2012avtoref030

Аватар пользователя ideolog
Кожевникова Елена Алексеевна
 
06 апреля 2012 г. назначена защита диссертации на соискание степени кандидата юридических наук по теме: «Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями» (специальность 12.00.08 – уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право). Защита будет происходить на заседании диссертационного совета ДМ 212.296.08
 
Сноска на автореферат:
 
Кожевникова Е.А. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями: автореф. дис... канд. юрид. наук. Челябинск, 2012. С. 31.
 
Ознакомиться с другими авторефератами Вы можете в разделе Авторефераты диссертаций по юридическим наукам сайта «Правовые технологии»
 
Текст автореферата диссертации:
 На правах рукописи
 
 
КОЖЕВНИКОВА ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА
 
 
 
ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ПСИХИЧЕСКИМИ АНОМАЛИЯМИ
 
 
12.00.08 – уголовное право и криминология; уголовно – исполнительное право
 
 
АВТОРЕФЕРАТ
 
на соискание ученой степени кандидата
 юридических наук
 
 
 
 
Челябинск – 2012 
Работа выполнена на кафедре уголовного права и уголовного процесса Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный университет»

 

Научный руководитель       доктор юридических наук, профессор
                                               Кунц Елена Владимировна
 
Официальные оппоненты:
Сердюк Леонид Васильевич, доктор юридических наук, профессор,              ФГКОУ ВПО «Уфимский юридический институт МВД России», профессор кафедры уголовного права
 
Дробот Сергей Александрович, кандидат юридических наук, доцент,              ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), доцент кафедры уголовного права и уголовного процесса
 
Ведущая организация: Федеральное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России»
 
Защита состоится «__» ________ 2012 года в __ часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.296.08 при ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет» по адресу: 454001, г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129, конференц-зал.
 
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет».
 
Автореферат разослан «__» __________ 2012 г.
 
 
 

 
 
