектов Российской Федерации. Выдача лицензий кредитным организациям должна происходить по следующему принципу: федеральная лицензия – кредитным организациям, которые будут осуществлять свою деятельность на территории двух и более субъектов Российской Федерации; лицензии субъектов Российской Федерации  – кредитным организациям, которые будут осуществлять свою деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации.   Полномочия по выдаче разрешений на открытие филиалов кредитных организаций следует передать субъектам Российской Федерации, при этом решение об открытии конкретного филиала кредитной организации должен принимать тот субъект Российской Федерации, на территории которого планируется открыть соответствующий филиал. Диссертант отмечает, что децентрализация процесса регулирования банковского сектора позволит повысить эффективность функционирования банковской системы России в целом;
            - целесообразно учесть все то, что касается накопления и систематизации экономической и финансовой информации, например, как это сделано во Франции. Можно было бы организовать специальный комитет при Центральном банке Российской Федерации, который был бы ответственен за создание базы данных финансовой и экономической информации, ее накопления, систематизацию, а также за обмен с другими государственными органами  подобной  информацией. Создание указанной базы данных позволит, в частности, снизить количество случаев мошенничества с денежными чеками, повысить организацию бесперебойности и четкости функционирования платежной системы.
            В третьем параграфе «Структурные элементы современной банковской системы России» анализируется современное состояние структуры банковской системы России, дается правовое обоснование отнесения каждого элемента  банковской системы на определенный уровень системы.
            Анализ ст. 2 Закона о  банках позволил сделать диссертанту вывод о несовершенстве структуры банковской системы в Российской Федерации, в связи с чем соискатель предлагает и обосновывает свою модель структуры банковской системы России.
По результатам проведенного исследования выявлена структура банковской системы Российской Федерации, которую можно представить следующем образом:
Первый уровень (органы управления банковской системой) – Центральный банк Российской Федерации,  Федеральная служба по финансовым рынкам.
Диссертанту представляется, что  органы управления банковской системой, должны обладать контрольно-надзорными полномочиями в отношении основной деятельности организаций, находящихся на втором уровне банковской системы, а также государственным влиянием на банковскую систему.
Банк России является важнейшим органом, обладающим регулирующими и надзорными функциями, установленными Законом о Банке России.
В соответствии со ст. 14 федерального закона от 30 декабря 2004 г.  № 218-ФЗ «О кредитных историях»[7] (Закон о кредитных историях) государственный контроль и надзор за деятельностью бюро кредитных историй осуществляется  Федеральной службой по финансовым рынкам. Полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по отношению к бюро кредитных историй определены п. 2 ст. 14 и ст. 15 Закона о кредитных историях. В частности, Федеральная служба по финансовым рынкам обладает правом издавать обязательные для исполнения бюро кредитных историй нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к ее компетенции, ведет государственный реестр бюро кредитных историй, осуществляет контроль за соблюдением бюро кредитных историй требований Закона о кредитных историях, за качеством предоставляемых ими услуг и соблюдением прав участников информационного обмена. Кроме того, Федеральная служба по финансовым рынкам имеет право направлять в бюро кредитных историй обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений. Помимо осуществления надзора и контроля за деятельностью бюро кредитных историй у Федеральной службы по финансовым рынкам имеется еще одна функция, имеющая отношение к функционированию банковской системы Российской Федерации. Федеральная служба по финансовым рынкам является органом, который осуществляет лицензирование кредитных организаций в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг. Кроме того, Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет контроль за деятельностью кредитных организаций как профессиональных участников рынка ценных бумаг. В частности, она вправе проводить проверки кредитных организаций, выдавать им обязательные для исполнения предписания, запрещать или ограничивать на срок до шести месяцев проведение ими операций на рынке ценных бумаг, рассматривать дела об административных правонарушениях[8].
Таким образом, на основании вышеизложенного, Федеральную службу по финансовым рынкам, как и Банк России, можно отнести к числу органов управления банковской системой.         
