Совершенствование системы обучения уголовному праву на основе законов сохранения информации

Аватар пользователя Турышев Александр Александрович

Публикация  2007 г.

Преподаватель кафедры уголовного права ОмА МВД России, к.ю.н. Турышев А.А.

Эффективность преподавания любой дисциплины, в том числе уголовного права зависит не только от количества накопленной информации, но и ее качества с точки зрения возможности наилучшего запоминания. В учебном заведении не маловажен сам процесс организации учебных занятий, который должен располагать к наилучшей активации памяти обучаемого. В настоящее время мы сталкиваемся с тем, что пройденный материал не усваивается обучаемыми в должной мере, они помнят, что этот вопрос был разобран на лекции, семинаре, практическом занятии, но изложить его сущность затрудняются. Предполагается, что для успешного получения знания усилия должен совершать сам обучаемый, однако посильную помощь в запоминании знаний при уже сложившейся системе преподавания в Омской академии МВД России может дать адаптация процесса обучения под существующие на физическом уровне механизмы памяти.

Использования памяти в процессе обучения проходит несколько этапов: восприятие, запоминание, сохранение и воспоминание информации. Рассматривая учебный процесс через данную схему важно заметить, что для каждого вида занятия какой-либо из вышеперечисленных процессов является превалирующим. Так в результате прослушивания лекции происходит восприятие и запоминание информации. При подготовке к семинару активизируются процессы запоминания и сохранения полученной информации, а в ходе ответа на семинарском или практическом занятии наблюдается процесс воспоминания.

Интенсивность забывания представлена на графике Эббингауза (см. рис. 1). Наибольшие потери полученной информации происходят в первые 9 часов. Каждые 3 часа обучаемый забывает 20% информации, а за весь последующий период который составляет 15 часов обучаемый теряет лишь 10%. К сожалению, при планировании учебных занятий данное положение не учитывается, что по нашему мнению не способствует эффективности запоминания.

У курсанта времени на занятие в течении года очень мало, кроме того он загружен осуществлением патрульно-постовой службы, несением нарядов. Почти всегда временной промежуток между лекцией и семинарским (практическим) занятием составляет значительное время, при котором большинство информации успевает забыться, поэтому на самоподготовке приходится проходить все этапы запоминания информации заново. Это требует значительные усилия со стороны обучаемых, большинство из которых не готовы на них пойти, а потому приходят на занятие не подготовленными. Именно здесь встает задача сохранения полученных знаний, с тем чтобы при минимуме затрат сил и времени получить максимальный эффект. Единственно правильным выходом из данной ситуации является адаптация процесса обучения в соответствии с особенностями работы человеческой памяти. В частности оптимальной будет такое расположение занятий, при котором забываемость знаний была бы сведена к минимуму.

Сохранение информации достигается путем повторения, которое зависит от интенсивности и промежутков времени между повторениями. Одно из правил позволяющих способствовать сохранению полученной информации говорит о том, что «повторения во времени должны быть распределены гиперболически, то есть каждое следующее повторение должно отделяться от предыдущего все большим интервалом времени»[1]. Исходя из этого положения после лекции на следующий день обязательно должно быть семинарское или практическое занятие по прочитанной теме. Введение такого правила при планировании занятий позволит для обучаемого свести к минимуму усилия по запоминанию, а на самоподготовке потратить время не на вспоминание лекции, а на более углубленное изучение уголовного права. Кроме того, такое расположение занятий имеет дополнительные преимущества. Оно вызывает повышенное внимание курсантов повышенное внимание к лекции, поскольку основано на еще одном законе сохранения информации: «чем более значима информация для жизнедеятельности человека, тем более прочно она запоминается и легко воспроизводится»[2]. Уверен, что для большинства курсантов ожидаемое на следующий день семинарское занятие может быть хорошим стимулом для плодотворной работы на лекции. Повышенная значимость информации положительно влияет на степень усвоения материала, что, несомненно, скажется на работе группы при проведении семинарского занятия на следующий день. Мотивацией подготовки к занятию выступает не практическая значимость последнего для будущей правоохранительной деятельности, а желание не получить неудовлетворительную оценку. Соответственно, для курсанта наибольшее значение имеют события, которые наступят в ближайшем будущем. Этот же принцип действует в отношении различных форм контроля, которые призваны повысить значимость преподаваемой информации, а значит ее запоминаемость. При изучении Особенной части уголовного права предусмотрено четыре рубежных контроля, промежуточный зачет и экзамен. К сожалению, для 3П курса не предусмотрена такая форма контроля как зачет, что снижает значимость, а вследствие чего снижается успеваемость обучаемых в первом полугодии.

Качество и количество информации полученной по изучаемой теме так же оказывает значительное влияние на процесс запоминания. Требуется рассмотрение информации, как с теоретической, так и с практической точки зрения, что возможно совместить лишь при разумном совмещении семинарских и практических занятий в процессе обучения. К сожалению, в настоящий момент Особенная часть уголовного права изучается в большей мере посредством практического решения задач. Тем не менее, семинарские занятия необходимы, но не взамен практических, а в дополнение к ним, поскольку экзаменационные вопросы посвящены не только рассмотрению конкретных составов преступлений, но и представлению общей характеристики преступлений предусмотренных какой-либо главой. При этом наилучшее запоминание требует использование информации в различных формах: семинарское занятие, практическое занятие, контрольные и игровые занятия.

Таким образом, обозначенные в данной статье проблемы и предложенные на основании их решения являются частным преломлением законов сохранения информации, учет положения которых позволит адаптировать систему обучения уголовному праву с точки зрения эффективности запоминания полученных знаний.



[1]Иванов М.М. Техника эффективного запоминания в бизнесе, учебе, деловом общении и повседневной жизни. – 2-е изд., доп. – М., 1996. ‑ С. 151.
[2] Там же. – С. 12.
Порядок отображения: 
0