Общая характеристика диссертационной работы
Актуальность проблемы и темы исследования. Декларация прав ребенка, утвержденная Ассамблеей Организацией Объединенных Наций, провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». Конвенция о правах ребенка установила приоритетность интересов детей перед интересами общества и государства.
В период социально-политических преобразований, произошедших на территории России в конце XX века, вышеуказанная обязанность государства и общества практически не выполнялась, чем был вызван резкий рост несовершеннолетней преступности. Только в 1999 году было выявлено 208,3 тыс. несовершеннолетних, совершивших преступления[1]. Тем самым самыми незащищенными в этот период оказались дети. Негативное воспитание получило целое поколение, последствия которого проявились у несовершеннолетних настоящего времени в основном в виде психических аномалий.
На неразрешенность данной проблемы указал Президент РФ                     Д. А. Медведев, пояснив, что сегодня к первому классу школы сложности со здоровьем выявляются почти у трети детей. Отклонения по здоровью имеют две трети детей из них. Живущие в нашей стране 26 миллионов детей и подростков, должны полноценно развиваться и расти здоровыми. Поэтому воспитание здорового поколения является задачей номер один для всего общества[2].
По исследованиям Детского фонда ООН «ЮНИСЕФ» в Российской Федерации различными психическими расстройствами страдают 227,5 тыс. подростков[3]. Еще большее количество несовершеннолетних страдают алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, являющимися психическими аномалиями. В 2010 году несовершеннолетними в состоянии опьянения было совершено более 7,5 тыс. преступлений, за распитие и появление в общественных местах в состоянии опьянения задержано 208,6 тыс. подростков[4]. Снижение числа несовершеннолетних, совершивших преступления, в последние три года объясняется результатами усилий государства в данном направлении. Однако удельный вес несовершеннолетних преступников от всех выявленных лиц, совершивших преступлений, с 2005 года практически не изменился.
Следует отметить, что на сегодняшний момент, вызывает трудности получения объективной и достоверной информации о преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями, так как совершенные такими подростками противоправные деяния отдельно в официальной статистике не учитывается. Имеются некоторые данные о количестве преступлений, совершенными несовершеннолетними, состоящими на учете в психоневрологическом диспансере и в отношении которых проводилась судебно-психиатрическая экспертиза. Немаловажное значение имеет скрытый характер психических аномалий, учет которых вообще невозможен. В связи с этим не представляется возможным объективно оценить масштабы и вред рассматриваемой преступности. Соответственно возникают трудности в разработке мер по ее профилактики.
Судебная практика по уголовным делам в отношении несовершеннолетних свидетельствует о наличии проблем правильности назначения наказания подросткам. Так, из анализа материалов уголовных дел следует, что в них имелись достаточные данные, подтверждающие факт отставания в психическом развитии несовершеннолетних. Однако, комплексная психолого-психиатрическая экспертиза для решения вопроса о влиянии психического состояния несовершеннолетних на их интеллектуальное развитие с учётом
возрастов по делам, как правило, не назначались[5]. Кроме того, не информируются органы социальной защиты, не выясняются причины и условия указанных отклонений, судебно-психиатрическая экспертиза проводится только при совершении особо тяжкого преступления, либо в отношении лиц, состоящих на учете в психоневрологическом диспансере. Все это, безусловно, обуславливает необходимость принятия координационных и эффективных мер для успешной профилактики преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями.
В совершенном такими подростками преступлении наличествует особая общественная опасность, вред причиняется не только потерпевшему, но и самому несовершеннолетнему в виде дальнейшего усугубления психического здоровья и развития антисоциального поведения. Кроме того, такие преступления носят дерзкий, агрессивный и непредсказуемый характер, в некоторых случаях совершаются с особой жестокостью.
Существует ряд недостатков в организационной деятельности субъектов профилактики преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями. В основном это отсутствие общей согласованности, обмена информации, проведения совместных мероприятий. Каждый орган ведет обособленную деятельность, что значительно снижает результативность работы.
Несовершеннолетние с психическими расстройствами не должны быть оставлены без внимания социально здорового общества, и не должны быть предоставлены криминальному миру для пополнения их рядов.
Таким образом, существование такого негативного явления в среде несовершеннолетних, особенно страдающих различного рода психическими аномалиями, безусловно, свидетельствует о том, что принимаемые государством меры противодействия малоэффективны. Поэтому возникает необходимость в разработке комплекса мер, направленных на совершенствование такой деятельности.
Недостаточная научная разработанность и одновременно высокая практическая значимость обусловили выбор настоящей темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Исследованию проблем преступности лиц с психическими аномалиями уже были посвящены работы ряда ученых – юристов. Так, в частности, вопросы о преступности лиц с психическими аномалиями нашли свое отражение в трудах Ю. М. Антоняна, Э. В. Батуриной, П. Бейлинсона, С. В. Бородина, М. В. Виноградова,             Ц. А. Голумба, В. Е. Горинова, В. В. Гульдана, В. П. Емельянова, М. И. Еникеева, В. Н. Липского, Т. П. Печерниковой, С. П. Поздняковой, Л. С. Саблиной, Б. В. Шостаковича, В. Е. Эминова.
Вопрос о влиянии психических аномалий на общественно опасное деяние преступников решался в рамках криминальной антропологии Ч. Беккарией, Ф. Галлем, М. Н. Гернетом, А. А. Герцензоном, Р. Горафалом,              Д. А. Дрилем, А. А. Жижиленком, М. М. Исаевым, Ч. Ломброзо, А. А. Пионтковским, С. В. Познышевым, Н. Н. Полянским, Н. С. Таганцевым,           А. Н. Трайниным, Б. С. Утевским, Э. Ферри, И. Я. Фойницким.
Немаловажное значение составили труды ученых-психиатров и патопсихологов, исследовавших проблемы психических аномалий и заболеваний среди преступников: Ю. А. Александровского, Л. М. Балабановой, В. Л. Васильева, Г. С. Васильченка, П. Б. Ганнушкина, В. В. Гульдана, Б. В. Зейгарника, Я. М. Калашника, П. И. Ковалевского, И. С. Кона, Ф. В. Кондратьева, В. В. Королева, Е. С. Кузьмина, А. Е. Личко, Д. Р. Лунца, И. Г. Малкина-Пыха, Ю. Б. Можгинского, Т. П. Печерниковой, Е. Е. Сапоговой, О. Е. Фрейерова, Н. И. Фелинского, Б. В. Шостаковича.
Отдельным вопросам преступности лиц с психическими аномалиями посвящены кандидатские и докторские диссертации Л. В. Веселовой (Ответственность несовершеннолетних с психическими отклонениями – 2005 г.),  М. В. Власовой (Предупреждение убийств, совершаемых лицами с психическими аномалиями – 2005 г.), С. В. Долговой (Проблемы уголовной ответственности лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости – 2003 г.), А. Ю. Жамбаловой (Уголовная ответственность лиц с психическими аномалиями, не исключающими вменяемости – 2007 г.), О. В. Зайцевой (Рецидивная преступность лиц с психическими отклонениями – 2002 г.),      Н. Г. Иванова (Проблемы уголовной ответственности лиц с психическими аномалиями – 1997 г.), Г. В. Назаренка (Уголовно-релевантные психические состояния субъекта преступления и лиц, совершивших общественно опасные деяния – 2001 г.), Д. В. Ситковского (Преступность лиц с психическими расстройствами : По материалам Республики Дагестан – 2006 г.).
Результаты исследований этих авторов имеют важное теоретическое и практическое значение. Безусловно, они вносят существенный вклад в изучение преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями.
Вместе с тем круг работ отечественных ученых, посвященных преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями, крайне ограничен. Так, по обозначенной проблеме за последние двадцать лет защищена лишь одна кандидатская диссертации – Л. В. Веселовой[6], в которой представлен уголовно-правовой и криминологический анализ преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями. При этом в диссертационной работе указанного автора анализируются, в большей степени, уголовно-правовые аспекты (в частности, вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних с психическими отклонениями), нежели криминологические.
Большая часть исследований ученых ориентирована на общие вопросы преступности лиц с психическими аномалиями (отклонениями). В то же время разработке вопросов преступности, совершаемых исключительно только несовершеннолетними, посвящено лишь несколько работ – Ц. А. Голумба[7], В. П. Емельянова[8], В. Н. Липского[9], А. М. Троневой[10].
Особое внимание следует обратить на то обстоятельство, что криминологические аспекты преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями были исследованы достаточно поверхностно. В недостаточной мере были исследованы вопросы ранней и комплексной профилактики, тенденции данного вида преступности. На сегодняшний момент ни в одном труде вышеуказанных ученых не нашла своего отражения этимология понятия «преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями».
Отмеченное свидетельствует о научной и практической актуальности темы научного исследования. 
Цель и основные задачи исследования. Целью диссертационного исследования является комплексное научное исследование проблем преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями; выявление причин влияния психических аномалий на преступное поведение подростков; определение мер профилактики и разработка предложений по их совершенствованию, основанных на всестороннем анализе теоретических положений, следственной и судебной практике.
Необходимость достижения этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:
– исследование понятия и признаков преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями;
– изучение исторического аспекта возникновения преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями;
– определение состояния, структуры и тенденции преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями;
– рассмотрение характеристики несовершеннолетнего преступника с психическими аномалиями;
– выявление типологии личности несовершеннолетних преступников с психическими аномалиями;
– исследование роли социальных и биологических факторов в генезисе психических расстройств;
– рассмотрение вопроса о влиянии психических аномалий на общественно опасное поведение несовершеннолетних;
– совершенствование мер ранней профилактики преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с общественно опасным поведением несовершеннолетних с психическими аномалиями, а также характеристика личности данного преступника, и комплекс мер, направленных на совершенствование ранней профилактики преступности среди подростков с отклонениями в психике.
Предметом диссертационного исследования явились социально-психологические, криминологические аспекты данной проблемы; статистические данные, отражающие состояние, структуру и тенденции преступлений, совершенных несовершеннолетними с психическими аномалиями; типология личности несовершеннолетних преступников с психическими аномалиями; конкретные причины и условия, способствующие совершению преступлений данными лицами, а также проблемы ранней профилактики; судебная практика по данной категории дел, правоприменительная практика органов прокуратуры и отделов полиции.
Методология и методика исследования.
Методологической основой исследования выступает совокупность приемов и способов познания данного явления общественной жизни, к числу которых относятся историко-правовой, сравнительно – правовой, логико-юридический, анализ документов, анкетирование и статистических материалов. 
Методологическую базу диссертационного исследования также составили: 1) современные общенаучные и специальные методы познания предмета (системно – структурного познания права, восхождения от абстрактного к конкретному, аксиоматический); 2) методы эмпирического познания объекта (сбора и изучение эмпирических фактов, качественного анализа и синтеза, индукции, дедукции и др.). Комплексное использование этих методов обеспечило достоверность и обоснованность результатов исследования.
Выбор темы, особенности и объекта определили специфику источников исследования как законодательного, так и научного характера.
Правовая база исследования. Правовой базой стали нормы международного и отечественного права, к числу последних относятся нормативно – правовые акты различных органов власти федерального, регионального и местных уровней (Конституция Российской Федерации, действующее отечественное уголовное законодательство, международно-правовые акты, содержащие общепризнанные в мировом сообществе стандарты по защите ребенка, и отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы психиатрической помощи, предупреждения преступности лиц с психическими расстройствами) по теме исследования.
Теоретической основой исследования явились труды таких ученых – специалистов в области криминологии и психиатрии: Р. О. Авакяна,  Г. А. Аванесова, Ю. А. Александровского, Ю. М. Антоняна, Д. С. Арзуманяна, Л. М. Балабановой, Э. В. Батуриной, Е. В. Белова, Н. Н. Белокобыльского, С. В. Бородина, В. Л. Васильева, М. В. Виноградова, П. Б. Ганнушкина, А. А. Герцензона, Я. Гилинского, Ц. А. Голумба, В. Е. Горинова,  В. В. Гульдана, А. И. Долговой, Н. П. Дубинина, В. П. Емельянова,  М. И. Еникеева, Н. М. Жарикова, Б. В. Зейгарника, С. Д. Зодбоева, Н. Г. Иванова, А. Н. Исаева, Е. Ю. Комиссарова, Ф. В. Кондратьева, В. В. Королева, М. Ф. Костюка, Ю. А. Красикова, В. Н. Кудрявцева, Н. Ф. Кузнецовой,  Е. В. Кунц, Н. С. Лейкиной, В. Н. Липского, А. Е. Личко, Д. Р. Лунца,   М. М. Мальцева, И. М. Мацкевича, Г. В. Морозова, А. И. Рарога, Л. С. Саблиной, Д. Ф. Хритинина, В. Е. Эминов, С. П. Щерба и других.
Эмпирическую базу исследований составили:
– результаты анкетирования, проведенного в 2009 – 2010 гг. в Челябинской области (106 психиатров и психологов отделений Челябинской Областной клинической специализированной психоневрологической больницы № 1, Челябинской областной психиатрической больницы № 2, Курганской областной психиатрической больницы, Магнитогорской городской психиатрической больницы, Миасского городского психоневрологического диспансера, Шадринского городского психоневрологического диспансера), преподавателей и студентов юридического факультета и факультета психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Челябинского государственного университета» (217 человек), сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних отделов полиции УМВД России по городу Челябинска, Магнитогорска, ОМВД России по городу Миассу, Копейску Челябинской области, УМВД России по городу Кургану, ОМВД России по городу Шадринску Курганской области (81 человек);
– материалы об отказе в возбуждении уголовных дел в отношении несовершеннолетних в связи с не достижением возраста привлечения к уголовной ответственности, в том числе материалы, выделенные из уголовных дел (490 материала) прокуратур Тюменской, Курганской, Челябинской, Свердловской областей за 2008 по 2011 гг.;
– статистические данные и отчеты ГИАЦ МВД России, ФСИН России 2005 – 2011 гг.;
– результаты изучения 98 уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними за 2008 – 2011 гг., рассмотренных судами Тюменской, Курганской, Челябинской, Свердловской областей;
– материалы заседаний межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Челябинской области и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав городов Челябинска и Магнитогорска за 2010 – 2011 гг.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем предпринята попытка сопоставления криминологических и психиатрических особенностей преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями в аспекте современного состояния данной проблемы.
Проведенное исследование позволит определить проблемы научно-теоретического и практического характера в сфере противодействия преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями и сформулировать предложения по совершенствованию данной деятельности.
В диссертации были впервые сформулированы предложения:
– о введении новой криминологической дефиниции «преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями»;
– об универсальной типологии личности несовершеннолетних преступников с психическими аномалиями;
– о закономерностях социальных и биологических факторов в процессе детерминации преступлений, совершаемых несовершеннолетними с психическими аномалиями.
Новизна работы определяется также тем, что данное исследование, хотя и имеет узкую направленность изучения, но, тем не менее, носит комплексный характер в рассмотрении ряда вопросов, связанных преступностью несовершеннолетних с психическими аномалиями. Совокупность выработанных автором предложений и рекомендаций позволяет рассматривать диссертационное исследование как имеющее научную новизну.
 