Второй уровень – кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков, банковские союзы и ассоциации, банковские группы и холдинги, бюро кредитных историй, коллекторские агентства, организации, которые на регулярной основе выполняют хотя бы одну из банковских операций  (ломбарды, микрофинансовые организации, фонды поддержки малого бизнеса, Почта России и др.).
Кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков находятся на втором уровне банковской системы России в силу ст. 2 Закона о банках.
Создание банковских групп и холдингов, а также банковских союзов и ассоциаций в настоящее время является для банков одним из способов  снижения  рисков, сокращения расходов, а это в свою очередь дает банкам, входящим в вышеуказанные объединения, конкурентные преимущества по отношению к другим кредитным организациям.
Таким образом, банковские союзы и ассоциации, а также банковские группы и холдинги можно отнести к элементам банковской инфраструктуры.
Бюро кредитных историй – юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющееся коммерческой организацией и оказывающее в соответствии со ст. 3 Закона о кредитных историях, услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг.
На основании легального определения бюро кредитных историй, указанного в ст. 3 Закона о кредитных историях, можно сделать вывод о том, что бюро кредитных историй является специализированной коммерческой организацией, а также организацией, обладающей специальной компетенцией, выражающейся в том, что согласно ст. 15 ч. 4 Закона о кредитных историях, ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением юридических лиц, осуществляющих в соответствии с Законом о кредитных историях деятельность в качестве бюро кредитных историй или ассоциаций (союзов) бюро кредитных историй, не может использовать в своем наименовании слова «бюро кредитных историй» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление  деятельности,  направленной на предоставление указанных в ст. 3 Закона о кредитных историях информационных услуг.
Таким образом, бюро кредитных историй является важным элементом банковской инфраструктуры, призванным упростить деятельность кредитных организаций, снизить их риски в процессе кредитования заемщиков, а также предоставить добросовестным субъектам кредитных историй возможность получения займов (кредитов) на более выгодных условиях.
Коллекторские агентства – это организации, предоставляющие услуги по взысканию задолженностей как с юридических, так и с физических лиц. На основании анализа законодательства, регулирующего деятельность коллекторских агентств, их можно отнести к организациям банковской инфраструктуры.
В соответствии со ст. 2 федерального закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах»[9] (Закон о ломбардах), ломбардом является юридическое лицо – специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Специализация ломбардов заключается в том, что им запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг (ч. 4 ст. 2 Закона о ломбардах).
Учитывая то, что ломбарды главным образом служат для получения быстрых краткосрочных займов, предоставляемых физическим лицам, их можно отнести к вспомогательным элементам банковской системы Российской Федерации.
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов»,  занимают промежуточное положение между организациями банковской инфраструктуры и органами управления банковской системой, т. е. их можно отнести как к первому, так и ко второму уровню банковской системы Российской Федерации.
Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» является прежде всего публичным банком, о чем свидетельствует  тот факт, что основные направления и показатели инвестиционной и финансовой деятельности Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», количественные ограничения на привлечение заемных средств, лимиты, основные условия, порядок и сроки предоставления кредитов и займов, участия в уставном капитале хозяйственных обществ, выдачи гарантий устанавливаются в меморандуме о финансовой политике Внешэкономбанка, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Необходимо отметить, что Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), являясь государственной корпорацией  с одной стороны, оказывает влияние на банковскую систему путем  осуществления финансирования инвестиционных проектов, направленных на развитие инфраструктуры и реализацию инновационных проектов, в том числе в форме предоставления кредитов или участия в капитале коммерческих организаций, а с другой стороны, Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» не обладает контрольно-надзорными полномочиями над организациями, расположенными на втором уровне банковской системы.
Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» делегируются властные полномочия в области управления публичными финансами. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»  осуществляет деятельность по учету, использованию, обслуживанию и погашению государственных кредитов и займов, предоставленных Российской Федерацией иностранным государствам, в том числе выполняет расчетные операции. В этом случае Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» наделяется полномочиями государственного органа наряду с Центральным банком Российской Федерации  в области осуществления государственной кредитной политики, в широком смысле указанные функции означают участие Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»   в распоряжении публичными (бюджетными) финансами, так как эти кредиты становятся бюджетными средствами Российской Федерации [10].
