Принципы формирования инновационной системы в Омской академии МВД России

Аватар пользователя Турышев Александр Александрович

Публикация 2008 г.

Преподаватель кафедры уголовного права Омской академии МВД России, к.ю.н. Турышев А.А.

В современном информационном обществе интерес к проблеме творчества и личности творца как никогда высок. Мы часто слышим в последнее время слова «инновация», «инновационный процесс», «инновационная экономика», но, употребляя их, мы часто до конца не понимаем их истинное значение. В настоящее время в педагогических журналах наблюдается бум статей посвященных данному вопросу, сферу образования просто захляснула мода на «инновационность» и согласно этим источникам оказывается, что чтобы мы не делали – все, оказывается, является инновацией. Реформирование Российской системы образования согласно европейским и американским стандартам – инновация, использование нового метода обучения – тоже инновация. С таким разнообразным, широким понятием видимо необходимо оперировать аккуратно и разумно, конечно, политика и мода – это одно, но содержательная сторона является определяющей для правильного ее понимания. Основной проблемой в данной области является отсутствие у всех четкого понимания термина «инновации» и форм ее реализации, что соответственно приводит к невозможности создания инновационной системы отражающий реальный инновационный процесс.

Практическая реализация инновационной системы в Омской академии МВД России возможно лишь при разрешении двух основных вопросов, во-первых, что следует понимать под инновацией, а, во-вторых, на основании каких принципов должна быть организована данная система в высшем учебном заведении.

Слово инновация происходит от английского слова innovation, что означает нововведение, новшество, новаторство[1]. Нововведение и инновации определяются как «создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике»[2]. Основное смысловое содержание этих слов указывает, что мы имеем дело с чем-то новым. Довольно часто происходит отождествление инновации с реформированием системы образования, что в корне неверно, т.к. реформа означает «преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры»[3]. Инновация, тоже изменение, но сфера ее распространения уже и определяется конкретной деятельностью исполнителя.

Слова «новаторство» и «рационализаторское предложение» являются синонимами современному термину «инновация». Все они восходят к общему понятию творчество, означающему «деятельность, порождающую нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно исторической уникальностью»[4]. Формами творчества являются открытие, изобретение, рационализаторское предложение (инновация), сочинительство, писательство и иные виды проявления авторства и исполнительства. Отличие инновации от всех этих форм является строго определенная сфера, подвергающаяся совершенствованию – какая-либо социальная деятельность. Как любое творчество «инновационная деятельность не поддается формализации, требует учета человеческого фактора, в частности преодоления социально-психологических барьеров, возникающих на всех этапах ее развертывания»[5].

Признаки инновации (новаторства): 1) является результатом творческой деятельности; 2) не подлежит формализации и планированию; 3) предполагает повышение эффективности достижения поставленной цели; 4) нововведение направлено на усовершенствование конкретной работы, социальной деятельности. Таким образом, инновация (рационализаторское предложение) – это результат творчества в форме предложения по повышению эффективности какой-либо разновидности социальной деятельности. Для возникновения инноваций необходимо создать необходимые условия для ее появления, выраженные в форме инновационной системы. Ее основными функциями является стимулирование у работников появление рационализаторских предложений и их последующая оценка.

Инновационный процесс начинается с появления рационализаторского предложения, которое является начальным моментом, запускающим весь механизм инновационной системы. Для удобства и оперативности их оценки предложение излагается в формализованном виде, где описываются: какую деятельность (вид деятельности) подвергается усовершенствованию, в чем ее сущность, какой положительный эффект (сокращение времени, облегчение процедуры, экономия средств) будет достигнут, какие необходимо затраты на его реализацию. Инновационные предложения могут касаться любой деятельности Омской академии МВД России по организации учебного процесса, научной деятельности, воспитательной и служебно-боевой деятельности, организации рабочего времени и т.д.

Второй этап начинается с оценки инновационной секцией поступившего рационализаторского предложения. Здесь важным моментом является выработка критерия «инновационности», который должен включать оценку эффективности достижения цели и возможности реализации в Омской академии МВД России. Инновация – это целевое предложение. Для производства оценки любого усовершенствования необходимо видеть цель, т.е. конечный воображаемый результат, образ того, что мы хотим улучшить и в конечном результате создать, именно он будет критерием определения эффективности. Если такой цели нет, то невозможно определить полезность полученных новых идей и технологий. Соответственно для Омской академии основной целью является получение образованного человека для нужд правоохранительной системы.

Наиболее важным звеном всей инновационной системы является автор. Его действия означают начало и окончание инновационного процесса. Он является самых важным и неотъемлемым элементом инновационного процесса, именно на реализацию его потребностей и идей должна ориентироваться инновационная система, на создание благоприятных условий для инновации. Новатор – (от лат. novatorобновитель) человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в какой-либо области деятельности[6].

Основной мотивации любого творчества, в том числе инновационного поведения, являются личные и имущественные побуждения. Личные означают стремление автора получить возможность реализации возникшей идеи, также признание его активной созидающей позиции в достижении общей цели. Имущественные побуждения возникают на том основании, что любое решение имеет свою стоимость, повышение эффективности, как правило, приводит к более экономному использованию ресурсов, а как следствие высвобождением ресурсов, поэтому автор вправе рассчитывать на определенную часть денег, возникшую в результате такого разумного использования. Формирующаяся инновационная система в Омской академии МВД России должна в полной мере учитывать личные неимущественные и имущественные интересы авторов инновации, только в этом случае возможно добиться успеха. В случае достижения существенной экономии ресурсов от использования рационализаторского предложения, правильно было бы выплачивать автору 1% от сэкономленных денежных средств. Нам необходима вера в необходимость инновации, именно она выступит катализатором для появления инновационных предложений в Омской академии, поэтому моментом окончания инновационного процесса следует признать момент поощрение автора за признанное инновационное предложение, независимо от того, будет ли данная идея в дальнейшем реализована.

Конечно, с реализацией политики направленной на повышение роли инновации не все так однозначно, могут возникнуть проблемы, но при всем при этом не должны быть созданы условия для дискредитации этого процесса. Министерство образования и МВД России могут просто быть не готовы к появившимся инновациям, поскольку не у всех и не всегда хватает сил признавать собственные ошибки. Однако соблюдение принципов указанных в данной статье позволит нивелировать противоречия и продолжить развитие инновационных механизмов не только «сверху», но и со значительной поддержкой «снизу».



[1] Романов А.С. Русско-английский и англо-русский словарь.  М., 1992. – С. 353.
[2] Амбрацумов А.А., Стерликов Ф.Ф. 1000 терминов рыночной экономики. Справочное учебное пособие. – М.: Крон-Пресс, 1993. – С. 98.
[3] Советский энциклопедический словарь. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1980. – С. 1134.
[4] Советский энциклопедический словарь. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1980. – С. 1323.
[5] Амбрацумов А.А., Стерликов Ф.Ф. 1000 терминов рыночной экономики. Справочное учебное пособие. – М.: Крон-Пресс, 1993. – С. 98.
[6] Словарь иностранных слов. – 19-е изд., стер. – М.: Рус. яз., 1990. – С. 345.
Порядок отображения: 
0