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
1. Предлагается новая криминологическая дефиниция преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями, под которой следует понимать совокупность преступлений, совершаемых на определенной территории и в определенное время несовершеннолетними под воздействием психических аномалий в виде психопатии, олигофрении в форме дебильности, остаточных явлений черепно-мозговых травм, органического заболевания центральной нервной системы, эпилепсии, сосудистых заболеваний с психическими изменениями, шизофрении, алкоголизма и наркомании, не исключающих вменяемости.
2. Утверждается, что к признакам преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями относится следующее:
– такая преступность в большинстве своем обусловлена действием факторов, типичных для психически полноценных преступников;
– преступность несовершеннолетних выделяется на основе такого критерия, как несовершеннолетний возраст субъекта преступления;
– преступления, совершаемые несовершеннолетними с психическими аномалиями, относятся к так называемым пограничным состояниям, не исключающими вменяемости;
– подростковая среда с легкостью копирует негативные состояния общества, что обусловили интенсивное вовлечение несовершеннолетних лиц с психическими отклонениями в криминальную деятельность;
– по характеру преступлений – несовершеннолетние обычно чаще совершают кражи, грабежи, разбои, реже убийства.
3. Ретроспективный анализ теорий и концепций ученых показал, что преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями не нашла своего отражения в научных изысканиях юридических доктрин. Криминологические особенности такой преступности на концептуальном уровне были связаны только с институтом уголовной ответственности лиц с психическими расстройствами.
4. На основании изучения материалов уголовных дел и проведенного анкетирования диссертант выявил структуру преступности несовершеннолетних преступников с психическими аномалиями. Автор констатирует, что для них характерно совершение ограниченного количества видов преступлений, а именно: преступления против личности (умышленное причинение вреда здоровью различной тяжести, побои, истязания); преступления против собственности (кражи, грабежи, разбои); преступления против общественной безопасности и общественного порядка (хулиганство, вандализм), преступления против здоровья населения (незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ).
5. Результаты исследования материалов заседаний комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав показали, что из 150 подростков-правонарушителей – 61 % имеют психопатические признаки, 20 % страдают алкоголизмом, 15 % наркоманией, остальные – различными неврозами. При этом особенности личности несовершеннолетнего преступника обусловлены наличием психической аномалией подростка, которая воздействовала на его акцентуацию характера и являлась основным криминогенным фактором.
6. Исходя из анализа проведенного анкетирования, представляется целесообразным выделить типологию личности несовершеннолетнего преступника с психическими аномалиями: устойчивый, профессионально-ролевой, ситуативный, асоциально-гедонистический, инфантильно-игровой (конформный), суггестивный (зависимый, внушаемый), деструктивный и смешанный типы.
7. Констатируется, что существует взаимозависимая закономерность социальных и биологических факторов, детерминирующих преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями:
– биологические и социальные факторы носят многосложный характер и подчиняются динамическим закономерностям криминогенной деформации личности несовершеннолетнего;
– психическое восприятие и отражение объективной действительности обусловлены тем, что аномальные трансформации функционирования мозга, вызванные воздействием биологического фактора, неизбежно приводят к социальной дезадаптации подростка. И, наоборот, при психических заболеваниях, в генезисе которых значительная роль принадлежит социальным факторам, в процесс неизбежно вовлекаются патогенетические факторы биологического характера.
8. Обосновывается положение о том, что психические аномалии влияют на совершение несовершеннолетними преступлений небольшой сложности, и не требующих предварительной подготовки (кражи, грабежи, разбои, причинение вреда здоровью различной степени тяжести). 
9. Диссертант утверждает, что на этапе раннего профилактического воздействия на несовершеннолетнего значительное влияние оказывает семья, тесные и доверительные взаимоотношения с близкими.
10. Результаты проведенного анкетирования среди сотрудников органов внутренних дел, позволили автору выделить основные меры повышения качества ранней профилактики преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями:

  • выделение в органах внутренних дел специализированную службу для осуществления только индивидуальной профилактики преступлений несовершеннолетних с привлечением психолога на каждый случай совершения подростком преступления;
  • повышение квалификации сотрудников, осуществляющих индивидуально-профилактическую деятельность несовершеннолетних;
  • улучшить материально-техническое обеспечение службы, осуществляющей данную деятельность.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно способствует более глубокому и всестороннему изучению и разработке криминологической характеристики преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями; позволяет расширить знания по данной проблеме, расширяет имеющийся опыт научного исследования проблем преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями, что в совокупности представляется научной базой для последующих разработок этой темы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в процессе проведенного исследования теоретические выводы и практические рекомендации, а также иные исследовательские материалы могут быть использованы:
– в законотворческом процессе при дальнейшем совершенствовании уголовного законодательства;
– в научно-исследовательской работе по дальнейшему изучению актуальных проблем преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями;
– в учебном процессе высших юридических учебных заведений, юридических факультетов университетов при преподавании курсов уголовного права и криминологии.
Апробация работы и внедрение результатов исследования.
Основные положения диссертации нашли свое отражение в пяти публикациях, докладывались на международных научно-практических конференциях, проводимых Южно-Уральским государственным университетом (международная научно-правовая конференция молодых исследователей «Современные проблемы юридической науки» - 6-7 мая 2009 г.); Челябинским государственным университетом (международная научно-практическая конференция студентов и молодых ученых, посвященная памяти доктора юридических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, члена-корреспондента Петровской академии наук и искусств Ивана Яковлевича Дюрягина «Проблемы современного российского права» - 14-15 мая 2010 г.); Ставропольским государственным университетом (международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы защиты прав ребенка в современном российском обществе и предпосылки создания ювенальной юстиции» - 2010 г.).
Положения и выводы диссертационного исследования использовались автором при подготовке учебных материалов и проведении занятий по криминологии на юридическом факультете Челябинского государственного университета.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.
 