Таким образом, Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»   в силу своего особого статуса занимает промежуточное положение между организациями банковской инфраструктуры и органами управления банковской системой.
            Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» выполняет некоторые управленческие функции и вместе с Банком России занимается деятельностью по стабилизации банковской системы. Однако Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов»  не обладает правом непосредственного надзора за деятельностью кредитных организаций, не вправе проводить самостоятельные проверки или применять санкции. Следовательно, можно сделать вывод, что на сегодняшний день Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» не располагает необходимыми властными полномочиями в отношении кредитных организаций[11].
            Банковская система имеет внутригосударственный и внешний аспекты. Зарубежные филиалы и дочерние организации российских кредитных организаций, а также представительства, открытые за рубежом, с точки зрения порядка открытия и управления ими являются частью банковской системы. Это внешняя часть банковской системы. Правда, такое понятие теоретическое, так как в таком виде оно не закреплено в Законе о банках.
            Исследуя понятие «банковская система», диссертант формулирует собственную дефиницию и определяет банковскую систему Российской Федерации  как внутренне организованную, составную часть финансовой системы Российской Федерации, объединенную общими целями и задачами, находящуюся в постоянном процессе развития и совершенствования, совокупность кредитных организаций, вспомогательных органов, органов управления, организаций банковской инфраструктуры, а также организаций на регулярной основе выполняющих хотя бы одну из банковских операций.
            Вторая глава  «Механизм организации и осуществления банковской системы Российской Федерации» состоит из трех параграфов.
            В первом параграфе «Элементы механизма банковских правоотношений» охарактеризованы элементы банковских правоотношений.
Диссертант делает вывод, что основным и главным участником банковских правоотношений является Банк России. Значительную часть этих правоотношений порождает сам Банк России, издавая различные нормативные акты, которые регулируют его отношения с кредитными организациями в России. Кроме того, помимо Банка России властными полномочиями  обладают Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов»  и Федеральная служба по финансовым рынкам, однако  объемы полномочий Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов»  и Федеральной службы по финансовым рынкам являются узконаправленными и не сопоставимыми с объемом полномочий Банка России.
На основании сделанного вывода автор предлагает выделить помимо основного вида банковского правоотношения складывающегося между Банком России и кредитными организациями  еще два вида банковских правоотношений:
- правоотношения между Государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов»  и кредитными организациями;
- правоотношения между Федеральной службой по финансовым рынкам, бюро кредитных историй  и кредитными организациями.
Во втором параграфе «Полномочия и предмет ведения Центрального банка в механизме банковских правоотношений» охарактеризованы и исследованы: правовой статус Банка России,  банковский надзор как одна из функций Банка России, формы, методы и виды банковского надзора.
Банк России является юридическим лицом, обладающим особым правовым статусом, который выходит за рамки организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации[12].
Диссертанту представляется, что Банк России как комплексный правовой институт обладает двойственной правовой природой, сочетающей отдельные черты государственного органа и банковского учреждения.
Как государственный орган Банк России выступает от имени государства и наделен государственно-властными полномочиями (издание нормативных правовых актов, осуществление  инспекционных проверок кредитных организаций и др.). Вместе с тем Центральный банк Российской Федерации  принимает активное участие и в гражданско-правовом обороте в качестве стороны соответствующих отношений.
В современной юридической литературе по банковскому праву уделяется недостаточное внимание рассмотрению вопросов банковского надзора. Между тем банковский надзор является в определенном смысле гарантией защиты прав вкладчиков в механизме функционирования банковской системы.
Осуществление Банком России непосредственного контроля и надзора за деятельностью кредитных организаций – важная составляющая управления денежно-кредитной системой страны. Эта деятельность строится на основе установления правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, истребования информации, направления предписаний, проведения проверок и применения мер воздействия.
В третьем параграфе «Правовое положение кредитных организаций в банковской системе Российской Федерации» дается общая характеристика банков,  проводится анализ правового регулирования небанковских кредитных организаций, государственной регистрации и лицензирования банковской деятельности, системы внутреннего контроля в кредитных организациях, банкротства кредитных организаций.
           Небанковские кредитные организации  делятся  на два вида: расчетные  и депозитно-кредитные. Несмотря на  то,  что  действующим законодательством предусмотрено два вида небанковских кредитных организаций, фактически существует три, при этом два вида представлены единичными небанковскими кредитными организациями  — небанковские кредитные организации инкассации и небанковские депозитно-кредитные организации.
Диссертант делает вывод, что кредитные организации в силу своего особого положения в экономике России и особого правового статуса обладают рядом особенностей, отличных от других финансовых посредников:
  - для кредитных организаций создается система рефинансирования со стороны Банка России, которую он выполняет в соответствии с возложенной на него Законом о Банке России функции кредитора в последней инстанции. Диссертанту представляется, что необходимо увеличить объем и изменить саму схему рефинансирования банков, а именно увеличить срок предоставляемых кредитов, создать единую базу обеспечения по выданным кредитам, производить рефинансирование под залог выданных банками кредитов, расширить список ценных бумаг, принимаемых в качестве обеспечения. Учитывая то обстоятельство, что банковский сектор не может быть до конца уверенным в том, что Банк России в ситуации кризиса выступит в качестве кредитора последней инстанции, необходимо дополнить  Закон о Банке России императивной нормой, обязывающей Банк России оказывать поддержку банкам;
- в целях гарантии возврата привлеченных средств и компенсации потерь вкладчиков происходит обязательное страхование вкладов. Для этого создано Агентство по страхованию вкладов, которое является государственной корпорацией,  статус, цель деятельности, функции и полномочия которой определяются федеральными законами от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Диссертант отмечает, что необходимо распространить систему страхования и на депозиты юридических лиц, в первую очередь для малого бизнеса. Это позволит обеспечить финансовую устойчивость организациям малого бизнеса и обеспечить уверенность в сохранности размещенных на депозитах в банках денежных средств;
- кредитным организациям для обеспечения финансовой надежности предоставлено право создавать обязательные резервы (фонды) за счет отчислений из прибыли до налогообложения, при этом размеры этих отчислений устанавливаются федеральными законами о налогах;
- кредитные организации имеют право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами без получения специальной лицензии. К такой деятельности относятся: выпуск, покупка, продажа, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа; с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета; с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами (ст. 6 Закона о банках);
- для организации финансовой устойчивости кредитных организаций, а также для снижения рисков в их деятельности Банком России разработаны нормативные документы, обязывающие кредитные организации создавать службу внутреннего контроля. Диссертанту представляется, что в целях организации эффективной работы по результатам проведенных проверок в кредитной организации служба внутреннего контроля банка должна обобщать  материалы всех проведенных в подразделениях кредитной организации проверок, после чего составлять отчет о результатах анализа контрольной деятельности в подразделениях кредитной организации. В указанном отчете целесообразно приводить наиболее серьезные, носящие системный характер нарушения и типичные недостатки в работе подразделений кредитной организации, выявленные внутренними и внешними проверками; вскрывать причины их возникновения; предлагать меры по их устранению и профилактике; делать обзор запланированных, но невыполненных мероприятий и рекомендовать по итогам ранее проведенных проверок меры по повышению эффективности системы внутреннего контроля кредитной организации.
Кроме того, законодательством Российской Федерации установлены следующие требования к кредитным организациям: к учредительным документам, к органам управления, к процедуре банкротства, к организационно-правовой форме, минимальному размеру уставного капитала, ежегодной аудиторской проверки, банковской тайны и др.
В заключении подводятся итоги исследования и делаются выводы по его результатам.
 
III. ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ
ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
 
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации:
1. Семкин А.А. К вопросу о структуре банковской системы в Российской Федерации и зарубежных странах // Международное публичное и частное право. – 2011. – № 4. – 0,55 п. л.
           2. Семкин А.А. Банковский надзор как инструмент государственного управления банковской системой России // Государственная власть и местное самоуправление. – 2011. – № 9. – 0,4 п. л.