Основное содержание работы
 
         Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются его объект и предмет, цель и задачи; дается оценка степени научной разработанности; описываются методологическая, теоретическая, нормативная и эмпирическая основы; раскрывается научная новизна исследования; формулируются положения, выносимые на защиту; показана теоретическая и практическая значимость исследования; приводятся сведения об апробации полученных результатов.
          Глава первая «Теоретические основы исследования преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями» состоит из двух параграфов.
В первом параграфе «Понятие и признаки преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями» исследовались проблемы понимания «психическая аномалия», «психические расстройства», «преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями».
По мнению диссертанта, понятие «преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями» на сегодняшний момент не было сформулировано достаточно четко и обоснованно. Причиной этому может служить факт недостаточной разработанности данной проблематики. Автор полагает, что преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями представляется возможным определить, только основываясь на познаниях о самой преступности несовершеннолетних в целом.
Констатируется, что в отечественной литературе долгие годы господствовало понимание преступности как исторически преходящего социально-правового явления классового общества, представляющего собой совокупность всех преступлений, совершенных на определенной территории за определенный период времени[11]. В последние годы появились более корректные определения: «преступность – отрицательное социально-правовое явление, существующее в человеческом обществе, имеющее свои закономерности, количественные и качественные характеристики, влекущие негативные для общества и людей последствия, и требующее специфических государственных и общественных мер контроля за ним»[12].
Автор аргументирует, что последнее определение наиболее полно охарактеризовывает сущность такого негативного явление как преступность. Именно его некоторые отдельные элементы следует использовать для определения понятия преступности несовершеннолетних. Так, преступность несовершеннолетних представляет собой исторически-изменчивое, негативное социально-правовое и общественно опасное явление, имеющее свою закономерность, количественные и качественные характеристики, являясь при этом формой социального поведения подростков, нарушающей нормальное функционирование общественного организма, и влекущее отрицательные для людей и общества последствия, требующее специальных государственных и общественных мер надзора за ней.
Отмечается, что термин «психическая аномалия» представлен в литературе наряду с другими медицинскими понятиями. При этом данное понятие, также как другие утратили свое определенное юридическое значение. Такими, например, являются «психическая болезнь», «психоз» (психотическое состояние), «пограничное состояние психики», «психопатологаческий дефект», «аномалия развития личности», «акцентуация личности» и т.п.
Отсутствие единого общепринятого законодательного определения медицинского (психиатрического) термина «психическая аномалия» справедливо порождает различные понимания этого важного, как представляется, не только в медицинском, но и в социально-правовом смысле явления, что следует признать нежелательным (недопустимым) в научных, ни в учебных, ни в практических целях. Разные оценки, безусловно, имеют разный юридический смысл и приводят к таким же разным по значимости социально-правовым последствиям.
По мнению автора, психические аномалии несовершеннолетних являет собой определенное психическое состояние, при котором происходят духовные изменения в личности, и приводящие к отклоняющемуся девиантному поведению, в результате которого происходит дезадаптация лица, снижающая способность отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими, не исключающее вменяемости.
Исследование показало, что к признакам преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями относится следующее:

  1. такая преступность в большинстве своем обусловлена действием факторов, типичных для психически полноценных преступников;
  2. преступность несовершеннолетних выделяется на основе такого критерия, как несовершеннолетний возраст субъекта преступления;
  3. преступления, совершаемые несовершеннолетними с психическими аномалиями, относятся к так называемым пограничным состояниям, не исключающими вменяемости;
  4. подростковая среда с легкостью копирует негативные состояния общества, что обусловили интенсивное вовлечение несовершеннолетних лиц с психическими отклонениями в криминальную деятельность;
  5. по характеру преступлений – несовершеннолетние обычно чаще совершают кражи, грабежи, разбои и изнасилования, реже убийства. Предметами корыстного посягательства подростков выступают, как правило, предметы быта.

Сформулировано авторское определение преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями, под которой следует понимать совокупность преступлений, совершаемых на определенной территории и в определенное время несовершеннолетними под воздействием психических аномалий в виде психопатии, олигофрении в форме дебильности, остаточных явлений черепно-мозговых травм, органического заболевания центральной нервной системы, эпилепсии, сосудистых заболеваний с психическими изменениями, шизофрении, алкоголизма и наркомании, не исключающих вменяемости.
Во втором параграфе «Исторический аспект возникновения преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями» проводится исследование теорий и концепций ученых различных исторических периодов о возникновении преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями.
Автор отмечает, что еще в ХIХ веке криминалисты и криминологи во всем мире довольно филигранно исследовали фактор психических аномалий в качестве одной из причин преступности, в основном – насильственного характера.
С особой проницательностью криминологическая проблема психических аномалий (умопомешательства) была поставлена в известных работах  Ч. Ломброзо (1835 – 1909 гг.) и его последователях.
Исследование показало, что на каждом этапе развития психиатрии трактовка общественно опасных действий психически больных отражала господствующие в данное время взгляды на сущность душевного заболевания. Во второй половине XIX века основное значение в происхождении противоправного поведения придавали роли психических аномалий. П. И. Ковалевский писал, что «помешанный под влиянием своих иллюзий, галлюцинаций и безумных представлений или в результате раздражения может совершать всевозможные преступления»[13]. А. Р. Крафт-Эбинг обращал внимание преимущественно на психопатологические механизмы опасных действий, указывая на их разнообразие и наибольшую опасность при бреде преследования[14].
Ряд ученых главным в генезисе противоправного поведения считали эмоциональное огрубление с утратой этических представлений.
Утверждается, что многообразие и сложность взаимоотношений между психическими аномалиями и характером общественно опасного поведения подчеркивали  И. Н. Введенский, А. Н. Бунеев, Л. И Молочек, Ц. М. Фейнберг и другие. Эти авторы, отмечая влияние различных внешних, в том числе социальных, факторов на поведение психических девиантов, связывали его с обусловленностью особенностями преморбидных установок. Указанная точка зрения нашла свое крайнее выражение в работе В. А. Внукова, который отрицал возможность сопоставления социально опасных поступков больных с психопатологическими расстройствами и особенностями патологических форм психических отклонений[15].
С учетом исторического анализа проблем, связанных с преступностью лиц с психическими аномалиями, автор выявил такую закономерность. Данная проблема, действительно, нашла свое отражение во многих трудах, как зарубежных ученых, так и российских. Причем не только получила интерес в трудах по криминологии, но и особую значимость обнаруживает в трудах по психиатрии. Однако учеными были исследованы преступники и законопослушные граждане с психическими аномалиями всех возрастных категорий, за исключением подростков. Что касается концепций психических аномалий несовершеннолетних, то, следует констатировать, что в ракурсе данных исторических доктрин, данной проблеме не было уделено особого внимания.
В этой связи диссертант отмечает, что изучение преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями было связано напрямую с вопросами уголовной ответственности лиц с психическими расстройствами. Послереволюционный период развития уголовного законодательства в этой области знаний, выдвинул на первый план личность человека в качестве полноправного элемента охраняемых уголовным законом общественных отношений. Уголовное законодательство России не содержало законодательного определения вменяемости, раскрывалось лишь вторичное определение понятия невменяемости.
Автор резюмирует, что в криминологической науке того периода времени противодействие преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями как таковая проблема не обозначалась.
Глава вторая «Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями» состоит из трех параграфов.
В первом параграфе «Состояние, структура и тенденции преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями» проведено исследование современного состояния, структуры, и выявлены тенденции преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями.
Автор отмечает, что преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями отдельно в официальной статистике не учитывается. Имеются некоторые данные о количестве преступлений, совершенными несовершеннолетними, состоящими на учете в психоневрологическом диспансере, и в отношении которых проводилась судебно-психиатрическая экспертиза. В связи с этим представился сложным сам эмпирический процесс получения достоверной информации о данном явлении. Немаловажное значение имеет скрытый характер психических аномалий, учет которых вообще невозможен. Поэтому исследование состояния, структуры и тенденций преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями проведено в комплексе с общей преступностью несовершеннолетних.
Изучение статистических данных показало, что в настоящее время на территории России отмечается устойчивая тенденция к сокращению уровня преступности в среде несовершеннолетних[16]. В 2011 году, по сравнению с 2005 годом, количество преступлений, совершенных несовершеннолетними снизилось на 49,24 % (с 154 734 до 78 548), при этом удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений снизился лишь 16,7 % (с 35,9 в 2005 году до 29,9 в 2011 году).
В структуре преступлений, совершаемых несовершеннолетними по итогам 2011 года более половины или 53 % - это кражи чужого имущества, что объяснимо спецификой данного вида преступления и личностью несовершеннолетнего, 17 % - корыстно-насильственные хищения (грабежи и разбойные нападения), менее распространены насильственные преступления (убийства, нанесения тяжких телесных повреждений, изнасилование) и незаконный оборот наркотических средств, количество которых в указанной структуре составило по 3 %.
Результаты изучения правоприменительной практики позволили констатировать, что лица с психическими аномалиями совершают примитивные преступления, связанные с хищением продуктов питания и потребительских товаров повышенного спроса (кражи составляют 75 % всей корыстной преступности олигофренов и свыше 80 % корыстной преступности лиц, имеющих органические поражения центральной нервной системы).
Среди лиц, совершивших тяжкие насильственные преступления, чаще всего встречаются такие аномалии: психопатии и психопатические состояния – у 34 %; органические поражения центральной нервной системы – 21 %; ушибы головного мозга – 17 %; хронический алкоголизм - у 16 %. Среди убийц лица с психическими аномалиями составляют более 71 %. Из общего количества несовершеннолетних с психическими аномалиями, привлекавшихся за 2011 г. по ст. 105 УК РФ, психопаты составляли 56 %; по ст. 162 – 62,3 %; по ст. ст. 213 – 48 %.
Самым распространенным преступлением среди несовершеннолетних с психическими аномалиями (в большинстве, среди олигофренов, психопатов) является кража. Причем, в основном они совершают кражи самостоятельно (среди олигофренов в 59,4 %, среди психопатов – 49,9 %). Среди олигофренов, совершивших кражи, в состоянии опьянения находилось 18,1 %, среди психопатов – 39,6 %.
Для структуры преступности несовершеннолетних лиц с психическими аномалиями характерно совершение 12–15 видов преступлений, которые образуют три группы преступлений:
а) преступления против личности;
б) преступления против собственности;
в) преступления против общественной безопасности и здоровья населения.
Особенно отягощают психическую аномалию несовершеннолетних присоединяющийся алкоголизм и наркомания.
По сравнению с 2005 году количество несовершеннолетних, совершивших преступление в состоянии алкогольного опьянения в 2011 году снизилось на 66,21 % (с 21 468 до 7 255), а количество преступлений, совершенных в наркотическом опьянении, наоборот, возросло 12,42 % (с 153 до 172). Динамика удельного веса лиц, совершивших преступления от общего количества несовершеннолетних, совершивших преступления, отличается стабильностью, что говорит о сохранении негативной тенденции.
Ряд преступлений лицами с аномалиями психики вообще не совершается. Прежде всего, это такие общественно опасные деяния, которые требуют наличия специального субъекта преступления (должностные, против правосудия и т.д.), также сюда следует отнести преступления в сфере компьютерной информации, преступления против мира и безопасности человечества.
Особенности отдельных элементов структуры преступности несовершеннолетних лиц с психическими аномалиями, сложный характер ее динамики, неравномерность, латентность, многовекторность тенденций указывают на сложность и многозначность социальных условий, формирующих преступное поведение подростков.
Во втором параграфе «Характеристика несовершеннолетнего преступника с психическими аномалиями» проводится анализ личности несовершеннолетнего преступника с психическими аномалиями.
В результате исследования выявлены две возрастные группы несовершеннолетних с психическими аномалиями: 14-15 и 16-17 лет. При этом следует отметить, что среди таких подростков, совершивших преступления, устойчиво преобладают лица старшей возрастной группы. На основании изучения материалов уголовных дел и проведенного анкетирования выявлено, что из психически аномальных несовершеннолетних преступников - 1/3 составляют 14-15-летние, а 2/3 – 16-17. Другие возрастные категории выглядят следующим образом: 92 % из всех указанных несовершеннолетних колебался в пределах 12 до 14 лет (451 человек), 6,12 % приходился на возраст 10-11 лет (30 человек), а 2,04 % приходился на несовершеннолетних, интеллектуальное и волевое развитие которых отстает от одногодков (10 человек).
Анализ такого социально-демографического признака личности несовершеннолетнего преступника с преступными аномалиями как возраст, показал, что, он, безусловно, играет важную роль в характеристике личности исследуемого преступника. Именно возраст с учетом полученных выводов свидетельствует о существующих психических аномалиях у несовершеннолетнего, поскольку те или иные особенности в психике зависят напрямую от возрастного порога. Из 397 исследованных подростков, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления в г. Челябинске в период с 2009 г. по 2011 г., 108  – это подростки в возрасте с 12 до 14 лет. Поэтому напрашивается очевидный вывод, что наличие такого процентного показателя совершения преступлений несовершеннолетними преступниками, страдающими психопатией и иными психическими расстройствами, в возрасте от 12 до 14 лет, требует от государства принятия более эффективных мер для уменьшения числа преступлений среди таких несовершеннолетних преступников.
Констатируется, что основную часть несовершеннолетних преступников с психическими аномалиями составили лица мужского пола (89,3 %); 10,7 % - лица женского пола. Представляется, что причиной такой существенной разницы между несовершеннолетними разного пола является психическое неблагополучие.
Объединив некоторые психические расстройства с возрастным и половым критерием, установлено, что группу социально опасных психически больных несовершеннолетних, на долю которых приходилось 63,6 % всех противоправных действий, составили больные шизофренией в возрасте от 13 до 16 лет, причем у подростков мужского пола наиболее криминогенный период наблюдался в интервале 14 – 16 лет.
Современное состояние общества обусловливает рост противоправных деяний среди подростков с легкой степенью выраженности умственной отсталости. При этом довольно часто наблюдается сочетание умственной отсталости с нарушениями поведения у детей – социальных сирот по причине психической патологии матерей, шизофрении, умственной отсталости, алкоголизма и наркоманий.