           3. Семкин А.А. Особенности форм банковского надзора // Налоги. – 2011. – № 5. – 0,4 п. л.
           Статьи, опубликованные в иных рецензируемых научных журналах и в сборниках материалов конференций:
           4. Семкин А.А. Особенности возникновения и становления банковской системы в России // Диалоги о науке. – 2010. – № 4. – 0,35 п. л.
           5. Семкин А.А. Правовое положение бюро кредитных историй в банковской системе Российской Федерации // Научная перспектива. – 2010. – № 5. – 0.3 п. л.
           6. Семкин А.А. Место государственной корпорации «Банк Развития и Внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в структуре банковской системы России // Экономика. Социология и Право. – 2010. – № 8. – 0,25 п. л.
           7. Семкин А.А. Правовое регулирование небанковских кредитных организаций в России // Юридические науки и современность. II Всероссийская научно-практическая конференция: сборник статей / МНИЦ ПГСХА. – Пенза: РИО ПГСХА, 2011. – 0,25 п. л.
           8. Семкин А.А.  Федеральная служба по финансовым рынкам как орган государственного контроля и надзора в банковской системе России // Наука и современность: сборник материалов V международной научно-практической конференции 4 октября 2010 г.  – Новосибирск, 2011. – 0,35 п. л.
           9. Семкин А.А. Правовые особенности банкротства кредитных организаций // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы VI Международной научно-практической конференции 29–30 марта 2011 г. – Москва, 2011. – 0,35 п. л.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СЕМКИН АЛЕКСАНДР АЛЕСАНДРОВИЧ
________________________________________________________
Отпечатано в типографии ООО «Копи-Сервис»
г. Санкт-Петербург, Старо-Петергофский, д. 44
Методом ризографии, заказ № 103, тираж 80 экз.
 
 

 
[1] См.: О банках и банковской деятельности: федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 // Российская газета.  – 1996. – 10 февраля.
[2] О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федеральный закон от 10.07.2002 г.  № 86-ФЗ// Российская газета. — 2002. — 13 июля.
[3] См.: О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения: положение Центрального банка РФ от 4.06.2003 г. № 230-П // Вестник Банка России. – 2003. – № 39 ; О критериях определения финансового состояния кредитных организаций: указание Центрального банка РФ от 31.03. 2000 г. № 766-У // Там же. – 2000. – № 19.
 
 
[4] См.: Артемьев А.А. Принципы формирования и функционирования национальной банковской системы в период с 1917 по 1930 г. // Финансы и кредит. — 2008. —  № 22. — С. 79.
[5] См.: О кредитной реформе: постановление ЦИК и СНК СССР от 30 января 1930 года // Собрание законодательства  СССР. — 1930. —  № 8. — Ст. 98.
[6] См.: О кооперации в СССР: закон СССР от 26 мая 1988 года // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1988. — № 22. — Ст. 355.
 
[7]  О кредитных историях: федеральный закон от 30.12.2004 № 218-ФЗ //  Российская газета. – 2005. –  13 января.
[8] См.: ст. 6 Закона о банках.; ст. 39 федерального закона от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // Российская газета. – 1996. – 25 апреля ; О Федеральной службе по финансовым рынкам: положение (утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 317) // Там же. – 2004. – 6 июля. 
[9] О ломбардах: федеральный закон от 19.07.2007 г. № 196-ФЗ //  Российская газета. –  2007.  –  31 июля.
[10] Силичева П.О. Компетенция Банка развития в сфере управления публичными финансами // Налоги. – 2008. – № 2. – С. 29.
[11] См.: Ефимова Л.Г. Понятие и структура банковской системы Российской Федерации // Банковское право. – 2007. – № 2. – С. 40
[12] См.: Постановление ФАС Московского округа от 07.09.2009 г. № КА-А40/8497-09 по делу № А40-13792/09-120-18. Документ опубликован не был //  [Электронный ресурс: СПС «Консультант плюс»].
Файлы: 
Порядок отображения: 
0