Выборочное исследование несовершеннолетних преступников с психическими аномалиями показало, что большинство из них воспитывалось в семьях, характеризующихся «отрицательно» (59 %). Из числа олигофренов 53 % воспитывалось в отрицательных семьях, в «нейтральных» - 47 %. Психопаты: в «положительных» семьях – 12 %, в «отрицательных» - 57 %, в «нейтральных» - 31 %, страдающих органическим поражением центральной нервной системы, в «нейтральных» семьях было выявлено большинство подростков (68 %), в «положительных» семьях – 32 %. Наследственность 43 % исследуемых несовершеннолетних была отягощена пьянством родителей, причем 21 % составили ограниченно вменяемые, 63 % - были из семей, имеющих более двух детей.
Многие несовершеннолетние из неблагополучных семей начали употреблять спиртные напитки еще в раннем возрасте, что привело впоследствии к таким психическим аномалиям, как алкоголизм (22,9 %), психопатии (15 %), органическое заболевание центральной нервной системы (9,6 %).
Наивысшей преступной активностью характеризуется группа неработающих и неучащихся несовершеннолетних с психическими аномалиями, темпы роста преступности в этой группе наиболее высоки. Среднее специальное образование имели подростки в 6 %; среднее общее – 33 %, неполное среднее (7-9 классов) – 34 %, начальное – 27 %. При этом они не стремятся к повышению своего образовательного уровня.
По мнению диссертанта, личность несовершеннолетних преступников характеризуется ослаблением чувства стыда и вины, равнодушием к страданиям других, несамокритичностью и желанием видеть в окружающих источник собственных безнравственных поступков. Многие из них несдержанны, жестоки, эмоционально неуравновешенны, обладают акцентуированными чертами характера. Акцентуации характера (усиление, заострение определенных психических свойств) и психические аномалии являются основными криминогенными факторами. Акцентуированные несовершеннолетние несут в себе повышенный риск преступного поведения, они более восприимчивы к негативным воздействиям социальной среды (неблагополучие в семье, асоциальное воспитание, влияние антисоциальных неформальных объединений и пр.).
Отмечается, что у несовершеннолетних преступников, страдающих психическими аномалиями, были выявлены: нарушение речевых свойств, бедный словарный запас; замечены нарушения, расстройства эмоций, эмоциональная напряженность, неустойчивость; парциальный характер психопатических проявлений, неустойчивость и изменчивость; сложность, полиморфность, гетерономность психопатий и неоднозначность их динамики; легкость перехода от компенсации к декомпенсации и наоборот; неоднородность клинических проявлений, относительность критерия социальной дезадаптации и отсутствие прямой зависимости от глубины дисгармонии.
Автор резюмирует, что психические аномалии у несовершеннолетних препятствуют нормальной социализации личности подростков, усвоению ею общественных ценностей, установлению нормальных связей и отношений; мешают получению образования, ведения антиобщественного образа жизни.
В третьем параграфе «Типология личности несовершеннолетних преступников с психическими аномалиями» исследованы типологии личностей преступников. Дано представление об их содержании, признаках и особенностях, на основе которых автором была изучена типология личности несовершеннолетних преступников с психическими аномалиями.
Диссертант констатирует, что ни в одной личностной типологии, личность несовершеннолетнего преступника с психическими аномалиями не нашла своего отражения. Поэтому, основываясь на авторитетности мнений ученых-криминологов и психиатров (Ю. М. Антоняна, Л. М. Балабанова,     В. П. Голубева, Ц. А. Голумба, В. В. Гульдана, О. В. Зайцевой, А. Ф. Зелинского, В. Н. Кудрявцева, Т. П. Печерникова, Б. В. Шостаковича); результатах проведенного исследования и эмпирических данных о личностно-мотивационных свойствах, выраженности криминогенных искажений, социальной направленности, факторов становления личности, автором были сформулированы следующие типы несовершеннолетних преступников с психическими аномалиями:
1) «устойчивый» тип – характеризуется стойкими эмоционально-волевыми деформациями, злобой, несдержанностью, открытой неприязнью к окружающим людям, государственным и общественным институтам. Невысокий интеллектуальный уровень, неспособность адаптироваться к внешней среде, изъяны воспитания «компенсируются» агрессивными реакциями. Этот тип свойственен подросткам, страдающих психопатией, и совершающих, преимущественно, преступления насильственного характера. Насильственные действия преступников отличаются продуманностью, жестокостью. Сами же несовершеннолетние признают лишь культ грубой силы и «кодекс» криминальной субкультуры. Индивидуальные особенности определяются акцентуациями характера взрывного круга, аффективными нарушениями. Агрессивное поведение может быть спровоцировано употреблением алкоголя, наркотических психоактивных веществ;
2) «профессионально-ролевой» («лидерский», «субкультуральный») тип – к данной категории относятся преступники-рецидивисты (психопатизированные личности), с выраженными общественно опасными формами поведения, которые стали их образом жизни. Как правило, это организаторы и участники групповых преступлений строго определенной направленности (квалификации). Потребность в самоутверждении нередко приобретает у данных подростков гипертрофированные формы. Стандарты поведения продиктованы преступными обычаями и традициями;
3) «ситуативный» тип – у несовершеннолетних наблюдаются отчетливые искажения в ценностно-нормативных ориентациях личности. В определенных ситуациях у подростков начинают доминировать лишь насильственные тенденции. Они отвергают любую мысль об использовании законных методов достижения цели. В ряде случаев несовершеннолетние сами провоцируют окружающих, стремятся искусственно создать условия для совершения преступления. Данные подростки состояли на учете у врача-психиатра по поводу органического расстройства личности, эпилепсии;
4) «асоциально-гедонистический» тип – объединяет психопатизированных лиц с выраженными эгоистическими установками, повышенной тягой к удовольствиям, развлечениям, безделью. Личность преступника характеризуется ранней половой инициацией, аморальностью, наличием психосексуальных девиаций. Подростки уделяют значительное (утрированное) внимание своей внешности, физической подготовке, а также освоению перверсных (извращенных) способов половой активности. Представители данного типа склонны к гомосексуальным, бисексуальным, педофильным контактам. Криминальная агрессия проявляется в совершении изнасилований или насильственных действий сексуального характера;
5) «инфантильно-игровой», или конформный тип – совершение преступных действий насильственного характера происходит по игровым мотивам, из чувства групповой солидарности («мы как все»). Сами подростки не задумываются над тяжестью возможных последствий. Игровые мотивы вообще характерны для несовершеннолетних, но в данном случае речь идет об особой категории подростков-инфантилов, которые даже среди сверстников выделяются детскостью, впечатлительностью, обидчивостью. Их суждения незрелы, мышление конкретно, эмоциональная сфера крайне неустойчива. Волевые функции длительное время задерживаются в своем развитии. Несформированность познавательной деятельности сочетается с истощаемостью, взрывчатостью, злопамятностью;
6) «суггестивный» («зависимый», «внушаемый») тип – характеризуется наличием в своем составе слабовольных, нерешительных, тревожно-мнительных и внушаемых подростков. Они совершают преступления не в силу стойких криминальных установок, а в связи с «давлением» лидеров, членов группы. Чтобы избавиться от дискомфорта и повысить собственную агрессивность, принимают алкоголь или наркотики. Трусость и безынициативность обеспечивают им второстепенные роли в подростковой иерархии. В положительном окружении они быстро адаптируются и становятся на социально одобряемые позиции. Ценностные ориентации содержат элементы как позитивной, так и негативной направленности;
7) «деструктивный» тип – в связи с наличием выраженных, стойких психических аномалий (эндогенных заболеваний, ядерной психопатии) и антисоциальных установок у подростков формируются искажения в мотивационной сфере, поведение становится менее опосредованным, заметно снижается поведенческий контроль. Несовершеннолетние уклоняются от учебы, любого труда, не испытывают привязанности к родственникам, знакомым. У них выражены инстинктивные влечения, особенно гиперсексуальность. Спектр расстройств очень широкий (в рамках вменяемости). Расстройства личности и поведения часто отягощены хроническим алкоголизмом и полинаркоманией;
8) «смешанный» тип – самый распространенный. Несмотря на сложные сочетания различных черт, качеств, один из типологических комплексов обязательно является доминирующим. По справедливому суждению             В. Н. Липского, деструктивные проявления встречаются у всех несовершеннолетних преступников, совершающих, в основном, насильственные преступления, что способствует образованию таких групп, как «ситуативно-деструктивный тип», «деструктивно-суггестивный» и т.п.[17]
Таким образом, анализ вышеуказанных типов несовершеннолетних преступников с психическими аномалиями позволяет заключить, что для таких подростков характерно дисгармоничное формирование личностных ориентаций с выраженными деструктивными тенденциями, носящими многофакторный характер (нерешительный, тревожно-мнительный и внушаемый, агрессивный, жестокий, самоутверждающийся, аддиктивный и т.д.). Особенно эти качества личности несовершеннолетних характерны для агрессивных девиантных, насильственных преступников.
Глава третья «Факторы, детерминирующие преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями и проблемы ранней профилактики» состоит из трех параграфов.
В первом параграфе «Роль социальных и биологических факторов в генезисе психических расстройств» автором исследовано значение социальных и биологических факторов в генезисе психических расстройств.
Диссертант утверждает, что специфическим для криминологии критерием повышенного интереса к социально-биологической и социально-психологической проблематике выступает необходимость более глубокого объяснения преступности несовершеннолетних, и потребность в дальнейшем повышении эффективности всех видов и форм предупреждения преступлений на основе максимальной увязки их с личностными особенностями несовершеннолетних преступников с психическими аномалиями.
Клиническая практика показывает несостоятельность опоры только на биологическую составляющую патологических влияний в формировании личностных расстройств несовершеннолетних. Также и социальные причины сами по себе не представляют решающей патологической силы. Теоретические построения в рамках деления биологического и социального не могут полностью объяснить происхождение всего спектра личностных девиаций и их аффективных особенностей.
Отмечается, что социальная программа человека, заданная внешним миром, преломляется через интеллект и чувственно-эмоциональную сферу, постепенно становится внутренним содержанием личности. Биологическое в человеке выступает в качестве материальной предпосылки для развития его социальной сущности.
Констатируется, что психические аномалии могут существенно способствовать неправильному развитию личности подростка и непосредственно его преступному поведению. Однако они не определяют социальное содержание личности и потому не могут быть признаны причиной, порождающей такое поведение. При психических аномалиях сохраняются (хотя и с определенными изменениями) общие механизмы осознания и руководства преступным поведением.
На основе изучения материалов уголовных дел и проведенного анкетирования, автор резюмирует, что значительная часть психических аномалий носит приобретенный характер (алкоголизм, травмы, часть психопатий и т.д.).
Проведенный анализ преступлений, совершенных несовершеннолетними, свидетельствует о том, что периоды мощных общественных сдвигов всегда сопровождались всплесками вандализма, жестокости, агрессивности молодого поколения как реакции на социальные проблемы.
Диссертант придерживается позиции, согласно которой психические аномалии несовершеннолетних создают только фон, воздействующий на степень интенсивности формирования и проявления тех или иных личностных черт подростка. Они не касаются качественных сторон содержания сознания, которые определяются участием человека в социально-историческом процессе, не определяют сами по себе социальное содержание личности подростка и не порождают преступного поведения (как равно и положительного). Поэтому, очевиден вывод о том, что сущность человека, равно как и несовершеннолетнего, социальна. Не существует корректных данных, свидетельствующих о том, что духовный мир подростка, его образовательная и трудовая деятельность биологически детерминирована. Тем самым вся специфика человека, все человеческое в нем – продукт человеческих отношений.
Аргументируется, что психические аномалии и отклонения от нормы, общей закономерности, в том числе и психопатические особенности, если они не исключают вменяемости, полностью не определяют поведение человека. В пределах поведения такого лица, патологические черты, то есть болезненное отклонение от нормы, если они присутствуют у такого человека, опосредуются содержанием сознания.
Соотношение социального и биологического в генезисе психических аномалий несовершеннолетних не является постоянным и одинаковым. Оно отличается в разных звеньях причинной цепочки: в начальной стадии развития подростка, ведущей к акту сознательного поведения; в процессе развития и жизни; в процессе его общественного развития.
Автор резюмирует, что биологические и социальные факторы носят многосложный характер и подчиняются динамическим закономерностям криминогенной деформации личности несовершеннолетнего. Психическое восприятие и отражение объективной действительности обусловлены тем, что аномальные трансформации функционирования мозга, вызванные воздействием биологического фактора, неизбежно приводят к социальной дезадаптации подростка. И, наоборот, при психических заболеваниях, в генезисе которых значительная роль принадлежит социальным факторам, в процесс неизбежно вовлекаются патогенетические факторы биологического характера.
Во втором параграфе «Влияние психических аномалий на общественно опасное поведение несовершеннолетних» исследованы проблемы установления влияния психических аномалий на преступное поведение несовершеннолетних.
Обосновывается, что криминогенное значение психических аномалий заключается в том, что они при определенных условиях, взаимодействуя с другими особенностями личности несовершеннолетнего, облегчают совершение им преступления, выступая в данном случае не причиной, а внутренним условием. По мнению диссертанта, для правоприменителя целесообразно установление степени влияния психической аномалии на преступное поведение подростка, поскольку не всякая психическая аномалия влияет на совершение несовершеннолетним лицом преступления.
Автор солидарен с Т. Н. Журавлевой в том, что распространенность психических расстройств, алкоголизма и наркомании среди несовершеннолетних преступников, особенно насильственных и дезадаптивных, свидетельствует о влиянии этих аномалий на преступное поведение. Наличие психических расстройств оказывает заметное влияние на антиобщественное поведение еще до совершения преступления. Мелкое хулиганство наиболее часто совершают алкоголики, психопаты и лица с остаточными явлениями травм черепа; мелкие хищения – психопаты и алкоголики. Психически здоровых больше всего среди виновных в совершении изнасилований, разбоев, грабежей и краж[18].
По мнению диссертанта, расстройства психической деятельности могут быть наследственного и врожденного характера. Но они только в том случае будут влиять на формирование личности преступника, если они сопряжены с неблагоприятными асоциальными условиями: например, алкоголизм, пьянство, наркотизм, бродяжничестиво, беспризорность, попрошайничество.
Выводы правоприменительной практики показали, что агрессивные действия и проявление насилия в отношении своих сверстников, членов семей выявлены у несовершеннолетних с такими психическими аномалиями как шизофрения и эпилепсия. Так, подростки, больные шизофренией в 25 % случаев помещались в психиатрический стационар по заявлению родственников, отмечавших у них вспышки немотивированной агрессии. В интервалах между приступами больных, страдающих эпилепсией, была также выявлена склонность к неконтролируемым вспышкам насилия и деструктивности поведения. Шизофрения и эпилепсия относятся к психическим аномалиям с более высоким риском возможного применения насилия.
Кроме того, диссертант отмечает проявление насилия у психически больных несовершеннолетних, коррелирующиеся наиболее часто с бредовыми ошибочными восприятиями и галлюцинациями.
Наличие психической аномалии у несовершеннолетних оказывает влияние на восприятие окружающей действительности, образ жизни и их поведение. Поэтому очевидно, что нарушенные вследствие аномалии (патологии) психики стороны психической деятельности проявят себя в особенностях реализации преступных действий. Характер преступного поведения в этом случае будет носить синдромологический или нозологический отпечаток психической аномалии. При этом поведенческие различия во многом будут связаны именно со структурой патопсихологического синдрома.
Утверждается, что психические аномалии могут носить скрытый характер, течение их бывает с ослаблением или с усилением воздействия на психику. Окружающими они воспринимаются как странности характера, обусловленные неуравновешенностью, замкнутостью, взрывчатостью, ранимостью или эмоциональной тупостью. Преступные действия несовершеннолетних лиц с психическими аномалиями в большей степени, чем психически здоровых подростков, определяются ситуационными факторами. Криминогенность ситуации может быть оценена в той степени, в какой изменена личность подростка под влиянием наличия психического расстройства, и чем больше ситуация не соответствует данному типу личности, тем больше она непереносима для субъекта, тем больше его стремление к ее разрешению, совершению противоправных действий.
Автор резюмирует, что наличие психической аномалии оказывает значительное влияние на совершение отдельных видов преступлений (например, преступления против личности, вандализм, хулиганство). При этом оно незначительно влияет на совершение других преступлений, например, преступлений против собственности, в сфере экономической деятельности, должностных преступлений, общественной безопасности, требующих особой подготовки и сообразительности. Представляется, что подобные преступления трудны для совершения несовершеннолетними, страдающими алкоголизмом, олигофренией, подростками с заболеванием центральной нервной системой. Поэтому в этом отношении психическая аномалия даже препятствует совершению преступления. Кроме того, наличие такого расстройства у несовершеннолетнего преступника может и не иметь прямого отношения к самому преступлению (например, хищение, совершенное подростком, страдающим психопатией).
В третьем параграфе «Особенности ранней профилактики преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями» исследованы понятие и особенности ранней профилактики преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями, как выявление и нейтрализация источников антиобщественных влияний на подростка.
Диссертант отмечает, что смысл ранней профилактической деятельности заключается в том, чтобы остановить начавшуюся деформацию личности подростков с психическими аномалиями, от которых, судя по обнаружившимся отклонениям в поведении, можно ожидать перехода на путь преступлений.
Обосновывается, что целью ранней профилактики является воздействие на криминогенные факторы, способствующие формированию личности несовершеннолетнего преступника с психическими аномалиями – их устранение или нейтрализация.
Главными задачами ранней профилактики преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями являются: правильное и нормальное развитие подростков, создание здоровой среды их воспитания; уничтожение и искоренение источника преступлений среди несовершеннолетних; вмешательство и препятствование неправильным поступкам и действиям неуравновешенных малосознательных подростков.
Автор считает, что ранняя профилактика должна охватывать подростков с психическими аномалиями, чье поведение нарушает правовые нормы, но еще не стало преступным. Это несовершеннолетние, которые систематически нарушают дисциплину и правила внутреннего распорядка, нигде не работают и не учатся, бродяжничают, употребляют спиртные напитки и наркотические вещества, поддерживают связи с антиобщественными элементами из числа сверстников или взрослых лиц.
Деятельность субъектов ранней профилактики имеет положительные результаты по снижению уровня несовершеннолетней преступности, однако в их деятельности имеется ряд проблем, препятствующих полноценному противодействию, указанному виду преступности.
Так, в 2010 году в органы внутренних дел за различные правонарушения доставлено 627 757 несовершеннолетних, в том числе 78 548 совершивших преступления, 362 813 административные правонарушения, однако сотрудниками правоохранительных органов было направлено только 20 256 предписаний об устранении причин и условий, способствующих их совершению[19]. Тем самым, адекватные меры были приняты всего лишь к 3,2 % указанных фактов, соответствующих мер к остальным случаям принято не было, что не позволяет вовремя осуществить раннюю профилактику преступлений среди несовершеннолетних с психическими аномалиями.
По мнению автора, правоохранительными органами должен рассматриваться каждый факт доставления несовершеннолетних в органы внутренних дел, особенно при совершении ими правонарушений.
Особая роль в рассматриваемом направлении отводится индивидуальной профилактике, при осуществлении которой, отмечается недостаточный уровень подготовки сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних по педагогической и психологической работе с несовершеннолетними. В связи с этим, автор предлагает провести обучение сотрудников с приглашением педагогов, врачей-психиатров и психологов, имеющих опыт работы с указанными подростками; разработать специализированные методические рекомендации; ввести спецкурс в учебных центрах.
Кроме того, сотрудники органов внутренних дел в большинстве случаев применяют к несовершеннолетним с психическими аномалиями меры принуждения, нежели используют потенциал убеждения.
Профилактика преступлений этой категории подростков, прежде всего, предполагает решение проблемы их социальной адаптации, подготовки к полезной профессиональной деятельности в условиях специального обучения, а также создание условий для усвоения необходимых норм морали и права, позволяющих самостоятельно осуществлять соответствующую социально-бытовую ориентировку в несложных жизненных ситуациях.
Поэтому эффективная профилактика преступлений среди несовершеннолетних с психическими аномалиями предполагает комплекс мероприятий как социально-педагогического, так и медико-педагогического характера, направленных на оздоровление среды, на лечение и коррекцию поведения несовершеннолетних преступников.
Резюмируется, что существующие нормативно-правовые нормы по профилактике преступлений несовершеннолетних сосредоточены по различным отраслям законодательства, зачастую фрагментарны, не согласованы между собой и тем самым не способствуют консолидации профилактической деятельности различных органов.
В заключении кратко сформулированы выводы и подведены итоги диссертационного исследования.
 
Основные результаты исследования представлены в следующих публикациях автора:
 
I. В изданиях, рекомендованных перечнем Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации для публикации результатов диссертационных исследований:
 
1. Кожевникова, Е. А. К вопросу о понятии преступности несовершеннолетних лиц с психическими аномалиями [Текст] / Е. А. Кожевникова // Вестник Челябинского государственного университета. Право. – 2010. – Вып. 24, № 19 (200). – С. 81 – 83. (0,19 п. л.).
2. Кожевникова, Е. А. Детерминанты преступности несовершеннолетних [Текст] / Е. А. Кожевникова // Вестник Челябинского государственного университета. Право. – 2011. – Вып. 28, № 19 (234). – С. 101 – 103. (0,19 п. л.).
 
II. В иных изданиях:
3. Кожевникова, Е. А. Криминологическая характеристика особенностей личности несовершеннолетних преступников. [Текст] / Е. А. Кожевникова //
Современные проблемы юридической науки : сб. материалов V Международной научно-практической конференции молодых исследователей. Челябинск, 2009. – Часть II. – С. 179 – 183. (0,31 п. л.)
         4.Кожевникова, Е. А. Проблемы ранней профилактики преступности несовершеннолетних с психическими аномалиями [Текст] / Е. А. Кожевникова // Актуальные проблемы защиты прав ребенка в современном российском обществе и предпосылки создания ювенальной юстиции : материалы Международной научно-практической конференции / отв.ред. Е. А. Татаринцева. – Ставрополь : РИО ИДНК, 2010. – С. 152 – 155. (0,25 п. л.).
5.Кожевникова, Е. А. К вопросу о личности несовершеннолетнего преступника с психическими аномалиями [Текст] / Е. А. Кожевникова // Проблемы современного российского права : международная научно – практическая конференция студентов и молодых ученых, посвященная памяти доктора юридических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, члена-корреспондента Петровской академии наук и искусств     И. Я. Дюрягина (14-15 мая 2010 года) : сборник статей / отв. ред. М. Г. Янин. – Челябинск : Полиграф – Мастер, 2010. – С. 418 – 420. (0,19 п. л.).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Кожевникова Елена АЛЕКСЕЕВНА
 
 
 
 
ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ПСИХИЧЕСКИМИ АНОМАЛИЯМИ
 
 
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук
 
 
 
[1]              Официальный сайт МВД России / URL: www.mvdinform.ru (дата обращения: 16.07.2011).
[2]              См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 1 декабря 2011 г.
[3]              См.: Молодежь в России. 2010: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2010. С. 40.
[4]              См.: Преступность и правонарушения (2006-2010). Статистический сборник. - М., 2011.
[5]              См.: Обобщение практики применения судами Амурской области законодательства, регламентирующего особенности  рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних: Постановление Президиума Амурского областного суда от 18 апреля 2011 года // Официальный сайт Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» / URL: http://sudrf.ru/ (Дата обращения: 16.08.2011)
[6]           См.: Веселова Л. В. Ответственность несовершеннолетних с психическими отклонениями: уголовно-правовые и криминологические аспекты : дис. … канд. юрид. наук : 12.00.08. – Волгоград, 2005. – 202 с.
[7]              См.: Белокобыльская Т. К., Голумб Ц. А. Несовершеннолетние преступники с психическими аномалиями и проблемы ранней профилактики преступлений несовершеннолетних // Вестник Московского университета. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. № 2. – С. 74-82
[8]           См.: Емельянов В. П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1980. – 97 c.
[9]           См.: Липский В. Н. К вопросу о типологии несовершеннолетних насильственных преступников с психическими аномалиями, совершивших насильственные преступления // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. № 3. С. 15 – 19.
[10]          Тронева А. М. Преступность несовершеннолетних с психическим расстройством, не исключающим вменяемости // Вопросы ювенальной юстиции. – 2008. – № 4. – С. 12 – 16.
[11]             См.: Криминология: учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Э. Эминова. М., 2002. С. 74.
[12]             См.: Криминология: учебник для юрид. вузов / Под ред. А. И. Долговой. М., 2001. С. 86.
[13]             См.: Ковалевский П. И. Судебно-психиатрические анализы. 2-е изд. Киев, 1881. Т. 2. С. 28.
[14]             См.: Крафт-Эбинг Р. Половая психопатия, с обращением особого внимания на извращение полового чувства: Пер. с нем. М., 1996. С. 524 – 530.
[15]            См.: Внуков В. А. Заключительное слово по докладу // Украинский съезд невропатологов и психиатров.    1-й: Труды. Харьков, 1935. С. 910 – 911.
[16]            См.: Преступность и правонарушения (2005-2009). Статистический сборник. - М., 2010; Преступность и правонарушения (2006-2011). Статистический сборник. - М., 2011.
[17]            См.: Липский В. Н. К вопросу о типологии несовершеннолетних насильственных преступников с психическими аномалиями, совершивших насильственные преступления // Вопросы ювенальной юстиции. 2008.    № 3. С. 15.
[18]             См.: Журавлева Т. Н. Институт принудительных мер медицинского характера в законодательстве Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2002. С. 20.
[19]            Преступность и правонарушения (2006-2010). Статистический сборник. - М., 2011.
Файлы: 
Порядок отображения: 
0